Что отражает понятие этносоциальные отношения
Лекция Этносоциальные отношения и процессы Дисциплина История 2 курс СПО
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Этносоциальный процесс как фактор общественного развития Дисциплина: История Лекция № 5 Преподаватель: Христич Л. А. Смоленск 2017
План 1. Понятие этносоциальных отношений. 2. Этносоциальный процесс. 3. Группы социально-структурных факторов, влияющих на межэтнические отношения. 4. Современная иммиграция в мире и проблемы, которые она порождает. 5. Межэтнические конфликты 1990-х гг. 5.1. Причины. Трудовая миграция. 5.2. Межэтнические проблемы в современной России. 5.3. Пути решения межэтнических проблем.
Природа современных межэтнических конфликтов часто рассматривается с точки зрения структурных изменений в обществе, которые становятся основой противоречий, приводящих к конфликтам. Этносоциологи считают, что в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов. Какие структурные изменения в постиндустриальном обществе стали основой таких противоречий? Каким образом модернизация и интеллектуализация народов влияют на межэтнические конфликты? Решаемые проблемно-логические вопросы
Задачи Выявить основное содержание социальных процессов в информационном обществе и место в них этносоциальных процессов в конце XX-начале XXI вв. Выяснить особенности этих процессов в современной России; Определить причины межэтнических конфликтов и пути их решения.
Актуализация темы «Этнический бум», «этнический парадокс современности» «этнический ренессанс», — наиболее распространенные характеристики ситуации, связанной с ростом этнического самосознания и готовностью многих народов защищать ценности национальной (этнической) культуры и особые права на ее сохранение в условиях нарастания глобализационных процессов, которые неизбежно сопровождаются интеграцией, унификацией и массификацией культур
Глобализация ведет не к однородным, как это представлялось раньше, а внутренне различного единства, где этнические общности сохраняют относительно самостоятельные образования
Возникающая в современных условиях напряженность межэтнических отношений рождает множество проблем, в том числе создающих реальную угрозу безопасности отдельных регионов и целых государств.
Факторы, влияющие на межэтнические отношения
Факторы, влияющие на этносоциальные процессы
Изменение этносоциальных процессов
Причины этнической солидарности
Узлы противоречий в СССР
Межэтническая напряженность в мире
Причины межэтнических конфликтов
Межэтнические проблемы в современной России
Домашнее задание Разработка опорных конспектов или презентаций по темам (на выбор студента): «Международно-правовая основа для решения этносоциальных проблем в современном мире» «Изменение этнического состава населения развитых стран (Германия, США, Франция, Швеция, Финляндия)» «Актуальность проблем беженцев для Российской Федерации».
Благодарю за внимание!
Пути решения межэтнических конфликтов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-448324
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
63. Социальные отношения Читать 0 мин.
63.550. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Межнациональные(межэтнические)отношения― это отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:
отношения между разными национальностями внутри одного государства
отношения между разными нациями-государствами
Уровни межэтнических взаимоотношений:
взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни
межличностные отношения людей различной этнической принадлежности
Формы межнациональных отношений:
межнациональный (этнический) конфликт
Мирное сотрудничество
Способы мирного сотрудничествадовольно многообразны. Например, может происходить этническое смешивание(образование нации), этническая ассимиляция(поглощение одним этносом другого).
Этническоесмешивание(миксация)― это смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса(например, Латинская Америка).
Ассимиляция(в этнографии) ― это слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.
Аккультурация― это взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого. При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.
С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.
Мультикультурализм― это политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. При культурном плюрализмени одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.
Культурныйплюрализм— показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла»(англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.
«Плавильныйкотёл»― это концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный «плавильный котёл», превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.
Межнациональные конфликты
Межнациональныеконфликты(в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.
Межнациональныйконфликт(в широком смысле) ― это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.
Причины межнациональных конфликтов:
Экономическиепричины ― борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра).
Социальныепричины ― требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти.
Культурно-языковыепричины ― требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.
Исторические прошлые взаимоотношения народов.
Этнодемографические ― быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
Типы межнациональных конфликтов:
конфликтидей— выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию(Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики)
Существующие межнациональные проблемы(территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев) требуют значительных усилий для их разрешения.
Способы разрешения национальных конфликтов:
отсечь наиболеерадикальныеэлементыилигруппыиподдержатьсилы,болеесклонныеккомпромиссам— важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону(например, угроза применения силы)
применениеширокогоспектрасанкций― от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека
перерывконфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе
разделениеглобальнойцелинарядпоследовательныхзадач, которые решаются последовательно от простых к сложным
предупреждениеконфликтов― сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам
Крайние формы межнациональных конфликтов:
Национализм― это идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.
Шовинизм(от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона) ― это крайняя, агрессивная форма национализма.
Расизм― это научная концепция, утверждающая физическое и психическое различие человеческих рас по разным параметрам.
Дискриминация(от лат.discriminatio― различение) ― это умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений ― предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
Сегрегация― это политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
Апартеид(апартхейд) ― это крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
Геноцид― это одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).
Холокост(холокауст) ― это гибель значительной части еврейского населения Европы (свыше 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 годах.
Сепаратизм― это стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере)
политическое и общественное движение в Италии в конце 19 – начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением ― Триеста, Трентино и др.
Фашизм― это философско-политическая концепция и форма государственного устройства, исходящие из приоритета государственных интересов над всеми иными. Теоретические основы изложены автором термина Бенито Муссолини в классическом труде «Доктрина фашизма».
Загладин Н. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 9. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выравнивание уровня жизни большей части населения развитых стран, отсутствие резких социальных граней в информационном обществе обусловливают если не полное исчезновение, то значительное снижение остроты классовых конфликтов. В то же время многие страны мира, в том числе и развитые, столкнулись в последней трети XX века с новой для себя проблемой — обострением конфликтов на этнической почве. В той мере, в какой эти конфликты связаны с социальными причинами, их определяют как этносоциальные.
§ 28. МОДЕРНИЗАЦИЯ, МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что отражает понятие «этносоциальные отношения»?
2. Какая существует международно-правовая основа для решения этносоциальных проблем в современном мире?
3. Какие причины порождают этнические конфликты в постиндустриальном обществе?
4. Какие причины вызвали рост миграций населения в XX веке? Что такое трудовая миграция? Приведите примеры.
5. Как меняется этнический состав населения развитых стран (Германии, США)? К каким последствиям это может привести?
6. Почему все большее значение в мире приобретает проблема беженцев? Объясните, в чем состоит ее актуальность для нашего государства?
§ 29. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Объясните, чем было вызвано обострение этносоциальных отношений в развитых странах в 1960—1970-е гг.? В чем оно проявилось?
2. Сравните подходы к решению этнических проблем в развитых странах и странах среднего и низкого уровня развития. Сформулируйте выводы.
3. Назовите основные очаги межэтнических конфликтов в современном мире. Как вы думаете, от каких факторов зависит урегулирование этих конфликтов?
ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Социальные и этносоциальные отношения представляют собой взаимодействие людей, индивидов по поводу своей национальности, своей этнической общности. Каждый человек хоть раз в день, но произнесет слово «народ». «Народ», или этнос (ethnos), особая, исторически возникшая разновидность социальной общности людей. Эти отношения накладываются на иные социальные отношения людей. Но кроме этого данные отношения выражают принадлежность к определенной народности, племени, нации, одним словом, к определенному этносу. Поэтому предметом этнической социологии является взаимодействие людей, их поведение в сфере социальных и этнических отношений одновременно. Это обстоятельство говорит, во-первых, о том, что эти отношения касаются практически всех сторон жизни любого этноса. Во-вторых, они (отношения) складываются самым различным образом, нередко противоречиво и запутанно. Разобраться в сущности социально-этнических отношений общества можно только при помощи совокупности понятий: «этническая общность», «этнос», «нация», «народность», выражающих сущность предмета этнической социологии.
ПОНЯТИЕ «ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ». ЭТНОС, НАРОД
С самого возникновения человека как вида он существует в совокупности общностей. Ранее рассматривалось понятие «общность» и те структуры, которые подходят под это понятие: семья, малые группы, классы, общество. В этой связи отмечалось, что социальные общности обладают каким-то базовым, системообразующим признаком, например территорией. Наиболее сильно с этим признаком связана такая общность, как этническая: семьи соединялись в роды и общины, из них возникали племена, организованные как протогосударства, развитие государства превращало племена в народы, населяющие страны.
Другим базовым признаком, отличающим одну этническую общность от другой, является корневая система языка, сближающая разные народы, имеющие одну этническую основу. Например, русских, белорусов, украинцев и другие славянские этносы сближает сходство их языков. Язык, следовательно, базовый, но не абсолютный признак этнической общности. Так, например, американский субэтнос — не нация, а именно сообщество этносов, которое складывалось не на близости языков. Американский этнос возник на основе развития хозяйственных, политических и других связей. Однако это не единственный вариант организации этнических отношений.
Этнос, как это следует из вышеизложенного, сложившаяся в ходе исторического процесса устойчивая совокупность людей, объединенных между собой общей территорией совместного проживания. Действительное совместное проживание формирует у каждого этноса общие формы поведения и сознания, отличающие один этнос от другого. К числу таких общих форм поведения и сознания прежде всего относятся приметы повседневной жизни народа. Понятия этнос и народ — это однопорядковые, означающие одно и то же явление. Для того чтобы осуществлять повседневную жизнь, то есть пить, одеваться, строить жилища, в принципе, чтобы взаимодействовать между собой по всем этим поводам (добыча пищи, одежды, строительства жилья или нахождение естественных мест укрытия от дождя, холода и т. д.), уже первобытным людям, племенам понадобился инструмент, механизм связи между собой, механизм общения или механизм взаимодействия. Таким механизмом, причем врожденным, универсальным для всех времен и народов, стал язык. Сначала язык — это совокупность различных знаков, при помощи которых люди устанавливали связь между собой, осуществляли взаимодействие. Первоначально это были разрозненные знаки, но многократно, миллиарды раз повторяясь, они превращались в систему знаков. Язык совершил в течение длительного времени сложнейшую эволюцию от совокупности разрозненных знаков общения людей — мимики, жестов, поз, то есть того, что называют языком тела, до озвученной, вербальной (словесной) формы общения, организующей сознательную деятельность людей. Именно в такой последовательности формировались наиболее общие и устойчивые принципы общения и поведения людей: язык и деятельность, взаимодействие людей по самым различным поводам.
Язык этносов. Миллиарды раз повторяясь, она (практика) закреплялась определенными логическими фигурами и правилами, связанными со структурированием разговорной речи и ее нормированием, определяющим порядок высказываний при вербальном общении. Другими словами, общение людей при помощи слов сделало необходимым диалог, то есть вполне сознательный акт двух взаимодействующих индивидов. Следовательно, «язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».
С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется, приобретает независимое существование самосознание личности, группы, этнической общности, нации. Именно в языке воспроизводятся особенности бытовой культуры, традиции и обычаи того или иного народа, образующие этническое самосознание народа, репрезентирующего свое единство, прежде всего — общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.
В то же время по языку, по своим традициям и обычаям народ осознает свое отличие от других народов, у которых своя история, свой язык, свои традиции и обычаи.
Племена. Может быть, первой общностью, в которой возникает осознание человеком своей принадлежности к своей и только к своей общности, ее языку, традициям, обычаям, в целом ее бытовой культуре, явились племена, жизнь и деятельность которых основывалась на родовых и социальных связях.
Другими словами, племена — это общество примитивного типа, совместно обеспечивающее свое выживание, члены которого имеют общие культурные или языковые свойства, а также взаимные права и обязанности. Как правило, в племени, общности, характерной для первобытного общества, большую роль играют кровнородственные связи, обеспечивающие социальную сплоченность племени и его внутриплеменное общение. Элементы политической централизации слаборазвиты и связаны в большей своей части с проблемами внешнего общения с другими племенами.
С переходом к более развитым формам социальности, чем племенная, социальным общностям, где основой общения были уже не кровнородственные, родовые связи, а социальные — цивилизационное развитие вышло на новый виток, когда появился новый тип общности — народ. Народ, или этнос как тип этнической общности (будь то народ Древнего Египта, Древней Греции и Рима или Византии, Индии или Китая), равно как и народы, образовавшиеся позднее (Испании, Франции, Германии, России), имели все те же признаки этнической общности: свой язык, свое происхождение, свою культуру, обычаи и традиции, но народы как более развитый тип этнической общности, как цивилизационный тип общности, снимает с себя маску обезличенности и предстает в естественно-историческом процессе во всей оригинальности, обусловленной не только родовыми связями, но и социальными. Социальные связи и отношения значительно обогащают существующие основные признаки любой этнической общности, в том числе язык, культуру, этническое самосознание. За счет такого обогащения объединительные процессы внутри этнических общностей, народов в эпоху цивилизации поднимаются на новый уровень. Сливаются воедино родственные по происхождению, близкие по языку и культуре этносы (или их части), взаимно поглощаются; на основе социально-экономического и культурно-бытового развития нового, более крупного этноса — народа, появляются новые черты и признаки, существенно отличающие народ от племени, народности. Именно в это время начинают складываться национальные характеры многих народов. Это нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися народами. Народ — это исторически сложившаяся совокупность этнических общностей, народностей, близких друг другу по происхождению, языку, занимаемой территории и другим основным признакам этнической общности.
Отсюда очевидно, что социальным «субстратом», человеческим наполнением страны является не население, не совокупность индивидов, а народ. Он может быть организован и структурирован по-разному – и как классовое гражданское общество (как на современном Западе), и как сословное общество дореволюционной России, и как кастовое общество Индии, и как «почти неклассовое и несословное» советское общество. В большинстве случаев механизмы разделения и объединения структурных элементов всех этих общественных систем являются более слабыми и более «внешними», чем разделение и соединение этническими (или квазиэтническими) границами и связями.
Очень многим также кажется, что этнические общности образуются естественно. Это представление ошибочно. Народы, как и племена, все сообщества людей складываются в ходе их сознательной деятельности. Как и другие сообщества, народы проектируются и конструируются, строятся и демонтируются.
Когда и как возник русский народ? Разве это не один из главных вопросов отечественной истории? Но невозможно вспомнить тот раздел учебника, общеизвестную книгу или хотя бы статью в популярном журнале, где бы давался ответ на этот вопрос. В итоговом труде главы нашей официальной этнологии Ю.В. Бромлея (1983) вскользь, в двух словах, упоминается этот вопрос – и никакого ответа. Как будто русский народ существовал вечно как духовная субстанция, а затем, между ХIV и ХVI веками, «соткался» из этого духа.
Что же мы понимаем под словом «народ»? В обзоре по этой теме (1993) сказано: «Какое-либо юридическое определение «народа» отсутствует, как отсутствует какое-либо общепринятое социологическое или политическое определение. Более того, ООН очень тщательно и преднамеренно избегала попытки дать определение «народа» даже при всем том, что она дала некоторым из них право на самоопределение».
Это вполне объяснимо: любое юридическое определение понятия народ может иметь столь далеко идущие политические последствия, что юристы и политики предпочитают оставлять для себя широкие возможности разных истолкований термина. В другом обзоре (К. Янга) сказано: «Учитывая новый подъем политической либерализации, мы оказываемся перед вероятностью возрождения или выдвижения новых требований самоопределения во многих частях мира со стороны групп, определяемых на основе их культуры. Что такое «народ», имеющий право выдвигать это требование? Как может такое требование получить юридическую силу?».
Более того, даже придание термину народ максимально неопределенного смысла не спасает политиков от неразрешимых противоречий, так что в правовые документы приходится вносить дополнительную неопределенность с помощью несовместимых друг с другом утверждений.
Янг пишет: «Наличие фундаментальных противоречий во всех попытках кодифицировать ограничение сферы действия принципа самоопределения наглядно иллюстрируется расхождениями, которые имеются между статьями 1 и 6 торжественной Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 году:
«Статья 1: Все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободны определять свой политический статус и свободны осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Статья 6: Любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства или территориальной целостности страны, является несовместимой с целями и принципами Устава Объединенных Наций.
Резолюция ООН № 1514 (XV), декабрь 1960 г.».
Таким образом, смысл слова народ уточняется при помощи контекста. Часто под этим словом понимается население страны (территории) – вся совокупность тех, кто народился на этой части земли. При буквальном переводе слово народ эквивалентно слову нация, производное от латинского слова рождаться.
В некоторых контекстах слово народ сближается по смыслу с понятиями подданных или граждан. Здесь ослаблен этнический смысл связей, соединяющих людей в народ – например, российский народ составлен из большого числа разных этносов, а в народ Франции включено большое число этнических арабов. В других случаях, напротив, под народом понимается этнос или, во всяком случае, этническая сторона дела подразумевается. В этом случае говорят русский народ.
В Китае, для того чтобы считаться китайцем, человек должен был воспринять основы китайской нравственности, образования и правил поведения; происхождение в расчет не принималось, язык тоже, так как и в древности китайцы говорили на разных языках. Поэтому ясно, что Китай неминуемо расширялся, поглощая мелкие народы и племена.
В Иране, наоборот, персом нужно было родиться, но, сверх того, обязательно следовало почитать Агурамазду и ненавидеть Аримана. Без этого нельзя было стать «арийцем». Средневековые (сасанидские) персы не мыслили даже возможности кого-либо включить в свои ряды, так как они называли себя «благородные» (номдорон), а прочих к их числу не относили. В результате численность народа падала неуклонно…
Чтобы считаться хунном, надо было стать членом рода либо с помощью брака, либо повелением шаньюя, тогда человек становился своим. Наследники хуннов, тюркюты, стали инкорпорировать целые племена. На базе восприятия возникли смешанные племенные союзы, например казахи, якуты и т.п. У монголов, вообще весьма близких к тюркам и хуннам, получила преобладание орда, т.е. группа людей, объединенных дисциплиной и руководством. Тут не требовалось ни происхождения, ни языка, ни вероисповедания, а только храбрость и готовность подчиняться».
Это предупреждение очень важно для нас, поскольку мы, получив образование европейского типа, постоянно прикладываем западные понятия к нашей, во многом принципиально иной реальности. Именно в представлениях о человеке, народе и обществе пролегает важная граница для различения западного и незападных обществ. П.Б. Уваров пишет: «Именно в русле этнографических и антропологических исследовательских программ возникает сравнительно удачное наименование для обществ незападного типа — традиционные общества».
Почему российское толкование слова народ кажется столь отличным от современных западных? Только потому, что в состав народа в России включалось подавляющее большинство населения – трудящиеся. Очевидно, что в аристократической концепции нации (как в дворянской Польше или Венгрии) образ народа совершенно иной. Вплоть до революции 85% населения России составляли крестьяне, которые и признавались главным ядром народа. Рабочие еще не превратились в класс (пролетариат) и в общественном сознании причислялись к трудовому люду. Потомственное дворянство включало в себя всего лишь чуть более 1% населения, и оно тем более не причислялось к народу, что находилось в симбиозе с крестьянством как управляющее и противопоставляющее себя крестьянству сословие.
К социальным группам, которые в обыденном сознании в России не включались в народ, принадлежали и государственные чиновники (бюрократия). Российская бюрократия, порожденная реформами Петра, постепенно отдалялась и отторгалась от народа как угнетающая надстройка, к тому же постепенно проникавшаяся социальным расизмом и русофобией. Разделение народа и чиновничества воспринималось в России как данность, над ним никто и не задумывался.
Из народа в дореволюционной России была исключена также возникшая в процессе модернизации совершенно особая (и в социальном, и в мировоззренческом плане) группа – интеллигенция. Причины этого обоюдного разделения (при всем народопоклонстве русской разночинной интеллигенции) – очень большая и важная тема, одна из главных в русской философии начала ХХ века.
После революции и Гражданской войны основная масса чиновничества и интеллигенции СССР рекрутировалась уже из тех, кто прежде принадлежал к «трудящимся». Более того, в массе своей партийно-государственный аппарат был заполнен бывшими командирами Красной армии, прошедшими школу Гражданской войны. Их костяк составляли выходцы из крестьян и средних слоев малых городов центральной России. Ветераны Красной армии образовали костяк советской администрации.
Дети рабочих и крестьян заполнили рабфаки и вузы и быстро сформировали массу трудовой интеллигенции. Таким образом, сословное деление было преодолено, и две важные социальные группы вернулись в народ. Дворяне и буржуазия как класс исчезли, дети их в массе своей влились в трудовую интеллигенцию и также стали частью народа (вплоть до нового раскола, который стал назревать с 60-х годов ХХ века). Контингент изгоев резко сократился в объеме и утратил определенность своей социальной структуры (точнее, в большинстве своем он был представлен как раз частью бюрократии и интеллигенции). Эта часть, исключенная из народа, составляла общность врагов народа. Процесс лишения прав этой общности и репрессий ее значительной части в какой-то момент приобрел трагические формы, что было одним из следствий преобразования советского общества в 30-40-е годы в общество тоталитарное, организованное для преодоления чрезвычайного периода.
Таком образом, мы можем констатировать, что в СССР народом являлось, по общему мнению, практически все его население.
НАЦИЯ — НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Наиболее высоким типом этнической общности является нация. Нация — тип этноса, характерный для современного общества. Исторически возникновение нации связано с преобладающей ролью социально-экономических факторов в развитии человечества над всеми другими, когда была ликвидирована феодальная раздробленность. Ее сменила новая, огранизованная на единых принципах система хозяйствования. Нацию характеризует также кардинально возросший уровень грамотности и образованности населения, широкое распространение литературы на родном языке и других художественных ценностей, что, разумеется, в значительной мере содействовало подъему национального самосознания, патриотизма в каждой нации.
Производными от термина «нация» являются понятия: национальность и национализм.
«Национальность» как понятие употребляют в двух значениях: 1) для обозначения большой группы людей, начиная с народности, других этнических групп, населяющих страну. К племенам это понятие не относится, тем более к родам. У этого понятия есть и политико-правовое значение: оно выделяет только ту национальность, которая является коренной национальностью, имеющей те или иные формы национально-территориальной принадлежности; 2) принадлежность какого-либо человека или группы людей к определенной народности или нации также обозначают понятием «национальность». Именно в этом своем значении оно используется в переписях населения, в системе паспортного и анкетного учета населения страны.
Рассматривая понятие «национальность», необходимо иметь в виду, что оно включает в себя психологический аспект, выражающий, как говорил французский социолог и социальный психолог Густав Лебон, «душевный строй народа». По Г. Лебону, «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли и верования, искусство, а также учреждения, регулирующие его общественную жизнь и сохраняющие народ как нацию. Подтверждением существования «души народа» является иногда стремление подчеркнуть, выразить одним словом характерную черту «души народа» — вот почему говорят о «хладнокровии» англичан, «сентиментальности и одновременно жестокости» немцев, «о коварстве и хитрости» поляков, «о легкомыслии» французов, «о загадочности души» русских и т. п. Когда нарушается «душевный строй» народа, нация исчезает, утверждает Г. Лебон. Приводя в пример Древний Рим, Г. Лебон показывает, что римляне исповедовали идеологию, смыслом которой было постоянно поддерживаемое в их душах представление о величии Рима, когда каждый гражданин был готов пожертвовать для Рима своей семьей, состоянием и жизнью. Но такое возможно, когда нация едина. Нация перестает быть единой, если в душах руководителей нации начинает главенствовать стремление к обогащению, к роскоши, к культу личности и культу власти, «душа народа» мертвеет.
Таким образом, когда интересы руководителей нации, ее высших слоев, элиты резко расходятся с интересами народных масс, возникают реальные предпосылки для гибели, исчезновения нации. Это достаточно длительный процесс. Мы часто слышим такое выражение: «утечка мозгов» за границу. Это значит, что лучшие интеллектуальные силы, на воспитание и формирование которых Россия потратила огромные средства, будут реализовать себя в США, Франции, Германии и других странах только потому, что не были востребованы в родной стране. Российскому генетическому интеллектуальному фонду наносится сильнейший урон, от которого национальные интеллектуальные силы значительно ослабевают и нация может остаться без умных, интеллектуально развитых индивидуумов. И подобное творится не только в науке, но и в промышленности, системе образования, спорте и т.п. Решение об отъезде принимает каждый человек отдельно, самостоятельно, но это его решение отражается на всех народах, входящих в состав Российского государства. Такое состояние нации, когда хиреет ее экономика, наука, культура, искусство и т.п., как правило, вызывает к жизни такое явление, как национализм.
НАЦИОНАЛИЗМ
Это понятие можно рассматривать в двух значениях. Во-первых, его можно понимать как верование в принадлежность к народу, исключительному по своим качествам и чертам характера, которые объединяют народ исторически, по языковым, и, возможно, «расовым» или религиозным признакам; обычно национализм четко определяет территориальные притязания, ставит задачу укрепления национального государства либо его создания. Во-вторых, национализм — это идеология, культивирующая данную уверенность нации; в соответствии с этой идеологией обустраивается и государственное устройство, закрепляющее в соответствующих институтах представление о национальной исключительности.
Другими словами, на почве представлений исключительности, хотя не во всех случаях, той или иной нацией вырабатывается целая система взглядов идеологического свойства, выделяющая данную нацию среди человечества. Национализм, в отличие от других течений по национальным вопросам, имеет очень сильную социально-политическую направленность. И это не случайно.
Национализм может выступать как идеология общности отдельного народа (гражданский национализм). Он служит в данном случае средством консолидации нации и образования национального государства. Обеспечивая себе политическую независимость и автономность, нация или национальное государство исповедуют национализм в качестве доктрины, обосновывающей данные притязания.
В свою очередь, этнический национализм как психологическое качество может стать предпосылкой ощущения себя представителем исключительной нации. Это чувство использовал Гитлер для прихода к власти, эксплуатируя обиду немецкой нации за поражение в Первой мировой войне. Подогревая крайне националистические настроения, идеологи фашизма с 1923 г. начали тотальную обработку «сознания незаслуженно обиженного» немецкого народа. Главным мотивом этой обработки было утверждение, что в действительности немцы являются народом исключительной, избранной арийской расы, призванной владычествовать над другими народами.
Идеологи шовинизма (радикальной версии этнического национализма), спекулируя на национальных чувствах той или иной нации, навязывая ей всеми доступными средствами миф о ее исключительности, о ее первенстве над другими народами, выдвигают положение, согласно которому главным, основным видом социальных связей являются национальные (этнические) отношения, а основными деятелями истории — национальные (этнические) общности. Стремление той или иной нации к мировому господству не может породить ничего другого кроме враждебности между нациями. Идеологи, проповедующие национализм, неизменно приписывают своему народу — «избраннику божьему» особые исторические заслуги и историческую миссию, призывая все остальное человечество служить этой миссии, отбросив в сторону свои интересы и потребности.
Национализм — это «дитя» XX века, и это европейское явление, возникшее как реакция некоторых государств на потребность автономии в новых условиях. Одновременно вместе с ростом в начале века националистических настроений в некоторых государствах Западной Европы усилилось в целом стремление народов к самоопределению. Но в XX веке, как уже было сказано, наиболее реакционную, шовинистическую форму национализм приобрел в немецком фашизме или в идеологии национал-социализма. Фашизм заявил не только о праве на мировое господство, но и о праве на физическое уничтожение народов, которым фашизм отказал в арийском происхождении.
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 200 ; Мы поможем в написании вашей работы!