Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.
Особую группу ударных инструментов составляют струнные ударные инструменты, в которых звучащим телом являются струны. К таким инструментам относится фортепиано, а также народные инструменты рода цимбал.
Перкуссия
Ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. К ним относятся табла, дарбука, тамбурин, бубен, маракас, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты, рейнстик, деревянные ложки и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.
Существуют также и группы (Малайзия, Африка, Индия, Южная Америка, Северные народности), состоящие из исполнителей, играющих только на ударных инструментах. Такие группы, как правило, исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые праздники. Распространены в основном в племенах. Также выступают на большой сцене, как ритмическое сопровождение экзотических вокально-танцевальных групп.
Среди музыки композиторов академической направленности есть произведения, написанные только для ударных инструментов. Обычно это довольно крупный и пёстрый по инструментарию состав. Нередко используются кроме традиционных инструментов и ударной установки различные этнические ударные инструменты. В России (СССР) стимулом для написания музыки для ансамбля ударных инструментов стало создание такого ансамбля Марком Пекарским, который успешно выступает и поныне.
Также, вероятно, используется и в переносном смысле (человек-перкуссия), что означает приблизительно то же что и иерихонская труба или человек, привлекающий много внимания.
См. также
Примечания
Ударные музыкальные инструменты
Инструменты с определённой высотой звучания
Мембранофоны
Полезное
Смотреть что такое «Ударные музыкальные инструменты» в других словарях:
УДАРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) … Большой Энциклопедический словарь
ударные музыкальные инструменты — группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения удару. Источником звука служат твёрдый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определённой (литавры, колокольчики, ксилофон) и неопределённой (барабаны, бубны, кастаньеты) … Энциклопедический словарь
Ударные музыкальные инструменты — см. Музыкальные инструменты … Большая советская энциклопедия
Ударные музыкальные инструменты — те, из которых извлекают звук ударом. К ним относятся и клавишные инструменты, но преимущественно принято называть ударными применяемые в оркестре. Они делятся на инструменты с натянутыми кожами, металлические и деревянные. Некоторые из них имеют … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ударные музыкальные инструменты — ▲ музыкальный инструмент ↑ ударять мембранные: барабан. тамбурин. тамтам. литавра инстр. котлообразной формы с одной мембраной. бубен. флексатон. карийон. самозвучащие: кастаньеты. ксилофон. вибрафон. металлофон. челеста. тарелки. древн: тимпан.… … Идеографический словарь русского языка
Струнные ударные музыкальные инструменты — музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение производится ударами по струне тангетом, молоточком или палочками. К С. у. м. и. относятся фортепьяно, цимбалы и др. См. Струнные музыкальные… … Большая советская энциклопедия
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Большой Энциклопедический словарь
музыкальные инструменты — инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Энциклопедический словарь
Музыкальные инструменты — инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими… … Большая советская энциклопедия
Ударные музыкальные инструменты появились раньше всех других музыкальных инструментов. В глубокой древности ударные инструменты использовали народы Африканского континента и Ближнего Востока для сопровождения религиозных и воинственных танцев и плясок.
В наши дни ударные инструменты являются весьма распространенными, так как ни один ансамбль не обходится без них.
К ударным принадлежат инструменты, у которых звук извлекается посредством удара. По музыкальным качествам, т. е. возможности получения звуков определенной высоты, все ударные инструменты подразделяются на два вида: с определенной высотой звука (литавры, ксилофон) и с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки и др.).
В зависимости от вида звучащего тела (вибратора) ударные инструменты подразделяются на перепончатые (литавры, барабаны, бубен и др.), пластинчатые (ксилофоны, виброфоны, колокольчики и др.), самозвучащие (тарелки, треугольники, кастаньеты и др.).
Громкость звучания ударного инструмента определяется размерами звучащего тела и амплитудой его колебаний, т. е. силой удара. В некоторых инструментах усиление звучания достигается добавлением резонаторов. Тембр звучания ударных инструментов зависит от многих факторов, главными из которых являются форма звучащего тела, материал, из которого инструмент изготовлен, и способ удара.
Перепончатые ударные инструменты
В перепончатых ударных инструментах звучащим телом является натянутая перепонка или мембрана. К ним относят-ся литавры, барабаны, бубен и др.
Мембрана крепится на корпусе с помощью обруча и натяжных винтов. Этими винтами, расположенными по окружности, натягивают или отпускают мембрану. Таким образом осуществляется настройка литавры: если мембрану натягивать, то строй будет выше, и, наоборот, если мембрану отпускать, то строй будет ниже. Чтобы не мешать свободнойт вибрации мембраны в центре котла, снизу имеется отверстие для перемещения воздуха.
Корпус литавр изготавливают из меди, латуни или алюминия, устанавливают их на подставке — треножнике.
В оркестре литавры используют в наборе из двух, трех, четырех и более котлов различной величины. Диаметр современных литавр от 550 до 700 мм.
Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.
Звуковой объем литавр равен примерно квинте. Большая литавра настраивается ниже всех других. Диапазон звучания инструмента — от фа большой октавы до до малой октавы. Средняя литавра имеет диапазон звучания от си большой октавы до фа малой октавы. Малая литавра — от ре малой октавы до ля малой октавы.
Барабаны — инструменты с неопределенной высотой звучания. Различают барабаны малый и большой оркестровые, малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, бонги.
Барабан большой оркестровый представляет собой корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожей или пластиком. Большой барабан имеет мощный, низкий и глухой звук, который извлекается деревянной колотушкой с шарообразным наконечником из войлока или фильца. В настоящее время для мембран барабанов стали применять вместо дорогостоящей пергаментной кожи полимерную пленку, имеющую более высокие показатели прочности и лучшие музыкально-акустические свойства.
Мембраны у барабанов закрепляются двумя ободами и натяжными винтами, расположенными по окружности корпуса инструмента. Корпус барабана изготавливается из листовой стали или клееной фанеры, облицовывается художественным целлулоидом. Размеры 680×365 мм.
Барабан большой эстрадный имеет форму и конструкцию, аналогичную оркестровому барабану. Размеры его 580×350 мм.
Барабан малый оркестровый имеет вид невысокого цилиндра, обтянутого с двух сторон кожей или пластиком. Мембраны (перепонки) крепятся к корпусу с помощью двух ободов и стяжных винтов.
Для придания барабану специфического звука над нижней мембраной натягиваются специальные струны или спирали (подструнник), которые приводятся в действие с помощью сбрасывающего механизма.
Применение синтетических мембран в барабанах позволило значительно улучшить их музыкально-акустические возможности, надежность эксплуатации, длительность службы и товарный вид. Размеры малого оркестрового барабана 340×170 мм.
Малые оркестровые барабаны включены в состав военных духовых оркестров, они применяются и в симфонических оркестрах.
Барабан малый эстрадный имеет то же устройство, что и оркестровый. Размеры его 356×118 мм.
Барабан том-том-тенор и барабан том-том-бас не отличаются по устройству и применяются в эстрадных ударных установках. Барабан том-тенор крепится при помощи кронштейна к большому барабану, барабан том-том-бас устанавливают на полу на специальной подставке.
Бонги представляют собой барабаны небольших размеров с натянутой с одной стороны кожей или пластиком. Они входят в состав эстрадной ударной установки. Между собой бонги соединяются переходниками.
Бубен — представляет собой обруч (обечайку), у которого с одной стороны натянута кожа или пластик. В корпусе обруча сделаны специальные прорези, в которых укреплены латунные пластинки, имеющие вид маленьких оркестровых тарелочек. Иногда еще внутри обруча на натянутые бечевки или спирали нанизываются маленькие бубенчики, колечки. Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Удары по мембране производят концами пальцев или основанием ладони правой руки.
Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни. На Востоке, где искусство игры на бубне достигло виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте. Азербайджанский бубен называется деф, дяф или гавал, армянский — даф или хавал, грузинский — дайра, узбекский и таджикский — дойра.
Пластинчатые ударные инструменты
К пластинчатым ударным инструментам с определенной высотой звучания относятся ксилофон, металлофон, марим-бафон (маримба), виброфон, колокольчики, колокола.
Ксилофон — представляет собой набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих различным по высоте звукам. Брусочки изготавливают из палисандра, клена, ореха, ели. Они располагаются параллельно в четыре ряда в порядке хроматической гаммы. Крепятся брусочки на прочных шнурках и разделяются пружинками. Шнур проходит сквозь отверстия в брусочках. Для игры ксилофон раскладывают на маленьком столике на долевых резиновых прокладках, располагающихся вдоль шнуров инструмента.
Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками с утолщением на конце. Ксилофон используют как для сольной игры, так и в оркестре.
Диапазон ксилофона — от си малой октавы до до четвертой октавы.
Металлофоны сходны с ксилофонами, только звуковые пластины изготовлены из металла (латуни или бронзы).
Маримбафоны (маримба) — ударный музыкальный инструмент, звучащими элементами которого являются деревянные пластины, а для усиления звучания на нем установлены трубчатые металлические резонаторы.
Маримба обладает мягким, сочным тембром, имеет диапазон звучания четыре октавы: от ноты до малой октавы до ноты до четвертой октавы.
Игровые пластины изготавливаются из древесины палисандра, что обеспечивает высокие музыкально-акустические свойства инструмента. Пластины расположены на раме в два ряда. Первый ряд содержит пластины основных тонов, второй ряд — пластины полутонов. Установленные на раме в два ряда резонаторы (металлические трубки с заглушками) настроены на частоту звука соответствующих пластин.
Основные узлы маримбы закрепляются на опорной тележке с колесиками, каркас которой сделан из алюминия, что обеспечивает минимальную массу и достаточную прочность.
Маримба может использоваться как музыкантами-профессионалами, так и для учебных целей.
Вибрафон представляет собой набор хроматически настроенных алюминиевых пластин, расположенных в два ряда аналогично фортепианной клавиатуре. Пластины устанавливаются на высокой станине (столе) и крепятся на шнурках. Под каждой пластиной в центре находятся цилиндрические резонаторы соответствующей величины. Через все резонаторы в верхней части проходят оси, на которых крепятся вентиляторные крыльчатки — веерочки. С боку станины вмонтирован портативный бесшумный электродвигатель, который равномерно вращает крыльчатки на протяжении всей игры на инструменте. Таким образом достигается вибрация. Инструмент имеет демпферное устройство, соединенное с педалью под станиной, для приглушения звука ногой. Играют на вибрафоне двумя, тремя, четырьмя иногда и более длинными палочками с резиновыми шариками на концах.
Диапазон вибрафона — от фа малой октавы до фа третьей октавы или от до первой октавы до ля третьей октавы.
Вибрафон используют в симфоническом оркестре, но чаще в эстрадном оркестре или как сольный инструмент.
Колокола — набор ударных инструментов, которые применяются в оперном и симфоническом оркестрах для имитации колокольного звона. Колокол состоит из набора цилиндрических труб от 12 до 18 штук, настроенных хроматически. Трубы обычно латунные никелированные или стальные хромированные диаметром 25—38 мм. Их подвешивают в раме-стойке высотой около 2 м. Звук извлекают ударом деревянного молота по трубам. Колокола снабжены педально-демпферным устройством для глушения звука. Диапазон колоколов 1—11/2 октавы, обычно от фа большой октавы.
Колокольчики — ударный музыкальный инструмент, который состоит из 23—25 хроматически настроенных металлических пластинок, размещенных в плоском ящике в два ряда ступенями. Верхний ряд соответствует черным, а нижний ряд — белым клавишам фортепиано.
Диапазон звучания колокольчиков равен двум октавам: от ноты до первой октавы до ноты до третьей октавы и зависит от числа пластинок.
Самозвучащие ударные инструменты
К самозвучащим ударным инструментам относятся: тарелки, треугольники, там-тамы, кастаньеты, маракасы, погремушки и др.
Тарелки представляют собой металлические диски, изготовленные из латуни или нейзильбера. Дискам тарелок придана несколько сферическая форма, к центру прикреплены кожаные ремешки.
При ударе тарелок друг о друга издается продолжительный звенящий звук. Иногда применяют одну тарелку и извлекают звук ударом палочки или металлической щетки. Выпускаются тарелки оркестровые, тарелки «чарльстон», тарелки «гонг». Звучат тарелки резко, звеняще.
Треугольник оркестровый представляет собой стальной прут, которому придана незамкнутая треугольная форма. При игре треугольник свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой, выполняя различные ритмические рисунки.
Звук треугольника яркий, звенящий. Применяется треугольник в различных оркестрах и ансамблях. Выпускаются треугольники оркестровые с двумя стальными палочками.
Там-там или гонг — бронзовый диск с загнутыми краями, по центру которого ударяют колотушкой с войлочным наконечником, звук гонга глубокий, густой и мрачный, достигает полной силы не сразу после удара, а постепенно.
Кастаньеты — в Испании являются народным инструментом. Кастаньеты имеют форму раковин, обращенных одна 1С другой вогнутой (сферической) стороной и связанных шнуром. Изготавливают их из дерева твердых пород и пластмассы. Выпускают кастаньеты двойные и одинарные.
Маракасы — шары из древесины или пластмассы, наполненные небольшим количеством мелких кусочков металла (дробью), снаружи маракасы красочно оформлены. Для удобства удержания во время игры они снабжены ручкой.
Встряхивая маракасы, воспроизводят различные ритмические рисунки.
Маракасы находят применение в оркестрах, но чаще в эстрадных ансамблях.
Погремушки представляют собой наборы маленьких тарелочек, укрепленных на деревянной пластине.
Ударная установка эстрадного ансамбля
Прямо перед исполнителем на полу устанавливается большой барабан, он имеет упорные ножки для устойчивости. Сверху на барабане при помощи кронштейнов могут быть закреплены барабаны том-том тенор и том-том альт, дополнительно на большом барабане предусмотрена подставка для оркестровой тарелки. Кронштейны, закрепляющие том-том тенор и том-том альт на большом барабане, регулируют их высоту.
Неотъемлемой частью большого барабана является механическая педаль, при помощи которой исполнитель извлекает из барабана звук.
В состав ударной установки обязательно входит малый эстрадный барабан, который крепится на специальной подставке тремя прихватами: двумя откидными и одним выдвижным. Подставка устанавливается на полу; она представляет собой стойку, снабженную стопорным устройством для фиксации в заданном положении и регулировки наклона малого барабана.
Малый барабан имеет сбрасывающее устройство, а также глушитель, которые используются для регулировки тембра звука.
В комплект ударной установки могут входить одновременно несколько разных по размерам том-том барабанов, том-том альтов и том-том теноров. Том-том бас устанавливается с правой стороны от исполнителя и имеет ножки, с помощью которых можно регулировать высоту инструмента.
Барабаны бонги, входящие в ударную установку, размещаются на отдельной подставке.
В состав ударной установки входят также оркестровые тарелки с подставкой, механическая подставка для тарелок «чарльстон», стул.
Сопутствующими инструментами ударной установки являются маракасы, кастаньеты, треугольники, а также другие шумовые инструменты.
Запасные части и принадлежности к ударным инструментам
К запасным частям и принадлежностям ударных инструментов относятся: подставки для малого барабана, подставки для оркестровых тарелок, механическая педальная подставка для оркестровых тарелок «чарльстон», механическая колотушка для большого барабана, палочки литавровые, палочки к малому барабану, палочки барабанные эстрадные, щеточки оркестровые, колотушки для большого барабана, кожа для большого барабана, ремни, футляры.
В ударных музыкальных инструментах звук извлекается ударом какого-либо приспособления или отдельных частей инструмента друг о друга.
Ударные инструменты подразделяют на перепоночные, пластинчатые, самозвучащие.
К перепоночным относят инструменты, у которых источником звука является натянутая перепонка (литавры, барабаны), звук извлекается ударом о перепонку каким-либо приспособлением (например, колотушкой). В пластинчатых инструментах (ксилофоны и др.) в качестве звучащего тела используют деревянные или металлические пластинки, бруски.
В самозвучащих инструментах (тарелки, кастаньеты и др.) источником звука является сам инструмент или его корпус.
Ударные музыкальные инструменты — это инструменты, звучащие тела которых возбуждаются ударами или встряхиванием.
По источнику звука ударные инструменты подразделяют на:
• пластинчатые — в них источником звука являются деревянные и металлические пластинки, бруски или трубки, по которым музыкант ударяет палочками (ксилофон, металлофон, колокольчики);
• перепончатые — в них звучит натянутая перепонка — мембрана (литавры, барабан, бубен и др). Литавры представляют собой набор из нескольких металлических котлов разной величины, покрытых сверху перепонкой из кожи. Натяжение перепонки может изменяться специальным устройством, при этом изменяется высота извлекаемых колотушкой звуков;
• самозвучащие — в этих инструментах источником звука является сам корпус (тарелки, треугольники, кастаньеты, маракасы).
Барабаны — название ряда ударных музыкальных инструментов с неопределенной высотой звука. Подробнее читаем здесь.
Бубен — ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука. Проникнув в давние времена из Азии в Европу с труппами бродячих музыкантов, бубен получил широкое распространение в Италии и Испании, где стал народным инструментом. Подробнее читаем здесь.
Гонг — ударный инструмент с определенной высотой звука (обычно настраивается на какой-либо звук в пределах малой октавы). Родиной гонга является остров Ява, где и поныне встречаются гонговые оркестры. Подробнее читаем здесь.
Кастаньеты — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Он представляет собой 2 полые деревянные чашечки наподобие скорлупок, соединенных шнурком и насаженных на рукоятку. При встряхивании чашечки ударяются друг о друга, издавая сухой, щелкающий звук. Кастаньеты такого устройства называются оркестровыми. Подробнее читаем здесь.
Колокола — ударный инструмент с определенной высотой звука, применяющийся для имитации колокольного звона. Представляет собой набор металлических трубок или пластин, свободно подвешенных на перекладине. Подробнее читаем здесь.
Колокольчики — ударный инструмент с определенной высотой звука, представляющий собой ряд свободно укрепленных металлических пластин. Звук извлекается либо ударом палочек (простые колокольчики), либо с помощью клавишного механизма, подобного миниатюрному пианино (клавишные колокольчики). Подробнее читаем здесь.
Ксилофон — ударный инструмент с определенной высотой звука. Он представляет собой набор деревянных брусков различной величины (по-гречески xylon — дерево, древесина и phone — звук). Бруски располагаются в форме трапеции на соломенных валиках или специальных мягких подстилках с резиновыми прокладками. Подробнее читаем здесь.
Литавры — группа ударных инструментов с определенной высотой звука. Каждая литавра представляет собой установленное на специальную подставку медное полушарие с натянутой поверх него кожей. Звук извлекается ударом небольшой колотушки с шарообразным войлочным наконечником. Подробнее читаем здесь.
Тарелки — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Состоит из 2-х металлических дисков, к центру которых прикреплены небольшие кожаные ремешки для продевания пальцев рук. Подробнее читаем здесь.
Треугольник — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Представляет собой прут из серебряной стали, изогнутый в виде равностороннего треугольника. Подробнее читаем здесь.
Челеста — ударно-клавишный инструмент, внешне напоминающий маленькое пианино. Изобретен в Париже в конце XIX века. Инструмент снабжен механикой фортепианного типа: при нажатии клавишей молоточки, покрытые фильцем, ударяют по металлическим пластинкам. Подробнее читаем здесь.
О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.
Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.
Перкуссия – все об ударных инструментах и их видах
Перкуссия – все об ударных инструментах и их видах
Наиболее распространенная перкуссия
Перкуссия или ударные музыкальные инструменты – это обширная семья самых разнообразных приспособлений. Общим качеством у перкуссионной группы инструментов является способ звукоизвлечения: звук извлекается за счет удара или тряски (покачивания) звучащего тела. Вот лишь некоторый перечень ударных инструментов, распространенных по всему миру: тарелки, там-там, кастеньеты, бубен, треугольник, цимбалы, колокольчики, виброфон, литавры. Перкуссия – самый древний в мире музыкальный инструмент. Еще первобытные племена во время празднеств и ритуалов ударяли о камни, били палками по дереву, создавая простые ритмы. Пожалуй, более обширного семейства инструментов в инструмендоведении и не сыскать.
Percussio – в буквальном переводе означает нанесение ударов, стук.
В классификации перкуссионных инструментов выделяют:
Отметим, что перкуссионные инструменты могут иметь или не иметь определенную высоту звучания.
Перкуссионный инструмент может быть настроен на определенную ноту звукоряда, среди них: ксилофон, барабаны, вибрафон, литавры, колокольчики. А вот такие инструменты, как бубен, треугольник, тарелки, там-там, кастаньеты – уже не могут быть настроены на определенную ноту. Треугольники, например, так и подбираются – по конкретному размеру, частоте, и тону.
Итак, перкуссионные инструменты – это обширная группа приспособлений, служащих созданию ритма в музыке всех жанров – от традиционной акустической до электронной.
Самые распространенные перкуссионные инструменты:
Джембе – западноафриканский инструмент, имеет форму кубка с широким верхом и узким основанием; сверху натянута мембрана, чаще всего изготовленная из козьей кожи. По звукообразованию инструмент относится к мембранофонам. Традиционный инструмент Мали, который распространился по территории всей западной Африки – Берег Слоновой Кости, Гвинею, Сенегал. Широкую известность на западе джембе приобретает лишь в 1950х годах.
Кахон – этимологически происходит от слова Cajón, что на испанском означает просто – коробка или ящик. По факту, кахон – это и есть коробка из дерева или иных материалов. 5 стенок: верхняя, нижняя, две боковые, задняя. Исторически инструмент впервые появляется в Перу. К слову сказать, Пако Де Лусия был большим любителем использования кахонов в своих фламенко ансамблях. По кахону стучат и хлопают пальцами, кистями рук.
Тамбурин – старинный барабан, форма цилиндрическая. Исторически происходит из Франции (франц. Tambourine), был известен еще в XVIII веке. Обод тамбурина имеет металлические тарелочки или бубенчики. Такие инструменты можно увидеть на гравюрах и картинах прошлого. На картине Альберта Дюрера (1503 г.) изображен музыкант с тамбурином в руках. Отметим, что тамбурин может иметь или не иметь мембрану. Часто удивительный звук этого инструмента используют современные ансамбли – например, Blackmore’s Night и другие.
Шейкер – от анг. shake – трясти. И снова вспомним свои детские погремушки! Шейкер – это закрытая емкость с сыпучем наполнением (дробь, песок, зерна или бисер); форма шейкера может быть любой – все зависит только от дизайнера и его фантазии. Техника игры простая – просто совершайте движения вперед-назад или вверх-вниз. Резкие движения дадут выраженную атаку, плавные – мягкую.
Кастаньеты – небольшие деревянные дольки, похожие на морские ракушки. Звук – щелкающий, задорный и веселый. Изготавливается из твердых пород дерева, исторически происходит из Испании. Кастаньеты добавляют танцам выразительный ритмический рисунок из серий щелчков. Яркие и страстные ритмы латиноамериканских произведений становятся еще пикантнее.
Палка дождя – длинная, полая емкость (трубка) с сыпучим содержимым. Когда вы переворачиваете палку – наполнитель перемещается внутри и создаёт красивый, похожий на дождь, шум. Инструмент распространен в Перу и Чили. Палка дождя может иметь прозрачный корпус – и тогда вы увидите, как внутри перемещается наполнитель. Рейнстик – другое название палки дождя, относится к группе идиофонов. Наполнителем может быть – крупа, бисер, камешки, семена или любые другие твердые гранулы. Внутри установлена спираль, т.е. наполнитель скатывается не просто в пустоте, а по специальной «дорожке». Длина палки дождя варьируется от 25 до 70 см.
Медленно переворачивайте палку дождя – и вы услышите удивительный звук, похожий на шум ливня.
Кабаса – идиофон, издающий дребезжащий, металлический звук, похожий на гремучую змею. Используется в босса-нова, латинской музыке, а также в современных направлениях от джаза до рока. Инструмент афро-бразильского происхождения. Кабасу нужно встряхивать ли вращать, в зависимости от интенсивности подобных движений звук будет отличаться.
В этой статье мы рассмотрели лишь некоторые наиболее распространенные перкуссионные инструменты, которые и Вы сами сможете с успехом применять в своем творчестве.