Что относится к транспортным услугам
Что относится к транспортным услугам
16. Услуги транспорта охватывают услуги:
внутреннего водного транспорта;
городского электрического транспорта (трамвай, троллейбус, метрополитен);
прочих видов транспорта (услуги гужевого транспорта, фуникулерного, кабельного, подъемного, за исключением подвесных дорог и лыжных подъемников на лыжных курортах и центрах отдыха и т.д.).
17. В объем услуг транспорта включаются:
услуги по перевозке пассажиров;
услуги по перевозке грузов для населения;
услуги транспортной экспедиции и прочие услуги, связанные с оформлением перевозочных документов, обработкой грузов и предоставлением информации о перевозках;
стоимость дополнительных услуг на всех видах транспорта (предоставление постельного белья, справочное обслуживание, услуги носильщиков, камер хранения и т.д.);
размер комиссионного сбора от предварительной продажи билетов, стоимость бронирования билетов на все виды транспорта, доставки билетов на дом;
услуги платных автостоянок, кроме услуг, оказанных организациями по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, имеющими в своем распоряжении платные стоянки для ремонтируемых автомашин (учитываются по строке «бытовые услуги»).
18. Услуги транспорта, учитываемые в формах федерального статистического наблюдения, могут оказываться:
транспортом общего пользования, т.е. транспортом, осуществляющим общедоступное транспортное обслуживание населения;
транспортом необщего пользования (ведомственным), т.е. транспортом, осуществляющим, как правило, перевозки пассажиров и грузов по заказу сотрудников своей организации на платной основе.
19. Стоимость питания, предоставляемого пассажирам во время поездки, включается в объем транспортных услуг в том случае, если эта услуга входит в стоимость билета (например, при авиаперелетах или при проезде в некоторых фирменных поездах).
Питание, предоставляемое во время пути пассажирам за отдельную плату (например, в вагонах-ресторанах поездов), в общий объем транспортных услуг не включается, а учитывается в составе оборота общественного питания.
20. В объем платных транспортных услуг должны включаться все суммы, полученные от населения за проезд и провоз багажа, независимо от принятой в организации учетной политики. Стоимость проездных билетов показывает та организация, которая непосредственно осуществляет их продажу населению.
21. В услуги пассажирского транспорта не включаются:
компенсации из бюджетов всех уровней пассажирским перевозчикам расходов по перевозке льготных категорий граждан;
услуги по доставке на такси в отделения (из отделений) связи и киоски почтовых отправлений и периодических изданий;
услуги таксопарков, автотранспортных организаций, индивидуальных предпринимателей по предоставлению ими легковых такси, автобусов и т.д. другим организациям в аренду;
услуги по перевозке туристов к местам отдыха, входящие в стоимость турпутевки, которые предоставляются транспортными предприятиями (организациями) по заказам туристских организаций (учитываются по строке «туристские услуги»).
22. Показатель «Объем платных транспортных услуг» аналогичен показателям, заполняемым в формах:
N 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта»;
N 65-ЭТР «Сведения о работе метрополитенов, трамвайного и троллейбусного транспорта»;
N 1-ТР(вод) «Сведения о перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте»;
N 1-ТР(мор) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте».
При этом различие между ними может быть за счет следующего:
(«+» учитывается, «-» не учитывается)
Наименование сопряженного показателя
N и название формы федерального статистического наблюдения
Причины возможного расхождения данных об объеме платных услуг населению с сопряженным показателем
«Доходы автобусов по маршрутам регулярных перевозок платных пассажиров»; «Доходы заказных автобусов (кроме туристско-экскурсионных)»; «Доходы от перевозок пассажиров легковыми таксомоторами»
N 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта»
Доходы, поступившие по безналичному расчету от перевозки почты и периодической печати организациями связи (-)
«Доходы от оплаты проезда и провоза багажа пассажирами»
N 65-ЭТР «Сведения о работе метрополитенов, трамвайного и троллейбусного транспорта»
«Доходы от перевозок пассажиров»
N 1-ТР(вод) «Сведения о перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте»,
N 1-ТР(мор) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте»
Стоимость перевозки туристов, включенная в турпакет (учитывается в составе туристских услуг) (-)
Показывается по строке «туристские услуги» в отчете турфирмы.
Что относится к транспортным услугам
3. Классификация транспортно-экспедиторских услуг
3.1. Транспортно-экспедиторские услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подразделяют на:
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
— оформление документов, прием и выдачу грузов;
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— разработку документов для проектных перевозок;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
— организацию и выполнение перевозки грузов;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
— погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
— подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— таможенное оформление грузов и транспортных средств;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
— прочие транспортно-экспедиторские услуги.
3.1.1. Услуги по участию в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров предоставляют с целью оказания клиенту консультаций по выбору маршрута, транспортных средств, условий перевозки товаров при обеспечении безопасности услуг, сохранности товаров, своевременной и экономичной доставки.
(п. 3.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1.2. К услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов относят:
— оформление экспедиторских документов (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка), комплекта перевозочных документов, а также товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и иной требуемой документации;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
— получение необходимых согласований и разрешений, в том числе от собственников (балансодержателей) автомобильных дорог и иных объектов транспортной инфраструктуры, подтверждающих правомерность и возможность использования этих объектов для перемещения груза;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
— получение специальных разрешений или согласований на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— оформление переадресовки грузов;
— оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
— предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования в пунктах отправления (на станциях, в портах, на площадках, на причалах и т.п.);
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— выдачу грузов в пунктах назначения (на станциях, в портах, на площадках, на причалах и т.п.);
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— подготовку отчета экспедитора (по требованию).
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
3.1.3. Услуги по завозу-вывозу грузов представляют собой услуги по доставке грузов от склада грузоотправителя до станции (порта) и от станции (порта) до склада грузополучателя автомобильным транспортом экспедитора или других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора.
3.1.4. К погрузочно-разгрузочным и складским услугам относят:
— погрузку и выгрузку транспортных средств, в том числе автомобильного транспорта, соответственно в пунктах отправления и назначения (на станциях, в портах, на площадках, на причалах и т.п.), на складах грузоотправителей и грузополучателей;
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— перегрузку груза в пути следования;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
— хранение, подработку и перевалку грузов;
— комплектование мелких партий товаров в поездные отправки и укрупнение грузовых единиц;
— разукрупнение поездных отправок для доставки грузополучателям;
— формирование и расформирование пакетов;
— прием и выдачу товаров, проверку количества мест, веса, внешнего вида груза, состояния тары и упаковки;
— погрузку грузов в контейнеры и выгрузку из них;
— упаковку, увязку, обшивку грузов;
— ремонт транспортной тары и упаковки.
3.1.5. К информационным услугам относят:
— уведомление грузополучателя об отправке грузов по его адресу;
— уведомление грузополучателя о продвижении груза и подходе к станции (порту) назначения;
— слежение за продвижением груза от станции (порта) отправления до станции (порта) назначения;
— уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе груженого или порожнего автотранспорта;
— уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;
— уведомление о пересечении грузом Государственной границы;
— уведомление грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза на станцию (в порт) назначения;
— уведомление о погрузке груза на подвижной состав (борт судна) и прибытии к месту назначения.
3.1.6. К услугам по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств относят:
— очистку вагонов, трюмов судов, кузовов автомобилей и контейнеров от остатков грузов и их промывку;
— обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования;
— оборудование вагонов, судов, автомобилей устройствами и материалами, необходимыми для погрузки и перевозки грузов;
— организацию (при необходимости) разработки и изготовления оснастки для крепления груза на транспортных средствах;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
— предоставление запорно-пломбировочных устройств.
3.1.7. К услугам по страхованию грузов относят:
— подготовку и заключение договора страхования;
— оплату страховых взносов;
— оформление документов при наступлении страхового случая и получение страхового возмещения.
3.1.8. К платежно-финансовым услугам относят:
— оформление и оплату провозных платежей, сборов и штрафов;
— внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
— проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями, за проведение погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах.
3.1.9. К услугам по таможенному оформлению грузов и транспортных средств относят:
— декларирование грузов в таможенных органах;
— консультации грузоотправителя и грузополучателя по вопросам, связанным с декларированием груза и иного имущества;
— оформление таможенной декларации (ТД) и сопутствующих документов на отправляемый (прибывший) груз;
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— выполнение платежей по таможенным сборам.
3.1.10. К прочим транспортно-экспедиторским услугам относят:
— разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
— розыск груза после истечения срока доставки;
— контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
— обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
— обслуживание рефрижераторных контейнеров;
— сдачу в аренду транспортных средств, контейнеров, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, складов, погрузочно-разгрузочных площадок, земельных участков, предназначенных для оказания транспортно-экспедиторских услуг;
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— хранение грузов в складских помещениях экспедитора;
— другие услуги по требованию заказчика.
3.1.11. К услугам по разработке документов для проектных перевозок относят:
— разработку проекта перевозки тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза;
— разработку проекта организации дорожного движения при перевозке крупногабаритного груза;
— разработку специального проекта автомобильной перевозки тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза;
— разработку иных технических документов, предусмотренных правилами перевозок грузов по видам транспорта.
(п. 3.1.11 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
3.1.12. К услугам по организации и выполнению перевозки груза относят:
— организацию (при необходимости) обследования избранного маршрута перевозки, включая водные пути, дороги, пересекающие их сооружения и инженерные коммуникации, причальные сооружения, пункты погрузки, выгрузки, перегрузки и временного хранения;
— организацию работ согласно проектам и иным техническим документам, указанным в 3.1.11 и необходимым для осуществления проектной перевозки;
— организацию подачи транспортных средств соответствующей грузоподъемности и их использование на весь период перевозки;
— организацию погрузки и крепления груза, перегрузки, выгрузки и (или) контроль за выполнением этих операций;
— получение специальных разрешений и (или) согласований на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов;
— выбор перевозчика и заключение с ним договора перевозки;
— выполнение перевозки избранным перевозчиком согласно заключенному договору.
(п. 3.1.12 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
3.1.13. К услугам по экспедиторскому сопровождению относят сопровождение грузов и документов в пути следования специально назначенным для этого лицом, контроль исполнения перевозчиком условий договора перевозки, а также контроль состояния грузов.
(п. 3.1.13 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 224-ст)
Современные транспортные услуги
Высокая конкуренция в сфере транспортных услуг привела к тому, что компании, не использующие различные актуальные тематические сервисы и инновации долго не задерживаются на этом рынке.
Современные транспортные услуги не ограничиваются только транспортировкой груза. Это сложная работа, где каждый отвечает за свой участок процесса. Новая современная техника, сертифицированные специалисты, продуманная и слаженная работа, вот что отличает качественную компанию-перевозчика от всех других.
Компания 1-я Транспортная на рынке грузоперевозок уже более 10 лет. Наш опыт и профессионализм, позволяет нам с полной уверенностью гарантировать качество транспортных услуг любой сложности.
Грузоперевозки с нами — это:
Мы ценим наших клиентов и партнеров, и готовы помочь в любых вопросах связанных с перевозкой груза, оказать компетентную консультацию в этой области, и подсказать более выгодные условия грузоперевозок.
Транспортные услуги в условиях современности
Основная задача, которую выполняют транспортные компании – это изучение и удовлетворение всех пожеланий клиента во всех видах транспортных грузоперевозок.
Еще совсем недавно основная часть транспортных компаний оказывали только перевозочные услуги, не задумываясь при этом об оказании других услуг. Все это было обусловлено административно-контрольной моделью управления в нашей стране, отсутствием цивилизованного рынка грузоперевозок и какой-либо конкуренции.
На сегодняшний момент экономические условия позволили транспортным компаниям расширить понятия «услуги грузоперевозок>». Сейчас под транспортной услугой подразумевают не только собственно перевозку груза, а и любая другая операция, которая не входит в состав грузоперевозочного процесса, но и связанного с его начальной подготовкой и далее с осуществлением самого процесса.
Сегодня под словом грузоперевозка подразумевается не только собственно сама перевозка груза или пассажиров, а любая другая операция, которая не входит в состав перевозочного процесса, но связанна с его подготовкой и непосредственно осуществлением.
К транспортным услугам относятся:
Основная транспортная услуга компаний это, конечно же, грузоперевозка. Как правило, эта услуга сопровождается и другими услугами такими как: погрузка, разгрузка, экспедирование и т.д. К дополнительным транспортным услугам можно отнести информационные, коммерческие, маркетинговые и услуги страхования.
Классификация транспортных услуг
Для такого термина как «услуга» (транспортная услуга в том числе) существует целый ряд характерных особенностей:
Сфера таких услуг должна работать таким образом, чтобы полностью удовлетворить требование клиента с малыми по возможности затратами. Показателем качества грузоперевозок на автотранспортных предприятиях является характеристика 1-ого или нескольких потребительских свойств данной услуги, соединяющих её качество. То есть, другими словами качество перевозки оценивается по собранию характеристик, которые определяют их пригодность к удовлетворению потребности клиента (грузоотправителя или грузополучателя) в соответствующей перевозке.
По мнению предприятий-поставщиков, показатели качества транспортных услуг должны отвечать основным требованиям:
По мнению заказчика (потребителя), главными требованиями к услугам перевозчиков будут являться следующие:
Для улучшения качества грузоперевозок перевозчики должны устраивать регулярные проверки качества услуг, оказываемых потребителям. Чаще всего, здесь применяют анкетный метод опроса потребителей, ведь объективный анализ позволяет объективно сравнить заявленное качество услуг реальному.
Потребность в услугах транспорта часто зависит от развития имеющихся в конкретном регионе видов автотранспорта, их интегрированности в единую систему, разнообразного ассортимента и качества услуг потенциальным клиентам. С развитием рыночной экономики удельный вес услуг транспорта возрастает, данная ситуация характерна почти для всех стран.
Политика в области автотранспорта в странах с рыночной экономикой пересматривается с внедрением логистики. Автотранспорт стал играть ключевую роль в перевозке грузов
И области организации грузоперевозок отчетливо просматриваются два основных направления:
Перевозка пассажиров в городском и междугородном сообщении
Законодательство Российской Федерации защищает права потребителей услуг по перевозке пассажиров в городском и междугородном сообщении и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание прав потребителя поможет потребителю правильно вести себя в ситуациях, когда эти права нарушаются.
Понятие «транспортные услуги» собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими соблюдение продавцами требований законодательства по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении являются:
— Гражданский Кодекс РФ;
— Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;
— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.02.2001 (КВВТ);
— Устав железнодорожного транспорта РФ от 24.12.2002 (УЖТ);
— Кодекс торгового мореплавания РФ от 31.03.1999 (КТМ);
— Воздушный кодекс РФ от 19.02.1997 (ВК);
— Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003;
— Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Термины и понятия, необходимые знать потребителю:
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.
Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль. Контроль за наличием билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.
При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:
1) перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров;
2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.
Согласно ст. 24 Устава, пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства.
Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.
При осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении, продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется при наличии мест для сидения.
Проводники пассажирских поездов дальнего следования, бортпроводники речного, морского и авиатранспорта обязаны проходить профилактические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и иметь личную медицинскую книжку.
Особенности защиты прав потребителей при оказании транспортных услуг содержатся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 №111 «Оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (далее – Правила оказания услуг).
Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир обязан приобрести билет для разовой поездки.
Ответственность исполнителя за нарушение требований по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении весьма значительна. В этой сфере российским законодательством установлены как гражданско-правовая (возмещение вреда, причиненного соответствующим нарушением), так и административно-правовая ответственность.
Перевозчик несет ответственность за не сохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 7 ст. 34 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:
– не сохранность груза, багажа удостоверяются актами, составляемыми совместно с пассажиром (грузоотправителем), один экземпляр которого выдается пассажиру (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК).
По спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.
Исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 126 ВК, ст. 161 КВВТ, ст. 123 УЖТ, ст. 42 УАТ.
Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Также потребитель по своему выбору вправе обратиться:
1) с жалобой в Управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для проведения контрольно-надзорного мероприятия и привлечения перевозчика к административной ответственности;
2) с исковым заявлением в суд на основании ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» с предъявлением дополнительных требований о возмещении ущерба, о компенсации морального вреда, судебных расходов, а также взыскании штрафа за нарушения прав потребителей.