Что относится к внутренним угрозам
Угроза национальной безопасности РФ
Вы будете перенаправлены на Автор24
Национальная безопасность РФ
Национальная безопасность — это состояние защищенности государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить конституционные свободы и права, достойные уровень и качество жизни граждан, территориальную целостность, суверенитет, устойчивое развитие России, обороны и безопасности государства.
Термин «национальная безопасность» появился в политическом лексиконе, благодаря президенту Америки Теодору Рузвельту в 1904 году.
В России понятие национальной безопасности стало активно применяться с 1995 года.
Виды внутренних угроз национальной безопасности России
Внутренние угрозы классифицируются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.
Сущность внутренних угроз заключена:
Готовые работы на аналогичную тему
Угрозы экономической сферы представляют комплексный характер и напрямую связаны со снижением инвестиционной, инновационной активности, значительным уменьшением внутреннего валового продукта, научно-технического потенциала, разбалансированием банковской системы, стагнацией аграрного сектора, возрастанием внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.
Угрозу для безопасности России представляют ослабившийся научно-технический и технологический потенциал страны, сократившиеся исследования на стратегически значимых направлениях научно-технического развития, отток за границу специалистов и интеллектуальной элиты. Это приведет к утрате передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, усилению внешней технологической зависимости и ослаблению обороноспособности России.
Внешние угрозы национальной безопасности
Поползновения других государств помешать укреплению РФ в качестве одного из сильных центров формируемого многополярного мира являются серьезной внешней угрозой национальной безопасности.
Основные внешние угрозы в международной сфере зависят от следующих причин:
Угрозы национальной безопасности России в международной сфере видны в попытках некоторых государств замедлить укрепление России в качестве одного из центров влияния в многополярном мире, блокировать реализацию национальных интересов и ослабить ее положение в Европе, в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Основные задачи обеспечения национальной безопасности:
Обж основные угрозы рф
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
Описание слайда:
Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.
Описание слайда:
Национальная безопасность – это комплекс проблем безопасного существования, жизнедеятельности и развития народа, решаемых государством
Экономическая безопасность
Информационная безопасность
Военная
безопасность
Описание слайда:
Национальная безопасность – это комплекс проблем безопасного существования, жизнедеятельности и развития народа, решаемых государством
Экономическая безопасность
Информационная безопасность
Военная
безопасность
Описание слайда:
Описание слайда:
6
Разделы концепции:
Россия в мировом сообществе.
Национальные интересы и цели России, задачи по их реализации.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение национальной безопасности России.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
В современной международной обстановке существуют три типа угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых является в определенной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации:
внешние
внутренние
трансграничные
Описание слайда:
Описание слайда:
К основным внешним угрозам относятся:
развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.
Описание слайда:
Описание слайда:
Основные проблемы внутренней безопасности России
Угрозы внутренней безопасности в социальной сфере
Кризис социальной сферы. Низкие социальные стандарты
Бедность, социальное расслоение
Нарушение прав личности на безопасный труд, образование, бесплатное здравоохранение, обеспеченную старость
Массовая деградация трудовой морали, отчуждение личности от трудового образа жизни
Общая характеристика проблем внутренней безопасности Российской Федерации
Безработица
Сведение всех социальных проблем к вопросам выживания без ориентации на развитие личности
Падение духовности в обществе, распространение пьянства, наркомании
Описание слайда:
На ЗАПАДЕ
Угрозы безопасности России
— Возможные территориальные противоречия России с Финляндией (из-за части Карелии), Норвегией (из-за проблемы разграничения арктических вод в Баренцевом море);
— Возможные территориальные противоречия России с Эстонией (из-за территории Кенгисепского района Ленинградской области и Печорского района Псковской области), Латвией (из-за города Пыталово и прилегающего района Псковской области), Литвой (из-за местности в районе озера Выштитис, Куршской косы и города Советска),.
— Возможные территориальные претензии к государствам Содружества (к Беларуси – со стороны Польши; к Украине – со стороны Польши, Словакии, Венгрии, Румынии);
Описание слайда:
Описание слайда:
На ВОСТОКЕ
Угрозы безопасности России
— Претензии со стороны Японии, Китая и США на доминирующее значение в регионе, хищническое разграбление морских богатств;
— Территориальные претензии Японии на принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и остальные Курильские острова и Южный Сахалин;
— Военный конфликт между Северной и Южной Кореей с возможным столкновением интересов США, Китая и России;
— Территориальные претензии Китая на часть Читинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев;
— Возможное возникновение через 5-10 лет серьезных противо-речий между Китаем и союзниками Российской Федерации в Средне-Азиатском регионе, а также между Китаем и Монголией.
Описание слайда:
Внутренние угрозы
внутренние конфликты между руководителями предприятия; •
управленческая некомпетентность, отсутствие глубокого профессионализма в работе; •
кражи и различные нарушения со стороны собственного персонала предприятия.
Конфликты на предприятии
Разногласия в коллективе могут возникать по разным причинам.
Руководителю предприятия необходимо просчитывать рост своих сотрудников на несколько лет вперед. Ибо два-три сотрудника, претендующие в будущем на какую-то руководящую должность, ведут между собой конкурентную борьбу за получение этой должности. При достижении одним из них своей цели другие окажутся обиженными и из лояльных сотрудников фирмы могут стать ее врагами.
Подобный вариант конкуренции может сложиться и между генеральным директором и его заместителем, что неизбежно приведет к серьезному осложнению отношений между ними.
Стрессовые ситуации в коллективе создают люди психически неуравновешенные, амбициозные, преувеличивающие свои возможности, завистливые, конфликтные, жадные и нечестные.
Некомпетентность и низкий профессиональный уровень руководства в конечном счете приводит к экономическому и финансовому краху банка, предприятия, фирмы и самого дела. Подобную картину можно наблюдать в ряде акционерных обществ и в финансовых структурах. Особенно сложное положение складывается в фирмах, где руководящие должности распределяются между родственниками и преданными друг другу людьми, не являющимися профессионалами.
Поэтому при подборе руководящих кадров значительное внимание должно уделяться их профессиональной компетентности, степени лояльности, анализу и учету личных устремлений, надежности, психологической грамотности в общении с партнерами, изучению поведения в экстремальных ситуациях, стремлению к лидерству.
Наибольший ущерб собственный персонал приносит в банковском деле и торговле. В области финансов и экономики 95 % хищений финансовых средств совершается персоналом банков. Достаточно сказать, что сегодня за рубежом находится свыше триллиона долларов частных средств и 1,5 миллиарда ежемесячно нелегально утекают за границу. •
В 1997 году зафиксировано 80 тысяч преступлений в финансово-экономической области. А сколько не зафиксировано? Учитывая раскрываемость преступлений в среднем порядка 15 %, можете себе представить реальную цифру. •
18 тысяч преступлений раскрыто по незаконным сделкам с валютными ценностями. •
19 тысяч преступлений связано с фальшивомонетничеством.
Американский исследователь Пол Гоффиен, президент агентства «Служба
коммерческой безопасности», разработал концепцию степени риска и квалифицировал людей по группам пониженного, допустимого и высокого риска.
Концепция сводится к следующему:
Пониженный риск: группа людей, которые вряд ли пойдут на компрометацию своих чести и достоинства, составляет 12 % населения США.
Допустимый риск: группа людей, которые могли бы в силу определенных обстоятельств впасть в искушение, но по своим убеждениям они близки к первой группе. Они не пойдут на преступление, если будут обеспечены соответствующие меры контроля. Таких в США 75 %. Наши психологи считают, что в России таких 80 %.
Высокий риск: опасные преступники. Они будут создавать условия для хищений, если даже будут отсутствовать, в США их 13 %. Наши психологи к этой группе относят 10 % населения страны.
Методы проверки прошлого людей и тесты на их порядочность определяют, к какой категории можно отнести сотрудника банка.
Естественно, что честные люди могут меняться в силу различных причин, а нечестные украдут всегда.
Основные виды преступлений, совершаемых банковскими служащими: 1.
Продажа информации криминальным структурам и конкурентам. Банковские служащие совершают подобные преступления по разным причинам: •
передают информацию за деньги и различные услуги; •
передают информацию в результате шантажа при использовании компрометирующих их материалов; •
под давлением и угрозами расправиться с близкими или самим сотрудником банка.
В последние годы идет широкое внедрение мафией и конкурентами своих людей в
банковские и финансовые структуры. Делается это самыми различными способами. Наиболее часто применяются: •
вербовка уже работающего в банке сотрудника (шантаж, запугивание, принуждение с помощью физического воздействия, похищения родственников, угроз, подкупа пт. п.); •
внедрение в банк хорошего профессионала-финансиста (экономиста и т. п.), уже сотрудничающего с криминальной структурой, и постепенное его продвижение на руководящие посты в банке; •
подбор, воспитание и последующее внедрение в банковские структуры наиболее талантливых выпускников финансовых, экономических, юридических вузов.
Для получения информации мафиозные группировки осуществляют наружное наблюдение, подслушивание телефонных разговоров, прослушивают рабочие кабинеты, перлюстрируют корреспонденцию. Учитывая сложность вербовки высокооплачиваемых сотрудников банков, подбираются менее оплачиваемые, но информированные сотрудники: помощники, секретари, машинистки, водители личных автомашин, телохранители и даже уборщицы и охранники, способные установить технику
подслушивания в зданиях. 2.
Участие в переводе денег по фальшивым авизо. 3.
Участие банковских служащих в обмене фальшивых долларов.
Когда началась эпопея с подготовкой к обмену старых стодолларовых купюр на новые, криминальный мир проверил свою долларовую наличность и, выявив все фальшивые купюры, «слил» их через контролируемые нм банки и обменные пункты.
Граждане России получили свыше 5 млн. фальшивых долларов.
Естественно, что без участия банковских служащих подобную операцию провести было бы невозможно. 4.
Мошенничество с использованием компьютерной техники.
В преступном мире с начала 1970-х годов активно начали работать специалисты по взлому и проникновению в чужие компьютерные системы. На сегодняшний день наблюдается всплеск компьютерного мошенничества: на счета подставных фирм переводятся значительные финансовые средства, снятые с чужих счетов.
Сотрудник одного из российских коммерческих банков, используя систему расчетов на компьютерах, когда со счетов «сбрасываются» центы, открыл свой личный счет и переводил эти центы на него. В конечном итоге он нанес банку значительный ущерб.
Наводки грабителей и рэкетиров на банк. Так, в 1997 году один из сотрудников банка «Глория» в вечернее время посетил банк вместе с грабителями. Два охранника, дежурившие в эту ночь, открыли дверь сотруднику банка, так как знали его, и оба были убиты.
Грабители унесли около 50 млн. долларов из частных сейфов клиентов банка.
В другом случае уволенный за злоупотребление спиртным охранник навел грабителей на свой бывший офис. Грабители были задержаны, но с обеих сторон были жертвы. 6.
Тесная связь с мафией. Ряд московских банков («Пресня-банк», «Московия» и др.) были тесно связаны с «крестным отцом» московской мафии Отари Квантришвили. «Пресня-банк» обанкротился и прекратил работу.
В банке «Столичный» долгое время членом правления был уголовник Леня по кличке «Макинтош».
Профессионализация мафии привела к тому, что ряд московских коммерческих банков начали курировать казанская и назранская (ингушская) группировки, специализирующиеся на экономических преступлениях.
При расследовании дела об убийстве Кантора была выдвинута одна из версий, согласно которой Кантор, минуя официальное оформление выдаваемых кредитов, оформлял их частными расписками, а проценты за них уходили, минуя банк.
Один из должников, возможно, решил избавиться от долга по принципу: «Нет человека, нет и долга». 8.
Криминальные элементы постоянно собирают компрометирующие материалы, а если их нет, создают таковые на банковских служащих.
Делается это с целью последующего шантажа служащих и принуждения их к участию в криминальных преступлениях в банковском деле. 9.
Необходимо отметить, что российские банкиры все еще предпочитают бороться с мафией и умирать в одиночку.
Наглядным примером тому может служить история с Торговым домом «Эрлан». Руководители «Эрлана» умудрились в течение месяца получить валютные кредиты в 25 банках г. Москвы. Сумма составила несколько сотен тысяч долларов.
Получив кредиты и переведя деньги за рубеж, мошенники исчезли из поля зрения банкиров и правоохранительных органов. Сегодня их местонахождение известно, а вот деньги.
Интересно повели себя банкиры. При расследовании дела некоторые из них серьезно уменьшили суммы действительно выданных «Эрлану» кредитов. Это, очевидно, объясняется тем, что были выданы кредиты, превышающие реальные возможности банков, и они оказались на грани краха. Кроме того, сказалось желание скрыть положение дел от солидных вкладчиков финансовых средств.
Есть предположения, что подобная операция была проведена под давлением солнцевской преступной группировки, с которой «Эрлан» якобы сотрудничал. 10.
Недальновидностью в выдаче кредитов отличаются некоторые руководители кредитных отделов и сами президенты банков, поддаваясь на уговоры и влияние «близких друзей» выдать той или иной фирме или физическому лицу крупный кредит под высокие проценты.
Нередко такие ходатаи способствуют получению мошенниками невозвратных кредитов,
а, поддавшись уговорам, служащие банка оказываются в весьма щекотливом положении.
Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации
1. Национальная безопасность – состояние защищённости государства от внутренних и внешних угроз.
Национальная безопасность – способность нации удовлетворять потребности, необходимые для её самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей её нынешнего состояния.
По другому определению, национальная безопасность – совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей.
По определению российского политолога Николая Алексеевича Косолапова (23 апреля 1942 года, Москва, РСФСР, СССР), национальная безопасность – это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.
Национальная безопасность Российской Федерации – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
2. Национальная безопасность включает в себя:
государственную безопасность – понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
общественную безопасность – понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
техногенную безопасность – уровень защищенности от угроз техногенного характера;
экологическую безопасность и защиту от угроз стихийных бедствий;
3. Обеспечение национальной безопасности – комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.
Обеспечение национальной безопасности включает в себя:
формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства;
защиту государственного строя;
защиту общественного строя;
обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;
обеспечение политической и экономической независимости нации;
обеспечение здоровья нации;
охрана общественного порядка;
борьба с преступностью;
обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.
Органы, обеспечивающие национальную безопасность, – армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.
4. Государственная безопасность – уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз (первая из составляющих национальной безопасности). Обеспечение государственной безопасности, или охрана государственной безопасности – комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб иностранных государств, а также от противников существующего строя внутри страны.
Государственная безопасность – составляющая национальной безопасности, характеризует степень защищённости от внутренних и внешних опасностей, на основе изучения политических, экономических, социальных, военных и правовых процессов с целью предупреждения и устранения антигосударственных и подрывных кампаний разведывательных и иных спецслужб агрессивно настроенных государств, а также противников внутреннего строя.
Отождествление государственной безопасности с национальной безопасностью неверно, так как первое является понятием менее широким.
Органы, обеспечивающие государственную безопасность, –спецслужбы, армия и правоохранительные организации.
5. Общественная безопасность – вторая из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищённости личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.
Часть учёных-юристов определяют понятие «общественная безопасность» как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом.
В науке «Теории государства и права» или в конституционном праве существует мнение, что кроме уровня преступности и правонарушений, одними из критериев оценки общественной безопасности следует считать уровень защиты личности и общества от последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности.
Отождествление общественной и национальной безопасности, несмотря на определённую близость и схожесть этих понятий, необоснованно, поскольку абсолютное большинство исследователей сходятся во мнении, что общественная безопасность является одним из видов национальной безопасности.
6. Экологическая безопасность – допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.
Система экологической безопасности – система мер, обеспечивающих с заданной вероятностью допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека.
На каждом уровне организации система экологической безопасности функционально состоит из трёх стандартных модулей, логически дополняющих друг друга и только в своем единстве составляющих саму систему, это: комплексная экологическая оценка территории, экологический мониторинг и управленческие решения (экологическая политика).
Каждый из указанных модулей выполняет следующие функции:
1) комплексная экологическая оценка территории:
1.1) определение и оценка комплекса факторов экологической опасности, проявляющихся на данной территории;
1.1.1) районирование территории по устойчивости к проявлению факторов экологической опасности;
1.1.2) составление и ведение кадастра объектов воздействия на окружающую среду;
1.1.3) идентификация и оценка экологических рисков;
1.2) составление и ведение кадастра природных ресурсов;
1.3) составление и ведение кадастра «загрязненных» территорий;
1.4) выбор индикаторов устойчивого развития.
2) экологический мониторинг:
2.1) нормирование воздействий на окружающую среду;
2.2) контроль источников воздействия на окружающую среду;
2.3) контроль качества компонентов окружающей среды;
2.4) мониторинг экологических рисков;
2.5) мониторинг индикаторов устойчивого развития.
3) управленческие решения:
3.1) формирование экологической политики;
3.2) анализ и корректировка индикаторов устойчивого развития;
3.3) управление экологическими рисками:
3.3.1) предупреждение проявления антропогенных факторов экологической опасности;
3.3.2) минимизация последствий проявления природных факторов экологической опасности;
3.4) разработка и совершенствование природоохранного законодательства и методов формирования экологического мировоззрения.
Методы обеспечения экологической безопасности (согласно Т.А. Хоружая, 2002 год):
1) методы контроля качества окружающей среды:
1.1) методы измерений – строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие);
1.2) биологические методы – качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и другими) или частично количественные;
2) методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и другие;
3) комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и других);
4) методы управления качеством окружающей среды.
7. Экономическая безопасность – это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.
Она включает в себя:
1) сохранение платежеспособности;
2) планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;
3) безопасность занятости.
Советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор (1980 год), академик РАН (избран академиком АН СССР 23 декабря 1987 года), Заместитель Председателя Совета Министров СССР Леонид Иванович Абалкин (5 мая 1930 года, Москва, РСФСР, СССР – 2 мая 2011 года, Москва, РСФСР, СССР) определял экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию».
В макроэкономике экономическая безопасность – такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.
Экономическая безопасность – совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.
Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.
Уровни экономической безопасности определяются следующими факторами:
1) геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, а также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам;
2) экономическая и военно-политическая мощь страны и её конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития;
3) ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики от которой зависит уровень национальной безопасности;
4) приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятия национальной экономики;
5) параметры отраслевой и региональной структуры ВВП, стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности;
6) наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форсмажорных обстоятельств.
Аспекты деятельности, непосредственно влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности:
1) разработка, принятие и исполнение законодательных актов, обеспечивающих функционирование стратегически важных отраслей экономики;
2) контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств;
3) борьба с коррупцией на всех уровнях;
4) инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств;
5) усиление и совершенствование деятельности спецслужб и армии;
6) развитие и совершенствование политической и экономической системы управления государством.
Экономическая безопасность предприятия – это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.
Экономическая безопасность предприятия характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.
Для того чтобы достичь наиболее высокого уровня экономической безопасности, предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы экономической безопасности предприятия.
Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия – это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.
Выделяют следующие функциональные составляющие экономической безопасности предприятия:
2) интеллектуальную и кадровую;
Экономическая безопасность предприятия, в свою очередь, является составной частью системы безопасности предпринимательской деятельности, наряду с:
Для обеспечения своей экономической безопасности предприятие использует совокупность корпоративных ресурсов.
Корпоративные ресурсы – факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса.
8. Энергетическая безопасность – это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням:
политическая энергетическая безопасность;
экономическая энергетическая безопасность;
техногенная энергетическая безопасность.
Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик – к её потребителям. То есть речь идёт не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах.
Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергетическую безопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергетической безопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.
«Энергетическая безопасность – это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» – считает глава Европейского парламента, польский политик, премьер-министр Польши с 1997 по 2001 годы, депутат Европейского парламента с 13 июня 2004 года, один из деятелей движения «Солидарность» в 1980-е годы, активно занимавшийся научной деятельностью, доктор наук, профессор Ежи Кароль Бузек (польск. Jerzy Karol Buzek, 3 июля 1940 года, Смиловиц, Германская империя, ныне Смиловице, Чехия). К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надёжность транзита, контроль над трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.
При этом экспортёры и импортёры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель – в низких ценах на продукт, и оба – в надёжности поставок. Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс.
Для того, чтобы стандартизовать эту деятельность, научное и профессиональное сообщества находятся в постоянном сотрудничестве, направленном на выработку базовой методологии, политик и индустриальных стандартов в области технических мер защиты информации, юридической ответственности, а также стандартов обучения пользователей и администраторов. Эта стандартизация в значительной мере развивается под влиянием широкого спектра законодательных и нормативных актов, которые регулируют способы доступа, обработки, хранения и передачи данных. Однако внедрение любых стандартов и методологий в организации может иметь лишь поверхностный эффект, если культура непрерывного совершенствования не привита должным образом.
10. Безопасность личности – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.
Безопасность – это такие условия, в которых находится сложная система, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к процессам, которые считаются негативными по отношению к данной сложной системы в соответствии с имеющимися на данном этапе потребностям, знаниям и представлениям.
В России впервые на законодательном уровне понятие «безопасность» было установлено Законом РСФСР от 5 марта 1992 года № 2446- I «О безопасности», который закрепил правовые основы безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и её функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Личная безопасность – состояние защищённости человека от психологического, физического или иного насильственного посягательства.
В России центральным звеном деятельности государства в области безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации.
Методы обеспечения безопасности:
1) управление рисками;
2) повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (например, выработка и укрепление иммунитета при охране здоровья, создание систем парирования и ликвидации последствий деструктивных воздействий);
3) создание систем и средств защиты от угроз;
4) уничтожение (изоляция) источников угроз.
1) авиационная безопасность;
2) безопасность дорожного движения;
3) безопасность движения на железнодорожном транспорте;
4) безопасность полетов;
5) биологическая безопасность;
6) военная безопасность;
6) государственная безопасность;
7) безопасность систем управления;
8) информационная безопасность;
9) компьютерная безопасность;
10) национальная безопасность;
12) пожарная безопасность;
13) половая безопасность;
14) промышленная безопасность;
15) радиационная безопасность;
16) теория национальной безопасности;
17) техника безопасности;
18) техносферная безопасность;
19) экономическая безопасность;
20) экологическая безопасность;
21) электрическая безопасность;
22) энергетическая безопасность;
Таким образом, национальная безопасность Российской Федерации – крайне многоуровневая и многоаспектная проблема.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»