Что относят к жизненно важным интересам личности

Презентация «Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что относят к жизненно важным интересам личности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

Описание слайда:

Вопросы для обсуждения
• значение культуры безопасности жизнедеятельности личности, общества в современном мире;
• роль государства в обеспечении безопасности личности и общества;
• роль науки и образования в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества.

Описание слайда:

Прогнозы учёных и практиков, философов и писателей о перспективах развития земной цивилизации звучат в общем оптимистично, с надеждой на инновационное развитие всех отраслей мировой экономики, которое должно нести позитивные изменения в жизнь стран, регионов, городов, семей и отдельных людей.
В то же время специалисты предупреждают о негативной тенденции увеличения числа техногенных аварий, социальных и природных катастроф в динамично меняющихся, усложняющихся условиях современного мира. В ХХI в. вопросы безопасности входят в число наиболее часто обсуждаемых как на межгосударственном уровне, так и на уровне школы, семьи, отдельного человека. Причём проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности людей неразрывно связана с вопросом повышения качества их жизни.

Описание слайда:

Актуальность (своевременность) формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества подтверждают, с одной стороны, тенденция роста техногенных аварий, катастроф, социальных конфликтов, природных катаклизмов, а с другой — недостаточный уровень подготовленности к ним людей.
Среди множества показателей, характеризующих качество жизни человека, существует такой, как восприятие безопасности. Соответствующий показатель по России говорит о том, что значительная часть населения нашей страны ощущает тревогу за свою жизнь.

Описание слайда:

Это свидетельствует об актуальности решения вопросов обеспечения безопасности на всех уровнях: от государственного (регионального) до локального (объектного, местного). Согласно Конституции Российской Федерации, основные объекты обеспечения безопасности — личность, общество, государство.
Под безопасностью понимают состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Состояние защищённости определяется как объективными показателями организации защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, так и субъективными ощущениями людей относительно степени их защищенности.
Безопасность — характеристика качества благополучия состояния объектов и условий их жизнедеятельности. Организация обеспечения безопасности объектов требует специальных мер — соблюдения правил (техники) безопасности жизнедеятельности. Объективные показатели обеспечения безопасности жизнедеятельности (организации условий безопасности жизнедеятельности человека, общества) могут не совпадать с субъективным ощущением безопасности человеком, людьми.

Описание слайда:

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование (жизнедеятельность) и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства.
К жизненно важным интересам личности относят:
• здоровье;
• возможность трудиться, отдыхать, учиться, жить в достойных человека условиях, получать квалифицированную социальную, медицинскую помощь.
К жизненно важным интересам общества относят:
• гражданский мир;
• стабильное функционирование и прогрессивное развитие экономики, финансовой системы, предприятий общественного хозяйства и социальной сферы, обеспечивающих потребности общества необходимыми товарами и услугами.

Описание слайда:

К жизненно важным интересам государства — национальным интересам — относят:
• суверенитет государства — самостоятельность, независимость в организации социальной жизни, в создании Вооружённых Сил, в защите своей территории и границ, во внешней и внутренней политике;
• существующий государственный строй, определяющий взаимоотношения личности и общества с властью, законы общества;
• авторитет на международной арене, позволяющий дипломатическими, экономическими и военными средствами решать политические и хозяйственно-экономические вопросы межгосударственного сотрудничества;
• приоритет государственного языка как общего языка внутригосударственного межкультурного сотрудничества людей, представителей разных этнокультурных традиций;
• преемственность культурно-исторических традиций государства, уважение к символам трудовой и воинской славы, к традициям и символам государственности.

Описание слайда:

Национальные интересы — это совокупность внутренних и внешних потребностей жизни общества, определяющих устойчивое развитие общества и государства во всех сферах жизнедеятельности (внутриполитической, экономической, социальной, международной, военной, экологической и др.).
Национальная безопасность — это состояние защищённости государством своих национальных интересов от внешних и внутренних угроз.
Роль государства в обеспечении национальной безопасности страны заключается в создании законодательной основы и организации системы мер защиты национальных интересов: государственного строя, конституционных прав и свобод граждан, достойных условий жизни населения, суверенитета и территориальной целостности государства. Вооружённые Силы Российской Федерации обеспечивают круглосуточную защиту национальных интересов нашего Отечества. Служба в Вооружённых Силах Российской Федерации является почётной обязанностью каждого молодого гражданина России.

Описание слайда:
Описание слайда:

Такие ситуации подразделяют на экстремальные и чрезвычайные.
Экстремальной ситуацией называют кризисную обстановку, наносящую вред жизни, имуществу и природной среде в результате поражающих действий, возникающих вследствие природных, техногенных, социальных катастроф или в вооружённой борьбе.
Чрезвычайной ситуацией называют обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Описание слайда:

Неадекватная оценка уровня безопасности жизнедеятельности, степени угрозы собственной безопасности является основной причиной травм, других видов ущерба жизни и здоровые людей на производстве, на транспорте, в местах проживания.
В современном мире человек часто страдает от им же созданных опасностей в окружающей среде. Научно-технический прогресс позволил создать комфортную искусственную техногенную среду, но это требует от людей постоянного внимании, осторожности, знаний правил безопасного поведения, соблюдения правил техники безопасности в разных условиях.

Описание слайда:

Основы безопасности жизнедеятельности — это совокупность методов и средств, которые определяют меры организации безопасности жизнедеятельности и контроль их исполнения в разных условиях. Основы безопасности жизнедеятельности охватывают три уровня: законодательный (законы, правила, нормы), научный (теория: способы, средства), организационный (практические меры: правила, способы безопасности жизнедеятельности — техника безопасности жизнедеятельности).

Описание слайда:

Важны все три уровня: качество законов, выбранных средств и методов, качество исполнения (решения задачи) и ответственность исполнителей на каждом уровне обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства:
• роль государства (государственных органов федеральной, региональной, местной, объектной власти): разработка законодательного уровня: подготовка, принятие и контроль исполнения законов, норм и правил техники безопасности жизнедеятельности, определяющих культуру безопасности жизнедеятельности в разных сферах жизнедеятельности общества с учётом научных подходов и социальных требований;
• роль науки: разработка аффективных методов обеспечения безопасности жизнедеятельности в разных сферах;
• роль образования: организация обучения и просвещения личности и общества по вопросам безопасности жизнедеятельности в целях формирования компетентности и культуры безопасности жизнедеятельности личности, общества.
Стиль и способы поведения и деятельности человека отражают уровень (качество) его общей и специальной культуры (труда, отдыха, образования, безопасности жизнедеятельности, др.): высокий, низкий, достаточный, недостаточный.

Описание слайда:

Культура — это совокупность образцов, способов мышления, поведения и деятельности, принятых в обществе как стандарты, которые определяют традиции, правила жизнедеятельности, законы и нормы, предписывающие или запрещающие определённые социальные действия.
Культура безопасности жизнедеятельности — это совокупность моделей мышления и деятельности личности безопасного типа вследствие соблюдения правил в разных сферах жизнедеятельности общества. Основу культуры безопасности жизнедеятельности составляет компетентность личности и общества, которая формируется в процессе целенаправленного обучения и самостоятельного опыта соблюдения правил безопасности жизнедеятельности.
Компетентность личности (общества) в сфере безопасности жизнедеятельности — это функциональная готовность (мотивационная, теоретическая) и практическая способность (опыт) к осуществлению деятельности безопасного типа в разных условиях среды обитания.

Описание слайда:

Компетентность в сфере безопасности жизнедеятельности проявляется в умении распознавать опасные ситуации, предотвращать их появление путём соблюдения правил техники безопасности, а столкнувшись с опасностью, действовать обдуманно и умело.
Старшеклассники способны объективно определять уровень культуры поведения и деятельности других людей (высокий, низкий, достаточный, недостаточный). Однако необходимо формировать собственную культуру безопасности жизнедеятельности путём воспитания в себе ответственности, дисциплинированности, привычки к соблюдению правил безопасности жизнедеятельности, а также развития главных человеческих качеств: гуманности (человеколюбия), милосердия, терпимости (толерантности), любви и доброты по отношению к другим. Эти истинно человеческие качества дают нам надежду на помощь окружающих в грудной ситуации, но от компетентности каждого из нас зависит полезность нашей помощи.

Описание слайда:

Мы живём в информационном общество, когда полезная и своевременная информация бесценна, если касается вопросов сохранения жизни и здоровья человека, общества, национальных интересов государства. Формирование модели безопасного поведения и деятельности в школьном возрасте является необходимым условием соответствия общей культуры жизнедеятельности современного человека среде его обитания.
Роль образования как системы социальных институтов передачи культуры заключается в трансляции основ культуры — совокупности моделей безопасного поведения и деятельности: традиций, норм и правил, способов обеспечения (организации) безопасности жизнедеятельности в любой сфере, закреплённых законодательно.
Компетентность в сфере безопасности жизнедеятельности является системным информационным ресурсом, включающим знания правил обеспечения безопасности, умения распознавать и предотвращать опасные ситуации, оказывать первую помощь, вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать освоению теоретических знаний и практических умений школьника в обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и в будущем, в формировании культуры безопасного поведения и деятельности с учётом индивидуальных особенностей.

Описание слайда:

Вопросы и задания
1. Докажите актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности в школе.
2. Каково участие образовательной организации в формировании культуры безопасности жизнедеятельности школьника?
3. В каких экстремальных ситуациях вам приходилось побывать?
4. Какова роль государства в обеспечении безопасности личности и общества?
5. Что нового вы узнали из содержания этого параграфа?
6. Какое сообщение в средствах массовой информации о чрезвычайных ситуациях вызвало у вас наибольший отклик?
7. Назовите наиболее часто встречающиеся в вашем городе (районе) аварии и катастрофы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Жизненно важные интересы

Смотреть что такое «Жизненно важные интересы» в других словарях:

Жизненно важные интересы — (англ vitally interests) по законодательству РФ совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (Закон РФ «О безопасности»**). См. также… … Энциклопедия права

Жизненно важные интересы военнослужащих — это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивается реализацией прав, свобод и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации для военнослужащих. Источник: ДИРЕКТИВА Минобороны РФ от 12.07.1997 N Д 10 О… … Официальная терминология

интересы жизненно важные — Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (по Закону Российской Федерации [1]). [ГОСТ Р 52551 2006] Тематики системы охраны и… … Справочник технического переводчика

интересы жизненно важные — 2.2.4 интересы жизненно важные: Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (по Закону Российской Федерации [1]). Источник: ГОСТ Р… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Интересы жизненно важные — часть национальных интересов государства, совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства … Пограничный словарь

интересы — 3.7.24 интересы: Потребности, желания, ожидания или требования. Источник: ГОСТ Р 54147 2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Ұжымдық қауіпсіздік келісіміне қатысушы мемлекеттердің өмірлік маңызды мүдделері — (Жизненно важные интересы государств участников ДКБ) мемлекеттің өмір сүруін қамтамасыз етуге бағытталған ұлттық мүдделердің сай келуі. Оған мемлекет тәуелсіздігі, аумақтық тұтастық, қоғамның әлеуметтік саяси тұрақтылығы, түрлі сипаттағы ішкі… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

ҰҚК қатысушы мемлекеттердің өмірлік маңызды мүдделері — (Жизненно важные интересы государств участников ДКБ) мемлекеттің өмір сүруін қамтамасыз етуге бағытталған ұлттық мүдделердің сай келуі. Оған мемлекет тәуелсіздігі, аумақтық тұтастық, қоғамның әлеуметтік саяси тұрақтылығы, түрлі сипаттағы ішкі… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации… … Социология: Энциклопедия

БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производителями и потребителями), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности,… … Социология: Энциклопедия

Источник

Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К жизненно важным интересам относят совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основными объектами безопасности являются:

ее права и свободы;

его материальные и духовные ценности;

его конституционный строй,

В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» субъектами (лицами, обладающими по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности) обеспечениябезопасности являются:

v общественные и иные организации и объединения.

Государство осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации –

v разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности;

v определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области;

v формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с Законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

v

Любовь к отечеству, стыд и страх поношения – средства укротительныя и могущия воздержать множество преступлений. Екатерина II

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства;

v взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;

v интеграция с международными системами безопасности.

Законодательную основу обеспечения безопасности составляют:

v Закон «О безопасности»;

v законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности;

v конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации;

v нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции в данной сфере;

v международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Систему безопасности образуют органы:

v судебной властей;

v государственные, общественные, иные организации и объединения;

v граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;

v законодательство РФ, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законодательством РФ, не допускается.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.

Органы законодательной власти:

v создают законодательную базу, регламентирующую отношения в сфере безопасности.

Органы исполнительной власти:

v обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

v организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

v осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

v в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

v обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РФ и законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ;

v осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

v обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который согласно закону «О безопасности» возглавляет Совет безопасности РФ. Совместно с Федеральным Собранием Президент РФ определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности государства, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, реализует ряд других полномочий.

Министерства и государственные комитеты Российской Федерации в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства РФ, в соответствии с решениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ –

обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности,

разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Силы обеспечения безопасности в Российской Федерации включают в себя:

v Вооруженные Силы,

v федеральные органы безопасности,

v органы внутренних дел,

v органы внешней разведки,

v службы обеспечения безопасности органов –

судебной властей и их высших должностных лиц,

v службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;

v пограничные войска;

v внутренние войска;

v органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в –

в сельском хозяйстве;

v службы обеспечения безопасности средств связи и информации;

v таможенную службу;

v природоохранительные органы;

v органы охраны здоровья населения и другие.

Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, могут действовать только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 501 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Жизненно важные интересы личности, общества и государства. Национальные интересы

Исторические и социально-политические условия, в которых оказываются отдельные индивидуумы, социальные группы, общество и государство, те ценностные ориентации, которыми они при этом руководствуются, придают их экономическим интересам различную значимость. В зависимости от значимости для их субъектов формирования экономические интересы подразделяются на маловажные, важные и жизненно важные.

В теории экономической безопасности среди всей совокупности экономических интересов любого субъекта формирования особо выделяются жизненно важные экономические интересы (ЖВЭИ). Это объясняется тем, что ЖВЭИ это такие экономические интересы, удовлетворение которых способно надежно обеспечить само существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства,[29] причем обеспечить во всех сферах, а не только в собственно экономической.

Маловажные экономические интересы преимущественно не выходят за рамки выполнения каких-то повседневных хозяйственных задач. Важные экономические интересы преследуют уже более значимые, но все же в основном тактические цели. Тогда как ЖВЭИ направлены на достижение хозяйственных целей стратегического масштаба. Так, например, для отдельно взятого индивидуума маловажный экономический интерес может выражаться в стремлении починить сломанный замок у дверцы своего рабочего стола, важный экономический интерес – в стремлении построить дачу, а ЖВЭИ – в стремлении на долгие годы материально обеспечить уровень и качество жизни, приемлемые для себя и своей семьи.

ЖВЭИ, как и другие экономические интересы, можно классифицировать по длительности их действия на кратковременные, долговременные и постоянные, а по основным субъектам их формирования – на ЖВЭИ личности, ЖВЭИ общества и ЖВЭИ государства. Причем, если ЖВЭИ личности по длительности могут быть всех трех упомянутых выше видов, то ЖВЭИ общества и государства выступают преимущественно в качестве долговременных и постоянных интересов, являющихся для субъектов их формирования более важными, чем кратковременные интересы. Так, например, наличие у государства долговременных и постоянных ЖВЭИ важно потому, что именно они обуславливают то, какой должна быть экономическая политика государства, чтобы его суверенитет, целостность и благополучие были надежно обеспечены.

ЖВЭИ личности весьма разно- и своеобразны. Однако исторический опыт дает основание утверждать, что в самом общем виде ЖВЭИ личности заключаются в:

— обеспечении достойных материальных условий жизни для себя и своей семьи при сохранении тенденции к их улучшению;

— обеспечении права на труд с возможностью выбора профессии и получении интересной и достойно оплачиваемой работы;

— соблюдении права личной и частной собственности, предотвращении преступных посягательств на эту собствен-ность, возможности предать ее своим потомкам.

ЖВЭИ общества складываются из ЖВЭИ входящих в него социальных слоев, групп и иных общностей людей. Вследствие существующей в любом обществе социальной дифференциации ЖВЭИ упомянутых общностей могут различаться, зачастую весьма существенно. Однако в каждом нравственно здоровом обществе всегда присутствуют те общие ЖВЭИ, которые обеспечивают его единение. Эти интересы состоят в:

— материальном обеспечении духовного, нравственного и культурного развития общества в целом и всех его составных частей на началах социально ориентированной рыночной экономики;

— повышении легально признанной экономической активности каждой личности;

— достижении и поддержании гармоничного баланса ЖВЭИ различных социальных групп и слоев;

— эффективном контроле за экономической деятельностью государства.

У государства, представляющего собой совокупность властных институтов общества, тем не менее, имеются свои, отличные от общественных, ЖВЭИ. Они сводятся к:

§ обеспечению экономической стабильности в обществе и государстве на основе устойчивого и позитивного развития национальной экономики;

§ регулированию в общенациональных интересах развития народнохозяйственного комплекса и поддержке, в случае необходимости, различных его отраслей;

§ проведению эффективной национально ориентированной внешнеэкономической политики и обеспечению выгодного для своей страны участия в международном разделении труда и экономическом сотрудничестве;

Что относят к жизненно важным интересам личности

§ надежному материально-техническому, финансовому и иному экономическому обеспечению обороноспособности страны на уровне, достаточном для поддержания ее суверенитета и территориальной целостности, отражения любой внешней агрессии;

§ ликвидации коррупции, экономических преступлений и иной противоправной деятельности в экономической сфере.

Все упомянутые выше ЖВЭИ по срокам своей реализации являются либо долговременными, либо постоянными.

По содержанию каждый из них представляют собой некий агрегат, из которого в случае необходимости можно извлечь более конкретное выражение данного интереса. Например, ЖВЭИ общества, состоящий в «повышении легально признанной экономической активности каждой личности» можно конкретизи-ровать, во-первых, в поощрении частного предпринимательства, во-вторых, в воспитании молодежи в духе уважения к личной и частной собственности и, в-третьих, в обучении ее основам теории функционирования рыночной экономики. А ЖВЭИ государства в «регулировании в общенациональных интересах развития народнохозяйственного комплекса и поддержке, в случае необходимости, различных его отраслей» может быть более детально представлено как разработка необходимой нормативно-правовой базы, механизма ее реализации и контроля над ее реализацией.

Уже упоминавшееся разнообразие и своеобразие ЖВЭИ личности, общества и государства представляют собой основную причину их разнонаправленности, которая, в свою очередь, может вызвать как их совпадение, так и несовпадение, то есть возникновение параллельных и расходящихся интересов. Однако если параллельные интересы в силу своей направленности не могут превратиться в источник возможных противоречий между ними, то о расходящихся интересах этого сказать нельзя. Ведь, если, например, два расходящихся интереса в своей реализации не мешают друг другу, то это совершенно не значит, что, реализуясь не параллельно, они не помешают реализации каких-либо других интересов. В результате взаимодействие расходящихся интересов превращается в источник противоречий между ними, источник появления противостоящих, взаимно направленных ЖВЭИ (рис. 6).

Таким образом, превращение несовпадающих (расходящихся) ЖВЭИ в противостоящие неизбежно переводит возможные (потенциальные) противоречия между ними в категорию реальных[30]. Например, вследствие невысокого правосознания определенной части населения и имеющихся недостатков в формировании и функционировании фискального механизма ЖВЭИ государства, состоящий в обеспечении и постоянном увеличении доходной части государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, может оказаться противостоящим ЖВЭИ многих граждан и предпринимательских структур этого государства, состоящему в постоянном повышении своего благосостояния. Повседневная практика предоставляет нам достаточно примеров того, что деятельность государства по максимизации поступления в казну разного рода

Что относят к жизненно важным интересам личности
Что относят к жизненно важным интересам личности Что относят к жизненно важным интересам личности Что относят к жизненно важным интересам личности
мало-важные
мало-важные
мало-важные

подразделяются на

Что относят к жизненно важным интересам личности Что относят к жизненно важным интересам личности Что относят к жизненно важным интересам личности

БЫВАЮТ

Что относят к жизненно важным интересам личности

формирование сбалансированных национальных экономических интересов, реализующихся в достижении национальных экономических целей
превращение в национальные экономические интересы, реализующиеся в достижении национальных экономических целей

с которыми происходит их…

Что относят к жизненно важным интересам личности

Национальные ценности Национальные ценности

Что относят к жизненно важным интересам личностивоздействуют на

Рис. 6. Структурно-логическая схема трансформации жизненно важных экономических интересов в национальные экономические интересы

налогов и сборов, мягко говоря, не находит понимания у многих граждан и предпринимательских структур, усматривающих в этом посягательство на свое благополучие и возможности его дальнейшего укрепления, а потому всячески этому противящихся, в частности, путем ухода «в тень».

В качестве другого примера противостояния ЖВЭИ можно назвать часто встречающееся в различных странах противостояние ЖВЭИ центральных и местных властей (в России – Федерального центра, субъектов Федерации и муниципальных образований) при дележе налоговых поступлений, являющееся зачастую причиной появления и обострения в этих странах сепаратистских тенденций.

Естественно поэтому, что противоречия, возникающие в экономической сфере по причине противостояния ЖВЭИ различных субъектов их формирования, нуждаются в устранении. В противном случае, все более обостряясь, они грозят не только ввергнуть экономику страны в тяжелейший кризис и подорвать ее способность к устойчивому позитивному развитию, но и уничтожить патриотическое единение всех слоев общества, привести к распаду государства. Именно так события развивались в СССР в период 1985-1991 гг.

В этой связи представляется необходимым, что во всех случаях противостояния ЖВЭИ усилия патриотически настроенных граждан, общественных организаций, всего гражданского общества, властных структур всех уровней должны быть направлены на формирование и соблюдение приемлемого для всех его участников баланса таких интересов. Под балансом ЖВЭИ следует понимать реализацию данного интереса в той мере, в какой такая реализация дает возможность реализоваться всем другим интересам, противостоящим данному.

Формирование и поддержание баланса противостоящих ЖВЭИ проявляется, прежде всего, в создании и запуске механизма неконфронтационной реализации таких интересов. Следствием этого становится полная ликвидация или существенное ослабление не только многих уже существующих противоречий в экономической сфере, но и возможностей их последующего возобновления. Противостоящие интересы, таким образом, превращаются в сбалансированные.

Баланс противостоящих или формирование сбалансированных ЖВЭИ представляется, однако, более действенным тогда, когда его дополняет выявление совпадающих ЖВЭИ. Это должны быть интересы каждой конкретной личности, различных хозяйствующих субъектов, политических, общественных, национальных и иных организаций и групп, всего общества и государства. Кроме них в федеративном государстве, в особенности такой огромной по территории, разнообразной по природным условиям и ресурсам, многонациональной и неравномерно заселенной стране, какой является Российская Федерация, не меньшее значение имеет выявление и осознание совпадающих интересов Федерального центра, различных по своему статусу субъектов Федерации и муниципальных образований.

Сбалансированные и совпадающие ЖВЭИ способны превратиться в мощную движущую силу устойчивого экономического развития любой страны. Реализация таких ЖВЭИ объективно направлена на совершенствование и развитие личности, причем развитие не только материальное, но и духовное. Кроме того, такие интересы консолидируют общество, способствуют эффективному функционированию государственного аппарата. Под воздействием национальных ценностей совокупность сбалансированных и совпадающих ЖВЭИ всех субъектов формирования приобретает некое интегрированное выражение, которое следует рассматривать в качестве национальных экономических интересов(НЭИ).

НЭИ реализуются в достижении национальных экономических целей. По своей направленности эти интересы следует подразделять на внутренние и внешние. Внутренние НЭИ не простираются далее экономического пространства данной нации и реализуются в пределах этого пространства. Защищенность внутренних НЭИ обуславливает обеспечение внутренней экономической безопасности данной нации. И напротив, отличительной особенностью внешних НЭИ данной нации является то, что они реализуются на национальных экономических пространствах других наций. Защищенность внешних НЭИ обуславливает обеспечение внешней экономической безопасности данной нации, ее международный авторитет и влияние в мире. В этом смысле характерен пример США.

В этой стране критерием экономического могущества была и остается реализуемость, прежде всего, внешних НЭИ. Это, конечно, не означает, что у США нет внутренних НЭИ. Однако американцы считают, что реализации их внутренних НЭИ никто и ничто помешать не может, и потому это никого кроме них самих не касается. Реализация же внешних НЭИ Соединенных Штатов, направленность которых глобальна, сталкивается с определенными проблемами, вследствие чего именно она якобы и определяет «современное лицо американской экономики», именно по ней следует оценивать устойчивость и потенциальные возможности хозяйства этой страны[31].

В современной России из-за наличия в ее хозяйственном комплексе многочисленных проблем, напротив, определяющей становится реализация как внутренних, так и внешних НЭИ. Это следует и из содержания уже упоминавшейся Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

С точки зрения внутренних НЭИ нашей страны наиболее актуальным в настоящее время является всемерное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение функционирования российской экономики в режиме расширенного воспроизводства при сохранении контроля над стратегическими

ресурсами страны; последовательное отстаивание интересов отечественных производителей; неуклонный рост капиталовложений в хозяйственный комплекс РФ, особенно его высокотехнологичные сектора; развитие и совершенствование оборонных отраслей промышленности; поддержание научного потенциала, способного обеспечить необходимую инновационную активность и утвердить независимость нашей страны на наиболее важных направлениях технического прогресса.

Современные внешние НЭИ России направлены, прежде всего, на формирование внутри страны и на мировом рынке таких условий, которые бы способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции; на рост объемов внешней торговли и всемерное расширение других форм экономического сотрудничества нашей страны с другими странами; на прекращение утечки российских капиталов за границу и их скорейший возврат в Россию.

Таковы содержательная характеристика основных элементов системы интересов в экономической сфере и их основные отличительные признаки, которые сотрудникам органов государственного управления российской экономикой, российским предпринимателям и всем заинтересованным лицам необходимо учитывать и использовать в своей практической деятельности.

Практикум

Теперь Вы должны уметь:

1. Представить себе, как и какие потребности трансформируются в интересы в экономической сфере.

2. Различать существующие системы ценностных ориентаций личности и общества, под воздействием которых формируются интересы в экономической сфере.

3. Разобраться в сущности процесса формирования интересов в экономической сфере, в содержании механизма их формирования.

4. Отличать жизненно важные интересы личности, общества и государства от других их интересов в экономической сфере.

5. Объяснить, какие жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства и почему могут рассматриваться в качестве национальных экономических интересов.

Вопросы для самопроверки и повторения

1. Как называются те побудительные мотивы, которые лежат в основе любой, в том числе и хозяйственной, деятельности людей и заставляют их делать или не делать что-либо?

2. Как классифицируются потребности, возникающие в процессе хозяйственной деятельности людей?

3. Что помогает ориентироваться во всем многообразии потребностей, устанавливать приоритеты в их удовлетворении?

4. Какими ценностями оперируют в экономической сфере?

5. Какие системы ценностных ориентаций Вы знаете?

6. На каких принципах формируются интересы в экономической сфере?

7. Что представляют собой национальные экономические цели?

8. Каков состав механизма формирования интересов в экономической сфере?

9. Каковы причины выделения жизненно важных интересов изо всего множества интересов в экономической сфере?

10. Каковы в самом общем виде жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства?

11. Какие жизненно важные экономические интересы следует балансировать и почему?

12. Каким образом достигается баланс жизненно важных экономических интересов?

13. Какие внутренние и внешние национальные экономические интересы современной России Вы знаете?

Новые понятия и термины

Материальные и духовные потребности; осознанные и неосознанные потребности; индивидуальные, коллективные и общественные потребности; шкала ценностей; национальные ценности; ценности природного и антропогенного происхождения; духовные, нравственные, социально-политические и материально-вещественные ценности; система ценностных ориентаций личности; коллективистская и групповая ориентация личности; система ценностных ориентаций общества; общечело-веческие ценности; глобализация мирохозяйственных связей; «опора на собственные силы»; интересы личности, общества и государства в экономической сфере; экономические цели личности, общества и государства; национальные экономические цели; явные и скрытые национальные экономические цели; принципы, механизм, среда, объекты, субъекты и средства формирования экономических интересов; жизненно важные экономические интересы; кратковременные, долговременные и постоянные жизненно важные экономические интересы; совпадающие и несовпадающие (параллельные, расходящиеся) жизненно важные экономические интересы; баланс жизненно важных экономических интересов; сбалансированные жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства; национальные экономические интересы; внутренние и внешние национальные экономические интересы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *