Что относится к видам управленческих подходов
Подходы к управлению (в менеджменте)
История развития науки управления включает в себя ряд этапов, зачатки управления появились очень давно, а вот теоретические основы стали развиваться в конце XIX столетия.
Концепции менеджмента, которые сформировали его теоретическую базу, принято делить на две большие группы (по классификации Виханского и Наумова).
1. Одномерные учения об управлении – эта группа учений включает в себя самые первые концепции, которые принято именовать школами менеджмента. Здесь выделяются 4 школы – научная, административная, человеческих отношений и количественная. Каждая школа занималась изучением своего направления в менеджменте в отдельности, пытаясь доказывать свои гипотезы.
2. Синтетические учения об управлении – эта группа включает комплексные подходы к управленческим процессам. В отличие от одномерных учений, которые рассматривают один управленческий процесс в отдельности, синтетические учения говорят, что управление это сложное явление, включающее в себя множество процессов. На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:
— Процессный подход.
— Системный подход или системная концепция.
— Ситуационный подход.
Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.
Процессный подход к управлению
Истоки зарождения процессного подхода можно увидеть еще в административной школе управления. Ведь еще Анри Файоль выделял в процессе управления пять функций – предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Подробнее о функциях управления и их специфике можно посмотреть в лекции 3.
Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ.
Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.
Процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий, каждая из которых вкладывает свой вклад в общий процесс управления. Таким образом, мы и получаем что менеджмент это процесс управления, фактически набор определенных функций и правил, которые выполняет руководитель или вся система управления.
На рисунке приведем, вольную интерпретацию схемы цикла менеджмента. Последовательность функций всегда именно такая, лишь меняются направления работы. Или планируем новое, потом выполняем, потом проверяем. Или находим способы улучшения работы, потом выполняем ее, потом проверяем, а в заключении сравниваем так все или не так как намечали.
Учитывая особенность синтетических учений об управлении можно сказать, что все подходы взаимосвязаны между собой. Так процесс управления можно рассматривать как систему, имеющую подсистемы.
Системный подход к управлению
Системный подход это сущность современной науки. Начав свое формирование в начале XX века, сегодня системная концепция есть во многих отраслях современной науки. С системами имеют дело в управлении, биологии и анатомии, химии и кристаллографии, социологии и психологии, экономике и педагогике. Системный подход глубоко проник во все научные процессы. Что же собой представляет системный подход?
Основа системного подхода это «Теория систем» Людвига фон Берталанфи и «Тектология» А.А. Богданова. Именно в их работах впервые появилось упоминание о системах и их частях. А уже позже эти теории были адаптированы и для других наук.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, действия которых направлены на процесс жизнедеятельности всей системы.
Учитывая разработки уважаемых ученых, мы можем сказать, что все, что нас окружает это системы! Даже камень на дороге это тоже система – ведь он имеет свою вытуренную структуру.
Таким образом, системы могут быть биологическими техническими и социальными. Логично, что менеджмент имеет дело преимущественно с социальными системами – с людьми, но это никак не отменяет прочих положений Теории систем и Тектологии.
На сегодня существует множество классификаций систем, для характеристики системного подхода в управлении нам потребуется лишь одна базовая.
С точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью, или как говорят в управлении с внешним окружением (внешней средой) выделяют 2 типа систем:
— Закрытые системы – совершенно самостоятельны и для жизнедеятельности не требуют ничего от внешнего окружения.
— Открытые системы – целиком и полностью зависимы от внешних процессов, так как существовать и работать без взаимного обмена со средой не могут.
Большая часть окружающих нас системы открытые. Это и человек, и дерево в лесу, и организация как главный объект управления.
Каждая открытая система в своей структуре имеет три элемента – вход, преобразование и выход.
Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.
Все организации являются открытыми системами.
Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.
Ситуационный подход к управлению
Ситуационная концепция одна из самых поздних концепций в менеджменте. Ситуационный подход не отменяет действия процессной и системной концепций. Наоборот учитывая их и основываясь на них, позволяет использовать свои преимущества для повышения качества управленческих процессов.
Основа ситуационного подхода это ситуация. Ведь в деятельности организации случаются разные события. И не все эти события можно решить при помощи знаний управленческой науки. Именно в этом и кроется особенность системной концепции – использовать под разные ситуации достижения тех наук, которые применимы в данном конкретном случае.
В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.
На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.
Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления. Все это составляющие внешней и внутренней среды организации, речь о которых пойдет в следующей лекции.
Современные подходы к управлению
Наиболее распространенными в современных теоретических и научно-практических исследованиях являются следующие подходы к управлению:
1. Процессный подход. Процессное управление – это подход к управлению, который рассматривает деятельность организации как совокупность процессов, предпринимаемых для достижения организационных целей. Руководитель, использующий данный подход, пытается спроектировать организационные процессы, действия, которые определяют качество и производительность. Процессный подход является основополагающей базой всех иных современных подходов к управлению.
В процессной модели управления основными понятиями выступают «процесс» и «бизнес-процесс», которые по-разному интерпретируются различными авторами. Часть исследователей считает эти понятия тождественными, другие определяют бизнес-процессы как вид деятельности, приносящий доход или иные выгоды, и считают результаты «процесса» и «бизнес-процесса» различными по своему назначению. Очевидно, что основные принципы менеджмента не зависят от типа, профиля и области деятельности компании. Независимо от наличия или отсутствия коммерческой составляющей, для любой организации самой актуальной задачей является построение эффективной системы менеджмента, которая будет обеспечивать выполнение задач организации и ее жизнеспособность в изменяющихся внешних условиях. Поэтому применение процессного подхода к управлению возможно и целесообразно в любой современной организации – как коммерческой, так и некоммерческой.
Рассмотрение организации в качестве совокупности бизнес-процессов позволяет сосредоточить внимание на конечной продукции и потребителе, что ведет к лучшему удовлетворению потребителей и поддержанию конкурентоспособности. Управление процессами через владельцев процессов приводит к концентрации ответственности и точности при контроле ресурсов и работ. Целостный подход снижает риск сосредоточения внимания руководства организации на ее конкретных функциях в ущерб вниманию к сложным системным проблемам взаимодействия организации с внешней средой.
Процессный подход ведет к упрощению многоуровневых иерархических организационных структур, обеспечивает большую ориентацию организации на потребителя. За счет сокращения иерархических уровней организационной структуры процессный подход позволяет упростить обмен информацией между различными подразделениями. Переход к процессному подходу позволяет устранить обособленность подразделений и должностных лиц, акцентировать внимание менеджмента на их взаимодействии.
Процессный подход характеризуется большей способностью к совершенствованию системы управления, что крайне важно в условиях растущей конкуренции, с которой постоянно сталкиваются организации, и расширяет возможности организаций в развитии бизнеса.
Одним из ключевых преимуществ процессного подхода является его направленность на конечный результат, повышение результативности и эффективности предприятия в достижении поставленных целей. При этом делегирование полномочий по определению ответственных исполнителей и создание условий для постоянного развития и совершенствования бизнес-процессов, а также сокращение ненужных операций позволяет достичь высоких показателей рентабельности и роста конкурентоспособности.
Приоритетными направлениями совершенствования бизнес-процессов является внедрение автоматизированных систем, инвестирование в развитие технологий и оборудования. Такой подход позволяет достичь высокого качества продукции и максимального удовлетворения интересов потребителей. Следует подчеркнуть также гибкость и адаптивность предприятия к изменениям во внешней среде при применении процессного подхода к управлению.
Наряду с многочисленными преимуществами процессного подхода можно выделить также и некоторые его недостатки. Во-первых, придание приоритетного значения развитию технологий приводит к уменьшению внимания или даже игнорированию развития других сфер и направлений деятельности предприятия. В частности, при данном подходе недостаточно внимания уделяется работниками предприятия, их мотивации, что может служить причиной снижения производительности труда.
Помимо этого, одним из ограничений для применения процессного подхода является сложность его внедрения. Для обеспечения эффективности данного подхода необходимо четкое разграничение ответственности в отношении каждого бизнес-процесса, однозначность поставленных конечных целей, разработка и закрепление показателей оценки эффективности бизнес-процессов, внедрение внутренних стандартов качества, а также понимание и готовность работников предприятия к новым технологиям управления.
2. Системный подход. В рамках системного подхода к управлению организация рассматривается как система, элементы которой взаимосвязаны между собой, что позволяет эффективно управлять всей системой на основе отлаженной работы каждого из элементов. Системный подход в управлении базируется на общей теории систем, согласно которой:
Системный подход в теории управления определяет организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение единой конечной цели к которым относят общие ценности, стратегическую ориентацию, структуру, стиль управления, состав сотрудников, совокупность теоретических знаний и практического опыта. Сущность системного подхода к управлению заключается в следующем:
Системный подход в управлении предполагает соблюдение основных законов системы, а именно:
Таким образом, системный подход позволяет исследовать функционирование, развитие, структуру целого (объекта), установить свойства его элементов, проследить взаимодействия и взаимосвязи между ними. Согласно системному подходу эффективность целого зависит от эффективности всех его частей, а не отдельных элементов с высокой эффективностью.
Системный подход облегчает тщательное изучение проблемы в каждой подсистеме, и общесистемные решения могут быть разработаны и реализованы более эффективно, если процессный подход терпит неудачу. Однако этот подход также подвергается критике за то, что он не предоставляет конкретных методов и инструментов решения проблем и поэтому считается абстрактным и расплывчатым
3. Ситуационный подход. Ключевая идея данного подхода заключается в том, что не существует одного наилучшего способа решения управленческой проблемы, поэтому выбор методов и инструментов управления должен определяться сложившимися обстоятельствами в конкретной ситуации. Ситуационный подход в управлении рассматривает конкретные ситуации, а именно: выделение факторов, которые создали определенную ситуацию и являются наиболее влиятельными, определение недостатков и преимуществ, ограничений и последствий ситуации, избрание специфических приемов и методов управления для конкретной ситуации. Использование данного подхода к управлению способствует более эффективному достижению целей, особенно на крупных предприятиях, с большим количеством задач.
Ситуационный подход ориентирует менеджеров на использование возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Ключевым аспектом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые влияют на предприятие в конкретный период времени. Поскольку в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Ситуационное управление предполагает принятие решений не в соответствии с установленными планами работы, а по мере выявления потенциальных проблем. Этот подход требует значительного уровня децентрализации управления, и, следовательно, обеспечивает необходимую адаптивность и гибкость организационной структуры, быструю реакцию на постоянно изменяющиеся условия.
Ситуационный подход к управлению требует от руководителя «ситуационного мышления», что помогает лучше определить приемы, наиболее эффективные для достижения целей организации. Согласно ситуационному подходу в управлении рассматриваются три типа условий: относительно стабильны; изменяющие только часть характеристик среды и организации; не определены.
Отличием ситуационного подхода от других подходов можно считать тот факт, что он предполагает не только определение факторов, которые способствовали возникновению определенной ситуации, но и установление их приоритетности, силы воздействия, исследования возможных последствий и угроз. Основной же задачей менеджера в ситуационном подходе определяется выбор на основе проведенного анализа конкретных методов управления и принятия соответствующих управленческих решений в соответствии с особенностями ситуации.
Фактически, эффективность принимаемых управленческих решений при ситуационном подходе зависит от профессионализма менеджеров и правильности понимания ими ситуации. Для достижения положительных результатов управленческой деятельности при применении ситуационного подхода руководители предприятия или его структурных подразделений должны не только правильно трактовать ситуацию и факторы, ее вызвали, но и владеть всем арсеналом методов и инструментов управленческой деятельности, понимать их преимущества и недостатки, и осуществлять оптимальный выбор из всех возможных вариантов управленческих действий.
Ситуационный подход, так же как и системный, способен обеспечивать высокую адаптивность предприятия к внешним изменениям, поскольку способствует сбалансированию системы, приведению в соответствие отдельных частей целого и их сочетанию. Рассматривая предприятие как целостную систему, данный подход имеет безусловные преимущества, в то же время недостатком является абсолютизация влияния внешнего окружения на эффективность хозяйственной деятельности предприятия, в то время как управление подчиняется конкретным ситуациям, однако не контролирует их.
4. Холистический подход. В современной теории и практике управления приобретает популярность холистический подход к управлению. Распространение понятия холистического управления связано с использованием принципа холизма, который предусматривает философскую позицию относительно соотношения целого и его отдельных частей, согласно которому целое всегда больше, чем сумма его частей.
Холистический подход признает, что в управлении организацией «все имеет значение» и что для достижения наилучшего решения необходим широкий, комплексный подход. В холистическом управлении любое решение принимается с учетом предполагаемого воздействия на заинтересованные стороны, включая клиентов, сотрудников, поставщиков, акционеров, сообщество и окружающую среду. При таком подходе менеджеры также должны контролировать, чтобы любые принятые ими решения не противоречили решениям других структурных подразделений. Только тогда, когда ресурсы всей организации движутся к общей цели, она может рассчитывать на выживание в условиях высоко конкурентного рынка.
Для лучшего понимания сущности холистического управления целесообразно выделить ключевые его отличия от традиционной концепции управления. Прежде всего, холистическое управление направлено на привлечение к принятию решений всех участников процесса, в то время, когда традиционное управления характеризуется более жесткой иерархией и подчинением форм управления. Во-вторых, в холистическому управлении важное место занимает обратную связь и акцентирование внимания на каждом элементе. В-третьих, если традиционное управление направлено в большей мере на манипуляцию субъектов управления, то холистическое предусматривает полное взаимопонимания между всеми участниками, является единым целым и слаженно работают для достижения общей цели. В-четвертых, холистическое управления является более прогрессивной формой управления, поскольку целостно изучает социальное пространство организации, включающее в себя потребителей, собственников (акционеров) предприятия, работников, посредников и тому подобное.
Холистическое управления по сравнению с традиционным подходом является более полным, сбалансированным и последовательным, поскольку при таком управлении не существует неважных аспектов, даже если они кажутся незначительными.
Анализ литературных источников предоставляет возможность определить основные принципы холистического управления:
1. Управленческие решения принимаются на паритетных началах.
2. Существует эффективная обратная связь между всеми участниками.
3. Возможность принимать решения при осуществлении отдельных процессов.
4. Децентрализация управления.
5. Стимулирование активности каждого участника и тому подобное.
Таким образом, ключевым аспектом холистического подхода к управлению является согласованность интересов и удовлетворения потребностей всех субъектов управления, а именно: потребителей, общества в целом, собственников (акционеров) предприятия, работников, посредников, партнеров. Холистическое управление способно обеспечить дополнительные конкурентные преимущества и существенно повысить эффективность функционирования предприятий, поскольку направлено на решение конкретных задач и разработку конкретных мероприятий, которые будут способствовать инновационной активности, с одной стороны, и высокому уровню взаимодействия между всеми субъектами такого управления, с другой стороны.
О применении данного подхода к управлению в маркетинге Вы можете прочитать в нашей статье Концепция холистического маркетинга.
5. Синергетический подход. Синергетика (от греч. «общий», «согласованно действующий») формирует новую матрицу видения систем различной природы как сложноорганизованных объектов и рассматривает движущие силы, механизмы и закономерности их эволюционных процессов. Ее основу составляет явление самоорганизации, которое заключается в формировании упорядоченных макроскопических структур путем коллективного взаимодействия микроскопических элементов при отсутствии упорядоченного влияния извне.
Сущность синергетического подхода к управлению организацией как системой заключается в том, что он ориентирован не на внешние параметры, не на цели и ожидания субъекта управленческой деятельности, а на внутренние свойства системы, ее собственные законы эволюции и самоорганизации.
В широком смысле синергетический менеджмент, или концепция организованной синергии в управлении предприятиями, – это система научно обоснованных представлений о закономерности развития предприятий как сложных открытых нелинейных неравновесных производственно-экономических систем путем формирования и функционирования механизмов их внутренней самоорганизации.
В узком понимании синергетический менеджмент рассматривает условия и факторы положительного синергетического взаимодействия отдельных элементов и подсистем с возникновением кооперативных эффектов на разных уровнях и в различных сферах деятельности предприятий для ускоренного роста их эффективности.
Анализ научных источников позволяет выделить следующие ключевые преимущества применения синергетического подхода к управлению:
1. Условия нестабильности внешней среды зачастую вызывают стремление организационных систем к противостоянию им, что негативно влияет на эффективность управления. В синергетическом подходе принятие условий нестабильности в качестве базовых позволяет переориентировать управление на развитие в условиях постоянно изменяющейся среды вместо ориентации на «выживание».
2. Сотрудничество и самоуправление, которые лежат в основе синергетического подхода, создают условия для проявления активности отдельных элементов организации как социальной системы.
3. Совмещение управления и самоуправления активизирует ресурсы горизонтальных управленческих уровней, инновационный и творческий потенциал для достижения целей развития организации.
4. Открытость организационной системы, с одной стороны, позволяет внешним факторам, влиять на ее устойчивость, а с другой стороны, использовать внешние ресурсы для стимулирования внутреннего потенциала и усиления синергетического эффекта.
Определяющим фактором успешного внедрения синергетического управления (впрочем, как и любой другой организационно-управленческой инновации) является готовность сотрудников перейти на новые принципы работы. Такая готовность предполагает высокую квалификацию персонала, способного на личностную и коллективную самоорганизацию, и наличие мотивирующих факторов.
Синергетическое взаимодействие невозможно навязать сверху, но возможно обосновать ее целесообразность и преимущества, научить методам кооперации и правилам коммуникаций, создать соответствующую атмосферу и «запустить» процессы самоорганизации.
Синергетический подход следует рассматривать как развитие системного подхода относительно сложных систем управления. По убеждению ряда исследователей, учет синергетических закономерностей позволяет изменить традиционные представления об управлении, согласно которым эффект от управленческого воздействия линейно зависит от величины приложенных усилий. С точки зрения управленческой деятельности наиболее важными являются следующие закономерности: развитие сложных организационных систем целесообразно осуществлять на основе выявления их собственных тенденций развития и использования их для достижения поставленных целей; в периоды нестабильности даже незначительные управленческие воздействия могут существенно влиять на развитие всего предприятия.
Таким образом, синергетический менеджмент нельзя считать полноценной альтернативой традиционной системе менеджмента. Это скорее новое управленческое мышление, которое основано на понимании современных мировоззренческих позиций о системно-синергетических закономерностях развития сложных систем, и реализуется в формировании новой управленческой методологии и применении системы соответствующего методического инструментария.
Каждый из вышерассмотренных подходов имеет практическое применение. Нередко в управлении предприятием параллельно применяют два подхода. В последние десятилетия особую популярность имел процессный подход к управлению. Интерес практиков к применению этого подхода был обусловлен, в том числе и тем, что именно процессно-ориентированный подход является обязательным условием при внедрении сертификации качества продукции. Однако в последнее время все больше внимания обращается к использованию системного подхода и более прогрессивных подходов – холистического и синергетического.
Рассмотренные подходы к управлению являются результатом эволюции теории и практики менеджмента и отражают трансформацию научных взглядов под воздействием технологического развития производства. При этомосновы современных подходов к управлению менеджмента были заложены еще в начале прошлого века. Менеджмент формировался для решения ключевых проблем эффективности – обеспечение того, чтобы квалифицированные сотрудники согласованно, добросовестно, компетентно и результативно выполняли повторяющуюся работу по производству сложной продукции в значительном количестве. Оптимальным решением для этих проблем являлась бюрократия, ее иерархическая структура, цели, которые спускаются сверху вниз, четкое распределение ролей и тщательно проработанные правила и процедуры.
Однако в современных условиях организациям приходится работать в условиях непрерывных изменений и растущей взаимозависимости, им необходимо своевременно меняться, чтобы удержаться на плаву, искать пути стимулирования сотрудников к проявлению инициативы и творчества, пытаться учитывать интересы все большего числа заинтересованных сторон. Принципы стандартизации, специализации, иерархии, контроля и первостепенной важности интересов собственников организации, очевидно, являются недостаточными для решения указанных задач. В связи с этим, возникает необходимость изменения основных парадигм и подходов к управлению. Скорость технологических и продуктовых инноваций, динамичность внешней среды, в которой действуют современные организации, диктует новые требования к гибкости стратегий развития, потребительский выбор определяет необходимость управления глубинными мотивами поведения людей, развитие информационных технологий требует от компаний максимальной информационной прозрачности их систем управления и так далее. Очевидно, что дальнейшее развитие теории и практики управления должно ответить на новые вызовы в условиях стремительного развития современного общества.
Список литературы