Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме

Психограмма

Психограмма – это описание человека труда в профессии; выделение и описание психоло-гических качеств человека, необходимых для эффективного выполнения данной трудовой деятель-ности, общения и профессионального роста.

Психограмма – система психологических качеств и черт, определяющих потенциальную возможность человека овладеть и успешно заниматься той или иной профессиональной деятель-ностью.

Она является характеристикой мотивационной и операциональной сферы специалиста. Психо-грамма является психологическим портретом профессии, представленным группой психологи-ческих функций, актуализируемых конкретной профессией.

К характеристикам мотивационной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:

– мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, его психологические позиции;

– профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профес-сионала;

– эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста;

– удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

К характеристикам операциональной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:

– психологические знания о труде, профессии;

– психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии в их влия-нии на себя и других людей;

– профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к професси-ональному росту;

– профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии;

– профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профес-сионального роста;

– психологические противопоказания к данной профессии, (т.е. психологические качества, абсолютно с ней несовместимые), а также качества, отсутствие которых может быть компенси-ровано;

– линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В состав психологических качеств специалиста, отражаемых в его психограмме, входят описание трудового поведения (особенности трудовой деятельности и условий труда, психологический анализ ошибочных действий), требований к особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.), описание типичных психологических состояний в труде (прежде всего утомления), специфика которых определяется спецификой профессиональной деятельности, и требования, предъявляемые к его личности (к ним относятся нравственные качества личности, особенности характера, индивидуального опыта), а также индивидные свойства, такие как возраст, пол, темперамент.

Источник

Психограмма: что это такое

Психограмма – это одна из составных частей профессиограммы.

Психограмма является описанием психологических характеристик определенной профессиональной деятельности, раскрывает совокупность личностных и психофизических особенностей сотрудника, которые важны для его эффективной работы.

Немецкий психолог В. Штерн, известный тем, что разработал систему составления обобщенного психологического портрета определенной личности, ввел термин «психограмма», который, по его мнению, должен был представить результат психографирования.

С начала XX в. психограмма является набором профессионально важных свойств личности сотрудника. Разрабатывается модель успешного профессионала, которая включает в себя максимально важные психические функции обобщенного субъекта труда. Эта модель лежала в основе подбора психодиагностических методик, а также прогноза при их помощи успеха предстоящей профессиональной деятельности личности в конкретной вакансии.

Ранее было принято считать, что успех в работе зависит от необходимых психических функций, а также ряда определенных способностей необходимого качества и уровня.

Во время изучения профессиональной работоспособности и уровня утомления, для определения уровня снижения психических функций, на которые повлияла выполненная работа, выявлялся перечень профессионально важных качеств (ПВК) психических функций, в качестве наиболее изменчивого, временно нарушающего в определенной профессиональной деятельности под влиянием утомления фактора. Ряд этих функций и свойств лежат в основе измерения, которое говорит о степени профессионального утомления.

С. Г. Геллерштейн, один из отечественных психотехников, начал проводить психограммы, которые были составлены в 1920-е гг. с целью профотбора. По его мнению характеристики профессионала содержали множество неточностей и не отражали полной картины происходящего. И, исходя из этого, он говорил об обязательном совершенствовании методов психологического анализа профессий.

В качестве примера рассмотрим психограмму успешного летчика, которую составил итальянский психолог Джемелли. Вот перечень ПВК, которые она в себе содержала:

Толкование психограммы

Изучив несколько источников, можно выделить несколько трактовок психограммы:

Информация, которая содержится в психограмме, а также ее объем определяются целями изучения профессии. Это может быть профессиональный отбор или подготовка, рационализация отдыха и труда, а также выявление профессиональной ориентации.

Виды психограмм

В. Е. Орел выделяет следующие виды психограмм:

Помимо этих видов психограмм, которые выделяет В. Е. Орел, существует еще несколько:

Психограммы профессионального отбора

Психограммы, которые составляются для профессионального отбора, обладают специфическим свойством, выраженным в ориентации на исследование более стабильных свойств, разграничивающих индивидуумов по уровню эффективности труда.

К примеру, максимально важные компоненты в структуре способностей водителей – это ряд сенсомоторных свойств, динамический глазомер, широкое распределение, а также высокая скорость переключаемости внимания. Для часовщика или корректора же важны интенсивность и высокий уровень сосредоточенности внимания. А для диспетчера важно иметь высокий уровень пространственных представлений, оперативное мышление и эмоциональную устойчивость.

Во время составления психограммы для профотбора, важно учитывать двойственные требования к сотруднику. Это требования, которые определяют ряд необходимых и некомпенсируемых свойств нервной системы, а также личность в целом. Эти требования предъявляются к каждому среднему сотруднику профессии. Другая группа требований определяет потенциал работника в достижении высоких показателей в профессии.

Важно отметить, что при составлении психограммы нельзя занижать ее при изучении средних рабочих и завышать при изучении сотрудников высокой квалификации.

В профессиограмме необходимо указать перечень психологических противопоказаний.

Источник

Содержание и структура профессиограммы, психограммы

Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме

Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме

Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме

На основании целей и задач, для решения которых предназна­чены те или иные описательные системы профессий. Е.М. Ивано­ва[13] выделяет следующие типы профессиограмм:

ü информационные профессиограммы предназначены для исполь­зования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва­ли у них интерес;

ü ориентировочно-диагностические профессиограммы служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности;

ü конструктивные профессиограммы служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала;

ü методические профессиограммы служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т. е. направ­лены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание кон­кретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие про­фессиограммы уместнее было бы назвать методологическими;

ü диагностические профессиограммы, целью которых является под­бор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кад­ров (например, организация работы по схеме составления анали­тической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократиче­ском» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходи­мый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются со­ответствующие психодиагностические методики.

А.К. Маркова[14] анализирует и выделяет следующие основные под­ходы к содержанию и структуре профессиограмм.

Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограммеКомплексная профессиограмма(по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.) учитывает широкий круг характеристик (со­циальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оцен­ки результатов и т. п.

Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограммеАналитическая профессиограмма(по Е.М. Ивановой), рас­крывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики тру­да и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволя­ет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограммеПсихологически ориентированная профессиограмма выделяет: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж ра­бочего времени при выполнении конкретных заданий, времен­ная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутреннюю картину труда: типичные реакции лично­сти на определенные профессиональные ситуации, интеграль­ные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, пси­хомоторика).

А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме:

ü четкое выделение предмета и результата труда (на что направ­лены главные усилия человека);

ü не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описа­ние целостной профессиональной деятельности;

ü демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

ü показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

ü направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессиональ­ного обучения, рационализации труда и др.);

ü выделение и описание различных некомпенсируемых профес­сиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Составляющей профессиограммы является психограмма.

По В. Штернупсихограммаявляется результатом профессиграфирования и может быть полной или частичной. В первом случае – психологическое изучение состав­лялось по обширной программе – полной психографической схеме. Во втором случае, при составлении частичной психограммы, программа обследования личности касалась лишь важных для об­суждаемой проблемы сторон. Штерн выделял, кроме того, срезовые и продольные психограммы. Срезовая психограмма составля­лась при разовом обследовании личности, продольная – при со­поставлении результатов психологического обследования лично­сти несколько раз во времени. Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях раз­вития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме

Психограмма,являясь описанием человека труда в профессии, включает две группы характеристик[15]:

1. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста. К ним относят:

ü мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции;

ü профессиональные притязания, профессиональная само­оценка, самоосознание себя как профессионала;

ü эмоции, психические состояния, эмоциональный облик;

ü удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

2. Характеристики операциональной сферы специалиста:

ü психологические знания о труде, о профессии;

ü психологические действия, способы, приемы, умения, тех­ники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей);

ü профессиональные способности, профессиональная обу­чаемость, открытость к профессиональному росту;

ü профессиональное мышление, в том числе креативность, возможность обогатить опыт профессии;

ü профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста;

ü психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с про­фессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере;

ü линии профессионального роста и линии распада про­фессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Э.Ф. Зеер[16] дает более подробную структуру психограммы.

Источник

ОТВЕТЫ на тесты по курсу ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся

Основы профдиагностики и профессионального развития

Тема 1. Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии Электронная книга

Вопрос 1

«Формирование. внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» – это:

Выберите один ответ:

a. одна из задач профессионального самоопределения

b. основной метод профессионального самоопределения

c. главная цель профессионального самоопределения

Выделите психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением личности

Выберите один или несколько ответов:

a. рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии

b. рассогласование реального и идеального «Образа-Я»

c. неадекватная самооценка

d. рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Сколько важнейших типов обстоятельств выделил в этой структуре Е.А. Климов?

Выберите один ответ:

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Сколько важнейших типов обстоятельств выделил в этой структуре Е.А. Климов?

Выберите один ответ:

Какие из обстоятельств ситуации выбора профессии не включены Е.А. Климовым в 8-факторную модель выбора профессии?

Выберите один ответ:

a. способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности

b. уровень информированности старшеклассника о выбранной профессии

c. рыночный уровень заработных плат по выбранной профессии

Кому принадлежит следующее высказывание: «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»

Выберите один ответ:

Кто из отечественных психологов разработал модель «активизирующий профконсультации»?

Выберите один ответ:

Мотивация профессионального самоопределения включает в себя два основных компонента. Назовите их.

Выберите один ответ:

a. интересы и склонности старшеклассника

b. потребности в профессиональном самоопределении и мотивы выбора профессии

c. мотивы, побуждающие осваивать профессию и реализация конкретных действий по самоопределению в выбранной профессии

Профессиональное самоопределение – это:

Выберите один ответ:

a. деятельность личности по интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельностей человека, которая является основным психологическим механизмом профессионального развития

b. способность самостоятельно и осознано находит смысл выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации

c. успешное освоение выбранной профессиональной деятельности

Соотнесите понятия профессионального и личностного самоопределения:

Выберите один ответ:

a. профессиональное и личностное самоопределение – это два независимых друг от друга процесса, два вида деятельности, не обуславливающие друг друга

b. личностное самоопределение является частью самоопределения в профессии, профессионального самоопределения

c. профессиональное самоопределение является одним из аспектов личностного самоопределения

Что является результатом профессионального самоопределения старшего школьника (с точки зрения самого школьника)?

Выберите один ответ:

a. личный профессиональный план реалистичный и положительно эмоционально окрашенный

b. профессиональная мечта

c. осознанный выбор профессии

Тема 2. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Этапы профессионализации Электронная книга

Вопрос 1

В кризисе учебно-профессиональной ориентации одними из способов выхода является:

Выберите один или несколько ответов:

a. удачный выбор научного руководителя, темы научной работы

b. глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении

c. выбор профессионального учебного заведения или другого способа профессиональной подготовки

d. смена мотивов учебной деятельности с большей ориентацией на практику

В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация профессионального развития человека Е.А. Климова. Укажите возраст человека на стадии оптации, выделенной в этой периодизации.

Выберите один ответ:

e. все ответы верны

Как называется этап профессионального развития человека по периодизации Дж. Сьюпера, для которого характерна апробация своих сил?

Выберите один ответ:

На какой из стадий развития человека как субъекта труда по Е.А. Климову происходит осознание своих желаний, сознательный и ответственный выбор профессионального пути?

Выберите один ответ:

a. на стадии авторитета

b. на стадии адаптанта

c. на стадии оптации

Назовите объективные условия успешного профессионального самоопределения?

Выберите один или несколько ответов:

a. мотивация профессионального самоопределения оптанта

b. полнота предоставленной информации о мире профессий

c. социально-экономическое положение в стране

d. специфика рынка труда конкретного региона

e. уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения

f. внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта

Назовите фамилию исследователя, который выделил пять стадий профессионального развития, «профессиональной зрелости»?

Выберите один ответ:

Перечислите все признаки кризиса профессионального самоопределения

Выберите один или несколько ответов:

a. неудовлетворённость профессиональным образованием и профессиональной подготовкой

b. трудности в профессиональной адаптации, особенно в плане общения с разновозрастными коллегами

c. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией

d. освоение новой ведущей деятельности – профессиональной

e. перестройка ведущей деятельности (испытание «свободой» по сравнению со школьным обучением )

f. изменение социально-экономических условий жизни. Денег объективно больше, чем у старшеклассника, но субъективно их всегда не хватает

g. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений

Вопрос 8

Укажите признаки кризиса учебно-профессиональной ориентации?

Выберите один ответ:

b. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений

c. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией

d. случайные судьбоносные события в жизни
Тема 3. Личностные предпосылки профессионального самоопределения, влияние самооценки и самопознания на процесс и результат профессионального самоопределения. Гендерные особенности профессионального самоопределения

Вопрос 1

Установите соответствие между значениями различных подходов к профориентации в области гендера.

Полоролевой подход – подход, основанный на сложившихся стереотипах по отношению к мальчикам и девочкам.

Гендерный подход – создание психолого-педагогических условий для самореализации личности, основанный на ее возможностях и способностях.

Ближайшими психологическими предпосылками профессионального самоопределения являются:

Выберите один ответ:

a. объективная социально-экономическая ситуация

b. структурные элементы личности

c. ценностные ориентации

В профессиональном самоопределении личности самооценка – это:

Выберите один ответ:

a. оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии

b. размышления юноши при выборе профессии

c. осознание человеком самого себя, своего «Я»

Верно ли высказывание: «Активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – способствует формированию объективной самооценки».

Выберите один ответ:

Верно ли высказывание: «В России сейчас сохраняется традиционное гендерное разделение труда, что необходимо учитывать при организации профориентационной работы».

Выберите один ответ:

Верно ли высказывание: «Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии».

Выберите один ответ:

Выделают три уровня адекватности самооценки старшеклассников. Какому уровню соответствует следующее описание: «Учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности»

Выберите один ответ:

К компонентам личности, динамизирующим (придающим динамику) процессу профессионального самоопределения относят:

Выберите один или несколько ответов:

a. трудовой и жизненный опыт

b. потребность в профессиональном самоопределении

c. ценности и идеалы, в том числе и в профессиональной сфере

d. учебные и профессиональные интересы и склонности

e. волевые черты характера

Как называется общая схема факторов выбора профессии по Е.А. Климову?

Выберите один ответ:

a. социально-обусловленная модель выбора профессии

b. схема периода оптации

d. восемь углов (факторов) выбора профессии

Вопрос 10

Какой из факторов выбора профессии Е.А. Климов поставил на первое место в своей схеме «Восемь углов (факторов) выбора профессии»?

Выберите один ответ:

a. позиция товарищей, подруг, сверстников

c. позиция старших членов семьи (родителей)

d. личные профессиональные планы старшеклассника

Тема 4. Основы профориентологии: цель и задачи профориентации. Современный мир профессий Электронная книга

Вопрос 1

В каком году в России возникло первое учреждение по профориентации – служба по приисканию работы?

Выберите один ответ:

Выделите два основных отличия профессионально самоопределения от личностного:

Выберите один или несколько ответов:

a. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное – в основном обусловлено внутренними факторами

b. Профессиональное самоопределение более жестко обусловлено возрастом, чем личностное

c. Профессиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии

К какому типу профессий по предмету труда относится профессия программист?

Выберите один ответ:

c. Человек-знаковая система

d. Человек-художественный образ

Кто в настоящее время является научным руководителем центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданном при МГУ?

Выберите один ответ:

Кто из советских исследователей в 70-80-е годы 20 века отвечал за разработку дидактического и методического обеспечения профориентационной работы?

Выберите один ответ:

Кто является автором отечественной классификации профессий в психологии по предмету труда?

Выберите один ответ:

Основной целью профориентационной работы является:

Выберите один ответ:

a. формирование адекватной личностной самооценки

b. выбор старшеклассником будущей профессии

c. формирование готовности к профессиональному самоопределению

Разрушение системы профориентации в 90-е годы 20-го века связывают с переходом службы профориентации из школы в центры занятости населения. Назовите период, когда это произошло?

Выберите один ответ:

С 1921 по 1936 год в советской России шел процесс становления системы профориентации молодежи. Сколько бюро профконсультация было открыто в России в этот период?

Выберите один ответ:

Вопрос 10

Что является конкретным результатом профессионального самоопределения старшеклассника?

Выберите один ответ:

a. выбор старшеклассником будущей профессии

b. готовность к профессиональному самоопределению

c. личный профессиональный план

Тема 5. Психология профессий. Метод профессиографии, составления профессиограмм и психограмм Электронная книга

Вопрос 1

В чем заключается принцип «дифференцированного профессиографирования»?

Выберите один ответ:

a. в избирательном профессиографировании отдельных профессий

b. в научном исследовании профессионального развития личности

c. в подчинении профессиографирования решению конкретных практических задач

Какие социологические методы используются при составлении профессиограммы?

Выберите один ответ:

a. интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности

b. анкеты, опросы, включенное наблюдение

c. измерение артериального давления, антропометрических и технических данных

Какие часть профессиограммы являются наиболее важными для целей профориентации?

Выберите один ответ:

a. название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы)

b. диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры

c. требованиях в квалификации, способностям и психологически важным качествам, которые обеспечивают успешное освоение профессии

Качества человека, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности по конкретной профессии – это:

Выберите один ответ:

a. внутренние качества личности

b. психофизиологические качества

c. профессионально важные качества

Кто из исследователей психологи труда выделил модульный подход в профессиографии, который заключается в том, что профессиограмма составляется из ряда модулей, каждый из которых является типовым элементом профессиональной деятельности и может быть присущ нескольким профессиям.

Выберите один ответ:

Процесс непрерывного отражения в сознании работника меняющейся обстановки, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций – это:

Выберите один ответ:

a. внутренняя картина труда

b. профессиональная память

c. внешняя картина труда

Психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией – это:

Выберите один ответ:

a. описание профессии

Разделом каких двух наук является профессиография:

Выберите один или несколько ответов:

b. инженерная психология

d. психология труда

Самая простая схема профессиографирования, предложенная Е.А. Климовым, содержит описание профессии по следующим характеристикам:

Выберите один ответ:

a. класс профессии (цель труда) и группа профессии (преимущественные условия труда)

b. тип профессии и профессионально важные качества

c. тип профессии (предмет труда), класс профессии (цель труда), отдел (использование средств труда), группа профессий (преимущественные условия труда)

Вопрос 10

Технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека – это:

Выберите один ответ:

Тема 6. Примеры профессиограмм и психограмм и их использование в профконсультировании Электронная книга

Выберите из предложенных примеров описание доминирующего вида деятельности для профессии программист .

a. разработка и внедрение методов автоматизации программирования (использование простых программ для создания программ более высокого уровня)

c. разработка на основе анализа математических алгоритмов программы (полное и точное описание процесса обработки информации на специально придуманном формальном языке)

Технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека – это:

Выберите один ответ:

Деятельность, которая является основной в профессии, занимающей более 50% времени, на которую приходится наибольшее число повторяющихся действий и операций называют:

Выберите один ответ:

a. ведущая деятельность

b. доминирующий вид деятельности

c. профессиональная деятельность

Какие из перечисленных профессионально важных качеств будущего программиста можно отнести к способностям?

Выберите один или несколько ответов:

a. склонность к интеллектуальным видам деятельности

b. развитое воображение

c. логическое мышление

e. высокий уровень развития концентрации, объема, распределения и переключения внимания

Какие из перечисленных профессионально важных качеств будущего программиста можно отнести к личным качествам и склонностям?

Выберите один или несколько ответов:

b. гибкость мышления

d. высокий уровень концентрации внимания

Какой из разделов должен обязательно входить в профессиограмму, созданную для целей профориентации и профконсультирования?

Выберите один ответ:

a. учебные заведения, где можно получить данную профессию

b. особенности межличностного взаимодействия

Назовите фамилию психолога, который разработал методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности и предложил термин «психограмма»

Выберите один ответ:

Описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления – это:

Выберите один ответ:

Специфика психограммы, разработанной в целях оптимизации режимов труда состоит в:

Выберите один ответ:

a. в акцентировании внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией

b. в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда

c. широте ее содержания и наличии двух частей – основной и дополнительной

Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме? Выберите правильные варианты.

Выберите один или несколько ответов:

a. профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту

b. психологические знания о труде, профессии

c. профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала

d. эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста

Что относят к характеристикам операционной сферы специалиста в психограмме? Выберите правильные варианты.

Выберите один или несколько ответов:

a. профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту

b. профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала

c. эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста

d. профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии

e. психологические знания о труде, профессии

Тема 7. Профдиагностика как метод профориетационной работы. Диагностический инструментарий Электронная книга

В чем главный недостаток прямых методов диагностики профессиональной направленности?

Выберите один ответ:

a. в ограничении возможностей выявления глубинных мотивационных структур при помощи прямых вопросов

b. в сложности проведения и интерпретации результатов

c. в недостаточной валидности и надежности

Диагностика профессиональной направленности осуществляется прямыми и косвенными методами. Какие из перечисленных методов относятся к прямым методам диагностики профессиональной направленности?

Выберите один или несколько ответов:

a. дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО )

b. ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД)

c. профессионально-личностный опросник В. П. Петрова (ПЛО )

d. деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД)

Какая методика профдиагностики описана: «Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы)»?

Выберите один ответ:

a. Профессиональные намерения

Какая методика профдиагностики описана: «Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации»?

Выберите один ответ:

a. Профессиональные намерения

Какой из типов профессии по объектам, на которые направлена профессиональная деятельность, не выделен Е.А. Климовым и склонность к которому не диагностируется дифференциально-диагностическим опросником?

Выберите один или несколько ответов:

b. «человек-энергетическая система»

c. «человек-система управления«

e. «человек-художественный образ»

g. «человек-знаковая система»

Кто является разработчиком методики семантического дифференциала, применяемой в профдиагностике?

Выберите один ответ:

Мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере – это:

Выберите один ответ:

a. мотивация профессионального самоопределения

b. профессиональная направленность

c. профессиональные способности

Процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности – это:

Выберите один ответ:

c . профориентационная диагностика

Расшифруйте аббревиатуру ДДО, принятую в профдиагностике.

Выберите один ответ:

a. дифференциально-диагностический опросник

b. дифференциально-деятельностный опросник

c. диагностика деятельности и общения

Что определяется в процессе диагностики профессиональной направленности с помощью опросника «Карта интересов» А.Е. Голомштока?

Выберите один ответ:

a. специфические типы высшей нервной деятельности

b. профессия, наиболее близкая интересам и склонностям опрашиваемого

c. степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *