Что относится к внутренней среде предприятия ответ
Тест промежуточного контроля по дисциплине «Экономика организации». Тема 1. Предприятие (организация). Тест 2
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Укажите основную цель функционирования предприятия в рыночных условиях:
а) получение прибыли и ее максимизация
б) повышение заработной платы работников
в) выход на мировой рынок
г) максимальное удовлетворение общественных потребностей
д) совершенствование производственной структуры предприятия
е) внедрение новой техники и технологии
2. Предприятия по формам собственности классифицируются на:
а) индивидуальные
б) частные
в) малые
г) государственные
д) коллективные
е) муниципальные
3. Выделите организационно-правовые формы предприятий:
а) государственное или имущественное унитарные предприятия
б) совместные предприятия
в) производственные кооперативы
г) малые предприятия
д) хозяйственные общества
е) хозяйственные товарищества
4. В чем состоит различие между производственным предприятием и фирмой:
а) предприятие осуществляет производственную деятельность, а фирма – коммерческую
(торговую) деятельность
б) фирма – более широкое понятие, чем предприятие, и может включать несколько производственных или торговых предприятий
в) различия между предприятием и фирмой нет
5. Укажите среди перечисленных организационно-правовых форм хозяйственные товарищества:
а) общество с дополнительной ответственностью
б) общество с ограниченной ответственностью
в) полное товарищество
г) товарищество на вере (коммандитное)
6. Какая из перечисленных организационно-правовых форм не является коммерческой организацией:
а) полное товарищество
б) товарищество на вере
в) потребительский кооператив
г) коммандитное товарищество
д) казенное предприятие
7. Важнейшей задачей предприятия во всех случаях является:
а) создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия
б) получение дохода от реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг)
в) недопущение __________сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и снижения его рентабельности)
8. Что относится к внутренней среде фирмы:
а) потребители продукции
б) средства производства, трудовые ресурсы и информация
в) поставщики ресурсов производства
г) органы власти
9. Задачи предприятия определяются:
а) интересами владельца
б) размером капитала
в) ситуацией внутри предприятия
г) высшим руководством
д) коллективом предприятия
е) внешней средой
10. Выделите основные черты, которые характеризуют товарное производство. Товарное
производство – это:
а) специфический вид деятельности по созданию новых товаров и услуг
б) изготовление товаров и услуг не для собственного потребления, а для продажи на рынке
в) обеспечение потребителей необходимой продукцией, работой, услугами
г) переработка исходных материалов с целью получения прибыли
11. Какие основные экономические категории включает товарное производство:
а) спрос, цена, качество продукции и прибыль
б) цена, спрос, предложение и купля-продажа
в) спрос и предложение, цена и закон спроса
г) цена, спрос и предложение, конкуренция
д) конкуренция, цена, спрос и предложение, закон спроса
12. Выберите более полное определение понятия «рынок»:
а) рынок – это место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах
б) под рынком понимаются способ, место и средства товарообмена
в) рынок – это система экономических отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена товаров (услуг)
г) другой вариант ответа
13. Укажите, по каким признакам классифицируются рынки:
а) по объектам и субъектам, по географическому признаку, по степени конкуренции, по характеру продаж, по отраслевому признаку
б) согласно существующей отраслевой и территориальной схеме национальной экономики
в) по функциональному признаку.
14. Выделите четыре признака классификации рынков по характеру товарообмена:
а) рынок товаров и услуг, рынок денег (капитала), рынок технологий, рынок информации
б) рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок интеллектуальной продукции, рынок труда
в) рынок труда, рынок ценных бумаг, финансовый рынок и рынок интеллектуальной собственности
г) рынок труда, рынок интеллектуальной продукции, финансовый рынок, рынок товаров и услуг
15. Выделите два признака классификации рынков по характеру продаж:
а) внутренний и внешний рынки
б) оптовый и розничный рынки
в) региональный и мировой рынки
16. Роль малого бизнеса в национальной экономике заключается в:
а) оперативном реагировании на изменения рынка
б) развитии творческой инициативы работников
в) создании новых рабочих мест
г) массовом производстве новой продукции
е) развитии специализации и кооперации производства
17. Критерии, установленные для отнесения предприятий к разряду малых:
а) численность персонала
б) объем выпуска продукции и численность персонала
в) численность персонала, объем выпуска продукции и условия формирования уставного капитала
г) численность персонала и формирование уставного капитала
18. Система управления включает следующие компоненты:
а) принципы, задачи и методы управления
б) структуру органов управления
в) информацию и средства ее обработки
г) текущее управление
19. Управление предприятием включает следующие подсистемы:
а) управление персоналом
б) управление маркетингом
в) управление финансами
г) управление запасами
20. Линейная структура управления включает:
а) линейную схему управления
б) дивизиональную схему управления
в) проектную структуру управления
21. Дивизиональная структура управления характеризуется:
а) наличием самостоятельных производственных отделений по продуктам
б) наличием самостоятельных производственных отделений по рынкам сбыта
в) сочетанием вертикальных, линейных __________и функциональных связей управления с горизонтальными
г) наличием самостоятельных производственных единиц по регионам.
Что относится к внутренней среде предприятия?
Внутренняя среда включает в себя факторы, позволяющие оценить потенциал предприятия. Потенциал означает возможности той или иной системы, ее производственные мощности, внутренние ресурсы, которые могут быть мобилизованы для реализации тех или иных целей. К потенциалу предприятия можно отнести материальные и технические ресурсы, финансы, уровень информационного обеспечения, инновационные и инвестиционные возможности, состав и профессиональную структуру кадров и другое. Структурируя потенциал предприятия, можно выделить следующие основные его блоки:
* Товарный блок — возможность выпускать ту или иную продукцию, адекватную потребностям рынка, пользующуюся спросом в настоящее время и в перспективном периоде, способность создавать конкурентоспособную продукцию.
* Технический блок — технические и технологические ресурсы, которые могут быть задействованы предприятием; производственное оборудование, сырье и мате-риалы, необходимые запасы и складские помещения, способы приготовления продукции, способность обновления технологии и другие ресурсы.
* Кадровый потенциал — численность и квалификация кадров, возрастной и профессиональный потенциал, уровень трудовой мотивации, наличие сплоченной команды, способность к реализации конкурентоспособных идей и т. д.
* Финансовый блок (потенциал) — финансовое состояние предприятия, структуры активов и пассивов, средний остаток наличности, ликвидные активы, доступность заемных средств, наличие потенциальных инвесторов и т. д.
* Информационный блок — доступ к информации о внешней и внутренней среде предприятия, достоверность и своевременность формирования баз данных, культура обобщения и обработки информации и т. д.
Но вообще-то, думаю, что строгого перечня не существует. Хотя в общих чертах, наверное, так. (от себя)
Вопрос 21 Что такое внутренняя среда организации?
Вопрос 21 Что такое внутренняя среда организации?
Ответ
Внутренняя среда организаций характеризуется внутренними переменными.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые являются результатами управленческих решений.
На функционирование организаций накладываются ограничения. Для функционирования организаций имеются условия. И то и другое может быть результатом взаимодействия с внутренней средой. При этом ограничения императивны, т. е. неподвластны менеджменту определенного уровня. Условия – диспозитивны, т. е. у менеджмента определенного уровня есть возможность выбора условий для принятия решений.
К внутренним ограничениям относятся такие факторы, которые могут быть изменены только решением высшего менеджмента:
• цели – являются внутренним ограничением для всех участников организации и мощным средством координации, поскольку установленные цели показывают участникам организации, к чему они должны стремиться;
• структура организации – пока она не изменена на самом высшем уровне менеджмента (топ-менеджмент), она является внутренним ограничением для всех остальных менеджеров и рядовых сотрудников;
• технология – пока не принято решение об изменении технологии на самом высоком уровне (топ-менеджмент), она является ограничением для всех остальных менеджеров и рядовых сотрудников, например организация, в которой используется конвейерная технология, не может от нее отказаться, не поставив под угрозу свое существование;
• нормативы – расхода материалов, нормативы соотношений и т. п. являются внутренними ограничениями до тех пор, пока они не изменены решениями высшего уровня менеджмента.
К внутренним условиям относятся ситуационные факторы внутри организации, которые могут быть изменены на любом уровне менеджмента, например:
• ресурсы – материальные, трудовые, интеллектуальные; менеджер любого уровня может влиять на эти факторы, экономя и эффективно используя материальные ресурсы, подбирая людей, способных выполнять ту или иную деятельность с разной степенью эффективности;
• инновации – менеджер любого уровня может внедрять новшества в рамках своей компетенции: эффективные приемы труда, методы экономии ресурсов;
• системы поощрения и мотивации – менеджер любого уровня может выстраивать системы поощрения и мотивации подчиненных ему сотрудников, используя эти системы в рамках средств, выделенных на премирование.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Внешняя и внутренняя среда маркетинга
Внешняя и внутренняя среда маркетинга Маркетинговая деятельность предприятия протекает в определенной внешней (окружающей) среде. В результате рыночной деятельности предприятие осуществляет постоянный контакт с рынком, поставляя на него продукцию, услуги,
3.6. Внутренняя и внешняя среда организации
3.6. Внутренняя и внешняя среда организации Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду. Поскольку организации представляют собой созданные
5. Внутренняя среда предприятия
5. Внутренняя среда предприятия Внутренняя среда организации – совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав
1.4. Что у нас внутри, а что снаружи? (Внешняя и внутренняя среда организации)
1.4. Что у нас внутри, а что снаружи? (Внешняя и внутренняя среда организации) Мы не одиноки в этом мире. Вокруг все время что-то крутится и вертится, в том числе и вокруг нашей организации. В менеджменте это называется средой. И каждое действие той или иной организации
Вопрос 20 Что такое внешняя среда организации?
Вопрос 20 Что такое внешняя среда организации? Ответ Внешняя среда организации разделяется на внешнюю среду прямого воздействия и внешнюю среду косвенного воздействия.Среда прямого воздействия оказывает непосредственное влияние на организацию.К среде прямого
Вопрос 62 Что такое философия организации?
Вопрос 62 Что такое философия организации? Ответ Философия включает в себя описание высших ориентиров поведения, принятых организацией (смысл деятельности организации, принципы отношения менеджеров к персоналу, партнерам, конкурентам, инновациям, риску), условий
Вопрос 63 Что такое миссия организации?
Вопрос 63 Что такое миссия организации? Ответ Миссия большинством авторов определяется как смысл существования организации, ее роль в стране и в мире и значение для общества; качественно выраженная совокупность основных целей и руководящих установок организации.
ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации
ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации 1. Содержание понятия «среда организации» Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям
2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура
2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды
10. Внешняя и внутренняя маркетинговая среда
10. Внешняя и внутренняя маркетинговая среда Внешняя маркетинговая среда – это макросреда фирмы. Она включает в себя основные факторы, влияющие на деятельность фирмы на каком-то определенном участке (сегменте) рынка:1) демографические, т. е. для предприятия важно, какая
17. Внутренняя среда маркетинга
17. Внутренняя среда маркетинга Маркетинговая среда фирмы– это совокупность субъектов и фактов, оказывающих влияние на успешную деятельность всей фирмы.Маркетинговая среда бывает как внешней (макросреда), так и внутренней (микросреда).В микросреде действуют внешние
9. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура
9. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды
18. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ
18. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ Внутренняя среда – совокупность характеристик фирмы и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), оказывающих влияние на положение и перспективы фирмы.Компоненты внутренней среды: миссия,
Лекция 12. Внутренняя среда организации
Лекция 12. Внутренняя среда организации Внутренняя среда организации – хозяйственный организм фирмы.Другими словами, это структура фирмы, которая охватывает все производственные подразделения, входящие в состав организации.Внутренняя среда организации состоит из
Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. Несмотря на все возрастающее значение в развитии организации внешних факторов, внутренние являются определяющими. К основным переменным внутренней среды организации относятся: цели, структура, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология, организационная культура.
Цели. Они представляют собой конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе, или в целом организация. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.
РАЗНООБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ. У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.
Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.
ЦЕЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ. В подразделениях, так же как и во всей организации, необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году.
Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Цели отдела маркетинга в корпорации «Сони» будут ближе к целям такого же отдела компании «Проктер энд Гэмбл», чем к целям производственного отдела самой «Сони». Из-за этих различий в целях подразделений руководство должно предпринимать усилия по их координации. Основным направляющим моментом при этом следует считать общие цели организации. Цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.
Структура организации. Структура организации представляет собой взаимоотношение уровней и функциональных областей, построенную в такой форме, которая позволяет обеспечить успешность достижения поставленных целей. Структурные переменные будут подробно рассмотрены при обсуждении процесса функционирования организации. Здесь же мы сосредоточим внимание на 2 основных концепциях, имеющих отношение к структуре: специализированное разделение труда и сфера контроля.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Как уже говорилось, разделение труда присутствует в любой организации. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного распределения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда — закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Разделение управленческого труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству является наглядным тому примером. Разделение работы по производству автомобиля на многочисленные малые операции, такие, например, как установка фар, также можно рассматривать как конкретную специализацию труда.
Преимущества даже зачаточного разделения труда между специалистами очевидны: уже у первобытных племен были выделены одни люди для охоты, другие — для изготовления орудий, приготовления пищи и т.д. Историк в области управления Клод Жорж проследил специализацию в Китае еще в пятом тысячелетии до н.э. В идеальном городе-государстве Платона вся работа должна была быть поделена среди тех, кто мог выполнить ее лучше других. Европейские средневековые гильдии пошли даже дальше в вопросах специализации, всячески поощряя пожизненное занятие какой-либо одной работой. Однако, только после промышленной революции появилась конкретная специализация, которая превалирует в современном производстве. Причины столь позднего ее расцвета станут ясны, когда мы будем обсуждать задания и технологии и их взаимосвязь со структурой.
На данный момент давайте просто отметим, что во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Обратите внимание, например, на разделение труда между руководителями низового звена. Как конкретно осуществить разделение труда в организации — вопрос, который относится к самым существенным управленческим решениям. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени — возможности ее успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми, — сверху вниз, до самого первого уровня организации — во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с ее конкурентами. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.
ОБЪЕМ УПРАВЛЕНИЯ. Вертикальное разделение труда, т.е. отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители среднего звена могут в свою очередь иметь несколько подчиненных из числа линейных руководителей. Например, руководитель производства может иметь в своем подчинении до 10 начальников, включая руководителей смен и различных функциональных зон. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала.
Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Сфера контроля — это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то мы говорим о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, т.е. каждому руководителю подчиняется мало людей, можно говорить о многоуровневой структуре. В целом большие организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации сопоставимого размера с многоуровневой структурой.
НЕОБХОДИМОСТЬ В КООРДИНАЦИИ. Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.
Формулирование и сообщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляют собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделенного труда. Руководители всегда должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить. Поэтому, координация представляет собой тему, к которой мы будем часто возвращаться.
Задачи.Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации (рис. 3.5.). Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАЧ. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же мастера — это, в основном, работа с людьми. В то же время, задачи казначея корпорации, в основном, связаны с информацией.
рис. 3.5. Взаимозависимость должностей, структуры и целей.
Два других важных момента в работе — это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Машинная операция, например, может состоять в выполнении задачи по сверлению отверстий тысячу раз в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь несколько секунд. Исследователь выполняет разнообразные и сложные задачи, и они могут вовсе не повторяться ни разу в течение дня, недели или года. Для того чтобы выполнить некоторые из задач, исследователю требуется несколько часов или даже дней. В общем, можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер, и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода управленческой работы от низшего уровня к высшему.
ЗАДАЧИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. С исторической точки зрения, изменения в характере и содержании задач были тесно связаны с эволюцией специализации. Как указывал Адам Смит в своем знаменитом примере о производстве булавок, когда работу делят между специалистами вместо того, чтобы поручить ее выполнение одному человеку, потенциальная выгода огромна. Пример из книги «Богатство народов», опубликованной в 1776 г., рассматривается как толчок к промышленной революции. Предприниматели того времени быстро поняли, что специализация задач повышает прибыль, потому что увеличение производительности снижает затраты на производство. Специализация задач быстро нашла свое применение во многих простых операциях. С тех пор и до совсем недавнего времени существовала тенденция расширения специализации и тем самым дробления всей работы на более мелкие операции. В нашем веке технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной и сложной до такой степени, о которой и думать не мог Смит.
Технология.ТЕХНОЛОГИЯ — четвертая важная внутренняя переменная — имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья — будь то люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги. Люис Дейвис, писавший о проектировании работ, предлагает сходное широкое описание: «Технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях».
Технология представляет собой мастерство, совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие материалы преобразуются в готовую продукцию.
Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе (рис. 3.6.). По словам Виланда и Ульриха, «машины, оборудование и сырье, конечно, можно рассматривать как компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом несомненно является процесс, с помощью которого исходные материалы (сырье) преобразуются в желаемый на выходе продукт. По сути своей технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование».
Рис. 3.6. Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей.
Трудовые ресурсы. Люди являются центральным звеном в любой модели менеджмента. Эффективность управления людьми всегда было и есть высокое искусство и основа всех результатов и потерь в организации. При анализе этой переменной рассматриваются пол, возраст, образование, семейное положение, мировоззрение, установки, ценности, способности, склонности, потребности, ожидания, восприятие и т. п.
Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы:
Каждый из указанных факторов включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Производство. Организации нужно иметь адекватные материальные средства, соответствующие поставленным целям, как в отношении их срока службы, так и относительно их производственных характеристик, с тем чтобы затраты на производство были минимальными. К производственному фактору относят также изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка оборудования; осуществление исследований и разработок; эффективную работу с клиентами и заказчиками.
Оборудование. Характеризуя состояние оборудования, выделяют три составляющие качества оборудования — мощность, универсальность, надежность. Номинальная мощность — это мощность, на которую было рассчитано устройство при его проектировании. Реальная мощность — эта та, с которой работает оборудование. Отношение реальной мощности к номинальной выражает эффективность оборудования.
Материальные запасы. Это запасы сырья, материалов и готовой продукции, которые приобретаются или накапливаются, чтобы мог свершиться процесс материального производства.
Финансы. В области финансовой деятельности организации необходимо иметь в виду два момента: финансовые возможности и степень риска предпринимаемой деятельности. Первый связан со способностью организации вовремя выручить или занять денежные средства с последующей оплатой кредита и процентов по нему.
Риск связан с участием в деятельности, которая может привести к разорению организации или к ее неожиданному взлету.
Финансовая деятельность организации включает в себя также процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Маркетинг. Охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования и продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и систем распределения, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. Если планируется рост объема сбыта, то важно обеспечить эффективную продажу и продвижение товаров и услуг. Необходимо обеспечить степень насыщенности обслуживаемой территории и торговых предприятий на ней штатом продавцов, а также степень эффективности продвижения товаров и услуг по сравнению с конкурентами.
Хорошо продуманный широкий ассортимент товаров и услуг — одна из наиболее сильных сторон организации, компания со слабыми продуктами, как правило, сводит концы с концами. Менеджерам необходимо держать под контролем следующие параметры: этапы прохождения продуктами своего жизненного цикла, цены относительно цен конкурентов, общую величину сектора рынка, занимаемого организацией.
Управление персоналом. Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Управление персоналом состоит из процессов взаимодействия менеджеров и рабочих, найма, обучения и продвижения кадров, а также оценки результатов труда и его стимулирования, создания и поддержания отношений между работниками и т.п. Необходимо устанавливать возрастной состав персонала, а также знания, навыки и умения сотрудников. Многие организации потерпели провал в новых для себя областях деятельности в связи с тем, что они вовремя не осознали недостаточную компетенцию своих сотрудников в этих новых областях.
Анализ перечисленных факторов внутренней среды организации как ее составных частей необходимо дополнить изучением внутренних элементов, касающихся всей организации в целом. В частности, заслуживают особого внимания следующие элементы.
Структура организации, которая включает организационное устройство компании согласно ее организационно-штатному расписанию. Это то, что отражено в документации, определяющей распределение прав и ответственности, иерархию подчинения. Если существующая оргструктура функционирует нормально, никто в организации не обращает на нее особого внимания, но если она сформирована неправильно, это может привести к большим потерям предприятия.
Организационная культура, под которой понимаются ценности, убеждения, установки и образ поведения. При сильной организационной культуре практически все работники имеют четкое представление, чем занимается их организация. Организационная культура может способствовать выживанию организации в конкурентной борьбе и усилению ее позиций. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность организационной культуры состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать.
Организационная культура — это внутренняя среда обитания работников организации, система их взаимоотношений, стили поведения, реакции на окружающую среду в совместной деятельности.