Что нужно говорить во время азана
Это должен знать каждый: чего не следует делать во время азана?
Азан – это призыв на молитву. Оглашение азана в населённом пункте является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для всех мусульман этого пункта. Если один человек выполнит этот фарз, с остальных жителей снимается ответственность. А если ни один человек не сделает этого, все жители этого места впадают в грех.
Можно ли разговаривать во время азана?
Во время оглашения азана желательно не только оставить разговоры, но и отложить все свои дела и обратиться к поклонению. Чем бы человек ни был занят, желательно приостановить свои дела, даже если человек совершал зикр, читал Коран, занимался получением религиозных знаний.
Ответ на азан является особенностью нашей уммы, ибо и сам азан – это особенность нашей уммы. То есть во время оглашения азана следует отвечать на него, а не разговаривать. Даже если человек во время оглашения Азана занимается получением знаний, чтением Корана, поминанием Аллаха (зикром), то ему желательно прервать своё занятие и ответить на азан.
Мухаммад ибн ‘Абдуллах Аль-Джурдани в своей книге «Фатх аль-‘Аллям би-шарх Муршид аль-Анам» пишет об этом следующее:
«Желательно не разговаривать ни о чём, а отвечать на азан, пока не завершится оглашение азана. Даже если человек слышит азан, когда занят получением знаний, чтением Корана или зикра, ему желательно прервать всё это и ответить на азан.
В книге «Бушра аль-карим» ясно изложено, что следует прерывать изучение религиозных наук, несмотря на то, что это является обязательным (а ответ на азан сунной), ибо в таком случае обучение не упускается, ведь его можно продолжить после завершения азана. А ответ на азан упускается, если сразу не ответить на него. (То есть обучение можно возобновить, а ответ на азан упускается, если не ответить вовремя.) Обратите на это особое внимание, ведь многие люди небрежно относятся к этому.
Имам Джалалуддин Ас-Суюти в своей книге «Мухтасар Аль-Азкар Ан-Навави» сказал:
«Поистине, есть опасения, что у того, кто разговаривает во время оглашения азана, будет плохой конец, то есть он может умереть неверующим. Мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от этого»».
Можно ли читать Коран во время оглашения азана или икамата?
Читать Коран во время оглашения азана и икамата также не запрещено, но желательно прервать чтение и заняться ответом на азан, ведь после завершения азана и икамата можно продолжить чтение Корана, а ответ на азан упускается, как только завершается его оглашение.
Следовательно, тому, кто читает Коран, при звуках азана лучше завершить аят, который он читает, остановиться на этом и заняться ответом на азан. А после завершения азана он может продолжить своё чтение.
Можно ли возносить дуа во время оглашения азана?
Возносить дуа в это время также не запрещено, но желательно не делать этого. Во время оглашения азана следует заниматься ответом на азан, а дуа желательно вознести после завершения азана и икамата.
От Джабира бин ‘Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ قال حِينَ يَسْمَعُ النِّدَاءَ
اللَّهُمَّ رَبِّ هَذهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلاةِ القائِمةِ، آتِ مُحَمَّداً الوَسِيلَةَ والفَضِيلَةَ، وابْعَثْهُ مَقاماً محموداً الذي وَعَدْتَهُ حَلَّتْ لَهُ شَفاعَتِي يَوْمَ القِيامَةِ
«В День суда право на моё заступничество получит тот, кто, услышав слова азана, скажет: «Аллаhумма рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-каимати ати Мухаммадан-иль-василата ва-ль-фазилата, ваб‘асху макаман махмудан-и-ллязи ва‘адтаху (О Аллах, Господь этого совершенного призыва (то есть единобожия) и совершающегося намаза, даруй Мух’аммаду аль-Василя и достоинство и предоставь ему высокое положение, которое Ты обещал ему)«». (Имам Ахмад, 14817; Бухари, 614; Абу Дауд, 529; Ибн Мадджах,722; Тирмизи, 211)
Нужно ли повторять за муэдзином слова азана и икамата?
Ответ на азан и икамат подразумевает как раз таки повторение за муэдзином всех слов азана и икамата, кроме слов: «( حَيَّ عَلى الصَّلاةِ ) Хайя ‘аля-с-саля (Спешите на молитву)» и «( حَيَّ عَلى الفَلاح ) Хайя ‘аля-ль-фалях (Спешите к спасению)». После этих слов желательно сказать: «( لا حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باللّه ) Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ (Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха)».
От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إذا سَمِعْتُمُ النِّداءَ فَقُولُوا مِثْلَ ما يَقُولُ المُؤَذّنُ
«Когда услышите азан (призыв к молитве), повторяйте то, что говорит муэдзин”». (Бухари, 611; Муслим, 383; Абу Дауд, 522; Тирмизи, 208; Ибн Маджах, 720)
Также от ‘Алкамы ибн Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
إِنِّي لَعِنْدَ مُعَاوِيَةَ إِذْ أَذَّنَ مُؤَذِّنُهُ، فَقَالَ مُعَاوِيَةُ، كَمَا قَالَ الْمُؤَذِّنُ، حَتَّى إِذَا قَالَ: حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، قَالَ: لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ فَلَمَّا قَالَ: حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ، قَالَ: لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ ، وَقَالَ بَعْدَ ذَلِكَ مَا قَالَ الْمُؤَذِّنُ، ثُمَّ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ ذَلِكَ
«Я был возле Му‘авии, когда его муэдзин начал оглашать азан. Муавия повторял то, что говорил муэдзин, пока тот не произнёс слова «Хайя ‘аля-с-саля», после них же он сказал: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ». А когда муэдзин произнёс слова: «Хайя ‘аля-ль-фалях», он также сказал: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ». После этого Му‘авия сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил так»». (Имам Ахмад, 16831; Ан-Насаи, 677)
При оглашении икамата после слов «( قد قامت الصلاة ) Кад камати-с-салату (Молитва началась)» следует произнести: «( أقامَها اللَّهُ وأدَامَها ) Акама-һа Ллаһу ва адамаха (Да устроит и да продлит её Аллах)».
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) или от кого-то другого из сподвижников Пророка ﷺ передаётся, что однажды Билял начал читать икамат. Когда Билял произнёс слова «Кад камати-с-саляту», Пророк ﷺ сказал:
أقامَها اللَّهُ وأدَامَها
«Акамаһа-Ллаһу ва адамаһа (Да устроит и да продлит её Аллах)». (Абу Дауд, 528)
Также стоить отметить, что желательно читать дуа между азаном и икаматом, ибо дуа, вознесённое в этот момент, не будет отвергнуто Всевышним Аллахом.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا يُرَدُّ الدُّعاءُ بَينَ الأذَانِ والإِقامَةِ
«Мольба, с которой обращаются к Всевышнему Аллаху между азаном и икаматом, не отвергается». (Имам Ахмад, 12584: Абу Дауд, 521; Тирмизи, 212)
Исходя из всего вышеприведённого, мы понимаем, что во время оглашения азана человек должен отвечать на азан, оставив все посторонние дела. Даже если человек занимается чтением Корана, приобретением полезных знаний и другими тому подобными занятиями, не говоря уже о других обычных разговорах и делах, ему следует прерваться, чтобы ответить на азан. Более того, разговоры во время оглашения азана могут привести человека к сууль-хатимат (дурному концу жизни).
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Следуем Сунне: чего не следует делать во время азана?
Как нужно слушать азан в соответствии с положениями Сунны?
Азан является одним из обрядовых знамений Ислама. Во время чтения азана следует оставить бесполезные дела, слушать азан и отвечать на него, так как это является сунной. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Когда слышите азан, то отвечайте муэдзину» (Бухари, Азан, 7).
Каким же должен быть наш ответ муэдзину?
Муэдзин объявляет во вселенной имя Аллаха и призыв к единобожию. А объявление имени Аллаха и призыв к единобожию являются смыслом сотворения человека. Исходя из этого, услышав азан, следует повторять его слова про себя, так как это является сунной. Когда муэдзин произносит «Хаййа аляс-Саля» и «Хаййа аляль-Фалях», сунной является произнесение про себя слов «Ля Хауля ва Ля Куввата илля Биллях». После завершения муэдзином чтения азана следует прочесть следующее дуа:
«Аллахумма рабба хазихид-да’ватит-таммах, вассалятиль каимах. Аати Мухаммаданиль василята валь фадылята ваб’асху макамам-махмуданил-лязи ва ‘аттах. Иннакя ля тухлифуль ми’ад» (О Аллах, Владыка этого совершенного призыва и готовящегося намаза! Даруй Мухаммаду «аль-Василя» (наивысшую ступень в Раю) и превосходство и воскреси его на «Макам-Махмуд» (хвалимом месте), которое Ты обещал ему. Нет сомнения, что Ты выполнишь Своё обещание)».
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Для каждого, кто, услышав азан, прочитает дуа «василя», мое заступничество в судный день станет обязательным» (Ибн Маджа, Азан, 4).
Также под ответом муэдзину можно понять следующее: внимательное и уважительное слушание азана, ощущение сердцем и принятие его истинности и важности, чтение необходимых дуа и участие в коллективном намазе. Но самым лучшим ответом на азан является участие в коллективном намазе в мечети.
Также хотелось бы обратить внимание на важность чтения дуа между азаном и икаматом, так как сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дуа, сделанное между азаном и икаматом, не будет отвергнуто» (Тирмизи, Тахарат, 158).
Во время чтения азана не стоит разговаривать, за исключением тех случаев, когда незаконченным остался очень важный разговор. Нет ничего предосудительного в совершении малого омовения во время чтения азана. Но лучше всего завершать приготовления к намазу до того, как прозвучит азан.
Занимаясь всем этим, или будучи занятыми другими важными делами, следует проявлять необходимое уважение к азану и стараться получить духовное наслаждение при его чтении.
Раздел об азане и икамате
Азан и икамат являются важными суннами, так как салафы (предшественники, жившие в первые триста лет Ислама, т. е. в период сподвижников, их последователей и их последователей) и халафы (которые жили после первых трёхсот лет) строго соблюдали их.
Азан и икамат желательны только для призыва на ежедневные пятикратные намазы, а к остальным намазам призывают иначе. На праздничные и подобные намазы, которые желательно совершать в коллективе, призывают словами «ас-Салату джамиа» (спешите на коллективный намаз).
Провозгласить азан желателен даже такому человеку, который совершает намаз сам, без коллектива, дома или в степи, и даже если он услышал провозглашение азана муэдзином (человеком, провозглашающим азан). Желательно читать азан громко, если даже человек находится один и вне мечети, так как передано в хадисе от Абдулы бин Абдурахмана бин Саадата, что Абу Саид аль-Худри сказал ему: «Я вижу, ты любишь отару овец и степь. Когда ты будешь с отарой или в степи и захочешь читать азан для намаза, повысь свой голос. Поистине всё то, что услышит голос муэдзина, будь он джин или человек, или что-нибудь другое, будут ему свидетельствовать в Судный день. Так я слышал от Пророка (мир ему и благословение)».
Однако в мечети, в которой группа людей уже совершила коллективный намаз и покинула мечеть, азан для того намаза читается не громко, чтобы та группа, покинувшая мечеть, не подумала, что наступило время следующего намаза, особенно в пасмурный день.
Азан и икамат желательны как для своевременных, так и для возмещаемых намазов. Но когда возмещающих намазов будет больше одного, то для первого читается азан и икамат, а для последующих читается только икамат. Такое же решение принимается в случае, если человек сначала совершает пропущенный намаз и за ним своевременный.
Женскому коллективу нежелательно чтение азана, но икамат желателен, следовательно икамат из них читает одна и негромко.
Слова Азана
Аллаху акбар, Аллаху акбар (Аллах велик, Аллах велик),
Аллаху акбар, Аллаху акбар (Аллах велик, Аллах велик).
Ашхаду алла илаха илла ллах (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха).
Ашхаду алла илаха илла ллах (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха).
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулуллах (Свидетельствую, что поистине Мухаммад – Посланник Аллаха).
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулуллах (Свидетельствую, что поистине Мухаммад – Посланник Аллаха).
Хаййа ‘ала ссалят (х) (Спешите на намаз)!
Хаййа ‘ала ссалят (х) (Спешите на намаз)!
Хаййа ‘алал фалах (Спешите к счастью)!
Хаййа ‘алал фалах (Спешите к счастью)!
Аллаху акбар, Аллаху акбар (Аллах превелик, Аллах превелик).
Ла илаха илла ллах (Нет бога, кроме Аллаха)!
Икамат
Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ашхаду алла илаха илла ллах.
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулуллах.
Хаййа ‘ала ссаляти, хаййа ‘алал фалах.
Кад камати ссаляту, кад камати ссалят (х) (Настало время намаза, настало время намаза).
Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ла илаха илла ллах.
По мазхабу Абу Ханифы, в икамате, как и в азане, шахадат повторяется по два раза.
Условия азана и икамта:
1. Общеизвестный их порядок чтения, который нельзя нарушать. Если нарушился их порядок, то следует продолжить с того места, до которого они провозглашены по порядку. При чтении азана и икамата, если пропущено хотя бы одно слово, то нужно вернуться к этому слову, прочитать его и так довести до конца их чтение.
2. Непрерывность в чтении азана и икамата. Но простительна малая речь и скоротечное молчание.
3. Наступление времени намаза, кроме утреннего. Для утреннего намаза можно читать азан со второй половины ночи.
4. Открытое оглашение призыва для коллектива.
Желательные действия (сунна) при произнесении азана и икамата
1. Произносить азан и икамат стоя. Нежелательно читать азан сидя, имея возможность оглашать его стоя.
2. Быть в состоянии полного и малого омовения.
3. При произнесении «Хайя ала салят» (при азане дважды, а при икамате один раз) повернуться в правую сторону только лицом, но не грудью.
4. При произнесении «Хайя ала фалах» повернуться в левую сторону так же лицом.
5. Оглашать азан и икамат, повернувшись в сторону Каабы. Кааба является самым достойным местом.
По достоверному слову, при азане нежелательно обходить минарет. Но если город большой, обходить не возбраняется.
6. Провозглашать азан желательно громким голосом.
7. Желательно, чтобы муэдзин кончиками указательных пальцев закрыл уши – это способствует усилению и концентрации голоса.
8. При чтении азана муэдзину желательно встать на возвышенное место. Лучше всего оглашать азан с минарета. Если нет минарета – с крыши мечети, а если невозможно подняться на крышу, призывать к намазу можно стоя в дверях мечети. И поэтому в настоящее время на минаретах устанавливаются громкоговорители, а сами муэдзины читают стоя в мечети, кроме случая, когда громкоговорители в неисправности или нет электричества.
9. Азан и икамат желательно оглашать одному человеку, но поменяв место оглашения. Икамат произносится негромким голосом. Есть хадис, в котором говорится, чтобы икамат огласил тот же, кто огласил и азан.
При произнесении икамата нет необходимости подниматься на возвышенное место. Но если мечеть большая и вероятность того, что не все услышат, велика, то желательно встать на возвышенность.
10. Сидящие при оглашении икамата встают на намаз только после завершения икамата.
11. Желательно также протянуть время между азаном и икаматом для того, чтобы люди могли собраться на намаз и совершить ратибаты (суннат-намазы).
12. К утреннему намазу желательно призывать дважды, и для каждого азана желателен муэдзин; если один, то оба читает он. Первый раз – до рассвета, начиная с полуночи, второй – с наступлением рассвета. Если призывают единожды, лучше это сделать с наступлением времени утреннего намаза.
13. Для утреннего намаза желательно иметь двух муэдзинов.
Слова «Аллаху акбар, Аллаху акбар» в начале и в конце азана произносятся на одном дыхании.
Можно, сказав «Аллаху акбар» первый раз, сделать небольшую паузу и затем произнести «Аллаху акбар» во второй раз. Можно произносить слитно: «Аллаху акбару ллаху акбар».
17. Чтение салавата на Пророка (мир ему и благословение) до и после чтений азана и икамата.
Условия муэдзина и мукима (читающего икамат):
1. Должен быть мусульманином. Если провозгласит азан не мусульманин, то азан не засчитывается.
2. Должен быть мумайизом[5]. Азан ребёнка не достигшего семи летнего возраста, пьяного и мажнуна не засчитывается.
3. Должен быть мужского пола. Азан женщины и гермафродита для мужчин считается не действительным.
Желательно, чтобы муэдзин был:
1. В большом и малом омовении.
2. Голосистым, если не используются при чтении азана современные громкоговорители. Высокий голос желателен, чтоб он довёл чтение азана как можно дальше, так как азан – это извещение людям о наступлении времени намаза.
3. Имеющий красивый голос, потому что так вероятность явки людей в мечети будет больше.
4. Добросовестным и богобоязненным, так как он извещает о наступлении времени намаза, а другой может по своему произволу читать азан, не соблюдая времени его чтения.
Примечание:
Нежелательность чтения азана для того, у которого отсутствует большое омовение велика, чем у того, у кого нет малого омовения. Но читать икамат им ещё более нежелательно, так как оно ближе к намазу, чем азан.
Совмещение азана и икамата лучше, чем руководить намазом (быть имамом), но последнее лучше их по отдельности.
Временем азана руководит муэдзин, а икаматом имам, и следовательно муэдзину нежелательно читать икамат без разрешения и повеления имама.
Чтение икамата – это право того, кто читал и азан, и в этой связи является нежелательным другому чтение его без разрешения и согласия муэдзина.
Нельзя при оглашении менять сознательно мелодии, краткие слоги произносить долго. Причём такое неправильное произнесение порицается, если при этом не меняется смысл, а если смысл меняется, то это считается греховным. Например, греховно при произнесении «…акбар» ставить ударение или растянуть любую из гласных букв; в слове «Аллаху» ставить ударение на начальную букву «А»; в словах «салят» или «фалах» произносить «а» дольше, чем это делают арабы; вместо «салах» произносить «сала».
Если большинство из этих ошибок призывающий допустит сознательно, он впадает в неверие (куфр), т. к. при этом слова приобретают другой смысл. Это очень серьёзный вопрос, который у многих мусульман остаётся без внимания.
Порядок ответа на азан и икамат
Тому, кто услышит азан и икамат, желательно ответить на них, повторяя всё, что произносит призывающий, кроме слов «Хаййа ‘ала…», «Ассаляту хайрум-мина-н-навм» и «Кад камати ссаляти».
На все четыре «Хаййа ‘ала…» желательно ответить:
«Ла хавла ва ла куввата илла биллахил алиййил‘азим» («От заблуждения убережёт лишь Аллах и поклонение возможно лишь с Его помощью»).
На призыв «Ассаляту хайру-м-мина-н-навм» отвечают:
«Садакта ва барирта ва биль хакки натакта» («Ты прав и обладаешь многим добром, и ты сказал истину»). К этому также лучше добавить: «Садака Расулуллахи, саллаллаху алайхи васаллам, ассалята хайрум-минан-навм» («Правда то, что сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), – намаз лучше сна»).
На каждый «Кад камати ссаляту…» отвечают:
«Акама-халлаху ва адамаха ма дамати ссамавату валь арзу ва джа’алани мин салихи ахлиха» («Да вознесёт Аллах этот намаз и увековечит его настолько, насколько вечны земля и небеса, и сделает меня из плеяды лучших в намазе»).
Услышав «Ассаляту джами’а», следует ответить: «Лахавла ва ла куввата илла биллах».
Желательно тому, кто слышит азан, произнести следующие слова: «Мархабан, билькаили, адлан, мархабан биссалятиахлан» (Добро пожаловать вестник истины, также добро пожаловать время намаза).За это он получит вознаграждение. Одобряемым действием является произносить после ответа на слова муэдзина «Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах» «Мархабан бихабиби ва куррати ‘айни Мухаммад бину ‘абдаллах саллалаху та’ала ‘алайхи ва саллам» (Добро пожаловать желанный свет моих очей Мухаммад сын ‘Абдаллаха, да будет с тобой мир и благополучие) и после этих слов поцеловать оба ногтя больших пальцев и проводить ими по своим глазам. Нельзя отрицать и то, что человек после этих слов поцелует не ногти больших пальцев, а кончики указательных пальцев или кончики указательного и большого пальца правой руки и ими проведёт по своим глазам, так как такая версия тоже приводится в книгах.
Побуждение:
Некоторые говорят, что этого нельзя делать. Большие алимы Шариата считают лучшим сделать это действие. Всемирно известный алим хадисовед
имам Сахави показывает, что это действие пришло от пророка Хизри (мир ему). Нам же лучше последовать за этими алимами, чем за невежественными людьми.
После азана для утреннего намаза, прочитав салават на Пророка (мир ему и благословение), желательно муэдзину и тому, кто его слышит, сказать следующее: «Аллахума хаза ик’балу нахарика ва идбару лайлика ва асвату ду’атика фагфир ли» (О, мой Аллах, это есть и наступление Твоего дня, и возвращение Твоей ночи, и голоса призывающих к Тебе, поэтому очисти меня от грехов).
А после вечернего желательны эти слова: «Аллахумма хаза ик’балу лайлика ва идбару нахарика ва асвату ду’атика фаг’фир ли» (О, мой Аллах, это есть наступление Твоей ночи и возвращение Твоего дня, и голоса призывающих к Тебе, поэтому очисти меня от грехов).
Не является желательным после последних слов азана и икамата (Ла илаха илла ллах) сказать (Мухаммаду ррасулуллах).
По достоверному слову, желательно ответить на все услышанные азаны, вплоть до того азана, что читается в ухо новорождённому при имянаречении. Но имам ар-Рамали говорит, что нежелательно отвечать на другие азаны, кроме призывающих на намаз. Ибн Касим тоже согласился с этим.
После азана и икамата призывающему и отвечающему желательно прочитать салават Пророку (мир ему и благословение). Сунна считается исполненной, если произнести салават в любой форме, но достойнее всех салаватов «Саляту Ибрахим» («Кама ссалайта…»).
После него салават:
«Ассаляту ва ссаламу ‘алайка я Расулуллах». Можно произнести и салават, читаемый после призыва с минарета: «Ассаляту ва ссаламу ‘алайка я Расулаллах. Ассаляту ва ссаламу ‘алайка ва ‘ала алика ваасхабика аджма’ин».
После салавата желательно прочитать дуа «Аллахумма рабба хазихи да’вати-т-тамматива-с-салятиль-каимати ати Мухаммаданиль василата валь-фазилата, ваб’асху макаман махмудани ллязи ва‘адтаху иннака ла тухлифуль ми’ад». («О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и этого совершаемого намаза, приведи Мухаммада к аль-Василе и высокому положению, возвысь его среди всех остальных и одари его местом достохвальным, которое Ты обещал ему, поистине, Ты выполняющий обещание»).
Желательно прочитать молитву (дуа) после азана, до икамата. Существует хадис, приведённый по этому поводу. Молитва, которая рекомендована к
«Аллахумма инни асалукаль ‘афва валь ‘афията валь му’афата фи ддини ва ддунья валь Ахирати» (О, Аллах, я прошу у Тебя прощения и в религии, и в мирском, и в Ахирате, а также и для здоровья).
Достаточно прочитать «Аят уль-Курси». Сказано, что тому, кто прочтёт «Аят уль-Курси» после азана, перед икаматом, не засчитываются грехи, совершённые между двумя намазами.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
[1]Таржи’ – это произнесение тем, кто оглашает азан, обеих формул шахадата про себя, прежде чем произнести их вслух.
[2]Тасвиб – это произнесение в утреннем азане слов «Ассаляту хайрун минаннавм» («Намаз лучше сна») после обоих «Хаййа’ала…».
[3]Тартил – это оглашение азана спокойно, произнося каждое слово раздельно и переводя дыхание после каждого выражения.
[4]Идраж – это ускоренное произнесение икамата с точным выговором букв.
[5] Мумайиз – тот, кто самостоятельно кушает, умеет пить и подмывается (достигший семилетного возраста), и не терявший рассудок.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.