Что относится к визуальным средствам общения
Визуальные невербальные средства общения
К этому виду невербальных средств общения – визуальным – мы относим все, что мы видим в собеседнике по ходу его речи: мимику, жесты, позы, поворот головы и туловища, движение глаз, положение рук, дистанцию между собеседниками, наконец, манеру держать себя и стиль одежды и т.д.
Первым проявил интерес к коду жестов Чарльз Дарвин. Его труд «Выражение эмоций у человека и животных», написанный в 1872г., не утратил своего значения и ныне. С тех пор в результате различных исследований выделено более миллионов сигналов человеческого тела. По мнению видных ученых, в каждом «послании» 55% информации передается языком жестов и других невербальных средств общения. Считайте, что в диалоге слова несут сообщение, а контакт устанавливается благодаря невербальным средствам. Женщине вовсе не нужно говорить мужчине, что он ей нравится: достаточно взгляда.
Определение внутренних состояний по движению глаз (с точки зрения наблюдателя).
В констр. – визуально конструируемые образы;
В вспом. – визуальные воспоминания (неподвижный, ушедший в себя взгляд также свидетельствует о том, что задумавшийся человек извлекает зрительные образы);
Как установлено, этот жест выражает сомнение, затруднительное положение, часто (особенно при участии левой руки) означающее «нет». У оратора такой жест часто означает, что он сомневается в реакции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпредложением.
Проведенные в ряде стран исследования слепых от рождения, то есть тех, кто лишен возможности изучать жесты через подражание, позволили установить, что жесты делятся на врожденные, приобретенные и наследственные. Значительная часть из них обусловлена воспитанием, средой и особенностями обычаев и нравов.
В любом уголке планете наиболее доступным средством коммуникации является язык жестов. Есть ключевые выражения, например, улыбка, нахмуренные брови. Кивок головой почти везде обозначает «да» (даже слепорожденные сопровождают кивком утвердительный ответ, что доказывает его врожденный характер). А «нет» выражается покачиванием головой слева направо навыком, приобретенным по всей вероятности, в раннем детстве. Понаблюдайте за ребенком, когда его кормят, насытившись, малыш отворачивается от соски или ложки.
Ступни или все тело повернуто по направлению к выходу. Во многих ситуациях вы можете заметить, как кто-то вдруг поворачивается таким образом, это ясный знак того, что человек хочет закончить встречу, разговор и т.д. и уйти. Тогда или сделайте что-нибудь такое, чтобы он наклонился к вам, или дайте ему уйти, даже если на словах он и против.
Было бы ошибкой истолковывать жесты в отрыве от другой информации. Если кто-то почесывает затылок, это может означать и то, что у него просто чешется голова и в то же время сомнения, колебания, неуверенность, стремление припомнить что-то, смущение собственным враньем. Что выбрать в данном случае? Важно одно, чтобы угадать истинный смысл жеста, нужно рассматривать его в контексте.
У языка движений тела своя лингвистика и пунктуация. Любой жест равнозначен слову. А у слова может быть несколько значений. Следовательно, жест, за исключением каких-то случаев, нельзя отделять от другого поведения.
Как правило, жесты читаются бессознательно, об этом писал еще З. Фрейд. Просто эти бессознательные реакции становятся непроверяемыми «фактами», на которые мы отвечаем: например, на кажущийся враждебным жест выдаем такой же ответ. Как сознательные существа, мы все же можем приобрести способность оценивать большинство стимулов прежде, чем отвечать на них. Тогда мы сможем прочитать и свои собственные жесты, предсказав реакцию собеседника. А его неприятные для нас реакции могут оказаться вызванными лишь его физическими особенностям, например, параличем и т. д. Следовательно, жесты должны быть продуманы (осознаны) до самого подсознания.
Жесты иногда расходятсяпо своему значению с вербальной информацией, тем, что человек сам говорит. Однако, потом всегда оказывается, что жесты были правдивее. Во время политических кампаний, например, это можно очень легко наблюдать. Один политик, говоря: «Я искренне стремлюсь к диалогу с молодежью», при этом потрясает указательным пальцем, а затем и кулаком над своими слушателями. Другой, например, убеждает аудиторию в своем теплом, гуманном подходе, и сопровождает это короткими, жесткими каратистскими ударами ребра ладони по трибуне. Тоесть, должно существовать соответствие не только между сознательным и бессознательным уровнями, а также одних жестов с другими, но и между вербальными и невербальными проявлениями.
Соответствие между вербальными и невербальными средствами проявляется и в адекватности стиля вашей одежды ситуации, в которой происходит общение. Так, деловой мужчина должен выглядеть солидным и уверенным в себе, деловым и привлекательным, порядочным и внушающим доверие, не без претензии на изящество и элегантность.
Тот, кто разбирается в науке невербальных проявлений, всегда связывает их со словами. Ему известно, что чем выше положение человека в социальной иерархии, тем богаче его словарный запас. Чем он популярнее и сильнее, тем скупее он в жестах. Наоборот, люди, принадлежащие к более низким социальным слоям, говорят меньше, а жестикулируют больше. Возможны ли у них расхождения? Иногда, крайне редко и при определенных условиях. Но с умелыми политиками дело обстоит иначе. Безукоризненно владея своим телом, они прибегают к «посланиям», которые кажутся точными и искренними. Это качество часто путают с обаянием. Еще ярче умение использовать жест наблюдается у дикторов телевидения, адвокатов, актеров. Каждое движение выверено и отработано так, чтобы придать разговору желаемый вес и значимость. Это настоящие профессионалы. Естественно, их куда труднее уличить в обмане, чем кого-либо другого.
Визуальная коммуникация: характеристики, элементы и примеры
Содержание:
В визуальное общение Это форма человеческого выражения, при которой отправитель передает сообщение получателю через изображения, символы или жесты, таким образом преимущественно используя визуальный ресурс.
Некоторыми примерами визуальной коммуникации являются художественные проявления (кино, танцы, театр, живопись, скульптура и др.), Светофоры, дорожные знаки, реклама, брошюры, фотографии и интеллектуальные карты или диаграммы.
Оценивая эти изображения, получатель показывает реакцию на стимул, отвечая на намерение отправителя. Этот эффект переводится в чувства, эмоции и даже отношения, побуждающие человека совершить действие.
Визуальное общение носит универсальный характер, поскольку понимание и восприятие изображений не зависит от языка, используемого в определенном регионе или стране.
Характеристики визуальной коммуникации
Некоторые из наиболее интересных характеристик визуальной коммуникации:
— Они простые. Его толкование должно быть простым, понятным для любого человека, независимо от его состояния.
— Они универсальны. Информация понимается в любой точке мира.
— Они выполняют несколько функций. Они различаются в зависимости от целей и могут иметь убедительную, выразительную, информативную, эстетическую или фатическую функцию.
Элементы
Двумерные элементы
С помощью этих элементов формируются логотипы, шрифты, значки, иллюстрации и т. Д.
Схема связи
Базовая схема связи состоит из элементов отправителя, получателя, сообщения, кода и канала. Без них двумерные элементы не имели бы смысла.
— Отправитель: тот, кто отправляет сообщение.
— Получатель: тот, кто получает сообщение.
— Сообщение: информация, которая передается.
— Код: правила и процессы, придающие смысл сообщению.
— Канал: канал, по которому передается сообщение.
Основные примеры визуальной коммуникации
1- Дорожные знаки
Предупреждающие и регулирующие дорожные знаки представлены изображениями, которые сами по себе выражают предварительное или обязательное сообщение, в зависимости от обстоятельств.
2- Светофор
Это устройство управляет универсальным цветовым кодом, который указывает водителю, что он должен предвидеть свою остановку для предотвращения (желтый), остановить свой курс (красный) или продвигаться по дороге (зеленый).
3- Рекламные листовки и журналы
Деловые листовки, журналы и брошюры также полны изображений, которые побуждают потребителя приобрести товар или услугу.
4- Фотографии
Съемка сцен, лиц, еды и пейзажей с помощью фотографии также представляет собой средство визуальной коммуникации.
5- Рекламные щиты
Рекламные сообщения обычно сопровождаются изображениями, которые усиливают выраженные идеи.
Доказано, что использование изображений в рекламе усиливает передачу сообщения и способствует совершению покупки.
6- Фильмы и документальные фильмы
Седьмое искусство и его производные проявления, такие как короткометражные и документальные фильмы, также считаются механизмами визуальной коммуникации.
Использование изображений в дополнение к аудио и повествованию делает возможным передачу чрезвычайно полного и очень популярного сегодня сообщения.
7- Схемы и интеллект-карты
Технические схемы и интеллект-карты также являются механизмом визуальной коммуникации.
Этот тип ресурсов используется в академии для обобщения информации и фиксации интересующих понятий с помощью ссылочных изображений.
8- Картины, скульптуры и другие произведения искусства
Художественные проявления сами по себе являются элементами визуальной коммуникации. Визуальные художники распространяют чрезвычайно сложные сообщения с помощью нескольких мазков кисти или с помощью таких методов, как скульптура или резьба.
В общем, произведения искусства представляют собой формы визуального выражения, которые раскрывают внутренние эмоции художника и которым в большинстве случаев удается передать эту эмоциональность зрителю.
9- Танец
Через телесное выражение и ритм музыки можно выразить замысловатые сообщения или даже истории, благодаря танцу и интерпретирующему характеру его танцоров.
10- Театр
Это художественное направление также подчеркивает визуальную коммуникацию, учитывая многогранный характер актеров и аутентичность постановки.
Ссылки
Эффект Папагено: один из способов предотвращения суицида
Пятая сила Вселенной: что нам показывает эксперимент с мюоном g-2?
Текст книги «Социальная психология»
Автор книги: Марина Горбунова
Жанр: Книги по психологии
Текущая страница: 7 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]
1. Понятие средства общения
2. Типы невербальных средств общения
1. Понятие средства общения
Под средствами общения понимаются операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Для осуществления общения используются следующие средства: речевые средства общения (или вербальные – в переводе с латинского – устный, словесный) и неречевые (или невербальные).
Вербальные средства общения
Для передачи сообщения любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т. е. коммуникация возможна лишь посредством использования знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения, если партнеры по общению используют одну и туже знаковую систему, т. е. говорят на одном языке.
В вербальной коммуникации основной является техника активного слушания, позволяющая лучше понять человека и расположить его к себе.
Невербальные средства общения
1) создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;
2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;
3) выражать эмоции оценки, принятую роль, смысл ситуации.
Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное повеление», характеристики голоса. В последние десятилетия интерес в мировой психологической науке к невербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее. Знание особенностей невербальной коммуникации позволяет адекватно «считывать» мимику, позу, жесты, дыхание, голос, положение глаз, что способствует межличностному взаимодействию и решению проблемных ситуаций. Невербальных знаков общения очень много, одни из них совершаются умышленно, другие – почти умышлено, а третьи – бессознательно.
Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру. Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами общения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.
Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различное, иногда прямо противоположное значение Кивок головой у русских означает «да», а у болгар – «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица и ожидают, что и собеседник сделает то же самое, а вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев, а японца с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т. д. Такого рода наблюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации и поведения.
Среди неясных в плане формирования средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации. Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать: почему он использует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.
2. Типы невербальных средств общения
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Невербальное поведение личности полуфункционально, поскольку:
• создает образ партнера по общению;
• выражает качество и изменение, взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
• является индикатором актуальных психических состояний личности;
• выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
• поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
• выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
Существуют различные классификации невербальных средств общения, что обусловлено их богатством и многогранностью. Рассмотрим следующую систематизацию невербальных средств общения, которая строится на выделении четырех групп:
Первая группа включает те невербальные средства общения, которые человек, в первую очередь, воспринимает при помощи органа зрения.
Визуальные невербальные средства общения включают:
• Мимика – это выражение лица, положение головы человека. Мимика является одним из главных показателей чувств говорящего. Она позволяет лучше понять партнера по общению, разобраться, какие чувства он испытывает.
• Кинестезические выражения включают: поза; движение рук (жестикуляция), головы, ног, туловища человека, его походка и осанка.
• Движение глаз – направление взгляда, визуальный контакт, частота и длительность фиксации глаз другого человека.
• Кожные реакции: покраснение, побледнение.
• Проксемика – характеристика межличностной дистанции: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями: интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей; персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми; социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.
Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.
• Вспомогательные средства общения: признаки пола, возраста, расы; одежда, прическа, косметика, украшения, очки.
Акустические невербальные средства общения
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
• Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
• Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замешают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Тактильные невербальные средства общения
К тактильным (или такесическим) средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя, а также контакты с предметами. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.
Тактильные средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью этих средств может привести к конфликтам в общении.
Ольфакторные средства общения объединяют запахи, которые оказывают воздействие на процесс и результат общения. Они подразделяются на:
• приятные и неприятные запахи окружающей среды;
• естественные и искусственные запахи человека.
Задания для самостоятельной работы
• Находясь в транспорте, незаметно приглядитесь к какому-либо лицу. Желательно делать это так, чтобы проявленный интерес к человеку оставался для него незамеченным. (Если это не получается, то, возможно, взгляд наблюдающего слишком настойчивый, прямой, что ограничивает возможности коммуникации. Ненавязчивое изучение другого человека взглядом может стать обычным повседневным упражнением. Естественно, если внимание обеспокоило человека, нужно тут же отвести глаза.) Попытайтесь вообразить изучаемое лицо улыбающимся, опечаленным, насмешливым, гневным, испуганным, полным нежности и т. д. Тот, кому не удается это вообразить, основываясь на сиюминутном выражении реального лица, вероятно, испытывает затруднения в понимании смены чувств и настроений на лицах своих собеседников.
• Подготовьте выступление на тему: «Сравнительный анализ общения у человека и животных».
Вопросы для самоподготовки
1. Дайте определение понятию «средства общения».
2. Какие типы невербальных средств общения можно выделить?
Понятие малой группы. Ее виды и структура
1. Понятие и признаки малой группы
2. История исследования малых групп
3. Типология малых групп
4. Причины вступления в группу
5. Структура малой группы
1. Понятие и признаки малой группы
Что такое малая группа? Ответ на этот вопрос кажется очевидным, до тех пор, пока несколько человек не захотят сравнить свои определения. Являются ли группой пассажиры самолета? Не следует ли понимать под группой лишь такое собрание людей, в котором все знакомы друг с другом и ощущают взаимную привязанность? Или, может быть, группу образуют только те люди, которые преследуют общую цель и полагаются друг на друга?
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.
Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Объединение людей с общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами – т. е. общественные отношения. С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.
Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность – это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.
Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы-три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, т. е. наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.
Таким образом, малая группа – ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые:
1) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;
2) обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;
3) участвуют в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;
4) разделяют общие нормы и правила внутри– и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутри-групповой активности и координации действий по отношению к среде;
5) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;
6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;
7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;
8) представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.
2. История исследования малых групп
Исследование американским психологом Н. Триплетом (1887) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии. Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире – эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной специальной психологии. В 20-е годы XX в. усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску объективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую Н. Трипплетом.
Ф. Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как «совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф. Оллпорт объяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками.
В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов. Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х – начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Так, например, М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В. Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу «живых» групп в трущобах большого города; складывается «теория черт» лидерства и т. п. В этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации Ч. Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания внутреннего равновесия и сплочения).
Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину, который явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К. Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутри-групповые конфликты, динамику групповой жизни.
Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом – в этот период возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами. К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов, определявших развитие психологии групп, таких, как: социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход средством эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теория подкрепления.
В России изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско-японской войны 1904–1905 гг. Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В.М. Бехтерева, А.С. Залужского.
После гражданской войны для развития психологии коллективов характерен повышенный интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди многочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена таких психологов, как П.П. Блонский и Д.Б. Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов.
Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С. Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. В работе Макаренко реализуются (хотя и в упрощенном виде) важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельности, системности, развития. В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малой группы, организация, структура и управление (включая руководство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивация групповой длительности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самой группы.
Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования малых групп и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска.
1970-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповой психологии. В это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению в 1970-е годы подверглась сама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.
На протяжении третьего этапа (1980-е годы) продолжались и усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.
Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. Это – деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход.
Внимание! Это не конец книги.