Что относится к жизненно важным интересам государства
Жизненно важные интересы личности, общества и государства. Национальные интересы
Исторические и социально-политические условия, в которых оказываются отдельные индивидуумы, социальные группы, общество и государство, те ценностные ориентации, которыми они при этом руководствуются, придают их экономическим интересам различную значимость. В зависимости от значимости для их субъектов формирования экономические интересы подразделяются на маловажные, важные и жизненно важные.
В теории экономической безопасности среди всей совокупности экономических интересов любого субъекта формирования особо выделяются жизненно важные экономические интересы (ЖВЭИ). Это объясняется тем, что ЖВЭИ это такие экономические интересы, удовлетворение которых способно надежно обеспечить само существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства,[29] причем обеспечить во всех сферах, а не только в собственно экономической.
Маловажные экономические интересы преимущественно не выходят за рамки выполнения каких-то повседневных хозяйственных задач. Важные экономические интересы преследуют уже более значимые, но все же в основном тактические цели. Тогда как ЖВЭИ направлены на достижение хозяйственных целей стратегического масштаба. Так, например, для отдельно взятого индивидуума маловажный экономический интерес может выражаться в стремлении починить сломанный замок у дверцы своего рабочего стола, важный экономический интерес – в стремлении построить дачу, а ЖВЭИ – в стремлении на долгие годы материально обеспечить уровень и качество жизни, приемлемые для себя и своей семьи.
ЖВЭИ, как и другие экономические интересы, можно классифицировать по длительности их действия на кратковременные, долговременные и постоянные, а по основным субъектам их формирования – на ЖВЭИ личности, ЖВЭИ общества и ЖВЭИ государства. Причем, если ЖВЭИ личности по длительности могут быть всех трех упомянутых выше видов, то ЖВЭИ общества и государства выступают преимущественно в качестве долговременных и постоянных интересов, являющихся для субъектов их формирования более важными, чем кратковременные интересы. Так, например, наличие у государства долговременных и постоянных ЖВЭИ важно потому, что именно они обуславливают то, какой должна быть экономическая политика государства, чтобы его суверенитет, целостность и благополучие были надежно обеспечены.
ЖВЭИ личности весьма разно- и своеобразны. Однако исторический опыт дает основание утверждать, что в самом общем виде ЖВЭИ личности заключаются в:
— обеспечении достойных материальных условий жизни для себя и своей семьи при сохранении тенденции к их улучшению;
— обеспечении права на труд с возможностью выбора профессии и получении интересной и достойно оплачиваемой работы;
— соблюдении права личной и частной собственности, предотвращении преступных посягательств на эту собствен-ность, возможности предать ее своим потомкам.
ЖВЭИ общества складываются из ЖВЭИ входящих в него социальных слоев, групп и иных общностей людей. Вследствие существующей в любом обществе социальной дифференциации ЖВЭИ упомянутых общностей могут различаться, зачастую весьма существенно. Однако в каждом нравственно здоровом обществе всегда присутствуют те общие ЖВЭИ, которые обеспечивают его единение. Эти интересы состоят в:
— материальном обеспечении духовного, нравственного и культурного развития общества в целом и всех его составных частей на началах социально ориентированной рыночной экономики;
— повышении легально признанной экономической активности каждой личности;
— достижении и поддержании гармоничного баланса ЖВЭИ различных социальных групп и слоев;
— эффективном контроле за экономической деятельностью государства.
У государства, представляющего собой совокупность властных институтов общества, тем не менее, имеются свои, отличные от общественных, ЖВЭИ. Они сводятся к:
§ обеспечению экономической стабильности в обществе и государстве на основе устойчивого и позитивного развития национальной экономики;
§ регулированию в общенациональных интересах развития народнохозяйственного комплекса и поддержке, в случае необходимости, различных его отраслей;
§ проведению эффективной национально ориентированной внешнеэкономической политики и обеспечению выгодного для своей страны участия в международном разделении труда и экономическом сотрудничестве;
§ надежному материально-техническому, финансовому и иному экономическому обеспечению обороноспособности страны на уровне, достаточном для поддержания ее суверенитета и территориальной целостности, отражения любой внешней агрессии;
§ ликвидации коррупции, экономических преступлений и иной противоправной деятельности в экономической сфере.
Все упомянутые выше ЖВЭИ по срокам своей реализации являются либо долговременными, либо постоянными.
По содержанию каждый из них представляют собой некий агрегат, из которого в случае необходимости можно извлечь более конкретное выражение данного интереса. Например, ЖВЭИ общества, состоящий в «повышении легально признанной экономической активности каждой личности» можно конкретизи-ровать, во-первых, в поощрении частного предпринимательства, во-вторых, в воспитании молодежи в духе уважения к личной и частной собственности и, в-третьих, в обучении ее основам теории функционирования рыночной экономики. А ЖВЭИ государства в «регулировании в общенациональных интересах развития народнохозяйственного комплекса и поддержке, в случае необходимости, различных его отраслей» может быть более детально представлено как разработка необходимой нормативно-правовой базы, механизма ее реализации и контроля над ее реализацией.
Уже упоминавшееся разнообразие и своеобразие ЖВЭИ личности, общества и государства представляют собой основную причину их разнонаправленности, которая, в свою очередь, может вызвать как их совпадение, так и несовпадение, то есть возникновение параллельных и расходящихся интересов. Однако если параллельные интересы в силу своей направленности не могут превратиться в источник возможных противоречий между ними, то о расходящихся интересах этого сказать нельзя. Ведь, если, например, два расходящихся интереса в своей реализации не мешают друг другу, то это совершенно не значит, что, реализуясь не параллельно, они не помешают реализации каких-либо других интересов. В результате взаимодействие расходящихся интересов превращается в источник противоречий между ними, источник появления противостоящих, взаимно направленных ЖВЭИ (рис. 6).
Таким образом, превращение несовпадающих (расходящихся) ЖВЭИ в противостоящие неизбежно переводит возможные (потенциальные) противоречия между ними в категорию реальных[30]. Например, вследствие невысокого правосознания определенной части населения и имеющихся недостатков в формировании и функционировании фискального механизма ЖВЭИ государства, состоящий в обеспечении и постоянном увеличении доходной части государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, может оказаться противостоящим ЖВЭИ многих граждан и предпринимательских структур этого государства, состоящему в постоянном повышении своего благосостояния. Повседневная практика предоставляет нам достаточно примеров того, что деятельность государства по максимизации поступления в казну разного рода
|
|
|
подразделяются на
БЫВАЮТ
|
|
с которыми происходит их…
|
воздействуют на
Рис. 6. Структурно-логическая схема трансформации жизненно важных экономических интересов в национальные экономические интересы
налогов и сборов, мягко говоря, не находит понимания у многих граждан и предпринимательских структур, усматривающих в этом посягательство на свое благополучие и возможности его дальнейшего укрепления, а потому всячески этому противящихся, в частности, путем ухода «в тень».
В качестве другого примера противостояния ЖВЭИ можно назвать часто встречающееся в различных странах противостояние ЖВЭИ центральных и местных властей (в России – Федерального центра, субъектов Федерации и муниципальных образований) при дележе налоговых поступлений, являющееся зачастую причиной появления и обострения в этих странах сепаратистских тенденций.
Естественно поэтому, что противоречия, возникающие в экономической сфере по причине противостояния ЖВЭИ различных субъектов их формирования, нуждаются в устранении. В противном случае, все более обостряясь, они грозят не только ввергнуть экономику страны в тяжелейший кризис и подорвать ее способность к устойчивому позитивному развитию, но и уничтожить патриотическое единение всех слоев общества, привести к распаду государства. Именно так события развивались в СССР в период 1985-1991 гг.
В этой связи представляется необходимым, что во всех случаях противостояния ЖВЭИ усилия патриотически настроенных граждан, общественных организаций, всего гражданского общества, властных структур всех уровней должны быть направлены на формирование и соблюдение приемлемого для всех его участников баланса таких интересов. Под балансом ЖВЭИ следует понимать реализацию данного интереса в той мере, в какой такая реализация дает возможность реализоваться всем другим интересам, противостоящим данному.
Формирование и поддержание баланса противостоящих ЖВЭИ проявляется, прежде всего, в создании и запуске механизма неконфронтационной реализации таких интересов. Следствием этого становится полная ликвидация или существенное ослабление не только многих уже существующих противоречий в экономической сфере, но и возможностей их последующего возобновления. Противостоящие интересы, таким образом, превращаются в сбалансированные.
Баланс противостоящих или формирование сбалансированных ЖВЭИ представляется, однако, более действенным тогда, когда его дополняет выявление совпадающих ЖВЭИ. Это должны быть интересы каждой конкретной личности, различных хозяйствующих субъектов, политических, общественных, национальных и иных организаций и групп, всего общества и государства. Кроме них в федеративном государстве, в особенности такой огромной по территории, разнообразной по природным условиям и ресурсам, многонациональной и неравномерно заселенной стране, какой является Российская Федерация, не меньшее значение имеет выявление и осознание совпадающих интересов Федерального центра, различных по своему статусу субъектов Федерации и муниципальных образований.
Сбалансированные и совпадающие ЖВЭИ способны превратиться в мощную движущую силу устойчивого экономического развития любой страны. Реализация таких ЖВЭИ объективно направлена на совершенствование и развитие личности, причем развитие не только материальное, но и духовное. Кроме того, такие интересы консолидируют общество, способствуют эффективному функционированию государственного аппарата. Под воздействием национальных ценностей совокупность сбалансированных и совпадающих ЖВЭИ всех субъектов формирования приобретает некое интегрированное выражение, которое следует рассматривать в качестве национальных экономических интересов(НЭИ).
НЭИ реализуются в достижении национальных экономических целей. По своей направленности эти интересы следует подразделять на внутренние и внешние. Внутренние НЭИ не простираются далее экономического пространства данной нации и реализуются в пределах этого пространства. Защищенность внутренних НЭИ обуславливает обеспечение внутренней экономической безопасности данной нации. И напротив, отличительной особенностью внешних НЭИ данной нации является то, что они реализуются на национальных экономических пространствах других наций. Защищенность внешних НЭИ обуславливает обеспечение внешней экономической безопасности данной нации, ее международный авторитет и влияние в мире. В этом смысле характерен пример США.
В этой стране критерием экономического могущества была и остается реализуемость, прежде всего, внешних НЭИ. Это, конечно, не означает, что у США нет внутренних НЭИ. Однако американцы считают, что реализации их внутренних НЭИ никто и ничто помешать не может, и потому это никого кроме них самих не касается. Реализация же внешних НЭИ Соединенных Штатов, направленность которых глобальна, сталкивается с определенными проблемами, вследствие чего именно она якобы и определяет «современное лицо американской экономики», именно по ней следует оценивать устойчивость и потенциальные возможности хозяйства этой страны[31].
В современной России из-за наличия в ее хозяйственном комплексе многочисленных проблем, напротив, определяющей становится реализация как внутренних, так и внешних НЭИ. Это следует и из содержания уже упоминавшейся Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
С точки зрения внутренних НЭИ нашей страны наиболее актуальным в настоящее время является всемерное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение функционирования российской экономики в режиме расширенного воспроизводства при сохранении контроля над стратегическими
ресурсами страны; последовательное отстаивание интересов отечественных производителей; неуклонный рост капиталовложений в хозяйственный комплекс РФ, особенно его высокотехнологичные сектора; развитие и совершенствование оборонных отраслей промышленности; поддержание научного потенциала, способного обеспечить необходимую инновационную активность и утвердить независимость нашей страны на наиболее важных направлениях технического прогресса.
Современные внешние НЭИ России направлены, прежде всего, на формирование внутри страны и на мировом рынке таких условий, которые бы способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции; на рост объемов внешней торговли и всемерное расширение других форм экономического сотрудничества нашей страны с другими странами; на прекращение утечки российских капиталов за границу и их скорейший возврат в Россию.
Таковы содержательная характеристика основных элементов системы интересов в экономической сфере и их основные отличительные признаки, которые сотрудникам органов государственного управления российской экономикой, российским предпринимателям и всем заинтересованным лицам необходимо учитывать и использовать в своей практической деятельности.
Практикум
Теперь Вы должны уметь:
1. Представить себе, как и какие потребности трансформируются в интересы в экономической сфере.
2. Различать существующие системы ценностных ориентаций личности и общества, под воздействием которых формируются интересы в экономической сфере.
3. Разобраться в сущности процесса формирования интересов в экономической сфере, в содержании механизма их формирования.
4. Отличать жизненно важные интересы личности, общества и государства от других их интересов в экономической сфере.
5. Объяснить, какие жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства и почему могут рассматриваться в качестве национальных экономических интересов.
Вопросы для самопроверки и повторения
1. Как называются те побудительные мотивы, которые лежат в основе любой, в том числе и хозяйственной, деятельности людей и заставляют их делать или не делать что-либо?
2. Как классифицируются потребности, возникающие в процессе хозяйственной деятельности людей?
3. Что помогает ориентироваться во всем многообразии потребностей, устанавливать приоритеты в их удовлетворении?
4. Какими ценностями оперируют в экономической сфере?
5. Какие системы ценностных ориентаций Вы знаете?
6. На каких принципах формируются интересы в экономической сфере?
7. Что представляют собой национальные экономические цели?
8. Каков состав механизма формирования интересов в экономической сфере?
9. Каковы причины выделения жизненно важных интересов изо всего множества интересов в экономической сфере?
10. Каковы в самом общем виде жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства?
11. Какие жизненно важные экономические интересы следует балансировать и почему?
12. Каким образом достигается баланс жизненно важных экономических интересов?
13. Какие внутренние и внешние национальные экономические интересы современной России Вы знаете?
Новые понятия и термины
Материальные и духовные потребности; осознанные и неосознанные потребности; индивидуальные, коллективные и общественные потребности; шкала ценностей; национальные ценности; ценности природного и антропогенного происхождения; духовные, нравственные, социально-политические и материально-вещественные ценности; система ценностных ориентаций личности; коллективистская и групповая ориентация личности; система ценностных ориентаций общества; общечело-веческие ценности; глобализация мирохозяйственных связей; «опора на собственные силы»; интересы личности, общества и государства в экономической сфере; экономические цели личности, общества и государства; национальные экономические цели; явные и скрытые национальные экономические цели; принципы, механизм, среда, объекты, субъекты и средства формирования экономических интересов; жизненно важные экономические интересы; кратковременные, долговременные и постоянные жизненно важные экономические интересы; совпадающие и несовпадающие (параллельные, расходящиеся) жизненно важные экономические интересы; баланс жизненно важных экономических интересов; сбалансированные жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства; национальные экономические интересы; внутренние и внешние национальные экономические интересы.
Национальная безопасность Российской Федерации
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(теоретический очерк)
— гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума (социальной общности или отдельной личности, социальной системы);
— реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им.
Проблемы безопасности всегда стояли перед каждым человеком и человечеством в целом. Они приобрели принципиально новые черты в современном мире, который многолик, динамичен и полон острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем, приобретающих глобальный характер. Поэтому исследованию проблем безопасности в наши дни придается особенное значение.
Понятие безопасности вошло официально в политическую практику Российской Федерации лишь в 1992 году с принятием закона «О безопасности», который зафиксировал следующие принципиальные положения:
— безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;
— жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства;
— реальная и потенциальная угроза безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению всех видов безопасности.
С политологической точки зрения вполне правомерно определение безопасности как состояния, тенденций развития и условий жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается свободное, соответствующее собственной природе и самоопределяемое функционирование. До 1992 года в теории и публицистике основное внимание уделялось вопросам международной безопасности, а при рассмотрении проблем безопасности государства использовался обычно термин «национальная безопасность», заимствованный из “Закона о безопасности” США, принятого в 1947 году и ставшего примером всеобщего подражания.
В Российской Федерации политики и специалисты, пользующиеся термином «национальная безопасность», трактуют его по-разному. Многие из них полагают, что безопасность Российской Федерации как страны целесообразно определять термином национально-государственная безопасность, ибо в нем отражается как многонациональный характер России, так и федеративный характер ее государственности. Тем более, что, согласно соответствующему закону Российской Федерации, основным субъектом обеспечения безопасности является государство. В нем под национальной безопасностью понимается совокупность безопасности личности, общества и государства. Как категория политической науки она характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.
II. Опасность и угроза. Поскольку атрибутом безопасности является состояние защищенности, исходной посылкой при рассмотрении проблемы безопасности является понятие «опасность». Под этим термином понимается объективно существующая возможность негативного воздействия на социум, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры. Поэтому весьма важно определить источники опасности. Под ними понимаются условия и факторы, которые потенциально таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. По своему генезису источники опасности имеют естественно-природное, техногенное и социальное происхождение. Традиционно система безопасности в человеческих сообществах строилась преимущественно для отражения опасности, имеющей социальное происхождение. Отсюда базисными категориями при определении опасности выступали такие понятия как враг, противник, внешний или внутренний, а возможность достижения безопасности связывалась только с победой над врагом. Однако по мере развития человечества возникает потребность рассмотрения уже не персонифицированной опасности, а глубокого ее осмысления как категории, явления, предполагающей конкретное определение источника опасности и характера угрозы.
По степени вероятности возникновения различают реальную, потенциальную и мнимую опасности. Реальная опасность предполагает немедленное реагирование на возникшие отрицательные воздействия. Потенциальная связана с будущими отрицательными условиями деятельности государства, общества и личности. Мнимая опасность представляет собой субъективное преувеличение реально не существующей опасности. По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий можно выделить:
— вызов: совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реакции на них;
— риск: возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
— угроза: наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью | откровенно враждебных сил.
Как определено в законе «О безопасности» Российской Федерации, обеспечение безопасности личности, общества и государства связано именно с защитой от угроз. Согласно положениям закона, угроза безопасности представляет собой «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». К числу угроз национальной безопасности России можно отнести:
— посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны;
— вмешательство во внутренние дела государства;
— локальные войны и вооруженные конфликты, прежде всего внутри и в непосредственной близости от границ Российской Федерации;
— распространение ядерного и других видов оружия массового поражения;
— качественное и количественное наращивание вооруженных сил другими странами близ границ Российской Федерации;
— ущемление экономических интересов государства;
— посягательства на национальное достояние, в том числе природные богатства страны;
— массовая дискриминация российских граждан в зарубежных странах;
— нанесение ущерба экологической системе жизнеобеспечения’.
III. Интересы и безопасность. Социум или его подсистемы в жизни действуют в соответствии с осознанными или неосознанными интересами. Законом «О безопасности» Российской Федерации введено понятие интереса. В нем выделяются интересы личности, общества и государства, использован термин «жизненно важные интересы». Они определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».
Поскольку национально-государственные интересы носят конкретно-исторический характер, то на каждом их этих этапов приоритеты могут быть разные. Поэтому обычно выделяют основные и второстепенные национально-государственные интересы. Основные интересы связаны с наиболее важными проблемами обеспечения жизнедеятельности и развития нации. К ним можно отнести, например, проблемы военной безопасности, экономического развития, социальной защиты граждан, воспитания и т. п. Второстепенные интересы, хотя и лежат в русле всей системы национально-государственных интересов, тем не менее, имеют либо более отдаленные перспективы, либо охватывают те сферы жизнедеятельности, которые напрямую не связаны с обеспечением благоприятных условий для функционирования и развития нации. Например, проблемы, связанные с исследованием дальнего космоса, археологические изыскания и многие другие, хотя и необходимы для нормального развития нации, но напрямую не вызывает угрозу национальным интересам. Исходя из этого, второстепенные национально-государственные интересы могут быть на время отложены, либо реализация их осуществляется по усеченной программе. В условиях критического развития событий, ими можно просто пренебречь.
Наряду с основными и второстепенными существуют и коренные национальные интересы. Они напрямую связаны с самим существованием нации как социального организма, как целостной системы. К ним относятся вопросы целостности, национально-культурной самоиндентификации, безопасности существования нации, без их реализации ни одна нация не в состоянии существовать сколько-нибудь длительное время, поэтому именно эти интересы составляют высший уровень всей системы национально-государственных интересов, ее стержень и они ни при каких обстоятельствах не могут быть принесены в жертву любым другим интересам. Игнорирование коренных национально-государственных интересов является прямым предательством своего народа. Следовательно, с позиций иерархии системы национально-государственных интересов правомерно выделить коренные, основные и второстепенные интересы. Чем выше уровень интересов, тем меньше вероятность для поиска компромиссов в их реализации, тем ожесточеннее борьба за их достижение. И, наоборот, второстепенные интересы всегда могут стать предметом компромисса, могут быть принесены в жертву ради достижения главнейших целей.
IV. Субъекты обеспечения безопасности. Законом Российской Федерации «О безопасности» вводится понятие субъекта обеспечения безопасности как исполнителя мероприятий по обеспечению безопасности. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения как субъекты безопасности обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. К субъектам обеспечения безопасности на международной арене относятся государства, коалиции государств, региональные и глобальные организации или агентства. Субъекты обеспечения безопасности в отдельном государстве составляют основу национальной системы «безопасности, представляющей собой специально созданную в стране конституированную совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов страны.
К основным функциям системы безопасности государства относятся:
— выявление и прогнозирование внутренних и внешних (угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, осуществление комплекса мер по их предупреждению или нейтрализации;
— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
— управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
— осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования субъектов безопасности;
— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Деятельность системы национальной безопасности направлена на защиту объектов национальной безопасности. K основным объектам безопасности относятся: личность; общество, общественные и иные организации и объединения; государство.
V. Виды безопасности. В современной российской политологии термин безопасность используется весьма широко. В научных сообщениях и печати, помимо безопасности личности, общества и государства, появились понятия общественной безопасности, внутренней и внешней безопасности, информационной безопасности. Их существование вполне оправдано. Но все же, как правило, эти термины отражают функциональные обязанности министерств, ведомств, компаний, фирм и их подразделений. Внешняя безопасность означает в России защищенность жизненно важных интересов страны от угроз и рисков, исходящих от внешних процессов и явлений. Внутренняя же безопасность определяется аналогичным образом, но по отношению к внутренним процессам и явлениям. С министерской или ведомственной точек зрения такое деление оправдано.
В наши дни наиболее часто упоминаемой является информационная безопасность. Она предполагает государственную и судебную защиту государственных, общественных и частных банков данных, средств обработки и передачи информации. Несколько выпадает из предложенного определения введение в него способов защиты информации (государственной и судебной). Но принципиально неприемлемо стремление расширить сферу применения информационной безопасности на все стороны жизни. Следует учитывать, что банки данных, средства обработки и передачи информации обеспечивают лишь один из циклов управления. В России информационная безопасность до недавнего времени обеспечивалась секретным делопроизводством и скрытым управлением войсками. Следует помнить, что тайна личной переписки также является составной частью информационной безопасности, но никаких специальных способов защиты не требует.
Рассмотренные выше разновидности безопасности представляют собой лишь типы безопасности. Они призваны обеспечить защищенность государства, общества и гражданина при реализации какой-то одной конкретной стороны их деятельности. Практика же западных государств, да и Российской Федерации наглядно показывает, что основная задача обеспечения национальной безопасности как раз и состоит в объединении внутренней и внешней политики в целях сохранения интересов государства, общества и личности. При этом следует учитывать, что обеспечение национальной безопасности не связано с защитой всего спектра интересов страны от любой угрозы. Она предназначена, прежде всего, для отражения «угроз» жизненно важным интересам и «вызовов» существенным интересам. В конечном счете, сам процесс обеспечения национальной безопасности связан, в первую очередь, с кризисным управлением государства.
В современных условиях (в отличие от периода “холодной войны”) национально-государственная безопасность России на 75% зависит от ее экономической безопасности. В самом общем виде экономическая безопасность страны определяется степенью самообеспеченности экономики и ее эффективностью. Российская Федерация, наряду с США и Китаем, располагает всеми необходимыми ресурсами для самообеспечения. Самым уязвимым звеном экономической безопасности России является недостаточная эффективность ее экономики. Структурная перестройка экономики страны ведет за собой серьезные издержки в социальной сфере жизни общества вследствие безработицы и уменьшения возможностей государства социальной поддержки малоимущих. Экономические неурядицы отражаются, прежде всего, на социальной стабильности государства. Последняя представляет собой устойчивость к внешним и внутренним неблагоприятным воздействиям и внутреннее равновесие общества, обеспечивающие максимально благоприятные условия для всестороннего развития человека. Как видно из определения в центре социальной безопасности стоит человек и общество. Отсюда достижение социальной стабильности в современных условиях зависит от двух факторов: соблюдения прав человека и совершенствование качества жизни.
VI. Политика и стратегия безопасности. Обеспечение безопасности связано с разрешением чрезвычайных ситуаций и кризисов. Однако в современных условиях быстрое изменение условий функционирования субъектов безопасности требует заблаговременного выявления угроз жизненно важным интересам, что предполагает выявление вероятных внешних и внутренних конфликтов еще на ранней стадии. В свете этого возникает необходимость выделения в самостоятельное направление политику национальной безопасности. Принципиальное отличие российского законодательства по вопросам безопасности от подобных законодательных актов других государств заключено в принципах обеспечения безопасности. К ним в Российской Федерации отнесены:
— соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
— взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
— интеграция с международными системами безопасности.
Разработка мероприятий по обеспечению безопасности сопровождается разработкой вариантов предполагаемых действий, получивших название сценариев. Сценарий представляет собой способ установления логической последовательности решений и связанных с ними событий с целью определения альтернатив развития социальных систем. При построении сценариев важно учитывать противодействие других субъектов безопасности. Таким образом, политика национальной безопасности представляет собой взаимосвязанную систему целенаправленных усилий государства, политических институтов общества, общественных организаций, а также каждого гражданина, призванных обеспечить защиту их жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз и устойчивое развитие всех субъектов национальной безопасности.
В современных условиях обеспечение безопасности является постоянной функцией любой социальной системы. Оно охватывает все стороны их жизнедеятельности и приносит результаты лишь при комплексном подходе. Все это предполагает выделение в рамках внутренней, внешней и военной политик самостоятельных мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности субъектов безопасности, получивших в рамках отдельного государства название политики и стратегии национальной безопасности. Для их проведения в жизнь на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации потребовались специальные органы обеспечения безопасности и использование специфических методов и средств, в том числе упреждающего характера.
VII. Органы, силы и средства обеспечения безопасности. Закон Российской Федерации «О безопасности» предусматривает образование в системе исполнительной власти государственных органов обеспечения безопасности. Общее руководство ими осуществляет Президент. Во исполнение этой функции он:
— возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;
— совместно с органами представительной власти определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;
— контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
— в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;
— не реже одного раза в год представляет органам представительной власти доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «О безопасности» дает “обширный перечень сил и средств обеспечения безопасности”. К силам, согласно закону, относятся: вооруженные внутренние войска, пограничные войска, формирования гражданской обороны, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, налоговая служба, таможенная служба, органы охраны здоровья. Обеспечением безопасности в Российской Федерации заняты:
— федеральные органы контрразведки;
— органы внутренних дел;
— органы внешней разведки;
— органы обеспечения безопасности ведения работ;
— служба обеспечения безопасности средств связи и информации;
— органы, занимающиеся обеспечениям безопасности государства, общества и личности.
Как видно из приведенного перечня сил и средств, основной упор в законе делается на силовые методы разрешения конфликтов и кризисов. В конечном счете, такова логика многовековой политической практики всего человечества. Россия же в склонности прибегать к насилию при решении различных проблем никогда не находилась в последних рядах. Политическая практика наших дней свидетельствует о сохранении примата силы при разрешении противоречий. Правда, в последние годы, особенно после окончания «холодной войны», понятия косвенного применения насилия начали претерпевать определенные смысловые изменения. Наибольшую смысловую трансформацию претерпел термин «устрашение» (deterrence), который в последнее время в официальных, научных и публицистических документах, выступлениях и изданиях в Российской Федерации однозначно воспринимается как «сдерживание».