Что относят к объективному критерию прогресса почему

Объективный критерий прогресса

Можно поставить вопрос так: существует или нет объективный критерий общественного прогресса? Если он существует, значит, руководствуясь им, возможно, выявив направленность социальных изменений, показать, что их оценка как прогрессивных или регрессивных имеет объективные основания, независимые от позиции субъекта и характера его интересов. Если же такого критерия не существует, тогда оправдана релятивистская трактовка прогресса, то есть его признание или отрицание произвольно и зависит от субъективных оценок.

С позиций материализма проблема эта решается вполне однозначно.

Развитие общества — закономерный процесс. Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. Развитие производительных сил свидетельствует о степени овладения человеком силами природы, о возможностях их использования в качестве материальных оснований человеческой жизнедеятельности, определяет смену производственных отношений. Чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. В сопоставлении с ним определяется прогрессивность того или иного общественного строя.

Развитие общественного человека в основной сфере его деятельности — в производстве — есть база для его развития и во всех других сферах деятельности. Не случайно К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят». Человек — субъект, в отличие от других элементов производительных сил, и в общественном производстве лежат истоки всей его жизнедеятельности. Так, субъективные качества пролетариата, которые формируются в процессе его трудовой деятельности,— сплоченность, чувство коллективизма, классовая солидарность и т. п., проявляют себя не только в производстве.

Итак, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Источник

1.7. Общественный прогресс

Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Двумя противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенденциями развития выступают прогресс и регресс.

Идея прогресса возникла в период подъема капитализма. Под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку взглянуть на человеческую историю в целом, оценить достигнутые исторические результаты, понять основные тенденции истории, перспективы будущего общественного развития.

Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Такие ценностные моменты актуальны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в будущем. Однако важно осмыслить объективные черты прогресса. [/ Прогресс — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Прогресс связан с повышением уровня организации системы. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также расширяются функции, выполняемые этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. У Если же в результате процесса развития уменьшается объем полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, сокращается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны. Установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции. Прогрессивное развитие живой природы включает дегенерацию отдельных видов. Так же и в развитии общества: обретению нового, «высшего» сопутствуют утраты, упрощения ранее существовавшего. Подобных примеров в истории множество.

Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к прогрессу. В реальных процессах развития природы и общества проявляется многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только прогресс, но и регресс. Представления об однонаправленном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.

Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конкретном случае.

Понятие прогресса имеет интегральный характер. Поэтому судить о тенденциях изменения по отдельным изолированным показателям практически невозможно. Нарастание, усложнение одних функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других. «Высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам.

Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества.

Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, средствах и смысле прогресса. В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и обоснование этой стратегии осуществляется в терминах «прогресса»: прогрессивная технология, политика, печать и т. п.

К концу XX — началу XXI в. понятие прогресса стало включать в себя, прежде всего, идею об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение человечества на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д.

В отношениях между людьми основополагающим остается устранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждебности и агрессивности. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие творческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей.

В целом развитие человечества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. В историческом масштабе общая совокупность социальных изменений от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс неприменим. Сюда относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подвержено изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эволюции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.

Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных институтов и явлений, например религии. То же можно сказать и о фундаментальных философских системах: их эволюция имеет место, но понятие прогресса здесь неприменимо.

Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеализированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопрогресса, например к антигуманным, античеловечным реформам.

Принципиальная особенность нашей эпохи — развитие самосознания человечества как единого целого. Восприятие планеты Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судьбы, будущего, перспектив социального и экономического развития становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.

История человечества неопровержимо свидетельствует о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Несомненным является прогресс техники: от каменных орудий — к железным, от простых ручных орудий — к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда.

Развитие цивилизации привело к утверждению идеалов гуманизма. Но в XX в. произошли две самые кровопролитные в истории человечества мировые войны, возникла идеология фашизма, предусматривавшая порабощение и даже уничтожение людей «низших рас». На рубеже XX—XXI столетий мир потрясают акты терроризма, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность. Все это вряд ли может быть названо прогрессивными проявлениями развития.

Оценить прогрессивную или регрессивную направленность явлений сложно еще и потому, что разные люди по-разному понимают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает прогрессом, для других — проявления регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правительство считает необходимым.

Для более правильной оценки развития общества необходимо выделить объективный критерий прогресса. Бесспорно, объективным показателем прогресса является уровень развития орудий труда, материальные возможности влияния на окружающую среду и способность изменять ее. В этом отношении рабовладение и феодализм прогрессивнее первобытно-общинного строя, а капитализм прогрессивнее феодализма. Современный этап развития человечества более прогрессивен, чем период рубежа XIX—XX вв. С этой же точки зрения развитие народов России, США, стран Европы более прогрессивно, чем развитие реликтовых племен, живущих в Африке, Австралии и Южной Америке. Таким образом, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса служит развитие производительных сил (орудий труда), развитие самого человека.

Процесс развития человечества от его возникновения до современности включает в себя прошлое и настоящее, которые органически связаны между собой. Настоящее — это итог всей предшествовавшей всемирной истории и в то же время основа для будущего. Будущее человечества уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно будет результатом творческой, практической деятельности людей. Созидать будущее можно лишь используя то, что уже создано в настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.

Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим восхождением общества на новые ступени своего развития в ходе реального исторического процесса. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повторением прошлого. Этот процесс означает становление совершенно нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократического общества, которое призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы человечества.

Вглядываясь в прошлое, оценивая настоящее, мы можем сделать вывод, что одной из основных закономерностей развития общества выступает необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории. Нельзя отрицать, что на протяжении всей истории человечества неоднократно имели место длительные застойные периоды в развитии, различные общества в результате стихийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались отброшенными далеко назад в экономическом, политическом и культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерности и противоречивости процесса развития происходило неуклонное восхождение человечества от низших форм социальной организации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход столкновения противостоящих друг другу сил прогресса и регресса заранее не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил, как правило, оказывается безусловной, тогда как победа регрессивных сил — временной и преходящей. Это обстоятельство и придает необратимость социальному прогрессу, пока существует человечество.

Одна из важнейших особенностей социального прогресса — возрастание его темпов, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. Скорость и радикальность социальных изменений есть результат возрастания роли широких народных масс в истории, участия в социальных отношениях каждого конкретного человека. В древности такого количества людей, как сейчас, просто не существовало. В период неолита население всего земного шара едва ли превышало 25 млн человек, к началу нашей эры оно достигло 250 млн и 1 млрд — в начале XIX в. Сейчас на земном шаре живет более 5 млрд человек.

Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к увеличению численности населения Земли. Речь идет о его активном вовлечении в историческую деятельность, о его образованности, производительности труда, его политической сознательности. В этом отношении современная эпоха не имеет себе равных в истории. Ускорение социального прогресса слагается из многих объективных факторов. В первую очередь — это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и обмен результатами своей деятельности, интернационализация социально-экономических, политических и культурных процессов.

В каждом последующем периоде развития появляется все больше новых открытий и изобретений, которые человечество использует в повседневной жизни. Основную часть времени своего существования человечество занималось ручным трудом. Машинное производство появилось два века назад, электричество стали использовать чуть более ста лет назад. Авиация и автомобилестроение стали интенсивно развиваться в первой трети XX в. Телевидение стало доступно широким массам населения с 1960-х гг., а компьютеры — с 1980—1990-х гг.

По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности международного сотрудничества в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI в. может быть приравнен к десятилетию в XIX в., к столетию — в Средневековье и в античности, к тысячелетию — в глубокой древности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставлении с его хронологическими рамками, т.е. в «ускорении ритма истории», с очевидностью проявляется стремительное возрастание темпов социального прогресса в ходе поступательного развития цивилизации на нашей планете. Благодаря ускорению социального прогресса мир уже сейчас разительно отличается от того, чем он был в XX в.

Но существуют ли пределы социального прогресса? Как это ни странно на первый взгляд, наличие определенных «пределов роста» служит необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биологических организмов, то не был бы возможен и естественный отбор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более высокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто «захлебнулись» бы в океане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем у них.

Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрессом. Всемирная история подтверждает, что наличие определенных «пределов» для экстенсивного роста выступает, скорее, объективным стимулом для общественного развития, чем его тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Во всяком случае его переход к земледелию и скотоводству задержался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к использованию минерального топлива, затруднило бы распространение целого ряда технических изобретений. Если бы не существовало определенных пределов человеческой памяти и физических ограничений в устном общении между людьми, то это, по всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой коммуникации. Проблема ограниченных возможностей человека производить математические операции в уме и на бумаге привела к созданию компьютеров.

Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой социального прогресса. Примеры истории и современности показывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоростью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытно-общинного строя. В истории неоднократно происходило взаимодействие народов, находящихся на разных ступенях общественного развития. Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает более развитый народ на менее развитый. При этом менее развитый народ заимствует не только положительные результаты эволюции более развитого народа, но и массу негативных проявлений развития. Например, внедрение европейской культуры в иных странах приводило к деградации коренного населения, распространению среди аборигенов алкоголизма и неизвестных им ранее заболеваний.

Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс состоит в том, что все больший объем знаний человечество способно вмещать в искусственную память благодаря изобретению письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.

Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной информационной емкостью. Ученые считают, что человеческая память способна содержать до 10 млрд бит информации. Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядится своей памятью, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки.

Объективная логика всемирной истории указывает на поступательное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эволюции конкретных народов, в истории которых встречаются неравномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей прогрессивной тенденции развития человечества как в историческом прошлом, так и в настоящем.

1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявляется их взаимосвязь?

2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зрения прогресса и регресса?

3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?

4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?

5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?

6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.

7. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на конкретных примерах.

8. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?

9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют на процесс их развития?

10. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в развитии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.

Источник

Характеристика общественного прогресса и его критериев

Проблема определения общественного прогресса

В качестве наиболее сложной проблемы теории прогресса выступает определение основного объективного критерия. И правда: существуют ли точные измерители уровня общественного прогресса? Что выступает в качестве показателей, обобщенно отражающих главные источники общественного прогресса?

В ситуации определения основного критерия общественного прогресса происходит учет интересов нескольких классов, имеющих значительные различия. В каждом общественном классе существуют собственные критерии обоснования, отвечающие за сохранение и учет интересов этого класса.

Так, некоторые современные зарубежные социологи и философы являются противниками попыток объективизации критериев общественного прогресса. Они пытаются доказать, что разрешение вопросов прогресса в общественной истории является исключительно субъективным, так как полностью опосредуется выбором критериев общественного прогресса.

В свою очередь, выбор конкретного критерия происходит за счет учета шкалы ценностей, избранной теми, кто склонен браться за изучение прогресса. При этом, человек делает это в соответствии с личными взглядами и установками, а также идеалами и симпатиями.

Имея в наличии один критерий, становится возможным признание наличия прогресса в историческом контексте, при появлении новых критериев данный факт может опровергаться. В данном случае любые точки зрения являются равноправными, так как являются в равной степени субъективными.

А. Д. Тодд в своей книге «Теории социального прогресса» излагает: «Прогресс является человеческим понятием. Настолько человеческим, что каждый трактует его по-своему».

Французский философский словарь в редакции А. Лаланда трактует прогресс в качестве «понятия по сути относительного, так как оно зависит от конкретной шкалы ценностей того, кто рассуждает о прогрессе».

Специфика критериев общественного прогресса

В материализме отвергается субъективистская и релятивистская позиция социологов и философов об общественном прогрессе. Согласно проводимым исследованиям, наличие в обществе прогресса является объективной закономерностью, которая может быть доступна исключительно строгим научным исследованиям.

В контексте этого, основным критерием общественного прогресса должен быть объективный конструкт. На основании данного конструкта, определяющими причинами постепенного развития всей человеческой истории является производительная сила, которая также выступает в качестве объективного показателя характера и способов разрешения противоречий, которые возникают между природой и обществом.

Исходя из вышеописанного, в качестве основного объективного критерия общественного прогресса выступает непосредственное развития производительной силы. За счет нее образуется основа связи и единства мировой истории, что отражается непрерывной линией подъема, проходящей через любой общественный процесс.

За счет изменения производительной силы оформляются все виды деятельности людей, несмотря на социальную сферу, в которой она осуществляет свою работу. Данный фактор имеет общесоциологическую (общеисторическую) природу и имеет распространение на все общественные группы, которые когда-либо существовали и функционировали в историческом ракурсе. Благодаря ему становится возможным определение для каждой социальной формации ее исторического места в поступательных движениях человечества.

Согласно результатам исследований, вопросы об объективности критериев общественного прогресса сводятся к выявлению первопричин постепенного развития общества, либо определению первичного элемента изменений.

В действительности, объективные критерии, глядя на которые можно определять уровень прогрессивности или реакционности определенного явления, а также степень данных процессов, имеют сильную зависимость от уровня и характера развития производительных сил. От характера производительных сил зависит все общество в целом.

Стоит учитывать также и то что общественно-экономические формации в историческом контексте располагаются в зависимости от уровня и характера производительной силы.

Основываясь на этом, наиболее прогрессивной общественной системой (либо социально-экономическим строем, политикой, идеологии, морали) будет считаться та, которая в максимальной степени будет способствовать стимуляции развития производительных сил и создания для них наибольшего простора.

Так, все процессы, действия и явления, которые в контексте производственных отношений, взглядов и идей сопутствуют продолжению развития производительной силы, работают для содействия прогрессу. И наоборот: все факторы, тормозящие данное развитие будут связаны с упадком и регрессом. Однако в этом смысле не существует автоматических зависимостей.

Прогресс в производственной сфере не всегда может прямолинейно сказываться на прогрессе духовной жизни общества, и сферах искусства и морали. Корреляция между развитием потребностей производственной силы с одной стороны, и явлений духовной жизни общества с другой опосредуется сложностью и многообразием общественных отношений, а установление данной связи является весьма сложным процессом.

В истории существования различных эксплуататорских формаций известно множество фактов того, что прогресс производительной силы обеспечивался за счет жестоких насильственных методов, которые были связаны с нарушением этических норм.

Согласно словам К. Маркса, прогресс, достигаемый такого рода действиями может быть сравним с «отвратительным языческим идолом, который жаждал вкушать нектар только из черепа убитого».

Современными зарубежными социологами достаточно часто абсолютизируется роль техники, и, в особенности, компьютера и его значимости в общественном развитии. Некоторые считают технику причиной и критерием непосредственного прогресса. Вместе с тем, данное утверждение не является верным.

Техника и компьютеры, а также целостные объекты и производственные средства выступают одним из элементов создания духовных и материальных благ. В качестве другого элемента выступают люди, которые заняты непосредственным созданием и производством духовных и материальных благ.

При этом, трудящаяся масса выступает важнейшим элементом в совокупности производительной силы общества. Исходя из этого, в качестве важнейшего показателя прогрессивности общественно-экономических систем выступает наличие возможностей, которые создаются для комплексного развития творческой активности и способностей трудящихся, совместно с затратами на удовлетворение их духовных и материальных потребностей.

Исходя из вышеописанного, для определения первенства определенной общественной системы необходимо проведение сравнения в первую очередь возможностей, которые предоставляются ей для развития производительной силы.

Данные возможности как правило принято реализовывать в повышенном темпе развития общественных производств, совместно с массовым распространением культуры в массах трудящихся, а также повсеместным их привлечением к управлению общественными делами.

Несмотря на всю сложность развития общества, его важнейшей траекторией выступают постепенные движения, вместе с тем, процессы развития от низшего уровня к высшему не только безостановочно продолжаются, но также и ускоряются от одной формации к другой.

Данный факт заметен уже исходя из времени существования различных формаций: период первообщинного строя занимал 40-50 тысяч лет, тогда как вся написанная история – ненамного превышает 5 тысяч лет, из которых период рабства длился 3-3,5 тысяч лет; период феодализма – 1,5 тысячи лет; период капитализма – несколько столетий; период социализма – несколько десятилетий.

В качестве наиболее обобщенного показателя развития производительной силы, либо объективного критерия общественного прогресса выступает темп роста производительности труда. Производительность труда сама по себе может свидетельствовать только об уровне развития производительной силы общества.

В то же время, показатели роста производительности труда отражают также и особенности производительной силы, то есть специфику и характер отношений непосредственного производителя со средствами производства. Любой новой общественной формации присущи большие темпы роста производительности труда, в сравнении с предшествующими.

При капитализме, производительность труда развивается в 20-40 тысяч раз быстрее, чем в условиях первобытнообщинного строя; в 100-150 раз быстрее, чем при рабовладельческом строе; в 50-60 раз быстрее, чем в период феодализма.

Необходимо учитывать, что в данном случае нельзя учитывать только простое сравнение уровня производственного развития, которое было достигнуто к текущему моменту странами с разными социальными строями.

Поскольку большому количеству стран, в которых утвержден демократический строй большое количество времени приходилось затрачивать на преодоление унаследованной от прошлых эпох технико-экономической отсталости, совместно со сложностями, которые вызываются в результате сопротивления реакционных сил, возникших в результате войн и иных событий.

Исходя из этого, необходимо конкретное время, чтобы стало возможным догонять сраны, которые в более ранние сроки прошли этап индустриализации и перешли к компьютеризации. Так как прогресс является совокупным результатом восходящих вех развития всех сторон жизни общества.

Он измеряется целой совокупностью различных критериев, в каждом из которых имеются собственное место и назначение в контексте определения уровня постепенного общественного развития. В данной системе существует определенная соподчиненность и иерархия, а также основные и не основные критерии, которые являются обусловленными и определяющими.

В условиях иерархии критериев прогресса общества, развитию производственных сил уделяется приоритетное значение. Иные критерии, которые действуют в области науки, морали, философии и иных сфер могут отражать только явления, возникающие на основе определенных особенностей и уровня производительной силы.

Критерий морального прогресса – это увеличение личностной свободы. Критерием научного прогресса может выступать процесс преобразования науки в непосредственные производительные силы. Критерий прогресса в области философии – это установление в обществе демократического мировоззрения.

Прогресс общества является многогранным явлением, который подразумевает поступательные факты развития во всех сферах социальной жизни. Ступени прогрессивно развивающихся форм человеческой истории в своей сути имеет соответствие с определенными общественно-экономическими формациями.

В условиях сохранения качественных состояний, формация, аналогично живому, развивающемуся организму проходит стадии зарождения, развития и распада. Разделение между восходящими и нисходящими стадиями формации образуется благодаря нарушению соответствия сторон общественных производств, совместно с его воздействие на все системы общественных отношений.

Вместе с тем, исторически, развитие общества является непрерывным процессом. В ядре старых общественно-экономических формаций начинают рождаться предпосылки других, более высоких формаций (предстающих в форме новой производительной силы, перемен социально-экономических структур).

Полное раскрытие этих предпосылок может тормозиться из-за препятствия в виде старого социального строя. Скачки в поступательном общественном развитии характеризуют революционные переходы к новым, высшим формам общественно-экономических формаций.

Любая новая формация проходит процесс зарождения, формирования и приходу на замену старой исключительно на основе предыдущей, а также ее достижений.

Согласно К. Марксу: «Ни одной общественной формации не придет конец прежде, чем будет развита вся производительная сила, для которой она имеет достаточно простора. А новые, более высокие производственные отношения никогда не смогу проявиться прежде, чем возникнут соответствующие материальные платформы для их существования в глубине самого старого общества».

В процессе, когда определенная формация развивается по восходящей траектории, все факторы, способствующие ее укреплению являются прогрессивными. В случае, когда формация проходит период загнивания и застоя, прогрессивным начинает становиться то, что способствует надлому этих устоев, в то время как способы торможения данного процесса также будут являться регрессивными.

Прогрессивные особенности развития общества нельзя трактовать в упрощенной схеме. История развития человеческого общества является сложной и противоречивой. Социальный прогресс является ее генеральной линией и общей направленностью.

Вместе с тем, в условиях исторического прогресса наблюдались и реставрационные периоды, и трагические катастрофы, которые иногда приводили к полной гибели целой цивилизации, а также большие и глубинные заблуждения человеческих мыслей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *