Что относится к требованиям проведения лекции
Методика проведения лекций
Общие требования по проведению лекционных занятий
Организационно-методической базой проведения лекционных занятий является рабочий учебный план направления или специальности. При подготовке лекционного материала преподаватель обязан руководствоваться учебными программами по дисциплинам кафедры, тематика и содержание лекционных занятий которых представлена в рабочих программах. При чтении лекций преподаватель имеет право самостоятельно выбирать формы и методы изложения материала, которые будут способствовать качественному его усвоению. При этом в установленном порядке он может использовать технические средства обучения, имеющиеся на кафедре и в университете. Вместе с тем, всякий лекционный курс является в определенной мере авторским, представляет собой творческую переработку материала и неизбежно отражает личную точку зрения лектора на предмет и методы его преподавания. В этой связи представляется целесообразным привести некоторые общие методические рекомендации по построению лекционного курса и формам его преподавания.
Проведение занятий с аудиторией студентов является публичным видом деятельности, определяющим ряд специфических требований к преподавателю: преподаватель должен иметь опрятный внешний вид, обязан владеть культурой речи; его поведение при любых ситуациях должно быть корректным и достойным.
Преподаватель несет личную ответственность (в пределах заключенного с администрацией вуза контракта) за правильность и достоверность излагаемого материала. Преподаватель, назначенный для чтения лекций в ближайшем семестре по новой для кафедры дисциплине, должен до начала этого семестра подготовить учебно-методические материалы, необходимые для проведения лекционных занятий или обновить имеющиеся учебно-методические материалы с учетом современных достижений соответствующей отрасли знаний. Обычно это выражается в дополнении конспекта лекций последними научными данными по излагаемым на лекциях проблемам, в корректировке тематики лекций и рекомендациях новых литературных источников. Для дисциплины, динамично развивающейся в последние годы (обычно это связано с современным литературным процессом), возможна переработка рабочей учебной программы и контрольных заданий.
Соблюдение трудовой дисциплины в работе преподавателя – необходимое требование обеспечения высокого уровня образовательного процесса. Преподаватель обязан проводить лекционные занятия в строгом соответствии с годовым учебным графиком и утвержденным на его основе расписанием лекций. Категорически запрещается заканчивать лекционные занятия ранее или позже установленного в расписании времени, досрочно (до окончания семестра) завершать чтение курса, самовольно изменять время или место проведения лекционных занятий. В случае возникновения объективной необходимости переноса занятий на другое время или в другую аудиторию, преподаватель обязан заблаговременно согласовать это изменение с заведующим кафедрой и с деканатом. Не допускается отмена лекции. При возникновении форс-мажорных обстоятельств преподаватель, назначенный для чтения лекций, обязан заблаговременно информировать заведующего кафедрой о невозможности проведения занятий с тем, чтобы у руководства кафедры и учебного отдела была возможность найти замену или внести изменения в расписание студентов. Преподаватель, проводящий лекционные занятия, обязан вести учет посещаемости студентов – по журналам групп, собственным ведомостям посещаемости или другим способом. Сведения о посещаемости студентами лекционных занятий должны регулярно передаваться в деканат для анализа.
Порядок подготовки лекционного занятия:
– изучение требований программы дисциплины,
– определение целей и задач лекции,
– разработка плана проведения лекции,
– подбор литературы (ознакомление с методической литературой, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия),
– отбор необходимого и достаточного по содержанию учебного материала,
– определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов,
– написание конспекта лекции,
– моделирование лекционного занятия.
– осмысление материалов лекции, уточнение того, как можно поднять ее эффективность.
Порядок проведения лекционного занятия.
Лекция как элемент образовательного процесса должна включать следующие этапы:
Формулировку темы лекции;
– указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
– изложение вводной части;
–изложение основной части лекции;
– краткие выводы по каждому из вопросов;
Рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Начальный этап каждого лекционного занятия – оглашение основной темы лекции с краткой аннотацией предлагаемых для изучения вопросов. Преподаватель должен сообщить о примерном плане проведения лекции и предполагаемом распределении бюджета времени. Если очередное занятие является продолжением предыдущей лекции, необходимо кратко сформулировать полученные ранее результаты, необходимые для понимания и усвоения изучаемых вопросов. В вводной части достаточно кратко характеризуется место и значение данной темы в курсе, дается обзор важнейших источников и формулируются основные вопросы или задачи, решение которых необходимо для создания стройной системы знаний в данной предметной
В этой части лекции демонстрируются основные педагогические методы, которые будут использоваться при изложении материала и устанавливается контакт с аудиторией. Основная часть лекции имеет своей целью раскрытие содержания основных вопросов или разделов и определяется логической структурой плана лекции. При этом используются основные педагогические способы изложения материала: описание-характеристика, повествование, объяснение и др. Преподаватель должен также умело использовать эффективные методические приемы изложения материала – анализ, обобщение, индукцию, дедукцию, противопоставления, сравнения и т.д., обеспечивающие достаточно высокий уровень качества учебного процесса. В заключительной части лекции проводят обобщение наиболее важных и существенных вопросов, делаются выводы, формулируются задачи для самостоятельной работы слушателей и указывается рекомендуемая литература. Оставшееся время используют для ответов на вопросы, задаваемые слушателями, и для возможной дискуссии о содержании лекции. Содержание лекционного материала должно строго соответствовать содержательной части утвержденной рабочей учебной программы дисциплины.
Содержание лекционного занятия как важнейшего элемента учебного процесса должно выполнять следующие функции:
информационную – изложение системы знаний, какого-либо объема научной информации;
мотивационную – формирование познавательного интереса к содержанию учебной дисциплины и профессиональной мотивации будущего специалиста, содействие активизации мышления студентов;
установочную – обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;
воспитательную – формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению профессиональными навыками.
Содержание и форма проведения лекционного занятия должны соответствовать требованиям, определяющим качественный уровень образовательного процесса. К ним относятся:
– научная обоснованность, информативность и современный научный уровень дидактических материалов, излагаемых в лекции;
– методически отработанная и удобная для восприятия последовательность изложения и анализа, четкая структура и логика раскрытия излагаемых вопросов;
– глубокая методическая проработка проблемных вопросов лекции, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;
– яркость изложения, эмоциональность, использование эффективных ораторских приемов – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
– вовлечение в познавательный процесс аудитории, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для творческой деятельности;
– использование возможностей информационно-коммуникационных технологий, средств мультимедиа, усиливающих эффективность образовательного процесса.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Для научно обоснованной лекции характерны ясность, логичность, аргументированность, точность и сжатость.
Принцип доступности лекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для всех студентов. Это означает, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов.
Систематичность лекционного материала определяется взаимосвязью изучаемого материала с ранее изученным, постепенным повышением сложности рассматриваемых вопросов, взаимосвязью частей изучаемого материала, обобщением изученного материала, стройностью изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикацией курса, темы, вопроса и единообразием структуры построения материала.
Принцип наглядности содержания лекции требует использования при чтении лекции визуальных носителей информации в виде презентаций, наглядных пособий, плакатов, таблиц и т.п., поскольку основной поток информации в учебном процессе воспринимается обучаемым зрительно. Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль и не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения.
Использование вспомогательных средств демонстрационные материалы желательно делать крупными, неяркими, без второстепенных деталей, которые рассеивают внимание студентов. И хотя они помогают выделить в лекции главное, не нужно их представлять слушателям заранее – это отвлекает внимание аудитории. Эффективность лекции может быть повышена за счет рационального использования технических средств, которые сокращают затраты времени на чисто техническую работу, связанную с воспроизведением и прочтением (надиктовыванием) плана лекции, рекомендуемой литературы, записью определений, цитат. Комплекты технических средств нужно готовить к каждой лекции заблаговременно, не перегружая ими аудиторию. Применение на лекциях вспомогательных средств, главным образом демонстрационных, повышает интерес к изучаемому материалу, обостряет и направляет внимание, усиливает активность восприятия, способствует прочному запоминанию. Однако проведение лекций в автоматизированных аудиториях, с широким использованием средств наглядности значительно изменяет методику лекционного преподавания. Педагогический эффект достигается единством системы информационного обеспечения и технических средств обучения.
Краткая характеристика основных видов лекций
Объем и содержание лекции зависят от классификационных характеристик лекционного занятия. Существуют классификации лекций по типам и методам их проведения. Классификация лекций по типам подразумевает их дифференциацию по месту в лекционном или учебном курсе. По этому признаку различают: вводную; установочную; программную; обзорную; итоговую.
Вводная лекция читается в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Такая лекция в значительной степени носит популярный характер и читается монологически. На вводной лекции обычно указывается список необходимой для работы литературы, разъясняется, какие вопросы будут изучены на практических, семинарских или лабораторных занятиях и т.п.
Установочная лекция включает изложение целей изучения дисциплины, её актуальность, а также описание организации учебного процесса и требования к студентам по исходному уровню знаний и умений. Кроме того, кратко доводится основное содержание тем учебной программы, обзор основного материала предмета, даются общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала.
Программная лекция проводится в соответствие с учебной программой курса и является основным типом лекционных занятий. На таких лекциях в рамках бюджета времени, отводимого учебным планом на дисциплину, излагается основное содержание изучаемой дисциплины.
Обзорная лекция представляет собой систематизацию знаний на более высоком уровне. Такая лекция близка по своему содержанию к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, который излагает базовые дефиниции курса, при этом материал представляется в большей степени в расчете на самостоятельную работу студентов.
Существует большое разнообразие видов лекционных занятий, а именно:
– лекционный обзор материала по тематическому циклу, имеющий итогово-обобщающий характер;
С развитием информационных технологий в образовании в учебном процессе стали использоваться электронные лекции, включающие текст, демонстрационный материал, дополнительные сведения по теме, оформленные в виде отдельных файлов, что способствует повышению эффективности усвоения студентами учебной информации.
Электронные лекции отличаются от традиционных четкой структурой; блочной схемой построения материала; развитой гипертекстовой структурой; использованием дополнительных приемов изложения материала (звук, анимация, графика).
Существуют электронные лекции Off-Line и On-Line, электронные копии печатного текста лекции, лекции с мультимедийным сопровождением. Между лекциями Off-Line и On-Line нет принципиальных отличий – первые доставляются до студентов посредством сети Internet, вторые предназначены для пользования в системе кейс-технологии.
Лекции с мультимедийным сопровождением предполагают демонстрацию слайдов, содержащих ключевые фразы, определения, наиболее важный учебный материал. Показ слайдов сопровождается речью лектора или аудиозаписью текста лекции.
Следует подчеркнуть, что современное поколение студентов, живущих в постиндустриальном обществе, уже не воспринимает классические лекции, традиционно организованные виды практической и самостоятельной работы, оно рассчитывает на более высокий уровень – обучение с использованием современных образовательных технологий.
Методические рекомендации к чтению лекций
Начало лекции должно быть проблемным, увлекательным, побуждающим к размышлению. Речь лектора в течение всей лекции должна быть четкой, выразительной, логичной, достаточно громкой, с вариациями тембра и интонаций. Для активизации восприятия излагаемого материала студентами следует использовать различные педагогические приемы – краткость изложения, применение освежающих отступлений, методы наглядной информации и др.
Преподаватель должен широко применять речевые средства активизации внимания, к которым относятся:
– использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;
– использование разностильной, экспрессивной лексики;
– художественность изложения: речевые аналоги, контрасты, парадоксы, афоризмы;
– интонационная выразительность: перемена тона, темпа, тембра;
Эффективными педагогическими приемами, позволяющими повысить качество лекционного занятия, могут быть психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса
– проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции; выделение основных положений; приемы установления первичного контакта; использование личностных установок; доводы от авторитета, от личности;
– опора на контрольные группы для обратной связи; укрепление рабочих контактов на всех этапах чтения лекции. Для мобилизации внимания слушателей лекции применяют также следующие приемы
– прием новизны; прием взаимодействия интересов; прием персонефикации; прием соучастия. К аудиовизуальным средствам активизации внимания, памяти, интереса относятся структурно-логические схемы; таблицы, графики; картины, плакаты; видеофильмы и презентации; звукозаписи.
Внимание аудитории лектор должен не только завоевать, но и удержать. Для этого можно дать следующие рекомендации:
– не доказывать очевидного и не опровергать невероятного;
– отбросить все посредственные и ненадежные выводы;
– не спорить против несомненных доказательств и верных мыслей противника;
– не договаривать, когда факты говорят за себя;
– не рекомендуется заискивать перед аудиторией и не говорить с нею свысока.
Лектор влияет на аудиторию и своим внешним видом – одеждой, прической, которые должны быть аккуратными, чистыми, модными.
Принципы и требования к лекции
Классификация лекций
Существуют классификации лекций по различным основаниям:
· по месту в лекционном или учебном предметном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
· по преимущественной форме обучения (очном, вечернем, заочном обучении);
· по частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т.п.);
· по степени проблемности изложения (информационная, проблемная, лекция-дискуссия и т. п.) и др.
Однако строгая классификация в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.
Вводная лекция проводится в начале изучения дисциплины с целью в сжатой, схематичной форме представить структуру и содержание того объема материала, который предполагается изучать в течение семестра. Студент получает целостное представление о предмете изучения, о его месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Здесь же устанавливается объем предъявляемых требований, что необходимо сделать (контрольные и промежуточные зачеты), как работать с лекционным материалом, как его конспектировать (это имеет важное значение для студентов I курса) Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и излагаться монологически. При наличии хорошей видеотеки и целесообразно использовать видеозаписи, иллюстрирующие практическую значимость данной дисциплины в конкретных формах деятельности.
На вводной лекции может быть дан список основной литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических, лабораторных и других занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с раскрытия приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны студентов краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, перспективах сотрудничества с кафедрой.
Установочная (установочно-обзорная) лекция включает основной материал предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием дисциплины или ее части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер с использованием демонстрационного материала. На них лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего исследования.
В работе на заочных отделениях и факультетах рекомендуется применение проблемного метода чтения лекций, предлагая студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.
В педагогической практике «установочная лекция» может иметь и другой смысл. Нередко установочными называют фондовые лекции, которые составляются преподавателями по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия студентами темам. Они являются базовым материалом для разработки и написания авторских курсов по дисциплинам кафедры.
Характеристики видов лекций
Вид лекции | Содержательная характеристика |
Вводная лекция | Проводится в начале изучения дисциплины с целью в целостной, сжатой, схематичной форме представить структуру и содержание предмета изучения в течение семестра, о его месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Приводится краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, перспективах сотрудничества с кафедрой. Дается список основной литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических, лабораторных и других занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Раскрываются приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Устанавливается объем предъявляемых требований, виды отчетности и формы контроля. |
Установочная (установочно-обзорная) лекция | Включает основной материал предмета, дает общие установки на самостоятельное овладение содержанием дисциплины или ее части, носит объяснительный характер. Обобщаются современные представления об изучаемом объекте, акцентируется внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывается собственную точку зрения лектора, дается научный прогноз относительно дальнейшего исследования. Указывается форма обратной связи с аудиторией и четкая градация материала по степени важности. Нередко установочными называют фондовые лекции, которые составляются преподавателями по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия студентами темам, являющимися базовым материалом для разработки и написания авторских курсов по дисциплине. |
Обзорная лекция | Близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. |
Проблемная лекция | Представляет собой занятие, предполагающее инициированное преподавателем привлечение аудитории к решению крупной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений. Проблемные вопросы отличаются тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, т.е. готовой схемы решения в прошлом нет. В тех случаях, когда лектор (коллектив) на протяжении многих лет занимается изучением научной проблемы, располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. желательно целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции. Таким образом, каждая лекция, базирующаяся на современных достижениях науки, культуры и техники, должна носить проблемный характер. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает внимание потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем современной науки. |
Итоговая (заключительная) лекция | Завершает изучение дисциплины, обобщает пройденное за весь период. При ее подготовке целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских, практических и других видах занятий, и дать им установку на их устранение и на дальнейшее совершенствование своей подготовки в данной области. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждается вопрос о подведении итогов изучения предмета – сдаче зачета или экзамена. |
Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов.
Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение дисциплины, обобщает пройденное за весь период. При ее подготовке целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских, практических и других занятиях, и дать им установку на их устранение и на дальнейшее совершенствование своей подготовки в данной области. На лекции подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждается вопрос о подведении итогов изучения предмета – сдаче зачета или экзамена.
Приемы повышения познавательной активности студентов:
· постановка перед студентами вопросов–риторических или требующих реального ответа;
· включение в лекцию элементов беседы;
· предложение сформулировать те или иные положения или определить понятие;
· разбивка аудитории на небольшие группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
· использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.
Особое место в лекции занимает использование элементов проблемного изложения. В данном случае проблемность можно понимать широко, как связь всего материала лекции с конкретными жизненными и научными проблемами, и узко, как решение в ходе лекции задач творческого характера.
Проблемная лекцияначинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть готовой схемы решения в прошлом нет. Для ответа на нее требуется размышление, когда для непроблемного существует правило, которое необходимо знать. Такая лекция представляет собой занятие, предполагающее инициированное преподавателем привлечение аудитории к решению крупной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений.
Таким образом, каждая лекция, базирующаяся на современных достижениях науки, культуры и техники, должна носить проблемный характер.
Желательно целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции. Это необходимо в тех случаях, когда коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы. Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает внимание потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем современной науки.
Принципы и требований к лекции как форме обучения включают: целостность, научность, доступность, сознательность, системность, наглядность.
Принцип целостности обеспечивается созданием единой структуры, основанной на строгой взаимосвязи педагогических целей занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достичь такой целостности невозможно, это должно быть специально обосновано лектором ссылкой на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
Принцип научностипредполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным.
Логическая ошибка отдельных лекторов – начать доказывать одно, а закончить доказательством другого (потеря тезиса). Если лектор запутался в доказательстве, то ему не следует искать выхода в преднамеренной «подмене тезиса». Неправильными доводами нельзя доказать даже истинного тезиса. Логическая ошибка в этом случае называется «ложным основанием». Истинность доводов должна быть доказана независимо от тезиса. В противном случае доказательство становится невозможным. Преподаватель не вправе использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свой авторитет.
Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе всегда найдутся студенты, способные сделать это самостоятельно, подорвав тем самым авторитет преподавателя. Для научной лекции характерна ясность, логичность, аргументированность, точность и сжатость изложения.
Принцип доступности обучения предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для студентов. Это означает, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность. В первом случае будет происходить формальное запоминание материала, активность студентов максимально снизится. Во втором случае приемы занимательности снижают доступность понимания, а вместе с этим рассеивают интерес студентов, переключают его с содержания занятия на второстепенные в данный момент вопросы.
Установлено, что эффективность усвоения падает, если, стремясь к доказательности, лектор приводит больше аргументов и данных, чем требуется в конкретной ситуации. Это объясняется так называемым «законом убывающей отдачи», согласно которому любые излишества в иллюстрациях, доказательствах и вообще в воздействии на обучаемого приводят к отрицательному результату.
Информация об уровне подготовленности студентов позволяет лектору использовать ее для обеспечения доступности лекций (при планировании семинарских, практических и лабораторных занятий, проведении консультаций, выдаче заданий для самостоятельной работы, рекомендации учебной литературы).
Принцип доступности находит, в частности, отражение в правилах направленности изложения от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Направленность обучения от легкого к трудному предполагает постепенный переход от сравнительно легко усваиваемых студентами вопросов к более трудным.
Направленность обучения от известного к неизвестному предполагает наличие у студентов определенной суммы знаний, понятий и представлений по учебному предмету, которая служит базой для приобретения новых знаний, и требует последовательной реализации связи новых сведений с уже усвоенными.
Направленность обучения от простого к сложному предполагает постепенное усложнение материала по мере изучения отдельных явлений или фактов и постоянное повышение научного уровня лекций.
Все эти правила направленности изложения имеют общее – постепенность обучения. Усилению доступности изложения способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекциях при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ должен быть дан четко, сразу, в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов, не без оснований, распространено мнение, что именно в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя. В ответах нельзя проявлять высокомерие, нетактичность, демонстрацию своего превосходства.
Принцип сознательности предполагает активную и самостоятельную деятельность студентов на лекции, необходимым условием чего является активизация их внимания. Считается, что загрузка внимания обучаемых на лекции весьма велика (достигает 60–80%) и зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2–3 минуты у всех студентов. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации.
Внимание раздваивается между познавательной деятельностью и написанием конспекта. Преподаватель должен уметь ослабить второе за счет усиления первого. В противном случае творческий процесс восприятия будет снижен. В начале лекции внимание, как правило, непроизвольное, оно достигается ориентировочным рефлексом студента. Задача лектора состоит в том, чтобы увлечь обучающихся и превратить непроизвольное внимание в произвольное. Это обычно достигается через пробуждение и поддержание у студентов интереса к лекции и предполагает:
· включение всех теоретических и абстрактных суждений в систему конкретных примеров и понятий, знакомых студентам, иллюстрирующих связь излагаемого материала с практикой;
· обращение к параллельно читаемым дисциплинам, иллюстрируя значение конкретной дисциплины в системе научного знания;
· апелляцию к непосредственным интересам аудитории: «Курсовые работы будут строиться на основных положениях сегодняшней лекции. Материал по заданной тематике отсутствует в имеющихся учебниках, по которым вы готовитесь к экзаменам..» и т. д.).
Следование принципу системности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, в первую очередь, относятся:
· подчинение изложения основной идее;
· взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постоянное повышение сложности рассматриваемых вопросов;
· взаимосвязь частей изучаемого материала;
· обобщение изученного материала, переход от конкретного к абстрактному;
· стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;
· единообразие структуры построения материала;
· регулярность контроля знаний.
Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что человек через зрение получает 60–80% всей информации, а лишь 20–40% – с помощью остальных органов чувств.
Наглядные пособия могут быть разделены на следующие группы:
· натуральные, куда относятся демонстрируемые предметы или процессы (экспериментальная наглядность);
· изобразительные (фотографии, демонстрационные плакаты, картины, и т. д.);
· схематические (графики, схемы и т. д.);
· материалы, требующие использования специальных технических средств обучения, среди которых лидируют видеотехника и компьютеры.
Несмотря на разнообразие наглядных пособий при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение технических средств на лекции ведет к повышенному утомлению аудитории.
Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, хорошо знать место ее хранения, порядок получения, доставки в аудиторию и предвидеть случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.
Содержание демонстрируемого материала должно соответствовать целям данного учебного процесса. Преподавателю необходимо предусмотреть возможные последствия неадекватной реакции студентов на те или иные элементы демонстрации, уметь переключить внимание аудитории на содержание лекции. Демонстрируемый материал должен быть доступен для обозрения всей аудитории, в ином случае преподавателю необходимо предусмотреть возможность донесения информации для всех студентов, не нарушая деловой обстановки занятия.
В число иллюстраций надо включать слайды красивых пейзажей, цветов, но желательно это делать со смыслом. Такой неожиданный прием заставляет обучаемого восхищаться увиденной красотой, снимает усталость и включает механизм запоминания информации через впечатления.
И поныне важным и во многом универсальным средством наглядности остается меловая доска, использование которой также имеет свои правила и преимущества. Важно помнить, что аудитория сначала обращает внимание на то, как написано, а потом на то, что написано на доске. Заполнять доску следует слева направо и сверху вниз. Обычные размеры досок таковы, что при использовании лектором самой нижней ее части некоторые студенты в большой аудитории (более 70 человек) вынуждены приподниматься с мест, чтобы рассмотреть предлагаемую информацию.
Представляемая на доске информация должна быть в виде упрощенных схем, уменьшающих шансы аудитории запутаться в них и неправильно скопировать в конспекты. Наиболее важные слова, формулы и тому подобное необходимо выделять рамкой, другим цветом и пр.
Вести записи молча нежелательно, так как при этом теряется контакт с аудиторией и нерационально расходуется время. Целесообразно начать объяснение одновременно с вычерчиванием. Необходимо, чтобы обучающиеся вначале уяснили суть изображенного, а лишь после этого начали записывать в конспект.
Наиболее рациональное сочетание всех средств наглядности реализуется в ходе учебных телевизионных передач. Однако, поскольку при этом значительно снижается эффект непосредственного общения лектора и аудитории, учебное телевидение лучше применять на ограниченное время, занимая часть урока, или как дополнительное средство на занятиях. Постоянное чтение лекции по замкнутому телевидению в некоторых образовательных учреждениях, с целью обеспечения больших аудиторных потоков в педагогическом отношении не является оптимальным. На лекции возможно использование кинофрагментов, но не более 7-10 минут в течение полуторачасовой лекции.
Таким образом, лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и формировать творческое мышление.