Что относится к законодательной метрологии

Что относится к законодательной метрологии

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 102 «Об обеспечении единства измерений», установлены обязательные требования и которые выполняются при:

Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений

В России в четвёртый раз проходит Всероссийская благотворительная акция проекта «Мечта со мной» «Ёлка желаний», проводимая при поддержке президентской платформы «Россия — страна возможностей» и Росмолодежи. В этом проекте каждый человек может выступить в роли Деда Мороза и воплотить в жизнь мечту детей и пожилых людей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, проживающих в семьях с доходом ниже прожиточного минимума. В этом году впервые в акции принимает участие Росстандарт и все подведомственные организации.

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Севастополе (ФБУ «Севастопольский ЦСМ») подключается к этой доброй акции.
8-летняя Варвара Ефремова из г. Севастополя мечтала о планшете.

23 декабря 2021 г. и. о. директора ФБУ «Севастопольский ЦСМ» Наталья Кривенко приняла участие в благотворительной акции «Ёлка желаний» и исполнила мечту девочке, подарила ей планшет, а также вручила сладкий подарок.

Наталья Кривенко поздравила с наступающим Новым годом родителей Варвары, и передала подарок для младшего брата — мягкую игрушку «Мишутка».

«Новый год — это долгожданный и любимый праздник, который мы ждем с особым трепетом и с самыми добрыми надеждами, это самое волшебное время, когда сбываются самые заветные желания и мечты. Это дает возможность верить в себя» — отметила Наталья Кривенко.

Пусть все мечты сбываются! С наступающим Новым годом!

Приказами Росстандарта утверждены первые национальные стандарты Российской Федерации серии «Системы искусственного интеллекта в клинической медицине»:

В области здравоохранения технологиям искусственного интеллекта отводится особая роль. Это объясняется высокой технологической готовностью специализированных программно-аппаратных решений, сочетающейся с высокими потенциальными рисками, возникающих при некорректной работе алгоритмов искусственного интеллекта, предназначенных для решения различных медицинских задач. Разработанные стандарты призваны обеспечить гарантированную функциональную надежность интеллектуальных систем в здравоохранении, а также повысить эффективность управления отраслью в целом.

Директор Центра диагностики и телемедицины департамента здравоохранения Москвы Сергей Морозов прокомментировал, что новые национальные стандарты в области здравоохранения не имеют аналогов в мире, — «Использование разработчиками сервисов искусственного интеллекта национальных стандартов имеет несколько важных преимуществ. Во-первых, это и поддержка конкуренции: обеспечение равных для всех условий доступа к данным, необходимым для разработки систем искусственного интеллекта, возможностей для применения экспериментальных правовых режимов и мер государственной поддержки. Во-вторых, это социально-ориентированный характер систем искусственного интеллекта — приоритет благополучия человека».

Разработанные стандарты позволят минимизировать вероятность причинения вреда пациентам вследствие некачественной работы системы искусственного интеллекта, обеспечить подконтрольность человеку и повысить уровень доверия к таким системам.

Новая серия стандартов разработана рабочей группой под руководством ГБУЗ «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы» в рамках деятельности технического комитета по стандартизации №164 «Искусственный интеллект» (ТК 164) и вступают в силу с 1 марта 2022 года. Работа над новыми документами велась в соответствии с федеральным проектом «Искусственный интеллект» и Перспективной программой стандартизации по приоритетному направлению «Искусственный интеллект» на период 2021-2024 годы. Общее количество национальных стандартов в области искусственного интеллекта в России увеличилось до 18.

(По материалам статьи с сайта Росстандарта: Росстандарт).

19 ноября в Актовом зале Института экономики и права ОУП ВО “АТиСО” в г. Севастополе состоялась IV внеочередная конференция Союза “Севастопольское объединение организаций профсоюзов” (СООП), на которую был вынесен вопрос: изменения в Устав Профобъединения.

В работе высшего коллегиального органа СООП принимала участие председатель первичной профсоюзной организации ФБУ «Севастопольский ЦСМ» Российского профсоюза работников промышленности Светлана Куликова.

От лица ФНПР собравшихся поприветствовал секретарь Федерации, представитель ФНПР в ЮФО Дмитрий Чуйков. Он рассказал о том, что соответствующие изменения в Устав уже внесли многие профобъединения России и Округа, охарактеризовал причины вносимых поправок. Он также отметил высокий уровень проводимой Севастопольским профобъединением работы, отдельно выделив вопросы социального партнёрства и охраны труда, правовое и информационное направление.

Необходимость внесения изменений в Устав СООП продиктована решением XI внеочередного Съезда Федерации независимых Профсоюзов России, который внес в Устав ФНПР изменения, касающиеся работы территориальных объединений организаций профсоюзов.

В рамках мероприятия прошли обсуждения вносимых поправок. Как отметил в своем докладе председатель СООП Вадим Богачев, что вносимые поправки можно разделить на 2 части: укрепляющие вертикаль профсоюзной системы и реагирующие на нынешнюю эпидемиологическую ситуацию.

К первой части можно отнести те изменения, согласно которым руководителями членских организаций СООП могут быть только члены общероссийских и межрегиональных профсоюзов, входящих в ФНПР, а также устанавливающие персональную ответственность профсоюзных руководителей за неисполнение решений коллегиальных профсоюзных органов.

Ко второй относятся изменения, связанные с формой работы и принятия решений коллегиальными органами СООП в условиях пандемии коронавируса. Они определяют и актуализируют порядок проведения Конференции, Совета и Президиума СООП в очно-заочной форме, с применением видеоконференцсвязи и в полностью заочном формате. В нынешних условиях это необходимо для принятия своевременных легитимных решений.

Делегаты Конференции единогласно поддержали Устав в новой редакции, принятой с учётом изменений.

(По материалам статьи с сайта «Севастопольское объединение организаций профсоюзов»: СООП).

Традиционно в рамках празднования Всемирного дня качества проводится ряд мероприятий, которые подчеркивают важность непрерывного повышения качества продукции и услуг для устойчивого развития общества и государства и ключевым событием в данной области в 2021 году стал прошедший в гибридном формате международный форум «Всемирный день качества-2021», цель которого — обсуждение и популяризация лучших практик повышения качества и эффективности бизнес-процессов в различных отраслях. В этом году основной темой форума стали принципы деятельности и корпоративного управления организаций, основанных на защите окружающей среды, создании благоприятных социальных условий и ответственного ведения бизнеса (ESG).

В рамках трех дней форума состоялось более 30 тематических сессий на темы системы менеджмента, качества в легкой и текстильной промышленности, качества в современном законодательстве, защиты прав потребителей, тренды в питании и модели пищевого поведения будущего, развития инфраструктуры качества в странах ЕАЭС, противодействия незаконному обороту промышленной продукции, качества образования, детского туризма, стандартизации потребительской продукции, качества в здравоохранении, качества моторного топлива, качества транспортной инфраструктуры, производства органической продукции.

В заключительный день форума состоялось главное пленарное заседание на тему «Устойчивое развитие в условиях глобальных вызовов». К участникам обратились Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко, Президент Европейской организации качества (ЕОК) Торольф Паульшус, лауреат Нобелевской премии мира Риккардо Валентини.

«Качество определяет прежде всего надежность и безопасность продукции. Для промышленности — это обязательное условие конкурентоспособности внутри страны и на внешнем контуре. А для государства вопрос качества – это зона особого непрерывного регулирования» — отметил в своем выступлении Денис Мантуров.

В дискуссии пленарного заседания приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев, руководитель Росстандарта Антон Шалаев, руководитель Роскачества Максим Протасов, руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник, заместитель Мэра Москвы Владимир Ефимов, президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Павел Титов и другие.

В своем выступлении, глава Росстандарта рассказал о работах, связанных с тематикой устойчивого развития в международных организациях по стандартизации, а также о том, как утвержденная Программа национальной стандартизации на 2022 год и дальнейшую перспективу соотносится с ESG-повесткой «Стандарты оказывают непосредственное влияние на технический прогресс, безопасность жизни и здоровья людей, защиту окружающей среды, устранение технических барьеров в торговле – словом, на все составляющие устойчивого развития. С недавнего времени при разработке каждого нового международного стандарта должны приниматься во внимание взаимосвязи с реализацией и вкладом в достижение одной или нескольких целей устойчивого развития, которые обеспечит в дальнейшем внедрение этого стандарта» — отметил Антон Шалаев.

(По материалам статьи с сайта Росстандарта: Росстандарт).

Источник

Что относится к законодательной метрологии

Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции

Задачи системы обеспечения единства измерений:

Система обеспечения единства измерений аналогична другим элементами инфраструктуры экономики, таким как, например, транспорт, электроэнергетика, связь, которые необходимы для производства промышленной продукции, товарообмена, а также при реализации государственных функций, таких как налогообложение, оборона и безопасность.

Научной основой обеспечения единства измерений является метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, а также способах достижения требуемой точности.

Правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации определены ФЗ «Об обеспечении единства измерений»: установлены сфера и формы государственного регулирования, а также требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений.

Вопросы обеспечения единства измерений регулируются рядом международных документов, подписанными и признаваемыми Российской Федерацией. К ним относятся Международная метрическая конвенция 1875 года, документы МОЗМ, а также разделы Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., регламентирующие вопросы проведения согласованной политики в области обеспечения единства измерений в государствах – членах Евразийского экономического союза (приложение № 10 к Договору), и принятые во исполнение указанного приложения акты Евразийской экономической комиссии.

Нормативно-методическую основу системы обеспечения единства измерений составляют международные, межгосударственные, региональные и национальные документы по стандартизации, методические документы ГНМИ, аттестованные методики измерений, установленные при утверждении типа средств измерений методики поверки.

Нормативно-методическая подсистема решает следующие задачи по обеспечению единства измерений:

Информационную основу системы обеспечения единства измерений составляет Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений: нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методиках (методах) измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений.

Техническую основу системы обеспечения единства измерений составляют эталонная база Российской Федерации и эксплуатируемый парк средств измерений и стандартных образцов.

Эталонная база Российской Федерации включает в себя совокупность ГПЭ, которые воспроизводят единицы величин с наивысшей точностью, достижимой при существующих научно- технических возможностях в данной области измерений и других государственных эталонов. Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» в настоящее время к составу эталонной базы Российской Федерации не отнесены эталоны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом, более 90 тысяч утвержденных и зарегистрированных эталонов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существенно дополняют эталонную базу страны и способствуют решению задач по передаче единиц величин огромному парку применяемых средств измерений, обеспечивая прослеживаемость каждого результата измерений к соответствующему ГПЭ единицы величины.

Состав и научно-технический уровень эталонной базы Российской Федерации охватывает все области измерений и обеспечивает решение большинства практических задач промышленности, обороны и безопасности государства и экономики в целом.

В настоящее время общее количество средств измерений в Российской Федерации составляет около 1,5 млрд, единиц, из них около 150 млн. единиц применяется в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В результате развития наукоемких отраслей промышленности, реформы жилищно-коммунального хозяйства и прироста производства в связанных с ними областях экономики востребованность в средствах измерений по отдельным видам измерений в 2008-2015 годах увеличивалась на 10 – 15 млн. единиц в год.

Количество ежегодно утверждаемых в стране новых типов средств измерений составляет около 3500.

Значительно увеличивается количество СИ в торговле и учетно-расчетных операциях. Резко расширяется номенклатура с одновременным увеличением количества СИ в цифровой связи. Происходят изменения в структуре парка СИ используемых в интересах агропромышленного комплекса.

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Государством выделены сферы национальной экономики, в которых государство принимает на себя ответственность за обеспечение единства измерений и осуществляет непосредственное регулирование. К деятельности в этих сферах, перечень которых определен статьей 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», устанавливаются обязательные метрологические требования.

Установлено, что ФОИВ, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в указанных сферах деятельности, определяют виды измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования.

К настоящему времени установлены обязательные метрологические требования к более чем 400 измерениям. Предприятия и организации, осуществляющие измерения в указанных сферах деятельности, должны соблюдать обязательные метрологические требования к таким измерениям.

Система обеспечения единства измерений обеспечивает надежное и эффективное функционирование, в том числе в таких областях деятельности, как здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасных условий и охраны труда, выполнение государственных учетных операций, учет количества энергетических ресурсов, обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Приоритеты

В области социально-экономического развития Российской Федерации основными приоритетами являются повышение конкурентоспособности национальной экономики, улучшение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В сфере здравоохранения: повышение качества и доступности медицинского обслуживания за счет использования перспективных информационных и телекоммуникационных технологий, достижений в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий.

В сфере энергетической безопасности:

Основные направления развития и приоритеты системы обеспечения единства измерений:

Современная наука и производство, такие высокотехнологичные виды деятельности, как транспорт, энергетика, медицина, сфера обеспечения обороноспособности и безопасности государства, насыщены СИ, показатели точности которых характеризуют уровень развития науки и производства. На современной постиндустриальной инновационной стадии развития общества результаты измерений, выполняемых с наилучшей возможной точностью, используются на всех стадиях жизненного цикла любой высокотехнологичной продукции, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Точность и разнообразие измерений определяют и характеризуют уровень развития науки, промышленности, здравоохранения, энергетики, транспорта, обороноспособности, что обусловливает необходимость опережающего развития системы обеспечения единства измерений. Опыт передовых стран показывает, что опережающее развитие системы обеспечения единства измерений как одной из наиболее высокотехнологичных сфер экономики оказывает стимулирующее воздействие на развитие других ее элементов.

Высокий уровень развития экономики может быть достигнут только путем внедрения в важнейшие сферы деятельности государства передовых технологий, основанных на современных достижениях науки, техники, информатизации, неотъемлемой частью которых являются точные измерения. В настоящее время нет ни одной высокотехнологичной и наукоемкой сферы деятельности, в которой не использовались бы результаты высокоточных измерений.

Источник

Республиканское унитарное предприятие «Оршанский центр стандартизации метрологии и сертификации» Адрес: пр-т Текстильщиков 31б, г.Орша, 211382 Время работы: 8:00-16:30, обед 12:30-13:00 Телефон/факс (80216) 50-64-57, csms@orshacsms.by

Nav view search

Навигация

Искать

Основы законодательной метрологии

Основы законодательной метрологии

В ходе проведения проверок инспекторами по надзору за средствами измерений Оршанского ЦСМС выясняется, что у представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей все еще возникает множество вопросов по правильности отнесения средств измерений к сфере законодательной метрологии и правилам осуществления поверки средств измерений. Возможно, приведенная статья даст ответ на эти и другие интересующие людей вопросы.

В целях обеспечения единства измерений в Республике Беларусь создана метрологическая служба, которую возглавляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

В состав Государственной метрологической службы входят Национальный метрологический институт, в качестве которого определен Белорусский государственный институт метрологии, и 15 региональных центров стандартизации, метрологии и сертификации.

Работы по обеспечению единства измерений в Республике Беларусь осуществляются на основе Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» от 5 сентября 1995 г. № 3848-XІІ (с изменениями и дополнениями) и других нормативных документов.

Сфера законодательной метрологии распространяется на измерения, выполняемые при:

— осуществлении торговли и расчетов между покупателем и продавцом;
— определении налоговой базы;
— осуществлении таможенных и банковских операций;
— обеспечении защиты жизни и охраны здоровья человека;
— проведении государственного технического осмотра транспортных средств, диагностике технического состояния транспортных средств;
— обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности и радиационной безопасности;
— осуществлении геодезической и картографической деятельности;
— осуществлении гидрометеорологической деятельности;
— оказании услуг почтовой связи и электросвязи;
— проведении испытаний и осуществлении контроля за соответствием продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь;
— проведении экспертиз;
— обеспечении обороны и безопасности государства;
— обеспечении охраны окружающей среды;
— обеспечении охраны труда;
— осуществлении государственного метрологического надзора;
— осуществлении метрологического контроля;
— осуществлении контроля за соблюдением требований, предъявляемых к фасованным товарам;
— проведении лабораторно-диагностических исследований ветеринарной службой;
— производстве и применении игровых автоматов и устройств с денежным выигрышем;
— регистрации международных и национальных спортивных рекордов. Законодательными актами Республики Беларусь сфера законодательной метрологии может распространяться на измерения, выполняемые в иных сферах деятельности.
— Лица, которые использует средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а это могут быть как индивидуальные предприниматели так и юридические лица, однозначно должны вовремя проводить поверку данных средств измерений.

Казалось бы, что вопрос поверки СИ решен четко и однозначно, но в реальности постоянно возникают вопросы по поверке конкретных СИ на предприятиях. И решают эти вопросы по-разному. Часто на предприятиях одинаковые СИ могут использоваться как в технологическом процессе, так и при измерениях в сфере государственного регулирования. Помощь в принятии решения о предоставлении СИ в поверку могут оказать следующие документы:

а) Постановление Государственного комитета по стандартизации от 16 марта 2007г. №17 «Об утверждении перечня областей в сфере законодательной метрологии»
б) Постановление Государственного комитета по стандартизации от 6 марта 2007г. №3 «Об утверждении Положения о Государственном реестре средств измерений Республики Беларусь»
При составлении перечня средств измерений, подлежащих поверке, как того требуют правила, предприятие самостоятельно утверждает перечень СИ, подлежащих поверке. Однако при этом средства измерений, находящиеся в «Перечне..», попадают под государственный метрологический надзор и контроль. И инспектор по обеспечению единства измерений вправе высказать сомнение о полноте данного перечня средств измерений, подлежащих поверке. Поэтому будет правильно сначала согласовать перечень средств измерений подлежащих поверке в территориальном ЦСМС, а затем утверждать его. Наиболее правильно использовать рекомендованный вид перечня средств измерений, подлежащих поверке. Разобраться в этом вопросе поможет

ТКП 8.003-2011 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ»

Разумнее будет указать тип СИ и заводской номер средства измерений. Если средства измерений однотипные и их много, то можно указать только их количество, но это нужно обязательно согласовать с ЦСМ. Все эти рекомендации нацелены на облегчение планирования работ по поверке средств измерений и предупреждают возможные разногласия по отнесению средств измерений в разряд поверяемых или калибруемых.

Источник

Законодательная метрология

Что относится к законодательной метрологии Что относится к законодательной метрологии Что относится к законодательной метрологии Что относится к законодательной метрологии

Что относится к законодательной метрологии

Что относится к законодательной метрологии

Законодательная метрология — это раздел метрологии, включающий комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, а так­же другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со сторо­ны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений’.

Определение термина соответствует МИ-2247-93 ГСН. Метрология. Основные термины и определения.

Законодательная метрология служит средством государственного регулирования метрологической деятельности посредством законов и за­конодательных положений, которые вводятся в практику через государ­ственную метрологическую службу и метрологические службы государ­ственных органов управления и юридических лиц. К области законода­тельной метрологии относятся испытания и утверждение типа средств измерений, государственный метрологический контроль и надзор за сред­ствами измерений.

Государственный метрологический контроль (ГМК) — является тех­нической и правовой деятельностью, осуществляемой органами государ­ственной метрологической службы в целях проверки соблюдения правил законодательной метрологии — Закона «Об обеспечении единства изме­рений», нормативных актов по вопросам метрологии.

— государственный метрологический надзор (ГМН) за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и про­даже;

—- проверку средств измерений, в том числе эталонов;

— утверждение типа средств измерений;

— лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже, импорту и прокату средств измерений,

ГМН подлежат торговые операции, при совершении которых опре­деляются масса, объем, расход или другие величины, характеризующие количество отчуждаемых товаров; подлежат фасованные товары в упаков­ках любого вида при их продаже и расфасовке.

ГМН в сфере банковских операций подлежат средства измерений (СИ) для идентификации ценных бумаг и валют, электронных подписей, залоговых ценностей при кредитовании под залог. СИ, используемые в сферах ГМК, подлежат проверки органами ГМ службы при выпуске с производства и из ремонта, при эксплуатации и продаже, при вывозе по импорту.

Поверку СИ осуществляют лица, аттестованные в качестве поверителей в органах ГМ службы.

Положительные результаты поверки СИ удовлетворяют знаком до­верительного клейма или сертификатом о поверке. Знак поверительного клейма наносят на СИ и в эксплуатационную документацию, а в случае выдачи сертификата о поверке — на сертификат.

СИ, предназначенные для выпуска с производства или ввоза по импорту, подвергаются обязательным испытаниям с последующим утвер­ждением. Решение об утверждении типа СИ принимается Госстандартом и утверждается сертификатом. Утвержденный тип вносится в государ­ственный реестр СИ.

Контроль осуществляется государственными инспекторами органов государственной метрологической службы. Госинспекторы беспрепят­ственно посещают объекты, где эксплуатируются СИ, с целью поверки их, отбора образцов товаров для осуществления контроля при их продаже и расфасовке и других видов контроля.

Юридические и физические лица обязаны оказывать содействия гос­инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей.

законодательством за нарушение пра­вил законодательной метрологии предусмотрены административная и уголовная ответственность, экономические санкции

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *