Что относится к вещественным источникам информации история медицины
Примерные вопросы к зачету по истории медицины
1. История медицина как наука и предмет преподавания, определение, задачи, значение для подготовки врачей.
История медицины —наука, изучающая развитие медицинской теории и практики различных общественно-экономических формаций в неразрывной связи с общей культурой общества
• Достоверное освещение истории медицины
• Изучение истории отечественной медицины
• Воспитание у медицинских работников высоких моральных качеств таких как: честность, бескорыстие, патриотизм, толерантность, гуманизм, любви к своей профессии
• Обучение студентов аналитическому подходу к объективной оценке медицины в различные периоды ее становления
• Ознакомление с историческим фактическим материалом во взаимосвязи с достижением других наук на фоне различных общественно – экономических формаций
2. Определение понятия «исторической источник», важнейшие источники изучения истории медицины
• Письменные (рукописные или печатные документы)
• Вещественные источники (памятники археологии)
• Изобразительные источники (художественно-изобразительные, изобразительно-графические)
• Этнографические (явления культурной и общественной жизни унаследованные человечеством от предшествующих эпох)
• Словестные источники (разговорная речь, памятники устного творчества)
• Лингвистические (Во лингвистическими источниками понимают памятники языка, содержащих ценные сведения по истории ее развития и имеют важное значение для изучения этнической истории, истории культуры, науки и т.д.)
• Кино-фотодокументы (фиксирующие исторические факты и представляющие собой кино или фотопленку)
3. Возникновение зачатков врачевания в условиях первобытно-общинного строя.
В истории первобытной эры выделяют 3 эпохи: Врачевание эпохи праобщины, Врачевание эпохи первобытной общины, Врачевание эпохи классообразования.
Врачевание у первобытного человека возникло значительно ранее появления у него зачатков религиозных верований и в течение длительного времени не было связано с религиозными культами. Жизнь заставила человека думать о необходимости помогать заболевшему.
Формировались зачатки гигиены, физические методы врачевания: обрабатывали раны средствами изготовленными из растений,накладывали шины, применяли массаж, горячие и холодные компрессы.
Ранняя первобытная община была коллективом равных и врачевание было коллективным занятием: женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.
4. Врачевание в странах Древнего Востока (IV тыс. до н.э. – сер. V в. н.э.). Основные черты медицины Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия).
ИСТОЧНИКИ ПО ВРАЧЕВАНИЮ :МЕСОПОТАМИИ:
1) медицинские тексты на глиняных табличках, предметах из глины, на камне, на металле («библиотека» Ашшурбанапала).
2) Законы царя Хаммурапи – сборник содержит врачебные знания, гигиенические традиции и информацию о санитарно-технических сооружениях.
4) данные археологических исследований,
врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения:
Общие черты развития врачевания среди стран древнего востока
– изобретение письменности и создание первых текстов медицинского содержания
– формирование двух направлений врачевания: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях;
– развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических);
– подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);
– развитие классового подхода к врачеванию;
– формирование основ врачебной этики;
– развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.
5. Медицина Древнего Египта. Источники по истории медицины Др. Египта.
Медицинская практика в Древнем Египте была настолько развита, что многие из наблюдений и обыденных процедур западный мир не мог превзойти на протяжении столетий после падения Римской империи. Именно древнеегипетская медицина стала источником знаний для врачей Древней Греции и Рима.
Египтяне понимали, что болезнь можно лечить фармацевтическими препаратами, признавали лечебный потенциал массажа и ароматерапии, придавали важное значение чистоте при лечении пациентов.
Еще за несколько десятков лет до этого открытия венгерский врач-акушер Игнац Земмельвайс (1818-1865) предложил медицинскому сообществу совершенно удивительную для того времени идею: мыть руки раствором хлорной извести. Именно такая гигиена, по мнению врача, могла бы сократить уровень смертности в больницах.
Как лечить раны, древнеегипетские врачи знали лучше, чем как лечить болезни.
Доктора легко устанавливали причину возникновения травмы и понимали, каким образом человеку можно помочь, сделать то же самое с болезнью было намного сложнее. Если врачи не могли объяснить заболевание, они ссылались на “демона, засевшего в теле больного”. И главной задачей врача было изгнать этого демона. По симптомам устанавливалось, какой конкретно злой дух виноват в болезни, а затем с помощью магических заклинаний и лекарств его пытались изгнать.
Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила в том числе прочесть тексты на папирусах, касающихся медицинских знаний Древнего Египта
Ответы по истории медицины © Секта. Экзаменационные вопросы по истории медицины история медицины как наука. Источники изучения истории медицины
Секта свидетелей Диска — vk.com/ss_disk
ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
Эпоха матриархата
Считается что первыми, кто стал сознательно накапливать опыт врачевания, были женщины.
Функцию лечения болезней женщина должна была взять на себя в силу того ответственного положения, которое она занимала в первобытной общине эпохи матриархата.
Она была старшей в семье, в группе родственных семейств, наконец, в целом роде. Будучи старшей, она должна была беречь благополучие, здоровье и жизнь своих родственников.
Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага.
Труд женщин проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды.
Женщины узнавали съедобные и несъедобные коренья и травы, подмечали их ядовитые, рвотные или слабительные свойства.
Женщины раньше всего могли выучиться применять целебные свойства растений и приготовлять лечебные снадобья и противоядия.
С древнейших времен женщины оказывали помощь при родах, накапливали сведения о пуповине, последе и т. п.
Свидетельством высокого положения женщины в первобытном обществе, за 25—30 тысяч лет до нашей эры, являются открытые археологами в различных странах от Пиренеев до Байкала многочисленные женские статуэтки.
Изображение женщины было главным сюжетом в раннюю эпоху палеолитического искусства.
Оценка первобытного врачевания
Его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков современной медицины – как научной, так и нетрадиционной. С другой стороны – нарациональные приемы накладывались религиозные верования. И это закономерно – т.к. общество находилось на самой ранней стадии развития и не могло объяснить явлений природы.
Подытоживая, можно утверждать, что для первобытной эпохи врачевание не было примитивным, и потому не может называться «примитивной медициной».
3. Характерные черты врачевания в цивилизациях Древнего мира.
— изобретение письменности (с 4 — 3-го тысячелетий до н.э.) и создание первых текстов медицинского содержания (с конца 3-го тысячелетия до н.э.);
— формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического) врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях;
— развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических);
— подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);
— создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков и традиций;
— развитие классового подхода к врачеванию;
— формирование основ врачебной этики;
— развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между разными древними цивилизациями.
4. Врачевание в Древней Месопотамии и Древней Индии. Религия и врачевание.
Медицина в Месопотамии
В конце III и начале II тысячелетия до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тысячелетии до н. э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культурном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону.
Болезнь врачами Месопотамии всегда представлялась как нечто постороннее, как следствие проникновения в тело болезненных демонов. Такие представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия: чтобы излечить больного, следует, прежде всего, изгнать демона, вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении приме-нялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба, и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепи-лись и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвенных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каждой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских школах, которые существовали в Вавилоне. Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни, и применяла средства народной эмпирической медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и обливания, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.
До нашего времени сохранился обширный памятник вавилонского законодательства — законы царя Хаммурапи, составленный в XVIII веке до н. э.; в нем систематизированы и обобщены многочисленные, еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хаммурапи представляет собрание статей судебника, вырезанных клино-писью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях.
Геродот, греческий историк, живший в V веке до н. э., описал своеобразный древний вавилонский обычай: больных выводили на людные площади и проходящие мимо давали им подробные советы по личному опыту «в силу отсутствия в Вавилоне врачей».
Врачи в Вавилоне были недоступны для малоимущих, не располагавших необходимыми средствами для оплаты. В вавилонских, а позднее, в ассирийских медицинских клинописных записях на обожженных плитках встречается перечень симптомов заболеваний: боли в желудке (указываются даже места — «у сердца» и др.), жжение, рвота (отдельно указывается рвота желчью), желтуха (общая и местная), изменение цвета языка, метеоризм, понос, потеря аппетита, мышечные боли и др. Упоминается кашель, поражения глаз и кожи, опухоли; описывается «удар», приведший к параличу. Часто описывается лихорадочное состояние. Некоторые знания вавилонян в области анатомии были связаны с жертвоприношениями. Рассечение жертвенных животных давало известные анатомические познания.
Для изгнания демонов в ассирийской медицине (как и в вавилонской более позднего периода) часто употреблялись вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, противные по вкусу лекарства и т. п.).
Считалось, что противное больному должно быть противно и засевшему в нем демону. У ассиро-вавилонян медицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастные числа для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место, в частности в медицине.
При раскопках крупнейших городов Вавилона обнаружены следы благоустройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб; имелись законы об удалении из городов больных заразными болезнями, в первую очередь «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» нередко обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.
Для лечения использовались растительные средства, средства животного происхождения, из минеральных веществ — нефть, применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение, фильтрация и др. Различался прием лекарств натощак и после еды. Описаны поильник для больных и другие предметы ухода.
При раскопках дворца ассирийского царя (VII век до н. э.) найдены обожженные плитки с записями клинописью, в том числе около 1000 с медицинскими. Эти тексты медицинского содержания отражают преобладание культовых моментов в медицине над эмпирическими наблюдениями.
В некоторых текстах имеется прямое указание, что предназначаются они для «заклинателя, отправляющегося в дом больного».
Медицина в Древней Индии.
К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.
Население рабовладельческой Индии делилось на касты: брахманов — жрецов; воинов — кшатрии, свободных крестьян, ремесленников и торговцев — вайшьи, рабов — шудра, даса — совершенно бесправную касту, обязанную «со смирением» обслуживать остальные. Не только браки, но и другие формы общения (например, совместная еда) между людьми привилегированных каст и простым народом, между свободными и рабами были запрещены и карались.
Источниками для изучения медицины древней Индии являются: свод законов Ману (1000—500 лет до н. э.), «Веды» — сборники бытовых и религиозных предписаний, часто в художественной форме, произведения народного эпоса, законы Ману, дошедшие до нас в более поздних переделках первых веков н. э. По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного. Положение врача в индусском рабовладельческом обществе обрисовано в «Риг-Веде»: «Наши желания различны: возчик жаждет дров, врач — болезней, а жрец — жертвенных возлияний». Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: воздушного (газообразного, аналогично «пневме» древних греков), слизи и желчи. Три органических начала считались ближайшим образом связанными с основными элементами или стихиями природы.
Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, умеренности в пище, раннем вставании, гигиене рта, купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед.
Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, экскременты предлагалось относить далеко от дома. Гигиенические предписания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.
Наряду с личной гигиеной существовали и элементы гигиены общественной. При раскопках в Махенджо-Даро (в северо-западной Индии) обнаружены относящиеся к концу IV — началу III тысячелетия до н. э. следы благоустройства крупного древнеиндийского города: была организована городская канализация, причем главные магистрали этих труб достигали в диаметре 2 м. Каждый дом имел бассейн.
Источники изучения истории медицины. Медицинские эмблемы.
История медицины своим существованием обязана источникам. Они бывают естественные (физические, химические, биологические и др.) и общественные (исторические, философские и др.). Исторические источники подразделяются на первоисточники и вторичные источники.
Согласно классификации, предложенной в 40-х годах ХХ века проф. М.Н.Тихомировым, уточненной проф. А.П.Пронштейном все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные, этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.
Письменные источники – это памятники прошлого, содержание которых передано с помощью графических знаков, то есть это рукописный или печатный документ, выполненный на бумаге, папирусе.
Вещественные источники разнообразны по форме. Основную их часть составляют археологические памятники, которые важны для изучения дописьменного периода. К вещественным источникам относится и палеоантропологический материал.
Этнографические источники – это явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох, сохраненные памятью и продолжающие в новой форме существование настоящее время. Это суеверия, верования, обряды, обычаи, поверья.
Устный (фольклорный) источник – это, созданный народом и характеризующийся устной формой передачи, образ реальной действительности. Данный источник не содержит точных сведений о лицах, фактах, времени событий.
Лингвистические источники – это отображение в речевой форме реальной исторической действительности.
Кинофотодокументы – это источники, появление которых было обусловлено развитием фотографии и кинематографии.
Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.
Филателия – наука о знаках почтовой оплаты и их коллекционировании. Тема медицины может быть представлена разделами «Выдающиеся деятели», «Лекарственные растения» и др.
Филумения – собирание спичечных этикеток. Этот вид коллекционирования возник в 30-е годы ХIХ века.
Экслибрис – по латыни означает «из книг». В экслибрисах медицинских работников отражена медицинская символика и атрибутика.
Нумизматика – наука о монетах. Нумизматическими экспонатами являются также медали и жетоны.
Бонистика – это вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением бумажных денежных знаков. Более 40 врачей мира удостоены чести быть изображенными на деньгах, в основном, за политические заслуги.
Фалеристика – коллекционирование значков. Сейчас каждый международный съезд, конгресс, симпозиум, юбилей учреждения сопровождается выпуском значка.
Таким образом, история медицины как наука и предмет преподавания имеет большое значение для воспитания будущего врача, формирования его научного мышления и этики, расширения общекультурного и медицинского кругозора, позволяет благодаря источникам составить представление о медицине как науке, складывающейся в результате общественного развития.
Первичные источники Вторичные источники
медицинские эмблемы делятся на общие и частные.
К общим медицинским эмблемам относятся:
2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);
3. змея, обвивающая чашу;
4. змея, обвивающая треножник Аполлона;
5. змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);
6. две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);
7. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);
8. змея, обвивающая зеркало;
11. горящий факел или горящая свеча;
14. сердце на ладони и др.
К частным медицинским эмблемам относятся:
1. изображение ландыша;
2. флорентийского младенца;
4. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля;
5. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.);
8. военно-медицинские эмблемы и др.
Происхождение эмблем
Посох Асклепия— известный медицинский символ. Он изображается в виде суковатой палки, вокруг которой обвита змея головой вверх. Эта эмблема возникла в Древней Греции, примерно в VIII веке до н.э.
Долгое время его использовали как знак, который защищает коммерческую или политическую переписку. Сейчас он является эмблемой коммерции и медицины.
Красный крест
В 1859 году подданный Швейцарии, Анри Дюнан путешествовал по Италии, где был свидетелем битвы у Сольферино. Медицинские службы армии не справлялись со своими обязанностями, так как у них не было отличительной эмблемы, которую можно опознать во время сражения. В результате, после битвы несколько тысяч раненых солдат были оставлены на поле боя без помощи.
В 1863 году на Международной конференции в Женеве был утвержден символ красного креста на белом фоне, как отличительного знака помощи раненым военным. Год спустя он был признан отличительным знаком медицинской службы вооруженных сил.
Каждый луч звезды жизни обозначает отдельную функцию экстренной медицинской службы: обнаружение, оповещение, отклик, оказание помощи на месте, помощь во время транспортировки, транспорт для последующей помощи. В ее центре обычно изображают посох Асклепия.
Вековое дерево
Анк Имхотепа
Интерес к медицине, и в частности к её истории, непрерывно растёт. А символы и эмблемы медицины издревле играли обобщающую и направляющую роль. Выражая смысл того или иного вида врачебной деятельности, они играли роль знамен, под которыми собирались единомышленники, т.е. роль объединяющую, мобилизующую, привлекающую в свои ряды и одновременно определяющую известные нормы поведения медицинских работников. Общеисторическое значение символов и эмблем велико и потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов. Народ без прошлого не имеет будущего. Чем лучше мы представляем себе содержание той культурной эстафеты, которую приняли от прошлых поколений, тем ценнее, значимее становится для нас наша собственная жизнь, тем полнее мы понимаем свою ответственность за то, что передадим будущим поколениям. Без этого наша жизнь не имела бы ни цели, ни смысла. История культуры человечества течёт подобно реке, то, разливаясь на отдельные рукава, то, вновь сливаясь воедино, непрерывно питаясь водами бесчисленных притоков.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 3453 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источники изучения истории медицины и здравоохранения
Введение
Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов–медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.
Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.
Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история медицины отражает историческое развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения.
История медицины как наука и предмет преподавания
Медицина, как и всякая другая область знаний, представляет собой не соединение готовых, раз навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса развития. В каждый данный период медицина представляет определенный этап развития о том, что связано со здоровьем и болезнями людей, поэтому изучать историю медицины надо в ее историческом развитии. Изучение прошлого помогает нам лучше понять настоящее, предвидеть будущее.
Наше время характеризуется ускоренным развитием во всех областях, в том числе и в медицине. В связи с этим падает значение усвоения готовых результатов науки, достигнутых на сегодняшний день; растет роль самостоятельного научного мышления каждого специалиста, в том числе врача. В связи с этим растёт необходимость исторического мышления как обязательной составной части мышления научного. Только исторически образованный и исторически мыслящий врач будет готов к тем значительным переменам в медицине, с которыми ему придется встретиться в будущем.
Источники изучения истории медицины и здравоохранения
История медицины своим существованием обязана источникам. Они бывают естественные (физические, химические, биологические и др.) и общественные (исторические, философские и др.). Исторические источники подразделяются на первоисточники и вторичные источники.
Согласно классификации, предложенной в 40-х годах ХХ века проф. М.Н.Тихомировым, уточненной проф. А.П.Пронштейном все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные, этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.
Письменные источники – это памятники прошлого, содержание которых передано с помощью графических знаков, то есть это рукописный или печатный документ, выполненный на бумаге, папирусе.
Вещественные источники разнообразны по форме. Основную их часть составляют археологические памятники, которые важны для изучения дописьменного периода. К вещественным источникам относится и палеоантропологический материал.
Этнографические источники – это явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох, сохраненные памятью и продолжающие в новой форме существование настоящее время. Это суеверия, верования, обряды, обычаи, поверья.
Устный (фольклорный) источник – это, созданный народом и характеризующийся устной формой передачи, образ реальной действительности. Данный источник не содержит точных сведений о лицах, фактах, времени событий.
Лингвистические источники – это отображение в речевой форме реальной исторической действительности.
Кинофотодокументы – это источники, появление которых было обусловлено развитием фотографии и кинематографии.
Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.
Филателия – наука о знаках почтовой оплаты и их коллекционировании. Тема медицины может быть представлена разделами «Выдающиеся деятели», «Лекарственные растения» и др.
Филумения – собирание спичечных этикеток. Этот вид коллекционирования возник в 30-е годы ХIХ века.
Экслибрис – по латыни означает «из книг». В экслибрисах медицинских работников отражена медицинская символика и атрибутика.
Нумизматика – наука о монетах. Нумизматическими экспонатами являются также медали и жетоны.
Бонистика – это вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучени
ем бумажных денежных знаков. Более 40 врачей мира удостоены чести быть изображенными на деньгах, в основном, за политические заслуги.
Фалеристика – коллекционирование значков. Сейчас каждый международный съезд, конгресс, симпозиум, юбилей учреждения сопровождается выпуском значка.
Таким образом, история медицины как наука и предмет преподавания имеет большое значение для воспитания будущего врача, формирования его научного мышления и этики, расширения общекультурного и медицинского кругозора, позволяет благодаря источникам составить представление о медицине как науке, складывающейся в результате общественного развития.
3. Задачи преподавания истории медицины сложны и многообразны:
1. Изучение фактических данных из прошлого истории медицины.
2. Развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями.
3. Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших ее представителей.
4. Воспитание качеств морально-этического характера, способствующих становлению врача новой формации.
Заключение
История медицины как наука, изучающая развитие медицинской теории и практики, тесным образом связана с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов. Изучая прошлое медицины, мы можем оценить достижения современной медицины и проследить перспективы ее развития.
Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, умением анализировать происходящие события, воспитания чувства гуманизма и патриотизма.
Список использованной литературы:
4.Сайфулина Н.Ф. Курс лекций по истории медицины: Учебное пособие/ Н.Ф. Сайфулина. – Караганда, 2008.- 122 с.
5.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т.С. Сорокина. – 4-е изд., стер.- М.: «Академия»,2005.-560с.