Что относится к внешнему виду наглядности
Принцип наглядности в дидактике
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставят на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.
Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.
Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:
Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т.п.
Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.
Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).
Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т.п.
Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.
В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности (хотя желательно использовать разнообразные виды в их сочетании). Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо… ничего путного не сделают» (Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. Т. 1. – СПб, 1887. – С. 116).
Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичными из них являются:
Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.
С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т.п.
С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школьников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми корабликами или самолетами, здесь необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к количеству предметов, не к счету, а к самолетикам, к самой картинке.
Виды и требования к наглядности
При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения.С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется система дидактических материалов.
Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.
Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения
К демонстрационным относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, –, =, >, Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.
Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.
Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.
Приём наглядности в ДОУ Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который, путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных.
Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.
Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.
Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.
Виды театров Большое внимание в своей работе с детьми я уделяю театрализованной деятельности. Это одно из самых популярных и увлекательных направлений.
Понятие принципа наглядности в дидактике
С точки зрения дидактики, принцип наглядности в дидактике означает обучение с использованием зрительных опор. Наличие зрительной опоры предполагает наблюдение за процессами, использование различных методических иллюстрированных материалов. Определение принципа предметности неразрывно связано с процессом наблюдения, как методом познания.
Принцип наглядности в обучении впервые был выдвинут чешским педагогом Я. А. Коменским в XVII веке. Выдвинутый принцип имеет научное обоснование: глаза человека — самый чувствительный анализатор. Благодаря зрению человек получает бо́льшую часть информации. Более того, зрительно полученная информация является самой достоверной. Именно поэтому в учебном и воспитательном процессах так важна зрительная опора.
Принцип иллюстративности не раз был подвержен критике и детальному рассмотрению как со стороны педагогики, так и методики. С точки зрения Песталоцци, сущность правила демонстративности заключалась в развитии логического мышления.
В рамках современной методики принцип предметности подразумевает познание с задействованием чувственных анализаторов, а именно: зрения. Наличие зрительной опоры является одним из обязательных условий успешного учебного процесса.
Виды наглядности
Наглядный компонент обучения имеет разные виды:
Любой из видов демонстративности положительно влияет на процесс обучения как в целом, так и на каждом этапе. Ко́мплексное прямолинейное применение нескольких видов параллельно могут повысить эффективность обучения.
Что относится к внешнему виду наглядности, она может быть реализована через муляж, иллюстрации, карты, ментальные карты, таблицы, схемы, диаграммы, предметы и др.
Роль принципа наглядности
Наглядность играет крайне важную роль в рамках освоения знаниями. Проанализировать важность наглядности лучше всего во взаимосвязи с другими дидактическими принципами.
Зрительная опора, особенно натуральная или интерактивная, позволяет оценивать и воспринимать информацию с учётом индивидуальных особенностей, что напрямую связано с обеспечением немаловажного правила доступности.
Также иллюстративность обеспечивает крепкую связь теории и практики. Освоив теоретические основы в рамках изучаемого предмета, учащиеся переходят к наглядной части работы, т. е. к практической. Натуральная наглядность как нельзя лучше позволяет применить полученные теоретические знания, подтвердить их и укрепить.
Благодаря использованию зрительных опор учащиеся получают максимально полные образные представления о предмете изучения, получая возможность самостоятельно сделать выводы о них.
Однако чрезмерное использование опор для обучения несёт в себе определённую опасность. Давая учащимся готовое представление об объектах и явлениях, можно невольно «стереть» их способность к самостоятельной визуализации, ввиду чего учащиеся будут неспособны самостоятельно определять явления и их вид, функции и назначения.
Тем не менее эффективность от применения опор на уроке сводит к минимуму возможные негативные последствия. Опоры выполняют ряд немаловажных функций:
Таким образом, наглядность обеспечивает высокие результаты обучения. Главным условием достижения наилучших результатов при помощи наглядности является их умеренное применение и грамотное соотношение видов применяемых опор.
ДИДАКТИКА КАК ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 2 страница
Преподавание и учение становятся внешней формой, в которой протекает познавательный процесс, называемый обучением. Обучение как совместный процесс деятельности преподавателя и воспитанников имеет определенную структуру, состоящую из следующих элементов:
4. Учебный предмет и средства обучения, то есть содержание образования и средства его получения.
5. Условия обучения: материально-технические, гигиенические, организационно-методические, этико-психологические.
Данная структура обладает главным свойством: при взаимодействии всех элементов она развивается, совершенствуется, одновременно изменяя учителя и ученика.
8. Основные этапы процесса обучения.
1. Восприятие материала, подлежащего усвоению.
2. Осмысление материала, образование понятий.
3. Закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков.
4. Применение на практике усвоенных знаний, умений и навыков.
Первый этап
Второй этап
За восприятием и пониманием следует осмысление, в ходе которого обогащается изучаемое (оно становится более полным, глубоким и разносторонним), формируются отношения к изучаемому, уверенность в справедливости определенных выводов, правильности информации, развиваются убежденность и умение отстаивать собственное мнение. Для эффективного осмысления используются разнообразные приемы умственной деятельности: сравнение, сопоставление, выделение главного и существенного, обобщение и т.д. На этом этапе формируются понятия, раскрывается сущность изучаемых предметов и явлений, происходит обобщение знаний как своеобразный результат обучающей и познавательной деятельности.
Пути формирования понятий.
Третий этап
Восприятие и осмысление, которые способствуют формированию понимания и обобщения изученного, требуют закрепления, которое организуется, как правило, путем повторного осмысления, неоднократного воспроизведения учебного материала в полном объеме или в его существенно важных частях. Для закрепления требуется заучивание теорий, правил, законов, выполнение письменных и устных упражнений. Необходимо подвести учащихся к пониманию изученного, а не к механическому усвоению. Полезно проводить закрепление на примерах, упражнениях, фактах, которые не были упомянуты при изложении нового материала. Такой подход способствует установлению новых связей усвоенного с ранее приобретенным опытом. Целесообразно организовать самостоятельную работу учащихся по составлению задач, нахождению причин и следствий изучаемых явлений и т.д. Такая организация закрепления углубляет знания, развивает способности учащихся.
Четвертый этап
Все стадии процесса обучения существуют не изолированно, они протекают в диалектической связи и взаимозависимости. Так, уже во время восприятия развиваются элементы понимания, осмысления; тесно переплетены обобщение, закрепление и применение знаний.
Последовательность всех этапов усвоения не всегда одинакова. Изучение нового может начаться с решения конкретной задачи, а может и с представления общего и теоретического материала. Здесь нет единых правил.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Сущность понятия принципов.
Дидактические принципы в процессе обучения тесно взаимосвязаны. Обычно на отдельно взятом уроке может преобладать один или несколько принципов, остальные же могут играть дополняющую роль.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Принцип воспитывающего обучения отражает закон единства обучения и воспитания.
Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь содержанием учебного материала. Изучение основ наук способствует формированию у учащихся научных понятий об окружающем мире, влияющих на развитие мировоззрения, научного понимания мира и его законов. Воспитывает учащихся также правильная организация учебного процесса. Четкое определение целей и задач урока, порядок на занятиях создают благоприятные условия для нравственного воспитания у детей сознательной дисциплины, трудолюбия, нравственных качеств. Воспитательное влияние на учеников имеют методы, средства обучения, личность учителя, то есть все то, что окружает ребенка в школе.
Успех и реализация принципа воспитывающего обучения в школьной практике зависит, прежде всего, от того, как учитель определяет цель воспитательной работы, как ее осуществляет.
3. Принцип развивающего обучения.
Принцип развивающего обучения требует создания оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития детей в процессе изучения учебных предметов.
Принцип развивающего обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием образования. Чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие. Путем целенаправленного обучения учитель формирует у учащихся умения логически мыслить. Учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза. Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала.
Общее развитие учеников происходит в процессе учебной деятельности при использовании различных методов и средств обучения. На умственное развитие учащихся влияют приемы и операции их мыслительной деятельности в процессе применения знаний, умений и навыков на практике, при оптимальном сочетании творческих и репродуктивных методов.
Обучение должно непосредственно основываться или опосредованно опираться на ощущения учащихся при восприятии ими реально существующего мира. В учебном процессе эта связь осуществляется путем реализации принципа наглядности (использование средств наглядности на всех этапах учебного познания). Однако обучение не может сводиться к ощущениям, а должно обеспечивать оптимальные взаимосвязи и единство чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, эмпирического и теоретического.
Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский утверждали, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), используемых учащимися в учении, что при изучении материала ведущую роль играет наглядность. Особенно этот принцип наиболее эффективен, когда он находится в органической связи с другими дидактическими принципами: самостоятельности и активности, сознательности и прочности, научности, связи теории с практикой, развивающего и воспитывающего обучения. На любом этапе эмпирических или теоретических обобщений наглядность может и должна быть основой или чувственной опорой усвоения знаний. При этом успешное наглядное обучение возможно лишь при сочетании наглядного обучения со словесным и практическим.
1. Внешняя, объективная наглядность, действующая через разнообразные сигналы на органы чувств человека на уровне ощущений, восприятия и представлений:
а) зрительная наглядность (цвет, форма, величина, положение в пространстве);
в) кожно-тактильная наглядность (качественные свойства объектов окружающего мира. Например, плотность, вес, температура, шероховатость и т.д.);
г) вкусовая наглядность (сладкий, кислый, соленый, горький);
д) наглядность обоняния (различение запахов);
а) мыслеформы, возникающие в сознании человека (воображение, фантазии, образные представления, грезы, мечта, идеал);
В зависимости от влияния человека на окружающую природную и социальную среду, от его участия в этих процессах, наглядность бывает:
По виду анализатора (ощущения) наглядные пособия до недавнего времени были преимущественно зрительными и слуховыми. Пособий, обеспечивающих опору на речедвигательные, тактильные органы, мало в современной школе.
Выбор вида наглядности зависит от ее функции и поставленных на уроке целей и задач.
6. Систематичность и последовательность.
Принцип научности требует включения в содержание обучения научно достоверных знаний, которые соответствуют современному уровню развития науки и возрастным особенностям детей. При отборе содержания образования учитываются все принципы и закономерности дидактики, так как логика науки и логика отражающего эту науку учебного предмета не тождественны: у них не совпадают ни цели, ни пути их реализации.
Задачей учителей является реализация принципа научности в конкретной дидактической ситуации, с учетом возрастных и индивидуальных познавательных возможностей и уровня умственного развития школьников.
Учитывая то, что в стабильных учебниках зафиксировано состояние данной науки ко времени подготовки их к изданию, учитель должен следить за развитием научной мысли. Знакомство учащихся с новыми научными идеями (конечно, в популярном изложении) будет способствовать тесной связи обучения с жизнью, пробуждать у них познавательные интерес, воспитывать творческий подход к изучению любой науки.
8. Связь теории с практикой, обучения с жизнью.
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью требует понимания учащимися значения теории в жизни, умелого применения теоретических знаний для решения практических задач. Любая информация должна иметь реальную, видимую для учащихся жизненную основу, и создаваться, исходя из опыта, или закрепляться в нем.
Связь теории с практикой сложная и разносторонняя. Выполняя практические задания перед изучением теоретического материала, учащиеся убеждаются в необходимости овладения определенными знаниями, без которых невозможно решить поставленные задачи. Выполнение практических заданий во время изучения теоретических вопросов способствует углублению знаний, осмыслению сущности изучаемых явлений и связей между ними. В таком случае практика является движущей силой в учебном познании. Выполнение практических заданий на основе усвоения теоретического материала убеждает учащихся в истинности усвоенного и формирует у них умения применять теоретические знания на практике.
9. Самостоятельность и активность учащихся в обучении.
Принцип самостоятельности и активности учащихся в обучении состоит в том, чтобы создать условия для проявления учащимися познавательной самостоятельности и творческой активности в процессе усвоения знаний, навыков и умений и применения их на практике.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся может быть репродуктивной (исполнительской) или поисковой (творческой). При этом самостоятельная учебная деятельность учащихся осуществляется под руководством учителя, в большей или меньшей степени влияющего на нее. Активность учащихся в обучении тесно взаимосвязана с их самостоятельностью; оба эти качества свойственны учебной деятельности, но проявляются в разной степени.
10. Сознательность и прочность усвоения знаний, навыков, умений.
Важными способами обеспечения прочности знаний являются выделение главного в изучаемом материале, концентрация на нем основного внимания учащихся, осмысление его, раскрытие сути изучаемых явлений, заучивание, запоминание главного, как в развернутом виде, так и в виде схем, моделей, повторения, обобщения и систематизации знаний.
11. Целенаправленность и мотивация.
Принцип целенаправленности и мотивации обучения состоит в том, что учебно-воспитательный процесс как сложная взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся должен быть подчинен заранее определенным целям и мотивам, отражающим личностные устремления учащихся.
12. Индивидуальный подход к учащимся.
Принцип индивидуального подхода к учащимся требует создания оптимальных условий для успешного обучения каждого учащегося в процессе организации фронтальной и групповой работы в классе. Для успешной реализации этого принципа учитель изучает индивидуальные особенности каждого ученика, условия, в которых живет и работает, и учитывает их при организации учебно-воспитательного процесса.
Оптимальная организация творческого труда ученического коллектива создает важные предпосылки для широкого раскрытия индивидуальных особенностей каждого ученика. Кроме того, учитель должен разработать систему индивидуального подхода к каждому своему ученику в условиях самостоятельной и коллективной деятельности. Пример такой системы предложил В.А.Сухомлинский.
13. Оптимизация учебного процесса.
Принцип оптимизации учебного процесса требует из ряда возможных его вариантов выбора такого варианта, который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития школьников при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся (Ю.К.Бабанский).
Основные критерии оптимальности таковы:
— достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного (по нормам оценок);
— соблюдение учениками и учителями установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.
Чтобы определить конкретный оптимальный вариант обучения, нужно, во-первых, глубоко изучить особенности школьников данного класса, исходный уровень их воспитанности, обучения и развития. Комплексно это можно осуществить путем составления психолого-педагогической характеристики каждого учащегося, анализа контрольных работ, опроса (самооценка учащихся, взаимооценка, оценка со стороны родителей и др.), педагогического консилиума. Следует изучить также условия обучения: возможности данной школы, данного учителя и др.
Во-вторых, избрать оптимальное содержание урока: выделить главное, существенное в учебном материале; определить межпредметные и внутрипредметные связи; привести содержание материала в соответствие с реальным уровнем развития и воспитанности учащихся класса, обеспечив при этом дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся; привести содержание урока в соответствие с необходимым и достаточным временем для обучения и т.д.
В-третьих, подобрать оптимальные методы, формы, средства обучения, которые соответствовали бы конкретным особенностям учеников и другим условиям, а также содержанию обучения, помогали бы успешно решить задачи воспитания, обучения и развития на данном конкретном их этапе.
В-четвертых, интенсификация обучения, повышение производительности труда обучающих и обучаемых должны осуществляться за счет рациональной организации работы, внедрения новых и традиционных прогрессивных методик, что обеспечивает экономию времени и сил учащихся на уроке, устранению их перегрузки в классе и дома, а также экономию личного времени учителя.
В целом принцип оптимизации предполагает системный подход к организации обучения на современном уровне развития дидактики, частных методик, педагогической психологии, философии и других смежных наук в диалектическом единстве всех дидактических принципов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Понятие о содержании образования.
Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:
1. Система знаний о природе, обществе, технике, мышлении, способах деятельности.
2. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений.
3. Опыт творческой поисковой деятельности.
4. Опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру.
Каждый вид содержания выполняет свою специфическую, не подменяемую другими функцию в формировании личности. Предшествующие виды могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь творить при разном отношении к этой деятельности. Все виды содержания образования взаимообусловлены. Их взаимосвязь выражается еще и в том, что усвоение каждого влияет на уровень и качество усвоения других.
Основанием для отбора содержания школьного образования служат принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве определения конкретного содержания учебного материала в учебных предметах.
В.В.Краевский обосновал следующие принципы конструирования содержания образования:
1. Принцип соответствия содержания образования требованиям современного общества.