Что относится к устному полилогу
Русский язык и культура речи. Шпаргалка.
34 ЖАНРЫ ПОЛИЛОГИ: СОБРАНИЕ, СОВЕЩАНИЕ, ПЕРЕГОВОРЫ, ИНТЕРВЬЮ.
Полилог – это такой жанр, который подразумевает не просто беседу, а вопросы и ответы, которые фиксируются на бумаге.
К жанрам-полилогам относят собрания, совещания, переговоры, интервью. Подразумевается участие в них двух и более человек. В основе этих жанров лежит устная разговорная речь.
Собрание – это сбор коллектива в школе, на предприятии, в фирме и т. д. Оно имеет определенную цель и задачу, решение которой должно приниматься всем коллективом.
В начале собрания обязательно оглашается повестка дня, в которой указываются вопросы для рассмотрения и обсуждения. Перед началом обсуждения основных вопросов выбираются президиум, председатель, ведущий собрание и секретарь, ведущий протокол. В протокол записываются только основные моменты доклада, его обсуждение и принятые постановления и решения.
Совещание концептуально более строгая форма, чем собрание. На совещании присутствует не весь коллектив предприятия, а только представители и руководители производственных единиц (начальник отдела, заведующий кафедрой и т. д.). Этим людям доверено решение важных задач данного предприятия (школы, вуза). Каждое совещание решает определенный круг вопросов.
К устному жанру относятся и переговоры. Переговоры могут быть двухсторонними и более.
Переговоры могут быть между главами государств (переговоры на высшем уровне), перед заключением контракта на изготовление оборудования и др. Для оформления переговоров предназначен протокол, включающий вопросы для обсуждения.
Течение переговоров стандартизировано и проходит по определенным правилам. Язык переговоров строгий, близкий к официально-деловому стилю.
Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Беседа в виде интервью может проходить при приеме на работу, когда объявляется конкурс. В этом случае в качестве журналиста выступает ответственное лицо предприятия или другого учреждения. Если это интервью берется для газеты или телевидения, то лексика может быть разнообразной. Если интервью берется при приеме на работу, то лексика может быть ближе к производственной, хотя вполне допустимы стилистические отступления.
У интервью нет повестки дня, но есть цель – получить необходимую информацию.
Таким образом, жанры-полилоги относятся к разговорному стилю со всей его спецификой. Лексика, как и у всех разговорных жанров свободная, замыкающаяся на круге решаемых вопросов.
При переговорах, на совещании или собрании должна соблюдаться культура общения, определяемая культурой поведения.
Диалог, полилог и монолог
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин – основная часть – концовка.
Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый вечер, Николай Иванович!), или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода). Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).
Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.
Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.
В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Например, идя на прием к руководителю и находясь в приемной, сотрудник может ограничиться кивком головы по направлению к двери кабинета и репликой «У себя?».
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
Полилог – это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог часто приобретает формы группового общения (беседа, дискуссия, собрание, игра и др.).
Монологможно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речьслужит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.
Убеждающая речьобращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.
Побуждающая речьнаправлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
2. Чем естественный язык отличается от искусственных?
3. Назовите основные функции языка.
4. Что такое речь? Язык и речь – это одно и то же?
5. Расскажите о влиянии речи на язык.
6. Укажите особенности устной речи.
7. Чем подготовленная устная речь отличается от неподготовленной?
8. Расскажите о письменной речи.
9. Дайте определения диалога, полилога и монолога как форм устной речи.
10. Какую структуру имеет любой диалог?
11. Почему для диалогической речи характерны неполные структуры (неполные предложения)?
12. Укажите три основных типа монологической речи и дайте их краткую характеристику.
Полилог
Полезное
Смотреть что такое «Полилог» в других словарях:
полилог — сущ., кол во синонимов: 2 • беседа (30) • разговор (53) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПОЛИЛОГ — (от греч. polys – многочисленный + logos – разговор). Разновидность диалогической речи: разговор нескольких собеседников. Термин возник при исследовании коммуникативных свойств языка как добавление к термину «диалог». Для П. характерны… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Полилог — (гр. – много суждений) – способ обсуждения проблем с участием трех и более сторон, имеющих разные точки зрения на нее (сравните, монолог, диалог). Полилог возможен в формах: беседы, дискуссии, конференции, диспута, организационно деятельностной… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПОЛИЛОГ — (от греч. poly много, многое и logos слово) дискуссия, беседа трех и более участников; полилог культур, полилог мира (по аналогии с диалогом) … Профессиональное образование. Словарь
Полилог — (от греч. polys многочисленный и logos здесь разговор) разновидность речи, в которой несколько участников и все они активны в речевом отношении. Количество говорящих (два или больше двух) не является дифференциальным признаком позиции «диалог П.» … Педагогическое речеведение
Полилог — – разговор между несколькими лицами, термин является дополнением к понятию диалог, частично совпадая с ним. Полилог как форма разговорной речи присутствует в некоторых жанрах печатной и аудиовизуальной журналистики … Энциклопедический словарь СМИ
Полилог — (греч., букв. ’речь многих’) разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно… … Википедия
полилог — (от греч. polys много и logos слово) разговор нескольких действующих лиц в литературном произведении. Ср. диалог … Словарь литературоведческих терминов
полилог — 1. Разговор между несколькими лицами, при чередовании говорящих и слушающих. Количество говорящих (больше двух) не изменяет этого принципа. 2. Разговор, беседа между многими лицами. Ср. диалог, монолог … Толковый переводоведческий словарь
полилог — полил ог, а … Русский орфографический словарь
Что относится к устному полилогу
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ДИАЛОГ И ПОЛИЛОГ
Вот как различия между диалогом и полилогом объясняет справочная служба русского языка:
В школе термин полилог активно не используется, а диалогом называют «вопросно-ответную форму речи, при которой происходит обмен высказываниями (репликами) между говорящими» (Лемов А. В. Школьный лингвистический словарь. М., 2006). Термин полилог в словаре Лемова отсутствует. Энциклопедический словарь-справочник «Культура русской речи» (М., 2003) определяет эти термины таким образом: диалог – текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации. «, полилог «чаще всего указывает в современных лингвистических (и не только в лингвистических) работах, что в создании текста участвуют на относительно равных основаниях более чем два партнера коммуникации, в то время как диалог создается только двумя говорящими».
Таким образом, слово диалог может употребляться в широком значении (разговор между двумя или несколькими лицами) и в узком (разговор между двумя собеседниками). Второе значение актуализируется, когда важно противопоставить два вида коммуникации – между двумя говорящими и более чем двумя.
Posts from This Journal by “говорение” Tag
Сегодня в блоге новый гостевой пост. Галина Лэнг преподаёт русский язык в Австралии. Она поделилась с нами историей создания…
Книга Раисы Александровны Кульковой «Я хочу тебя спросить» теперь в свободном доступе Отличная новость для преподавателей,…
Учебники и пособия по РКИ уровня С1
Достижение третьего сертификационного уровня (С1) общего владения русским языком свидетельствует о высоком уровне коммуникативной компетенции во…
Коллега Lembergerin Ana в группе Методика преподавания РКИ для всех поделилась полезными ресурсами, которые пригодятся преподавателям для…
Коллеги напомнили (спасибо Ольге Ермаковой), что на уроках РКИ можно использовать рисунки датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа. С их…
В наши дни ни один учебный процесс уже не обходится без использования технических средств обучения и ресурсов интернета. Компьютерная…
https://ok.ru/iktpedagog/topic/69744374576551 Как организовать специальный курс для родителей, которые усыновляют детей из…
Следует ли знакомить учащихся-нефилологов с русскими говорами (хотя бы просто продемонстрировать примеры) и на каком этапе? В целом сейчас…
Монолог – диалог – полилог
Деление речи на монолог и диалог по числу участников общения (монолог – речь одного человека, диалог – речь двоих) было известно уже в Древней Греции, где оно применялось к риторике, философии, логике. Речь двоих в диалоге представлена чередованием ролей: слушающий становится говорящим, а говорящий – слушающим. В последние десятилетия ХХ века стало активно использоваться понятие «полилог» для обозначения речевого процесса в группе общающихся, где роли меняются, как правило, неупорядоченно.
Монолог – форма речи, построенная как развернутое высказывание одного лица и рассчитанная на опосредованное восприятие, практически не связанная с реакцией собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Различают два основных типа монолога.
Первым будет сознательное обращение к слушателю или аудитории, характерное для устной формы книжной речи: научная речь, судебная речь, устная публичная речь, художественная речь. Второй тип – речь наедине с самим собой, не направленная непосредственно на слушателя и не рассчитанная на ответную реакцию собеседника.
Монолог как специфический вид речи отличается рядом особых качеств: в нем сильны мотивы индивидуального самовыражения; ослаблена установка на ответную реакцию собеседников; композиция монолога всегда более четкая, ее организация выше, чем в диалогических репликах; это же относится и к выбору языковых средств – в нем меньше случайного.
Монолог характеризуется относительной завершенностью и, как правило, не требует непосредственной обратной связи. Нередко также отмечается, что монолог рассчитан на пассивное восприятие аудитории, но вряд ли с этим можно согласиться: трудно представить себе такого оратора, артиста или наставника, который бы не рассчитывал бы на реакцию своих слушателей.
Отсюда противоречивость монолога: с одной стороны, если человек заговорил, то он рассчитывает на общение, с другой – монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному взаимодействию, поскольку предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.
Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной направленности (повествование, рассуждение, убеждение).
Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методами изложения материала, среди которых выделяют следующие:
— индуктивный – изложение материала от частного к общему (этот метод нередко используется в агитационных выступлениях);
— дедуктивный – изложение материала от общего к частному (оратор в начале речи выдвигает какие-то предположения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах);
— метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов;
— концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы (выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу);
— ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим (рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается);
— исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли за какой-то период.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая. Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи – лекции, отчеты, сообщения, доклады.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная. Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв, речь-протест.
Основные коммуникативные ситуации употребления монолога – сфера искусства, ораторские выступления, обращение по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.). В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко.
С психологической точки зрения монолог неестественен, ведь всякая речь должна быть обращена к адресату (пусть и воображаемому) и подразумевать его ответную реакцию. М. Львов подчеркивает, что не только в произносимом и тем более записанном, но даже в мысленном монологе человек обращается к предполагаемому собеседнику и старается учитывать его возможную реакцию на свою речь.
Так оратор обдумывает речь и прогнозирует ее восприятие, пишущий пишет письмо и предвкушает реакцию своего адресата. «Монологическая речь активна, но рассчитана на пассивное и отстроченное восприятие, возможно, на критическое перечитывание и обсуждение. Это речь строгая, правилосообразная, композиционно выверенная. Но бывают и монологи-импровизации, в них звучит страсть и увлечение».
Диалог – форма устной или письменной речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами и характеризующаяся ситуативностъю (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностъю (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером).
К основным языковым особенностям диалога относятся:
— наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;
— синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;
— обилие вопросительных и побудительных предложений в качестве соединительных, стимулирующих реплик.
При этом происходит смена ролей говорящих, в основе которой лежит заданное правилами закономерное завершение речевого фрагмента. Так, на вопрос следует ответ, приветствие сопровождается приветствием, просьба – принятием или отклонением и т.д.
Это организационный принцип, называемый принципом последовательности, задает простейшую схему построения разговора, в рамках которой возникают более сложные варианты разговорной динамики (фрагменты с уточняющими высказываниями, вставками). Принцип предполагает релевантность ответной реакции, т.е. реплика соответствующего типа ожидается, хотя может быть и отсрочена.
Общие правила диалога таковы:
— получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;
— вопрос требует ответа;
— повеление требует ответа действием или словом;
— повествование требует внимательного молчания, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.
М. Львов предлагает рассматривать весь диалог или его части как единый речевой акт, как целый текст. Ведь он малопонятен в отдельных репликах и может быть адекватно понят только целиком или, как минимум, в составе пары реплик. Как правило, реплики в диалоге не обладают самостоятельностью, законченностью, другими признаками монолога. Ситуации, в которых происходит диалог, отличаются естественностью, речь в них преимущественно ситуативная, во многом спонтанная.
Языковой состав реплик одного участника диалога нацелен на восприятие и активизацию второго, для чего используются элементы разговорного стиля, эллиптические конструкции, обращения, восклицания и вопросы, а в устном диалоге – богатая палитра интонаций. В то же время наблюдается и экономия языковых средств, поскольку сама ситуация требует быстрой ответной реакции, опоры на емкие и лаконичные высказывания. Поскольку диалогическая речь редко бывает подготовлена и скорректирована, в ней высока вероятность неудачного выбора слов и даже ошибок, нарушений литературной нормы.
Любой диалог имеет свою структуру: начало (завязка) – основная часть – концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. В зависимости от содержания реплик и позиций его участников диалог может развертываться линейно, с некоторыми ответвлениями, причем дискуссионный диалог строится по контрарному принципу.
Он предрасположен к экспрессии и эмоции в нем играют значительную роль. Зачастую используются повторы, междометия, частицы, лексика разговорного стиля и пр. Экспрессивность диалога, его выразительные возможности широко используются в художественной литературе, а в театральных пьесах он вообще играет центральную роль.
Несмотря на стремление к информативности в диалоге, могут существовать и целиком ритуальные его формы (например, беседа о погоде). В любом случае должны быть предъявлены общие сведения, тематический репертуар, ключевые слова, исходные нормы и ценности, рамки возможных отклонений от темы. Также необходимо исходное различие в уровне знаний участников диалога или их осведомленности о предмете обсуждения. В противном случае информация перестает восприниматься как значимая и обмен ею становится невозможен.
Выделяют следующие типы диалога: информативный (обычно состоит из вопрос-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос), прескриптивный (содержит просьбу, приказ и согласие или отказ выполнить предлагаемое действие), обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия между экспертами в обсуждаемом вопросе), экспрессивный, направленный на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх) с использованием малых жанров (короткая история, шутка, острота, анекдот). Также в контексте установления / регулирования межличностных отношений выделяют диалог-диссонанс и диалог-унисон.
В диалоге в наибольшей степени реализуются вопросно-ответные комплексы.
Вопросы классифицируют следующим образом:
— уточняющие и восполняющие;
— корректные и некорректные;
— нейтральные, благожелательные и провокационные.
Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности, требуют ответа «да» или «нет». Восполняющие вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, их отличительный признак – вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему». Простые вопросы не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные вопросы включают в себя два и более простых вопроса.
Корректные вопросы основываются на истинных суждениях, некорректные вопросы основываются на ложных или неопределенных суждениях. Нейтральные вопросы не содержат эмоциональной окраски и никак не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные вопросы подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные вопросы окрашены негативно и содержат скрытое или яйное подстрекательство к неверным действиям собеседника.
Ответы классифицируют следующим образом: правильные, неправильные и «не по существу»; позитивные и негативные. Правильные ответы дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения. Неправильные ответы связаны с вопросом, но неверно отражают действительность. Ответы «не по существу» могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются. Позитивные ответы содержат стремление разобраться в поставленных вопросах, в негативных – стремление оборвать диалог.
Диалог строится на доверии к чужому слову, поисках глубинного смысла, на согласии совместно искать этот смысл. Он требует компромисса, критической самооценки и анализа ситуации с учетом позиции оппонента. В диалоге необходима демонстрация уважения к собеседнику, открытость в поведении, отсутствие лжи и тактических хитростей.
И здесь становятся необходимы определенные правила кооперации (П. Грайс):
1) Количество: высказанной информации должно быть не меньше и не больше необходимого;
2) Качество: не говори того, что может считаться ложным и для чего у тебя нет достаточных оснований;
3) Отношения: не отклоняйся от темы, выражайся ясно, избегая непонятных и неоднозначных высказываний;
4) Средства: будь краток, избегай ненужного многословия и будь организован.
В целом необходима определенная установка на взаимопонимание, сочувствие к сиюминутным коммуникативным интересам собеседника.
Областью применения диалога является вся публичная сфера. Это и политические дебаты, и деловые переговоры, и научные дискуссии. Драматические произведения – комедия, трагедия, драма и водевиль – построены в форме диалога и предназначены для сценического воплощения. Использовался диалог и как принцип построения философских трактатов (например, диалоги Платона), в качестве основы эпистолярного жанра–романа в письмах («Страдания юного Вертера» И.В. Гете), а также как подлинная переписка, издаваемая в виде отдельных книг или заключительных томов в собраниях сочинений писателей (например, А.П. Чехова).
Диалог привлекал внимание многих исследователей (М. Бахтина, Л. Якубинского, О. Лаптевой, Т. Винокур и др.), которые подвергали анализу синтаксис разговорной речи, роли коммуникантов, структурирование процесса обмена репликами, роль диалога в массовой коммуникации и т.п. Диалог исследуется в герменевтике, символическом интеракционизме и конверсационном анализе, а межкультурные исследования отталкиваются от понятия «диалог культур».
Одной из разновидностей диалога является полилог, который с начала ХХ века стал рассматриваться как самостоятельный вид речевого общения. Термин восходит к древнегреческому языку и возник как добавление к понятию диалога. Полилог – это разговор многих, общение между несколькими лицами. Установлено, что полилог, как правило, не распадается на несколько диалогов, как считали противники этого понятия. У него имеются собственные специфические признаки: количество участников не менее трех, единая тема, ситуативная связность, нелинейность. М. Львов считает, что в полилоге все они получают большее развитие, чем в диалоге.
Полилог, как и диалог, противостоит монологу в том, что в них при общении происходит смена говорящих и слушающих. Он разворачивается в следующих ситуациях: общий разговор за семейным столом во время обеда или ужина; обсуждение предстоящих совместных действий в трудовом коллективе во время «планерки»; полилог на уроке в классе; встреча нескольких приятелей на улице или в кафе; постановка спектакля на сцене театра и т.п.
В произведениях художественной литературы полилог нередко используется при описании бытовых сцен или ситуаций, взятых из реальной жизни. Например, спор казаков на площади в «Тихом Доне» М.А. Шолохова, общие разговоры в больничной палате в «Раковом корпусе» А.И. Солженицына. М. Львов справедливо полагает, что в полилоге заметно возрастает ролевая функция каждого участника и это в полной мере используется в театре – например, сцены в ночлежке из пьесы М. Горького «На дне». Каждый персонаж в полилоге более независим, а содержание его реплик получает большую амплитуду отклонений и колебаний, чем в диалоге.
На сегодняшний день полилог исследован явно недостаточно, поэтому к нему проявляют интерес социолингвистика и психолингвистика, этнология и теория дискурса.