Что относят к проблемным методам обучения обж
Доклад «Проблемное обучение на уроках ОБЖ»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МКОУ «Хуршнинская СОШ»
МКОУ «Хуршнинская СОШ»
Абдусаламов Гасан Шарапудинович
Сегодня под проблемным обучением (по Г. Селевко) принимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Приобретение (усвоение) знаний учащихся.
Повышение прочности знаний.
Усвоение способов самостоятельной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи):
• Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала урока, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, другим методическим особенностям.
По содержанию решаемых проблем на уроках ОБЖ различают два вида проблемного обучения:
решение практических проблем, поиск практического решения, то есть способа применения полученного знания в новой ситуации; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических ситуативных проблем.
Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.
Первая представляет собой особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, важность необходимость.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты (побуждающие к диалогу);
ставит конкретные вопросы (на обобщение, конкретизацию, логику рассуждений и поступков);
формулирует проблемные задачи (например с недостаточ ными или избыточными исходными данными, с неопределенно стью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, выводами).
Для успешной реализации технологии проблемного обу чения необходимы:
построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, видеозапи си, мультимедиасредств);
отбор самых актуальных, сущностных, часто встреча ющихся в жизни детей экстремальных ситуаций и проблем;
наконец в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся на уроке.
Уровни проблемного обучения:
уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием вместе с учителем поиска способа решения поставленной задачи;
уровень самостоятельной активности предусматривает вы полнение самостоятельных заданий, упражнений, работ с тек стом ученика, конструирует ситуативные решения среднего уровня сложности, помощь педагога при этом минимальна;
уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих воображения, логического анализа, открытия нового варианта или способа решения ситуа ции, самостоятельного доказательства.
Проблемные методы обучения и Мотивации к Обучению на уроках ОБЖ
Владимир Зуйков
Проблемные методы обучения и Мотивации к Обучению на уроках ОБЖ
преподаватель организатор ОБЖ
В настоящее время проводя анализ обучение основам безопасности жизнедеятельности у школьников стремление к обучению сформированы плохо. Это связано с тем, что данный предмет не сдается как единый государственный экзамен и не принимается как профильный ни в одном вузе, даже на специальности «Безопасность жизнедеятельности». Таким образом, настоящее время обострило противоречие между необходимостью формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся и недостаточной разработанностью эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению жизненно необходимых знаний по этому предмету. Для психики детского и подросткового возраста характерно отсутствие четкой направленности мотивов деятельности. «Влияние улицы», а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования, которые не поддаются контролю со стороны родителей и учителей. Отсюда возникает необходимость пристального внимания к формированию мотивов к обучению школьника.
Успех обучения, по моему мнению,определяется тремя глобальными факторами:
– умственными способностями (интеллект) обучаемого;
– его мотивацией относительно цели обучения;
– техникой обучения и работы (методика обучения)
Однако известно, что если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85%распределяются следующим образом: способность к предмету – 30%, интеллигентность – 20%, мотивация – 30%, внимание и усердие – 5%. Из цифр видно, что для успешного обучения нам необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие
Таким образом считаю что, важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:
1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).
Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты, беседы, личностные отношения, «откровенный разговор» психологическая помощь каждому индивидуально. В работе с ними мне приходится ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы. У старшеклассников повышение мотивации основано на личностно-ориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии. Кстати в прошлом году профессию стать военным выразили 6 из 8 выпускников что радует.
Важной стороной изучения и формирования учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником:
1. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка сравниваю его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Пример; братья Бекинины Александр и Михаил. совершенно разные по темпераменту. способные принести определенные проблемы. 8-в Класс. При индивидуальном подходе заметно возросла мотивация к обучению по предмету ОБЖ и участие в соревнованиях.
2. Стараюсь подходить к психологическому изучению и формированию мировоззрения учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.
3. Стремлюсь за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной динамики к учению, увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (неумение учиться, не сформированность, умений постановки целей). Так, за внешне высоким уровнем к учению могут скрываться мотивы личного преуспевания, а за внешне низким – могут стоять большая требовательность к себе и критичность. Одна и та же учебная деятельность может иметь для разных учащихся различный смысл. Занятие организовываю так, чтобы школьнику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В группе создается атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями учащегося в процессе обучения совершенствования.
Составить первичное представление можно, наблюдая отношения учащегося к учению.
Исследования позволяют выделить несколько ступеней включенности обучаемого в процессе учения:
– безразличное (или нейтральное);
– положительное-1 (аморфное, нерасчлененное);
– положительное-2 (познавательное, инициативное, осознанное);
– положительное-3 (личностное, ответственное, действенное).
Мое мнение что это можно разделить пропорционально количеству учеников и в % будет 30+30+30+10
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона деятельности учащихся – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые:
– отстаивают свое мнение;
– принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
– ставят вопросы своим товарищам и учителям;
– рецензируют ответы товарищей;
– оценивают ответы и письменные работы товарищей;
– занимаются обучением отстающих;
– объясняют более слабым ученикам непонятные места;
– самостоятельно выбирают посильное задание;
– находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
– создают ситуации самопроверки, анализа познавательных личных и практических действий;
– решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения
Все новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего,повышение активности школьников: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Увы внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий в Севастополе и в Инкермане затянулся и неизвестно когда мы получим интерактивные доски, мультимедийную технику и тд. А может это и к лучшему по старинке пользуясь своим ноутбуком и техникой образца 70-х годов прошлого века. Одним из постоянных действующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес (от лат. interest –имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Л. С.Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. …Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» Увы на деле иногда складываются ситуации когда вмешательство необходимо, так как интилектуальная запущенность связанная с компьютерной зависимостью не дает ребенку оценивать ситуацию и решение задачи требует напряжение умственных способностей. Ярко выражено это в младших классах и подростковых группах 5-7 классах нашей инкерманской школы №12.
Моё мнение, всю школьную систему необходимо построить в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес. Большое влияние оказывает на направленность интересов ребенка увлеченный родитель, интересы детей прямо связаны с интересами родителей.
На уроках даю ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.
Пирамида индивидуальности. (тема интересная но увы займет много времени)
Как учитель стараюсь:
– поддерживать ровный стиль отношений между всеми участниками педагогического процесса;
– ободрять обучаемых при возникновении у них трудностей;
– поддерживать положительную обратную связь;
– заботиться о разнообразии методов преподавания учебного материала.
Актуальными остаются советы:
– приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
– поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
– учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
– формировать чувство долга, ответственности;
– учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе. Ставя цель развития мотивации учения, стараюсь быть внимательным и осторожным в общении с учащимися.Пытаюсь исключить из своего лексикона фразы-убийцы: «Так дело не пойдет!», «Об этом не нужно говорить вообще!», «На это у нас нет времени!», «Такого еще не бывало!», «Об этом ты не можешь судить!», «И до чего мы так дойдем!», «Это несерьезно!», «Можешь мне поверить!», «Как ты до этого додумался?» Судить вам. да и стараюсь применить «эффект любопытства», загадки, ребусы, конкурсные задания, и соревнования в группах и на кружковой работе «Юный стрелок и «Юный патриот» к сожалению последнюю ликвидировали с легкой руки(___) из за низкой посещаемости, что негативно скажется на подготовку команд к соревнованиям.
На уроках ОБЖ используем эффект загадки. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п.
–со всем классом: реферат, беседа, обсуждение, презентация;
–с малой группой: 3-7 обучаемых работают над одним заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
–в парах: двое учащихся обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
–индивидуальную: каждый обучаемый индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных
Вполне естественен тот факт, что обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более, стресса блокирует мыслительную деятельность. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познавать его. Учеба в школе, как показали исследования психологов, связана с появлением ряда комплексов, среди которых потеря интереса к учению является наиболее распространенной, это сказалось и на кружковой работе. Большинство одаренных детей посещают несколько кружков. а такие как «Юный стрелок» и «Ю. П. » у них не хватает времени посещение происходит эпизодически, от случая к случаю. Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике. На сегодняшний день в обучении основам безопасности жизнедеятельности наиболее эффективно использовать технологии интерактивного обучения. Наиболее распространенными являются следующие интерактивные методы обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, проблемно-модульная технология, проектный метод, анализ конкретных, практических ситуаций, деловые и ролевые игры Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазию и эмоции – правое.
Хотелось бы также отметить, что человек запоминает только 10% из того, что он читает, 20% из того, что он слышит, 30% из того, что он видит. Но он запоминает 70% из того, что он говорит сам и 90% из того, что он сам делает. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала.
Проанализировав преподавание ОБЖ с этой точки зрения, можно прийти к следующему выводу.
Задачей моей как учителя является помощь учащимся в освоении нового материала с использованием различных методов обучения. Один из самых важных направлений обучения – это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мировоззрения.
Формирование учебной заинтересованности у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее необходимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции
В качестве основных рекомендаций для себя как учителя ОБЖ –можно выделить следующие:
– приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
– поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
– учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
– формировать чувство долга, ответственности;
– учить предъявлять требования, прежде всего, к самому себе.
Проблемное обучение на уроках ОБЖ
Уроки ОБЖ. Проблемное обучение
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения по Г. Селевко) принимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Целевые ориентации:
• Приобретение (усвоение) знаний учащихся.
• Повышение прочности знаний.
• Усвоение способов самостоятельной деятельности.
• Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи):
• Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Особенности содержания.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала урока, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, другим методическим особенностям.
По содержанию решаемых проблем на уроках ОБЖ различают два вида проблемного обучения:
• решение практических проблем, поиск практического решения, то есть способа применения полученного знания в новой ситуации; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических ситуативных проблем.
Особенности методики
Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.
Первая представляет собой особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, важность необходимость.
Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рисунке.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
• учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
• сталкивает противоречия практической деятельности;
• излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты (побуждающие к диалогу);
• ставит конкретные вопросы (на обобщение, конкретизацию, логику рассуждений и поступков);
• формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, выводами).
Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:
• построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, видеозаписи, мультимедиасредств);
• отбор самых актуальных, сущностных, часто встречающихся в жизни детей экстремальных ситуаций и проблем;
• наконец в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся на уроке.
УРОК. Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер, а спиралеобразный вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока поставлена проблема, а последующий ход урока направлен на ее разрешение, то учитель и ученики периодически будут возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Уровни проблемного обучения:
• уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием вместе с учителем поиска способа решения поставленной задачи;
• уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных заданий, упражнений, работ с текстом ученика, конструирует ситуативные решения среднего уровня сложности, помощь педагога при этом минимальна;
• уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих воображения, логического анализа, открытия нового варианта или способа решения ситуации, самостоятельного доказательства.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ Михайловской СОШ Белоус Н.В.
«Проблемное обучение – можем ли мы утверждать, что оно и полезно, и универсально?»
Объявление темы мастер-класса
Уважаемые коллеги, тема нашего занятия «Проблемное обучение – можем ли мы утверждать, что оно и полезно, и универсально?».
И сегодня мы совместно постараемся ответить на этот вопрос.
Назовите свои ассоциации, связанные с сочетанием слов «проблемное обучение».
А вы знаете что-либо о проблемном изучении?
Откуда вы впервые услышали о нём?
Обучая детей, применяете ли Вы технологию проблемного обучения?
А дети знают о том, что вы ее применяете и каково их отношение?
Какие методы проблемного обучения вам известны?
Так что же такое проблемное обучение и каковы его основные методы?
Проблемное обучение — это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, по управлению учебной деятельностью учащихся в решении учебных проблем.
Вы их знаете : это проблемное обсуждение , эвристическая беседа, проблемное изложение, проблемный рассказ, проблемная лекция, самостоятельное решение задач, дискуссия, частично поисковый демонстрационный метод, поисковый лабораторный метод, мозговой штурм, разбор практических ситуаций, диспут, собеседование, игра, в том числе деловая и другие.
Основные методы и их характеристика перед вами. И сейчас, в ходе нашего занятия, вы должны определить использованные мною методы и этапы урока, на которых они применялись. (подготовить тексты)
Метод дискуссии : по вопросам учителя учащиеся свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих.
Метод эвристической (поисковой) беседы : учащиеся решают проблемные вопросы в процессе дискуссий, опираясь на свои знания.
Метод проблемного изложения : проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа класс к логическому мышлению, к добыванию знаний.
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач : все учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают задачи творческого характера.
Частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями : учащиеся решают проблемный вопрос путем использования ИКТ.
Практический, частично поисковый лабораторный метод : учащиеся решают проблемный вопрос и добывают знания путем самостоятельного выполнения практической, лабораторной работы, эксперимента.
Метод уяснения готового знания из печатного источника : учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.
Методы проблемного обсуждения : эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы…
Сейчас, уважаемые коллеги, представьте, что вы являетесь учащимися, которых я в начале урока поделила на группы.
Тема урока : « Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека »
Всем вам известно, что одной из глобальных экологических проблем человечества является парниковый эффект. Я думаю, что о его причинах и последствиях вам уже много известно.
“ Так что же такое парниковый эффект – угроза жизни на земле или необоснованные слухи?”
Чтобы ответить правильно на поставленный вопрос, прошу первую группу в течение 3-х минут найти самостоятельно с помощью предложенного мною материала аргументы в пользу того, что это угроза жизни. Время пошло….
А со второй группой мы совместно попытаемся разобраться в том, что это необоснованные слухи:
Как вы думаете, имеет ли парниковый эффект позитивные последствия?
Что положительного ждать от парникового эффекта? (затруднение)
Давайте разбираться вместе.
Скажите, при каких условиях растения лучше развиваются и растут? ( тепло, свет, вода, плодородные почвы и т.д.)
Как повлияет повышение температуры и влажности воздуха на растительный мир? Будет ли для них это вредно? ( увеличится количество растений, улучшится состояние лесов, с/х угодий)
Какой газ необходим для процесса фотосинтеза?
А какое влияние окажет на растения повышение содержания углекислого газа в воздухе? (больше кислорода и органических веществ)
улучшится состояние лесов и сельскохозяйственных угодий;
возрастет интенсивность фотосинтеза (вследствие повышения концентрации углекислого газа в атмосфере);
увеличится урожайность культурных и диких растений ;
климат станет более влажным, что особенно важно для тех зон, где сейчас излишне сухо.
Закончила свою работу первая группа.
Приведите аргументы в пользу того, что парниковый эффект – это угроза жизни.
в засушливых районах дожди станут еще более редкими и они превратятся в пустыни в результате чего людям и животным придется их покинуть;
погибнут многие растения, и как следствие, вымрут многие животные;
повысится температура морей, что приведет к затоплению низинных областей побережья и к увеличению числа сильных штормов;
начнется таяние ледников и повысится уровень океанов, морей и рек;
подвергнутся затоплению многие участки суши, сократятся жилые земли;
нарушится водосолевой баланс океанов;
изменятся траектории движения циклонов и антициклонов.
Итак, мы сделали с вами определенные выводы.
Перед вами аргументы как в пользу утверждения, что парниковый эффект – это угроза жизни, так и в пользу утверждения, что это – необоснованные слухи.
“ Так что же такое парниковый эффект – угроза жизни на земле или необоснованные слухи?”
Это, конечно же, угроза жизни на земле.
Несмотря на позитивные последствия парникового эффекта, только лишь одна проблема – подъем уровня Мирового океана может отрицательно повлиять на жизнь населения 30 стран, поэтому это угроза и деятельность различных международных организаций направлена на предотвращение глобального потепления климата.
Последствия парникового эффекта
Если температура на Земле будет продолжать повышаться, это окажет серьезнейшее воздействие на мировой климат. В тропиках будет выпадать больше осадков, так как дополнительное тепло повысит содержание водяного пара в воздухе. В засушливых районах дожди станут еще более редкими и они превратятся в пустыни в результате чего людям и животным придется их покинуть. Температура морей также повысится, что приведет к затоплению низинных областей побережья и к увеличению числа сильных штормов.
Повышение температуры на Земле может растопить часть многолетних льдов, покрывающих некоторые районы суши, вызвать поднятие уровня моря, например, Антарктиду или высокие горные цепи. Образовавшаяся вода в конечном итоге стечет в моря, повысив их уровень.
Климатологи подсчитали, что если растают гренландские и антарктические ледники, уровень Мирового океана повысится на 70-80 м. Сократятся жилые земли. Нарушится водосолевой баланс океанов. Изменятся траектории движения циклонов и антициклонов. Если температура на Земле повысится, многие животные не смогут адаптироваться к климатическим изменениям. Многие растения погибнут от недостатка влаги и животным придется переселится в другие места в поисках пищи и воды. Если повышение температуры приведет к гибели многих растений, то вслед за ними вымрут и многие виды животных.
Итак, уважаемые коллеги, какие же методы проблемного обучения использованы? ( проблемное изложение, дискуссия, метод уяснения знаний из печатного источника, исследовательский метод )
А как вы думаете, на каком этапе урока применимо это задание? ( Объяснение нового материала )
А можно ли применять задания проблемного характера на других этапах урока? (вы сказали о том, что методы проблемного обучения можно использовать на разных этапах урока).
Рассмотрим еще один пример.
Теперь – вы ученики 8 класса. Мы завершаем изучение темы «Основы здорового образа жизни».
И учащиеся, то есть вы, уже владеете некоторым объёмом знаний, а именно:
И я даю задание: «Заспорили две женщины. Одна говорит, что отказалась от курения, потому что хочет жить долго и хорошо выглядеть, а другая сказала, что одна сигарета в день большого вреда для здоровья не принесет, но дает ей возможность расслабиться в конце дня… вы проходили мимо и они попросили вас рассудить…. Что вы скажете?»
Какой метод использовала ( проблемный рассказ и обсуждение )?
На каком этапе урока применяла это задание ( контроль знаний )?
А теперь объясните следующий факты, « на планете более 1.3 млрд. человек употребляют табак;
более 1 млн. человек ежегодно умирают от недугов, спровоцированных табакокурением;
каждые 6 секунд на планете умирает 1 курильщик от никотинового отравления.
Какой метод я использовала (м етод проблемного обсуждения )?
На каком этапе урока применяла это задание ( закрепление изученного материала )?
Этот пример показал сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жиз заданиененный опыт, знания, полученные вне школы.
Итак, уважаемые коллеги, методика проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 4 этапов деятельности:
увидеть, найти проблему (требует немалых усилий)
сформулировать проблему в виде проблемного вопроса (который требует ответа-размышления)
поиск вариантов решения (не меньше трех)
синтез рационального (оптимальный вариант решения).
Таким образом, можно выделить три вида проблемного урока: проблемно-исследовательский (дети выполняют все четыре действия сами); проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а дети ищут варианты решения и оптимальный вариант); проблемно-обобщающий (дети находят только оптимальный вариант).
О достоинствах и недостатках проблемного обучения.
Проблемное обучение обладает рядом достоинств :
при правильной его организации оно способствует развитию:
умственных сил учащихся ( противоречия побуждают задумываться искать выход из проблемной ситуации, затруднения );
развитию творческого мышления ( самостоятельно применяют знания, способы действия, ищут нестандартные пути решения );
обеспечивает и более прочное усвоение знаний ( то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается );
развивает аналитическое мышление ( анализируют условия, оценивают возможные варианты решений ), логическое мышление ( приводят доказательства правильности выбираемого решения, аргументируют их ).
Проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать всесторонне развитую, интеллектуальную, творческую личность.
в меньшей мере, чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков ;
не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся ( для его применения необходим определенный «стартовый» уровень знаний, умений и общего развития обучающихся );
требует значительно больших временных затрат для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения (с традиционным типом обучения);
требует от преподавателя определенного педагогического мастерства (квалификации учителя).
И теперь вернемся к нашему главному вопросу: «Проблемное обучение – можем ли мы утверждать, что оно и полезно, и универсально?».
Однозначно, проблемное обучение полезно, оно побуждает действовать, предполагая поиск ответа на проблемные вопросы. Но, вместе с тем, использовать эту технологию, как и любую другую, нужно избирательно, исходя из ряда аспектов: темы урока, целей урока, знаний учащихся…. А значит, проблемное обучение не является универсальным.
Чтобы определиться в выборе типов, технологий обучения, каждому учителю необходимо глубоко погрузиться в них, изучить, вникнуть, применить на практике…
Применять или не применять технологию проблемного обучения – самостоятельное решение каждого учителя.