Что относится к средствам физической культуры помимо физических упражнений
Основные средства физической культуры
[1]Средство — это то, что используется человеком для достижения определенных целей.
Средствамифизической культурыназывают совокупность предметов, условий, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства.
В настоящее время выделяют следующие группы средств физической культуры:
– естественные силы природы;
– специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;
– идеомоторные, психогенные и аутогенные средства.
К специальным средствам физической культуры относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Физические упражнения являются основным средством, так как они позволяют решать в основном все задачи физического воспитания. Естественные силы природы и гигиенические факторы такими возможностями не обладают. Поэтому их относят к дополнительным средствам.
Понятие «Физическое упражнение» связано с представлениями о движениях и двигательных действиях человека.
Движение, как моторная функция организма, есть изменение положения тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу.
Движения могут быть произвольными и непроизвольными. Первые подчинены воли человека, вторые являются врожденными и не управляются человеком. Для физического воспитания основное значение имеют произвольные движения. Произвольное движениеимеет специальные признаки:
1) оно всегда является функцией сознания.
2) оно приобретается человеком в результате жизнедеятельности.
3) обучение движениям повышает степень подчиненности их воли учащихся.
Отдельное движение является элементом действия. Действие осуществляется посредством связанных между собой движений.
Двигательное действие – это определенная система движений направленных на решение конкретной двигательной задачи.
[2] Физические упражнения являются основным специфическим средством физической культуры, оказывающими многостороннее воздействие на человека. Физические упражнения – это движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков. Физические упражнения – это двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.
Подобно всем явлениям, физические упражнения имеют свои содержание и форму. В общее содержание физического упражнения входит совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся. Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения – это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений. Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой.
Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражненийпонимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
В физическом упражнении выделяют 3 фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия, например: стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.
Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия, например: стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.
Заключительная фаза завершает действие, например: пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метании и т.п.
[3] Эффект физических упражнений существенно зависит от характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные, силовые, ритмические и качественныехарактеристики движений.
Пространственные характеристики. К ним относятся положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.
От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, напрмер: сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.
Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насолько она будет рациональна, зависит и конечный результат. Например: при неправильной посадки конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использовать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.
Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например: отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направление полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.
Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Амплитуда движения – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Амплитуда движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.
Существенное значение для эффективности физических упражнений имеет траектория движения. Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве. По форме она может быть криволинейной и прямолинейной.
Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп движений.
Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных частей (в плавании, например, это старт, плавание по дистанции, поворот, финиширование), фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе), периодов, циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений или движений отдельных частей тела.
Темп движения – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например: шагов в беге, гребков в гребле и т.д. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп естественно не наблюдается.
Пространственно-временные характеристики – это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки, а процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др).
Внутренними силами являются:
— активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;
— пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц и др;
— реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии эвеньев тела в процессе движения.
Внешние силы складываются из:
— силы тяжести собственного тела;
— силы реакции опоры;
— силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел.
Ритмическая характеристика. Ритм – одно из условий жизни, он проявляется во всем, формируя цикличность. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления является показателем правильности выполнения физического упражнения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.
Качественные характеристики. При выполнении двигательного действия качественные характеристики отражают не один какой-либо признак, а их комплекс. Качественные характеристики многообразны, тем не менее, некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.
Точность движения – это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.
Экономные движения – движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.
Энергичные движения – движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.
Плавные движения – движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.
Выразительность движения – выражение психического состояния человека через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.
[4.1] Классификация физических упражнений
Каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Рассмотрим основные наиболее распространенные классификации.
1.Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например: спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения – это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием, как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения – это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами общей подготовки спортсмена.
2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, эстетических и волевых способностей и т.д.
3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.
4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.
– движения циклического характера (повторение одного и того же цикла движений). К циклическим движениям относятся такие, где все элементы составляющие один цикл, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах. Каждый цикл движений тесно связан с предыдущим и последующим. Физиологической основой этих движений является ритмический двигательный рефлекс. В группу циклических упражнений входят: ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др.
– упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения).
К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их выполнения. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторное пробегание отрезков с различной скоростью).
Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Между отдельными ациклическими движениями нет органической связи, даже если они выполняются в определенной последовательности. Повторение ациклического движения не изменяет его сущности, не превращает его в циклическое.
— упражнения смешанного характера – это такие упражнения, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.
[4.2] 5. Классификация упражнений построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, например: для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта.
7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода (быстрая ходьба, бег в медленном и среднем темпе, езда на велосипеде, катание на коньках, плавание, аэробика и танцы); анаэробные, выполнение которых происходит в безкислородных условиях (силовые упражнения, тренировки на тренажёрах, бодибилдинг и пауэрлифтинг, спринтерский бег, скоростная езда на велосипеде, а также любая другая активность, сопряжённая с быстрыми или тяжёлыми физическими нагрузками.); аэробно-анаэробные, т.е упражнения смешанного характера (прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега кикбоксинг).
8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры могут происходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности (мощности).
Работа в зоне максимальной мощностив среднем продолжатся в течение 15-20 секунд. Примером физических упражнений, выполняемых в зоне максимальной мощности, является бег на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту, некоторые гимнастические упражнения, подъём штанги.
Работа в зоне субмаксимальной мощности имеет продолжительность до 5 минут. Примером физических нагрузок в этой зоне мощности является бег на средние дистанции, плавание на короткие дистанции, велосипедные гонки на треке, в скалолазании.
Работа в зоне большой мощности имеет предельную продолжительность 30 минут. Примером упражнений в этой зоне мощности является бег на 5000 м, бег на коньках на стайерские дистанции, лыжные гонки по пересеченной местности, плавание на средние и длинные дистанции.
Работа в зоне умеренной мощности продолжается свыше 30 мин. Примером работы такой мощности является марафонский бег, легкоатлетический кросс, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки на длинные дистанции, турпоходы.
По мимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д); по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д), по предметным формам применения (гимнастика, спортивные игры, туризм); по числу занимающихся выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).
Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному». Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие:
1 раздел – простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, с места, упражнение в метании);
2 раздел – сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением (упражнения с отягощением, осложненные, продолжительные, упражнения в метании с увеличением напряжения, упражнения в лазании, упражнения в прыгании, упражнения в борьбе);
3 раздел – упражнения в виде сложных действий (игры, плавание, бег на коньках, фехтование).
[5] Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности отечественной системы физической культуры. Их задача — сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. С другой стороны, эффективность самих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходимых гигиенических норм. Будучи дополнительными средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для полноценного решения задач физического воспитания. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима питания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных условиях.
Гигиенические факторы включают режим занятий, отдыха, питания, сна, одежды и обуви, физкультурного оборудования, помещений, площадок, где проводятся занятия физическими упражнениями. Спортивная одежда должна отвечать следующим основным требованиям: а) соответствовать внешним условиям среды; б) весить не более 10% веса человека; в) иметь покрой, не затрудняющий кровообращение, не стесняющий дыхания и движений и не вызывающий смещения внутренних органов; г) легко очищаться от пыли и загрязнений, быть прочной. Ткани должны обладать необходимой теплопроводностью соответственно климатическим условиям, известной воздухопроницаемостью, определенной гигроскопичностью и водоемкостью, малой газопоглощаемостью, отсутствием раздражающих свойств. Ткани должны быть мягкими, эластичными и вместе с тем прочными, не изменяющими своих гигиенических свойств в процессе носки.
Гигиенические требования к обуви заключаются в следующем. Обувь должна защищать ноги от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания, быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствующей погоде и условиям труда. Она не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, нарушать их нормальные функции, стеснять свободу движений. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы.
Гигиенические требования спортивного заладолжно соответствовать действующим СанПин 2010. (лекции прошлого года)
Естественными силами природы являются солнце, воздух и вода, они являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания – формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а так же практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни.
В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п), а так же в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в 2-ух направлениях:
— для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями;
— для закаливания организма занимающихся.
Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Необходимо отметить, что в высокогорных районах, т.е в особых условиях внешней среды, естественные силы природы оказывают особенно большое воздействие на организм. Как показывает опыт, во время тренировок спортсменов различных специализаций (легкоатлетов, конькобежцев, лыжников) в этих условиях, включая период акклиматизации, повышаются функциональные возможности организма. При переходе к обычным равнинным условиям спортсмены в течение определенного времени могут выполнять большую по объему и интенсивности работу, что способствует улучшению спортивных результатов. Таким образом, высокогорные условия приобретают специфическое «тренирующее» значение.
Большое значение в процессе физического воспитания, физической рекреации, занятий спортом имеет закаливание. Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов. Закаливание оказывает на организм специфический и неспецифический эффект.
Специфический эффект закаливания проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур.
Неспецифический эффект заключается в оздоравливающем влиянии на организм, повышении физической и умственной работоспособности, снижении заболеваемости.
1. Дайте определение и раскройте понятия «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
2. Почему физические упражнения являются основным средством физической культуры?
3. Чем характеризуется содержание и форма физических упражнений?
4. Классификации физических упражнений, приведите примеры.
5. Что понимается под техникой физических упражнений?
6. Что понимается под пространственными, временными, пространственно-временными, силовыми, ритмическими и качественными характеристиками техники физических упражнений?
7. Какие средства физической культуры являются дополнительными, охарактеризуйте их.
8. При каких условиях природные и гигиенические факторы становятся средством физического воспитания?
9. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – быстрота.
10. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – выносливость.
11. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – сила.
12. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – гибкость.
13. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – ловкость.
8 Средства физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный».
Средство – это то, что создано человеком для достижения определённых целей.
К основным средствам физической культуры относят: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ – солнечные лучи, воздух, вода.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д.
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
Рекомендуемые файлы
Необходимым условием эффективности физических упражнений для человека является многократность их повторения (наличие двигательной деятельности). При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Эффективность двигательной деятельности обусловлена целым рядом сопровождающих её процессов и явлений, происходящих в организме человека: биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.
Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, что обуславливает их связь с рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями, служит развитию интересов и чувств, воли и характера и, как следствие, ведёт к тому, что физические упражнения являются одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека, поскольку они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.
Так как физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют общие с трудовой деятельностью биомеханические, физиологические и биохимические механизмы. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие.
ТРУД – это процесс, совершающийся между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает её к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя её, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Таким образом, воздействие физического труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор. При этом совершаемая в процессе работы двигательная деятельность, зачастую, сопровождается немалым нервным, психическим и волевым напряжением.
В отличие от трудовой деятельности действие физических упражнений направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. Таким образом, с помощью физических упражнений осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных качеств.
Следует отметить, что в отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд, осуществляемый в благоприятных условиях внешней среды (пр., работа в лесу, в поле и т.п.), с определённой дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Однако используемый подобным образом, он уже подчиняется целям физической культуры, т.е. меняется его существо и направленность.
Исходя из всего сказанного, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования человека.
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические упражнения оказывают на человека многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающихся совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся определяется рядом внешних и внутренних факторов:
· Индивидуальные особенности занимающихся: возрастные, половые, состояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравственной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учёбы, отдыха, быта. В зависимости от индивидуальных особенностей одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки, метания и др.) оказывает разный эффект.
· Особенности самих физических упражнений: их сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Так, упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такое же влияние на занимающихся, как упражнения, выполненные сознательно и активно.
· Особенности внешних условий: метеорологических, местности, качества спортивного инвентаря, одежды, гигиенического состояния мест занятий и др. Так, влияние на организм занимающихся одних и тех же упражнений, выполненных в разных условиях, будет неодинаковым. Например, бег на определённое расстояние, выполненный на дорожке стадиона, по пересечённой местности вверх и вниз, по песку, по снегу, по воде, определённо даст разные результаты и окажет разный эффект.
5.4. Классификация физических упражнений
Классификация физических упражнений – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определённым классификационным признаком.
В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. Данный факт объясняется тем, что каждое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками, и, соответственно, может быть представлено в разных классификациях.
В историческом масштабе можно выделить естественные и так называемые аналитические упражнения.
На сегодняшний день в теории физической культуры к числу основных классификаций физических упражнений относятся следующие:
1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на: общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.
2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых качеств и т.д.
3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определённых двигательных умений и навыков. Здесь обычно выделяют акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.
4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.
· К циклическим упражнениям относятся: ходьба, бег, плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. Характерным признаком циклических упражнений является закономерная последовательность, повторяемость и взаимосвязь самих циклов.
· К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. В этом случае каждое упражнение представляет собой законченное действие, повторение которого не вытекает из сути самого действия.
· К смешанным упражнениям относятся: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, бег с барьерами, метание копья с разбега и т.д. То есть это упражнения, в которых сочетаются действия циклического и ациклического характера.
5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы влияют те или иные упражнения, выделяют: упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени, стопы.
Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и т.п.
6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяются динамические упражнения, статические, комбинированные.
· Динамические – упражнения, в процессе выполнения которых мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются.
· Статические (изометрические) – упражнения, при выполнении которых длина мышцы при сокращении остаётся неизменной.
· Комбинированные – упражнения, сочетающие оба режима работы мышц.
7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.
· Аэробные – упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счёт процессов окисления с участием кислорода.
· Анаэробные – упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном в бескислородных условиях (на клеточном уровне).
· Аэробно-анаэробные – упражнения смешанного характера.
8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Как правило, в этом случае упражнения подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.
Помимо указанных классификаций существуют и иные, например:
— по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.);
— по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.);
— по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм и т.д.);
— по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнёра, с партнёром, в группе).
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности.
В физической культуре естественные силы могут быть использованы в двух направлениях:
во-первых, как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений (пр., занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.п.).
во-вторых, для закаливания организма занимающихся. В этом случае естественные силы природы используются в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.), в ходе которых воздействие естественных факторов дозируется определённым образом.
Пребывание на открытом воздухе ускоряет обменные процессы в организме, укрепляет сосуды, улучшает работу сердца, возбуждает мозговую деятельность, повышает общий тонус организма. В процессе занятий физическими упражнениями на свежем воздухе повышается приспособляемость организма человека к климатическим факторам и устойчивость к заболеваниям и стрессам.
В процессе целенаправленного использования естественных сил природы для закаливания организма выделяют четыре метода:
— аэропрофилактика – обеспечение организма чистым воздухом с достаточным количеством кислорода; закаливание организма прохладным и холодным воздухом при наличии одежды; закаливание воздухом открытого тела (воздушные ванны);
— гелиопрофилактика – закаливание организма солнечным облучением (солнечные ванны);
— гидропрофилактика – купание в открытых водоёмах при воздействии воздушной среды и солнечной радиации;
— смена климатических условий как способ закаливания организма (пр., систематическое раздражение кожи и слизистых холодным воздухом повышают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды).
Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовывать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность.
Известно, что в высокогорных районах естественные силы природы оказывают наиболее благоприятное воздействие на организм человека. В частности, установлено, что во время тренировок спортсменов в этих условиях повышаются функциональные возможности их организма. Так, Зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити (2002), который расположен высоко в горах, славится количеством мировых и олимпийских рекордов, установленных спортсменами.
С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям: укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др.
К разряду гигиенических факторов относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.п. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, т.к. оно повышает эффект воздействия физических упражнений. Кроме того, при создании необходимых гигиенических условий большое значение имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря, одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим.
Таким образом, грамотное использование физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные качества людей, подготавливая их к успешной профессиональной и личной деятельности.