Что относится к научному знанию
Научное знание: основы
Современное научное знание представляет собой огромную по информационной емкости и своим размерам сверхсложную структуру. Она состоит из различных научных дисциплин, областей знания, уровней, видов и форм научного знания. Несмотря на такое разнообразие, она, едина.
Для начала дадим определение и рассмотрим само понятие. Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.
Области научного знания: математика, логика, естествознание, технические науки, социальные науки, гуманитарные науки.
Структура системы научного знания
Структура научного знания состоит из уровней (видов), методов и форм. Рассмотрим каждый элемент отдельно.
Уровни научного знания
Научное знание рассматривается на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. Оба из них находятся в тесной взаимосвязи, но при этом каждый имеет свою методологию исследования и значимость для науки в целом.
Теоретическое знание
Несмотря на то, что теоретическое знание само по себе редко может полностью объяснить явление, его значение в науке огромно. Существует большое количество теорий (например, теория относительности), которые сделали огромный вклад в развитие этой дисциплины и продвинули ее вперед.
Теоретический уровень знания необходим, потому что на нем эмпирические данные вписываются в определенную систему. Также без определенных теоретических принципов невозможно начать ни один эмпирический эксперимент или исследование.
Суть теоретического знания состоит в том, чтобы описать, объяснить и систематизировать процессы и закономерности, которые выявлены эмпирическим путем, а также попытаться охватить действительность целостно.
Существует три основных метода теоретического знания:
Эмпирическое знание
Эмпирическое знание формируется в результате экспериментов, наблюдений и непосредственного контакта с реальностью. Когда наука опирается на установленные факты, говорят, что эти знания получены эмпирическим (опытным) путем.
При помощи эмпирического знания формулируются эмпирические законы, закономерности и правила, что статистически выводятся из наблюдаемых явлений.
Существует пять основных методов эмпирического знания:
Все эти методы могут использоваться одновременно или последовательно при проверке гипотезы или теории. Информация, полученная при их помощи, подвергается статистической обработке, после которой ученые делают обобщения.
К общелогическим методам относят
Дедукция и индукция широко используются во всех областях научного познания (математика, логика) и играют важную роль при переходе от эмпирического знания к теоретическому.
Выделяют следующие формы (компоненты) эмпирического и теоретического знания:
Проблема развития научного знания
Проблема развития научного знания имеет три главных аспекта:
Считается, что ответы на данные вопросы получить нельзя, если исходить лишь из философского анализа структуры научного сознания. Важным условием является привлечение материала реальной истории науки. Однако, очевидно, что история науки не может говорить сама за себя и что она (впрочем, как и всякий внешний опыт) может быть интерпретирована по-разному.
Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.
Что такое научное познание?
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.
Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.
Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.
Особенности научного познания
Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:
Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.
Уровни научного познания
Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.
1. Эмпирический уровень познания
Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.
Выделяются следующие формы эмпирического познания:
На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:
2. Теоретический уровень познания
На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.
Выделяются следующие формы теоретического познания:
В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:
Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.
Методы научного познания
Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.
К общенаучным методам исследования относятся:
На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.
Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.
Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.
Ключевыми принципами научного познания являются:
Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:
Именно эти принципы и определяют современное научное познание.
Заключение
Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.
Уровни в структуре научного познания
Что такое научное знание
Научное знание — это объективный вид знания, сформированный в результате научной деятельности и отвечающий определенным критериям: однозначность, доказанность, системность, определенность, проверяемость, полезность, открытость к критике, способность к изменению, пересмотру и совершенствованию.
К областям научного знания относятся: математика, естествознание, логика, технические, социальные и гуманитарные науки. Также включает в себя знание о законах природы, общества и мышления.
Представляет собой динамичную когнитивную систему, элементы которой постоянно подвергаются пересмотру и трансформациям. Непрекращающийся процесс уточнения идет на фоне борьбы альтернативных теорий, школ и направлений. Из этого следует, что научное знание открыто для новаций, оригинальных идей и концепций, способных улучшить имеющиеся гипотезы или развенчать устаревшие теории. Плюрализм мнений позволяет на одну и ту же проблему посмотреть с разных сторон, поэтому современной наукой приветствуется многообразие теорий с условием, что они отвечают требованиям научности.
Если знание не соответствует этим критериям, оно считается ненаучным.
Требования к научному знанию
Основные критерии, которым должно соответствовать научное знание:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Структура научного знания
В структуре научного знания выделяют три основных уровня: теоретический, эмпирический и метатеоретический.
Теоретический уровень представляет явления и процессы в форме их внутренних связей, закономерностей, отраженных в научных принципах и теориях. Сущность состоит в том, чтобы рационально-эмпирическим путем описать, объяснить и структурировать процессы, умозаключения, понятия, закономерности и достичь объективной истины во всей ее целостности и определенности.
К приемам теоретического знания относится: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному.
Структурные элементы теоретического знания:
Методы теоретического знания:
Эмпирическое знание формируется в процессе непосредственного взаимодействия исследователя с объектом. Систематизированное собрание таких фактов образуют эмпирическую основу науки. Научное знание формируется при контакте с изучаемым предметом, когда исследователь собирает и обобщает собранные факты, обрабатывает полученную информацию, систематизирует данные и формулирует выводы.
Для этого уровня познания характерны частичность, фрагментарность, вероятностный характер, а цель исследования — поиск законов, закономерностей и правил, которые управляют природными процессами. Методологическую структуру составляют два подуровня: наблюдения и эксперименты, через которые происходит переход от данных к эмпирическим фактам.
Наблюдение — целенаправленный организационный процесс систематического восприятия объекта для его изучения, получения данных о нем и выявления его свойств. Фиксирование данных происходит на уровне чувственных факторов — ощущение, восприятие и представления.
Эксперимент — набор действий и наблюдений, осуществляемых для обнаружения существенных признаков предмета и проверки ложности или истинности гипотезы. От наблюдения отличается тем, что происходит в ходе непосредственного взаимодействия с объектом исследования. Одним из основных требований эксперимента является его воспроизводимость.
Метатеоретический или парадигмальный уровень заключает в себе методологию и философию науки. Термин «парадигма» впервые применил американский историк науки Т. Кун. Под этим понятием подразумевалась совокупность общепринятых идеалов и норм научного знания в определенный момент времени. При этом в различные исторические периоды функционируют различные картины мира, в соответствии с текущими представлениями, установленными закономерностями и взаимодействием.
По сравнению с теоретическим и эмпирическим уровнями имеет более общий характер. Базовыми компонентами выступают философские идеи и онтологические постулаты науки, которые отражают идеалы, нормы и цель научного исследования. Важный элемент — научная картина мира, которая складывается из совокупности представлений о действительности, полученной в процессе эмпирического и теоретического изучения различных областей реальности. Она формируется на основе созданных теорий, вырабатываемых на текущих стадиях исторического развития общества. А также оказывает активное воздействие на научный поиск, структуру и содержание будущих научных теорий.
Мататеоретический уровень выполняет функцию обоснования научного исследования, представляя область конкретно-научного знания, на которой возможен союз с философией.
При этом любая новая идея становится постулатом картины мира только когда проходит через процедуру философского обоснования.
Виды научного знания
Одной из важнейших классификаций в общей структуре научного знания является выделение его основных видов:
Этапы развития научного знания
Наука возникла из потребности человечества в производстве и получении знания об окружающем мире и самом себе. Как одна из основных движущих сил социально-исторического прогресса, наука также выступает показателем уровня развитости цивилизации.
В историческом становлении и развитии научного знания можно выделить основные этапы:
Наука как вид познания. Структура научного познания
Наука – это особый тип познания, направленный на достижение обоснованных, систематизированных и объективных знаний о физической реальности, обществе и человеке. Она представляет собой совокупность теоретических знаний об окружающем мире и осуществляется в особой, специфической сфере общественной деятельности.
Наука также представляет собой особый вид духовной деятельности – производство объективно-истинного по содержанию систематизированного знания. Это не только сами знания, которые являются социальной ценностью человечества и хранятся обществом, но также и тяжёлый творческий труд учёных, научных сообществ, коллективов, направленный на достижение всё новых уровней знаний.
Определения научного познания
Существует несколько определений науки:
Виды знаний
Виды знаний весьма многообразны и соответствуют естественным видам познания.
Научные:
Ненаучные:
Обыденное познание
Научному мировоззрению и познанию предшествует этап обыденного познания.
Особенности обыденного познания:
Особенности научного знания
В отличие от других конструкций духовной деятельности, научные знания являются продуктами теоретической деятельности. В отличие от них научное познание обладает рядом особенностей.
Научные принципы
Научное познание характеризуется необходимостью соблюдения ряда принципов:
Критерии научного познания
Целью научного познания является научная истина. Она должна удовлетворять следующим условиям:
Уровни научного познания
Существует 2 уровня познания:
Эмпирический уровень предполагает выявление объективных фактов со стороны очевидных связей. Это то, что мы можем выяснить непосредственно в результате эксперимента. Например, закон Гука.
Эмпирический уровень науки – это уровень научного опыта. Опыт имеет сложный, многосторонний характер и может быть всеобщим или специальным, повседневным или профессиональным и т.д. Его суть – в глубокой связи с человеческой деятельностью, с практикой, в непосредственных и личных контактах с действительностью вообще или с определённым её сегментом.
Эмпирическая исследовательская деятельность совершается ради определённых целей и приносит конкретные результаты. Главной её задачей и главным результатом является установление фактов, которые служат основанием для теоретических исследований. В повседневной жизни словом «факт» обозначается всё, что действительно имело или имеет место, что произошло или происходит в действительности. Понятие научного факта имеет близкое значение – это событие, установленное и признанное научным сообществом, для которого оно фигурирует как предмет бесспорного консенсуса.
Теоретический уровень познания предполагает выявление закономерностей, фундаментальных особенностей, обнаружение видимых проявлений скрытых внутренних связей предмета или объекта. Это уже проникновение в сущность предмета. Теоретический уровень основывается на фактах и данных, которые были собраны на эмпирическом уровне. Затем происходит теоретическое осмысление и абстрактные логические операции с полученными данными.
Формы научного познания
Форма выражает в себе то знание, которое можно исследовать. Форма выражает способы, через которые добывается знание.
Формами эмпирического познания являются:
Формами теоретического (научного) познания являются:
К основным формам познания относят:
Этапы чувственного и рационального познания
Этапы чувственного познания:
Этапы рационального познания:
Существуют также иррациональные формы познания (интуиция и т.д.).
Методы научных исследований
Метод – это научный способ исследования обозначенных этапов поведения учёных в данной научной области (осознанные способы действия возможны для повторения во всех случаях данного вида); это систематически применяемый способ познания (или работы) в какой-либо области. Иначе говоря, методы – это то, с помощью чего можно получить знания.
Смысл и назначение метода – упорядочить и организовать определённую деятельность. Метод должен соответствовать предмету и цели определённой деятельности, а также условиям, в которых она совершается.
Наука опирается на специфические научные методы, которые с той или иной степенью надёжности гарантируют адекватное описание окружающего мира.
Методы научного познания:
Также к научным методам относятся:
Институционализация науки
Институционализация науки проявляется в следующем:
Неуклонно возрастает внимание общества к науке, усиливается её духовная и материальная поддержка.
В обществе, в среде учёных и философов существует 2 типа реакции на всё ускоряющееся распространение науки:
С одной стороны, появились влиятельные направления (позитивизм, структурализм), представители которых ориентируются на науку, рассматривают её как единственную форму познавательной деятельности, которая может принести истинные знания, видят в ней наиболее действенное средство для решения всех общественных проблем.
С другой стороны, возникают и такие течения, для которых характерно критическое и более того – враждебное отношение к научному познанию (экзистенциализм, постпозитивизм и др.).
Функции научного познания
В научных теоретических системах отражаются объективные связи, отношения, законы и сущностные стороны явлений природы и общества. Они служат человеку и обществу, объясняя различные явления и события сегодняшнего дня, предсказывая ход развития в будущем.
Объяснение и прогнозирование являются одними из главных функций научного знания, опираясь на которые человек рационально управляет природными и общественными явлениями и процессами.
Научные знания и научная деятельность являются социально значимыми и имеют общественный характер. Деятельность на поприщах науки, разделение труда ученых, обмен научной информацией и т. п. имеют не только большое социальное, но и практическую пользу.
Наука имеет в своём методическом арсенале действенные средства эмпирической проверки:
От научных теорий требуется способность делать предсказания относительно будущего опыта. В том случае, если такие предсказания сбываются, статус и авторитет соответствующих теорий существенно повышается.
Познавательный потенциал науки проявляется в её способности открывать и описывать существенные и необходимые закономерности – связи между реальными явлениями и процессами.
Познание законов вещественного мира, с одной стороны, делает возможным рациональное объяснение событий, которые в нём происходят. А с другой, – позволяет манипулировать ими, создавать условия, при которых они разворачиваются определённым образом (удобным и полезным для людей).
Научное знание
Смотреть что такое «Научное знание» в других словарях:
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ — знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или … Философия науки: Словарь основных терминов
Научное знание — Наука особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический… … Википедия
Научное знание — объективное знание о действительности получаемое специальными научными методами (см. Метод научного познания) и отвечающее определенным критериям научности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЗНАНИЕ ЖИВОЕ — (англ. living knowledge) понятие «З. ж.» в нач. XX в. использовали Г. Г. Шпет (1914, 1922), С. Л. Франк (1915, 1917, 1923). Такое знание м. б. как до теоретическим, до научным, так и пост теоретическим, включающим в себя научное знание. В книге… … Большая психологическая энциклопедия
Научное доказательство — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия
Знание — У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
ЗНАНИЕ — состояние, принадлежность знающего что либо, плод учения и опыта (В.И. Даль). В представлениях Святой Руси высшее знание понимание добра и зла согласно учению Нового Завета. Русские мудрецы видели в знании не только душевную полезность, но и… … Русская история
Знание научное — см. Научное знание … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ — часть, аспект сознания, содержанием которого является научное знание и деятельность которого регулируется ценностями, нормами и методами получения такого знания. Научное сознание опирается как на чувственную ступень познания (данные научного… … Философия науки: Словарь основных терминов