Что относится к живой природе 5 класс география

Живая и неживая природа

Что такое природа

Природа – это многогранное понятие. В широком смысле слова под определение природы попадает все многообразие животного и растительного мира земного шара. Природа является предметом изучения различных отраслей науки. Под природой понимается естественная среда жизни и деятельности человека.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Природа – это леса и луга, моря и реки, поля и цветы, животные и насекомые, почва и полезные ископаемые. Даже сам человек является одним из элементов природы. Любые предметы и явления, которые возникли естественным путем, а не в результате деятельности человека, относятся к природе.

Природа и климат той или иной местности также являются составляющими природы.

Совокупность природных объектов создает человеку условия для комфортной жизни.

Что такое живая природа

Природу принято классифицировать на живую и неживую. Живая природа – это все то, что может дышать, расти и видоизменяться, размножаться, умирать. Живое вторично, оно образуется с опорой на неживые природные объекты.


Что такое неживая природа

Неживая природа является первоосновой, именно из нее зарождалась жизнь на планете. Неживая природа – это такие объекты, которые не испытывают биологических потребностей, неспособны к размножению, не растут. Изменения в них могут происходить в течение тысячелетий, поэтому для глаза человека они не уловимы. Неживыми объектами природы считаются различные вещества, частицы и энергетические поля, планеты, космические спутники, вулканы, камни, острова и континенты, водные ресурсы и ледники.

Признаки живой природы

Для живых объектов характерны следующие признаки:

– Способность к рождению и смерти. Женщина рожает ребенка, который со временем становится взрослым. На яблоне созревают плоды, из семечек которых вырастет новая яблоня. Отсюда вытекает еще одна особенность всего живого – способность к размножению и продолжению рода. У каждого объекта живой природы свой жизненный цикл, который начинается рождением, а заканчивается прекращением биологического существования объекта – его смертью. После смерти объекта живой природы он переходит в категорию неживой природы (например, дерево – это объект живой природы, но если дерево спилили, то оставшийся от него пенек – это уже объект неживой природы).

– Потребность в питании. Все живые организмы для поддержания жизни нуждаются в пище, растения – в микроэлементах почвы и в воде. В условиях дефицита питательных веществ животные, растения и человек болеют, а при их отсутствии – умирают.

– Способность дышать. Все объекты живой природы нуждаются в кислороде. Люди и животные дышат посредством легких, у рыб дыхание осуществляется через жабры, у растений для осуществления дыхательной функции есть специальные клетки, которые поглощают углекислый газ.

– Способность расти и видоизменяться. В процессе онтогенеза у объектов живой природы изменяется рост, внешние признаки. У ребенка в процессе взросления меняются черты лица, изменяется тембр голоса. У животных может наблюдаться смена окраса шерсти в зависимости от времени года. У деревьев листва меняет цвет осенью и опадает.

– Активность и свобода движения. Живые объекты природы способны двигаться. Люди и животные абсолютно свободны в передвижении с одного места на другое. Способность к движению у растений проявляется в том, что они поворачиваются к солнечным лучам.

Признаки неживой природы

У неживой природы следующие признаки:

– Способность сохранять форму, размер и внешний вид в течение многих лет. Молекулы веществ, из которых состоят неживые природные объекты, не могут делиться и расти.

– Неживое устойчиво к воздействиям внешней среды. Их изменение и разрушение чаще всего обусловлены действиями человека.

– Способность к разрушению и переходу в другой объект неживой природы (например, ледник может растаять, превратиться в воду). Неживые природные объекты могут гнить, если находятся в неблагоприятных погодных условиях – излишней влажности или чрезмерной засухе.

– Отсутствие биологических потребностей и способностей к самостоятельному передвижению. Объекту неживой природы не нуждаются в пище, сне, чувстве безопасности. Они не могут испытывать эмоции, не способны чувствовать боль от физического воздействия.

Объекты живой природы


Объекты неживой природы

К неживым природным объектам относятся статичные объекты, которые не испытывают потребности в питании, не дышат, не растут, не умирают и не размножаются и образованы без антропологического вмешательства. К таким объектам относятся солнечные лучи и облака, ручьи и горы, ветер и воздух, опавшая листва и трухлявый пень, песок и снег.


Связь живой и неживой природы

Живое и неживое существуют не раздельно друг от друга, а в тесном единстве и взаимодействии. Существование живого без опоры и использования неживых природных объектов немыслимо: животные и человек нуждаются в солнечном тепле, а питаются они тем, что вырастает на деревьях (плоды) или в почве (корнеплоды); все живые существа дышат воздухом.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Неживая природа без живой природы была бы скучна, а ее ресурсы оставались бы невостребованными. Постоянный химический состав воды в реках и водоемах обеспечивается за счет жизнедеятельности и продуктов распада тех живых организмов, которые живут в воде. Когда заканчивается жизненный цикл растений, их части опадают на землю, гниют, наполняя почву полезными микроэлементами, которые необходимы для жизни насекомых, живущих в земле, и для корней растений.

Получается, что живое и неживое в природе обеспечивают существование друг друга.

Сходства и различия живой и неживой природы

Пожалуй, главное отличие живой природы от неживой природы состоит в продолжительности их существования. Время существования объектов неживой природы превосходит срок жизни живых существ в миллиарды лет.

Еще одно отличие живых объектов от неживых в природе кроется в молекулярном уровне их организации: неорганическая структура объектов неживой природы статична и устойчива к изменениям. Такие клетки не могут мутировать и видоизменяться. В результате чего не меняется и внешняя форма неживых природных объектов. Живая же ткань состоит из элементов, которые могут мутировать, отмирать или регенерировать. Эти процессы в тканях живых организмов объясняют изменения в их внешнем облике.

Также исследователями подмечена интересная особенность: форма объектов живой природе в большинстве случаев соответствует законам симметрии, к ним применимо правило золотого сечения. Развитие живых организмов идет по спирали – на эту особенность всего живого обратили внимание еще древние философы, когда сравнивали живые и неживые природные объекты.

Как отличить объект живой природы от объекта неживой природы

Чтобы отличить живой объект природы от неживой природы, нужно провести анализ этих объектов, выяснить, какими признаками они обладают: признаками живых объектов или неживых?

В большинстве случаев сделать это будет нетрудно. Нужно только ответить на такие вопросы, как:

– Это объект природы может дышать?

– Этот объект природы рождается, растет и развивается, меняет внешний вид, форму, размер, а в конечном итоге умирает?

– Этот объект природы испытывает биологические потребности, дышит?

– Этот объект природы может самостоятельно передвигаться?

Однако могут возникнуть и затруднительные случаи. Так, к примеру, кристаллы однажды родились, росли, а потом разрушились, что аналогично смерти. Ручей возник, когда начал таять ледник, а затем в него стали впадать другие мелкие ручьи – он превратился в реку, то есть видоизменился, вырос. В результате засухи он может высохнуть, то есть перестать существовать. Вулкан, начиная функционировать, словно бы рождается, увеличивается в размерах (значит, растет), а после извержения умирает. Означает ли это, что все эти объекты живые?

Ответ однозначен: нет, это неживые природные объекты. Несмотря на сходство их с живыми объектами по некоторым свойствам, определяющими моментами их природы является то, что все они не дышат, не испытывают потребности в пище и не способны размножаться.

Еще одно важное отличие живых организмов от объектов неживой природы заключается в том, что человек или условия внешней среды могут погубить их. Если человек срубит дерево, оно не сможет вновь зазеленеть, цвести и приносить плоды. Если на бабочку упадет камень, то он раздавит ее. Так происходит только с живыми объектами. Если человек разломит кусочек мела, то мел от этого действия не перестанет существовать, не утратит свою способность оставлять след на асфальте. Это будут 2 кусочка мела.


Значение живой и неживой природы для человека

Значение природы в жизни человека огромно.

Природные условия на планете в полной мере отвечают потребностям человеческого организма:

– имеется достаточное количество кислорода в воздухе в воздухе для дыхания;

– температура окружающего воздуха подходит для комфортного самочувствия;

– химический состав вод позволяет человеку выращивать фрукты и овощи, которые он использует в пищу.

Природные катаклизмы негативно сказываются на жизни и деятельности человека, поэтому можно утверждать, что человек зависим от природы.

С момента своего появления, человек использует природные богатства, преобразует экосистемы, стремится за счет природы повысить качество своей жизни. Посредством природных объектов человек удовлетворяет свои потребности. Без использования природных ресурсов невозможны такие сферы экономической деятельности человека, как сельское хозяйство, производство продуктов питания, строительство, добыча и использование полезных ископаемых. Функционирование экономики напрямую зависит от богатства природными ресурсами того или иного региона.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Современные достижения в области науки и техники позволяет человеку обрабатывать природные ресурсы: создавать ткань из природного материала, готовить пищу из овощей с помощью варки, жарки и тушения. Но все это было бы невозможным, если б человек не имел первоначального природного сырья.

Растительный мир природы сделал возможным производство лекарств и косметических средств на натуральной основе. Кроме того, многие виды растений признаны лекарственными и используются в народной медицине – человек может осуществлять профилактику различных заболеваний, принимая отвары и настои целебных трав.

Погодными условиями объясняется самочувствие человека. На эмоциональное состояние людей оказывает влияние регион проживания и климатические условия, магнитные бури и солнечная активность, фаза лунного цикла. Влажность и химический состав воздуха являются определяющими факторами в физиологическом здоровье людей. Климатическая зона влияет на внешность людей: представители разных национальностей отличаются по разрезу глаз, форме черепа, структуре волос, что обусловлено приспособлением человека как биологического вида к воздействию погодных условий.

Природа обладает широкими рекреационными ресурсами: отдых на море и горный воздух являются хорошей мерой закаливания и предупреждения возникновения респираторных заболеваний; в природных местах, где находятся минеральные источники и целебная грязь, создаются санатории, в которых люди проходят курс лечения от различных заболеваний.

Помимо создания необходимых условий для жизни и деятельности человека, природа выполняет и эстетическое значение. Так, влюбленные любят гулять по набережной, шум прибоя создает атмосферу романтики для них, а наблюдение таких природных явлений, как радуга, восход или закат дарит человеку положительные эмоции. Человек испытывает потребность в созерцании прекрасного – именно поэтому многие люди держат дома аквариумы и террариумы, заводят попугаев и канареек, кошек и собак.

Примечательно то, что содержание дома животных, создает условия для формирования у детей любви к живому и умения ухаживать за животными. А если родители приучают ребенка поливать комнатные цветы, позволяют принимать участие в работе на дачном участке, то у ребенка формируются первичные трудовые навыки. Так, природа обладает еще и воспитательным потенциалом.

Источник

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Живая и неживая природа составляют основу окружающего мира. Интересные свойства живой и неживой природы стали причинами наук ботаники, биологии, химии, физики, астрономии.

Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.

Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему Кто есть кто.

1 класс подходящий для обсуждения темы Человек и природа с рассказами учителя. У 2 класса можно проводить тематические уроки Воздух, Вода, Почва в рамках цикла Введение в экологию.

3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.

Мир живой природы

Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Она является средой обитания всех живых организмов.

Классификация живых организмов в природе:

Объекты и явления неживой природы

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

К объектам неживой природы относят:

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Явления неживой природы называются физическими. Примеры таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.

Среди физических явлений различаются:

Чем живая природа отличается от неживой

Главное отличие способность к росту и развитию.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.

Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).

Неживые объекты не имеют жизненного цикла.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Законы природы заставляют неживую природу меняться:

Признаки живой и неживой природы

Свойства живых организмов:

Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Ни одно живое существо, кроме человека, не осознает временных границ своей жизни. Все рождаются и котята, и щенки, и кролики, и медвежата и никто из них не подозревает, что когда-нибудь умрет.

Наличие сознания признак человека.

Все умирает на земле и море,

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре,

Подписанном, когда он был рожден (С. Я. Маршак).

Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Планеты составляют Солнечную систему много веков подряд. Они не могут дышать, самостоятельно двигаться, питаться. Все, что окружает нас, состоит из одних и тех же веществ мельчайших компонентов, невидимых глазу (атомов).

Связь между живой и неживой природой

Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.

Человек часть живой природы. Он не может существовать в голой пустыне, где нет воды. Из камней он строит дома, на песках возводит дороги.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Связи проявляются в следующих видах:

Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.

Связь между живой и неживой природой неразрывна. Природа в целом едина. Лес одновременно совокупность и живых, и неживых природных объектов. Деление природы на живую и неживую нужно для науки, для ее изучения.

Источник

Урок по географии для 5 кл. «Что такое природа»

Выбранный для просмотра документ природа.ppt

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое природа урок географии, 5класс, УМК «Русское слово» Автор: Гапченко Екатерина Валентиновна учитель географии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №4 города Канска Красноярского края

Разгадай загадку Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер) Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода) Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он С обрыва, Так уже Который год Все никак Не упадет. (Водопад) Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) Как, одним словом объединить все отгадки?

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года – Это всё вокруг.

Рост Питание Дыхание Движение Потомство ЖИВОЕ

Проверь себя: 1, Выбери группу объектов живой природы: а. Песок, вода, камни, море б. Стрекоза, горы, рыба, снег в. Трава, медведь, паук, деревья 2. Выбери группу объектов неживой природы: а. Солнце, река, земля, роса б. Лошадь, дождь, кролик, ветер в. Кенгуру, муравей, дятел, астра

Распредели в три колонки слова: самолёт, свинья, солнце, лошадь, одуванчик, рысь, облако, карандаш, тетрадь, кит, камыш, камень, ель, водопад, ребёнок, град, соловей, стрекоза, снег, компьютер, ветер, осёл, жук, кедр, книга, малина, скала, портфель, ёж.

Домашнее задание Параграф 27, вопросы Небольшое эссе, стихотворение, сенквейн, сказку, рисунок на тему «Природа»

Литература: Домогацких Е.М. География. Введение в географию учебник для 5 класса – М.; ООО «Русское слово» Интернет ресурсы: http://school-collection.edu.ru http://it-nru http://www.ecosystem.ru http://www.Smartboard.ru

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Номер материала: 102163051211

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть фото Что относится к живой природе 5 класс география. Смотреть картинку Что относится к живой природе 5 класс география. Картинка про Что относится к живой природе 5 класс география. Фото Что относится к живой природе 5 класс география

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация и конспект урока по географии на тему «Живая и неживая природа» (5 класс)

Урок 1. Мир, в котором мы живем

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели и задачи: сформировать представления о мире, в котором мы живем, – об уникальной планете Земля и о науке «География»; развивать познавательный интерес к предмету.

Средства обучения. Физическая карта полушарий, атлас, учебник; презентация.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа.

Новые понятия и термины: география, живая и неживая природа.

Земля – уникальная планета: из всех планет Солнечной системы только на ней существует жизнь. Объекты живой и неживой природы Земли тесно взаимосвязаны – они изменяют и дополняют друг друга. И вместе создают разнообразную и неповторимую природу Земли. Процессы, происходящие в природе и изменяющие ее, – явления природы – делятся на физические и биологические. Некоторые явления действуют разрушительно на живую и неживую природу. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек. Нередко по вине человека происходят техногенные катастрофы, т которых страдают люди и другие живые организмы, а также почва, вода и воздух. Все многообразие живых организмов, включая человека, составляет мир живой природы. Мир неживой природы – это море и океаны, равнины и горы, полезные ископаемые и воздух.

Как вам известно, явления — это изменения, происходящие с телами природы. В природе наблюдаются разнообразные явления. Светит Солнце, образуется туман, дует ветер, бегут лошади, из семени прорастает растение — это лишь некоторые примеры.

Повседневная жизнь каждого человека также наполнена явлениями, происходящими при участии рукотворных тел, например, едет автомобиль, нагревается утюг, звучит музыка. Посмотрите вокруг, и вы увидите и сможете привести примеры многих других явлений. Учёные разделили их на группы.

Различают биологические, физические, химические явления.

К признакам физических явлений относятся изменение формы, размеров, места расположения тел и их агрегатного состояния. Когда гончар изготовляет из глины какое-либо изделие, изменяется форма. При добыче каменного угля изменяются размеры кусков горной породы. Во время движения велосипедиста изменяется размещение велосипедиста и велосипеда относительно тел, расположенных вдоль дороги. Таяние снега, испарение и замерзание воды сопровождаются переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое. Во время грозы гремит гром и появляется молния. Это физические явления.

Согласитесь, что данные примеры физических явлений очень разные. Но какими бы разнообразными не были физические явления, ни в одном из них не происходит образование новых веществ. Физические явления — явления, во время которых новые вещества не образуются, но изменяются размеры, форма, размещение, агрегатное состояние тел и веществ.

Вам хорошо известны такие явления, как горение свечи, образование ржавчины на железной цепи, скисание молока и др. Это примеры химических явлений. Химические явления — это явления, во время которых из одних веществ образуются другие. Химические явления имеют широкое применение. С их помощью люди добывают металлы, создают средства личной гигиены, материалы, лекарства, готовят разнообразные блюда.

ЗАДАНИЕ: Станьте исследователями природы

Наблюдать за явлениями природы можно дома, в школе либо за городом и селом. Научный метод наблюдения предусматривает описание полученных результатов по определённому плану.

Проведите наблюдение за каким-либо явлением природы и опишите его по плану:

1. Дата, когда явление произошло (день, год, время).

2. Место, где происходило явление.

3. Тела природы, задействованные в явлении.

4. Изменения, отразившиеся на размерах, форме, цвете, местоположении тел.

5. Преобразование веществ во время явления.

Сделайте вывод, к какой группе можно отнести наблюдаемое вами явление. Подготовьте презентацию результатов наблюдения согласно плану. Посоветуйтесь с членами вашей семьи, как её лучше оформить.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что составляет мир живой природы Земли?

2. Как живые организмы приспособились к физическим явлениям природы?

3. Вспомните, какие биологические явления природы вам приходилось наблюдать.

4. Как человек влияет на изменение облика Земли? Приведите примеры изменения природы человеком в вашей местности.

5. Что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?

Домашнее задание: § 1, задания 1 – 4 в рабочей тетради.

Используя различные источники информации, подберите рисунки, фотографии, иллюстрирующие взаимосвязь объектов живой и неживой природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *