Что относят к основным средствам предприятия

Что относят к основным средствам предприятия

46. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

47. Законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

48. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Начисление амортизации объектов основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде одним из следующих способов:

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Дополнения, внесенные в пункт 48 Приказом Минфина России от 24.03.2000 N 31н, признаны недействительными (недействующими), не влекущими правовых последствий с момента их издания решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645.

Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций.

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.03.2000 N 31н)

Стоимость земельных участков, объектов природопользования не погашается.

49. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

(в ред. Приказа Минфина России от 30.12.1999 N 107н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов раскрываются в приложениях к бухгалтерскому балансу. Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

(в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

54. Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания.

(в ред. Приказов Минфина России от 30.12.1999 N 107н, от 24.12.2010 N 186н)

Источник

Основные средства

Предприятие обязательно владеет определенным имуществом различных видов. Оно необходимо не только для обеспечения деятельности фирмы, но и для управления ею, а также для других целей. Определенную часть имущества составляют основные средства, они подлежат обязательному бухгалтерскому учету.

Обо всём подробнее.

В чем суть основных средств?

Под понятие «основные средства» попадает не любое имущество предприятия. Это материальные объекты, которые фирма использует для различных видов своей деятельности: производства товаров, оказания услуг, выполнения работ, сдачи в аренду и других функций. В отношении этих материальных активов должны быть справедливы все следующие позиции:

СПРАВКА! В специальной литературе иногда употребляется тождественное определение «основные фонды». Но в современной деловой лексике, как отечественной, так и международной, оно считается устаревшим. Не рекомендуем его употреблять, чтобы не показаться «экономическим динозавром».

Что относить к основным средствам

Основные средства классифицируются в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ). Согласно этому реестру, бухгалтерский учет относит к основным следующие материальные активы:

Эти средства не являются основными

Если предмет прослужил владельцу менее одного года, он еще не достиг статуса основного средства.

Есть ограничение и по стоимости: если материальный актив стоит меньше, чем 40 тыс. руб., его не относят к основным средствам. Данный лимит установлен новой редакцией Приказа Министерства финансов РФ № 186н от 24 декабря 2010 г. В нем же разъяснено, что ограничение по стоимости не распространяется на сельскохозяйственный инвентарь, скот, строительные механизмы и оружие: все это является основными средствами, сколько бы оно не стоило.

Кроме того, в перечень основных средств не входят:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Любой материальный актив, предназначенный к продаже или сдаче напрокат, не может быть основным средством.

Сопутствующие понятия

Проанализируем ключевые термины, непосредственно связанные с основными средствами.

В зависимости от того, какие действия производят предприниматели со своими основными средствами, можно выделить несколько важных понятий.

Средства любят учёт

Основные средства в РФ учитываются на основании ПБУ-6/01.

Учёт – это значит уточнение информации по наименованию и стоимости основных средств организации. Для этого первоначально устанавливается стоимость каждого инвентарного объекта: она зависит от способа, каким данный актив вошел в состав основных средств предприятия. Затем эта стоимость ежемесячно уменьшается на определенную амортизационную величину, что и отражается в бухгалтерском балансе в виде остаточной стоимости. В этом документе основные средства фигурируют в качестве внеоборотных активов.

Начисление амортизации – это учет изменившейся стоимости актива в течение срока полезного использования, то есть периода, когда от данного актива планируется получать доход. Он может быть пересмотрен, если в объект производились капитальные вложения с целью его модернизации, восстановления, технического переустройства, ремонта и т.п. Сумма таких вложений называется восстановительной стоимостью.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Период полезного действия часто зависит от эксплуатационных документов, например, вероятный срок работы инструмента, указанный производителем, составляет три года, значит, таков будет и срок полезного использования данного предмета, несмотря на то, что теоретически вещь может прослужить дольше.

Как появляются основные средства

Поступление основных средств определяет их первоначальную стоимость. Материальные фонды предприятия могут быть:

Поступившие средства оформляются актом приема-передачи, а затем – приказом руководителя о вводе их в эксплуатацию. При этом формируется их первоначальная стоимость, которую бухгалтеры отразят на счете 01 «Основные средства».

Куда деваются средства, перестающие быть основными

Отслужившие свое материальные активы уходят из организации путем выбытия. Это может произойти в случае:

Основное средство не будет считаться выбывшим, если его просто переместили из одного подразделения организации в другое. Также никто не будет списывать актив, если он просто временно не используется.

При выбытии стоимость материального основного средства должна быть списана по бухгалтерскому учету, что в обязательном порядке отражается в составе доходов и расходов. При этом расходами будут считаться затраты на выбытие – утилизацию, вывоз, списание и т.д., а доходами – сумма от продажи, стоимость полученных неденежных эквивалентов в качестве мены и пр.

С 1 числа каждого месяца учет будет производиться с учетом изменений в составе основных средств.

ВАЖНО! Если средство выбыло в середине учетного периода, новые начисления амортизации будут произведены все равно с начала следующего месяца.

Источник

Основные средства предприятия: что это такое и для чего они нужны

Что относят к основным средствам предприятия

Что относят к основным средствам предприятия

На предприятиях существует имущество различных категорий. Оно обеспечивает работу компании, деятельность сотрудников, его используют для изготовления продуктов. Часть этого имущества – основные средства (ОС), которые в обязательном порядке фиксируют при бухгалтерском учете. Основные средства не просто находятся на балансе: их оценивают, списывают. На каждое из этих действий оформляют документацию.

Что относят к основным средствам предприятия

Что такое основные средства

Основные средства предприятия – это материальные объекты компании, которые она использует в деятельности. Например, для выполнения работы, оказания услуг, производства товаров. Основные средства приносят прибыль в настоящий момент или в будущем, могут увеличиваться или уменьшаться в стоимости. Основные средства находятся на предприятия не меньше года.

Роль основных средств для предприятия

Основные средства предназначены для производственных процессов, так как их главная задача – образование материально-технической базы. Они определяют возможные объемы выпуска продукции, техническую подготовленность. При их модернизации повышается результативность и качество продукции.

Нормативная база

До 2020 года для учета ОС использовали ПБУ 6/01 «Основные средства». Теперь предприятия руководствуются федеральным вариантом – ФСБУ 6/2020 с аналогичным названием. Старое положение при этом утратило силу.

Что входит в группу основных средств

Имущество принадлежит к группе основных средств, если:

В число ОС входят помещения, машины, оборудование, инструменты, земельные участки.

Что относят к основным средствам предприятия

Учитываются ли капитальные вложения в арендованные объекты ОС

Капитальные вложения входят в группу основных средств при определенных условиях. В этой ситуации есть два варианта: арендодатель компенсирует капитальные вложения или он этого не делает. В первом случае арендованное имущество не относится к ОС, так как результат вложений забирает арендатор. Во втором случае капитальные вложения формируют отдельный объект ОС.

Что не является основными средствами

Нельзя назвать основными средствами готовую продукцию, товары на складе. Это все идет на перепродажу, поэтому не расценивается как ОС. В эту категорию не попадают объекты, переданные в монтаж или еще не прибывшие на предприятие.

Классификация основных средств предприятия

Есть несколько способов классификации ОС:

Различия в бухгалтерском и налоговом учете ОС

У налогового учета схожие положения. Различия:

Что такое инвентарный объект

Это единица измерения бухгалтерского учета. Инвентарный объект может быть одним предметом (например, стол) или комплексом предметов, объединенных в единое целое и расположенных на одном фундаменте. Комплекс целостный, если каждый предмет выполняет свою функцию только в составе всей конструкции.

Методы оценки основных средств

Переоценка основных средств

Организация переоценки — это добровольная и необязательная процедура. При необходимости ее проводят каждый год для ОС однородной группы. После переоценки стоимость объектов увеличивается или уменьшается. Если цена изменяется в какую-либо сторону, ее называют восстановительной.

Срок полезного использования

Значимая характеристика для предприятия – срок полезного использования ОС. Это время, когда объект способен приносить прибыль. Существует официальная классификация основных средств, получившая утверждение Правительства Российской Федерации. На основании этой классификации определяют срок полезного использования каждого объекта. Для бухгалтерского учета эта процедура добровольная, для налогового – обязательная.

Износ ОС

Активы предприятия изнашиваются. Износ может быть связан с объективными причинами, например, длительной эксплуатации или с возникновением непредвиденных ситуаций. При износе ОС первоначальная стоимость изменяется, так как средства теряют работоспособность.

Амортизация ОС

После принятия ОС к учету, бухгалтер занимается амортизацией, т.е. регулярным списанием на актуальные расходы части общей цены объекта. Исключение: земельные участки, объекты природопользования. Амортизация на эти ОС не распространяется, так как их свойства и характеристики для потребителей не меняются.

Способы амортизации задаются не для каждого средства, а для всей группы объектов. Например, один и тот же метод для зданий, транспорта. Выбранный метод используют на протяжении всего срока эксплуатации объекта.

Бухпроводки по ОС

Задача бухгалтера – учет поступающих ОС и отображение операций, которые выполняют с ними на предприятии. В рамках бухпроводок учитывают дебет и кредит.

Документы по учету основных средств

Бухгалтерский учет требует ясного оформления документации по использованию основных средств. Все операции отражают в соответствующих формах:

Для каждой операции своя установленная форма.

Как принять объект ОС к учету

Расходы на приобретение и обработку ОС проходят по форме дебета счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Когда объект поступает на баланс в виде основного средства, бухгалтер присуждает ему величину в дебете 01 «Основные средства». Нет четких правил регламента момента перевода объекта в раздел основных средств. Каждая фирма определяет этот этап, главное – своевременно отметить его в политике учета.

ОС поступает на баланс предприятия, когда впервые начинает использоваться, или когда объект полностью готов к работе. Активы, стоимостью менее 40 тысяч рублей, отображают в числе материально-производственных запасов. Такое же правило действует и для налогового учета с минимальным показателем в 100 тысяч рублей.

Как списать ОС

Списание объекта происходит, если он больше не приносит прибыль, или если компания его продала. В этом случае созывается комиссия, в которую входит главбух предприятия. Комиссия изучает объект и подписывает акт о списании. Для этого используют стандартную форму ОС-4 (для транспортных средств – ОС-4а, для однородных групп – ОС-4б) или создают собственный вариант.

В карточку инвентарного объекта вносят запись о выбытии. Этот документ хранится в компании в течение 5 лет.

При списании открывают субсчет, который используют при оформлении всех проводок в этом направлении. Остаточную стоимость, расходы из-за выбытия отражают в дебете 91, выручку от продажи – в кредите 91.

Учет расходов на содержание и ремонт основных средств

Сумму на ремонт (текущий или капитальный) списывают на расходы и учитывают через дебет «затратных» счетов. Это положение характерно для издержек компании на поддержание состояния оборудования, проведения техосмотра.

Для модернизации, реконструкции другая форма учета. Если после затрат улучшаются показатели, которые были установлены изначально, например, длительность полезного использования, то расходы записывают не в текущие затраты, а в изначальную стоимость объекта. Бухгалтер отражает это через счет 08, а после завершения работ списывает на 01.

Работы отмечают в карточке. Для этого разработана форма ОС-6, но компания может использовать собственный вариант. Если объект изменился, можно завести новую карточку и сохранять старую в виде информационного свидетельства.

А чтобы контролировать еще один важный пункт расходов бизнеса – затраты на маркетинг, попробуйте подключиться к Calltouch – системе сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой.

Эффективный маркетинг с Calltouch

Что относят к основным средствам предприятия

Учет основных средств и налог на имущество

Во время налоговых проверок отмечают – достоверно ли компания ведет бухгалтерский учет ОС. Это связано с тем, что сведения об остаточной стоимости основных средств учитывают для начисления налога на имущество, под который попадают недвижимые ОС. Важно исключить возникновение ошибок, так как это может привести к штрафу и накоплению пени.

Заключение

Основные средства организации требуют тщательного бухгалтерского учета. Информацию по их состоянию, эксплуатации, стоимости, характеристикам отображают в стандартных формах или в том, что предприятие разрабатывает для ведения внутренней документации.

Источник

Основные средства

Определение

Основные средства — это средства труда, имеющие материально-вещественную форму и сохраняющие ее в процессе использования. Объекты основных средств предназначены для использования в течение длительного времени (свыше 12 месяцев). К основным средствам относятся здания, сооружения, земля, станки, оборудование, транспорт и т.п.

Основные средства относятся к внеоборотным активам. В процессе использования они переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции (работ, услуг) посредством амортизации (износа).

Критерии основного средства

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Амортизация основных средств

Амортизация основного средства, т.е. ежемесячное списание его стоимости на затраты, может производиться следующими способами:

Второй и третий способ относятся к ускоренным способам амортизации, когда в первые годы списываются большие суммы, чем в последующие. Последний способ призван отразить зависимость износа оборудования от количества выпущенной с его помощью продукции, когда это сильней влияет на износ, чем срок службы.

Не подлежат амортизации основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, земля, объекты природопользования, музейные коллекции т.п.).

Анализ использования основных средств

Анализ использования основных средств особенно актуален для фондоемких производств, где в себестоимости продукции большую долю имеет амортизация. На уровне бухгалтерской отчетности анализируют общее изменение стоимости основных средств, их долю в активах организации, а также фондоотдачу – отношение выручки к средней стоимости основных средств (см. подробней в Справочнике финансового аналитика).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Что относится к основным средствам предприятия

Что относят к основным средствам предприятия

Понятие и состав основных средств

Что такое ОС? В состав основных средств предприятия входят активы, которые имеют материальное выражение и строго отвечают установленным законодательно критериям, на которых мы подробнее остановимся в следующем разделе статьи.

К таким активам относят здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, предназначенные для измерений и регулировок, ЭВМ, транспорт, инструменты, инвентарь, объекты дорожной инфраструктуры, а также прочие виды активов.

В сельхозорганизациях к основным средствам относится племенной и рабочий скот, многолетние растения.

Важно! Объекты материальных активов не относятся к ОС, если они находятся на складах торговых либо производственных предприятий, изготавливающих их. В этом случае они учитываются как товары, предназначенные для продажи, либо как готовая продукция.

В учетной политике (далее — УП) организаций для целей бухучета может быть предусмотрен стоимостный лимит, ниже которого активы, удовлетворяющие критериям признания их как объектов ОС в бухгалтерском учете, могут быть классифицированы как материально-производственные запасы. При этом указанный лимит не должен превышать:

С 2022 года ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утратил силу. Вместо него действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как установить лимит стоимости ОС в бухучете согласно ФСБУ 6/2020, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

По общему правилу капитальные вложения не относятся к основным средствам предприятия. Капитальные же вложения в арендованные объекты основных средств могут быть включены в их состав.

ОС, использование которых ограничивается сдачей в аренду, в бухучете и отчетности признают доходными вложениями в материальные ценности.

Что входит в группу основных средств: критерии

Для того чтобы признать имущество в качестве объекта основных средств в бухучете, нужно соблюсти еще 4 основных условия:

Несмотря на то, что ФСБУ 6/2020 и ПБУ 6/01 предусмотрено только 4 требования, полагаем, что в качестве дополнительного критерия признания ОС в бухучете стоит рассмотреть возможность определения начальной стоимости объектов ОС.

Так, ФСБУ 6/2020 (до 2022 года действовало ПБУ 6/01) содержит конкретное указание на то, что ОС принимаются в бухучете по первоначальной стоимости. Следовательно, невозможность ее определения должна поставить под сомнение любую возможность признать ОС.

О применении указанных выше критериев см. в статьях:

ОС постепенно теряют свои первоначальные качества. При этом выделяют 2 вида износа основных фондов: физический и моральный.

Учет капитальных вложений в арендованные объекты ОС

Капитальные вложения, произведенные в арендованные объекты ОС, тоже можно признать основными средствами. В данной ситуации возможны 2 варианта: когда арендодатель компенсирует стоимость капитальных вложений и когда он подобные затраты не компенсирует.

При 1-м варианте подобные вложения в арендованное имущество не формируют объект ОС у арендатора, поскольку тогда результат этих вложений принадлежит арендодателю. Такие затраты аккумулируются на счете учета капвложений с их последующим списанием на счет учета расчетов с арендодателем.

При 2-м варианте, соответственно, капитальные вложения после их окончания могут формировать стоимость отдельного объекта основных средств.

В том случае, если арендодатель возмещает, например, не всю стоимость капитальных вложений, а за вычетом износа, часть не возмещенной в таком порядке стоимости может также формировать стоимость отдельного объекта ОС.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте, правильно ли вы отражаете неотделимые улучшения в учете, в т. ч. убедитесь в корректности сделанных проводок. Эксперты К+ рассказали, как надо организовать учет по новым ФСБУ, действующим с 2022 года, и как нужно было делать по старому ПБУ 6/01. Если у вас доступа к К+ нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите в Готовое решение.

Различия в бухгалтерском и налоговом учете ОС

В целом как ФСБУ 6/2020 (действующий с 2022 года) и ПБУ 6/01 (действующий до конца 2021 года), так и НК РФ содержат сходные определения ОС. Главные различия могут быть сведены к следующему:

Подробнее о возможных способах ликвидации разниц между бухгалтерским и налоговым учетом см. в статье «Учет основных средств стоимостью до 100 000 рублей».

Хотите удостовериться, что верно организовали налоговый учет ОС? Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.

Итоги

Основные средства — важная составляющая имущества любого предприятия. Правильная квалификация объектов, которые относятся к основным средствам, — залог не только корректного ведения бухучета таких активов, но и возможность управлять затратами предприятия и избежать нежелательных налоговых последствий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *