Что относится к техническим средствам познания

СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ

Смотреть что такое «СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ» в других словарях:

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью. К средствам труда в более широком смысле относятся… … Википедия

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия

УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ — УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ один из компонентов (наряду с объектами познания и исследователями) исходного познавательного отношения в естествознании. На уровне наблюдений и эксперимента под условиями познания понимается фон исследуемых вещей и процессов … Философская энциклопедия

Форма познания — Гносеология (от др. греч. γνῶσις «знание» и λόγος «учение, наука»); эпистемология (от др. греч. ἐπιστήμη, «знание» и λόγος «слово, учение») теория познания, раздел философии. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в … Википедия

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) — раздел философии, в к ром изучаются сущность, цель и средства воспроизведения действительности в сознании человека. С науч. материалистич. позиций познание есть происходящее на основе практич. деятельности отражение в мозгу человека окружающего… … Атеистический словарь

Философия познания: истина, заблуждение — кратко Теория познания (или гносеология, философия познания) это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин гносеология… … Малый тезаурус мировой философии

Структура научного познания, его формы и методы — кратко Многообразные отношения человека к миру включают познавательное отношение, познание, представляющее собой ак тивную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания это результат познавательной деятельности, выраженный в… … Малый тезаурус мировой философии

Теория познания — (гносеология) – это система научных знаний, объясняющих природу, происхождение, закономерности, методы и средства достижения истины в изучении мира и рассматривающих отношение теории и практики. В теории познания анализируются механизмы… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — (от греч. путь) – это совокупность применяемых в науке средств получения, обоснования и применения научного знания, специфичных для различных типов наук, т.е. это средства, при помощи которых осуществляется процесс познавательной деятельности … Философия науки и техники: тематический словарь

Источник

Технические средства научного труда

Что относится к техническим средствам познания Что относится к техническим средствам познания Что относится к техническим средствам познания Что относится к техническим средствам познания

Что относится к техническим средствам познания

Что относится к техническим средствам познания

Материально-техническая база науки — комплекс средств и предметов труда в сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-вещественной форме.Материально-техническая база науки является важной составляющей научного потенциала страны (наряду с трудовыми, финансовыми и информационными ресурсами), обусловливающей как саму возможность проведения научных исследований и разработок, так и их результативность. Она включает основные и оборотные средства научных исследований и разработок. К основным фондам (средствам) научных исследований и разработок относятся: здания и сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование, в том числе опытно-экспериментальные установки (научно-исследовательские суда, радиотелескопы и т.д.), научные приборы, средства автоматизации и вычислительная техника и т.д.; транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды, состоящие на балансе научных организаций и их опытных баз и используемые в их основной деятельности.

В зависимости от степени участия в проведении научных исследований и разработок выделяется основное исследовательское оборудование и вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом процессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций:Исследовательское оборудование охватывает технику, специально создаваемую для выполнения опытов, автоматизации эксперимента, обработки научной информации и т.п., а также применяющиеся при этом измерительные и регулирующие приборы и лабораторное оборудование общего назначения. Рассматривая данную группу оборудования с точки зрения его использования для выполнения тех или иных видов научных исследований и разработок, в его составе следует выделить машины и оборудование для проведения опытно-экспериментальных работ.К вспомогательному относятся общепроизводственное оборудование научных организаций и их опытных баз, в том числе предназначающееся для обслуживания и ремонта исследовательской техники, инженерного обеспечения (энерго-, тепло-, водоснабжения), связи, природоохранных целей и т.д.; средства механизации проектно-конструкторских работ, оргтехника; оборудование объектов социальной инфраструктуры науки. Подобная классификация оборудования научных организаций дополняется другими группировками, например по стоимости, возрасту, степени износа, уровню автоматизации.

29.Кадровая составляющая научного потенциала
Кадровая составляющая – совокупность кадров, участвующих в научном производстве; способных вырабатывать и реализовывать новые научно-технические идеи и находить новые области применения научно-технических результатов, выполняющих научную, педагогическую, организационную, информационную работу. Кадровая составляющая – важнейший специфичный компонент научного потенциала, так как живой творческий труд играет особую роль в научной деятельности. Ведь эффективное использование научного потенциала во многом зависит от рациональной структуры научных кадров, от их квалификации, степени подготовленности, творческих интеллектуальных способностей. Именно кадры своим трудом приводят в движение остальные элементы потенциала, которые зависят и формируются в тесной связи с кадровым элементом. В России– тенденция к снижению численности и ухудшению возрастной структуры научных кадров. Решение проблемы – обеспечение притока молодежи в науку, максимально длительный период работы опытных ученых старших возрастов, являющихся носителями знаний. Кадровая политика: должна носить упреждающий и долговременный характер, обеспечивать оптимальный баланс процессов обновления и сохранения численного и качественного состава научных кадров.Характеристики кадрового потенциала: численность научных кадров, демографическая (средний возраст) и квалификационная (число кандидатов наук, докторов наук) структуры, объем публикаций и т.д. 4 сектора науки:1)Академический (система институтов и научных организаций РАН)2)Вузовская(научно-исследовательские организации высших учебных заведений)3)Отраслевая (научно-исследовательские, конструкторские, проектные и проектно- изыскательские организации министерств и ведомств)4)Внутризаводская(научно-исследовательские и конструкторские подразделения промышленных предприятий).Большая доля кадров находится в центральном и северно-западном регионах, так как здесь сосредоточены научно-технические организации и производство.

Что относится к техническим средствам познания

30. Информационное обслуживание научного процесса
Для научной работы очень важно иметь доступ к новинкам научной информации. Все виды документов для исследовательской работы условно можно разделить на две группы: документы первичной информации: монографии, периодические издания, диссертации, отчеты о научных исследованиях, и так называемые документы вторичной информации, классическим примером которых являются сборники реферативных журналов, все возможные тематические указатели. Как правило, ученому, занимающемуся исследованием научной темы, очень важно оперативно получать новые материалы по изучаемой им проблеме. Для этого необходимо владеть основами информационного поиска традиционных документов в библиотеке, т.е самостоятельно находить необходимые для научной работы книги, журналы, сборники и указатели. Последние10-15 лет в библиотеках России активно ведутся работы по автоматизации основных библиотечных процессов. Активно продолжается в настоящее время процесс накопления библиографической информации в электронном виде – создание электронных каталогов и тематических библиографических баз данных. С развитием интернета эти информационные ресурсы становятся доступны всем желающим. Последние 3-5 лет зарубежные и российские библиотеки начали работы по созданию полнотекстовых электронных ресурсов – цифровых коллекций книг из фондов библиотек, полнотекстовых баз данных периодических изданий, к которым также предоставляются возможности доступа через интернет. Активную роль на рынке электронной информации играют издательства, предоставляющие на выбор в виде доступа к своей информационной продукции: традиционный печатный или электронный. Электронная информация в настоящее время стала одной из самых оперативных форм научной информации, поэтому, для современного исследователя очень важно научиться пользоваться этим неоценимым информационным источником.

31. Результаты научного труда: открытия, изобретения
Результатом деятельности научного сообщества являются: открытия, ноу- хау, изобретения, лицензии, полезная модель, промышленные образцы, информационные технологии, предложения и рекомендации в области социально-экономической деятельности.
По сути их можно объединить в две большие группы: открытия и изобретения.Открытия — это наиболее существенные результаты научной деятельности, выступающие как не известные ранее, но объективно существующие закономерности свойств и явлений материального мира, вносящие коренные изменения в существующие научные знания. Как правило, открытия связаны с проведением фундаментальных исследований в теоретических и прикладных науках. В них отражаются объективно-реальные существенные отношения и свойства явлений действительного мира.Часто результаты открытий не могут быть оценены современникам, только в последствии фундаментальным исследованиям находится практическое применение.Изобретения — это продукты творческой деятельности, позволяющие решать технические задачи, обладающие новизной, имеющие изобретательский уровень и промышленно применимые. Изобретение имеет изобретательский уровень. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приобретения изобретения. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. Объектом изобретения могут быть устройства, способ (включая микробиологический, а также способ лечения, диагностики, профилактики), вещество (включая химическое и лечебное), штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способы, вещества по новому назначению.

Источник

Методология исследований в менеджменте

Средства и методы научного исследования

Средства и методы научного исследования

Средства и методы являются важнейшими составляющими компонентами логической структуры организации деятельности. Поэтому они составляют крупный раздел методологии как учения об организации деятельности.

Следует отметить, что публикаций, систематически раскрывающих средства и методы деятельности, практически нет. Материал о них разбросан по различным источникам. Поэтому мы решили достаточно подробно рассмотреть этот вопрос и попытаться выстроить средства и методы научного исследования в определенной системе. К тому же средства и большинство методов относятся не только к научной, но и к практической деятельности, к учебной деятельности и т.д.

Средства научного исследования (средства познания). В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические, языковые [43]. Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.

Материальные средства познания – это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования – наблюдения, измерения, эксперимента.

Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д. – оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.

Информационные средства познания. Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций коренным образом преобразует научно-исследовательскую деятельность во многих отраслях науки, делает их средствами научного познания. В том числе, в последние десятилетия вычислительная техника широко используется для автоматизации эксперимента в физике, биологии, в технических науках и т.д., что позволяет в сотни, тысячи раз упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки данных. Кроме того, информационные средства позволяют значительно упростить обработку статистических данных практически во всех отраслях науки. А применение спутниковых навигационных систем во много раз повышает точность измерений в геодезии, картографии и т.д.

Математические средства познания. Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки.

Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. Математические средства позволяют рас- сматривать не только непосредственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.

Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование).

Логические средства познания. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи:

– каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений?

– каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпирически наблюдаемых характеристик?

– как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и близко с ней связанной психологии)?

– каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания и т.д.?

Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.

Языковые средства познания. Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.

Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.

Рядом по положенною со средствами познания выступают методы научного познания (методы исследования).

Методы научного исследования. Существенную, под- час определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования.

Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические (см. Табл. 2).

Относительно методов исследования необходимо отметить следующее обстоятельство. В литературе по гносеологии, методологии повсеместно встречается как бы двойное разбиение, разделение научных методов, в частности, теоретических методов. Так, диалектический метод, теорию (когда она выступает в функции метода – см. ниже), выявление и разрешение противоречий, построение гипотез и т.д. принято называть, не объясняя почему (по крайней мере, авторам таких объяснений в литературе найти не удалось), методами познания. А такие методы как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д., то есть основные мыслительные операции, – методами теоретического исследования.

Аналогичное разделение имеет место и с эмпирическими методами исследования. Так, В.И. Загвязинский [70, 71] разделяет эмпирические методы исследования на две группы:

1. Рабочие, частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.

2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение опыта; опытная работа; эксперимент.

Источник

Специфика технического познания. Методы технических наук

(продолжительность – 35 минут)

Изначально техника развивалась без всякой науки, на основе обыденного познания, путем проб и ошибок. В древнем мире техническое знание совершенствовалось благодаря редким эмпирическим находкам, которые закреплялись и транслировались коллективным опытом племени.

Однако чем сложнее становилась техника, тем настоятельнее возникала потребность в возникновении наук, обслуживающих технику. Вместе с развитием техники и технического знания возникает потребность и в подготовке квалифицированных специалистов, разбирающихся в технике, способных создавать и обслуживать технические устройства и сооружения – дороги, мосты, здания, фабрики, заводы, электростанции, пароходы и многое другое.

Такие специалисты ныне называются инженерами, именно их в первую очередь готовит и наша академия.

Первоначально словом «инженер» называли лиц, управлявших военными машинами; впоследствии под это общее название подведен был целый ряд специальностей: саперы, пионеры, минные офицеры и т. д. Понятие гражданского инженера появилось впервые в Голландии, где еще в XVI в. стали отделять строение мостов, дорог и т. п. от архитектуры в тесном смысле этого слова. В Англии в XVI веке гражданские инженеры возникли подобным же образом из специалистов-гидравликов, к которым вскоре присоединились высшие горнорабочие и железнодорожные строители. В настоящее время engineer в Англии и Америке называется техник низшего разряда (например, машинист), а научно образованные техники именуются Civil-Engineer.

Система инженерного образования начала складываться в 18 веке.

Техническому образованию в России положили начало Инженерная (1700 г.) и Математико-навигатская школы (1701 г.): «Петр I заставил изучать инженерное дело не только в Морской академии, но и в полковых школах и даже в духовных семинариях». Однако преподавание научных дисциплин в этих заведениях было еще весьма элементарным и примитивным с современной точки зрения. В то же время профессия инженера усложнялась и практика предъявляла новые требования к подготовке квалифицированных инженерных кадров. Горнозаводское дело одним из первых ощутило нужду в специальных горных школах. В России таким техническим учебным заведением стало учрежденное в 1773 г. Горное училище – детище крупного организатора горного дела и высшего образования в России Михаила Федоровича Соймонова. Учебный курс этого училища был рассчитан на 4 года.

Важной вехой в развитии инженерного образования стала организация Гаспаром Монжем Парижской политехнической школы в 1794 году. Эта школа отличалась от предшествующих заведений высоким уровнем преподавания теоретических и математических дисциплин. В России по ее образцу в 1809 г. был создан Институт корпуса инженеров путей сообщения, начальником которого был назначен ученик Монжа испанец А.А. Бетанкур. Правда, в отличие от Парижской политехнической школы, в Институте корпуса инженеров путей сообщения последний год выпускники должны посвятить исключительно практике.

В СССР технические вузы составляли около 1/3 от общего числа высших учебных заведений. Сегодня в России существуют десятки технических вузов, готовящие инженеров по самым разным специальностям для всех отраслей народного хозяйства.

Вместе с инженерным образованием развивались и множились технические науки. Сегодня по количеству специалистов и объёму исследований технические науки обогнали все остальные. К числу наиболее фундаментальных технических наук следует отнести прикладную механику, гидравлику, материаловедение, теплотехнику и термодинамику, теорию механизмов и машин, электротехнику.

Отметим основные особенности технических наук.

Под техническим знанием, в широком смысле, понимается научное знание, систематически применяемое для решения практических задач, связанных с созданием и эксплуатацией технических устройств и сооружений, с обеспечением различных технологических процессов.

Основное содержание технического знания составляют понятия, законы, теории, которые отражают процесс изменения формы и свойств природных материальных образований в результате их превращения в технические средства труда, приобретения ими в ходе технической деятельности социальной функции. Таким образом, в техническом знании находит свое отражение процесс превращения природного в социальное.

Место технического знания в общей системе научного знания определяется занимаемым им промежуточным положением между естественными науками и науками гуманитарного профиля.

Объектом изучения технических наук выступают, соответственно, различные технические устройства (машины) и сооружения, технологические процессы, связанные с их созданием, а также природные процессы, происходящие в этих устройствах.

Предметом технического знания выступают законы строения и функционирования технических устройств и сооружений, правила их создания и эксплуатации, а также законы взаимосвязи физических, технических и конструктивных параметров технических устройств.

Задача технических наук состоит в построении идеальных моделей технических устройств.

Целью технических наук представляется выявление закономерностей эксплуатации, изготовления и конструирования технического объекта, разработка методов, норм, правил и принципов проектирования технических средств и систем.

Можно выделить три основных особенности технического знания:

1. Конструктивно-проективный характер. Технические знания не только отражают реальность, но, прежде всего, разрабатывают способы её созидания. Иными словами, если естественные науки в основном отражают мир, то технические его преобразуют. Результатом претворения в жизнь технического знания выступает техносфера как особая область бытия – мир технических устройств и сооружений.

2. Синтетичность. Любая техническая наука опирается на множество (несколько) естественных и математических наук. В отдельной технической дисциплине объединяются знания, заимствованные из различных естественных наук. Это связано с тем, что в любом сложном техническом устройстве происходит множество разнообразных естественных процессов, каждый из которых изучается отдельной естественной наукой. Например, в двигателе внутреннего сгорания происходят химические (окисление), физико-химические (горение), механические (движение поршней, клапанов, трение), гидравлические (течение и сжатие жидкости, ее давление на стены цилиндров), электрические (поджог горючей смеси), термодинамические (нагревание) процессы. Поэтому для создания науки о двигателях внутреннего сгорания необходимо привлекать сведения из таких естественных наук, как механика, кинематика, гидравлика, сопротивление материалов, химия, электродинамика, термодинамика, металловедение и материаловедение, не считая математики. Также при создании двигателя инженер должен учитывать такие его параметры, как экономичность, экологичность, знать стоимость предполагаемого топлива и материалов, т.е. ориентироваться в области экономических знаний.

3. Практичность. Технические науки значительно ближе к практике, чем естественные и математические науки. Поэтому их нередко ошибочно отождествляют с прикладным естествознанием. Практичность естественных наук проявляется опосредованно и порой спустя десятилетия после того или иного открытия, тогда как в техническом знании практичность – необходимое требование. Бесполезные технические изобретения, конечно, возможны, но они относятся к области курьезов, весьма редки и малочисленны. Обычно инженер, конструктор или проектировщик, начиная исследование, исходит из ясной практической потребности. Например, использование в пожаротушении перегретой воды исходило из потребности уменьшить расход воды при тушении пожаров, что весьма актуально в связи с будущим исчерпанием запасов воды на земле. Или изобретение экологически чистых пожаротушащих пен инициировалось потребностью в уменьшении загрязнения окружающей среды. Как правило, любое техническое открытие, изобретение нацелено на быстрое внедрение в практику, на решение конкретной проблемы, на принесение ощутимой пользы или выгоды (экономической, экологической). Другое дело, что такое внедрение иногда затягивается на годы.

Современный этап в развитии технического знания связан с научно-технической революцией, т.е. с процессом «онаучивания» техники. В настоящее время можно также говорить о становлении нового, «нетехнического» периода в развитии технических наук. Особенности современного этапа эволюции технического знания, характеризуются развитием новых тенденций: сциентификации, социализации, гуманитаризации, интеграции.

Научно-техническое знание, которое ранее ориентировалось преимущественно на использование достижений естествознания, все чаще начинает обращаться к проблемам, решение которых должно носить комплексный характер, требует использования специфики методов гуманитарных наук.

В технических науках используется в основном те же методы, что и в естествознании: анализ, синтез, дедукция, наблюдение, эксперимент, математизация и другие. Однако есть специфические методы технических наук, которые мы сейчас и отметим:

1) Комбинационно-синтезирующий метод. В процессе создания новой техники учёные осуществляют многократное комбинирование различных естественных законов, процессов и сил до тех пор, пока не будет найдена оптимальная их комбинация.

2) Метод приближённых вычислений. В технических науках обычно не требуется доскональности, необходимой в математике или физике. При создании технических устройств и сооружений иногда достаточно приблизительных вычислений. Например, такие вычисления используются в пожарном деле для вычисления объема помещений со сложной, неправильной планировкой (кривые стены, косые углы и пр.). Инженер может вместо сложной формулы, состоящей из 20 и более числовых показателей (переменных), использовать более экономную и простую, но и менее точную формулу, состоящую из 4-5 переменных.

3) Моделирование, широко применяемое и в естествознании, в технических науках оказывается необходимым едва ли не во всех исследовательских ситуациях. Сегодня наряду с реальным моделированием широко используется компьютерное, математическое и другие формы моделирования. Как правило, в техническом знании моделирование используется тогда, когда реальное техническое устройство и сооружение отличается масштабностью, сложностью, высокой стоимостью, будь то самолет, корабль, гидроэлектростанция или мост. Здесь моделирование позволяет заранее выявить возможные недостатки конструкции и устранить их до претворения в жизнь реального устройства, что многократно экономит и время, и материальные средства.

4) Метод проб и ошибок также используется очень часто. Вспомним, например, сколько неудачных запусков ракет было сделано под руководством С.П. Королева для того, чтобы создать в конце концов самый надежый ракетоноситель «Союз».

5) Метод идеализации связан с построением идеальных моделей технических устройств, характерным примером которых может служить, например, электрическая схема телевизора или электрооборудования автомобиля.

В заключении выделим основные этапы технического творчества:

1) Формирование проблемной ситуации.

2) Рождение и вынашивание новой технической идеи.

3) Разработка «идеальной модели», функциональной и структурной схемы будущего технического объекта.

5) Предметное воплощение изобретения.

Основные виды инженерно-технической деятельности:

1) Изобретательство – это создание объекта промышленной собственности, которому предоставляется правовая охрана на основе патента. Изобретение должно представлять собой техническое решение, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью.

2) Конструирование – этап создания продукции, предшествующий изготовлению.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Под техническим знанием понимается научное знание, систематически применяемое для решения практических задач, связанных с созданием и эксплуатацией технических устройств и сооружений, с обеспечением различных технологических процессов.

2. Объектом изучения технических наук выступают, соответственно, различные технические устройства (машины) и сооружения, технологические процессы, связанные с их созданием, а также природные процессы, происходящие в этих устройствах.

3. Предметом технического знания выступают законы строения и функционирования технических устройств и сооружений, правила их создания и эксплуатации, а также законы взаимосвязи физических, технических и конструктивных параметров технических устройств.

4. Целью технических наук представляется выявление закономерностей эксплуатации, изготовления и конструирования технического объекта, разработка методов, норм, правил и принципов проектирования технических средств и систем.

5. Основными особенностями технического знания являются: во-первых, его конструктивно-проективный характер – технические науки не отражают мир, а его конструируют и проектируют, во-вторых, синтетичность и, в-третьих, практичность.

6. К наиболее специфичным методам технических наук относят следующие: комбинационно-синтезирующий метод, метод приближённых вычислений, моделирование, метод проб и ошибок, метод идеализации

7. Выделяют три основных вида инженерно-технической деятельности: изобретательство, конструирование и проектирование.

Мы рассмотрели основные проблемы философии техники, в частности, зафиксировали ее сущность, выявили два основных подхода в философском осмыслении техники, отметили этапы развития техники. Также мы изучили специфику технического познания и эксплицировали основные методы технических наук. На этом мы заканчиваем изучение гносеологии и переходим к новому разделу – социальной философии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧТЕНИЮ ЛЕКЦИИ
При подготовке к чтению лекции по теме «Техника как предмет философского осмысления. Специфика познания в технических науках» необходимо проанализировать рабочую программу дисциплины по соответствующей специальности (направлению), проверить и дополнить презентацию, изучить имеющуюся в библиотеке учебную и учебно-методическую литературу, подобрать примеры из истории техники, мысленно продумать последовательность изложения вопросов и подвопросов, их связь с презентацией, имеющейся учебно-методической литературой и направлением подготовки обучающихся.
Во вступительном слове: изложить актуальность темы лекции, ее цели и задачи, связать с предыдущей темой, напомнить о важности аккуратного ведения конспекта. В первом учебном вопросе: следует сначала кратко рассмотреть вопрос о становлении философии техники, рассказать о деятельности Э.Каппа и П.Энгельмейера, затем обозначить круг проблем, изучаемых философией техники, после чего перейти к освещению важнейших из них, включая специфику двух подходов в философском осмыслении техники, сущность и предназначение техники, виды техники и этапы ее развития. Во втором учебном вопросе: необходимо вначале напомнить, что мы находимся в техническом вузе, о важности для будущего инженера понимать специфические особенности технического знания, понимать своеобразие его методов, после чего кратко охарактеризовать сущность и специфику научно-технического познания, методы технических наук и этапы технического творчества.
ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:1. Липский В.Н., Бабин Ю.М., Киричек А.В., Филатова Г.А. Философия. Практикум: Учебно-методическое пособие. – М.: АГПС, 2014. 2. Философия. Тематический план. Планы семинарских занятий для курсантов, обучающихся по программе специалитета по специальности «Пожарная безопасность» (5 лет очно) / Сост.: А. В. Киричек. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. 3. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 300-304, 361-364. 4. Злотников Ю. Я. Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993.
б) дополнительная:5. Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1958. 6. Григорьева М. П. Отечественные паровозы: история создания и совершенствования, конструкционные и эксплуатационные особенности // в сб.: Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 3-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. 7. Гришин В. С. Пожарные автомобили: краткая история создания и совершенствования // в сб.: Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 4-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. 8. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1981. 9. Митчем К. Что такое философия техники? – М.: Аспект Пресс, 1995. 10. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. 11. Философия науки и техники (Учебное пособие // В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов), М., 1995. 12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
в) нормативная:13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (http://минобрнауки.рф/документы/2974) 14. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (http://минобрнауки.рф/документы/2257) 15. Путин В.В. Поздравление сотрудникам МЧС с профессиональным праздником (http://www.kremlin.ru/news/19928) 16. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (http://минобрнауки.рф/документы/2257) 17. Указ Президента России от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (http://минобрнауки.рф/документы/359)
г) справочная:18. Философский энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2011.
доцент кафедры философии, канд. философ. наук, доцент
(должность, ученые степень и звание автора лекции) полковник внутренней службы ________________Киричек А.В.
(специальное звание, подпись, инициалы и фамилия)
(Дата)

[1] По мнению Карла Митчема, современного американского философа, именно проблема моральной ответственности инженеров и техников является наиболее важной проблемой, изучаемой философией техники.

[2] По-видимому, более корректно говорить не о человеке и обществе, а о различных субъектах деятельности, ведь, как отмечалось в самом начале лекции, техника есть даже у насекомых, хотя они и применяют её, скорей всего, неосознанно, инстинктивно.

[4] Статья «Техника» // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М., 2004 (на DVD).

[5] Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., Политиздат, 1991, с. 118. По мнению Ясперса, о технике планомерных действий можно говорить с известной долей условности, только по аналогии с вышеуказанным основным пониманием техники.

[6] Ясперс К. Указ. соч. с. 115. Это определение отчасти расходится с мнением Ясперса о том, что о технике планомерных действий можно говорить лишь по аналогии.

[7] Волков Г.Н. статья «Техника» // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989, с. 654.

[8] Ясперс К. Указ. соч. с.115.

[9] Ясперс К. Указ. соч. с.117.

[10] «Основное назначение техники — облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья» / Статья «Техника» // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М., 2004 (на DVD)

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *