Что относится к техническим средствам досмотра применяемым в аэропортах

Глава 8. Технические средства (оборудование) и системы обеспечения безопасност

Глава 8
Технические средства (оборудование) и системы обеспечения безопасности

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

193. Технические средства, используемые с целью обеспечения авиационной безопасности, независимо от страны-производителя, на основании «Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969, должны пройти обязательную сертификацию на соответствие установленным требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности.

194. Первичную установку, монтаж и испытание инженерно-технических средств досмотра на рабочих местах в пунктах досмотра производят технические специалисты организаций и фирм-поставщиков технических средств досмотра по договорам поставки. Дальнейшее техническое обслуживание инженерно-технических средств досмотра осуществляют технические специалисты аэропорта, имеющие соответствующую квалификацию и допуск.

Поддержание постоянной работоспособности технических средств досмотра и оборудования в зонах контроля (пунктах досмотра), их эксплуатация осуществляются специально подготовленными сотрудниками САБ.

195. Администрация аэропорта, обслуживающего воздушные суда гражданской авиации, устанавливает технические средства защиты от проникновения в контролируемую зону и на объекты аэропорта, а также оборудует пункты досмотра техническими и иными средствами, в том числе аварийным освещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, видеонаблюдением и несёт ответственность за создание условий по обеспечению надежного функционирования этих средств.

196. Программы обеспечения авиационной безопасности аэропортов, авиакомпаний, иных пользователей, эксплуатирующих оборудование, должны содержать подробное описание типов, количества и мест расположения оборудования, используемого для реализации превентивных мер обеспечения авиационной безопасности.

197. В целях обеспечения авиационной безопасности применяются следующие технические средства досмотра:

переносные интроскопы с телевизионным или твердотельным приемником (для идентификации неопознанных предметов на борту воздушного судна и в контролируемой зоне без вскрытия и смещения предмета исследования);

сканеры персонального досмотра, которые могут применяться в качестве альтернативы ручному (контактному) и личному досмотру пассажира;

стационарные и переносные металлоискатели (для выявления металлических предметов);

аппаратура для обнаружения взрывчатых веществ и опасных жидкостей.

198. В целях обеспечения авиационной безопасности применяются инженерно-технические системы, осуществляющие организационно-технических мероприятий для:

выявления случаев проникновения в контролируемую зону аэропорта посредством охранной сигнализации по периметру;

выявления случаев проникновения на объекты инфраструктуры аэропорта посредством охранной сигнализации на объекте;

выявления случаев проникновения в контролируемую зону аэропорта посредством телевизионной системы оперативного наблюдения;

обезвреживания взрывоопасных предметов и веществ с использованием защитных укрытий с насыпью, транспортных средств для перевозки взрывоопасных предметов и веществ, а также специальных устройств для их локализации и уничтожения;

фиксации абонентского номера телефона, с которого поступило телефонное сообщение об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

обеспечения необходимыми видами электросвязи, в том числе и прямой связи с диспетчером службы организации пассажирских перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительными органами.

199. Требование в отношении регулировки и настройки чувствительности оборудования состоит в том, чтобы независимо от места размещения каждая единица действующего оборудования для обеспечения безопасности была отрегулирована и настроена для работы в соответствии с заранее установленными стандартами. Такая регулировка и настройка чувствительности в основном касается досмотрового оборудования, в частности, детекторов металла, используемых для осуществления контроля в отношении физических лиц при входе в здание аэровокзального комплекса, на контрольно-пропускных пунктах и в пунктах досмотра пассажиров, и должна содержать требования к установке чувствительности оборудования в нормальных условиях (при действующем уровне безопасности) с учетом того, что должно обнаруживаться, и увеличению чувствительности при повышении уровня угрозы.

200. Установление исходных порогов срабатывания сигнализации, т.е. момента срабатывания сигнализации оборудования осуществляется на основе испытаний работоспособности детекторов металла на местах с использованием утвержденных испытательных образцов (тест-объектов), имитирующих предметы, подлежащие обнаружению.

201. Исходя из анализа степени риска и уровня угрозы, а также с учетом технических характеристик арочных детекторов металла при их обслуживании и тестировании устанавливаются следующие настройки:

Места установки (размещения) и уровень настройки арочных металлодетекторов

Входы в здание АВК

Пункты досмотра пассажиров

Уровень настройки 3

Уровень настройки 3

Уровень настройки 4

Уровень настройки 4

Уровень настройки 4

Уровень настройки 5

Уровень настройки 5

Уровень настройки 5

Уровень настройки 5

202. Для настройки и ежедневных проверочных испытаний (тестирования) арочных детекторов металла, как правило, используется тест-объект ТСМО N ФГИМ 411499.004 СБ. Ежедневные проверочные испытания (тестирование) и настройки арочных детекторов металла осуществляются с учётом утверждённых программ детектирования для соответствующих модификаций детекторов металла, которые определены в программе авиационной безопасности аэропортов, авиакомпаний, иных пользователей.

203. Проверка работоспособности рентгено-телевизионных систем безопасности (стационарных интроскопов), их настройка и регулировка осуществляется с использованием утвержденных испытательных образцов (тест-объектов), позволяющих определить обнаружительную, различающую, проникающую, разрешающую способности и линейность проникающей способности интроскопа для малых толщин.

204. Для настройки и ежедневных проверочных испытаний (тестирования) рентгено-телевизионных систем безопасности (стационарных интроскопов), используется тест-объект ТРТИ.

205. Система обнаружения взрывчатых веществ должна выполнять самотестирование при её включении и должна выдавать сигнал в случае необходимости последующей регулировки или калибровки.

Испытания систем обнаружения взрывчатых веществ должны производиться ежедневно, после включения оборудования (или после периода времени, когда оно не использовалось), и до того, как данное оборудование будет использоваться для досмотра.

Для проверки используются тестовые образцы, отдельно паров и частиц взрывчатых веществ, предоставленные заводом-изготовителем. Образцы должны использоваться только в течение срока действия, определенного производителем (указанном на упаковке).

206. Администрации аэропорта, авиакомпаний, иные пользователи, эксплуатирующие оборудование для обеспечения безопасности, обязаны обеспечить проведение проверок (настроек) технических средств досмотра, а также, исходя из оценки степени риска и уровня угрозы, и с учётом технических характеристик арочных детекторов металла установить при их настройке соответствующий уровень чувствительности с письменным отражением этого уровня в соответствующих документах по эксплуатации технических средств досмотра.

Эксплуатация и техническое обслуживание

207. Все используемое для обеспечения безопасности оборудование эксплуатируется в соответствии с рекомендациями изготовителей и установленными стандартными эксплуатационными процедурами, содержащимися в программе безопасности аэропорта, авиакомпании или пользователей оборудования.

208. Администрации аэропорта, авиакомпаний, иные пользователи, эксплуатирующие оборудование для обеспечения безопасности, разрабатывают графики его профилактического технического обслуживания, настройки и регулировки, ремонта в целях поддержания оптимальной эффективности работы такого оборудования.

Цель технического обслуживания оборудования заключается в поддержании эксплуатационной целостности и обеспечении постоянного уровня рабочих характеристик этого оборудования, способного эффективно выявлять предметы и вещества, запрещенные для перевозки на гражданских воздушных судах.

209. Техническое обслуживание, ремонт, настройка и регулировка эксплуатирующего оборудование для обеспечения безопасности осуществляется квалифицированным техническим персоналом.

210. Результаты ежедневных проверочных испытаний (тестирования) технических средств досмотра с использованием тест-объектов отражаются в регистрационных таблицах ежедневной проверки досмотрового оборудования и в журнале регистрации результатов ежедневной проверки досмотрового оборудования.

211. Указанная документация может быть затребована полномочным органом в области гражданской авиации в целях осуществления контроля.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Средства досмотра багажа

Применяемые в сфере обеспечения безопасности полетов в авиации и на других видах транспорта средства досмотра багажа представляют собой современные комплексы оборудования, ориентированные на эксплуатацию в непрерывном режиме. С их помощью удается сохранить высокую пропускную способность аэровокзалов и других узлов, требующих соблюдения повышенных мер контроля за провозом потенциально опасных предметов и веществ. Основное внимание уделяется именно воздушному транспорту, поскольку здесь встают вопросы международной безопасности. Именно поэтому технические средства постоянно совершенствуются, позволяя пассажирам и персоналу избежать долгого и сложного ручного досмотра. Вместо него используются современные методы контроля, основанные на технологии рентгеноскопического исследования.

Основная классификация и особенности оборудования

К средствам досмотра личных вещей и багажа сегодня относят сразу несколько типов оборудования. Некоторые из них имеют узкую специфику, ориентированы на выявление запрещенных к провозу или опасных веществ — взрывчатых, наркотических, токсичных. Остальные имеют более общую специализацию. Основная классификация включает:

· установки для контроля уровня радиационного излучения;

· системы телеметрии и визуального осмотра;

· интроскопы для рентгеновского досмотра багажа и пассажиров.

В каждой подгруппе используется оборудование, имеющее свои конструктивные и технические особенности, принципы работы. В России к применению разрешены только досмотровые системы, имеющие соответствующий сертификат, подтверждающий их соответствие действующим стандартам. Оборудование, прошедшее такую проверку, должно соответствовать следующим критериям:

· обеспечивать высокую пропускную способность;

· поддерживать длительную непрерывную работу;

· гарантировать минимальное нанесение возможного вреда объекту контроля;

· иметь высокую скорость и точность детекции;

· исключать возможное ложное срабатывание из-за внешних помех;

· занимать как можно меньше места на территории объекта.

Именно эти факторы сегодня являются основополагающими при выборе систем досмотра багажа и ручной клади для коммерческого и частного использования.

Классификация по методам детекции

По принципу своей работы технические средства досмотра багажа могут подразделяться на:

1. Использующие физические методы контроля. Они применяются при проверке грузов, почты, бортовых припасов, а также провозящихся гражданами личных вещей. Представлены в виде аппаратных комплексов и средств индивидуального применения.

2. Стационарные рентгено-телевизионные (интроскопы). Они используют для детекции данные, получаемые в виде теневого изображения объектов после просвечивания в установке. Обработка информации сочетает в себе работу программных и аппаратных компонентов. Представлены в виде комплекса оборудования, совмещенного с лентой транспортера, по которой движется багаж.

3. Томографические. Они используют в своей работе принцип магнитно-резонансной томографии, позволяющий выявлять жидкие вещества и металлы в багаже и ручной клади пассажиров.

4. Переносные интроскопы. Мобильные установки, оснащенные твердотельным или телевизионным принимающим элементом. Они необходимы для проверки оставленного и забытого багажа, предметов ручной клади в зоне аэропортов или на борту самолета без их смещения и контактного досмотра.

5. Аппаратные металлодетекторы и оборудование для проверки взрывчатых веществ. Могут быть стационарными (рамки) и портативными, применяемыми при более тщательном досмотре. Как правило, они универсальны, поскольку используют методы физического контроля, без применения рентгеновского излучения.В некоторых случаях такие средства входят в состав комплекса стационарного интроскопа.

6. Одноракурсные и многоракурсные системы. Вторые намного точнее определяют не только теневые очертания предметов и объектов, поскольку обеспечивают контроль сразу с нескольких позиций, создают объемное изображение.

Каждая из этих групп оборудования выполняет свои функции. Одни средства рассчитаны на оперативное распознавание металлов и конкретных веществ. Другие позволяют анализировать и контролировать соответствие провозящихся предметов нормам безопасности в комплексе, без значительных потерь времени. В этом современные стационарные установки значительно превосходят свои мобильные аналоги.

Функциональные особенности средств для досмотра багажа и ручной клади

Большая часть процессов досмотра в аэропортах и таможенных терминалах сегодня хорошо знакома большинству пассажиров. Повышение мер безопасности при международных перелетах привело к совершенствованию методов контроля. Современные технологии, используемые в этой сфере, доставляют минимальные удобства, позволяют существенно повысить скорость работы сотрудников. Чтобы разобраться в том, для каких целей служат средства досмотра багажа и ручной клади, стоит более внимательно рассмотреть их функциональные возможности и особенности.

Интроскопы

Под этим названием скрываются рентгеновские системы досмотра, пригодные для контроля багажа, ручной клади, крупногабаритных грузов. Они представляют собой изолированную защитным экраном камеру, куда по ленте транспортера поступают объекты, подлежащие исследованию. Кратковременное облучение позволяет избежать негативного влияния на багаж и ручную кладь пассажиров. При этом по эффективности и точности контроля интроскопы превосходят все другие варианты техники. Среди их особенностей можно отметить:

1. Возможность построения двухмерных или многомерных проекций предметов.

2. Цветовую классификацию объектов с разной атомной массой.

4. Высокую скорость и точность работы. Досмотр 1 объекта занимает минимум времени, благодаря автоматизации процесса.

5. Отсутствие ограничений по продолжительности непрерывной эксплуатации.

Металлодетекторы

Детекторы радиационного контроля

Они не менее важны, поскольку попытки провезти ядерные элементы на борту воздушного судна могут представлять серьезную угрозу для жизни и здоровья большого количества людей. Здесь применяют пешеходные мониторы и детекторы, встроенные в рамки металлоискателей. В комплексных системах досмотра багажа они не используются. При выявлении следов излучения проводится дополнительная проверка ручной клади и личных вещей.

Газоанализаторы

Эти приборы могут быть представлены в виде портативных элементов или входить в комплекс оборудования, используемого на территории транспортного узла, зоны таможенного досмотра. Они предназначены для выявления взрывчатых веществ, в том числе в сверхмалых дозах. Забор проб осуществляется при помощи потока воздуха, процесс проверки занимает секунды. За это время прибор сверяет полученные данные с химическим составом наиболее распространенных веществ.

Газоанализаторы редко используются отдельно от других средств контроля. Чаще всего их устанавливают вместе с металлодетекторами и другими элементами досмотра, исключая любые неудобства для добросовестных пассажиров. В этом случае большая часть процедур проверки проходит незаметно, без прекращения движения людей, более пристальное внимание уделяется лишь объектам, имеющим показатели, отличные от нормативных.

Не только багаж: универсальные досмотровые установки

Помимо пассажирской авиации, практика контроля за провозом потенциально опасных предметов и веществ введена и в сфере грузовых перевозок. Здесь используются специальные виды досмотров на воздушном транспорте, позволяющие тщательно проверить не только сами объекты контроля, но и тару, в которой они отправляются. В первую очередь — это интроскопы, через которые на ленте транспортера проходит груз. Конечно, технические средства досмотра транспорта имеют более крупные габариты, но принципы их работы абсолютно идентичны тем, что применяются при проверке ручной клади.

Рентгенотелевизионные установки, используемые для контроля, представляют собой системы, позволяющие без повреждения упаковки или пломбировки выявить наличие или отсутствие нарушений, установленных требованиями безопасности. Мобильные устройства для досмотра груза и багажа могут использоваться даже в полевых условиях, их применяют в экстренных ситуациях или в случае временного увеличения пассажиропотока. Часто здесь применяются компоненты, работающие по технологии обратного рассеивания, комбинирующие и проникающие, и отраженные лучи. Получение данных от таких комплексов становится более точным, особенно когда речь идет об органических соединениях и контрабанде растительного сырья.

Стоит учесть, что помимо увеличенных габаритов тоннеля, через который проходит проверка, средства для проверки грузов имеют и другие значимые отличия. В них используется наземная лента транспортера, облегчающая погрузку, установлены более мощные излучатели, позволяющие сделать досмотр эффективным. Чаще всего такие комплексы формируют не двухмерное изображение, а объемную проекцию, существенно облегчающую идентификацию предметов на экране телемонитора.

Важные моменты в эксплуатации средств для досмотра багажа и ручной клади

Существуют определенные требования, которым должны соответствовать средства для досмотра, применяемые при исследовании ручной клади и багажа. Они установлены стандартом ГОСТ Р 55249-2012. Именно он определяет, какой вид излучения применяется для досмотра багажа, а также нормирует продолжительность и интенсивность воздействия. Так, на расстоянии в 5 см от корпуса оборудования для рентгеноскопического исследования мощность излучения не превышает 0,03 мкР/с, что соответствует стандартному фону любой улицы современного мегаполиса. Фактически это означает, что современные интроскопы не более опасны для багажа и пассажиров, чем воздух на территории аэровокзала.

Важно также учесть, что современные установки для рентгеновского контроля не оказывают влияния на фотоматериалы, чувствительность которых достигает 1600 ед. Если в багаже находится пленка с более высокой чувствительностью, о ее наличии следует предупреждать сотрудников службы досмотра заранее.

Источник

Что относится к техническим средствам досмотра применяемым в аэропортах

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЭРОПОРТЫ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДОСМОТРА

Общие технические требования

Air transport. Airports. Technical means for screening. General technical requirements

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1341-ст

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.

1 Область применения

Стандарт устанавливает общие технические требования к техническим средствам досмотра. Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые средства досмотра, предназначенные для использования в аэропортах гражданской авиации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 7512 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ Р 51635 Мониторы радиационные ядерных материалов. Общие технические условия

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 технические средства досмотра пассажира: Аппаратные средства и комплексы, работающие на различных физических принципах, предназначенные для досмотра людей.

3.1.2 технические средства досмотра ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов: Аппаратные средства и комплексы, работающие на различных физических принципах, предназначенные для досмотра ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов.

3.1.3 рентгено-телевизионные стационарные интроскопы: Устройства для контроля ручной клади, багажа, почты и груза по теневому изображению их внутреннего содержания на экране телемонитора.

3.1.4 переносные рентгеновские интроскопы: Устройства с телевизионным или твердотельным приемником для идентификации неопознанных объектов на борту воздушного судна и в контролируемой зоне аэропорта без вскрытия и смещения объекта исследования.

3.1.5 стационарные металлоискатели: Устройства арочного типа для выявления металлических предметов, размещенных в одежде и на теле человека.

3.1.6 портативные (ручные) металлоискатели: Устройства для повторного досмотра человека в целях обнаружения более точного места нахождения металлических предметов, зарегистрированных стационарным металлоискателем.

3.1.7 оборудование для обнаружения взрывчатых веществ: Аппаратные средства, работающие на различных физических принципах, предназначенные для досмотра людей, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

4 Классификация технических средств досмотра

4.1 Общие положения

4.2 Технические средства досмотра пассажира

4.2.1 Автоматизированный комплекс радиационного контроля.

4.2.2 Ручной радиометр-дозиметр (РРД).

4.2.3 Стационарный металлодетектор арочного типа.

4.2.4 Ручной металлоискатель.

4.2.6 Переносной газоанализатор.

4.3 Технические средства досмотра ручной клади

4.3.1 Автоматизированный комплекс радиационного контроля.

4.3.2 Ручной радиометр-дозиметр (РРД).

4.3.3 Одноракурсный рентгено-телевизионный интроскоп.

* Конкретный тип аппаратуры определяется субъектом транспортной инфраструктуры по результатам проектно-изыскательских работ по оборудованию досмотровых участков.

— установка обнаружения ВВ на основе ядерной квадрупольной резонансной спектрометрии (ЯКР-спектрометрии);

— многоракурсный рентгенотелевизионный интроскоп;

— установка нейтронно-радиационного анализа.

4.3.5 Стационарная многоракурсная рентгеновская установка конвейерного типа для контроля ручной клади авиапассажиров (СМРУ-РК).

4.3.6 Томографическая система для контроля ручной клади авиапассажиров (ТМС-РК).

4.3.7 Переносной газоанализатор.

4.4 Технические средства досмотра багажа

4.4.1 Автоматизированный комплекс радиационного контроля.

4.4.2 Автоматизированный аппаратно-программный комплекс контроля багажа авиапассажиров (ААПК-Б) в составе*:

* Конкретный тип аппаратуры определяется субъектом транспортной инфраструктуры по результатам проектно-изыскательских работ по оборудованию досмотровых участков.

— высокоскоростной многоракурсный рентгеновский интроскоп (ВРТИ);

— рентгеновская установка для углубленного досмотра;

— установка зондирования быстрыми нейтронами;

— установка обнаружения ВВ на основе ядерной квадрупольной резонансной спектрометрии.

4.4.3 Автоматизированная комплексная высокоскоростная система контроля багажа авиапассажиров (АКВСК-Б) в составе:

— конвейерный высокоскоростной рентгенотелевизионный интроскоп (ВРТИ);

— конвейерная высокопроизводительная нейтронно-радиационная установка с использованием тепловых нейтронов.

4.4.4 Томографическая система для досмотра багажа*.

* Конкретный тип аппаратуры определяется субъектом транспортной инфраструктуры по результатам проектно-изыскательских работ по оборудованию досмотровых участков.

4.4.5 Переносной газоанализатор.

4.5 Технические средства досмотра автотранспортных средств и грузов, в том числе бортового питания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *