Что относится к внутренним факторам развития науки выберите один ответ

Внешние и внутренние факторы развития науки

Среди факторов развития науки коснемся наиболее важных. Определяющим фактором развития науки в конечном счете является изменение производительных сил и производственных отношений. Этот фактор «внешний» условно, так как сама наука частично входит в производительные силы. Роль последних сказывается, во-первых, накоплением опыта и наблюдений в процессе производства, во-вторых, путем «социального заказа», который достаточно ясно вырисовывается при капитализме и начинает господствовать в социалистическом обществе. Разумеется, при капитализме заказ диктовался иногда узкими классовыми интересами, что не меняет сути дела. Общественная надстройка вообще влияет на развитие науки, сильнее всего на науки исторические. В этом случае может возникать, в частности, резонанс идей — появление в какой-либо отрасли науки гипотез, идей или методов, «созвучных» политическим идеям или идеям совершенно другой области науки, появившимся примерно в ту же эпоху. Резонанс идей, как и другие формы взаимосвязи между разными областями науки, является внешним фактором лишь по отношению к отдельной отрасли науки. Приведем примеры. Появление спутников Земли оживило «резонирующую» идею о тунгусском метеорите как космическом корабле. Представления о естественном отборе, корреляции и т. п. в дарвинизме переносились в область неорганических процессов (Э. Геккель, И. Вальтер и др.) и т. д. Резонанс идей — далеко не первостепенный фактор влияния, но иногда является достаточно характерным.

Географическая среда не определяет в развитом обществе эволюцию производительных сил, но на нее влияет. Вопрос о воздействии географической среды на эволюцию науки вызывает обычно недоумение. Однако для геологии географическая среда играла, да и сейчас играет заметную роль. Это понятно, ибо она входит в изучаемый предмет. Поэтому при рассмотрении истории науки в пространственном (национальном) плане этим фактором не следует пренебрегать. Указания на воздействие географической среды на развитие геологии нередко встречались в литературе. Для геологии и биологии такую зависимость подчеркнул В. В. Ламакин. В истории естествознания влияние географии особенно проявилось в эпоху Великих Географических Открытий. Расширение арены наблюдений над современными явлениями, появление новых предметов исследования имеет огромное значение. Без открытия, например, двоякодышащих рыб и рыб, приспособленных к переживанию длительных засух, представление о последовательном завоевании организмами суши лишилось бы существенного актуалистического обоснования. Зависимость научных представлений от географической среды автор называет географическим аспектом актуализма.

Особо следует рассматривать связь с конкретными науками философии, поскольку с наукой она соприкасается тесно. Можно рассматривать философию и как третий «этаж» или «крышу» научного здания, венчающую область научного поиска. Это наиболее обобщающее знание, чем философия, и отличается от конкретных наук.

Философия влияет на область поиска в науке заметнее в исторических науках. Глобус купить проще всего в интернет магазине подарков на сайте rupodarok.ru. Также здесь вам предлагается много различных сувениров и подарков способных восполнить вкусы любого именинника.

В области соотношений философии и науки наглядно сказывается различие между историческими и «точными» науками. Представителям «точных» наук в некоторых проблемах иногда свойственна переоценка эмпиризма и недостаточное понимание значения исторического развития и генетических связей, при которых действуют не только физико-химические, но и структурные законы. При современной роли физики и химии иногда считают, что истинное мировоззрение ученого — это его положительный вклад в науку, а все, что сверх этого — случайные, частные ошибки и не должно рассматриваться историей науки. К. Маркс, действительно, писал, что ученого надо оценивать по его положительному вкладу в науку. Он, очевидно, имел в виду оценку деятельности, а не характеристику мировоззрения ученого и не анализ влияния его миропонимания на научную работу. Поэтому задача историка — дать анализ общих взглядов и работы ученого в их взаимосвязи, найти рациональные аспекты и в его антиматериалистических построениях, не пытаясь их подменять положительными результатами его работы (и наоборот).

Философия естествознания охватывает наиболее общие результаты науки в целом, диалектику ее развития и ставит проблемы, вытекающие из современного состояния науки. Выполнить эти задачи без истории науки нельзя, поэтому она является также одной из важных основ философии естествознания.

Вопрос об имманентных (внутренних) закономерностях развития геологии недостаточно разработан. Чаще всего в общей форме указывается на ее диалектическое развитие, на проявление законов перехода количественных изменений в качественные и «отрицания отрицания» (Иванов, 1960). Эта тема кратко рассмотрена также, например, В. В. Тихомировым, им и В. Е. Хаиным, Д. И. Гордеевым и др. Однако понимание сущности внутренней логики развития науки не однозначно. Так, Карпов устанавливает в развитии науки девять «законов-тенденций»: 1) относительную самостоятельность развития науки; 2) критику и борьбу мнений; 3) взаимодействие наук; 4) их дифференциацию; 5) интеграцию; 6) преемственность научного знания; 7) ускорение темпов развития науки; 8) неизбежность научных революций; 9) усиление связи науки с производством. Все данные положения бесспорны. Однако не все они в равной мере относятся ко всем этапам развития науки. Законы этого развития и формы их проявления меняются с течением времени. Большинство таких законов естественно вытекает из понимания науки как диалектического процесса познания.

Под внутренней логикой развития науки Карпов подразумевает прежде всего преемственность и логическую связь идей. Поэтому внутренняя логика, по его мнению, более всего «присуща математике» и вообще якобы сильнее проявляется в науках, имеющих «наиболее четко очерченную аксиоматическую основу», которая «дает возможность получать новое знание дедуктивным путем». Это положение односторонне и основывается на исследовании преимущественно механико-математических и физико-химических наук. Заметим, что основные диалектические закономерности в развитии такой исторической науки, как геология, проявляются не менее четко, чем в «точных» науках.

Как известно, противоречия — основная движущая сила развития. Важнейшими противоречиями, видимо, являются противоречия между природой и ее познанием, между опытом и теорией. Растущее количество наблюдений не укладывается в рамки существующих гипотез, вступает с ними в противоречие, появляются новые, часто полярные гипотезы. В этом можно видеть также отражение закона перехода количества (научных наблюдений) в качество (новые обобщения). Обычно господствует не наиболее верная гипотеза, а та, которая на данном этапе объясняет наибольшее количество наблюдений. Еще более многочисленны внутренние противоречия между разными теориями, между уровнем развития геологии и других наук (и их методов) и т.д. Характерно, что в упоминавшейся работе иллюстраций из области геологии нет. Это, несомненно, объясняется отсталостью разработки в ней этих проблем.

Внутренняя логика развития геологии существенно определяется процессом постепенного раскрытия различных свойств, изучаемого объекта. Хотя объект, исследуемый геологией,— Земля — относительно постоянен (кроме биосферы, которая сейчас быстро изменяется), но предмет геологии развивается. Если не подходить формально, то экзогенные и эндогенные процессы, которые различались еще с античности, стали предметом особого внимания пауки по существу лишь во второй половине XVIII в. Но предмет геологии изменялся и абсолютно — в нем появлялся палеомагнетизм, срединные океанические хребты и т. д.

Относительное и абсолютное изменение предмета исследования для геологии характерно. Оно вызывает- прогресс методов (и вызывается им), порождает новые гипотезы, меняет структуру науки. По существу, постановка новой проблемы, если она не является «псевдопроблемой» и сформулирована правильно, нередко является изменением (дополнением) предмета науки. Поэтому выдвижение проблемы — полноценная и важная часть научного процесса. Выражение «правильно поставить проблему — наполовину ее решить» имеет основания.

Источник

1. Какое из понятий характеризует свойство времени?

Длительность существования систем и развитие их фаз.

2. Что характеризует принцип дополнительности?

Двойственную природу микрочастиц.

3. Какое из фундаментальных взаимодействий имеет самую маленькую величину энергии взаимодействия?

4. По красному смещению наша Вселенная

5. Дайте определение метода познания.

Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

6. Термин «синергетика» был введен в связи с исследованием:

Неравновесных фазовых переходов лазера.

7. В число фундаментальных взаимодействий не включают:

8. Как называют в механизме трофических связей организмы, производящие пищу из простых неорганических веществ?

9. Какой из законов сохранения является следствием однородности пространства?

Закон сохранения импульса.

10. Какой из принципов утвердился в современном естествознании?

11. Что понимается под концепцией?

Система взглядов по тому или иному вопросу, явлению; его понимание и толкование.

12. Какой из эмпирических методов соответствует определению: «Он представляет собой познавательную операцию, обеспечивающую численное выражение измеряемых величин»?

13. Какой элемент наиболее распространен во Вселенной?

14. от какого параметра звезды зависит ее цвет?

15. В чем состоит концепция неопределенности?

В неопределенности одновременного нахождения точной координаты и импульса микрочастиц.

16. В чем состоит основная роль биосферы?

В трансформации солнечной энергии в действующую энергию земли.

17. Синергетика

рассматривает общие закономерности самоорганизации в природе.

18. Каким свойством симметрии время не обладает?

19. Первый постулат Бора утверждает, что в каждом атоме:

Существуют стационарные состояния, в которых он не излучает энергии.

20. Какая сторона естествознания обладает собирательной и описательной функциями?

21. Объектом исследования естествознания является:

22. В практике научного познания

из всех теорий, согласующихся с известными фактами, обычно выбирают наиболее стройную и красивую.

23. Как распределены Галактики в Метагалтике?

Образуют ячеистую, сетчатую структуру.

24. Естественнонаучное знание объективно, потому что

оно не зависит от личности исследователя.

25. Какой из эмпирических методов соответствует следующему определению: «Это длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира»?

26. Что не является составной частью теоретического метода исследования?

27. Чем подтверждается расширение Вселенной?

Красное смещение спектров галактик.

28. Какова формулировка принципа соответствия?

всякая новая более общая теория, являющаяся развитием классической, не отвергает ее полностью, а включает в себя классическую теорию, указывая границы ее применения.

29. В какую эру сформировались значения фундаментальных мировых постоянных, определивших развитие нашей Вселенной?

30. Среди эмпирических методов исследования имеется:

31. В биосферу не включается:

32. Согласно принципу неопределенности

Микрочастица не может иметь одновременно точной координаты и импульса.

33. Что не является структурной единицей мегамира?

34. Закон возрастания энтропии справедлив для:

Изолированных (замкнутых) систем.

35. Какой из теоретических методов исследования соответствует определению: «Это прием познания, который представляет собой умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов и одних свойствах, связях делается вывод об их сходстве и в других свойствах, связях»?

36. На чем основана наука как способ познания мира?

На эмпирической проверке и математическом доказательстве.

37. Какому виду симметрии соответствует закон сохранения импульса?

Симметрии относительно пространственных координат.

38. После прохождения точки бифуркации система:

Случайно выбирает путь нового развития.

39. Что представляет собой спин?

Собственный момент количества движения микрочастицы.

40. Научное познание начинается:

С наблюдения природных явлений.

41. Различные формы движения материи в природе, материальные носители такого движения, основные формы всякого бытия и законы естествознания являются:

42. Какой научный метод соответствует определению: «Он позволяет определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов»?

43. Согласно второму началу термодинамики, с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна:

44. Первой в истории наук физическая картина мира была:

45. Что происходит при встрече частицы и античастицы?

46. Что связывает рациональную и реальную картины мира?

47. Как передаются взаимодействия согласно принципу дальнодействия?

Между любыми структурами, мгновенно.

48. Какое из условий характеризует равновесную систему?

Энтропия системы увеличивается и стремится к максимуму.

49. Как называют в науке фундаментальную теорию, которая применяется для объяснения широкого круга явлений, относящихся к соответствующей области исследования?

50. Что составляет содержание предмета этики науки?

Отыскание моральных ценностей, норм и правил, способствующих росту эффективности труда и безупречности общественного блага.

51. Чем антропный космологический принцип объясняет возникновение жизни?

Возникновением подходящих условий в ходе эволюции Вселенной.

52. Что характеризует меру организованности системы?

53. Что относится к внутренним факторам развития науки?

Внутренняя логика и динамика развития науки.

54. Одним из фундаментальных взаимодействий является:

55. В Млечный путь входят:

56. В каком направлении движутся планеты по своим орбитам?

все планеты движутся вокруг Солнца в прямом направлении, кроме Венеры и Урана.

57. К свойствам пространства не относится:

58. Что общего у животных и растений?

Отрасль научного познания.

60. Какие системы отсчета являются инерциальными?

61. Какой из видов фундаментальных взаимодействий обладает самым высоким значением энергии взаимодействия?

62. Принцип относительности заключается в том, что:

все инерциальные системы отсчета абсолютно равноправны, среди них нет выделенной или предпочтительной.

63. Связь между массой и энергией, согласно теории относительности, имеет вид:

64. Как передаются взаимодействия согласно принципу близкодействия?

Между соседними структурами с конечной скоростью.

65. Выберите трактовку первого начала термодинамики:

Количество теплоты, сообщенное телу, идет на увеличение его внутренней энергии и на совершение работы.

66. В современном понимании принцип относительности может быть сформулирован

Физические процессы не зависят от движения системы отсчета по инерции.

67. Какое из определений наиболее характерно для современной естественно-научной картины мира?

68. Наименьшей структурной единицей чего является атом?

69. Проявлением асимметрии природы является:

Передача энергии от нагретого к холодному телу.

70. Для гравитации не является характерным:

71. Что понимается под рациональной картиной мира?

Это накопленные суждения обо всем, что воспринимают наши органы чувств и чем заняты наши мысли, т.е. это лишь отражение небольшой части видимой окружающей среды.

72. Что не входит в состав микромира?

73. Какой из законов термодинамики выражает направление протекания тепловых процессов?

74. Что является критерием естественнонаучной истины?

Практика: наблюдение, эксперимент, практическая деятельность.

Атрибут материи, определенный связями и взаимосвязями движения тел.

76. Как относятся наука и культура?

77. Энтропия характеризует

Беспорядок в системе.

78. И.Р.Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:

Глубинные преобразования способов познания.

80. Какие взаимодействия являются короткодействующими?

81. как называют организмы, преобразующие, минерализующие органическое вещество?

82. Как называются тяжелые элементарные частицы?

83. Какая из следующих эр не принята в эволюции Вселенной?

84. Какой момент не характерен для самоорганизации системы?

85. К свойствам времени не относится:

Единство метрических и топологических свойств.

86. В механической картине мира считалось, что:

Любое движение сводится к перемещению тел и частиц.

87. Энтропия изолированной системы

88. Наша Галактика относится к типу Галактик:

89. Какая из следующих величин не является фундаментальной мировой постоянной?

90. Какой из теоретических методов исследования соответствует определению: «Это переход от общих рассуждений или суждений к частным»?

91. Непосредственной, ближайшей или тактической целью естествознания являются:

Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть новые явления.

92. Назовите современную формулировку принципа относительности:

Все инерциальные системы отсчета равноправны между собой в отношении протекания физических процессов.

93. Принцип соответствия устанавливает, что

в пределах области применимости старой теории новая теория должна давать те же результаты.

94. В каком случае не формируются новые структуры?

96. Какие объекты включает в себя микромир?

Элементарные частицы, атомы, молекулы.

Основанное на опыте.

98. Где расположено Солнце в Галактике?

Расположено по краю основной плоскости диска Галактики.

99. С увеличением скорости движения частиц и масса, согласно теории относительности:

100. Какие из планет Солнечной системы не имеют спутников?

101. Когда происходит аннигиляция?

При встрече частицы и античастицы.

102. К лептонам не относится:

103. Синергетика

Раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.

Изучает неравновесные процессы далеко от равновесия в точках бифуркаций.

104. Энтропия в равновестных состоянии

Постоянна и максимальна.

105. В специальной теории относительности:

Пространство и время образуют единый четырехмерный континуум.

106. Галактика, в которой расположена солнечная система называется:

107. В инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, длина предмета:

Четвертая координата движения тела.

109. Какие взаимодействия существуют между элементарными частицами?

110. Какое из следующих определений мировоззрения наиболее точное?

111. Какое из определений науки наиболее точное?

112. Какие звезды живут дольше всех?

Маленькие по массе.

113. Системы, не обменивающиеся с окружением веществом, энергией и информацией, называют:

114. Какие из частиц обладают слабым взаимодействием?

115. Какое свойство характерно и для пространства, и для времени?

116. Замкнутая Вселенная

117. Какому виду симметрии соответствует закон сохранения энергии?

Симметрии относительно начала отсчета времени.

118. Независимости свойств системы от выбора начала отсчета времени соответствует:

Закон сохранения энергии.

119. Какое содержание вкладывается в понятие «природа»?

Одинаковость свойств во всех точках.

121. В состав эмпирического метода исследования не входит:

122. Согласно принципу эквивалентности

ускоренное движение неотличимо никакими измерениями от покоя в гравитационном поле.

123. Во что превратится Солнце в конце его эволюции?

124. Предметом естествознания являются:

Факты и явления, объективно существующие в природе.

125. Проблема «двух культур» состоит в том, что:

разрыв между научной и гуманитарной культурой порождает социальные и экологические проблемы.

126. Что характеризует меру неорганизованности системы?

127. Какие из следующих функций не характерны для науки?

Она отвечает интересам определенных классов общества.

128. Физическая картина мира:

Занимает доминирующее положение в естественно-научной картине мира.

130. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:

131. Чем занимается этика науки?

Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере.

132. Сильное взаимодействие испытывают:

133. Что характеризует меру организованности системы?

134. Какими преобразованиями осуществляют переход от одной инерциальной системы отсчета к другой в современной теории относительности?

135. Выберите правильную формулировку второго начала термодинамики:

Невозможно совершить работу за счет энергии тел, находящихся в термодинамическом равновесии.

136. Какой из следующих методов не входит в структуру естественно-научного познания?

137. К теоретическим научным методам относится:

138. Для какой обратной связи характерно уменьшение внешнего воздействия?

139. Какой из законов термодинамики выражает закон сохранения энергии?

140. Когда образуется молекула?

Когда совместная орбита атомов, образующих молекулу, полностью заполнена электронами.

141. Как называются системы, обменивающиеся с окружением путем обмена веществом, энергией и информацией?

142. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца?

По эллипсам, близким к окружностям.

143. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?

Совершением работы и теплопередачей.

144. Какие стороны или уровни естествознания можно выделить?

145. Почему эти частицы называются элементарными частицами?

Потому что внутреннюю структуру их нельзя представить как объединение других частиц.

146. Какой из законов сохранения является следствием однородности времени?

закон сохранения энергии.

147. Понятие «событие» характеризует:

Пространство и время в совокупности.

148. Научное познание опирается на способ отражения мира:

149. В состав нашей Галактики не входят:

150. Для какой обратной связи характерно сведение внешнего воздействия к нулю?

151. Энтропия каких систем возрастает?

152. В инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, темп времени:

153. Что не является структурной единицей макромира?

154. Предмет «Концепции современного естествознания» представляет собой?

Продукт междисциплинарного синтеза на основе многосторонних подходов к естествознанию.

155. Самоорганизующаяся система не характеризуется:

156. Большая часть вещества во Вселенной заключена в:

157. Выберите формулировку второго постулата Бора:

При переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую излучается или поглощается один фотон с энергией, равной разнице энергии стационарных состояний.

158. Что не входит в раннюю историю Земли?

159. К эмпирическим научным методам относится:

160. Какое из определений наиболее подходит для характеристики кибернетики?

Об управлении сложными системами.

161. Основные характеристики лептонов:

162. Какое определение наиболее точно характеризует вакуум?

Наинизшее энергетическое состояние поля, при котором число квантов равно нулю.

163. Что означает точка бифуркации?

164. Несвойственна научным гипотезам:

165. Что характеризует меру неорганизованности системы?

166. Конечной или стратегической целью естествознания является:

Раскрывать возможности использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.

167. Предельная скорость передачи информации:

168. Каков характер объекта исследования в естествознании?

Материальный, относительно устойчивый.

169. Какой из видов фундаментальных взаимодействий существует только между заряженными структурами?

170. Какому условию не удовлетворяет процесс эволюции?

Энтропия системы увеличивается.

172. Посредством чего происходит взаимодействие между структурами мира?

174. Какое из следующих определений наиболее точно характеризует научный метод?

175. Какое уравнение характеризует вероятностное поведение микрочастиц?

176. Антропный принцип заключается в том, что

физические свойства Вселенной изначально таковы, чтобы обеспечить возникновение живых и разумных существ.

177. Какие звезды превращаются в черные дыры?

Больше Солнца по массе в 3 раза.

178. Из чего образовалась Солнечная система?

Из холодного газопылевого облака.

Одинаковость свойств во всех направлениях.

180. Какой из законов сохранения является следствием изотропности пространства?

Закон сохранения момента импульса.

181. Где впервые была создана единая естественно-научная картина мира?

В античной Греции, Риме.

182. Согласно теории относительности, движение материальной точки в пространственно-временном континууме проходит:

Компонент духовной культуры.

184. Что из себя представляет энтропия?

Мера рассеяния энергии и увеличения всех форм беспорядка.

185. Какое из следующих условий не является необходимым для начала самоорганизации в системе.

Наличие химических градиентов в системе.

186. Что такое макромир?

Мир предметов и явлений, непосредственно окружающих человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *