Что значит черный кафтан в османской империи
Османская империя и её мода. Как на самом деле одевались султанши
Османская империя, а точнее её прекрасная женская половина, в сериале Великолепный век показана нам в р оскошных платьях в пол, с шикарными украшениями переливающимися блеском красивых камней, и с идеальными укладками длинных волос. И менно так мы начали представлять настоящих султанш, только потому, что такими мы их увидели фильме. И все просто влюбились в сериал благодаря всему этому великолепию!
Красивые женщины и мужчины в безупречных нарядах заставили многих зрителей думать, что именно так одевалась вся османская империя при султане Сулеймане. Но на самом деле это всё хитрые уловки создателей сериала, чтобы завоевать максимальную любовь зрителей. Стоит отметить, что в Великолепном веке много неточностей не из-за того, что над ним работали глупые люди. Всё потому что им нужна была красивая картинка и захватывающий сюжет. Именно поэтому в сериале так много выдуманных моментов. Это особенно отразилось на нарядах девушек в гареме.
Османская империя и её настоящая мода
Османская империя в своей моде не имела столь откровенных нарядов. На самом деле султанши и наложницы падишаха выглядели совершенно по-другому. В эпоху султана Сулеймана девушки в гареме не носили облегающих платьев с разрезами, не было у них таких глубоких декольте и прозрачных юбок. В те времена мужские и женские наряды существенно почти ни чем не отличались. В основе их одежды была простая широкая однотонная (обычно белая) рубашка и шаровары. А сверху надевался кафтан.
Турецкий костюм в Османской империи
В середине XV в., когда турецкий султан Мехмед II завоевал Константинополь, Византийская империя окончательно пала. Турки-османы не воспринимали культуры покоренных народов, так как религия не допускала никакого изменения внешности. Однако у более развитых арабов и персов турки переняли внешнюю роскошь, а огромные богатства, награбленные в войнах, способствовали тому, что турецкий двор стал необычайно великолепным и пышным.
Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.
Мужской костюм
Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак.
Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки.
Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Рубашки шили из тонкой полосатой полушелковой ткани, из муслина, шелка и полотна.
Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.
В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами, и доходил длиной до бедер. Более длинная куртка надевалась поверх камзола.
Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс.
Верхней одеждой у турок было «фередже». Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. В XVI в. появились фередже с узкими декоративными рукавами.
В холодную погоду турки носили также плащи из верблюжьего сукна.
Женский костюм
Костюм турецких женщин был похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Сверху надевали: шелковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и еще один шелковый кафтан. Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шелковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.
Выходя на улицу, турчанки надевали черный шелковый плащ с большим четырехугольным отложным воротником зеленого цвета. Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.
Считалось, что по повелению самого пророка Мухаммеда женщины, кроме старух, не должны никому, кроме ближайших родных, показывать свое лицо и ноги. Ноги турчанки закрывали штанами, а голову и лицо — покрывалом («марама»), состоявшим из двух больших полос кисеи. Одна полоса завязывалась под подбородком, а другой закрывалось лицо до самых глаз. Женщины также носили шапочки с прикрепленной к ним черной вуалью, закрывавшей все лицо до подбородка.
Обувь
Мужчины носили башмаки с загнутыми носками и широкие полусапоги. Их шили из толстого красного сафьяна. Дома мужчины носили легкие туфли из желтого сафьяна.
Женская обувь была похожа на мужскую. Дома турчанки также носили мягкие туфли из желтого сафьяна или деревянные подошвы с завязками. Выходя на улицу, надевали красные сафьяновые башмаки или полусапожки на высоких каблуках с металлической отделкой.
Прически и головные уборы
Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан».
Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета).
Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчугом, перьями. Количество перьев было строго определено. В XVI в. султан носил на своем тюрбане три пера, усыпанные бриллиантами; у великого визиря было два пера, а у других сановников — по одному.
Во время правления Мехмеда II стал модным тюрбан, обвернутый белым муслином. В 1583 г. был издан указ, по которому устанавливались его различные виды в зависимости от сословной принадлежности и звания.
Еще с XIV в., со времен Османа I, мусульмане брили голову так, чтобы на макушке оставалась небольшая прядь. Поэтому под тюрбан надевали небольшую шапочку — «фес». Когда дома тюрбан снимали, фес оставляли на голове: ходить с непокрытой головой было не принято.
Кроме тюрбанов было много других головных уборов, различавшихся по форме, отделке, цвету.
Янычары носили разнообразные перьевые папахи, а также высокие головные уборы с султаном из перьев или высокие шапки, верхняя часть которых падала на спину в виде рукава. Последние имели символическое значение: память о том, как однажды святой дервиш благословил начальника янычар, учредившего это войско, возложив ему на голову свой рукав.
Головные покрывала защищали турок от насекомых.
Борода считалась лучшим украшением мужчины, и потому за ней тщательно ухаживали. Существовали строгие предписания, определявшие ее форму.
В XVI в. женский головной убор был похож на мужской тюрбан, но уже к концу столетия появились небольшие шапочки из бархата, шелка, парчи. Выглядели они очень нарядно: их украшали лентами, бантами, а богатые женщины — драгоценными камнями, золотом, жемчугом, перьями. Женщины также носили на голове шали.
Дома турчанки ходили с распущенным волосами, перехватывая их лентой, а выходя на улицу, заплетали их в косы и надевали сверху головной убор. В косы вплетались различные украшения.
Украшения и косметика
Османская Империя
История Османской Империи тут
Шехзаде, санджаки и Закон Фатиха
Из книги Э. Д. Алдерсона «Структура Османской Династии»
Обычно шехзаде отправлялся в главный город санджака по достижении 14 или 15 лет, там он создавал свой бейлик по образу и подобию столицы. Советником ему был опытный визирь, ранее служивший наставником лалой. Зачастую вместе с шехзаде в санджак отправлялась и его мать, дабы присматривать за гаремом. Он использовал такого же типа тугру, как и действующий султан, а обращались к нему «Челеби Султан». Среди иных ограничений шехзаде не позволялось покидать санджак без чёткого приказа Дивана. За нарушение этого правили сын Баезида II Махмуд поплатился жизнью.
Пока шехзаде-наместники создавали резервную копию Династии, во время назначения шехзаде в санджаки была определённая очерёдность. Первой предпочиталась Амасья, поскольку считалась форпостом в борьбе с полунезависимымы бейликами. Также важным санджаком был Караман благодаря величине и исторической значимости, ведь он был столицей древнего Сельджукского государства. Но в более поздние столетия, когда борьба за статус приемника обрела жизненно важное значение, предпочтение стало отдаваться Манисе из-за её близости к Стамбулу. Хотя Бурса и носила титул «Хюдавендигяр» (Богоподобный, преданный Аллаху), обычно кандидатов на престолонаследние посылали в Манису. Также очерёдность на практике использовалась для того, чтобы показать, что какой-то шехзаде потерял расположение Султана. Например, Хюррем Султан убедила Сулеймана I перевести Шехзаде Мустафу из Манисы в Амасью.
Система управления санджаками несколько раз расширялась, и в санджаки стали отправлять и внуков действующего Султана по мужской линии. Пока Селим I управлял Трабзоном, Сулейман I был направлен сначала в Болу, потом в Кафу, Крым. Назначались в санджаки также внуки Султана по женской линии – рождённые в браке дочерей с визирями, но, «чтобы они не проявляли склонности к мятежам», они не получали титулов выше санджакбея или капыджыбаши. «Но сыновья этих визирей, рождённые от обычных женщин, могли получить даже титул Паши, поскольку не являлись представителями Династии» (Обычно речь шла о старших братьях султанских внуков, рождённых в предыдущих браках визирей, ведь для женитьбы на султанской дочери визирь обязан был развестись с предыдущими жёнам).
Применялось единственное важное ограничение: представителей династии Османов не назначали в провинции Румелии. Это правило вошло в обиход в период Междуцарствия (Fetret Devri). До этого сын Орхана Сулейман Паша был назначен бейлербеем Румелии, а после его смерти его место занял Мурад I. На первый взгляд, никакой определённо причины для подобного запрета не было, но это возможно связать с тем, что Анатолию считали «землями ислама», а Румелию – «землями Запада». Если это так, то наместничестве шехзаде в коренных провинций, населённых мусульманами, не представляло риска, а вот передавать им командование значительными военными силами, физически дислоцировавшимися в Румелии, было опасно. Если согласится с этим предположением, то единственный случай, указывающий на его необходимость – Селим I, злоупотреблявший своим назначением в Европу. После того, как он вынудил Баезида II передать ему Семендире (Белград), он сразу же повернул военных, находящихся в его командовании, против отца. С другой стороны, сыновья династий регионов Анатолии, находящихся в вассальном положении, часто назначали санджакбеями в Румелию, чтобы разделить их с преданным им населением.
Более того, шехзаде часто и в Анатолии, и в Румелии ставились во главу военных формирований, входивших в состав войска Султана или визирей. Иногда они участвовали в сражениях во главе полуфеодальных подразделений, с которыми прибывали из своего санджака. Иногда возглавляли вспомогательные силы на флангах. Когда Султаны отправлялись в поход, шехзаде мог получить альтернативное назначение – наместничество в столице. Мехмед II в 1473 предпочёл взять с собой в поход двух старших сыновей – Баезида II и Мустафу, а младшего – Джема – оставил в столице наместником. Поскольку столица была оставлена на попечение самого младшего сына, можно предположить, что это назначение не обладало значительной важностью.
Конечно, опасность злоупотребления властью каким-нибудь шехзаде и подстрекания регионов к восстанию против центрального руководства всегда существовала. Но в этом была вина не в несовершенстве системы санджаков, а отсутствии чёткой процедуры наследования престола и Закон о братоубийстве. Хаос Междуцарствия, после правления Баезида II и во время султаната Сулеймана I была направлены не столько на свержение центральной власти, сколько на определения наследника. За исключением случая с Джемом, который предложил Баезиду II разделить Империю между собой, Османская Империя никогда не сталкивалась с опасностью передела наследия, которое стало причиной упадка Каролингской империи, поздней Византии и Сельджукского царства. Но если Султана начинали грызть сомнения в отношении мятежных настроений какого-то из шехзаде, чтобы угомонить его, Султан мог попросить в заложники и удерживать в столице одного из сыновей этого шехзаде. Именно по этой причине во время смерти Мехмеда II сын Баезида Коркуд и сын Джема Огузхан находились в столице. При необходимости эта система заложников использовалась и для полузависимых бейликов в Анатолии, и для крымскотатарских ханов. Они были обязаны отправлять заложником одного из молодых шехзаде; в разное время они получали образование в Топкапы вместе с сыновьями Султана.
Со временем соперничество между шехзаде, подогреваемое завистью, только росло. Сыновья Мехмеда II, Баезида II и Сулеймана I пытались устранить братьев на пути к трону. Эту ситуацию необходимо было как-то предупредить. Для начала Селим II решил ограничить количество санджаков, а отправил в санджак только старшего сына Мурада III. Мурад III, когда взошёл на престол, тоже отправил в санджак Манису только старшего сына Мехмеда III, а другие сыновья остались в Топкапы. Это был последний шехзаде, «отправленный в санджак для свободной подготовки к государственному управлению». Мехмед III никого в санджак не отправлял. И уже при следующем султане – Ахмеде I – положение шехзаде коренным образом изменилось: Закон о братоубийстве перестал выполнятся, произошёл переход к системе Клетки (Кафеса). Лечение оказалось хуже самой болезни. Молодость, проведённая в обеспеченных всем необходимым дворцовых покоях и годы, проведённые взаперти, были худшей подготовкой для людей, которые должны были бы управлять Османской Империей.
Идея отправлять шехзаде в санджак снова встала на повестку дня в 19 веке. Абдульмеджид I настолько сильно подозревал своего брата Абдульазиза, что хотел направить его наместников в Траблусгарп (Триполитанию), чтобы там с ним непременно что-то случилось. Но никаких реальных шагов в этом направлении предпринято не было.
Все санджаки в таблице ниже даны унифицировано, но в других источниках данные санджаки могут встречаться и с другими названиями:
Анталья – Теке
Балыкэсир – Кареси
Бурса – Хюдавендигяр
Эдирне – Румели
Ыспарта – Хамидэли
Измит – Коджаэли
Кафа – Крым
Конья – Караман
Кютахья – Гермиян
Маниса – Сарухан
Ментеше — Мугла
Семендире – Белград
Султаноню – Караджадаг
Таблица шехзаде и их санджаков:
Темные секреты Османской империи, о которых не любят вспоминать турки
На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.
В отличии от европейских монархов, ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
Так Сулейман II провел в такой «клетке» 39 лет перед вступлением на престол, занимаясь переписью и украшениями Коранов. Потом его старшего брата, Мехмеда IV свергли, и усадили на трон его. Но долгие годы проведенные взаперти помутили его рассудок, во время своего правления он практически не занимался государственными делами и всё время просил разрешения вернутся в клетку.
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: «Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один».
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
Как будто «Великолепный век» посмотрел
Ибрагим паша, войска Сулеймана уже на подходе, и Махидевран султан просила передать, что шехзаде.
Добавлю вишенку на торте (как Ататюрк вырезал целый город христиан, хотя божился, что даст им уйти. И это не когда-то там в древности, а в 1922 году):
А что ужасного то для того времени? От первородства в европе проблема не решалась, всегда могли замочить в тихую потенциального наследника. Тут хотя бы трон занимал самый хитрожопый и готовый ради власти на все.
Про садовника интересно
наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами.
помутили его рассудок, во время своего правления он практически не занимался государственными делами и всё время просил разрешения вернутся в клетку.
причем не только в турции
Такая власть хуже самой страшной тюрьмы, зачем за нее так боролись? Не понимаю.
Садовник, убивающий (потенциального) монарха. Прямо «Основание» Азимова.
В турецком гамбите этого неплохо так коснулись, интересно было читать
Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни
Браво, потрясающая сознательность!
«народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.»
но не будет такого потому, что турок в России маловато))
— Что в своей жизни вы делаете лучше всего?
— Я выращиваю самые красивые тюльпаны в Стамбуле и умею очень быстро умерщвлять людей шелковым шнурком.
Вот они какие, настоящие турецкие садовники!
В Сиаме до 19 века не один малолетний король не доживал до совершеннолетия.
Да и в гаремах тогда не всё так уж хорошо было.
Вот как вам цена за власть? Не хотел бы я работать визирем
Судя по башням, турки богов на кол сажали.)
Заметка о пороховых империях ислама и, внезапно, о Русском царстве
Пороховая империя — это устоявшийся в историографии термин, соответствующий таким государствам, как Османская Империя, Сефевидский Иран и Империя Великих Моголов в 15-18 веках, предложенный американским историком Уильямом Макниллом. Идея заключается в том, что пороховая военная революция привела к структурным изменениям исламского мира. Как работает эта концепция, почему эти страны стали «лебединой песней ислама» и причём тут Россия — в этой заметке.
Предыдущие заметки по теме:
а) Заметка о тюрках [прошу прощения за низкое качество]
б) Заметка о кочевниках и близлежащих городах
в) Заметка об исламской монархии
Корень могущества пороховой империи — это устойчивая государственность, возникшая до пороховой революции, то есть — совершенно абсурдным со средневековой точки зрения образом. В предыдущей заметке уже была затронута эта тема, но её нужно повторить — в условиях экономической автономности регионов никому в обществе, кроме самого дворца, не нужен император. Появление надрегиональной и наднациональной политической силы — это всегда чудо. Первый и последний раз в истории, когда обществу экономически и политически было необходимо наднациональное государство — это эпоха пороховой революции.
Османская Империя овладела порохом до выхода за пределы национальных границ — когда пал Константинополь в 1453 году, а его стены разрушала исполинская пушка «Базилика», Османское государство оставалось этнически и религиозно монолитным. Сефевидский Иран пережил фантастически интересную игру престолов в 15-16 веке — я рекомендую каждому с ней ознакомиться, она интереснее английской или японской — после чего Аббас Первый, Великий, смог создать в полуосёдлом Иране сильную центральную власть, предшествующей пороховой революции 17 века. Империя Великих Моголов схожие процессы переживала при Акбаре Великом, но приведённый ниже антагонизм в ней выразился наиболее сильно, что предопределило её наибольшую нежизнеспособность.
В 18 веке все язвы «пороховых империй» вскрылись и они одна за другой были поглощены европейскими державами. С этого момента и до второй половины 20 века колониализм привёл к деградации всех общественно-политических институтов, кроме откровенно средневековой уммы, племенного самосуда и религиозного суда, а также базовой вертикали власти, основывающейся на личной солдатской преданности. Поступательное развитие исламского мира пресеклось и возродилось во второй половине 20 века с нулевой политической, экономической и культурной точки — за исключением Турции, Марокко и развиваемой Советским Союзом Средней Азии. Увы, последняя разделила судьбу своего патрона с печальным для себя результатом.
Напоследок — Россия. Я приведу ниже соответствие событий отечественной хронологии событиям пороховых империй ислама.
1) Собирание земель по объединяющему признаку — национальному или религиозному.
Россия. 1380 (Куликовская битва) — 1478 (Присоединение Новгорода к Москве) года.
Турция. 1324 (смерть Османа I) — 1453 (штурм Константинополя) года.
Иран. 1427 (установление шиизма в религиозном ордене Сефевие) — 1524 (смерть Исмаила I) года.
2) Формирование сильной централизованной государственной власти со стабильной преемственностью.
Россия. 1533 (гибель Василия III) — 1612 (избрание Михаила Романова) года
Турция. 1494 (воцарение Сулеймана I) — 1558 (смерть Хюрем и установление Женского султаната) года
Иран. 1629 (смерть Аббаса Первого) — 1642 (смерть Сефи I, сосредоточие власти в руках великих визирей) года
Россия. 1550 год (создание стрелецкого войска)
Турция. XVI век (постепенное перевооружение янычар)
Иран. Начало XVII века (военные реформы Аббаса Первого)
Наконец, да простят меня славянофилы, коренные реформы, сравнимые с аббасскими, сулеймановскими или акбаровскими, в России совершил Пётр I, окончательно сломив феодально-боярскую вольницу Табелем о рангах, заменивший стрельцов рекрутской повинностью и создавший металлургическое и военное производство по североевропейскому образцу.
Сила географии (3)
Продолжаем знакомиться с книгой Тима Маршалла «Сила географии. Десять карт, которые раскрывают будущее нашего мира».
Студентам геополитики хорошо известна греческая тема: недаром первопроходцем этой дисциплины был Фукидид с его «Историей Пелопоннесской войны». Отсюда и термин ловушка Фукидида, когда рост мощи Афин вызвал тревогу в Спарте. Тревожатся сегодня и Штаты по поводу Китая.
Ахейцам это было известно, и они построили Акрополь на вершине горы уже четыре тысячи лет назад. Впрочем, он не защитил от персов в 480 году до нашей эры: у защитников быстро кончились запасы. Персы разграбили город после Фермопил. Греки сделали из этого урок на будущее, защитив стенами дорогу к Пирейскому порту, чтобы обеспечить снабжение во время осады. Сила Афин была не в горах, а на море. Тем не менее, сила должна опираться на людей. А их чем-то кормить надо. В Македонии земли было достаточно, чтобы обеспечить такую армию, которая смогла не только захватить всю Грецию, но и дойти впоследствии до Индии. Но с Аппеннинским полуостровом всё же это несравнимо. Там можно было набрать ещё больше солдат. Римляне, взяв Корфу, использовали его для плацдарм для захвата всей Греции. С независимостью эллинов было покончено на многие века. Две тысячи лет римляне, византийцы, османы, англичане и русские не позволяли грекам взять судьбу в свои руки. Империям не нужны были горные теснины, где были места, куда за всё время не ступала нога того же османа. Им нужны были острова Эгейского моря, обеспечивающие доступ в море Чёрное. Слабая Греция позволяла этого добиться.
А в 2015 году из Греции стали приплывать беженцы из Турции (туда они попали из Сирии). Десятки, сотни тысяч. 850 тысяч, если быть точным. Ситуацию облегчили подкупом Турции, которой с тех пор платят миллиарды евро каждый год. И безвиз впридачу. Тем не менее, десятки тысяч беженцев остаются на островах, которые де-факто превратились в тюрьмы.
А совсем недавно у берегов Кипра стали искать (и находить) газ. У северных берегов стали искать и турецкие суда. Они стали появляться и в других районах Восточного Средиземноморья, цитируя в обоснование своих действий соглашение с текущим правительством Ливии о разделе акватории. Согласно этому соглашению, зоны Ливии и Турции имеют общую границу. Что означает невозможность постройки газопровода по морскому дну с юга на север без согласия этих стран.
Потому-то Турция поддерживает действующее правительство Ливии, и Эрдоган послал туда свои войска.
В прошлом году у турков начались обострения даже с французами. Те послали свой авианосец следить за газоразведкой у Северного Кипра. Они, кстати, признали геноцид армян. Вот такие сейчас тёрки между членами НАТО, которое, по выражению Макрона, переживает «смерть мозга». В процессе охлаждения отношений Турции с НАТО Греция не прочь занять её место в стратегической доктрине этого военного альянса. В стране растёт консенсус о необходимости тесного сотрудничества с американцами, которые и без того имеют базу на Крите. А на Кипре сидят, кстати, британцы. И те, и другие, не горят желанием пускать русских через проливы. Русские же заигрывают и с Грецией, и с Турцией.
Турция не имеет широких равнин или длинных судоходных рек. Однако её плодородные земли, орошаемые дождями, кормят большое население. А вместо рек есть тёплое море, по которому испокон веков налажено транспортное сообщение. Контроль над Босфором и Дарданеллами является огромным оборонительным преимуществом. Сидя на перекрёстке сухопутных путей из Европы в Азию и морских из Чёрного моря в Средиземное, трудно не разбогатеть на торговле. Так делали и греки с римлянами, и османы, которые проецировали своё влияние отсюда на Ближний Восток, в Африку и на Балканы.
Идя на запад из Стамбула, попадаешь в долину реки Марица. Затем, обойдя вдоль Чёрного моря горные хребты, добираешься до устья Дуная с Железными Воротами и Бессарабским коридором.
Бессарабский коридор открывает южный путь с востока в Европу. К северу от Карпат путь лежит через Польшу. Теснина Железных ворот может быть избрана либо как рубеж обороны, либо как исходный пункт для дальнейшей экспансии. Турки выбрали второе. Выйдя на Паннонскую равнину, они стали стремиться её удержать. Сделать это можно было, лишь закрыв вход на неё из предгорий Альп. То есть взять Вену. Они пытались сделать это трижды. Ко времени третьей попытки Османская империя разрослась не только на север, но и практически во все стороны. Она стала многокультурным государством, хоть и склонным к жестокостям, но тем не менее не (всегда) заставлявшим подданных принимать суннизм.
Вену османы так и не взяли. Им пришлось с течением времени отойти к Железным воротам, а затем и дальше. Империя оказалась неспособной конкурировать с технически превосходящими европейскими державами. В 1918 году бывший султанат был разделён странами-победителями в Первой мировой войне. Потом была греко-турецкая война, где Ататюрк смог добиться решительной победы.
После этого он стал заниматься модернизацией, то есть вестернизацией, страны. Государство было отделено от религии, турки сняли фески и паранджу, был введён григорианский календарь и латинский алфавит. В культурном отношении стали строить мононациональное государство, не обращая внимание на наличие значительных меньшинств. Частью этой политики является непризнание геноцида армян в 1915 году. То есть, убийства они признают, но отказываются признать их организованность.
Вторую мировую удалось пересидеть в стороне, вступив в неё на стороне побеждающих стран лишь в феврале 1945 года. Не самые лучшие отношения со Сталиным и ситуация на северо-востоке побудили к вступлению в НАТО. Это был брак по расчёту. Греция вместе с Турцией, будучи не в лучших отношениях между собой, тем не менее закупорили советский флот в Чёрном море и выставили на южном фланге внушительные армии. Ради такого западные демократии смотрели на пальцы и на греческих чёрных полковников, и на турецкие военные перевороты 1960, 1971 и 1980 годов.
Конец биполярного мироустройства после развала СССР принёс новые реалии многочисленных локальных центров сили у турецких границ. Изгнание Саддама из Кувейта усилило курдский сепаратизм в Ираке и в самой Турции. Югославия, вместо того, чтобы стать рынком для турецких товаров и услуг, развалилась и стала рассадником нестабильности и насилия на Балканах и не только там. А ещё карабахский конфликт. Устав ждать приёма в Европейский Союз (куда её не брали по плохо замаскированным причинам), страна стала менять направление развития под руководством нового лидера.
Резюмируя, можно сказать: всё ещё являясь мостом между Европой и Азией, страна встала на путь экспансии и создания новых форпостов. Значимый игрок в современном мире, Турция отчаливает из НАТО и сообщества демократий. Софийский собор превращается из музея снова в мечеть. НАТО может прожить и без Турции, у него много стран-членов. А вот у турков кругом в основном лишь враги. Даже Россия лучше всего может быть описана как друг-соперник. Да, есть успехи в Ливии и Сирии, но соперничество в Восточном Средиземноморье включит гораздо более сильных противников.
Автор напоминает нам, что, несмотря на очевидный поворот страны с Запада на Восток, могут произойти изменения. В конце концов, выборы никто не отменял. Как никто не отменял и реальную политику с её сдерживающими факторами, и географию.