Что относится к строительным отходам
Что является строительным мусором и как его утилизировать
Строительный мусор – это битый кирпич, старая кафельная плитка, куски бетона, штукатурка, обрывки обоев, старый линолеум, двери, прочие обрезки и остатки стройматериалов. Также к нему относятся продукты сноса, капитального ремонта, реноваций, реставрации, реконструкции сооружений.
Вступившие в нашей стране в силу новые правила обращения с отходами привели к значительным изменениям в отрасли. Важным изменением для граждан стало выделение строительного мусора из состава ТКО. В результате этой реформы после ремонта квартиры, дома или дачи его нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры.
Чем различаются строительный мусор и ТБО
Бытовые отходы это всё то, что остаётся после использования человеком в повседневной жизни. Например, это бумага, пластиковые бутылки, трикотажные изделия, мебель, электроника, пищевые остатки.
Строительные отходы – это остатки, которые образуются после строительства объектов недвижимости, разрушения старых зданий, построек, объектов, проведения косметического и капитального ремонта помещений.
Его основное отличие от ТКО – более однородный состав. Это облегчает сортировку и переработку.
Классификация строительных отходов
Согласно Федеральному классификационному каталогу ФККО, утверждённому Приказом Росприроднадзора № 242 от 22 мая 2017 год (с изменениями по состоянию на ноябрь 2019 г.) остатки после строительных и ремонтных работ относятся к 8-му:
Классификация по степени опасности
Все остатки, образующиеся при строительстве и ремонте, относятся к разным классам опасности:
К первым двум категориям относятся высокоопасные и чрезвычайно опасные виды, образующиеся при промышленном, а не при строительном производстве. Тем не менее, отходы при демонтаже объектов химических и радиоактивных производств также относятся к этой группе.
К третьей группе собраны растворители, лакокрасочные материалы, электрические провода, утратившие свои свойства и являющиеся умеренно опасными.
Строительный мусор, относящийся к четвёртому и пятому классу, является самыми безопасными в осуществляемой деятельности. Сюда относятся и отходы ремонта квартир, домов, коттеджей, садовых построек. К этому классу также относятся ТКО.
Грузовая классификация
Для транспортировки строительных отходов подразделяются:
Правила работы с отходами ремонта и строительства
Порядок сбора, длительного хранения, вывоза, последующей утилизации образующегося строительного мусора оговорён в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Также для этого используется уже упомянутый Федеральный классификационный каталог (ФККО), структурированный по видам и сгруппированным в блоки.
Можно выделить несколько этапов обращения с отходами:
Сбор и упаковка строительного мусора
Образующиеся отходы упаковываются, аккуратно складываются в ёмкость, убираются в отведённое место.
Перечень распространённых видов первичной упаковки:
Хранение отходов до транспортировки
Обычный мусор на стройплощадке может храниться в мешках, изготовленных из прочных материалов выдерживающих большую нагрузку. Затем он должен быть быстро погружен в предоставленный транспорт для вывоза с территории.
Для хранения организуются специальные площадки, складские помещения, бункеры или большие контейнеры. Опасные отходы хранятся отдельно, с регулярным контролем концентрации вредных веществ, находящихся в окружающем воздухе.
Таблица усредненной плотности некоторых материалов:
Бетон | 2,4 т/м3 |
Железобетон | 2,5 т/м3 |
Обломки кирпича, кафеля, керамической плитки | 1,8 т/м3 |
Остатки деревянных конструкций | 600 кг/м3 |
Разный строительный мусор | 1200 кг/м3 |
Соблюдение правил хранения становится гарантией сохранности природы, здоровья людей, отсутствия штрафов и иных наказаний.
Вывоз
Учитывая нормы законодательства, в частности ФЗ №99 от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», самым лучшим способом быстрого избавления от накопленных отходов становится обращение к компании-перевозчику. За услуги по вывозу мусора придётся заплатить, но это позволит избавиться от лишних хлопот.
Вывозом может заниматься только компания, имеющая лицензию для размещения на участок хранения до переработки.
При долгосрочном сотрудничестве клиенту предоставляются специальные бункеры необходимого объёма, в дальнейшем вывозимые компанией-исполнителем. Клиент должен только правильно складировать мусор.
Также избавление от залежей ненужных материалов возможно следующими способами:
Утилизация и переработка
Утилизация происходит путём сжигания под воздействием высоких температур. Но самым простым и экономным вариантом является захоронение, выполняемое на отведённых территориях – полигонах и карьерах. Но такой способ наносит больший вред окружающей среде.
Кроме того, строительный мусор может быть переработан на специализированных заводах для дальнейшего применения. В нашей стране такой способ пока находится в стадии зарождения.
Строительный мусор может быть переработан с помощью специального оборудования непосредственно на месте работ. Тем самым, часть отходов может превратиться в необходимое вторсырьё. Такие решения приносят ощутимую выгоду с точки зрения экологии и экономически.
Ресайклинг
Ресайклингом называется переработка с повторным применением. В результате этой процедуры происходит полная или частичная замена переработанного мусора.
В строительной отрасли он чаще всего заключается в переработке бетона и железобетона остающихся в большом количестве при сносе недвижимых объектов, а также асфальтового покрытия при ремонте дорожного полотна.
Штрафные санкции за несанкционированное складирование
Размещать мусор после ремонта и проведения строительных работ на контейнерных площадках или в контейнерах для ТКО запрещено. За неправильную утилизацию строительных отходов граждане и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности и оштрафованы. За нарушение грозит штраф до трёх тысяч рублей для физических лиц, а компании в этом случае будут оштрафованы на сумму до ста тысяч рублей.
Какие мешки подходят для сбора строительного мусора — описание, виды
Расчет веса строительного мусора в 1 м3 с помощью таблицы для демонтажа
Отходы 5 класса опасности — перечень и способы утилизации
Классификация отходов 1-5 класса опасности — перечень и таблица
Вывоз крупногабаритных отходов — куда выбрасывать такой мусор
Педальное ведро с утопителем для отходов класса Б
Строительные отходы
В 2021 году в России стартовал второй этап мусорной реформы. Первый затрагивал преимущественно обращение с твердыми бытовыми отходами. Теперь речь идет о правильном сборе, хранении, вывозе и утилизации строительного мусора.
К этой группе относят все отходы, образующиеся в процессе собственно возведения зданий и их сноса. Также строительными отходами считается грунт, вынимаемый из котлованов и траншей перед закладкой фундаментов. Появилась даже новая аббревиатура — ОССиГ.
В Москве уже заработала электронная система, предназначенная для регулирования всех процессов, связанных с образованием, перемещением и переработкой строительного мусора. Предполагается, что впоследствии подобные сервисы будут созданы во всех регионах страны. Цель — формирование условий, при которых строительный мусор не будут вывозить на обычные контейнерные площадки или на незаконные свалки.
Классификация строй отходов
Отходы строительства можно классифицировать по нескольким признакам: состоянию, классу опасности, габаритам. Эти параметры необходимо учитывать при выборе тары для сбора и временного размещения, способов переработки.
В зависимости от агрегатного состояния отходы относят к одной из следующих групп:
Твердые отходы образуются преимущественно в процессе сноса, демонтажа зданий или их частей. Сыпучие — на этапе подготовки к строительству, жидкие — при проведении ремонта или отделки помещений.
Следующий вариант классификации предполагает разделение на следующие подвиды:
Классы опасности
Формально мусор представляет собой непригодные для дальнейшего использования стройматериалы. Они разбиты, измельчены, перемешаны с почвой или иными компонентами.
Но эти материалы произведены в разное время, по различным технологиям, могут содержать вредные для человека компоненты, в том числе тяжелые металлы. К тому же на их обезвреживание в естественных условиях могут потребоваться десятилетия. Некоторые компоненты вообще не должны контактировать с грунтом или водой из-за вероятности заражения последних.
В соответствии с действующим законодательством строительные отходы относят к одному из следующих классов:
Важный момент! Большая часть строительных отходов относится к 4, 5-му классам опасности. Они разлагаются в течение достаточно короткого промежутка времени без дополнительного участия со стороны человека. Но есть и компоненты, которые не должны попадать на обычные полигоны для ТБО.
Действующее законодательство предусматривает, что уже непосредственно на строительной площадке необходимо отделять:
Эти виды отходов требуют особых условий хранения. В тоже время существенную часть мусора можно и нужно сдавать на переработку для повторного использования. Это относится к бумаге, картону, текстилю, металлолому, древесине, отдельным видам пластика. В большинстве городов уже работают специальные пункты для приема перечисленных видов отходов. Это — еще одна возможность сократить размеры свалок и одновременно обеспечивать многие предприятия дешевым сырьем для производства бумаги, картона, обоев.
Обращение со строительными отходами
Мусорная реформа в России затрагивает все вопросы обращения с мусором. Чтобы не получать предписания о штрафах, необходимо соблюдать законодательные предписания.
Упаковка
Для сбора отходов разрешается использовать:
Цель упаковки — предотвращение распространения ОССиГ как по стройплощадке, так и по прилегающей территории.
Транспортировка
В данном вопросе следует обратить внимание на опыт Москвы и Московской области. Здесь заработала система АИС ОССиГ. В ней должны регистрироваться и те, кто «производит» мусор, и те, кто его перевозит.
Первые обязаны указывать в системе вес мусора, его класс, место назначения и получать электронный талон на вывоз. Получатель отходов при приемке машины обязан подтвердить эти данные.
К транспортировке допускаются только автомобили, оснащенные передатчиками ГЛОНАСС. Это необходимо, чтобы в любой момент времени проверять расположение ТС. Непосредственно компания-перевозчик должна предварительно получить специальную лицензию и внести в систему данные обо всех своих машинах.
Предполагается, что переход на работу с АИС ОССиГ позволит сократить объемы незаконных свалок. Водители просто не смогут «разгрузиться» в ближайшем лесу или на обочине. Под контроль предполагается взять и стройплощадки. Застройщики не смогут выбрасывать мусор в контейнеры для ТБО.
Утилизация
На данном этапе предстоит выбрать, что делать с отходами. Их можно:
В России пока не так много предприятий, принимающих строительные отходы на переработку. Большая часть хлама остается гнить на свалках.
Чем грозит не соблюдение законодательства?
Контролировать все действия, связанные со сбором, вывозом, утилизацией, призван Росприроднадзор. Его инспекторы следят за тем, чтобы предприятия и организации не выбрасывали строительный хлам в неположенных местах.
Если кто-то не желает соблюдать требования законодательства, его оштрафуют на сумму до 100 тысяч рублей в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наказание за нарушения при осуществлении градостроительной деятельности.
Помимо этого, и частных, и крупных застройщиков могут наказать по ст. 8.2 КоАП РФ. Здесь «выбор» штрафов и иных видов наказаний намного больше. Самое жесткое из них — приостановка деятельности на срок до 90 суток.
Отдельно стоит сказать о ситуациях, когда действия/бездействие отдельных лиц (физических или юридических) стало причиной экологической катастрофы, гибели или отравления людей. Компетентные органы имеют право ходатайствовать о возбуждении уголовного дела. Максимальное наказание в этом случае — заключение на срок до 5 лет.
Строительный мусор класс опасности
Строительные работы всегда сопровождаются образованием огромного количества отходов. В результате демонтажа здания, перекрытий, старых оконных и дверных конструкций, напольного и настенного покрытия на объекте появляются тонны хлама, от которого нужно оперативно избавиться во избежание административных штрафов.
Выбрасывать обрезки труб, гипсокартонных листов, краску и цементные смеси в дворовые контейнеры запрещается. Существуют утвержденные законом требования к обращению с отходами. Они основываются на общих принципах работы с тем классом, к которому относится мусор строительный.
Из чего состоит строительный мусора
Новые правила работы с отходами привели к существенным изменениям в отрасли. Согласно принятым постановлениям, строительный сор не относится к ТКО, поэтому его нельзя выбрасывать в установленные на контейнерных площадках многоквартирных домов бункеры. В данной категории оказались различные наименования:
Важно! В отличие от ТБО, строительные отходы характеризуются более однородным составом. Это значительно облегчает их сортировку, упаковку и последующую переработку.
Общая классификация по уровню опасности
Разработаны специальные нормативные документы, где прописано, к какой группе относятся конкретные загрязнители экологической среды. Действующая классификация описывает 5 классов опасности. Чем выше уровень, тем меньший урон природе наносят причисленные к нему отходы. К какому классу относится строительный мусор? Это зависит от его вида.
Материалы, не подверженные разложению в течение нескольких столетий. Сюда причисляют древесные пропитки, полимерные покрытия, химические соединения. Чаще всего это высокоопасные отходы, которые образовались в процессе промышленного производства или при демонтаже объектов радиоактивных и химических.
Для разложения таких загрязнителей требуется не менее 50 лет. Они наносят меньший вред экологии, но должны быть утилизированы по особым правилам. Обычно это газообразующие смеси или материалы, имеющие в составе вредные вещества, например, свинец или ртуть.
Для восстановления экосистемы после воздействия сора данного класса понадобится до 25-30 лет. Строительный мусор III класса опасности включает потерявшие свои первоначальные свойства материалы: электрические провода, кабели, химические растворители, лакокрасочные составы.
Большая часть строительных отходов входят в IV класс мусора. Срок их разложения составляет около 3 лет. В перечень включены: бумажно-картонные остатки, древесные опилки и обрезки от древесно-стружечных плит, бетонная и гипсовая пыль, асфальтные материалы, металлическая стружка.
Характеризуются максимальной безопасностью для окружающей среды. Это изделия из натуральной древесины, незагрязненная пластмасса, керамика и прочее.
Обратите внимание! Чрезвычайно важно определить, какой класс строительного мусора предстоит транспортировать на полигон. От этого зависит способ его упаковки и перевозки.
Правила обращения с мусором со стройки
Чтобы определить порядок сбора, хранения, транспортировки отработанных материалов для последующей утилизации, необходимо обратиться к ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, правила обращения с ТБО регламентирует Федеральный классификационный каталог, где все отходы четко разделены по блокам и группам.
Для упаковки остатков стройматериалов часто используют большие мешки из полиэтилена или полипропилена. Они подходят для сыпучего хлама, но не рекомендованы к использованию для сбора арматуры, бетонных кусков, обломков деревянных конструкций с острыми углами, способными повредить текстильную тару.
Хранить мусор можно в мешках на специально оборудованных площадках или в складских помещениях. Следует учитывать, что разные по классу опасности отходы от строительных работ нужно складировать отдельно, поскольку некоторые материалы имеют способность к самовозгоранию. Это явление весьма опасное, поэтому при обращении с отходами необходимо не пренебрегать правилами безопасности.
На заметку! Сжигать мусор даже на собственном участке запрещено. Такие действия вредят экологической обстановке, которая и без того неблагоприятная в крупных мегаполисах. Противоправные действия повлекут за собой штрафы и административные наказания.
Транспортировка отходов
Строительный мусор в зависимости от класса груза транспортируют разными способами.
Внимание! Самостоятельно отправить мусорные остатки на полигон для дальнейшей утилизации не получится. Вывезти строительные отходы может только уполномоченная компания, имеющая специальное разрешение на сотрудничество с пунктами переработки.
В зависимости от класса опасности строительного мусора определяется наиболее удобный и безопасный вариант его перевозки. К месту погрузки заказывают Газель, если речь идет о неопасных отходах в полипропиленовых мешках, или спецтехнику – самосвалы или грузовые машины с контейнерами, если перевозят крупногабаритный груз насыпью. Чтобы выбрать подходящий по объему бункер, важно знать усредненную плотность некоторых материалов в 1 кубическом метре:
Способы утилизации
Поскольку строительный сор даже низкого класса опасности представляет угрозу для экологии, его требуется уничтожать правильно. Отработанные стройматериалы утилизируют несколькими способами:
В качестве вторсырья используется бой кирпича, деревянные рамы, стекло, асфальтное покрытие. Особых мер ликвидации мусор IV-V класса опасности не представляет. Сор от III и выше должен утилизироваться профильными предприятиями, поскольку является опасным. Не стоит сжигать пустые емкости от краски или клея, выбрасывать остатки гипсокартона или ДСП в обычные мусоросборочные контейнеры у дома. Этим можно нанести вред не только природе, но и поставить под угрозу здоровье человека.
Важно! Захоронение подходит только для отходов, которые имеют органическое происхождение и отличаются способностью разлагаться за короткий период времени.
Лучший способ избавиться от мусора после ремонта или стройки – обращение за услугами к специализированной компании-перевозчику. В автопарке подрядчика найдется подходящая под конкретную ситуацию спецтехника, организация имеет все необходимые разрешения на работу с полигонами.
Многие компании предоставляют услуги грузчиков, которые не только соберут хлам на территории частного дома или промышленного предприятия, но и осуществят его сортировку по классам опасности, а затем погрузят в контейнер или на борт автомобиля. Цены на работу всегда остаются доступными, несмотря на ее сложность.
Строительный мусор — это какие отходы?
Строительный мусор подлежит утилизации или вторичной переработке. Реализовать процесс можно собственными силами с учетом законодательных норм или путем привлечения специалистов. С целью контроля объемов утиля разработан Регламент.
Что относится к строительным отходам?
В соответствии с санитарными нормами понятие «строительный мусор» – это отходы, возникшие в процессе реконструкции, ремонта, демонтажа сооружений.
Эта деятельность является основным источником материалов, потерявших первоначальные качества. К ним относятся:
С целью надлежащей организации сбора и транспортировки строительные отходы подлежат классификации.
Занимаясь возведением, реконструкцией, сносом здания следует придерживаться не только производственных норм типов работ, но правил вывоза отходов строительства. В ином случае можно встретиться со штрафными взысканиями.
Отличия от ТБО
Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» ТБО — мусор, непригодный к использованию людьми дома для удовлетворения личных и бытовых нужд, а также продукция, лишенная потребительских качеств.
Под строительными отходами понимают утиль, образующийся в следствие:
По закону, в оплату услуг по вывозу ТБО не включается данная категория мусора.
Опасен ли строительный мусор?
До выяснения класса опасности необходимо провести разделение ненужного материала на виды согласно положениям СНиП и ФККО. Следующий этап – определение класса опасности.
Классификация
Классы строительного мусора
Источник возникновения (характеристика)
В зависимости от типа утиля:
По агрегатному состоянию:
По степени горения:
Куда выбрасывать, вывозить?
Даже при вторичном использовании строительного материала остается значительная часть мусора, подлежащая ликвидации. Есть несколько вариантов действий:
Во избежание штрафных санкций следует заранее подумать и определиться со способом транспортировки утиля до начала проведения ремонтных или строительных работ.
Пункты приема
Существует несколько способов направить строительные отходы на переработку с целью вторичного применения. Наиболее используемый материал (из-за больших объемов) — кирпич, бетон, иные железобетонные элементы. Сбор сырья подходит строительным компаниям, т.к. прибыль от переработки небольшого количества не рентабельна.
Строительные отходы принимают на специальных пунктах за жилым массивом, сортируют и дробят, получая щебень. Стоимость продукта значительно ниже рыночной.
Способы утилизации строительного мусора
Важным этапом в проведении строительных работ является выбор технологии утилизации мусора. Отсутствие специальной документации может стать причиной остановки строительства.
К основным способам ликвидации утильсырья относятся:
В век современных технологий при соблюдении юридических определений избежать возникновения строймусора невозможно, и ежегодно полигоны все больше заполняются.
Основные методы утилизации
Сегодня утилизация проводится 3 методами, каждый из них обладает индивидуальными особенностями.
Вывоз и уничтожение материалов требует привлечения специалистов и своевременности согласно нормам законодательства.
Утилизация отходов при строительстве дорог
Из дорожного мусора делают грунтовую смесь. Недорогой механизм регламентирован приказом Роспотребнадзора. Создание предполагает несколько стадий процесса:
Полученное вещество используется в лесной, с/х, дорожной отраслях с разрешения Роспотребнадзора. Юридические и физические лица обязаны знать правила обращения с каждой группой отходов. От ликвидации зависит будущее, поэтому необходимо уменьшение объемов и повторное использование.
Использование строительных отходов
Повторное применение строительных отходов обеспечивает неполноценными материалами, которые дешевле до 70% первоначальной стоимости.
Использованные элементы потребляют при строительстве новых сооружений.
Вторичное сырье не является полноценным материалом, но имеет обширный спектр применения.
Процедура рециклинга обеспечивает превращение хлама в полезный продукт, экономя природные ресурсы.
Развитие отрасли в разных странах
В американских и европейских странах выброс строймусора обходится дорого. Более дешевой процедурой является утилизации. Это способствует стремлению фирм не складировать мусор на полигонах, а применять для производства вторсырья. В будущем использование материалов сокращает затраты, так как цена ниже.
В государствах Северной Европы перерабатывается 90% отходов со стройки. В Германии запрещено размещение стройматериалов на полигонах. Это дало толчок развитию новых технологий в области применения переработанного утиля. Большая часть строительных отходов подлежит возврату в строительную промышленность.
Регламент по обращению со строительным мусором
В РФ утвержден регламент обращения со стройотходами. Существует учет:
Документ предполагает соблюдение правил экологической безопасности с целью защиты экосистемы от негативного воздействия мусора.
Штрафные санкции
Отходы строительных и ремонтных работ запрещено сбрасывать в контейнеры для ТБО. Несоблюдение запрета предполагает применение штрафных санкций.