Что относится к ветеринарным мероприятиям
Виды ветеринарных мероприятий
Ветеринарные мероприятия – это комплекс общих и специальных мер, обеспечивающих сохранение и восстановление здоровья животных, их нормальную продуктивность (работоспособность).
К ветеринарным мероприятиям относятся:
1) ветеринарно-санитарные, профилактические, противоэпизоотические и лечебные меры; 2) ветеринарные мероприятия и ветеринарно-санитарная экспертиза при заготовке, убое животных, торговле мясом и другими продуктами, а также надзор за санитарным состоянием мест торговли на рынках; 3) ветеринарно-санитарный надзор за содержанием, заготовкой и убоем животных, перегоном скота, заготовкой, хранением и переработкой мяса, молока, яиц, шерсти, кож, пушнины и других продуктов и сырья животного происхождения, а также за перевозкой всеми видами транспорта, импортом и экспортом животных и сырья животного происхождения; 4) надзор за соблюдением ветеринарно-санитарных правил предприятиями, организациями, учреждениями, осуществляющими заготовку, хранение и переработку продуктов и сырья животного происхождения, а также ветеринарно-санитарным состоянием этих предприятий, организаций и учреждений; 5) ветеринарно-санитарный надзор за рыбохозяйственными водоемами и за соблюдением ветеринарно-санитарных правил на китобойных промыслах.
Ветеринарные мероприятия бывают массовые и индивидуальные.
К массовымпрофилактическим мероприятиям относятся: зоогигиенические, диагностические исследования, профилактические прививки, лечебно-профилактические обработки. Массовыми ветеринарно-санитарными мероприятиями являются: дезинфекция, дезинсекция, дезинвазия дератизация животноводческих помещений, обеззараживание средств транспорта, инвентаря, кожевенного и мехового сырья.К индивидуальныммероприятиям относятся: лечение больных животных, хирургические операции, акушерско-гинекологическая помощь, все виды государственного ветеринарного надзора.
В особую группу объединяются организационные мероприятия, включающие управление ветеринарным делом, ветеринарное снабжение, подготовку ветеринарных кадров, ветеринарную пропаганду.
Россельхознадзор / К реформе
федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Документы по теме
Проект закона «О ветеринарии»
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Ветеринария в Российской Федерации Под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, во взаимодействии с ветеринарными службами федеральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также аккредитованные в установленном порядке организации и специалисты в области ветеринарии.
Статья 2. Нормативно-правовое регулирование в ветеринарии
Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения связанные с защитой животных от болезней, выпуском безопасных в ветеринарном отношении продуктов животного происхождения, ветеринарных препаратов, кормов и защитой населения от болезней, общих для человека и животных.
Статья 3. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии
Статья 3.1. Полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1. К полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:
1) учет уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по животноводству, предоставлению отдельных услуг в области животноводства, производству мяса и мясопродуктов, их хранению, ветеринарной деятельности;
2) проведение обследований предприятий, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и осуществление ветеринарного надзора на предмет соответствия ветеринарным требованиям государств или групп государств, в которые поставляется продукция животного происхождения, производимая на указанных предприятиях, и ведение реестров предприятий, соответствующих указанным требованиям;
3) проведение обследований организаций и предприятий, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, установленным в Российской Федерации ветеринарным требованиям ввозимых в Российскую Федерацию животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных и осуществление ветеринарного надзора за ними;
4) лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для животных.
2. Переданные полномочия на территории субъекта Российской Федерации осуществляют уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.
3. Средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
4. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) площади территории субъекта Российской Федерации;
2) численности сельскохозяйственных животных на территории субъекта Российской Федерации;
3) количества расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов, полномочие по осуществлению ветеринарного надзора в отношении которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, и предприятий, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи;
4) количества организаций, осуществляющих деятельность, полномочие по лицензированию которой передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи.
5. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
6. Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии:
1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий;
2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
3) принимает решение о направлении представления в Правительство Российской Федерации о введении на территории субъекта Российской Федерации карантина в случае непринятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) своевременных действий по введению карантина;
4) утверждает формы бланков предписаний, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи;
5) устанавливает формы отчетности, требования к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
6) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
9. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, Счетной палатой Российской Федерации.
Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области ветеринарии;
участие в реализации утвержденных планов и федеральных целевых программ по проведению противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий;
установление и отмена карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных на территории двух и более муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
проведение мониторинга ветеринарного состояния территории субъекта Российской Федерации;
организация и осуществление государственного ветеринарного надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований нормативных правовых актов при содержании животных и обращении продукции, подконтрольной ветеринарной службе, на территории субъекта Российской Федерации, за исключением надзора на объектах федерального значения в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности, на государственной границе и в местах таможенного оформления;
организация и проведение оценки состояния здоровья животных и безопасности подконтрольной ветеринарной службе продукции, ввозимых на территорию субъекта Российской Федерации, и вывозимых за ее пределы;
проведение мониторинга состояния здоровья животных, эпизоотического и ветеринарно-санитарного состояния территории субъекта Российской Федерации;
ведение на территории субъекта Российской Федерации мониторинга безопасности подконтрольной ветеринарной службе продукции;
обеспечение осуществления предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов особо опасных и массовых незаразных болезней животных;
выдача заключений об эпизоотическом и ветеринарно-санитарном состоянии территорий и объектов, безопасности продукции, подконтрольной ветеринарной службе;
выдача разрешений на (ввоз) вывоз за пределы территории субъекта Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок для животных;
организация предоставления ветеринарных услуг, включая выдачу ветеринарных сопроводительных документов, за исключением ветеринарных сопроводительных документов на животных, продукцию животного происхождения, корма и кормовые добавки, выдача которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона относится к полномочиям Российской Федерации;
выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации;
организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений;
изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации;
регистрация специалистов в области ветеринарии, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
утверждение административных регламентов оказания государственных ветеринарных услуг на территории субъекта Российской Федерации;
организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного и растительного происхождения, кормов и кормовых добавок на территории субъекта Российской Федерации;
учет объектов государственного ветеринарного надзора регионального значения и ведение реестра учтенных объектов.
Статья 3.3. Полномочия органов местного самоуправления в области ветеринарии
К полномочиям органов местного самоуправления в области ветеринарии относятся:
создание и обеспечение работы чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;
введение ограничительных мероприятий (карантина), направленных на предотвращение возникновения, распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных на территории муниципального образования;
организация и проведение мероприятий по пресечению торговли животными и пищевыми продуктами в не установленных местах, с участием правоохранительных органов и контролирующих служб;
определение порядка учета сельскохозяйственных и домашних животных, организация проведения этих работ;
контроль за соблюдением правил содержания, эксплуатации и выпаса сельскохозяйственных и домашних животных (птицы), принадлежащих крестьянским, фермерским и ЛПХ граждан;
организация сбора и утилизации биологических отходов, а также определение и содержание мест захоронения, утилизации останков животных на территории муниципального образования;
отвод земельных участков для продовольственных, сельскохозяйственных рынков и мест торговли животными;
осуществление иных полномочий в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия при производстве и обороте пищевых продуктов, содержании сельскохозяйственных и домашних животных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Право на занятие ветеринарной деятельностью
Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления ветеринарной деятельности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим должностным лицом (руководителем высшего органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В случаях нарушения установленных норм и правил занятия ветеринарной деятельностью специалисты в области ветеринарии несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДОМСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБЫ
Статья 5. Организация Государственной ветеринарной службы Российской Федерации
1. Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются:
предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;
обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении;
защита населения от болезней, общих для человека и животных;
охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
2. Система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя:
федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии и подведомственные ему учреждения;
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, и подведомственные ему территориальные органы;
ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
3. Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.
Главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.
4. Финансовое и материально-техническое обеспечение полномочий в области ветеринарии, определенных статьей 3 настоящего Закона, различных уровней государственной власти осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 6. Социальная поддержка специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации
Специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны и внутренних дел
Федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел создаются ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы, организационная структура и порядок финансирования которых определяются указанными федеральными органами исполнительной власти.
Ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны и внутренних дел осуществляют свою деятельность под методическим руководством федеральных органов исполнительной власти в области ветеринарии.
Раздел III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ И ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЙ НАДЗОР
Статья 8. Государственный ветеринарный надзор
Государственный ветеринарный надзор осуществляется в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Права Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российской Федерации, их заместителей и других лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора
Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители, главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители и другие лица, уполномоченные на осуществление государственного ветеринарного надзора, имеют право:
беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;
предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;
вносить предложения в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;
о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям;
привлекать в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с настоящим Законом.
Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации имеет право участвовать в подготовке и подписании международных договоров с участием Российской Федерации по вопросам ветеринарии.
Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Раздел IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ВЕТЕРИНАРНОМ ОТНОШЕНИИ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА
Утратила силу. Статья 12. Планировка и строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства
Статья 13. Содержание, кормление и водопой животных, их перевозка или перегон
Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.
Ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормов и кормовых добавок утверждаются в установленном порядке и пересматриваются в соответствии с требованиями международных организаций, участником которых является Российская Федерация.
Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Требования, предъявляемые к ним, должны быть не ниже соответствующих требований международных стандартов.
Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, не соответствующие установленным ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя.
Перевозка или перегон животных должны осуществляться с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.
Статья 14. Охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств
К ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федерации.
Ввоз на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Перечень таких пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (часть третья в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 266-ФЗ)
Для осуществления мероприятий по предупреждению заноса заразных болезней животных из иностранных государств в специально оборудованных и предназначенных для перемещения животных, продуктов животноводства и кормов пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, и федеральным органом исполнительной власти в области обороны организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты.
Статья 15. Заготовка, переработка, хранение, перевозка и реализация продуктов животноводства
Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Статья 16. Производство, внедрение и применение вакцин, других средств защиты животных от болезней
Вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам.
Производство вакцин, других средств защиты животных от болезней организуется с учетом указанного требования и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Предупреждение и ликвидация болезней животных, их лечение
1. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению осуществляется органами государственной ветеринарной службы Российской федерации, ведомственными ветеринарными службами, аккредитованными организациями и специалистами, осуществляющими ветеринарную деятельность с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Препараты, необходимые для осуществления предусмотренных национальным планом мероприятий, поставляются за счет средств федерального бюджета.
Национальный план формируется на основании представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации данных, необходимых для расчета потребности в препаратах, и предусматривает:
1) обоснование проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных с приложением карт (схем) территорий с очагами карантинных и особо опасных болезней животных или рисками их возникновения;
2) перечень мероприятий, требующих применения препаратов, сроки и объем их проведения для каждого субъекта Российской Федерации, в котором расположены территории с очагами карантинных и особо опасных болезней животных или риском их возникновения;
3) методику, исходные данные и результаты расчета объема препаратов, необходимых для осуществления предусмотренных мероприятий;
4) сроки поставки препаратов, необходимых для осуществления предусмотренных мероприятий.
Организация мероприятий по ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных в случае их возникновения, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и органами местного самоуправления на основании утвержденного плана проведения карантинных мероприятий, при этом затраты по ликвидации этих болезней распределяются следующим образом, за счет средств:
федерального бюджета – приобретение биологических, химических и иных препаратов для диагностики, лечения и ликвидации указанных болезней животных, бюджетов субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления – проведение комплекса ограничительных мероприятий (карантина), утвержденных решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или органа местного самоуправления;
компенсация стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, осуществляется на основании статьи 19.
Перечень карантинных и особо опасных болезней животных, национальный план, порядок его формирования, порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета препаратами предусмотренных им мероприятий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии.
Иные мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней, и не предусмотренные национальным планом, или решением о наложении ограничительных мероприятий (карантина), органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов).
Статья 17. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных
В случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных Правительством Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии или органа местного самоуправления, на основании представления государственного ветеринарного инспектора по закрепленной территории обслуживания, вводятся ограничительные мероприятия (карантин).
Копия представления о введении ограничительных мероприятий (карантина) в пределах территории субъекта Российской Федерации направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, в течение одного дня после дня его внесения.
В случае непринятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или органом местного самоуправления своевременных действий по введению ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации карантин может быть введен по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, Правительством Российской Федерации.
В случае введения ограничительных мероприятий (карантина) в пределах территории субъекта Российской Федерации на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), копия указанного решения в течение одного дня после дня его принятия направляется в федеральный орган исполнительной власти, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии.
В решении о введении ограничительных мероприятий (карантина) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.
Для оперативного руководства и координации деятельности юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают в установленном порядке специальные комиссии.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать животноводческие помещения и сооружения для хранения, производства и переработки продуктов животного происхождения, ветеринарных препаратов и кормов, согласно действующим нормам и правилам;
создавать условия для проведения в полном объеме ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческой продукции;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления предпринимательской деятельности по животноводству, предоставлению отдельных услуг в области животноводства, производству мяса и мясопродуктов и их хранению орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статья 19. Изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных
При ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в равной мере (по пятьдесят процентов) от стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, с выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
В случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов, в том числе изъятие животных и (или) продуктов животноводства, проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия, в полном размере стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.
Перечень болезней, при которых осуществляется изъятие животных и (или) продуктов животноводства, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Оценка стоимости изымаемого имущества может быть оспорена собственником имущества в суде.
Раздел V. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ, ОБЩИХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ, И ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ
Статья 21. Ветеринарно-санитарная экспертиза
Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности.
Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им ветеринарные учреждения, ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности» в пределах своей компетенции.
Ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животного происхождения (промышленного и непромышленного изготовления) и оценку их безопасности в ветеринарном отношении осуществляют ветеринарные врачи государственной ветеринарной службы на боенских и мясоперерабатывающих предприятиях, холодильниках, продовольственных рынках и иных объектах производства и обращения продуктов. По результатам ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животного происхождения выдаются ветеринарные заключения.
Статья 22. Взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и федерального органа исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляют в пределах своей компетенции постоянное взаимодействие по вопросам защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений, не дублируют и не вмешиваются в дела друг друга, разграничив свои полномочия на основании двусторонних договоров.».
Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 23. Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.
Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Раздел VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 25. Международные договоры
Если международным договором с участием Российской Федерации по вопросам животноводства, ветеринарии, импорта и экспорта животных и продуктов животноводства установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.