Что отражает многоаспектность планирования

Понятие «стратегическое планирование»

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики. В обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы и планы, являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по достижению поставленных перед обществом и хозяйствующими субъектами задач.

Многоаспектность планирования отражает многообразие проблем, которые решаются в процессе управления экономическим и социальным развитием общества. Являясь ведущим элементом системы управления, планирование выполняет роль инструмента реализации политики государства, его отдельных субъектов, а также собственников коммерческих организаций.

В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе, все больше возрастает на макро и микроуровне социально-экономической системы роль стратегического планирования.

Стратегическое планирование (искусство оптимального руководства) ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства.

Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов, программ и планов, объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а так же организации его осуществления.

Объект стратегического планирования – деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика страны, с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

В теории стратегического планирования выделяют три чрезвычайно важных аспекта.

Первый из них – социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественных зависимостей, является основой, базой для научного обоснования стратегических прогнозов, проектов, программ и планов всех уровней и временных горизонтов.

Второй аспект – методология стратегического планирования. Она представляет собой инструмент знания социально-экономических процессов и использования полученных знаний в процессе их государственного регулирования, а так же планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы все это стало возможным и осуществлялось эффективно, необходимо иметь четкое представление о сущности и закономерностях развития как самого объекта стратегического планирования – национальной экономики в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих организаций, так и непосредственно всех процедур плановой работы, совершенствовать логику, методологические подходы, систему методов решения проблем стратегического планирования, уметь практически использовать всю систему знаний этой науки.

Третий аспект – организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой круга задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, определении функций, выполняемых ими, организации их работы, а также придания определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.

Содержанием стратегического планирования является планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Речь идет прежде всего о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения, решение других социальных проблем (уровня и качества жизни, развитие отраслей социальной инфраструктуры), осуществление мероприятий в сфере экологии, поддержка науки, направление финансовых потоков в стране и т.д. На микроуровне, т.е. на уровне первичного звена экономики (фирм, других рыночных организаций) – разработка стратегических программ и планов их деятельности в среднесрочной и дальнесрочной перспективах, создающих необходимые предпосылки для выживания в условиях острой конкурентной борьбы.

Следовательно, основой стратегического планирования является выбор главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.

С помощью стратегического планирования решаются следующие вопросы:

— определяются главные пути развития общества;

— решается, на каких рынках лучше действовать;

— какую технологию осваивать в первую очередь;

— как обеспечить социальное единство страны;

— на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

Основная цель стратегического планирования – обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики.

Свое отражение стратегическое планирование находит в Концепциях общегосударственного развития.

Следовательно, в переходный этап развития экономики страны основа макроэкономического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств для их реального достижения.

Процесс осуществления стратегического планирования – выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и кончая функциональными стратегиями и отдельными проектами (программами).

Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей – плановой работы, состоящий в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Что отражает многоаспектность планирования

Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

— Устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы (на период более одного года);

— Ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит выживание, социально-экономический прогресс.

— Органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения;

— Учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние и разработка мероприятий в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние, либо нейтрализующих их действие.

— Адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов, стратегических программ и планов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что такое стратегическое планирование и как его разработать для своего бизнеса

Что отражает многоаспектность планирования

Что отражает многоаспектность планирования

Процесс стратегического планирования подразумевает комплекс мероприятий, на котором изучают сведения, прогнозируют и сопоставляют условия внешней среды с ресурсами бизнеса. Цель стратегического планирования – показать конкурентные преимущества компании на выделенном отрезке времени. Этот подход помогает в систематическом развитии и составляет важную часть организационных процессов компании.

Что отражает многоаспектность планирования

Что такое стратегическое планирование

Стратегическое планирование представляет управленческую функцию, которая становится основой для принятия всех управленческих решений компании, формирования мотивации и контроля долгосрочных планов. Процесс стратегического планирования помогает руководителям в поиске пошаговых действий: это полезно при конкуренции между компаниями.

Стратегическое планирование определяет, что компания должна сделать сейчас, чтобы достичь ожидаемых целей в будущем. Этапы стратегического планирования проиллюстрируют: как произойдет распределение ресурсов компании, ее адаптация к условиям внешней среды и изменится ли работа сотрудников. Такой подход позволяет управлять бизнесом осознанно и системно, а не полагаться на везение и интуицию.

Особенности стратегического планирования

К основным характеристикам стратегического планирования относится:

Что отражает многоаспектность планирования

Преимущества стратегического бизнес-планирования

Стратегическое планирование имеет семь преимуществ:

Что отражает многоаспектность планирования

Этапы стратегического планирования

Процесс стратегического планирования предполагает четыре этапа. Так как планирование — многоступенчатый комплекс, каждый его этап проводят в определенный промежуток времени.

Определение миссии предприятия

Первый этап планирования – формулирование цели, которая отражает миссию компании. На основании миссии утверждают статус организации, формируют главное направление работы и создают ориентиры для будущего стратегического планирования. Лучше определить такую миссию, которая объединит руководство и сотрудников.

Некоторые владельцы бизнеса не хотят определять миссию компании, так как считают, что задача компании – исключительно в прибыли. Однако формирование миссии – это обязательное условие для стратегического планирования. Миссия выполняет четыре задачи:

Выбор основных целей предприятия

После утверждения миссии выбирают цели компании, которые должны быть: точными и измеряться в цифрах, зафиксированными по времени реализации, а также базироваться на ресурсах компании. Эти сведения необходимы, чтобы планирование не превратилось в мечту, а основывалось на реалиях компании. Непродуманные цели приведут к убыткам или завышенным ожиданиям. Все цели можно изобразить на дереве целей, где каждая займет свой уровень.

Стратегический анализ внешней и внутренней среды

Эта фаза планирования предполагает разносторонний анализ внешней и внутренней среды, в которых проходит работа компании. Внешняя среда формируется:

Во внутренней среде компании нужно оценить:

Оценивать внешнюю и внутреннюю среду нужно объективно – в этом помогают профессиональные аналитики и современные технологии. Например, чтобы оценить эффективность рекламы, можно подключить коллтрекинг Calltouch и автоматически получать данные о конверсии, источниках и стоимости звонка. Детальные и понятные отчеты позволят определить прибыльные и убыточные рекламные каналы.

Коллтрекинг

Что отражает многоаспектность планирования

Выбор альтернативных стратегий

Этапы стратегического планирования предполагают 2-3 альтернативных решения. Их составляют после выяснения угроз для компании и преимуществ каждой из стратегий. Рассмотрим альтернативные стратегии в упрощенном варианте.

Ограничения в росте – это безопасный вариант развития бизнес-стратегии. В основе этой модели стоит установка целей на основании полученных показателей. Например, план продаж компании на основе количества предыдущих продаж.

Свободный рост реализуется через постепенное увеличение показателей, задействованных и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективах. Эта стратегия применяется для молодых компаний, которые только развиваются в отраслях, где есть свободные рыночные ниши. Компании растут за счет открытия новых точек продаж в других городах, либо за счет увеличения своего ассортимента.

Сокращение за счет снижения показателей. Владельцы бизнеса делают это по причинам: ликвидации организации, закрытия дочерних точек продаж, уменьшения объемов производства из-за экономического кризиса, смены приоритетного направления.

Корпорации, которые работают в 2-3 областях бизнеса одновременно, практикуют сочетание стратегий.

Реализация выбранной стратегии

После окончательного формирования стратегии компания начинает ее воплощение. Перед этим определяют главные ориентиры, которые покажут достижение промежуточных и долгосрочных целей. В реализации выбранной стратегии участвует вся компания – руководство и сотрудники – это поможет достичь лучшего результата. При этом у каждого руководителя есть конкретные задачи, которые выполняет отдел.

Что отражает многоаспектность планирования

Тактика

Выбранная стратегия базируется на планах, которые составляют тактику компании. Эту тактику используют руководители отдельных подразделений. При тактической стратегии учитывают небольшой временной период и легкость проведения анализа по завершении этого периода.

Политика

Политика компании – это принципы и ценности, на основании которых разрабатывают стратегию управления компанией. Корпоративная политика разрабатывается с руководителями и сотрудниками, при этом каждый высказывается свободно.

Операции

Управление компанией строится на положениях корпоративной политики. Однако в работе могут возникать ситуации, в которых сотрудник не знает, как поступить. Для этого составляют документацию, где описывают последовательность действий сотрудника – операции. Свод рекомендаций помогает быстро решать спорные вопросы.

Правила

Сотрудники обязаны неукоснительно выполнять правила компании. Они регламентируют каждый исполнительный орган компании – от ведущих специалистов до рядовых сотрудников. В стратегическом планировании нужно предусмотреть все внутренние правила – это повысит эффективность работы сотрудников.

Что отражает многоаспектность планирования

Бюджет

После разработки тактики рассчитывают смету. Это делают, чтобы ресурсы компании использовались эффективно. Здесь составляют план распределения средств, где анализируют затраты на производство, зарплаты сотрудникам, рекламу бизнеса и вносят коррективы, если выбранная стратегия изменится. По итогу все расчеты вносят в единый документ.

Оценка результатов проводимого плана

На этом этапе сравнивают прогнозируемые и полученные результаты. Итоги стратегического планирования оценивают по показателям рентабельности и соотношению доходов за вычетом расходов компании. Лучше регулярно анализировать каждое действие планирования.

Маркетинговая стратегия так же неэффективна без анализа кампаний. Чтобы получать все сведения о доходах, расходах на рекламу, лидах и целевом трафике, подключите сквозную аналитику Calltouch. Отчеты собираются автоматически в одном окне: сотрудники избавлены от рутины, а готовая аналитика у вас под рукой.

Сквозная аналитика

Что отражает многоаспектность планирования

Функции руководства

На основании этапов планирования определяют функции, которые выполняет начальство. К ним относят:

Может ли стратегия измениться

Стратегия изменяется в зависимости от потребностей компании. Перед внесением изменений нужно подготовить сотрудников, так как они бывают недовольны новшествами. Руководители должны помочь работникам преодолеть психологический барьер, чтобы новую стратегию принял весь коллектив.

Заключение

Стратегическое планирование показывает, как компания может выделиться среди конкурентов и за счет каких преимуществ займет свою нишу на рынке. Планирование подходит и для краткосрочной, и долгосрочной перспективы и может реализовываться регулярно. Чтобы избежать рисков, в стратегическом планировании предусматривают альтернативные пути развития бизнеса. Грамотное планирование поможет молодым и зарекомендовавшим себя на рынке компаниям.

Источник

Принципы, задачи и сущность планирования. Процесс стратегического планирования

В деятельности предприятия или же в любых сферах жизни человека постоянно присутствуют определенные цели, для достижения которых следует наметить четкую последовательность действий. Сущность планирования состоит в том, чтобы разработать качественный алгоритм, который позволит добиться конкретных результатов в намеченные сроки.

Что такое планирование

Сущность планирования состоит в распределении временных и материальных ресурсов, а также разработке алгоритма действий для достижения поставленных целей. Если рассматривать данное понятие применительно к предприятию, то это одна из основных функций менеджмента. В данном случае процесс планирования будет выглядеть следующим образом:

Что отражает многоаспектность планирования

Основные принципы

Выделяют следующие основные принципы планирования:

Все перечисленные требования являются обязательными к выполнению. Соблюдая данные принципы планирования, вы будете иметь возможность составить качественную и эффективную программу действий.

Что отражает многоаспектность планирования

Основные методы планирования ресурсов

Планирование ресурсов на предприятии может осуществляться в соответствии с такими основными методами:

Выбор методики планирования зависит не только от специфики деятельности предприятия, но и от ситуации, которая сложилась во внутренней и внешней среде на конкретный период времени.

Что отражает многоаспектность планирования

Основные задачи планирования

Для того чтобы достижение целей было реальным, необходимо составлять качественные программы и алгоритмы действий. Таким образом, задачи планирования могут быть сформулированы так:

После разработки глобального плана важно правильно разбить его на локальные задачи. Они выступают своего рода этапами, выполнение которых приближает организацию к достижению конечной цели.

Почему нужно составлять планы

Необходимость планирования во всех сферах деятельности обусловлена рядом причин:

Грамотно составленный план позволяет руководителю и его подчиненным планомерно двигаться к достижению поставленной цели. Следуя четкому алгоритму, не придется отвлекаться на посторонние действия. Кроме того, в плане зачастую предусматриваются варианты реагирования на непредвиденные ситуации, а потому выровнять положение удастся без значительных материальных и временных потерь.

Что отражает многоаспектность планирования

Каким должен быть эффективный план

Для того чтобы процесс планирования был эффективным, к нему выдвигается ряд требований, а именно:

Стоит отметить, что алгоритм действий для предприятия значительно отличается от того, который человек составляет лично для себя. В случае с организацией план является более жестким и допускает внесение корректив только в экстренных ситуациях.

Что отражает многоаспектность планирования

Роль стратегического планирования

Стратегическое планирование обладает следующими преимуществами для предприятия:

Стоит отметить, что стратегическое планирование является необходимым условием функционирования предприятия. Оно определяет общие ориентиры деятельности, а также положение организации в будущем.

Что отражает многоаспектность планирования

Виды планирования

Классификация видов планирования осуществляется в соответствии со следующими признаками:

Что отражает многоаспектность планирования

Процесс стратегического планирования

Для нормального функционирования каждое предприятие должно иметь долгосрочные ориентиры. Так, процесс стратегического планирования включает в себя следующую последовательность этапов:

Планирование кадров

Кадровое планирование представляет собой целенаправленную и обоснованную деятельность организации, которая состоит в формировании полноценного штата работников в определенный момент времени. Это одна из важнейших задач, ведь именно работники обеспечивают стабильную работу предприятия. Так, цели планирования персонала могут быть сформулированы следующим образом:

Персонал является основой работы любого предприятия как один из самых главных ресурсов. Именно поэтому к кадровому планированию нужно подходить со всей ответственностью, предусматривая полноценную работу как в настоящем, так и в будущем периоде времени.

Сущность тактического планирования

Тактическое планирование можно определить, как конкретизацию глобальной стратегии организации. Можно сказать, что это действия, которые обеспечивают эффективное достижение долгосрочных целей. Тактическое планирование имеет следующие особенности:

Выводы

Сущность планирования заключается в рациональном распределении временных и материальных ресурсов, а также составлении четкого алгоритма действий для достижения определенной цели. Стоит отметить, что это не просто обязательный процесс, но еще и одна из основополагающих функций менеджмента. Чтобы план носил не декларативный, а обязательный характер, ему непременно придают форму официального документа. Его исполнение контролируется высшим руководством. Мониторинг достижения плановых показателей стоит проводить не только на конечном этапе работы, но и на протяжении всего периода. это позволяет своевременно реагировать на отклонения и вносить коррективы в сроки и методы работы.

При составлении планов, необходимо руководствоваться рядом обязательных принципов. Все цели и задачи не должны противоречить друг другу, а иметь единое направление. Также стоит отметить, что к процессу составления плана желательно привлекать всех лиц, которые будут ответственны за его выполнение. Важно понимать, что как бы не сложились обстоятельства, выполнение программы не стоит приостанавливать. Должны быть внесены коррективы, соответствующие текущему положению для обеспечения продолжения полноценной работы. Планы должны быть гибкими. Алгоритмы действий должны иметь под собой научное обоснование, а указанные результаты должны характеризоваться максимальной точностью.

Планирование является одним из необходимых условий эффективного функционирования предприятия. Это связано в первую очередь с тем, что экономика характеризуется некоторой степенью неопределенности. грамотно составленный план позволяет заранее предусмотреть и сгладить негативные моменты. Также появляется возможность получить значительные преимущества среди конкурентов. При помощи подробно составленного плана можно планомерно внедрять в производство новейшие разработки и технологии. Кроме того, важно предусмотреть и структурные преобразования в организации. Стратегия планирования должна предусматривать возможность возникновения тех или иных проблем, а также способы реагирования на них. Можно сказать, что это не просто алгоритм действий, но также инструмент мотивации сотрудников.

Источник

21.1. Стратегическое планирование стратегическое планирование и прогнозирование; стратегическое планирование и проблемы региональной экономики

Стратегическое планирование как наука

Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов программ и планов объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а также организации его осуществления.

Объект стратегического планирования — деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика страны с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

В теории стратегического планирования выделяют три чрезвычайно важных аспекта. Первый из них — социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание закономерностей и присущих им количественных зависимостей является основой, базой для научного обоснования стратегических прогнозов, проектов программ и планов уровней и временных горизонтов.

Второй — методология стратегического тонирования. Она представляет собой инструмент познания социально-экономических процессов и использования полученных в процессе их государственного регулирования, а также планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы все это стало возможным и осуществлялось эффективно, необходимо иметь четкое представление о сущности и закономерностях развития самого объекта стратегического планирования — национальной экономики в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих организаций, — так и непосредственно всех процедур плановой работы, совершенствовать логику, методологические подходы, систему методов решения проблем стратегического планирования, уметь практически использовать всю систему знаний этой науки.

Третий аспект науки стратегического планирования — организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой ряда задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, с определением функций, выполняемых ими, организацией их работы, а также приданием определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.

Содержанием стратегического планирования является планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Речь идет прежде всего о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения, решении других социальных проблем (уровня и качества жизни, развитии отраслей социальной инфраструктуры), осуществлении мероприятий в сфере экологии, поддержке науки, направлении финансовых потоков в стране и т.д. На микроуровне, т.е. на уровне первичного звена экономики (фирм, других рыночных организаций) — разработка стратегических программ и планов их деятельности в среднесрочной и дальнесрочной перспективах, создающих необходимые предпосылки для выживания в условиях острой конкурентной борьбы.

Наука стратегического планирования тесно связана с наукой управления и прежде всего с менеджментом, экономической теорией, философией, социологией, финансовыми науками, политологией. В процессе стратегического планирования экономического и социального развития используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функциональными науками и отраслевыми экономиками, прежде всего такими, как статистика, анализ хозяйственной деятельности и аудит, бухгалтерский учет и т.д. Наука стратегического планирования опирается на математику, технические и естественные науки.

Методология любой науки представляет собой органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов познания и специфической, частной методологии.

Это позволяет видеть в теоретико-методологической подсистеме науки стратегического планирования следующие три структурных элемента: первый из них — теория и методология философии, социологии и экономики. Он является общим и главным теоретико-методологическим элементом науки стратегического планирования; второй элемент — это общенаучная методология; третий — локальная система методологии стратегического планирования.

В основе первого структурного элемента науки стратегического планирования лежат: теория познания, диалектика, а также теория функционирования рыночной экономики.

Второй структурный элемент науки стратегического планирования включает в себя: развитую систему общенаучных методов, таких, например, как наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция; традиции, аналогии, сочетание исторического и логического, моделирование социально-экономических процессов, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Третий — представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, связанной с разработкой проектов управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов развития различных социально-экономических подсистем общества и общества в целом.

Стратегическое прогнозирование региональной экономики представляет собой более конкретный, специализированный уровень осуществления экономического действия предприятия, т.е. региональный вопрос прогнозирования предъявляет более специфические, конкретные, строго детерминированные в перспективе требования к системе стратегического выстраивания программы действий предприятия.

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики, в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы и планы являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления.

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов определяется положением, которое планирование занимает в системе управления.

Как известно, сущность любого явления или процесса проявляется в его функциях. Анализ содержания основных функций управления позволяет сделать вывод о том, что двойственная функция управления — подготовка и принятие управленческого решения — означает прежде всего практическую работу по постановке целей, задач, которые преследует субъект управления, и разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятельность и есть не что иное, как планирование.

Двойственная функция управления подготовки и принятия решений занимает центральное место в системе всех его функций. Аргументами в пользу такого утверждения являются: во-первых, тот факт, что с нее начинается процесс управления и появляется управленческое решение, по поводу реализации которого в последующем и становится возможной сама управленческая деятельность; во-вторых, от качества работы по подготовке управленческих решений, т.е. планирования, зависит и качество самих этих решений, а следовательно, предопределяется успех или неуспех всей управленческой деятельности; в-третьих, управленческое решение, являясь конечным результатом процесса планирования, связывает прошлое с будущим через настоящее и обеспечивает непрерывное протекание всех управляемых, регулируемых процессов. Поскольку планирование есть органически неразрывный структурный элемент управления, часть его важнейшей функции, то вполне обоснованно говорить о том, что планирование — центральное звено в системе управления.

Содержанием процесса подготовки управленческих решений, касающихся различных аспектов жизнедеятельности общества, его отдельных подсистем и структурных элементов, является формирование соответствующих целей и отчисление оптимальных путей их достижения, обеспечивающих эффективное использование всех требующихся для этого ресурсов.

Планирование можно определить как специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из функций управления — приоритетной, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.

Для того, чтобы успешно управлять развитием национальной экономики, субъектов федерации, местных органов власти, деятельностью коммерческих организаций, регулировать разнообразные процессы, происходящие в обществе, необходимо всем субъектам управления точно и правильно намечать цели, которые они преследуют, подготавливать научно обоснованные меры, обеспечивающие достижение этих целей. Все эти проблемы и решаются в процессе планирования.

В бывшем СССР существовала общегосударственная система планирования, пронизывающая сверху донизу деятельность всех субъектов управления и хозяйственных органов, жестко регламентирующая все аспекты их жизнедеятельности. Планы всех уровней и временных горизонтов приобретали силу закона, а виновные в невыполнении их заданий наказывались административно и экономически.

С переходом к рыночным отношениям ситуация изменилась коренным образом. Рыночным отношениям чужда система административного навязывания хозяйствующим субъектам планов их действий, так как они полностью самостоятельны в правовом и экономическом отношениях от органов государственной власти и управления. Хозяйственная деятельность коммерческих организаций регламентируется лишь существующим в стране законодательством и договорными отношениями со своими контрагентами. Поэтому вполне закономерно возникают такие вопросы: совместимо ли планирование с рыночной экономикой? В какой мере оно необходимо для организации деятельности хозяйствующих субъектов и выполнении государством его функций?

Поскольку планирование есть элемент управления, причем занимающий в системе управления центральное место, необходимо обратиться к объективным основам возникновения потребности в управлении.

Однако трудовой коллектив немыслим без организованности, порядка, разделения труда, определения места каждого работника в коллективе, его функций. Это означает, что разделение труда, установление определенных пропорций между различными элементами производства необходимы в любом обществе. Отсюда следует, что управление совместным трудом есть не что иное, как установление согласованности, координации усилий работников, совместно осуществляющих производство товаров или услуг. Оно обеспечивает необходимый в производственном процессе порядок, регулярность его повторения, а следовательно, и расширенное воспроизводство.

Очевидным становится и ответ на вопрос об объективных основах возникновения потребности в управлении экономикой. Это общественное разделение труда и его кооперация. Однако управление необходимо не только для того, чтобы стал возможным процесс производства. Без управления невозможно протекание социально-экономических и политических процессов, происходящих в обществе, поскольку с его помощью устанавливаются общие правила экономического и социального поведения людей, обеспечивается консенсус между ними. Посредством реализации определенных функций управления решаются и все вопросы, связанные с осуществлением взаимодействия друг с другом различных государств.1

Стратегическое прогнозирование является достаточно сложным процессом в планировании действий предприятия из-за необходимости соотнесения на избранной основе факторов настоящего периода функционирования с вероятностными, прогнозными, которые в целом представляют собой внешнеэкономическую среду предприятия и подлежат измерению, оценке и анализу.

В условиях рыночной экономики возрастает роль такой процедуры стратегического планирования, как прогнозирование. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с тем, что рыночное хозяйство отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок, нужно оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится необходимым элементом формирования рыночной стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования — от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций, до субъектов федерации и общества в целом. Во-вторых, в рыночном хозяйстве стратегическое прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании проектов долгосрочных программ и планов. Это связано с тем, что многие процессы, охватываемые программами и планами, выступающие в качестве важнейших факторов воспроизводства (природные процессы и зависящие от них колебания продуктивности сельского хозяйства, изменения численности и структуры населения страны и, прежде всего, его экономически активной части, спрос на товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и т.д.), имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому можно лишь прогнозировать их динамику и воздействие на социально-экономическое развитие.

В чем же состоит сущность, содержание и функции стратегического прогнозирования? Прогнозирование — это важнейшая процедура стратегического планирования развития национальной экономики в целом, ее отдельных звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанном либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий (обычно двух-трехкратный) по сравнению с периодом прогноза период в прошлом и экстраполировании этих тенденций (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или целеполагающий подход). Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.

Под стратегическим прогнозом понимаются эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.

Стратегическое прогнозирование выступает в качестве важнейшего связующего звена между теорией и практикой регулирования всех областей жизни общества, предпринимательских структур. Оно выполняет две важнейшие функции. Первая из них — предсказательная. Иногда ее еще называют описательной. Вторая, непосредственно связанная с первой, — предписателъная, или предуказательная, способствующая оформлению прогноза, плана деятельности.

Предсказательная функция состоит в описании возможных или желательных перспектив, состояний объекта прогнозирования в будущем.

Процесс и результаты прогностической деятельности могут использоваться в двух важнейших направлениях: теоретико-познавательном и управленческом. Теоретико-познавательное значение стратегического прогнозирования состоит в изучении и совершенствовании методологии и методики работы по составлению прогнозов, выявлении тенденций, проявившихся в развитии национальной экономики и в системе социальных отношений, факторов, способствующих возникновению и их существованию, возможных изменений этих факторов, а соответственно и самих тенденций. Управленческий аспект стратегического прогнозирования — использование прогнозов экономического и социального развития общества для создания необходимых предпосылок, обеспечивающих повышение научного уровня подготавливаемых управленческих решений.

По масштабу прогнозирования выделяют: а) макроэкономические (развитие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы; б) прогнозы развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного и т.д.); в) прогнозы отраслевые и региональные; г) прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов и их ассоциаций, а также отдельных производств и продуктов.

По времени и характеру решаемых проблем прогнозы подразделяются на:

а) стратегические и тактические; б) оперативные; в) краткосрочные; г) среднесрочные;

д) долгосрочные и е) дальнесрочные. Стратегические прогнозы имеют своей целью предвидение важнейших характеристик (параметров) формирования управляемых объектов в среднесрочной и далее перспективах. Оперативные предназначены для выявления возможностей по решению конкретных проблем стратегических прогнозов в текущей деятельности и краткосрочных перспективах. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца; краткосрочный — от 1 месяца до 1 года; среднесрочный— от года до пяти лет; долгосрочный — от 5 до 15—20 лет; дальнесрочный — свыше 15—20 лет.

Деление прогнозов в зависимости от характера исследуемых объектов связано с различными аспектами воспроизводственного процесса. По этому признаку выделяют следующие виды прогнозов: развитие экономических, социальных и внутриполитических отношений; социально-экономических предпосылок и последствий НТП; динамики развития национальной экономики (ее темпов, факторов и структуры); воспроизводства населения, состояние рынка труда, подготовки кадров; экономического использования природных ресурсов и состояния природной среды; уровня и качества жизни населения, доходов и цен; развитие финансово-кредитных отношений; воспроизводства основного капитала и объема инвестиций в него; внешнеэкономических связей, международных отношений.

По функциональному признаку (направлениям прогнозирования) прогнозы подразделяются на два типа: поисковые и нормативные. Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекается от условий (факторов), способных изменить эти тенденции. Нормативный прогноз в отличие от поискового разрабатывается на базе заранее определенных целей.

Его задача состоит в том, чтобы определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве целей. В то время как поисковый прогноз при определении будущего состоянии объекта прогнозирования отталкивается от его прошлого и настоящего, нормативный прогноз разрабатывается в обратном порядке: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям и изменениям в свете поставленной цели.

Процедура стратегического программирования

Программирование является второй ступенью в процедуре стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем.

Под программой в макроэкономическом стратегическом планировании понимают научное предвидение состояния какого-то локального объекта управления в определенный срок (через 5, 15 и более лет), основанное на четком определении цели и системы мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям.

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных решаемых задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям.

Особое место в системе программ, разрабатываемых в рамках стратегического планирования, занимают целевые (стратегические) комплексы. Стратегические программы — это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, решение задач наиболее эффективными путями и в установленные сроки.

В качестве стержня целевой комплексной программы (ЦКП) выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное содержание программы. Единая цель ЦКП развертывается в совокупность задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. Эта связанность и представляет существующие программы.

В процессе своей реализации стратегические программы выполняют следующие функции.

1. В полном соответствии с философией маркетинга осуществляют ориентацию программ не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение определенных общественных потребностей.

2. Усиление целевой направленности плановых расчетов, создание возможности перехода в процессе стратегического планирования от языка целей к языку ресурсов.

3. Формирование стратегии для комплексного решения определенных проблем, обеспечение возможности формирования комплекса мероприятий не по отдельным признакам (отраслевым, региональным), а по признаку решаемой проблемы.

4. Резкое изменение сложившихся темпов и пропорций развития (обеспечение

структурных сдвигов), не осуществимое в рамках ранее сформулированной системы экономической политики.

Комплексные целевые программы федерального уровня разрабатываются, прежде всего, как программы, имеющие важное значение для решения проблем развития национальной экономики. С их помощью осуществляется: во-первых, глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам развития национальной экономики; во-вторых, планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших задач перспективного развития; в-третьих, повышение уровня сбалансированности мероприятий, обеспечивающих решение основных задач программы;

в-четвертых, координация и обеспечение своевременности решения задач всего цикла работ по осуществлению программы; в-пятых, согласование деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов федерации и центральных органов власти в решении поставленных задач.

Различия в содержании, значимости программно решаемых проблем, составе подсистем, продолжительности осуществления мероприятий и т.д. порождают большое разнообразие потенциально возможных к разработке программ. Хотя каждая из них направлена на решение конкретной проблемы, специфична, все же можно выделить признаки, общие для определенных групп программ. Классификация, типология программ по этим признакам важна для определения некоторых общих закономерностей их разработки и реализации, для выявления: а) нетипичных форм представления и структуризации программных проблем; б) систем, управляющих процессом разработки программ; в) основных этапов, на которые разделяется этот процесс; г) методов составления и увязки программных мероприятий; д) возможного механизма и структуры систем управления их реализацией и т.д.1

Отметим, что региональная экономика содержит в своей сущности проблемы, с которыми сталкиваются экономические субъекты, осуществляющие процесс хозяйствования в каком-либо регионе, и прежде всего вопрос о конкурентоспособности в регионе и стране и соотношении между ними; методах рационального распределения ресурсов и т.д.

Важной особенностью отношений по поводу управления является их планомерный характер. Сущность планомерности состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соразмеряют свои действия с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Опыт развития современной цивилизации свидетельствует о том, что планомерность, свойственная каждому трудовому акту, развивается по мере развития самого общества, углубления разделения и кооперации труда. Она выходит за рамки отдельных производственных единиц, распространяется на деятельность союзов предпринимателей, национальные и транснациональные корпорации, самого государства, активно вмешивающегося в экономические и социальные процессы. Таким образом управление, а следовательно, и планирование имманентно (внутренне присуще) как для коммерческих структур, осуществляющих производство материальных благ и услуг, так и для общества в целом и его отдельных подсистем.

Имеются и другие объективные обстоятельства, обусловливающие потребность макроэкономического планирования в рыночном хозяйстве. К ним следует отнести.

1. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.

2. Систематический рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления. Так как коллективное потребление товаров и услуг в значительной мере регулируется не обычным рыночным механизмом, а государством, то

увеличивается и доля совокупных ресурсов страны, распределяемых им с помощью внерыночных механизмов.

3. Рост масштабов воздействия человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания, наличие отрицательных «внешних эффектов» экономической деятельности.

4. Появление более сложных и чрезвычайно важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения деятельности и развития интеграционных процессов.

5. Обострение глобальных проблем современности (продовольственный кризис, истощение невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды и др.) обуславливает все усиливающийся интерес общества, государства к проблемам долгосрочного прогнозирования.

6. Возникновение чрезвычайных ситуаций (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и необходимость ликвидации их последствий), стимулирующих деятельность в области планирования.

Формы планирования многообразны. Они определяются многоуровневостью и многоаспектностью управления. В частности, различают: а) в зависимости от уровней планирования — межстрановьш, общегосударственный, региональный (субъектов федерации), уровень хозяйствующих субъектов (коммерческих и других рыночных организаций), их ассоциаций; б) в зависимости от сферы планирования — социальный научно-технический, экологический, финансовый и другие аспекты планироввания;

в) в зависимости от горизонта планирования: долгосрочное, среднесрочное, текущее;

г) в зависимости от круга решаемых проблем — стратегическое и тактическое планирование.

Многоаспектность планирования отражает многообразие проблем, которые решаются в процессе управления экономическим и социальным развитием общества. Являясь ведущим элементом системы управления, планирование выполняет роль инструмента реализации политики как государства и его отдельных субъектов, так и собственников коммерческих организаций.

В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе все больше возрастает на макро- и микроуровне социально-экономической системы роль стратегического планирования.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

— устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы (на период более одного года);

— ориентация на решение ключевых, определяющих для рассматриваемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс;

— органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;

— учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него ^позитивное или негативное влияние, и разработка мероприятий, в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние либо нейтрализующих их действие, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач;

— адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внешней и внутренней сред планируемого объекта и приспособить к ним его функционирование.

Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, обладает своим содержанием, охватывающим как саму его сущность, так и его проявление и включает процедуру разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.1

Региональная экономика, очевидно, нуждается в стратегическом тонировании. В противном случае в некоторых регионах может возникнуть ситуация экономического кризиса из-за оттока экономических субъектов, оперирующих, в данном регионе, а также проблемы несостоятельности экономических структур региона обеспечить сферу приложения сил предприятий с наибольшим эффектом.

Проектирование — заключительная ступень всех процедур стратегического планирования. Его назначение состоит в разработке проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов.

Проект стратегического плана, по сути своей, представляет собой проект управленческого решения по реализации стратегии соответствующих субъектов управления: на уровне первичного звена национальной экономики (хозяйствующих субъектов) — его собственников; местных органов власти, субъектов федерации, страны в целом — партии или коалиции партий, стоящих у власти.

Стратегический план есть не что иное, как научное предвидение состояния целостного объекта управления — делового предприятия, их ассоциаций, региона, субъекта федерации, страны в целом — в определенный период времени. Это предвидение основано:

а) на системе целенаправленных проектировок по развитию соответствующих объектов (общества в целом, его отдельных подсистем, хозяйственных субъектов); б) на системе мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам, исполнителям (программный разрез i проекта стратегического плана); в) на мероприятиях по развитию комплексных отраслей производства, производственной и социальной инфраструктур.

В условиях рыночной экономики должно соблюдаться следующее правило: чем выше уровень управляемой системы, тем более развернутой должна быть в проектах стратегических планов система прогнозов экономического, социального, научно-технического, экологического, внешнеэкономического и внешнеполитического развития.

Важной особенностью стратегических планов является то, что они: во-первых, выступают в качестве инструментов реализации политики соответствующих субъектов управления; во-вторых, раскрывают цели и пути в будущее различных объектов экономики страны и ее самой; в-третьих, определяют этапы социально-экономического развития общества в целом и его отдельных подсистем; в-четвертых, они выступают в качестве мерила, критерия экономического и социального прогресса общества.

В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты развития соответствующих объектов управления с тем, чтобы было возможно: а) выбрать оптимальный в данной хозяйственной ситуации проект стратегического плана; б) иметь в наличии такой вариант проекта стратегического плана, который в будущем будет соответствовать изменившимся условиям хозяйствования, рыночной конъюнктуры.

Проект стратегического плана не является директивой, подлежащей безусловному исполнению. Свойство той или иной степени директивное™ (обязательности) он приобретает после его утверждения в установленном порядке. В рыночной экономике самая

высокая степень обязательности выполнения показателей стратегического плана — на уровне первичного звена национальной экономики (хозяйствующих субъектов). С повышением уровня управления степень директивное™ ослабляется и обеспечивается не административным принуждением, а институтами права и экономическими методами. Единственным видом плана, который приобретает силу закона в условиях рыночного хозяйства, являются государственный бюджет и бюджета субъектов РФ. Но и они выполнимы в той мере, в какой предполагаемая конъюнктура в национальной экономике, ее отдельных подсистемах соответствует фактически сложившейся.

Свое конкретное проявление отмеченные выше процессы в условиях переходной экономики России находят в следующем: во-первых, в изменении социально-экономической природы планов, разрабатываемых различными субъектами управления. Из орудия административного принуждения они превращаются в инструмент нахождения сбалансированного консенсуса между субъектами федерации, хозяйствующими субъектами, заинтересованными в принятии участия в разработке тех или иных видов стратегических планов; во-вторых, в инструмент усиления стратегического характера проектирования.

Основное внимание в условиях рыночного хозяйства в макроэкономическом планировании уделяется структурным преобразованиям, решению ключевых социальных и научно-технических, а также экономических проблем. Государство отказывается от централизованного вмешательства в вопросы внутрирегионального и внутрихозяйственного характера.

Стратегические планы призваны помочь коммерческим организациям проявить хозяйственную самостоятельность и инициативу, обеспечивая их направленность в русло общенациональных интересов; в-третьих, в повышении научной обоснованности проектов стратегических планов, которые должны стать действенным инструментом регулирования социально-экономических процессов, происходящих в обществе; в-четвертых, во всемерной демократизации процесса планирования.

Все хозяйствующие субъекты, субъекты РФ должны заблаговременно получать информацию о замыслах Правительства в социально-экономической сфере, о намечаемых стратегических программах с тем, чтобы суметь вовремя заявить о своих намерениях участвовать в тех из них, которые их заинтересовали.

Насущные потребности общества, его отдельных подсистем, а также всех хозяйствующих субъектов обуславливают необходимость разработки целой системы проектов планов, отражающих особенности рыночной экономики. Эта система планов включает в себя планы стратегические и тактические. По функциональному признаку все проекты планов делятся на производственные (выпуска продукции, капитального строительства, развития транспорта и т.д.), планы снабжения и сбыта, повышения уровня жизни народа, планы финансовые и кредитные и т.д.

В зависимости от уровня иерархии в системе национальной экономики различают планы хозяйствующих субъектов, их ассоциаций, субъектов федерации, национальной экономики в целом.

Разработка стратегических, долгосрочных и среднесрочных планов позволяет рационально сочетать решение перспективных и текущих задач соответствующих субъектов управления, подчинять с помощью прямых и косвенных инструментов воздействия интересы всех управляемых субъектов интересам страны.1

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *