Что относится к ведущим функциям делового общения
Функции делового общения
В деловом общении люди решают важные для них задачи, удовлетворяют свои социальные потребности, прежде всего связанные с их профессиональной деятельностью, которые и определяют функции делового общения, а именно:
1. Информационную: в процессе общения люди обмениваются информацией, необходимой для осуществления того или иного вида деятельности.
2. Интегрирующую: общение способствует формированию и повышению сплоченности группы, организации.
3. Интерактивную: в ходе общения осуществляется обмен деятельностью (ее конкретными способами и результатами), сотрудничество людей.
4. Инструментальную: общение выступает механизмом управления совместной деятельностью, благодаря общению повышается ее эффективность, укрепляются деловые позиции участников общения, отношения с коллегами, клиентами, деловыми партнерами, поддерживается статусно-ролевая дифференциация организации.
5. Социализирующе-воспитательную: формирует профессиональные и коммуникативные умения, навыки и качества людей, а также культуру отношений к другим людям, к обществу.
6. Регулирующую: в процессе общения формируются, закрепляются и транслируются социальные и профессиональные ценности и нормы.
7. Функцию самоутверждения: в процессе общения люди приводят в соответствие самооценки с оценками и отношением к ним других людей, подтверждают соответствие занимаемому статусу.
8. Инновационно-динамическую: посредством общения осуществляется обмен инновационными приемами, средствами, технологиями, изменение мотиваций и самого поведения людей, что может способствовать изменению структуры организации и ее функций.
9. Эмоционально-экспрессивную: общение способствует обмену отно-шениями (симпатиями и антипатиями), эмоциями, влияет на формирование духовно-психологического климата в организации.
Кроме того, общение может выполнять и специфические функции. Это:
1. Контактоустанавливающая функция.
2. Функция самопрезентации – намеренное или ненамеренное создание и трансляция образа «Я».
3. Апелляционная функция, функция обращения.
4. Побудительная функция.
5. Волеизъявительная функция носит эксплицитный характер: направлена от индивида более высокого ранга. Руководитель обращается к подчиненному: «Вы не могли бы подготовить документы по Вашему проекту к завтрашнему дню?». Это скрытый приказ.
6. Ритуальная (магическая) – речевые действия, ритуал.
Перформансная
Но общение может быть и дисфункциональным.
Структура коммуникативного действия
Элементарная единица общения – коммуникативное действие.
А « В
Контекст
Структурные компоненты коммуникативного действия:
Субъекты общения: отдельные индивиды или группы.
Код– система значений тех знаков, которые передаются в ходе общения от одного субъекта к другому. Это правила языка, используемые для передачи сообщения.
Контекст – «смысловое поле», в котором сообщение становится информативным.
Можно выделить культурно-исторический контекст, контекст групповых отношений и контекст межличностного общения.
Культурно-исторический контекст – это культурные традиции, нормы, ценности, символы, ритуалы, правила поведения, знание и учет кото-рых необходимы в случае общения с людьми соответствующей культуры.
Контекст групповых отношений – это конкретные особенности групповых отношений, обусловленные принадлежностью людей к конкретной группе и проявляющиеся в их поведении.
Контекст межличностного общения – это реальный смысл, которым наделяют свои отношения их участники.
Общение, соответствующее контексту и прямо выраженное, считается явным. Другое сообщение при этом оказывается скрытым.
Средства общения.Различают вербальные, невербальные и технические средства общения.
Вербальные (речевые) средства – это устная и письменная речь, звучащее или написанное слово. Речь является основным средством формирования, выражения и передачи деловой информации. Кроме того, речевое поведение служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения. По особенностям речевого поведения человека можно судить о его профессии, увлечении, жизненном опыте.
К невербальным средствам относятся:
— Кинесические средства: мимика, жесты, пантомимика (телодвижения, позы).
— Паралингвистические средства: качество голоса, его диапазон, тональность, тембр.
— Экстралингвистические средства: паузы, смех, плач, кашель.
— «Контакт глаз»: направленность взгляда говорит о характере контакта,
— Формы телесного контакта: рукопожатия, похлопывания, объятия и др.
— Проксемические средства: пространственное расположение партнеров.
— Внешний вид участников деловой коммуникации (одежда, прическа, аксессуары и др.) и оформление офисов.
— Знаково-символические средства: логотипы, торговые марки, государственная, групповая символика, подарки т.п..
— Ритуальные (перформансные) объекты и действия.
— Технические средства: аудио- и видеотехника, компьютеры, факсы и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Покажите роль деловой коммуникации в профессиональной деятель-ности и в частности в рекламном бизнесе и в связях с общественностью?
2. Раскройте сущность общения, назовите его характерные признаки.
3. Проанализируйте каждую из сторон общения.
4. Охарактеризуйте основные виды общения.
5. Дайте определение деловому общению. Перечислите особенности деловых отношений.
6. Постарайтесь объяснить, в чем заключается формально-ролевой характер делового общения.
8. Рассмотрите функции делового общения.
9. Выделите основные структурные компоненты коммуникативного действия и охарактеризуйте их.
10. Выделите невербальные средства, особенно значимые для PR-деятельности и рекламы.
Основные понятия:общение, коммуникация, перцепция, интеракция, деловое общение, функции делового общения, структура делового общения, субъекты общения, сообщение, код, контекст, средства общения, точность,
Конспект на тему Функции и характеристики делового общения
Конспект на тему: Функции и характеристики делового общения
Функции делового общения многообразны и существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых — выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:
перцептивной — процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
информационной — процесса обмена информацией;
интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении. В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция делового общения.
Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция — это функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Происходит передача эмоционального отношения.
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между участниками общения, который предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. Осуществляется прием и передача информации.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения предполагает регуляцию поведения и непосредственную организацию общения. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера. Происходит взаимная корректировка действий. Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения.
К основным характеристикам делового общения, которые предопределяют и правила поведения в процессе общения, относятся:
— регламентированность — это подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями, задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями. Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, который включает в себя правила приветствия и представления, нормы поведения, диктует нормы речевого этикета. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, достичь взаимопонимания, создать благоприятную обстановку, поддерживать общение в определенной тональности. Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. И чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно определить заранее круг обсуждаемых проблем. Строгое соблюдение участниками общения ролевого амплуа в процессе общения деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия. Это необходимо учитывать и вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой. Успешное деловое общение во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением четко сформулировать цели коммуникации, умением верно определить интересы партнеров;
— строгое отношение к использованию языковых средств. Не допускается в деловом общении использование бранных слов и ненормативной лексики, использование просторечных слов, нежелательно использование слов ограниченной сферы употребления (архаизмов, диалектизмов, жаргонизмов).
В конкретных формах делового общения выделяют, как правило, следующие этапы общения:
• установление контакта с участниками общения — считается самым ответственным делом. На этом этапе формируется впечатление о партнере, которое может оказать решающее влияние на весь процесс общения;
• ориентация в ситуации — важный этап, во время которого необходимо понять цели и мотивы поведения партнеров, их установки и ожидания, определить стратегию и тактику ведения общения;
• обсуждение вопроса и принятие решения — этап, связанный с обоснованием каждой стороной своей позиции, с преодолением разногласий по какому-либо поводу, а иногда и с устранением конфликтной ситуации;
• выход из контакта — этап, которому придается большое значение в деловом общении. Независимо от его результатов стороны должны показать свое расположение друг к другу, желание сотрудничать, взаимодействовать в дальнейшем.
Основные функции делового общения
Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:03, контрольная работа
Описание работы
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современный человек проводит на работе большую часть своей жизни. Изучение правил делового общения дает будущему специалисту обширный материал для понимания процессов, происходящих в деловом мире, открывает возможности для самосовершенствования с учетом знания психологических аспектов. Знание и умение использовать правила делового этикета, позволяет лучше ориентироваться в мире бизнеса. Кроме того, изучение психологии делового общения в значительной мере способствует лучшему пониманию не только других, но и самого себя, своих целей и интересов в деловом мире.
Содержание
Введение 3
1. Понятие делового общения 4
2. Структура и функции делового общения 7
Заключение 13
Список использованных источников 15
Работа содержит 1 файл
деловое общение.doc
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современный человек проводит на работе большую часть своей жизни. Изучение правил делового общения дает будущему специалисту обширный материал для понимания процессов, происходящих в деловом мире, открывает возможности для самосовершенствования с учетом знания психологических аспектов. Знание и умение использовать правила делового этикета, позволяет лучше ориентироваться в мире бизнеса. Кроме того, изучение психологии делового общения в значительной мере способствует лучшему пониманию не только других, но и самого себя, своих целей и интересов в деловом мире.
Цель настоящей работы – раскрыть понятие делового общения, обозначить его основные функции.
Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка научной и учебной литературы.
1. Понятие делового общения
Обмен информацией между людьми, установление коммуникационных связей — сложный и ответственный процесс. Это не только путь сообщения или форма связи (транспортные коммуникации, радио, телевидение, почта, телеграф, Интернет), но и общение — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их трудовой и социальной деятельности. «Коммуникация определяется как процесс передачи и приема информационного, эмоционального или интеллектуального содержания. Оптимизация форм социальных коммуникаций направлена на достижение взаимопонимания между людьми, выявление общих интересов, более полный обмен информацией. Человеческое общение определяет нравственный климат коллектива, его психологическую устойчивость, динамику его сплочения или разобщения, взаимодействие между Я и Ты. Жизнь большого города способствует интенсивности контактов, но также и сокращению традиционных сфер общения. Только 9% контактов устанавливается на основе соседства, в то время как на работе и учебе более 38%» [6, с. 328. ].
Деловое общение – особый вид общения, который обладает своими специфическими формами и психологическими особенностями. В своем организационном поведении мы вынуждены постоянно учитывать правила служебной иерархии и профессиональной этики, нам приходится работать с приятными и неприятными людьми, учитывать специфику корпоративной культуры.
Маркова О.Ю. в своей монографии «Психология делового общения» отмечает, что «существуют разные виды общения: личное, деловое, формальное, ритуальное. Они отличаются друг от друга по цели, отношениям участников общения между собой, и формам поведения. Личностное общение – это общение индивидуальностей, в данный момент незаменимых друг для друга (например, влюбленные). При этом ценность общения выше конкретных целей, поводов и обстоятельств встреч. Например, Вы хотите встретиться с другом и предлагаете попить пива в баре или прийти к Вам домой. В случае же потребности немедленно попить пива Вам будет безразлично, в какой компании это произойдет. В большинстве случаев мы вступаем с людьми в социально-ролевое общение, при котором наша роль, цель и обстоятельства общения определяют наше поведение. То есть, в магазине Вы – покупатель, в такси – пассажир, а у врача – пациент, и Ваше общение с людьми будет соответствовать Вашему формальному положению относительно них. Деловое общение – особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания. Понятие «деловое общение» подчеркивает целесообразность и возможность разведения субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия». [10]
Кузин Ф.А. подчеркивает, что «деловой разговор — это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем. Каждодневно ведя деловые разговоры друг с другом, а также со своими клиентами, такие люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал. В то же время деловой разговор как научное понятие в современной лингвистике отсутствует. Отсюда и полная неразработанность устной деловой речи в сфере предпринимательской деятельности. Между тем такая речь имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику, которая проявляется в том, что ее сугубо деловой и конкретный характер препятствует проникновению грамматико-стилистических средств художественной литературы, зато влияние разговорно-бытового и официального делового стилей проявляются здесь наиболее ярко. Именно эти особенности в значительной мере определяют организацию речевого материала делового разговора и его языковую специфику. Деловой разговор — это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы».[7, с. 6]
Баева О.А. подчеркивает, что обычно общением называют «. процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».[2, с. 5]
2. Структура и функции делового общения
Деловое общение всегда целесообразно. А значит и использование языковых средств в деловой речи четко подчинено личностной позиции по определенной проблеме и достижению позитивного результата в решении конкретной проблемы. Деловое общение, как в своей письменной (деловая корреспонденция и документация), так и устной (деловая речь) формах отличается высокой степенью конвенциональности, то есть жесткому следованию ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана, и тогда мы говорим о речевом этикете, так и общеповеденческого (деловой этикет). Это обусловливает наличие постоянных формулировок, повторяющихся в одной и той же ситуации, например, при открытии совещаний, установления контактов на переговорном процессе и т.д., которые являются характерным признаком этого вида речевой деятельности.
Содержание делового общения – социально-значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности.
Для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:
1) принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;
2) принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.
3) кооперативность – вклад каждого должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора;
4) достаточность информации – говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;
5) качество информации – не говори непроверенные данные, не лги;
6) целесообразность – не отклоняйся от темы, сумей найти решение;
7) ясность, убедительность – владей лингвистическими особенностями языка и тактикой общения;
8) учитывай индивидуальные особенности партнера по общению. [8, с.7]
Деловая коммуникация всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей, уровни взаимодействия с реципиентами, наделяет ее характерными особенностями, позволяющими выделить несколько форм ее проявления. К ним относятся: деловая беседа, деловое совещание, деловое публичное выступление, или презентация.
Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
Тема 1. 1.3. Функции делового общения.
Функции общения многообразны. Основанием для их классификации является наличие трех взаимосвязанных сторон общения:
v перцептивной – процесса восприятия и понимания людьми друг друга
в процессе общения;
v информационной (или коммуникативной) – процесса обмена информацией;
v интерактивной – процесса взаимодействия людей в общении.
В соответствии с этим выделяются следующие функции общения:
1) перцептивно-коммуникативная (восприятие и понимание другого
человека, передача эмоционального отношения, в результате чего
происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление);
2) информационно-коммуникативная (обмен информацией посредством
вербальных и невербальных средств, обязательно предполагающий взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров);
3) регуляционно-коммуникативная, или интерактивная (взаимная корректировка действий и поведения партнеров в процессе совместной деятельности).
4) когнитивно-коммуникативная функция, характеризующая процессы межличностного познания и понимания субъектов общения.
Психологи выделяют четыре психологических механизма познания и понимания другого человека в процессе общения.
Это идентификация (отождествление индивидом себя с другим человеком или социальной группой),
эмпатия (способность к пониманию эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания),
рефлексия(самонаблюдение, самопонимание) и
аттракция(процесс формирования взаимной привлекательности партнеров, характеризующий их взаимное тяготение друг к другу).
Выделяют четыре типичные ситуации общения :
v цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;
v цель общения заключена в нем самом;
v цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;
v цель общения – приобщение самого его инициатора к ценностям партнера.
Взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели: обмен и передача информации; формирование умений и навыков или развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; осуществление коррекции, изменение мотивации поведения; обмен эмоциями.
В качестве субъекта общения может выступать личность, социальная группа и общество в целом.
В зависимости от этого выделяют межличностное, межгрупповое, межсоциальное общение, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом.
В зависимости от целей и используемой техники общения можно выделить следующие его виды:
учесть особенности личности собеседника с использованием привычных масок вежливости, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. Иногда контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Светское общение, определяемое формальной вежливостью, в процессе которого люди говорят не то, что думают, а то, что положено. Мнение собеседников не имеет значения и не определяет характер коммуникации. Такое общение носит ритуализированный характер.
3. Духовное межличностное общение, которое характеризуется взаимопониманием между людьми, в его основе лежит доверие к личности собеседника.
4. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Деловое общение – это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.
Деловое общение имеет особенности:
1) оно всегда связано с какой-либо предметной деятельностью и является формой организации этой деятельности;
2) оно помогает получать профессиональные навыки и знания;
3) взаимное психологическое влияние деловых партнеров;
4) необходимость строить отношения с разными людьми, независимо от личных симпатий и антипатий, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов;
5) регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям, а именно: соблюдение делового и речевого этикета, а также ограниченность делового общения определенными временными рамками;
6) ответственность участников делового общения за его результат;
7) строгое отношение к использованию участниками общения языковых средств, которые должны отбираться в соответствии с нормами современного русского литературного языка и условиями общения для оптимального решения поставленных коммуникативных задач.
Предметом делового общения является дело.
Содержание делового общения – социально значимая совместная деятельность людей, которая может быть связана с производством материальных или духовных продуктов, созданием и предложением разного рода услуг (маркетинговых, финансовых, образовательных, информационных и т.п.).
В зависимости от содержания можно выделить следующие виды делового общения:
деятельностное деловое общение — общение как обмен приемами, навыками, умениями в совместной профессиональной деятельности, в процессе которого происходит усвоение профессиональных навыков, умений, отдельных действий, поведенческих актов;
познавательное (когнитивное) деловое общение, предполагающее обмен познавательным профессиональным и социальным опытом деловых партнеров;
материальное деловое общение — связанное с производством материальных средств, с обменом материальными продуктами и услугами, с удовлетворением материальных потребностей деловых партнеров;
Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности, т.е. создание оптимальных условий для плодотворного сотрудничества, успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками.
В зависимости от конкретных задач возможна детализация целей делового общения (создание продуктов и услуг, освоение новой информации, укрепление традиций фирм и предприятий, формирование и изменение межличностных отношений и установок).
Реализация этих целей невозможна без психологического воздействия деловых партнеров друг на друга.
По целям общения и типам психологического воздействия различают следующие виды делового общения: информационное, убеждающее, эмоциональное, ритуальное, императивное, суггестивное, манипулятивное, партнерское.
Информационное деловое общение осуществляется для передачи партнеру профессиональной информации или инновационных идей посредством стимуляции таких познавательных психических процессов, как память и внимание.
Цель императивного делового общения – авторитарный контроль над поведением делового партнера или открытое принуждение его к определенным решениям или действиям. Основные типы психологического воздействия – побуждение, принуждение, запугивание, направленные на оценочно-волевую сферу психики делового партнера.
Целью суггестивного делового общения является внушающее воздействие на делового партнера для изменения его мотивации, ценностной ориентации, поведения и отношения. Основной психологических прием – внушение, который осуществляется посредством воздействия на эмоционально-чувственную сферу психики партнера.
Наиболее распространенным в современной деловой практике является манипулятивное деловое общение, цель которого – скрытое внедрение в психику делового партнера таких установок, желаний, мотиваций, которые внутренне не присущи ему, но желательны манипулятору.
В отличие от императивного делового общения цель либо тщательно скрывается, либо подменяется другой.
Таким образом у адресата манипуляции создается иллюзия самостоятельного принятия решения. Здесь осуществляется воздействие на глубинные уровни психики делового партнера.
Основные типы психологического воздействия – запутывание делового партнера, скрытое внушение и принуждение, заражение и вовлечение в желаемую для манипулятора деятельность.
Наиболее предпочтительным в современной деловой практике является партнерское деловое общение, в процессе которого к деловому партнеру относятся как к равному, учитывая его интересы, стремления и установки.
Основа партнерского делового общения – взаимопонимание и взаимное уважение между деловыми партнерами.
Если деловое общение правильно организовано, оно способствует установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между коллегами, соперниками, руководителями и подчиненными. Основные типы психологического воздействия – расположение, прошение, присоединение.
В процессе делового общения реализуются не только профессиональные, но и личные цели участников общения: стремление к личной безопасности в ходе выполнения профессиональных обязанностей, что проявляется в уходе от ответственности; стремление к улучшению своего материального положения; стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, сделать карьеру, избавиться от бремени иерархического контроля, поддержать свой престиж, завоевать авторитет среди коллег и т.п.
Для успешной реализации целей делового общения необходимо соблюдение основных этико-психологических принципов делового общения:
1) принципа создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;
2) принципа полномочий и ответственности, регламентирующего деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.
В зависимости от влияния на эффективность совместной деятельности деловое общение может быть необходимым, когда без межличностных контактов осуществление совместной деятельности невозможно;
Деловое общение предполагает соблюдение ряда условий:
v обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;
v взаимозависимость всех участников делового общения и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений;
v формальные ограничения:
а) конвенциональные ограничения, т.е. соблюдение правовых, социальных норм;
б) ситуативные ограничения, связанные с конкретной ситуацией делового общения (например, деловая беседа, совещание, презентация и т.п.);
в) эмоциональные ограничения, т.е. умение управлять собой независимо от степени напряженности деловой атмосферы;
г) насильственные ограничения, т.е. допустимость прерывания контакта в случаях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, когда исчерпано отведенное для общения время, когда реакции партнера неадекватны нормам (например, агрессивное поведение).
Деловое общение разнообразно по своим формам. В зависимости от способов коммуникации и характера совместной деятельности деловых партнеров различают такие формы делового общения, как деловая беседа, совещание, деловые переговоры, пресс-конференция, публичное выступление, презентация, дискуссия, деловой разговор по телефону.
Одно и то же информационное содержание может быть реализовано в разных формах. Например, обсуждение какого-либо образовательного проекта может проходить в форме деловой беседы, делового совещания или переговоров.
При этом выбирается оптимальная форма делового общения для наиболее эффективной реализации его информационного содержания.
Письменные жанры делового общения – это все виды деловых писем, а также документы, фиксирующие социально-правовые отношения, регулирующие управленческие, финансовые и другие действия организаций и отдельных должностных лиц.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое общение?
2. Каковы функции общения?
3. Каковы типичные ситуации общения?
4. Каковы виды общения?
5. Что такое деловое общение?
6. Каковы особенности делового общения?
7. Каковы виды делового общения, в чем их цель?
8. Какой вид делового общения является предпочтительным и почему?
9. Соблюдение каких условий необходимо в деловом общении?
10. Каковы устные формы делового общения?
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1989
1. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М., 1988. С.285
3. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб., 2004.
4. Титова Л.Г. Деловое общение: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 271 с.
5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 415с.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.
7. Павлова Л.Г. Основы делового общения: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311 с.
Стили делового общения
Язык науки используется для деловой коммуникации лицами, занимающимися научной деятельностью, то есть вырабатывающими объективные знания о предметах и явлениях, а также идеях и законах действительности.
Сфера деятельности требует от них максимально точного, логичного и однозначного выражения мыслей. Основной единицей мышления в науке является понятие.
Научный стиль в целом характеризуется строгой логичностью изложения информации, которая проявляется в форме суждений, умозаключений, веских аргументов, отвлеченных обобщений. Для обобщения используются следующие языковые единицы: нередко, зачастую, как правило, довольно часто, в большинстве случаев и т. п.
Вместо местоимения «я» чаще употребляется «мы»: например нам представляется, мы наблюдаем, по нашему мнению, как показывает наш опыт и пр. Используются безличные предложения: необходимо отметить, следует остановиться на рассмотрении, представляется возможным, отсюда можно сделать вывод, как свидетельствует практика. Нередки также и сложноподчиненные предложения, прежде всего придаточные условные (если… то) и придаточные времени (в то время как…).
Логичность научного изложения должна проявляться на уровне композиции текста, выражаться в его связности, последовательности перехода от одной мысли к другой. Для этой цели используются слова очевидно, однако, вначале, затем, поэтому, итак, во-первых (во-вторых и т. д.), сообразно, следовательно, вследствие, обратимся, рассмотрим, а также конструкции к тому же, как уже говорилось, как было отмечено, прежде всего, между тем, тем не менее, таким образом, необходимо остановиться на, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать.
Этот стиль речи отличается наличием технических терминов и обилием отглагольных существительных (отключение, применение и пр.). Как и в научном стиле, образные средства тут не используются. Технический стиль нередко считают разновидностью научного.
Этот стиль отличает подчеркнутая объективность информации. Также его особенностью является сжатое, компактное изложение и экономное использование языковых средств. В официально-деловом тексте, как правило, употребляются характерные клише (с благодарностью подтверждаем; сообщаем, что…; сообщим дополнительно и пр.) и отглагольные существительные (получение, рассмотрение, проявление и пр.). Документы характеризуются сухостью изложения, минимальным количеством выразительных средств и употреблением слов в их прямом значении.
Основная функция этого стиля – информативная. С помощью различно подаваемой информации ведутся просвещение, агитация, разъяснение событий, формирование общественно-политического сознания и т. п. Информативная функция публицистического стиля предполагает документально-фактологическую точность, а также собирательность и официальность. В то же время он направлен на воздействие не только на разум, но и на чувства слушателей, для чего нужны экспрессивность, повышенная эмоциональность текста и его доступность. Характерными особенностями этого стиля являются острота и яркость изложения, авторская пристрастность. Поэтому здесь активно применяются все средства речевой выразительности: фразеологизмы (пословицы, поговорки и пр.), сравнения, метафоры, повторение слов. В тексте преобладают развернутые стилистические конструкции, присутствуют и восклицательные, и вопросительные предложения.
Этот стиль обслуживает сферу общественных отношений (то есть общественно-политическую, идеологическую, экономическую и культурную) и используется прежде всего в средствах массовой информации, а также на собраниях, митингах, в торжественной или траурной обстановке, на юбилеях и чествованиях.
Разговорный стиль используется в неформальных отношениях. Такая речь выполняет функцию общения, поэтому наиболее часто существует в устной форме, в диалоге. Так как она направлена на самовыражение, то часто эмоционально окрашена. Большую роль здесь играют невербальные средства коммуникации. В этом стиле широко используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова, выражающие субъективную оценку (а также экспрессивно окрашенные), разные упрощения, разговорно-бытовая фразеология (гол как сокол, упрям, как осел), глагольные междометия (шмяк, скок, шмыг и т. п.). Эмоциональность разговорной речи проявляется не только за счет жестикуляции, мимики, пауз и многочисленных поз, но и благодаря использованию вопросительных и побудительных (нередко восклицательных) предложений.
Если сопоставить ряд синонимов – обличье и облик, нехватка и дефицит, напасть и злоключение, потеха и развлечение, переделка и преобразование, вояка и воин, глазник и офтальмолог, врун и лжец, большущий и гигантский, транжира и расточитель, плакаться и сетовать, – сразу бросается в глаза, что эти слова отличаются друг от друга не по смыслу, а по своей стилистической окраске. Первые из них употребляются в разговорно-обиходной речи, вторые – в официально-деловой. Также различают две группы эмоционально-экспрессивной лексики:
• слова с положительной оценкой (отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, великолепный, роскошный и пр.);
• слова с отрицательной оценкой (безобразный, скверный, гадкий, отвратительный, наглый, нахальный, противный и пр.).
В зависимости от эмоционально-экспрессивной оценки такие слова употребляются в разных стилях речи. Наиболее полно они представлены в разговорно-обиходной речи, в то время как в научных, технических, официально-деловых текстах считаются неуместными.
Разговорная лексика, как правило, противопоставлена книжной. К последней относятся слова, характерные для научного, технического, газетно-публицистического и официально-делового стиля, обычно представленные в письменной речи. Лексическое значение книжных слов подчиняется нормам литературного языка, отклонение от которых недопустимо.
Деловое общение представляет собой вид взаимодействия между людьми по поводу профессиональной деятельности. У делового общения всегда есть определенная цель, которую собеседники пытаются достичь в ходе разговора. Кроме того, в ходе такого общения происходит обмен информацией, знаниями, опытом.
Примерами делового общения могут служить отношения между коллегами, руководителем и подчиненными, партнерами по бизнесу, конкурентами, руководителем организации и представителями контролирующих органов, управляющим и собственником компании.
Причем любое деловое общение имеет определенную стилевую окраску, которая определяет выбор способов и методов коммуникации для достижения цели разговора.
Стили делового общения – это определенные устойчивые наборы способов общения или действий, которые направлены на получение результата.
Стиль делового общения представляет собой своего рода маску или выработанную модель поведения, благодаря которой участник коммуникации не только пытается добиться намеченных целей, но и подкрепить представления о себе как о хорошем руководителе или высококлассном специалисте;
это своеобразный ритуал, правила которого всем участникам известны заранее. Этих установок необходимо придерживаться.
Факторы, влияющие на формирование стиля:
— личностные особенности;
— навыки владения техникой деловой коммуникации;
— конкретная ситуация общения (общение с коллегами, руководителем, подчиненным, партнерами).
Классификация стилей
Классификация стилей по С. Братченко
Авторитарный – субъект делового общения стремится к постоянному доминированию, подавлению партнеров. Этому стилю присущи: отсутствие стремления к пониманию партнеров, «коммуникативное нападение», отсутствие уважения к чужому мнению, требование согласия от других участников, стереотипизация общения.
Диалогический стиль предполагает коммуникацию на равных, в основе которой лежит доверие, взаимопонимание и взаимоуважение, открытость и сотрудничество, эмоциональное проявление и самовыражение всех участников общения.
Альтероцентричный. Он ориентирован на планомерную концентрацию внимания субъектом на других участниках делового взаимодействия, принесение в жертву своих интересов ради удовлетворения стремлений партнеров.
Манипулятивный предполагает использование партнеров по коммуникации для получения собственной выгоды, то есть другие участники коммуникации выступают лишь как средства достижения целей субъекта деловых отношений. При таком стиле деловой коммуникации желание понять партнера может иметь под собой конкретную цель – получить информацию о его намерениях и использовать ее в своих интересах.
Конформный стиль предполагает ориентированность субъекта общения на подражание, подчинение, подстраивание под партнера, нежелание быть понятым.
Индифферентный стиль – это практический полный отказ от делового продуктивного и разнопланового общения и попытка заменить его быстрым решением только деловых проблем.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 342 ; Мы поможем в написании вашей работы!