Что относится к внешним угрозам для безопасности страны

49. Внешние угрозы национальной безопасности

49. Внешние угрозы национальной безопасности

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

1) снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2) снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

3) усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

4) наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

6) ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

7) создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

8) территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

9) международный терроризм;

10) ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

11) активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

12) резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства – национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. Оценка информационной безопасности бизнеса. Проблема измерения и оценивания информационной безопасности бизнеса

3. Оценка информационной безопасности бизнеса. Проблема измерения и оценивания информационной безопасности бизнеса 3.1. Способы оценки информационной безопасности Организации, бизнес которых во многом зависит от информационной сферы, для достижения целей бизнеса

Тема 34 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Тема 34 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 34.1. Природа безопасности. Уровни и виды безопасностиПрирода безопасности. Понятие «безопасность», согласно словарю Робера, стало употребляться с 1190 г. Оно означало спокойное

Вопрос 50 Внешние эффекты и внешние издержки.

Вопрос 50 Внешние эффекты и внешние издержки. ОТВЕТВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (экстерналии) – это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового

4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России

4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей

5. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности

5. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности В процессе создания и поддержания национальной экономической безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной

6. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности

6. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности Национальная экономическая безопасность представляет собой направлением деятельности государства, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие

46. Понятие национальной экономической безопасности

46. Понятие национальной экономической безопасности Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных

47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от

48. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности

48. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности В процессе создания и поддержания национальной экономической безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы.Основными внутренними угрозами национальной экономической

50. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности

50. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет определенные государственные и региональные институты, обеспечивающие реализацию национальной

7.1. Основные внутренние угрозы национальной безопасности

7.1. Основные внутренние угрозы национальной безопасности Национальная политика в стране — если руководствоваться прагматической логикой, то есть исходить из полезности или вредности политических мер, — может строиться в основном исходя из одного критерия: критерия

Нищий офицер — угроза национальной безопасности № 1

Нищий офицер — угроза национальной безопасности № 1 Многомиллионная армия сотрудников силовых ведомств России, лишенных достойного денежного содержания, жилья, гарантированной высокой пенсии, реальной возможности предоставить своему ребенку хорошее образование, а

Глава 12 Рождение государства национальной безопасности

Глава 12 Рождение государства национальной безопасности «Быстрейшее наращивание политической, экономической и военной силы. является единственным курсом, который совместим с прогрессом в достижении нашей фундаментальной цели. Расстройство кремлевской схемы требует,

Доклад Совета национальной безопасности 68 и фантом «образа врага»

Доклад Совета национальной безопасности 68 и фантом «образа врага» Ведущие круги внутри и вокруг правительства Трумэна к концу 1949 года пришли к выводу, что единственным средством мобилизовать жертвенные чувства американского населения ради значительного наращивания

Источник

Угрозы национальной безопасности

Что относится к внешним угрозам для безопасности страны Что относится к внешним угрозам для безопасности страны Что относится к внешним угрозам для безопасности страны Что относится к внешним угрозам для безопасности страны

Что относится к внешним угрозам для безопасности страны

Что относится к внешним угрозам для безопасности страны

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

К основным внешним угрозам можно отнести:

1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо­руженных формирований;

5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти­ческих движений в РФ.

Трансграничные угрозы

Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.

Трансграничные угрозы включают в себя:

1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Что относится к внешним угрозам для безопасности страны

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».

5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО. Состав блока НАТО: 1949 г. – 12 государств; 1982 г. – 16 государств; 1999 г. – 19 государств; 2004 г. – 26 государств.

6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л – это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ – наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ-инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция – 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.

Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.

11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза – морское пиратство.

Источник

Угроза национальной безопасности РФ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Национальная безопасность РФ

Национальная безопасность — это состояние защищенности государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить конституционные свободы и права, достойные уровень и качество жизни граждан, территориальную целостность, суверенитет, устойчивое развитие России, обороны и безопасности государства.

Термин «национальная безопасность» появился в политическом лексиконе, благодаря президенту Америки Теодору Рузвельту в 1904 году.

В России понятие национальной безопасности стало активно применяться с 1995 года.

Виды внутренних угроз национальной безопасности России

Внутренние угрозы классифицируются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.

Сущность внутренних угроз заключена:

Готовые работы на аналогичную тему

Угрозы экономической сферы представляют комплексный характер и напрямую связаны со снижением инвестиционной, инновационной активности, значительным уменьшением внутреннего валового продукта, научно-технического потенциала, разбалансированием банковской системы, стагнацией аграрного сектора, возрастанием внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.

Угрозу для безопасности России представляют ослабившийся научно-технический и технологический потенциал страны, сократившиеся исследования на стратегически значимых направлениях научно-технического развития, отток за границу специалистов и интеллектуальной элиты. Это приведет к утрате передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, усилению внешней технологической зависимости и ослаблению обороноспособности России.

Внешние угрозы национальной безопасности

Поползновения других государств помешать укреплению РФ в качестве одного из сильных центров формируемого многополярного мира являются серьезной внешней угрозой национальной безопасности.

Основные внешние угрозы в международной сфере зависят от следующих причин:

Угрозы национальной безопасности России в международной сфере видны в попытках некоторых государств замедлить укрепление России в качестве одного из центров влияния в многополярном мире, блокировать реализацию национальных интересов и ослабить ее положение в Европе, в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Основные задачи обеспечения национальной безопасности:

Источник

Обж основные угрозы рф

Что относится к внешним угрозам для безопасности страны

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

Описание слайда:

Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Описание слайда:

Национальная безопасность – это комплекс проблем безопасного существования, жизнедеятельности и развития народа, решаемых государством
Экономическая безопасность

Информационная безопасность
Военная
безопасность

Описание слайда:

Национальная безопасность – это комплекс проблем безопасного существования, жизнедеятельности и развития народа, решаемых государством
Экономическая безопасность

Информационная безопасность
Военная
безопасность

Описание слайда:
Описание слайда:

6
Разделы концепции:
Россия в мировом сообществе.
Национальные интересы и цели России, задачи по их реализации.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение национальной безопасности России.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

В современной международной обстановке существуют три типа угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых является в определенной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации:
внешние
внутренние
трансграничные

Описание слайда:
Описание слайда:

К основным внешним угрозам относятся:
развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

Описание слайда:
Описание слайда:

Основные проблемы внутренней безопасности России
Угрозы внутренней безопасности в социальной сфере
Кризис социальной сферы. Низкие социальные стандарты
Бедность, социальное расслоение
Нарушение прав личности на безопасный труд, образование, бесплатное здравоохранение, обеспеченную старость
Массовая деградация трудовой морали, отчуждение личности от трудового образа жизни
Общая характеристика проблем внутренней безопасности Российской Федерации
Безработица
Сведение всех социальных проблем к вопросам выживания без ориентации на развитие личности
Падение духовности в обществе, распространение пьянства, наркомании

Описание слайда:

На ЗАПАДЕ
Угрозы безопасности России
— Возможные территориальные противоречия России с Финляндией (из-за части Карелии), Норвегией (из-за проблемы разграничения арктических вод в Баренцевом море);
— Возможные территориальные противоречия России с Эстонией (из-за территории Кенгисепского района Ленинградской области и Печорского района Псковской области), Латвией (из-за города Пыталово и прилегающего района Псковской области), Литвой (из-за местности в районе озера Выштитис, Куршской косы и города Советска),.
— Возможные территориальные претензии к государствам Содружества (к Беларуси – со стороны Польши; к Украине – со стороны Польши, Словакии, Венгрии, Румынии);

Описание слайда:
Описание слайда:

На ВОСТОКЕ
Угрозы безопасности России
— Претензии со стороны Японии, Китая и США на доминирующее значение в регионе, хищническое разграбление морских богатств;
— Территориальные претензии Японии на принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и остальные Курильские острова и Южный Сахалин;
— Военный конфликт между Северной и Южной Кореей с возможным столкновением интересов США, Китая и России;
— Территориальные претензии Китая на часть Читинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев;
— Возможное возникновение через 5-10 лет серьезных противо-речий между Китаем и союзниками Российской Федерации в Средне-Азиатском регионе, а также между Китаем и Монголией.

Описание слайда:

Источник

Классификация внешних угроз безопасности: теоретико-прикладной аспект

Познышев С.В. Основные вопросы учения о наказании. М., 1904. С. 5.
Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957. С. 101.
См.: Чупахин И. Понятия и методы научной классификации объектов исследования // Вопросы диалектики и логики. Л., 1964. С. 55.
См.: Строгович М.С. Логика. М., 1949. С. 135.
См.: Воронин Ю.А. Введение в теорию классификаций. Новосибирск, 1982. С. 13.
См.: Шрейдер Ю.А. Алгебра классификации // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1973. N 5. С. 3.
См.: Якушин Б.В. Классификация // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1973. Т. 12. С. 269.

См.: Субботин А.Л. Классификация. М.: РАН. Ин-т философии, 2001.

См.: Чуманов Е.В. Указ. соч. С. 15.

Исходя из изложенного, необходимо дать определение понятию «классификация», которое наиболее полно, по мнению авторов, отражает его основные сущностные характеристики.

Источниками внешних угроз безопасности государства могут являться внешние конфликты различного масштаба и интенсивности, порожденные борьбой за власть, региональное и мировое доминирование. Внешние угрозы могут представлять собой результаты борьбы различных стран, коалиций государств за рынки сбыта, обладание сырьевыми и другими материальными и финансовыми ресурсами, капиталом; выражаться в таких действиях, как ограничение доступа партнеру (конкуренту) к передовой технологии, навязывание устаревших технологий, идей, сохраняющих его отставание, закрепление сырьевой направленности экспорта и т.п.

В свою очередь, критериями классификации внешних угроз на отдельные виды выступают: степень сформированности внешней угрозы, характер внешней угрозы, сферы и области человеческой деятельности, уровень субъективных оценок внешних угроз.

С учетом того что угроза не возникает из ничего, а является следствием целого комплекса природных, антропогенных или социальных процессов, которые при этом выступают в качестве причин или предпосылок возникновения угрозы, следует вести речь о реальной и потенциальной внешних угрозах.

Потенциальная внешняя угроза представляет собой зарождение опасности, формирование предпосылок, возможности нанесения ущерба извне.

Такое разделение внешних угроз позволяет прогнозировать и предупреждать возможность нанесения ущерба на самых ранних стадиях формирования угрозы. При появлении же реальной угрозы перед системой обеспечения безопасности государства возникает задача создания таких условий, которые позволили бы снизить остроту угрозы и перевести ее в потенциальную.

Несомненно, что главные усилия государства должны быть направлены на предупреждение потенциальной опасности, потому что это, во-первых, дешевле и требует меньших усилий, а во-вторых, гораздо эффективнее.

Чем выше уровень вероятного ущерба в случае реализации угрозы, тем больше внимания следует уделять источнику данной опасности в целях своевременного предотвращения возможного вреда. Это позволяет нам говорить о первостепенных и второстепенных внешних угрозах. Умение руководителей государства своевременно определять первостепенные внешние угрозы позволяет сэкономить огромные финансовые средства, а также повысить эффективность функционирования системы обеспечения безопасности.

В зависимости от характера угроз, определяемого их источником и спецификой, внешние угрозы делятся на природные (сейсмическая, угроза наводнения, угроза других стихийных явлений), антропогенные (техногенная, экологическая), социальные (политическая, экономическая, гуманитарная, военная, информационная).

Выделение таких видов внешних угроз даст возможность целенаправленно выявлять наиболее острые, первостепенные угрозы, своевременное предотвращение которых позволит повысить эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности и отдельных ее видов.

Исключительно важное, если не определяющее, значение в организации деятельности по обеспечению безопасности государства имеет субъективная сторона восприятия угроз. Несмотря на объективную природу угроз безопасности, отражение сознанием человека этого явления сплошь и рядом не совпадает с реальным положением. Оценка объективно существующей угрозы всегда несет в себе элементы субъективизма и уже в силу этого является искаженным отражением объективной действительности. Порой искажения в восприятии угрозы могут достигать значительных масштабов. Более того, угроза реально существует, формируется, а субъекты обеспечения безопасности могут не знать об этом, не осознавать надвигающегося возможного ущерба.

Многовековая история цивилизации убедительно свидетельствует о том, что неадекватное (искаженное, не соответствующее реалиям времени) восприятие внешних угроз безопасности государствами и военными деятелями часто являлось основной причиной войн, огромного ущерба от стихийных бедствий и других тяжелейших испытаний. Причины неадекватной оценки опасного взаимодействия объясняются различными факторами: ограниченностью знаний человека, стрессом, узостью предвидения последствий, особенностями социальной или природной обстановки и т.д. Не меньшее значение имеют особенности характера и жизненные взгляды человека, а также фактор времени, ибо не во всем можно сразу объективно разобраться. Порой для оценки ситуации как опасной достаточно наличия у того или иного явления разрушительного потенциала.

Такого рода субъективизм при оценке опасного процесса позволяет в зависимости от степени адекватности действительности подразделить внешние угрозы государству на объективные и субъективные. Субъективные внешние угрозы, в свою очередь, подразделяются на неадекватно понятые угрозы с превышением действительного разрушительного потенциала; ложные, или мнимые, угрозы (отсутствие реального опасного взаимодействия); неосознанные угрозы (угроза реально существует, но не осознана субъектом обеспечения безопасности).

При этом следует учитывать, что наличие угрозы может быть и сознательно скрыто от субъекта обеспечения безопасности. Здесь не имеются в виду те опасности, которые лежат за пределами восприятия людей или о которых они не имеют ни малейшего представления.

Таким образом, классификация внешних угроз безопасности по степени субъективного восприятия представляет собой следующие виды угроз: адекватно понятая угроза, неадекватно понятая угроза с превышением разрушительного потенциала, мнимая, или ложная, угроза, неосознанная угроза, скрытая, или конспиративная, угроза.

В заключение следует отметить, что современная практика обеспечения безопасности Российского государства от внешних угроз нуждается в комплексных теоретических исследованиях. Необходимость ее изучения определяется ее многоаспектностью, масштабностью и сложностью. Важной задачей при этом является своевременный анализ истоков и причин возникновения внешних угроз безопасности страны. В этом случае новые вызовы и угрозы могут быть парированы системой государственных сил и средств с большей вероятностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *