Что относится к внутренним факторам учитываемым при планировании физической культуры

4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, направленный на осуществление миссии организации и достижение ее целей. Учитывая это, стратегия, как правило, формулируется и разрабатывается высшим руководством организации, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план обосновывается необходимыми исследованиями и фактическими данными. С этой целью организация должна постоянно заниматься сбором и анализом информации об отрасли, рынке, конкурентах и других факторах.

Стратегический план придает организации определенность и индивидуальность, открывает перспективу для ее функционирования. Являясь целостной программой действий в течение длительного периода времени, стратегический план в то же время должен быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить его модификацию и переориентацию по причине постоянно меняющейся деловой и социальной обстановки.

Многие организации могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. В то же время само по себе стратегическое планирование не способно гарантировать 100 % успеха, т. к. организация может потерпеть неудачу, например, из-за ошибок в контроле. Тем не менее формальное планирование создает ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Стратегическое планирование дает основу для принятия решений, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Оно способствует снижению риска при принятии решения, помогает создать единство общей цели внутри организации и представляет собой технологический процесс подготовки организации к будущему. Ключевые компоненты планирования: цели, стратегия, политика организации, процедуры и правила, бюджет. На рис. 2. представлена модель процесса стратегического планирования.

Первым и самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации. Основная общая цель организации – миссия. Для осуществления миссии вырабатываются цели, которые будут значимой частью процесса стратегического планирования только в том случае, если они правильно сформулированы, доведены до всех членов организации, а осуществление их стимулировано. Процесс стратегического планирования будет успешным в той степени, в какой руководство организации участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и возможности организации.

Что относится к внутренним факторам учитываемым при планировании физической культуры

Рис. 2. Основные этапы стратегического планирования

Диагностический этап начинается после установления миссии и целей организации. Первым шагом является изучение внешней среды. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние, по отношению к организации, факторы, чтобы определить возможности и угрозы для организации. На этом этапе подвергаются детальному анализу экономические, политические, рыночные, технологические и международные факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики оказывает определенное влияние на цели организации. Такие факторы экономической среды, как темпы инфляции, уровень занятости, стабильность курса валюты и налоговая ставка должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Любой из перечисленных факторов может представлять для организации либо угрозу, либо новую возможность. Руководство спортивных организаций должно следить за нормативными документами региональных, местных органов и федерального правительства; за отношением политиков к их деятельности и т. п.

Изменчивая внешняя среда характеризуется многочисленными факторами, которые могут оказывать воздействие на успех или провал организации. К этим факторам можно отнести изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли, возможности проникновения на рынок и т. д. Анализ факторов дает возможность руководству уточнить его стратегию и укрепить свои позиции по отношению к конкурентам. Изменения во внешней среде могут поставить организацию в безнадежное проигрышное конкурентное положение. Так, например, в спорте появление новых эффективных средств подготовки спортсменов высокой квалификации (или «новинки» фармакологии, экипировки) заставляет разрабатывать новые методические подходы к организации и осуществлению тренировочного процесса.

Ни одна организация не может игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. Это положение особенно актуально для спортивных клубов и команд. В анализе конкурентов должно присутствовать, по крайней мере, четыре диагностических элемента: анализ будущих целей конкурентов, оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов в отрасли и углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Другими словами необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?

2. Какие вероятные шаги и изменения в стратегии предпримет конкурент?

3. В чем уязвимость соперников?

4. Что может спровоцировать крупные и наиболее эффективные ответные меры со стороны конкурента?

Для успешного планирования руководство должно иметь представление о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации, а также и о наиболее существенных внешних проблемах. С этой целью проводится управленческое обследование. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации – это процесс, при помощи которого осуществляется диагноз работы организации.

В обследование рекомендуется включать 5 видов деятельности организации – маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство (учебно-тренировочный процесс), человеческие ресурсы (состав команды с точки зрения возможностей спортсменов для достижения поставленных целей), а также культуру и образ организации. Система обследований состоит из определенных стандартных шагов: сбор информации, ее документирование, анализ и использование. Важным элементом на этапе анализа является метод сравнения. Его проводят по отношению к предыдущим периодам, конкурентам, средней ситуации на рынке. Сравнение позволяет точнее оценить полученные результаты. Так, если компания увеличивает продажи на 10 % в год, это считается хорошим показателем. Но, если у конкурентов продажи выросли на 20 %, то результат в 10 % представляется не таким уж хорошим.

При обследовании слабых и сильных сторон организации необходимо учитывать квалификацию сотрудников, компетентность высшего руководства, текучесть кадров, эффективность системы вознаграждения, систему подготовки руководящих кадров и т. д. Особое направление составляют характеристики личной деятельности сотрудников организации – навыки, знания, способности, предложения, ожидания, достижения. Организация, обладающая квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям.

Культура организации и ее образ (имидж, бренд) – нетрадиционные факторы, за которые прямую ответственность несет высшее руководство организации. Они имеют решающее значение в глазах потребителей (например, болельщиков) для успешной деятельности организации. С другой стороны, культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания в организации. Имидж организации как внутри, так и вне ее относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения. Под имиджем также понимают все то, что отличает данную организацию в лучшую сторону от других аналогичных организаций. Он стимулирует покупку товаров у определенной фирмы, занятия «модными» видами спорта и в определенных спортивных организациях, поддержку «своей» команды и т. д.

Цель исследования заключается в улучшении работы организации. Информация о хороших результатах улучшает мотивацию служащих. Кроме того, когда сотрудники знают о ключевых факторах успеха, они лучше понимают свою роль в организации. Еще одна существенная функция таких обследований – обеспечение непрерывной обратной связи. Менеджеры должны использовать полученную в ходе обследований информацию не только в системе ежемесячного и (или) ежегодного стратегического планирования, но и в ежедневном менеджменте.

Выявление сильных и слабых сторон организации позволяет руководству определить проблемы, которые требуют немедленного внимания, и те, решение которых может подождать. Выявляются и факторы, на которые следует опираться. Решив эту задачу, руководство может приступить к разбору стратегических альтернатив с целью определения наиболее оптимального пути. На выбор влияют разнообразные факторы: степень риска, знание прошлых стратегий, факторы времени. Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы, хотя каждая из них имеет множество вариантов. К ним относятся: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих альтернатив.

Для первой альтернативы характерным является установление целей от достигнутых результатов. Стратегия роста осуществляется путем значительного повышения уровня целей. Она встречается в динамично развивающихся отраслях с быстро развивающимися технологиями. Рост организации может быть как внешним, так и внутренним. Для стратегии сокращения характерно установление уровня целей ниже достигнутых в прошлом. В рамках этой альтернативы возможны несколько вариантов: ликвидация организации, отсечение лишнего (закрытие отдельных филиалов, подразделений), сокращение и переориентация.

Стратегическое планирование приобретает смысл в том случае, если оно реализуется. Цели организации, являясь важнейшим компонентом эффективного планирования, еще не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решений. Для этого руководство организации должно разработать дополнительно планы и конкретные указания по обеспечению целей, их увязки и организовать процесс реализации стратегического плана в целом. Успешная реализация плана требует разработки долгосрочных и краткосрочных программ, политики, процедур и правил.

Для выполнения долгосрочной стратегии вырабатываются краткосрочные цели, этот процесс называется тактикой. Например, план подготовки спортивной команды на четырехлетний цикл является долгосрочной стратегией, а годичный план, решающий задачи подготовки и согласующийся с общим долгосрочным планом, будет представлять краткосрочную стратегию или тактику. Существуют правила создания тактических планов: они разрабатываются в развитие стратегии; рассчитаны на более короткий отрезок времени, чем стратегия; участие в работе над тактическими планами принимает руководство среднего звена. Имея в наличии долгосрочные и тактические планы, руководство организации разрабатывает дополнительные ориентиры. Таким ориентиром является политика.

Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчает достижение целей. Это своеобразный «кодекс законов», который определяет, в каком направлении могут осуществляться действия при достижении цели или выполнения задачи. В то же время политика сохраняет постоянство целей, позволяет избежать принятия легковесных решений, основанных на требованиях данного момента.

Примером политики в спорте может быть:

> политика омоложения команды;

> политика равных возможностей;

> политика ставки на легионеров;

> политика комплектования сборной на базе сильнейшего клуба страны;

> политика, основанная на национальных традициях и ценностях;

> политика, ориентированная на «звезд»;

> политика ставки на ветеранов;

> политика комплектования команды на базе лучших звеньев отдельных клубов;

> политика, ориентированная на игроков – участников национального чемпионата;

> сочетание различных политик.

Одной политики бывает недостаточно, и в этом случае руководство разрабатывает процедуры и правила. Процедуры описывают последовательность действий, которые следует принимать в конкретной ситуации, и рассчитаны они, как правило, на ситуации, в которых имеет место несколько связанных между собой событий. Правила определяют внутреннюю культуру организации (например, правила внутреннего распорядка, правила техники безопасности и т. п.). Инструментом планирования является бюджет, при помощи которого руководство отвечает на фундаментальные вопросы: какие ресурсы имеются у организации? Как именно их следует использовать? Бюджет – это и метод распределения ресурсов для достижения целей организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Что относится к внутренним факторам учитываемым при планировании физической культуры

– это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование – это планирование на длительный срок, обычно на несколько лет. В образовательных учреждениях на год.

Текущее (этапное) планирование охватывает периоды средней продолжительности (месяц, четверть, семестр, мезоцикл).

Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на ближайшее время (микроциклы и отдельные занятия).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании.

1. Целевая направленность педагогического процесса. Содержание педагогического процесса (средства, методы и формы организации), должно обеспечивать достижение поставленной цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности для ее достижения (возможности занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. В плане рекомендуется предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать объективные закономерности физического воспитания (закономерности формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей и усвоения знаний).

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования.

При разработке любого плана рекомендуется придерживаться следующей последовательности основных операций.

1. Собираются исходные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.).

Необходимые предварительные сведения преподаватель получает посредством собеседования, анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Устанавливаются нормативы и требования, которые рекомендуется выполнить занимающимся на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на прохождение, разработку теоретического и практического содержания программы.

5. Устанавливается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются намечаемые нагрузки по объему и интенсивности.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана. Подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе от обобщенного к более детальному.

Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.

Основными документами планирования в физическом воспитании являются:

план-график учебного процесса,

рабочий (тематический) план,

Все документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами. Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов – учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа – это документ планирования учебной работы, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе – курса физического воспитания, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подго­товленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который рекомендуется достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов:

1) уроки физической культуры;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

3) физическая культура во внеурочное время;

4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отве­денных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного – в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).

Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений.

Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке.

В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

План-график – это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.

Рабочий (тематический) план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практи­ке физического воспитания рабочий план имеет разные названия – тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.

В содержание рабочего плана входят:

1) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные);

2) теоретические сведения по физическому воспитанию;

3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок);

4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся.

При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо учитывать закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей.

В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

Расписание занятий рекомендуется выдерживать стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражне­ниям, разрабатываются организационно-методические указания.

Источник

ТФКиС учебное пособие. Теория физической культуры и спорта

4.5.1. Документы планирования
Планирование на разных этапах многолетней спортивной под­готовки осуществляется в следующих формах:

1) перспективное (на ряд лет);

2) текущее (на один год);

3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки коман­ды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи­тельность учебной работы для того или иного контингента зани­мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каж­дому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые необходимо освоить занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные фор­мы и методы педагогической работы, дается основное содержа­ние учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций кол­лективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного матери­ала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомен­дуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко­мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро­ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт­сменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возра­ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз­рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.

В перспективный план включают лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спорт­смена, команды включает следующие разделы:

1) краткая ха­рактеристика занимающихся (спортсмена, команды);

2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам;

3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов;

4) основная на­правленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла;

5) главные соревнования и основные старты индивиду­ального календаря, планируемые результаты в каждом году;

6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам;

7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки;

8) общие и специ­фические параметры тренировочной нагрузки;

9) система и сро­ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;

10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

В качестве примера далее приведен образец многолетнего (пер­спективного) плана спортивной тренировки для спортивных школ.

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки ко­манды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со­держание работы на учебно-тренировочный год, а также наибо­лее целесообразную методическую последовательность прохож­дения материала по периодам и месяцам на протяжении годично­го цикла тренировки, количество часов на каждый раздел рабо­ты и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при­мерное распределение по отводимому времени, примерное рас­пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательнос­ти излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия.

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упраж­нений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности (на дан­ный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) вклю­чают в себя:

1) данные о тех, на кого рассчитан план (персональные дан­ные о спортсмене или общая характеристика команды);

2) целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

3) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

4) тренировочные и воспитательно-методические указания;

5) сроки соревнований, контрольного тестирования, спортив­но-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируе­мых показателей с планируемыми, можно своевременно обнару­жить отклонения в применении средств и методов тренировки. Од­новременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.
4.5.2. Планирование на разных этапах спортивной под­готовки
Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методичес­ких установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействова­ния наиболее целесообразных средств, методов, организацион­ных форм, материально-технического обеспечения занятий, а так­же составление конкретной тренировочной документации. Она оп­ределяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намеча­емые на основе объективных закономерностей развития спортив­ных достижений и направленного формирования личности спорт­смена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за пре­дыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, ме­тоды, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Перспективное планирование. Исходными данными для составления многолетних (перспек­тивных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия про­ведения спортивных занятий и другие факторы. На основе харак­теристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки оп­ределяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсив­ность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отме­чаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых сле­дует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготов­ки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжи­тельность соревнований зависят от структуры многолетней подго­товки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых ме­роприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).

Групповой план содержит данные, намечающие перс­пективу и основные направления подготовки всей группы. В нем отражаются тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные по­казатели плана по годам — соответствовать уровню развития спорт­сменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (факти­ческое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

В перспективном плане следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, ве­личин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план носить целеустремленный характер.

Планирование в годичном цикле. На основе перспективных планов составляются текущие (годо­вые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно пере­числяются средства тренировки, конкретизируются объемы тре­нировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Планирование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.

Планирование годичной тренировки и определение ее коли­чественных показателей может иметь два варианта — помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или 52 вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле.

Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с сис­темой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл мо­жет состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными ин­тервалами между ними, которые определяют набор и чередова­ние периодов.

В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроцик­лов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм — весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировоч­ного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Да­лее также распределяются общие объемы тренировочных на­грузок, частные объемы наиболее специфических и интенсив­ных средств (до 5—9 показателей): сроки контрольного тестиро­вания, динамика спортивных результатов, сроки тренировоч­ных сборов, основные направления восстановительных мероп­риятий.

Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе, делают этот документ наглядным и очень удобным в практической по­вседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет осуществлять его анализ на ЭВМ.

При разработке годичных планов необходимо учи­тывать следующие организационно-методические положения:

— рациональное соотношение нагрузок различной преимуще­ственной направленности — от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплексным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;

— последовательное или комплексное совершенствование двигательных способностей, лежащее в основе проявления технико-так­тического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих фак­торов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха.

При планировании средств общей, специальной фи­зической и технической подготовки рекомендуется придержи­ваться следующей наиболее целесообразной последовательно­сти:

— в использовании средств общей физической подготовки — от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через ос­новные средства подготовки в избранном виде спорта;

— от широ­кого использования средств, развивающих двигательных способностей а и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, — к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцен­том на совершенствование определенных двигательных способно­стей, играющих решающую роль в достижении высоких спортив­ных результатов.

При планировании средств специальной физической подго­товки:

— следует переходить от специальной выносливости к повы­шению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (бы­строе напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к кон­тролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа ша­гов для создания максимальной скорости);

— от проработки веду­щих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и гра­диента силы при рабочих (в соответствии с параметрами сорев­новательной деятельности) амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревно­вательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.

Одним из ведущих методических положений является плани­рование вариативности тренировочных нагрузок по всем компо­нентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движе­ний, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.), время (рано утром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число за­нятий, музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение за­нятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что осо­бенно важно для достижения необходимой адаптации систем орга­низма спортсмена.

Оперативное планирование. Этот вид предполагает планирование тренировки на определен­ный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тре­нировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются ос­новные положения годичного плана. Наиболее подробно приводят­ся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность трени­ровочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в дан­ный отрезок определенного тренировочного цикла.

1. Что понимают под технологией планирования процесса спортивной подготовки?

2. Назовите и охарактеризуйте документы перспективного планирования.

3. Дайте характеристику документам текущего планирования.

4. Раскройте содержание перспективного планирования.

5. Какие закономерности следует учитывать при планировании годичного цикла?

6. Какие организационно-методические положения необходимо учи­тывать при разработке годичных планов?

7. Что предполагает оперативное планирование и как оно осуществляется?
Глава 4.6. Комплексный контроль и учет

в подготовке спортсмена
4.6.1. Виды контроля
Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленнос­ти спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов — тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, тулови­ща и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинации в целом.

Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

Этапный контроль — это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответству­ющие коррективы в программу их тренировки, оценить эффек­тивность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.
4.6.2. Контроль за соревновательными и тренировочными

воздействиями
Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направ­ления: контроль за результатами соревнований в циклах подго­товки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто исполь­зуется как критерий, позволяющий оценить состояние спортив­ной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной фор­мы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2—3%. Эти значения во многом зависят от особенно­стей спортивной дисциплины.

Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельно­сти. Современная измерительная и вычислительная техника по­зволяет регистрировать десятки различных показателей соревнова­тельного упражнения и соревновательной деятельности. Так, на­пример, в таком простом упражнении, как бег на 100 м, можно измерить время реакции спринтера, время достижения им макси­мальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проана­лизировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсме­нов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в сис­тематической регистрации количественных значений характерис­тик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.

Основными показателями объема нагрузки являются:

– количе­ство тренировочных дней;

– количество тренировочных занятий;

– вре­мя, затраченное на тренировочную и соревновательную деятель­ность;

– количество, километраж специализированных упражнений.

Показателями интенсивности нагрузки являются:

– концентрация уп­ражнений во времени;

– скорость выполнения упражнений;

– мощность выполнения упражнений.

В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализи­рованных упражнений; объем упражнений, выполняемых в от­дельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной фи­зической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микро­циклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показате­лей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выя­вить рациональные соотношения между отдельными типами тре­нировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.
4.6.3. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена
Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

– оценку специальной физической подготовленности;

– оценку технико-тактической подготовленности;

– оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных сис­тем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специаль­ных учебниках.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внима­ние уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины двигательным способностям. Методы оценки отдельных двигательных способностей приведены в соответствующих разделах темы 2.5. «Развитие двигательных способностей».

Оценка технической подготовленности. Контроль за техничес­кой подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполне­нии соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструменталь­но. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность.

Объем техники определяется общим числом действий, ко­торые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и сорев­нованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

Разносторонность техники определяется степенью раз­нообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выпол­ненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборо­нительных действий и др.

Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника — та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

Спортивный результат — важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая зако­номерность — обратно пропорциональная зависимость между уров­нем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за такти­ческим мышлением, за тактическими действиями (объем такти­ческих приемов, их разносторонность и эффективность использо­вания).

Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.
4.6.4. Контроль за факторами внешней среды
Для того чтобы принять правильное решение по итогам комлексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.

В практике часто случается, что уровень подготовленности спорт­сменов бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (команде) показать высокие результаты.

К таким факторам относятся:

– климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружаю­щей среды, интенсивность солнечной радиации, направление вет­ра, атмосферное давление);

– состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, ус­ловия скольжения на льду или снегу);

– качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений;

– поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);

– социально-психологическая обстановка в местах размеще­ния спортсменов;

– продолжительность переездов, условий размещения, пита­ния и отдыха спортсменов.

Только оценив влияние этих внешних факторов на ход соревнова­тельной и тренировочной деятельности, можно составить полное представление об уровне подготовленности спортсмена.
4.6.5. Учет в процессе спортивной тренировки
Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и исполь­зования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различ­ных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Ана­лиз данных учета дает возможность не только контролировать, но и, активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершен­ствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учетосуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором — заключительным (итоговым).

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются жур­нал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета занятий — один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжи­тельность занятия; его содержание, дозировка тренировочной на­грузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В днев­нике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует приме­няемая система тренировки на здоровье спортсменов.

В дневнике спортсмена рекомендуется включить следующие разделы: индивидуальный план тренировки, содержание учебно-трениро­вочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результа­ты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, данные самонаблюдений, отчет о тренировке за определенный период времени.

1. Дайте определение и раскройте понятие «комплексный контроль».

2. Что входит в содержание контроля за соревновательными и тренировочными воздействиями?

3. Что входит в содержание контроля за состоянием подготовленности спортсмена?

4. Какие факторы внешней среды следует учитывать в тренировочном процессе?

5. Какое значение имеет система учета в процессе спортивной тренировки? Раскройте содержание этапного, текущего и оперативного учета.

1. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.- Физическая культура, 2005.

2. Теория и методика спорта: Учеб.пособие для училищ олимпийского резерва / Под ред. Ф.П.Суслова, Ж.К.Холодова. – М.: 1997

3. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. Ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.- Издательский центр «Академия», 2001.

5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978.

8. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физичес­кой культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.; ЛГОУ, 1999.

9. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000.

10. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Медицина, 1991.

11. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1968.

12. Благуш П.К. О теории тестирования двигательных способностей. — М.: Физкультура и спорт, 1982.

13. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

15. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для ин­ститутов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева. — М.: Физкультура и спорт, 1983.

16. Верхошанский Ю.Ф. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988.

17. Верхошанский Ю.Ф. Программирование и организация трениро­вочного процесса. — М.: Физкультура и спорт, 1985.

18. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. — Кишинев: Штининца, 1989.

19. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации про­цесса обучения в высшей школе. — М.: Физкультура и спорт, 1992.

20. Вилькин А.Р., Каневец Т.М. Организация работы по массовой фи­зической культуре и спорту: Учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 1985.

21. Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школь­ного возраста. — М.: Просвещение, 1986.

22. Гелецкий В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта. – Краснояр. гос. ун–т. – Красноярск, 2004

23. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагру­зок. — М.: Физкультура и спорт, 1980.

24. Донской А.А. Законы движений в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1968.

25. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спорт­сменов. — М.: Физкультура и спорт, 1970.

27. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физ­культура и спорт, 1979.

28. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — Изд. 2-е. — М.: Физкультура и спорт, 1970.

29. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта. – М.: «ИНСАН», 2005.

30. Курпан Ю.И., Таламбум Е.А. Физкультура, формирующая осан­ку. — М.: Физкультура и спорт, 1990.

31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, сознание. — М.: Мысль, 1980.

32. Лесгафт П.Ф. Избранные труды./Сост. И.Н. Решетень – М.: Физкультура и спорт, 1987.

34. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

35. Лях В.М. Координационные способности школьников. – Минск, Полымя, 1989.

36. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

37. Менхин Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М.: СортАкдемПресс, Физкультура и спорт, 2006.

39. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – Москва, «Лист», 1997.

40. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. — М.: Физкульту­ра и спорт, 1986.

41. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М.Я. Набатниковой. — М.: Физкультура и спорт, 1982.

42. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

43. Программа по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений (последнее издание).

44. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подго­товка студентов технических вузов: Учебное пособие для вузов. — М.: Выс­шая школа, 1985.

45. Сидоров Л.К. Реализация потребности в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура: Монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001.

46. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. — М.: Физкуль­тура и спорт, 1976. — Ч. 1, 2.

47. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студен­тов фак. физ. культ, пед. ин-тов. / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990.

48. Теория и методика физической культуры / Под ред. В.М. Шияна. — М.: Просвещение, 1988.

49. Теория спорта: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.Н. Платонова. — Киев: Вища школа, 1987.

50. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспита­ния. — М.: Физкультура и спорт, 1978.

51. Уроки физической культуры в IV-VI классах / Под ред. Г. П. Богданова. — М.: Просвещение, 1984.

52. Уроки физической культуры в VII-VIII классах средней школы/ Под ред. Г.П. Богданова — М.: Просвещение, 1986.

53. Уроки физической культуры и 1Х-Х классах средней школы/ Под ред. Г.П. Богданова— М.: Просвещение, 1987.

54. Фарфель В. В. Управление движениями в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1975.

55. Филин В.Н. Теория и методика юношеского спорта: Учебное посо­бие. — М.: Физкультура и спорт, 1987.

ГЛОССАРИЙ
Абсолютная сила – это максимально возможная сила, проявляе­мая человеком в каком-либо движении.

Адаптивная физическая культура – часть физической культуры: различные формы физической культуры, адаптированные к функциональному состоянию органов, систем и опорно-двигательного аппарата инвалидов, используемых с целью повышения дееспособности, подготовки к труду и со спортивной направленностью.

Активная гибкость проявляется за счет собственных мышечных усилий человека (наклон вперед, назад, мах ногой и др.).

Взрывная сила – это способность про­являть большую силу в минимальное время.

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержатель­ные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором.

Выносливость – это способность организма человека преодолевать наступающее утомление.

Гибкость – это комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:

1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общест­венной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физиче­скими упражнениями.

2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воз­духа, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое об­лучение и т. п.).

Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения.

Двигательная (моторная) плотность урока — это отношение времени, исполь­зованного непосредственно на двигательную деятельность учащих­ся, к общей продолжительности урока.

Двигательная активность – сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Различают привычную и специально организованную двигательную активность.

Двигательное действие – это определенная система движений направленных на решение конкретной двигательной задачи.

Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.

Двигательные способности это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающих эффективность ее вы­полнения.

Двигательный навык – это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания).

Движение как моторная функция организма есть изменение положения тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу.

Детали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основу.

Классификация физических упражнений — это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком.

Динамическая гибкость проявляется в упражнениях динамического характера типа сгиба­ний – разгибаний.

Компетенция – единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Компетентность – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Комплексный контроль – это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Координационные способности – это совокупность двигатель­ных способностей, определяющих быстроту освоения новых дви­жений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

Лечебная физическая культура (двигательная реабилитация) часть физической культуры: использо­вание физических упражнений в ка­честве средств лечения и восстанов­ления функций организма, нарушен­ных в результате заболеваний, травм, переутомления и др. причин.

Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полуго­дичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолет­него (например, четырехгодичного), связанный с развитием, ста­билизацией и временной утратой спортивной формы и включаю­щий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжитель­ностью от 2 до 6 недель, включающий относительно закончен­ный ряд микроциклов.

Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных

Метод формирования физической культуры личности это способ вы­полнения или применения конкретного упражнения или других средств, обеспечивающих решения педагогической задачи.

Методика – это определенная система методов, методических приемов, средств и форм организаций занятий, созданная для решения педагогической задачи.

Методика исследования – это своеобразная программа исследования в целом, результат всесторонней предварительной разработки той или иной темы изучения, проблемы.

Методический прием это способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с не­дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Неурочные формы характеризуются относительно ограни­ченным содержанием и упрощенной структурой, но требуют проявления личной инициативы и самостоятельности. Широко распространенными являются: ут­ренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и минутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные раз­влечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнас­тика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.).

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.

Общая выносливость – это способность организма человека преодолевать наступающее утомление при выполнении продолжи­тельной физической работы умеренной интенсивности с функцио­нированием большей части мышечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля).

Общая плотность урока – это отношение педагогически оп­равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи­тельности урока.

Общая тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.

Общая физическая подготовка – это педагогический процесс, направ­ленный на разностороннее развитие двигательных способностей, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в про­цессе мышечной деятельности.

Объект исследования – это процесс или явление, которые избранны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации.

Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (микроциклы и отдельные занятия).

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинации в целом.

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Относительная сила – представляет собой отношение абсолютной силы в каком-то движении к собственному весу человека.

Пассивная гибкость реализуется в результате взаимодействия мышечных усилий и внешних сил. Например, партнер помогает своему товарищу отвести руки до упора назад.

Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспе­чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Перспективное планирование – это планирование на длитель­ный срок, обычно на несколь­ко лет. В образовательных учреждениях на год.

План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.

Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

Подготовленность — это комплексный результат физичес­кой подготовки (степень развития двигательных способностей); техни­ческой подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактичес­кого мышления); психической подготовки (уровня совершенство­вания моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая и психическая подготов­ленность).

Понятие – это форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки определенного объекта (явления).

Предмет исследования включает связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *