Что отражает концепция поколений
Что отражает концепция поколений
Сертифицированный тьютор МТА, педагог-психолог, образовательный мотиватор.
Что такое теория поколений
Существует довольно много теорий поколений, и мнения авторов разнятся. Мы поговорим о концепции американских исследователей Уильяма Штрауса и Нейла Хоува.
Они разработали теорию в начале 90-х. Смысл теории поколений Штрауса и Хоува в том, что приблизительно каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение и опыт которых не схожи с убеждениями предшественников.
Вот примерные года трёх последних поколений по Штраусу и Хоуву:
Хотя Хоув и Штраус выделяют такие даты, не все социологи согласны. Мнения часто разнятся: например, исследователи Карл Мангейм и Норман Райдер отрицали идею о том, что новые поколения рождаются через одинаковые промежутки времени.
Сейчас теория поколений используется в демографии, социологии и маркетинге. Но везде фигурируют примерные даты. Давайте разберёмся, какие черты свойственны каждому из поколений согласно теории Хоува и Штрауса.
Поколение X
Согласно теории поколений Штрауса и Хоува, эти люди родились с 1961 по 1981 год. В этот период произошли ключевые события: холодная война со странами Запада, конфликт в Афганистане, перестройка, падение Берлинской стены.
Люди поколения X в России родились ещё при Советском Союзе. Многим представителям свойственно стремиться к лучшей жизни и стабильности, работать по профильному образованию, ценить классическое образование.
Кумиры этого поколения — The Beatles, Виктор Цой, Егор Летов, Алла Пугачёва, Майкл Джексон.
Поколение Y — миллениалы
Эти люди родились приблизительно с 1982 по 2004 год. Они застали развитие интернета, поэтому больше вовлечены в цифровые технологии, чем предыдущее поколение. Многие представители поколения Y хотят «быть не таким, как все» и ярче выделяться из толпы.
Эксперты отмечают, что для большинства миллениалов создание семьи не приоритет — в поколении Y больше чайлдфри. Вообще для многих миллениалов характерно оттягивать переход во взрослую жизнь — если их предшественники уже в 22–23 года обзаводились семьёй, то среди миллениалов это не так распространено.
Кумиры этого поколения — Земфира, резиденты Comedy Club, Сергей Бодров, Юрий Дудь.
Поколение Z — зумеры
Согласно теории поколений Штрауса и Хоува, период зумеров начинается с 2005 года и продолжается по настоящее время. Про них говорят: родились со смартфоном в руках.
Подростки поколения Z живут в ином мире по сравнению со своими предшественниками. Сегодня цифровые сервисы и технологии кажутся чем-то естественным. Для зумеров VR и 3D-реальность — обыденное развлечение. С помощью Google они находят ответ на любой вопрос за 0,35 секунды и не представляют себе жизнь без интернета. Некоторые из детей ещё не умеют разговаривать, но уже способны найти и включить нужный мультфильм в приложении YouTube.
Большинство зумеров не любят концентрироваться на длинных академических текстах. Но многие интересуются наукой и технологиями — биомедициной, робототехникой, программированием и экологией.
Зумеры чаще задают вопрос: «А смысл?». Они чувствуют, что взрослые зачастую сами расфокусированы, и пытаются найти ответы самостоятельно. Наладить контакт с зумерами поможет честность. Интересуйтесь их мнением, обсуждайте происходящее в семье и мире «без купюр».
Большинство подростков отдают предпочтение престижным занятиям, где не требуется тяжёлый физический труд. Для зумеров характерен культ лёгкого успеха — многие представители поколения Z уже успели раскрутиться в интернете, заработав миллионы. Взгляды на образование тоже изменились — всё больше зумеров замечают недостатки современной школьной системы.
Кумиры этого поколения — Билли Айлиш, Моргенштерн, блогеры TikTok, Ариана Гранде, BTS.
Резюме
С каждым поколением особенности большинства людей меняются, и за этим безумно интересно следить. Распространённое мнение, что в предыдущих поколениях что-то было лучше или хуже, нельзя назвать верным — просто каждое новое отличается от предыдущего.
Различия нужно учитывать, чтобы лучше понимать происходящее в мире, тенденции и события. Остаётся лишь гадать, насколько сильно будут отличаться от нас люди будущего, которые родятся через несколько десятилетий.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
X, Y, Z: теории поколений в России
Миллениалы, «иксы», «игреки» и другие растиражированные поколенческой теорией слова — насколько они соответствуют действительности, особенно российской?
Диалог на тему сменяемости и отличий поколений друг от друга начался достаточно давно (например, в учениях древнегреческого учёного Полибия), однако научное осмысление этой проблемы началось относительно недавно, в начале XX века. Первое освещение они получили в работах Мангейма и Ортеги-и-Гассета, которые говорили о социологических аспектах формирования поколений. Спустя почти сотню лет их теории были продолжены и дополнены современной, классической концепцией, которую изложили американские ученые Уильям Штраусс и Нил Хоув. Сегодня эта теория набрала популярность благодаря своей актуальности и широкой популяризации в социальных медиа.
Знаменитая концепция «Беби-бум, X Y Z», как её называют на просторах интернета, находит применение в социологии, политологии, философии, антропологии и экономических науках.
Теория поколений Штраусса и Хоува в своём изначальном варианте строилась исключительно на исследованиях американского общества. В дальнейшем принципы теории поколений использовали и для анализа процессов в других странах. Среди отечественных популяризаторов теории наиболее известна Евгения Шамис, которая превратила изучение поколенческих тенденций в бизнес, помогающий современным компаниям управлять персоналом, который состоит из представителей разных поколений.
Вот Евгения Шамис рассказывает об основах теории поколений
Смысл теории
Конфликты и непонимание между поколениями закономерны и объяснимы, ведь социокультурный прототип определяется окружающей средой, которая отражает дух времени в данный конкретный момент. Только приспособлением к условиям вид способен выжить, ему приходится играть по постоянно меняющимся правилам. Экономический кризис, голод, война, или наоборот, резкое улучшение качества жизни напрямую влияет на то, как личность формируется и воспринимает себя в условиях, в которых она оказалась.
По Штарусу и Хоуву поколения — это совокупность всех людей, которые появились на свет во временном промежутке 20-25 лет. Критерии поколения:
История человечества условно делится на поколенческие эры, которым характерны взлеты и падения, иными словами, обладающие волнообразной структурой. Авторы концепции называют эти периоды превращениями или периодами, в которых поколения образуются по общим закономерностям. Этапы превращения:
Архетипы поколений: борьба Странников с Пророками, страдания Героев и оптимизм Художников
Поколение Пророков, которое появляется на свет в фазу подъёма после кризиса, строят новое общество и верят в коллективизм, светлое будущее и прогресс. В российской истории это этап советской оттепели, когда появились первые признаки свободы после тяжелых военных времён и сталинских репрессий. Дети, которые родились и выросли в это время, застали первый полёт в космос, эффективность государственной власти и её социальность. Вспомните, как нахваливают наши бабушки и дедушки советские медицину и образование. Институты власти исправно выполняли свою функцию, обеспечивали население работой и жильём, подкрепляя свои действия идеологическим подтекстом. Это были времена, когда народ начал жить хорошо по сравнению с кризисным временем, которое было до этого.
Михаил Андреевич родился в начале пятидесятых годов. Когда он был мальчишкой, он писал письма Гагарину и мечтал быть таким же храбрым и сильным, как первый космонавт. Миша с детства был уверен, что его страна — самая великая в мире держава, он без памяти любит Родину и готов всю жизнь трудиться на общее благо. Он поступает в институт, выходит из него квалифицированным специалистом, устраивается на работу, женится. Всё это время он проходит стадии, причисляющие его к форме общности: Миша был и октябрёнком, и пионером, и комсомольцем, а потом и в партийные ряды записался. К своим тридцати годам Михаил Андреевич специалист, патриот, муж и отец двоих-троих детей. На его здоровье положительно отразился тренд спорта, а на интеллекте — культивируемая патологическая любовь к чтению.
Его младшая дочь Елена, которая появилась на свет в начале 70-х годов, уже не так оптимистично настроена на будущее. На её молодость приходятся кризисы холодной войны, её братья воевали в Афганистане, а некоторые одноклассники не дожили до тридцати из-за героиновой зависимости. Дисциплина «совка» её немного раздражает, так как она подрывает её личные стремления и интересы. В это время развивается телевидение, которое возвещает молодой Лене о падении Берлинской стены, о разрушении Страны Советов, о том, что Грузия, куда Лена с семьёй ездила каждое лето, теперь стала зарубежной стеной. На тот момент, когда Лена заканчивает институт и выходит замуж, страны, в которой она родилась, уже нет, и идеалов, соответственно, тоже. Нужно выживать. В подобных условиях растёт поколение X, или Странники.
Лена устраивается на работу и начинает зарабатывать всеми доступными способами. Так как система формируется заново, к тридцати годам она уже занимает руководящий пост, учится лавировать и содержать семью в условиях неопределённости. В это время повышен личный драматизм, так как падение духовных стереотипов довольно драматично отразилось на судьбе «иксов». Если в советское время брак приходилось тянуть до последнего, потому что развод порицался, то после 1991-го года браки посыпались, как карточные домики. К середине девяностых у Лены за плечами есть один развод и несколько неудачных опытов отношений вне брака.
В лихие девяностые у Елены рождается дочь Люся. Да, да, та самая страдающая Люся из нашумевшей статьи. Живущая в относительном достатке, она растёт в атмосфере индивидуализма, где человек человеку ничего не должен, а самое главное в жизни — самореализация. Мама Лена прикладывала все усилия, чтобы у Люси было всё (крыша над головой, образование. ), и продолжает поддерживать её даже во взрослом возрасте. Ближе к 30 годам Люся становится депрессивно настроенным «переподростком», застрявшим в иллюзиях собственной исключительности. Это поколение называют ещё поколением «Питер Пенов», наивных и сложных в общении, не определившихся со своими целями и постоянно сравнивающих себя с другими. Замуж Люся не спешит, за её плечами — постоянная смена рабочих мест и разочарования. Она ходит в кедах и свитшоте, работает в опен-спейсе менеджером по контенту, на выходных играет в PlayStation или ходит на выставки или тренинги по личностному росту. Так выглядит портрет российского поколения Y, или Героев.
После 2000 года у «игреков», а иногда и у «иксов», которые ещё относительно молоды, рождаются дети, которые мыслят другими категориями. Они не помнят жизни без интернета и гаджетов, их мир лежит за пределами государственных границ, они свободно передвигаются по планете и легко меняют круг общения. Сейчас они только вступают во взрослую жизнь, и у них абсолютно другой подход к ней.
Младший брат Люси Дима, типичный представитель поколения Z, или Художник, отлично разбирается в тенденциях моды и активно пользуется киберпространством. Он ведёт свой стрим на твиче, присутствует во всех социальных сетях, не считает нужным накапливать информацию, так как её слишком много. Дима надеется на силу гугла и уверен, что его жизнь будет протекать в относительном комфорте, где ему не нужно будет бороться за место под солнцем. Это поколение домоседов (Homelanders). У Димы нет кумиров, потому что на YouTube каждый подросток может набрать миллионы просмотров, если предложит качественный контент. По сравнению со своей старшей сестрой, цифровой иммигранткой (потому что в её детстве интернета не было), ему не приходится лихорадочно учиться, чтобы быть на волне, он гармонично постигает новые тенденции и следует им.
Критика теории и альтернативы: почему Сбербанк так интересуется теорией поколений
Поколенческая теория продолжает развиваться и встречает обоснованную критику. Естественно, идея цикличности не нова: эти тенденции просматриваются и в исторической, и экономической науке. Однако, при анализе данных Штраус и Хоув не учитывают ни демографических факторов, ни отдельных характеристик личности, ведь не всех представителей того или иного поколения можно отнести к соответствующему типу, поэтому течение циклов может протекать не так равномерно, как хотелось бы исследователям. Несмотря на глобализацию, представители разных стран сталкиваются c различными условиями, так что вряд ли можно говорить о чётких тенденциях внутри того или иного общества.
В российском научном сообществе теорию поколений в её классическом варианте иногда сравнивают с гороскопами, когда одни признаки из описания поколения признаются истинными, а другие, иногда противоречащие реальности, просто игнорируются. До сих пор ведётся полемика о том, применима ли вообще теория к российскому обществу. Приведённая в этой статье классификация очень обобщённая и упрощённая, поэтому каждый индивид внутри поколения может с ней согласиться или не согласиться.
Несмотря на противоречивость подхода, российские компании, например, Сбербанк, заинтересованы в исследовании поколенческих тенденций. Попытка понять, что движет поколениями Y и Z, поможет руководителям компаний правильно организовать трудовой процесс и обеспечить рост бизнеса. На примере тех же Люси и Димы рассматриваются схемы общения и постановки задач, которые давно не сходятся с традиционными методами управления персоналом. Проект Евгении Шамис «RuGenerations» занимается изучением поколений как раз с точки зрения работы HR и маркетинга, которое направлено на обучение и введение в корпоративные процессы молодых представителей общества.
Теория Штруса и Хоува далека от идеальной модели современного общества, но её популярность среди современных исследователей заставляет задуматься: может быть, закономерности развития современной цивилизации всё-таки подчиняются общим правилам. Приведенная в этой статье классификация очень обобщённая и упрощённая, поэтому каждый индивид внутри поколения может с ней согласиться или не согласиться. Пожалуйста, оставляйте в комментариях своё мнение о том, насколько вы согласны с этим подходом. Буду рада услышать ваши мысли и примеры, которые подтверждают или опровергают постулаты авторов.
Значение концепции «поколений» прав человека
Дата публикации: 06.02.2020 2020-02-06
Статья просмотрена: 949 раз
Библиографическое описание:
Харченко, К. У. Значение концепции «поколений» прав человека / К. У. Харченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67189/ (дата обращения: 30.12.2021).
В статье будет рассмотрено понятие «поколений» прав человека.
Само понятие «права человека» не является изобретением современного общества. Еще во времена расцвета древнегреческой философской мысли существовала идея естественных прав свободного человека, которыми он наделялся от природы. В процессе исторического развития общества менялись и представления людей о данном понятии, разрабатывались новые теории происхождения и классификации прав отдельной личности. Принятие 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека [2] ознаменовало новый этап в развитии данной области и явилось мощным импульсом для более глубокого изучения этого вопроса. Вторая половина XX века была отмечена ростом теоретических исследований в области прав человека, одним из результатов которых явилась разработка теории о поколениях прав человека.
Концепция поколений прав человека впервые была сформулирована в 1977 году чешским юристом и первым генеральным секретарем Международного института прав человека Карелом Васаком [14].Согласно данной концепции основные права человека принято разделять на три поколения:
− поколение гражданских и политических прав;
− поколение экономических, социальных и культурных прав;
− поколение коллективных прав.
В основе представленной выше классификации лежит временной критерий актуализации каждого поколения прав по мере исторического развития общества. Интересно, что сам Карел Васак проводил аналогию выделенных им трех поколений прав человека с тремя принципами Великой французской революции — «Свобода, равенство, братство» [12]. Прежде чем более подробно рассмотреть данную концепцию, стоит отметить неоднозначность применения термина «поколения» в этой сфере. С одной стороны, учитывая, что сам термин предполагает собой сменяемость, становится не совсем понятным смысл его использования в данном контексте. Ведь в реальности права человека не сменяют и не вытесняют, а наоборот, дополняют друг друга. С другой стороны, вполне возможно, что, используя данный термин для формулировки своей концепции, автор хотел подчеркнуть поэтапную эволюцию общественной мысли в области прав человека. В таком случае суть поколений должна заключаться не в их сменяемости, а наследуемости. Являясь отражением эпохи своего возникновения и развития, каждое поколение дополняет уже существующую доктрину прав человека новыми актуальными идеями, учитывая при этом «заслуги» и «опыт» своих предшественников.
Для того, чтобы более точно понять суть данной концепции, необходимо более подробно рассмотреть каждое поколение прав по отдельности.
Как было отмечено выше, к первому поколению прав человека относятся гражданские и политические права, включающие в себя право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу совести, мысли и религии и другие права [7]. Являясь представителями самого «старшего» поколения, гражданские и политические права волновали сердца и умы людей задолго до их международного правового закрепления во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года [7]. Находя свои истоки еще во времена античности, идея о наличии у человека определенных естественных прав получила свое развитие на протяжении последующих веков и обрела признание в трудах Джона Локка, Шарля Монтескье, Вольтера и других просветителей Нового времени [10]. Будучи отражением ценностей классического либерализма, права первого поколения «родились» в процессе народной борьбы против монархического абсолютизма и произвола властей. Кульминацией такой борьбы в национальных масштабах явилось принятие в 1789 году Декларации прав человека и гражданина, юридически закрепившей за французским народом «естественные и неотъемлемые права на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» [4]. Главенствующим понятием в данной категории прав человека является свобода, способная ограничивать произвол государственной власти. В современном обществе наличие гражданских и политических прав у каждого человека не ставится под сомнение, а их обеспечение и защита закреплены в различных международных правовых документах, а также в конституциях большинства стран мира.
К следующему поколению прав относят экономические, социальные и культурные права. Они включают в себя право на труд, право на образование, право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи и другие права [8]. Являясь продуктом индустриального капиталистического общества XIX века, данные права так же были сформированы в процессе борьбы, но уже за социальную справедливость, ознаменовав некий переход от юридического равенства к равенству фактическому. Результатом такой борьбы явилось повсеместное принятие в странах Европы во второй половине XIX века социального законодательства, положившего начало юридическому оформлению данной категории прав [5]. Новый виток в развитии второго поколения прав человека был ознаменован успехом Октябрьской революции 1917 года, по итогам которой в СССР было провозглашено и получило юридическое закрепление социальное равенство граждан [6]. Впоследствии, уже во второй половине XX века, именно СССР оказал значительное влияние напроцесс юридического оформления данной категории прав на международном уровне, сыграв ключевую роль в принятии Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в 1966 году [8]. Стоит заметить, чтообеспечение этих прав требует активного вмешательства государства, так как именно на него ложится ответственность за их исполнение. На современном этапе данные права так же закреплены в конституциях ряда государств, а в области международного правового регулирования данного вопроса основными документами являются Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
Наконец, самое «молодое» поколение прав составляют коллективные права или по-другому права «солидарности». К таким правам можно отнести право на мир, право народов на самоопределение, право на здоровую и сбалансированную окружающую среду и другие права [11]. Принято считать, что идея таких прав была сформирована уже после Второй мировой войны и была вызвана сразу несколькими факторами в интенсивно меняющемся мире. В частности, к числу таких факторов относят усилившийся во второй половине XX века процесс деколонизации, а также рост гуманитарных и экологических проблем в условиях усилившейся глобализации. По мнению самого автора концепции, отличительной чертой третьего поколения прав от своих предшественников является наличие в них идеи противопоставления индивида обществу. Такая специфика обусловлена условием их возникновения, когда в рамках развивающегося процесса глобализации и усиления глобальных проблем государства перестали в одиночку справляться с выполнением некоторых обязательств, налагаемыми на них правами первого и второго поколений. Таким образом, коллективные права одновременно служат и условием, и неким ограничением для осуществления прав двух предыдущих поколений, требуя некоторого ограничения присущего им индивидуализма с целью гарантии их же обеспечения. Что касается международного юридического закрепления прав третьего поколения, оно отражено во Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года [3], а также в упомянутых раннее двух Международных пактах 1966 года.
Стоит отметить, что представленная выше концепция не является идеальной и вызывает множество споров среди специалистов из разных стран мира. Существует множество споров касательно первенства возникновения и степени важности поколений прав человека, в которых специалисты приводят различные факты и доводы в защиту всех трех поколений [13]. Так, ряд западных ученых признает гражданские и политические права наиболее важными правами человека, приобретаемыми им с момента рождения, в то время как остальные поколения рассматриваются ими скорее в качестве привилегий [10]. В то же время, другие специалисты придают особую важность третьему поколению прав человека, говоря о том, что именно они выступают одним из гарантов обеспечения прав первых двух поколений [13]. Стоит заметить, однако, что сам факт разделения прав человека по критерию их важности является спорным. Вполне справедливо полагать, что все права человека, вне зависимости от времени их юридического оформления, обладают одинаковой важностью и силой. В частности, схожее по смыслу утверждение содержится в пятом пункте Венской декларации и Программы действий 1993 года, в котором на международное сообщество ложится обязательство «относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе с одинаковым подходом и вниманием» [1].
Более того, в настоящее время ряд специалистов выдвигает идеи о необходимости включения в данную концепцию новых поколений прав человека, но единого мнения по поводу их содержания пока не сложилось. Наиболее интересными являются идеи о существовании в современном обществе новых поколений экологических, информационных и сексуальных прав человека [9]. Так или иначе, сама идея о расширении поколений прав человека представляется вполне логичной, ведь мир не стоит на месте, и по мере его развития у людей справедливо возникают новые потребности и притязания.
Таким образом, концепция поколений прав человека отражает процесс эволюции общественной мысли в данной области. Более того, являясь олицетворением поэтапного развития человеческогообщества, она остается открытой для изменений и дополнений в лице новых поколений, способных выражать потребности современного социума.При этом, как и любая другая научная модель, она продолжает вызывать различные дискуссии и споры среди специалистов. В частности, ряд вопросов вызывает время возникновения и степень важности каждого из поколений. Несмотря на это, концепция прав человека сохраняет свою актуальность и по сей день, в силу своей способности достаточно ясно отображать процесс поэтапного развития идеи прав человека в контексте исторической и культурной эволюции государства и общества.