Что относится к технологическому оборудованию организационной оснастки технологической оснастки
Что такое технологическая оснастка? Проектирование и автоматизация остнастки
Мы проконсультируем вас по любым вопросам!
Качество той или иной продукции во многом определяется средствами ее изготовления. В машиностроительной отрасли особое значение имеют технически характеристики станков и сопутствующего оборудования, которое участвует непосредственно в процессах обработки, сборки и комплектования изделий. Но также существенную роль, с точки зрения обеспечения качества результата, играет технологическая оснастка, представляющая собой целый комплекс дополнительных приспособлений для основных производственных агрегатов.
Общие сведения о технологической оснастке
В категорию технологической оснастки входит как самостоятельное оборудование, так и встраиваемые компоненты, функция которых отражается на качествах производственного процесса. Что касается отдельных агрегатов, то они тоже могут вносить свой вклад в характеристики работы линии косвенным образом, не связываясь напрямую с ее мощностями. Теперь стоит рассмотреть, какие функции выполняет технологическое оборудование и оснастка в составе производственного комплекса. Главные ее задачи заключаются в поддержании нормативного качества выпускаемых изделий, увеличении объемов производства, минимизации и облегчении труда обслуживающего персонала и т. д. Достигаются эти цели с помощью более эффективного выполнения подготовительных операций при помощи элементов оснастки, расширения технологических возможностей станков, сокращения времени на обработку заготовок и за счет других улучшений производственного процесса.
Мы проконсультируем вас по любым вопросам!
Виды оснастки
Базовое разделение технологической оснастки производится по признаку назначения. В частности, существуют контрольные, сборочные, станочные, крепежные и перемещающие элементы оснащения оборудования. Контрольная оснастка служит как вспомогательный компонент на этапе проведения ревизии изготовленного продукта на предмет соответствия стандартам. Сборочные приспособления повышают эффективность компоновки готовых элементов в единую конструкцию, прибор или комплекс. Наиболее же распространена станочная технологическая оснастка, наличие которой сказывается на повышении определенных характеристик выпускаемого изделия – например, прочности, износостойкости или долговечности подшипника. Дополнительные крепежные приспособления, в свою очередь, улучшают технику фиксации тех же заготовок в процессе обработки или перемещения в пределах производственной площадки. Соответственно, перемещающая оснастка является элементом логистической инфраструктуры и отвечает за стабильность и четкость движения продукции по той же конвейерной линии.
Автоматизация оснастки
Прежде функции оснастки возлагались главным образом на технические средства, предназначенные для ручного обращения. Затем появились более эффективные и производительные механизированные аналоги. На современном этапе развития технологических процессов оснастка все чаще наделяется функциями автоматизации. Важно отметить, что приводным источником автоматизации является основное оборудование, по этому же принципу управляющее и главными своими узлами. При этом технологическая оснастка может работать и по комбинированной модели, и в полуавтоматическом режиме. В таких случаях предусматривается и частично реализуемый принцип механизированного управления. Для этого используются гидравлические или пневматические приводы. Так или иначе, но практически все современные предприятия активно переходят или уже перешли на применение концепции автоматизированного управления.
Проектирование технологической оснастки
Процесс разработки технического проектного решения для изготовления того или иного вида оснастки включает несколько этапов. На первой стадии определяется назначение и спектр функций элемента, после чего рассчитываются его характеристики, с точки зрения интеграции в определенный производственный процесс. Здесь надо отметить, что существуют и стандарты, по которым выпускается тот или иной компонент, но разнообразие выпускающего оборудования нередко обуславливает необходимость разработки уникальных по своим качествам приспособлений. На основном этапе проектирование технологической оснастки подразумевает создание схемы изготовления и сборки элемента в соответствии с характером целевой операции обработки. Вместе с этим специалисты формируют набор требований к материалам, которые могут использоваться в изготовлении приспособления. В данном случае проектировщик должен ориентироваться на условия эксплуатации оснастки и на специфику ее непосредственных задач. Производство технологической оснастки Обычно технологический процесс изготовления элементов оснастки строится на применении специальных штаммов и литформ, которые позволяют серийно выпускать продукцию. Опять же, для работы с нестандартными приспособлениями может отдельно разрабатываться и сама форма с конкретными параметрами, определенными в проекте. Конечно, формообразованием производство технологического оборудования не заканчивается. Далее могут следовать этапы фрезеровочной, токарной и термической обработки, позволяющие довести заготовку до необходимого эксплуатационного состояния.
В России изготовлением такого рода оснастки занимаются многие предприятия. Например, завод технологической оснастки в Ярославле (ЯЗТО) занимается выпуском комбинированных, формообразующих и разделительных штампов, на которых изготавливает в том числе и крупногабаритную продукцию. Также в этом направлении работает московская компания «Эльтон», белгородское предприятие «Ритм» и многие другие заводы, так или иначе связанные с металлообработкой.
Заключение
Зачастую работы по внедрению оснастки в состав производственных мощностей обходятся в серьезные суммы. И сама по себе качественная технологическая оснастка с элементами автоматизации может составлять едва ли не половину от стоимости всего оборудования на предприятии. Но практика показывает, что грамотное использование вспомогательных средств полностью себя оправдывает. К тому же на заводах с устаревшим оборудованием использование современных приспособлений является единственным способом повышения качества выпускаемой продукции.
Что такое технологическая оснастка простыми словами
Что такое технологическая оснастка?
Качество продукции всегда зависит от того, с помощью каких средств оно производится. Если говорить конкретно о машиностроительной области, то в ней особенно важны характеристики оборудования, на котором выполняют изготовление продукции. Они играют значительную роль в производстве и сборке товара, однако, их роль не единственная.
В машиностроении она также играет важную роль в качестве получаемого на выходе товара. Эта оснастка представляет собой комплекс дополнительных приспособлений, которые необходимы для улучшения основного оборудования.
То есть, для обеспечения хорошего качества продукции необходимо иметь не только качественное основное оборудование, но и вспомогательные приспособления.
Стоит отметить, что технологической оснасткой может считаться какое-либо дополнительное оборудование, которое встраивается в основные станки, и улучшает качество производимого товара.
Про технологическую оснастку простыми словами
К тому же, это могут быть какие-либо самостоятельные агрегаты, которые улучшают качество продукции, но при этом они могут или влиять, или не влиять на мощность производительности линии.
Основные требования
«Технологическая оснастка» необходима в производстве для того, чтобы выпускаемая продукция всегда соответствовала нормативам качества, а также для того, чтобы повысить скорость производительности лини, и чтобы облегчить работу некоторых сотрудников, то есть когда машина может выполнять некоторые функции, которые раньше выполнял работник.
С её помощью некоторые элементы подготавливаются, что в последующем позволяет быстрее производить с ними необходимые операции. Также она иногда позволяет расширить возможности агрегатов, которые занимаются производством элементов. Таким образом, с помощью улучшения агрегатов, происходит улучшение самого процесса производства.
Существуют разные виды технологической оснастки («ТО»), они разделяются в зависимости от их назначения.
Раньше тем, что сегодня делает технологическая оснастка, занимались люди на специальном оборудовании или даже вручную. Теперь технологии развились до такого уровня, что для упрощения изготовления существуют специальные приборы, которые полностью автоматизированы.
В наши дни почти все производство перешло на автоматизированное управление, машины делают все сами, и люди почти не нужны в самом процессе изготовления. Вот и оснастка также при работе не нуждается в присутствии человека.
Условное подразделение по принципам
Разработка разновидностей производится в несколько этапов. Сначала производителю необходимо определиться с тем, какими функциями должен обладать разрабатываемый аппарат, из этого определяются характеристики, которыми он должен обладать.
Далее необходимо рассмотреть, каким образом такой элемент сможет интегрироваться в уже существующую цепочку, при этом он должен приносить ему исключительно пользу.
Что нам ещё необходимо знать?
Стоит отметить, что для «ТО» тоже существуют свои стандарты, в которые разработчик обязан ее вписать, но так как все производства нуждаются во вспомогательных аппаратах с разными параметрами, почти все разрабатываемые оснастки являются в чем-то уникальными.
После этого разработчик составляет схему аппарата, а далее специалисты выдвигают какие-либо особенные требования к нему, например, по материалам, которые могут использоваться в производстве.
Разработка такой технологической оснастки является достаточно дорогой. В конечном итоге для руководителя выпуска изделий, приобретение и её последующее внедрение в производство выльется в достаточно большую сумму.
Однако, как говорит практика, такие затраты достаточно быстро окупают себя, если инструмент и приспособления использовать правильно. Ведь они сильно помогают улучшить производимую продукцию и ускорить процесс работы.
А если на заводе стоит устаревшее оборудование, поменять которое нет возможности, использование современных технологических оснасток будет единственным вариантом для того, чтобы улучшить качество изготовляемого товара.
Что относится к технологическому оборудованию организационной оснастки технологической оснастки
Technological arrangement.
Basic provisions
Дата введения 1991-07-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 25.04.90 N 1000
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, приложения
Настоящий стандарт устанавливает:
объекты стандартизации, правила разработки, классификации, присвоения обозначений и распространения документов на технологическую оснастку (ТО) в условиях хозяйственного расчета, интенсификации и автоматизации производства в машино- и приборостроении;
порядок общесистемного управления работами по унификации, типизации и стандартизации, автоматизации учета и применения документов на ТО, оценке комплексности решений и совместимости с другими взаимосвязанными по объектам стандартизации документами;
назначение государственного фонда (фонда) документов на ТО, ее детали и сборочные единицы, виды документов, входящих в состав фонда, их структуру, основные цели и решаемые задачи.
1. НАЗНАЧЕНИЕ ФОНДА, ВИДЫ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ ВХОДЯЩИХ В ЕГО СОСТАВ ДОКУМЕНТОВ
1.2. В состав фонда входят: нормативно-технические, руководящие документы и рекомендации (ГОСТ, РД, Р);
промышленные каталоги, альбомы и типажи в виде нормативно-производственных изданий (К, А, Т);
документы, выполненные на носителях данных в виде стандартных и типовых программ и информационных массивов к ним, для автоматизированного решения установленных задач (ПС, ПТ, ИМ);
рекомендуемые к применению справочные и методические рекомендации (СР, МР).
1.3. В зависимости от функционального назначения документы фонда подразделяются на три взаимосвязанные группы:
обеспечивающие работы по унификации, типизации и стандартизации процессов выбора, проектирования, изготовления, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта (восстановления) ТО за счет установления организационно-методических правил, общетехнических норм, типовых методов и решений;
обеспечивающие контроль совместимости, качества и технического уровня ТО за счет установления требований к конечной готовой ТО (самостоятельного применения) и к входящим в ее состав деталям и сборочным единицам;
совершенствующие производственные процессы изготовления и применения ТО на промышленных предприятиях за счет конструкторского, технологического, организационно-технического и программного обеспечения.
1.4. Основными целями документов являются:
обеспечение системного подхода и комплексности унификации, типизации и стандартизации ТО и составляющих ее деталей и сборочных единиц;
обеспечение рационального использования производственных фондов, экономии материальных и трудовых ресурсов при разработке, изготовлении и использовании ТО;
повышение технологической готовности предприятий, а также производительности, стабильности и гибкости производственных процессов изготовления изделий.
1.5. Объекты стандартизации, решаемые задачи, виды и структура документов установлены в табл.1 и 4.
2. ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
2.1. Планирование разработки должно быть направлено на создание целевых комплексов документов, обеспечивающих полноту решения совокупности задач по установленным объектам стандартизации.
Каждый разрабатываемый комплекс документов должен распространяться на вид или разновидность ТО, определяемый по табл.2.
2.2. Виды документов по каждой решаемой задаче должны соответствовать указанным в табл.1.
Объекты стандартизации, решаемые задачи, виды и структура документов на ТО
Объекты стандартизации и решаемые задачи
Виды документов и их распространение на ТО
Организационно-методические правила (порядки) стандартизации, проектирования, изготовления и применения ТО
Порядок общесистемного управления созданием и применением документов на ТО.
Установление назначения фонда, областей распространения, целей и задач, состава, категории, видов и структуры документов на ТО и их классификация.
Установление порядка учета и применения документов на ТО при решении задач в системах АСТПП, САПР и АСУП
Основные (общие) положения
Порядок целевого управления созданием и применением ТО.
Установление порядка проведения работ по унификации, типизации и стандартизации ТО и составляющих ее деталей и сборочных единиц, включая выбор, проектирование, изготовление, испытание, комплектацию, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (восстановление), хранение и списание ТО
РД, МР, П, ИМ на СУГОП, УГОП, ГОП, ПГОП
Общетехнические правила (методы) проектирования, производства и применения ТО
Методы обеспечения информационного единства и информационных взаимосвязей в процессах проектирования, производства и применения ТО.
Установление терминов и определений, номенклатуры показателей качества и правил построения взаимосвязей документации на ТО, составляющие ее детали и сборочные единицы
ГОСТ на УГОП, ГОП и ПГОП
Термины и определения.
Методы обеспечения технического единства и взаимосвязей в процессах проектирования, производства и применения ТО.
РД, МР на УГОП, ГОП и ПГОП
Установление методов расчета, норм и требований по унификации, типизации и стандартизации ТО и составляющих ее деталей и сборочных единиц, включая их проектирование, производство и применение, в том числе требований к свойствам, надежности, сохраняемости и совместимости ТО
Типовые технологические правила (методы) проектирования, производства и применения ТО
Типовые технологические методы проектирования ТО.
Установление типовых и стандартных технологических методов проектирования ТО, составляющих ее деталей и сборочных единиц, применяемых конструктивных элементов соединений, и порядок их расположения в конструкциях, обеспечивающих совместимость и взаимозаменяемость.
Установление типовых и стандартных программ автоматизированного выбора и проектирования ТО, расчетов ее элементов и информационных массивов к ним
ГОСТ на системы ТО, РД, МР, А, ИМ на УГОП, ГОП, ПГОП
Общие технические условия
Типовые технологические методы производства ТО.
Установление типовых и стандартных технологических методов изготовления, контроля и испытаний ТО и составляющих ее деталей и сборочных единиц.
Установление типовых и стандартных программ автоматизированной сборки типовых компоновок ТО из комплектов стандартных деталей и сборочных единиц и информационных массивов к ним
Типовые технологические методы применения ТО.
Установление типовых и стандартных технологических методов подготовки к эксплуатации, технического обслуживания и ремонта (восстановления) ТО и составляющих ее деталей и сборочных единиц.
РД, МР, А, П, ИМ на УГОП, ГОП и ПГОП
Установление типовых и стандартных программ автоматизированного перемещения и складирования ТО и информационных массивов к ним
Классификационные группировки однородной ТО и конкретная ТО (конечная готовая ТО самостоятельного применения)
Укрупненные группы однородной продукции (УГОП).
К (типажи конструкций) на УГОП и ГОП
Установление номенклатуры, создаваемой и потребляемой ТО, установление типажа ТО
Группы однородной продукции (ГОП).
Установление технического уровня и качества создаваемой и потребляемой ТО показателей качества, правил и норм проверок и испытаний ТО
Общие технические требования (ОТТ)
Конкретная продукция (КП).
Разработка и потребление ТО, изготавливаемой в виде товарной и нетоварной продукции (для внутреннего потребления).
Установление конструкций и размеров ТО, норм комплектации, требований к эксплуатации и гарантий изготовителя
Классификационные группировки однородных деталей и сборочных единиц, входящих в состав конечной готовой ТО
Укрупненные группы однородной продукции.
Установление номенклатуры, технического уровня и качества создаваемых и потребляемых деталей и сборочных единиц. Установление показателей качества, правил и норм проверок и испытаний
Общие технические требования (ОТТ)
Разработка и потребление деталей и сборочных единиц, изготавливаемых в виде товарной и нетоварной продукции.
Установление конструкций и размеров, норм комплектации, требований к эксплуатации и гарантий изготовителя
Примечание. В табл.1 приняты следующие буквенные обозначения:
Подбор технологического оборудования, организационной и технологической оснастки
Подбор технологического оборудования, технологической и организационной оснастки для объекта проектирования осуществляется с учетом рекомендаций типовых проектов рабочих мест на АТП, руководства по диагностике технического состояния подвижного состава, табеля гаражно-технологического оборудования.
К организационному оборудованию относят производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, шкафы, столы, лари), занимающие самостоятельную площадь на плане.
К технологической оснасткеотносят инструмент, приспособления, приборы для выполнения работ ТО, Д, ТР, не занимающие самостоятельной площади на плане.
При выборе технологического оборудования и организационной оснастки следует учитывать, что количество многих видов стендов, установок и приспособлений не зависит от числа работающих в цехе, тогда как верстаки или рабочие столы принимаются исходя из числа рабочих, занятых в наиболее загруженной смене.
Перечень оборудования и оснастки представляется в форме таблицы 9.1 и 9.2 (см. ниже).
№ п/п | Наименование оборудования | Тип, модель | Габаритные размеры, мм | Количество | Площадь оборудования, м 2 |
Технологическое оборудование | |||||
Организационное оборудование | |||||
Итого: |
Таблица 9.2 – Технологическая оснастка
Наименование | Модель или ГОСТ | Количество |
9.1. Расчет производственной площади объекта проектирования
В проектах по техническому обслуживанию, диагностированию и зоне текущего ремонтаопределение производственной площади производится по формуле:
При поточном методе технического обслуживания площадь зоны ТО определяется по формуле:
где: LЗ – длина зоны ТО, м;
BЗ – ширина зоны ТО, м.
Длина зоны ТО определяется по формуле:
где: LЛ – рабочая длина линии ТО, м;
a1=1,5…2,0 м – расстояние от автомобиля до наружных ворот, м.
Рабочая длина линии ТО определяется по формуле:
где: fа – габаритная длина автомобиля, м;
a =1,2…2,0 м – расстояние между автомобилями, м;
Окончательно площадь зоны ТО или ТР и постов диагностирования корректируются и устанавливаются с учётом того, что при строительстве широко используются унифицированные типовые секции и пролёты, а также типовые конструкции и детали.
Производственные здания выполняются с сеткой колонн, имеющей одинаковый для всего здания шаг, равный 6 или 12 м, одинаковый размер пролётов с модулем 6 м, т.е. 12, 18, 24 м и более.
В проектах по ремонтным цехам (участкам)определение производственной площади производится по формуле:
Компоновка технологического оборудования и оснастки на объекте проектирования должна учитывать схему технологического процесса и выполняется с учетом минимального передвижения рабочих в процессе труда и соблюдения расстояний между оборудованием в соответствии со СН иП11-93-74 и ОНТП-01-91 и должна быть представлена в графической части проекта на листе формата А1 с учетом требований, изложенных в методических указаниях по оформлению пояснительной записки и графической части курсового проекта,
С учетом округлений принятая площадь зоны, участка, цеха:
Технологическая карта
В данном разделе проекта в соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать технологический процесс технического обслуживания, диагностики или текущего ремонта автомобилей (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям.
Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюдением технических требований (технических условий).
Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно-технологической или постовой технологической или постовой технологической карты.
Операционно-технологическая карта отражает последовательность операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим воздействиям по агрегату или системе автомобиля. В соответствии с требованиями она выполняется на формах 1 МУ-200 РСФСР-12-0139-81 (см. Приложение 1).
Постовая технологическая карта отражает последовательность операций ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) или системам (системе), которые выполняются на одном из постов ТО (диагностики). В соответствии с требованиями постовая технологическая карта выполняется на формах 2 или 2а МУ-200 РСФСР-12-0139-81.
Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, вулканизационные, шинные, аккумуляторные, арматурно-кузовные, столярные, обойные работы ТР оформляются в виде маршрутной карты.
Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизму автомобиля в одном из подразделений ТР. В соответствии с требованиями ГОСТ 3.1 105-84 маршрутная карта выполняется на форматах А4.
Технологическая операция ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность переходов, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента и приспособлений с соблюдением технических требований (технических условий).
Для разработки технологических карт процессов и операций необходимо использовать специальную техническую литературу. В которой освещены вопросы типовой технологии выполнения ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
Организационная часть
Целью данного раздела курсового проекта является разработка вопросов по организации работы на объекте проектирования. За исключением п.10.1. данного раздела все остальные разрабатываются применительно к объекту проектирования указанному в задании.
В организационной части предполагается решение следующих задач:
1. Выбор и обоснование метода организации производства ТО и ТР на АТП (метод технологических комплексов с внедрением централизованного управления производством) и описать его организационные принципы.
2. Выбор и обоснование метода организации технологического процесса ТО и ТР на объекте проектирования.
3. Привести схему управления производством объекта проектирования (см. прил. 3).
4. Привести схему технологического процесса ТО или ТР на объекте проектирования.
5. Выбор и обоснование метода организации труда производственных рабочих на объекте проектирования.
11.1. Выбор и обоснование метода организации производства ТО и ТР на АТП
В данном пункте необходимо:
— дать обоснование принятого метода организации производства ТО и ТР на АТП;
— привести схему управления производством ТО и ТР (см. прил.);
— описать его организационные принципы.
11.2. Выбор и обоснование метода организации технологического процесса на объекте проектирования
Решение указанной задачи осуществляется для проектов по техническому обслуживанию и зоне текущего ремонта.
В данном пункте необходимо обосновать один из методов организации технологического процесса ТО и ремонта, и кратко раскрыть его сущность.
В проектах по зонам ТО выбор метода организации технологического процесса определяется по сменной суточной программе соответствующего вида ТО. В зависимости от её величины может быть принят метод универсальных постов или метод специализированных постов.
Метод универсальных постов для организации применяется для АТП с малой сменной программой по ТО, в которых эксплуатируется разнотипный подвижной состав.
Метод специализированных постов применяется для средних и крупных АТП. По рекомендации НИИАТ техническое обслуживание целесообразно организовывать на специализированных постах поточным методом, если сменная программа составляет не менее: для ЕО- 50 и более, для ТО-1- 12..15 и более, для ТО-2- 5…7 и более обслуживаний однотипных автомобилей.
В противном случае применяется либо метод тупиковых постов, либо метод универсальных постов.
В проектах по зонам ТР технологический процесс может быть организован методом универсальных или специализированных постов.
11.3. Схема управления объектом проектирования
Примеры схем управления объектами проектирования по ТО и ТР представлены в приложении 3.
11.4. Схема технологического процесса на объекте проектирования
В данном пункте необходимо раскрыть содержание технологического процесса технического обслуживания, диагностирования или текущего ремонта на объекте проектирования.
Для проектов по техническому обслуживанию и диагностированию описание последовательности работ следует начинать с момента поступления автомобилей на КТП и закончить его выходом с КТП. Для раскрытия содержания технологического процесса необходимо указать виды работ (операций) и их порядок при выполнении технического обслуживания и диагностирования.
Для проектов по текущему ремонту описание технологического процесса следует начать с постановки автомобиля в зону ТР и снятия агрегата (узла) и закончить постановкой отремонтированного агрегата (узла) на автомобиль. Для раскрытия содержания технологического процесса ТР необходимо указать виды работ (операций) и их порядок.
Последовательность видов работ (операций) технологического процесса после её описания необходимо представить в виде схемы (прил.7).
11.5. Выбор и обоснование метода организации труда производственных рабочих на объекте проектирования
В данном разделе необходимо обосновать один из методов организации труда производственных рабочих, и кратко раскрыть его сущность.
Метод специализированных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по признаку их технологической специализации по видам технических воздействий. Создаются бригады, на каждую из которых в зависимости от объёма работ планируется определённое число рабочих необходимых специальностей.
Метод комплексных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по признаку их предметной специализации, т.е. закрепление за бригадой определённой группы автомобилей, по которым бригада проводит работы ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР. Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных специальностей, необходимыми для выполнения закреплённых за бригадой работ.
Агрегатно-участковый метод заключается в том, что все работы по ТО и ремонту распределяются между производственными участками, ответственными за выполнение всех работ по ТО и ТР одного или нескольких агрегатов (узлов, механизмов или систем), по всем автомобилям АТП.
Структурные схемы организации труда производственных рабочих (см. прил.5).
Конструкторская часть
В качестве конструкторской части к проекту могут быть приняты различного рода приспособления и устройства с ручным, электрическим, пневматическим, гидравлическим или комбинированным приводом, предназначенным для выполнения работ на объекте проектирования.
В конструкторской части должны быть отражены:
— назначение, устройство, принцип действия приспособления (со ссылкой на нумерацию деталей по спецификации на сборочный чертёж);
— расчёты на прочность ответственных деталей приспособления;
— прочие пояснения (при необходимости).
По согласованию с руководителем проекта производится простейшие расчёты (не менее 2-х) на срез, на изгиб и другое напряжение наиболее нагруженного элемента приспособления.
Объём конструкторской части должен составлять два листа формата А-1. На первом листе выполняется сборочный чертёж с числом проекций общего вида приспособления достаточным для того, чтобы можно было понять устройство и принцип его работы.
На сборочном чертеже, имеющим необходимые разрезы и сечения проставляются только габаритные, присоединительные и установочные размеры, указываются места сварки ответственные посадки сопряжённых пар деталей, а также их нумерация, которая должна соответствовать спецификации, выполненной на отдельном листе (листах) формата А-4 к сборочному чертежу.
На втором листе выполняются не менее 4 рабочих чертежей (формат А4,
А-3) наиболее сложных и ответственных деталей приспособления.
Рабочие чертежи и эскизы не выполняются на стандартные детали (гайки, болты, винты и прочее) или детали, заимствованные из других конструкций.
Охрана труда
В данном разделе проекта должны быть разработаны требования по обеспечению безопасных приемов труда на объекте проектирования.
При выполнении раздела рекомендуется использовать литературу по предмету «Охрана труда».
В разделе следует решить задачи:
1. Общая характеристика организации работы по охране труда:
— ответственность за соблюдение правил по охране труда;
— порядок их проведения.
2. Основные производственные вредности:
С учётом протекающих на объекте проектирования технологических процессов необходимо указать наиболее вероятные вредные вещества и их предельно допустимые концентрации по ГОСТ-12.1.005-76. Здесь же следует указать перечень организационно-технических мероприятий по их снижению.
На объекте проектирования необходимо принять тот или иной тип освещения в соответствии со СНиП 11-4-79 и установить нормы освещения на объекте проектирования и на рабочих местах.
4. Производственный шум, вибрация и ультразвук:
Для объектов проектирования, где технологические процессы связаны с возникновением производственных шумов, ультразвука и вибрации, необходимо указать их источники, установить допустимые уровни и предусмотреть мероприятия по снижению их вредного воздействия.
5. Требования к технологическим процессам и оборудованию:
С учётом общих правил по охране труда на автомобильном транспорте необходимо изложить требования по технике безопасности применительно к оборудованию и технологическим процессам на объекте проектирования.
На объекте проектирования необходимо указать источники электробезопасности, привести предельно допустимые уровни напряжения и тока, и перечень средств защиты от поражения электрическим током.
7. Пожарная безопасность:
Заключение
В заключении необходимо указать перечень основных задач, решенных по объекту проектирования и сделать вывод о том, какое влияние могут оказать полученные результаты на повышение технической готовности подвижного состава и эффективность работы технической службы АТП.
Требования к оформлению
Пояснительная записка относится к текстовым документам и должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-68.
Согласно ГОСТ 2.105-95 пояснительную записку следует выполнять на листах формата А4 (210 х 297) с нанесённой рамкой.
Требования для печатных работ (ГОСТ 28388); шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал «одинарный». Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и конце строк − не менее 3 мм, вверху и внизу − не менее 10 мм. Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15 мм.
Текст пояснительной записки выполняется на одной стороне листа.
Заголовки разделов пишутся прописными буквами и центрируются по тексту. Каждый из разделов пояснительной записки следует начинать с нового листа. Расстояние между заголовками разделов и последующим текстом должны быть не менее 10 мм. Нумерация разделов и параграфов, входящих в них, выполняется арабскими цифрами.
Формулы, используемые в пояснительной записке для расчетов, должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Номер ставится с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.
Цифровой материал в пояснительной записке, как правило, для наглядности оформляется в виде таблиц.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» пишется сокращенно, если она имеет номер (например,«. в табл. 6»).
Все таблицы, кроме таблицы приложений, нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой (например, «табл. 2.1).
При составлении содержания в него следует включить названия всех разделов без каких-либо изменений и указать номер соответствующего листа, с которого они начинаются.
В списке литературы для каждого из литературных источников указывается фамилия и инициалы автора, точное и полное название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Графическая часть проекта выполняется на листах формата А1 (594 x 841). На них должны быть представлены:
— план проекта проектирования, включающий условные обозначения, принятые на плане, а также спецификацию технологического оборудования и орг. оснастки;
— сборочный чертёж с числом проекций общего вида приспособления, имеющим необходимые разрезы и сечения с габаритными, присоединительными и установочными размерами, местами сварки ответственных посадок сопряжённых пар деталей, а также их нумерацию, которая должна соответствовать спецификации, выполненной на отдельном листе (листах) формата А-4 к сборочному чертежу;
— деталировка не менее 4-х наиболее сложных и ответственных деталей приспособления.
Компоновка технологического оборудования, выбор технологической оснастки и расстановка рабочих мест на объекте проектирования должны учитывать рекомендации Типовых проектов рабочих мест на автотранспортных предприятиях, а также требования Строительных норм и правил (СНиП 11-93-74) предприятий по обслуживанию автомобилей.
План объекта проектирования должен быть выполнен в регламентируемом ГОСТ масштабе уменьшения (1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200) с таким расчетом, чтобы он занимал примерно 75 % от обшей площади листа формата А1. На плане необходимо указать общие габаритные размеры объекта проектирования, установочные (привязочные) размеры стационарного технологического оборудования, ширину проездов и середин осей подъемников (осмотровых канав), расстояние между автомобилями (ширину проходов между оборудованием) и строительными конструкциями здания, места установки элементов технологической оснастки.
Технологическое оборудование организационная оснастка на плане должны быть обозначены позициями и их перечень представлен в спецификации, которая должна располагаться над угловым штампом и примыкать к нему. Форма спецификации приведена в Приложении 6.
Основная надпись (угловой штамп) на графической части должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ 2.104-68. Текстовая часть надписи, спецификации и чертежа должна быть выполнена чертежным шрифтом.
На свободной части поля чертежа должны быть представлены принятые условия обозначения.
В условных обозначения необходимо отразить лишь те, которые приняты на плане по данному объекту проектирования.
Курсовой проект брошюруется в общей обложке в следующей последовательности:
— индивидуальное задание на курсовой проект;
— разделы пояснительной записки, предусмотренные настоящими Методическими указаниями;