Что относится к земляному полотну
Что относится к земляному полотну
Любой железнодорожный путь состоит из трёх главных составляющих, это верхнее строение пути, земляное полотно и искусственные сооружения.
Земляное полотно, это основание под верхнее строение, под сам путь, который состоит из балластной призмы, шпал и рельс. Это основание служит для равномерного распределения нагрузок от сооружения верхнего строения пути и подвижного состава, на поверхность земли. Земляное полотно обеспечивает фиксированное (проектное) положение железнодорожного полотна, при любых допустимых нагрузках, и любых климатических условиях.
Рис 1. Насыпь: 1 — резерв; 2 — граница полосы отвода; 3 — берма; 4 — обочина; 5 — межевой знак; 6 — бровка откоса; 7 — откос; 8 — подошва откоса; 9 — основная площадка.
Рис 2. Выемка: 1 — кавальер; 2 — забанкетная канава; 3 — откос кавальера; 4 — банкет;
5 — бровка откоса; 6 — обочина; 7 — балластный слой; 8 — кювет; 9 — бровка основной площадки; 10 – основная площадка; 11 — откос выемки.
Если железнодорожный путь проходит по косогору, то часть земляного полотна может быть на насыпи (полунасыпь), а другая его часть в выемке (полувыемка). (рис. 3),
Рисунок 3: Поперечные профили: а) полунасыпь; б) полувыемка; в) полунасыпи – полувыемки; 1 – откос насыпи; 2 – берма; 3 – водоотводная канава; 4 – кювет; 5 – откос выемки.
Обычно, земляное полотно железных дорог типовые решения (рис. 4), (рис. 5) и только в особых случаях, на поперечные профили разрабатывают индивидуальный проект.
Рисунок 4: Типовой поперечный профиль насыпи высотой до 6м:
1 – ось будущего второго пути; 2 – резерв при ширине по дну до 10м.
Рисунок 5: Типовой поперечный профиль выемки:
1 – нагорная канава; 2 – бровка основной площадки; 3 – бровка откоса; 4 – кавальер; 5 – откос при постройке второго пути; 6 – кювет; 7 – банкет; 8 – забанкетная канава.
Вдоль насыпи, обычно делают водоотводные канавы, которые предназначены для отведения вод от подошвы земляного полотна. В выемках, вдоль основной площадки земполотна, так же нарезаются канавы, их называют кюветами.
Постоянно подтопляемые откосы земляного полотна защищают каменной наброской. (рис. 6)
Рисунок 6: Каменная наброска.
Для зашиты откоса насыпи от бурных потоков воды, применяют габионы. Это такие клетки из прутковой стали, которые заполнены камнями. Со временем, камни заиливаются и стенка укрепленная габионами становится монолитной.
Полоса отвода земляного полотна, необходимая для размещения всех элементов железнодорожного пути, устанавливается проектом. Все работы в полосе отвода, без согласования с собственником этого пути, запрещены.
Границы полосы отвода железнодорожного пути, на местности должны быть обозначены специальными межевыми знаками, которые должны быть установлены вдоль всего железнодорожного полотна на расстоянии менее 250 метров.
Рисунок 7: Указатель полосы отвода.
Опубликовано 5 лет назад. Просмотров с момента размещения на сайте 25190
Основные элементы земляного полотна
УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Понятие о комплексе сооружений и устройствах железных дорог
Для выполнения перевозочного процесса железные дороги имеют технические средства, состоящие из подвижного состава и комплекса железнодорожных сооружений и устройств, включающего:
Железнодорожный путь состоит из нижнего и верхнего строений. Нижнее строение пути включает земляное полотно, водоотводные устройства и искусственные сооружения. К верхнему строению пути относятся рельсы, подрельсовые основания, рельсовые скрепления, противоугоны, балластный слой, соединения и пересечения путей.
Основные элементы земляного полотна
Для расположения железной дороги на необходимом уровне от поверхности земли сооружают земляное полотно. Земляное полотно выравнивает рельеф местности и является основанием для верхнего строения пути. Прочность и долговечностьверхнего строения пути зависит от прочности и неизменности земляного полотна. Поэтому земляное полотно должно в любых погодных условиях при воздействии на него природных факторов, собственного веса, нагрузки от верхнего строения пути и подвижного составасохранять геометрические размеры и несущую способность в пределах, предусмотренных нормами.
Земляное полотно проектируется с учётом категории железнодорожной линии, типа верхнего строения пути, высоты насыпиили глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном полотне, особенностей инженерно-геологических и гидрологических условий проектируемого участка дороги и других природных особенностей района строительства. Кроме того, необходимо учитывать условия обеспечения незаносимости дороги снегом, безопасностидвижения, производства работ (сезонность, наличие строительной техники, сроки производства работ и т.д.) и накопленный опыт эксплуатации дорог в данном районе.
Земляное полотно состоит из следующих основных элементов (рис. 1.1):
1 – основная площадка – зона, расположенная ниже верхнего строения пути. Очертание основной площадки способствует стоку воды, проникающей через балластный слой во время дождя и таяния снега. На однопутных линиях основная площадка имеет форму трапеции шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15 м, а на двухпутных – форму равнобедренного треугольника высотой 0,2 м. Ширина основной площадки по низу зависит от категории железнодорожной линии, используемых грунтов, числа путей, прямолинейности участка пути);
2 – откосная часть– зоны, ограниченные с боков поверхностями откосов и вертикалями, проходящими через бровкинасыпейили выемок, а снизу – основанием насыпи или выемки;
3 – основание насыпи– зона, расположенная под насыпью в пределах естественной грунтовой толщи; мощность(ширину) основания устанавливается в зависимости от инженерно-геологических особенностей грунтового массива, в частности от свойств грунтов, но не менее ширины насыпи понизу;
3′ – основание выемки– зона, расположенная ниже основной площадки; мощностьоснования устанавливается в зависимости от инженерно-геологических особенностей грунтового массива и может достигать размера, равного заложению внешнего откоса;
4 – ядро (тело) насыпи– зона, расположенная ниже основной площадки и ограниченная снизу основанием насыпи, а с боков – вертикалями, проходящими через бровкинасыпи.
Земляное полотно
Полезное
Смотреть что такое «Земляное полотно» в других словарях:
земляное полотно — Сооружение, служащее основанием верхнего строения железнодорожного пути, которое воспринимает нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава, равномерно распределяет ее на нижележащий естественный грунт, выравнивает нер … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — земляное основание для устройства на нём верхнего строения пути на ж. д. (см. рис.) и дорожной одежды автомоб. дорог. К 3. п. относятся непосредственно с ним связанные водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства. На… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Земляное полотно — ж.д. комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно… … Википедия
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — основание из грунта для устройства на нем верхнего строения пути железной дороги и дорожной одежды автомобильных дорог. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства … Большой Энциклопедический словарь
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — ряд инженерных сооружений в виде насыпей, выемок, полунасыпей, полувыемок, полунасыпей полувыемок и т. п., возведенных преимущественно из грунта на полосе земли, отведенной под железную дорогу. З. п. предназначается, с одной стороны, для… … Технический железнодорожный словарь
земляное полотно — комплекс инженерных грунтовых сооружений (в виде насыпей, выемок, полувыемок и т. п.), служащих основанием для верхнего строения пути железных дорог и дорожной одежды автомобильных дорог. С земляным полотном непосредственно связаны бермы, кюветы … Энциклопедический словарь
Земляное полотно — сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных… … Строительный словарь
Земляное полотно — Поверхность земляной насыпи, предназначенная для укладки дорожного покрытия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
Земляное полотно — Сооружение, служащее основанием верхнего строения железнодорожного пути или дорожной одежды автомобильной дороги. Служит для восприятия и равномерного распределения на нижележащий естесственный грунт нагрузки от транспортных средств, а также… … Словарь строителя
Земляное полотно улучшенное — слой, устраиваемый путем обработки материала земляного полотна на месте строительства. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь
Земляное полотно
Земляное полотно ж.д. — комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно на земную поверхность путь не укладывают вследствие её неровностей. Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и долговечным, требующим минимума расходов на его устройство, содержание и ремонт и обеспечивающим возможность широкой механизации работ. Выполнение указанных требований достигается правильным выбором грунтов для насыпей и их тщательным уплотнением при постройке, приданием земляному полотну очертаний, способствующих надёжному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок.
Разрез, перпендикулярный продольной оси пути, называется поперечным профилем земляного полотна. Различают типовые и индивидуальные поперечные профили земляного полотна. Типовые профили в свою очередь делятся на нормальные и специальные. Нормальные профили применяются при сооружении земляного полотна на надёжном основании из обычных грунтов. Специальные профили используются в специфических условиях: при наличии вечной мерзлоты, подвижных песков, лёссов, скальных грунтов, болот и т. п. Индивидуальные профили применяются в сложных топографических, гидрологических, геологических и климатических условиях и при высоте откосов более 12 м. При этом все размеры обосновываются конкретными расчётами.
Поперечный профиль насыпи
Выше приведён типовой нормальный профиль насыпи. Верхняя часть, на которую укладываются балласт, шпалы, рельсы, называется основной площадкой. При устройстве насыпи из дренирующих грунтов основная площадка имеет горизонтальную форму. При ее устройстве из недренирующих грунтов на однопутных линиях основная площадка имеет форму трапеции шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15 м, а на двухпутных—форму равнобедренного треугольника высотой 0,2 м. Такое очертание основной площадки способствует стоку воды, проникающей через балластный слой во время дождя и таяния снега. Минимально допустимая ширина основной площадки однопутных линий (м) на эксплуатируемой сети железных дорог СССР, также установленная для вновь строящихся линий приведена в таблице.
На двух- и многопутных линиях ширина основной площадки увеличивается на расстояние между осями крайних путей (на двухпутных линиях—на 4,1 м, а на трёхпутных—на 9,1 м). Полоса земли, на которую опирается насыпь, является её основанием. Линия пересечения основной площадки с откосом называется бровкой земляного полотна, а откоса с основанием — подошвой откоса. Высотой насыпи считается расстояние от уровня бровок до её основания по оси. Горизонтальная проекция линии откоса l называется его заложением, а отношение высоты откоса h к заложению, которое обозначается 1:n, — крутизной откоса. Крутизна откосов должна обеспечивать надёжную их устойчивость и устанавливается в зависимости от высоты насыпи, свойств грунтов, геологических, гидрологических и климатических условий местности. Большое распространение имеют откосы крутизной 1:1,5, называемые полуторными. Отвод поверхностных вод от насыпей, сооружаемых из привозного грунта, осуществляется продольными водоотводными канавами шириной по дну и глубиной не менее 0,6 м, которые при поперечном уклоне местности до 0,04 сооружаются с обеих сторон, а при большем уклоне — только с нагорной стороны. Если насыпь возводится из местного грунта, взятого рядом с насыпью, то для отвода воды от полотна используются образующиеся при этом спланированные углубления, называемые резервами. Дну резервов и водоотводных канав придают продольный уклон не менее 0,002. Полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва называется бермой. Со стороны будущего второго пути на однопутных линиях ширина бермы принимается не менее 7,1 м’, а с противоположной стороны — не менее 3 м. Для отвода воды от насыпи берма имеет уклон 0,02—0,04.
Поперечный профиль выемки
Основная площадка при этом имеет те же размеры, что и при насыпи. С каждой стороны основной площадки земляного полотна в выемках устраиваются продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами. Они имеют глубину не менее 0,6 м, ширину по дну не менее 0,4 м и продольный уклон дна не менее 0,002. Вынутый при сооружении выемки грунт, не используемый для сооружения насыпи в другом месте, укладывается за откосом выемки с нагорной стороны в правильные призмы, называемые кавальерами. Для перехвата и отвода притекающих к выемке поверхностных вод за кавальерами сооружаются нагорные канавы, а на полосе между кавальером и бровкой откоса выемки отсыпается банкет с поперечным уклоном в сторону от откоса для отвода воды в забанкетную канаву. В неустойчивых грунтах, а также в стеснённых условиях вместо водоотводных канав и кюветов устраиваются лотки, которые могут быть железобетонные, бетонные, каменные или деревянные, а по форме—трапецеидальные, прямоугольные, полукруглые и треугольные.
В пределах станций поверхностные воды отводят поперечными и продольными водоотводами, которые в местах работы людей делают закрытыми. На крупных станциях для продольного отвода воды прокладывают коллекторы и канализационные трубы, а в районах с интенсивными осадками, кроме того, устраивают ливневую канализацию. Для перехвата и отвода грунтовых вод от земляного полотна или понижения их уровня предусматриваются специальные дренажные устройства, которые могут быть открытого типа в виде дренажных канав или лотков или закрытого типа в виде подкюветных дренажей, дренажных галерей и штолен.
Дренаж представляет собой траншею, заполненную дренирующим материалом — крупным песком, гравием, щебнем, в нижней части которой обычно укладывается дрена — труба с отверстиями для поступления в неё воды. Для защиты от попадания поверхностной воды верхняя часть дренажа заполняется утрамбованной глиной, которая во избежание смешивания отделяется от дренирующего заполнителя двумя слоями дёрна. В последние годы применяется дренаж конструкции ВНИИЖТа с керамзитовым трубо-фильтром; для его сооружения создана специальная машина. Для предохранения земляного полотна от размыва водой и выдувания ветром его откосы и бермы укрепляют. Наиболее простым способом укрепления незатапливаемых откосов земляного полотна является посев многолетних трав с густой стелющейся корневой системой. При небольшом периодическом затоплении применяют одерновку откосов сплошную или в клетку, для чего предварительно срезанные куски дёрна закрепляют на откосах деревянными спицами. Хорошо противостоят воздействию текущей воды древесно-кустарниковые насаждения, которые применяют при периодических затоплениях в благоприятных климатических условиях. Надёжно защищают затопляемые откосы от размыва мощение камнем, каменная наброска в плетневых клетках и габионы — проволочные ящики, загруженные камнем. Однако эти способы укрепления земляного полотна требуют больших затрат ручного труда. Прочным и надёжным укреплением, позволяющим полностью механизировать изготовление и укладку, являются железобетонные плиты. На строительстве БАМа, кроме того, использовались гибкие железобетонные решётки и плиты, лучше работающие в условиях вечной мерзлоты и сейсмичности. Тип укрепления земляного полотна выбирают исходя из особенностей грунтов, степени затопляемости и скорости воды, наличия дешёвых местных материалов, возможности механизации работ. Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.
Для обеспечения устойчивости насыпей на крутых косогорах, а также для закрепления неустойчивых откосов применяют подпорные стены, пригружающие контрбанкеты и контрфорсы, сооружаемые по индивидуальным проектам применительно к гидрологическим особенностям каждого объекта.
Укрепление земляного полотна
Для обеспечения стабильности земляного полотна необходимо, чтобы напряженно-деформированное состояние его основной площадки и других эелементов находилось в пределах допусков. В настоящее время основным способом усиления основной площадки земляного полотная является укладка геотекстиля. Он реализует функции разделительного слоя между основной площадкой земляного полотна и балластным слоем и немного (до 8%) армирующие, особенно при увлажнении грунта, геотекстиль также сохраняет фильтрационные свойства. геосинтетические решетки обеспечивают эффект зацепления и армирования при размещении их в щебеночном слое балласта, но не в грунтовой среде.
При выборе конструкции усиления земляного полотна на сегодня рассматриваются варианты защитных слоев из песчаного и песчано-гравийного материалов толщиной 0,6-1,0-1,4 м, а также применение покрытий из органических вяжущих в уровне основной площадки земляного полотна (асфальтовые, асфальтобетонные, битумные и битумогеосинтетические материалы). Такие покрытия наряду с функциями разделительного слоя обеспечивают армирование, а также гидроизоляцию и высокий обобщенный модуль деформации для регулирования упругих осадок пути.
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО
Смотреть что такое «ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО» в других словарях:
земляное полотно — Сооружение, служащее основанием верхнего строения железнодорожного пути, которое воспринимает нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава, равномерно распределяет ее на нижележащий естественный грунт, выравнивает нер … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — земляное основание для устройства на нём верхнего строения пути на ж. д. (см. рис.) и дорожной одежды автомоб. дорог. К 3. п. относятся непосредственно с ним связанные водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства. На… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Земляное полотно — ж.д. комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно… … Википедия
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — ряд инженерных сооружений в виде насыпей, выемок, полунасыпей, полувыемок, полунасыпей полувыемок и т. п., возведенных преимущественно из грунта на полосе земли, отведенной под железную дорогу. З. п. предназначается, с одной стороны, для… … Технический железнодорожный словарь
земляное полотно — комплекс инженерных грунтовых сооружений (в виде насыпей, выемок, полувыемок и т. п.), служащих основанием для верхнего строения пути железных дорог и дорожной одежды автомобильных дорог. С земляным полотном непосредственно связаны бермы, кюветы … Энциклопедический словарь
Земляное полотно — сооружение, служащее основанием верхнего строения ж. д. пути или дорожной одежды автомобильные дороги. З. п. воспринимает нагрузку от рельсо шпальной решётки, балласта и подвижного состава (на ж. д.), от дорожной одежды, автомобилей и т.п … Большая советская энциклопедия
Земляное полотно — сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных… … Строительный словарь
Земляное полотно — Поверхность земляной насыпи, предназначенная для укладки дорожного покрытия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
Земляное полотно — Сооружение, служащее основанием верхнего строения железнодорожного пути или дорожной одежды автомобильной дороги. Служит для восприятия и равномерного распределения на нижележащий естесственный грунт нагрузки от транспортных средств, а также… … Словарь строителя
Земляное полотно улучшенное — слой, устраиваемый путем обработки материала земляного полотна на месте строительства. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь