Что значит общее значение
Значение слова «общее»
ОБЩЕ’Е (разг.). Сравн. ст. к нареч. общо. Говорить о. Высказываться о.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
о́бщее I
1. то, что одинаково или сходно по виду, форме у двух или многих лиц, предметов ◆ На которое бы из государств древних и новых мы ни взглянули, у всех найдём одно и то же общее: простоту и однообразие в начале, больше равенства и больше свободы (по крайней мере фактической, если не юридической свободы), чем будет после. К. Н. Леонтьев, «Византизм и славянство», 1875 г. (цитата из НКРЯ)
2. то, что касается лишь главного, основного, не затрагивает частностей, конкретных деталей ◆ …это ― сумма свойств всех видов, за вычетом всего, что есть в них необщего всем им, и потому род есть нечто в действительности невозможное, по своей неполноте нечто более бедное, чем каждый вид в отдельности, который, кроме общеродового, заключает в себе ещё нечто особенное, хотя это особенное и менее существенно, менее важно, чем общее. Н. Я. Данилевский, «Россия и Европа», 1869 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Чем древнее воспеваемые события и лица, тем более они теряют конкретность историческую, тем более господствует в них общее. По наивному приёму народного творчества, это общее наглядно выражается в приурочении эпических героев к разным эпохам. Ф. И. Буслаев, «Бытовые слои русского эпоса», 1887 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но и там и тут непременно наличны обе стороны, и отвлеченный закон без некоторой конкретной точки приложения был бы пустым и ненужным, не имеющим себе места в мире, ― как в свой черед была бы невыразима в суждении без общего — чистая конкретность. П. А. Флоренский, «Имена», 1926 г. (цитата из НКРЯ)
3. разг. то, что основано на обобщении
4. разг. то, что принадлежит всем, всему обществу в целом
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пламенеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться
То, что обозначает слово.
Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.
Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.
Чем лексическое значение отличается от грамматического
Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.
А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.
Виды лексических значений
Основных видов два – прямое и переносное.
Прямое
Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.
Переносное
Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.
А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».
Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.
Связанные и не связанные
У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.
Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».
Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.
Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.
Схожие и противоположные
Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.
Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.
Лексическое и лексикографическое значение слова
Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.
Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.
И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.
А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.
Есть ли границы у лексического значения
Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.
А что такое любовь? Счастье? Одиночество?
Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.
Полезные материалы для учеников и родителей
Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.
Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:
Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.
Лексическое значение слова: определение, типы (прямое, переносное), однозначные и многозначные слова
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово – это основная единица языка. Именно слова используются для дальнейшнего построения речи.
Да, слова в свою очередь могут члениться на более мелкие единицы, однако именно они воспринимаются нашим сознанием как те самые «кирпичики», из которых мы возводим языковые строения.
Слова имеют внешнюю и внутреннюю форму. Как говорят лингвисты, план выражения и план содержания. Под внешней оболочкой подразумевается звукобуквенное оформление, то есть графемы на письме и произносимые звуки в речи.
За содержательную часть отвечает внутренняя форма слова. То, что обозначается. Внутреннее содержание – это и есть лексическое значение слова.
Слово «лексический» восходит к греческому корню lexus (λέξις), что переводится на русский как «слово, выражение, оборот».
Соответственно, этимологически «лексическое значение» — это просто «словесное значение». Грубо говоря, выражение «лексические значение слова» — пример тавтологии, однако оно используется именно в таком виде, потому что является оппозицией грамматическому значению слова.
Впрочем, учитывая этимологию словосочетания, можем говорить, что именно внутреннее – лексическое – значение было первичным для древних ученых. Труды о «форме и содержании» — одни из первых в пралингвистике – восходят к расцвету античной культуры.
Четкого, всеми признанного определения термина нет. Однако, по словам академикаа В.В.Виноградова, относительно общепринятой является такая трактовка:
Лексическое значение слова – это его предметно-вещественное содержание, орформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка.
Обычно в лексическое значение включается не весь набор признаков предмета, а только те ключевые признаки, позволяющие определить обозначаемый предмет (явление, действие. ), отделить его от ряда однородных предметов.
К примеру, лексическое значение слова Тигр – «самая крупная из больших кошек с короткой рыжей (темными поперечными полосами) шерстью, обитающая в Индии и некоторых районах Азии.
В профильной и учебной литературе лексическое значение слова часто обозначается аббревиатурой ЛЗС.
Как правило, лексические значения закреплены в толковых словарях.
Прямое и переносное значение слова
Многие слова в русском и других языках могут иметь прямое и переносное значение.
Прямое значение слова – это основное ЛЗС без дополнительных оттенков.
В своем прямом значении лексема обычно соотносится с каким-либо предметом, явлением, действием или признаком. Слово «называет» этот объект действительности четко, без необходимости в привлечении образного мышления или определенной базы знаний.
Когда мы слышим такое слово, сразу представляем себе то, что оно обозначает. К примеру:
Безусловно, у каждого свое представление о доме, саде или автомобиле, но в воображении каждого эти предметы будут соответствовать словарному значению данных лексем.
Переносное значение слова – это вторичное, производное ЛЗС, которое возникает на основе сходства предметов, их функций или признаков.
В переносном значении слово может не обладать всеми ключевыми признаками, поданными в первом ЛЗС в словаре. Однако оно имеет общий оттенок значения (сему) с прямым, на основе чего легко понимается всеми носителями языка.
К примеру, в предложении «Пес бежит по газону» слово бежать используется в прямом значении – «двигаться быстрым, резко отталкивающимся от земли шагом».
Но когда мы говорим, что «время бежит», в нашем сознании нет никакой связи с перемещением по земле. Мы подразумеваем только часть значения – высокую скорость движения.
Одно- и многозначные слова в русском языке
Как было сказано ранее, слово имеет план выражения (внешняя, звукобуквенная форма) и план содержания (значение).
Если одному плану выражения соответствует только один план содержания – перед нами однозначное слово.
Лингвисты называют это моносемией. Есть несколько категорий слов, которые обычно имеют только одно значение:
Если одному плану выражения соответствует более одного плана содержания, перед нами одно из двух явлений – полисемия (многозначность) или омонимия.
Подробно разница между ними разобрана в теме о многозначных словах на нашем сайте. Если кратко, то определяющим является фактор наличия общей семы (оттенка значения) у двух слов. Даже филологу не всегда просто отделить омонимы от двух ЛЗС многозначного слова.
Дело в том, что связь между ними может быть утеряна во времени, она не всегда очевидна. Лингвисты называют этот процесс «затемнением» внутренней формы слова. Если такой процесс приводит к тому, что большинство носителей языка не способно увидеть связь, стоит признать, что слова переходят в разряд омонимов.
Существует и обратная связь. Когда одному плану содержания соответствует несколько планов выражения. То есть одно и то же значение может быть выражено разными словами. В таком случае речь идет о синонимии.
Заключение
Итак, сегодня мы поговорили о том, что такое лексическое значение слова. Определили, что оно может быть прямым и переносным, а также обратились к теории моно- и полисемии в русском языке в связи с понятием о планах содержания и выражения лексических единиц.
Ещё более простое объяснение темы, рассчитанное на учеников младших классов, представлено в этом видеоролике:
Значение слова «общий»
1. Относящийся ко всему, всем; распространяющийся на всех, всё; охватывающий всех, всё. Общие недостатки. Общее положение. Общее правило. □ Хозяин был чрезвычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею. Пушкин, Выстрел. [Глумов:] Она страдает одышкой и общим ожирением. А. Островский, Бешеные деньги. Вид порядочно одетого господина, вскочившего на стул и кричавшего всем голосом, возбудил общее внимание. Достоевский, Ползунков. По крайней мере полчаса продолжалось общее молчание. Катаев, Белеет парус одинокий.
3. Принадлежащий всем или нескольким; находящийся в совместном пользовании. Общее имущество. □ — У обеих сестер была еще другая комнатка, общая их спальня, с двумя невинными деревянными кроватками. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда. — Вся земля — общая. Все имеют на нее равное право. Л. Толстой, Воскресение. Как-то раз, когда он хозяйничал на общей кухне, почтальон принес перевод на довольно крупную сумму. Б. Полевой, Золото.
5. Весь, целый, совокупный. Общий итог. Общая стоимость. Общее количество рабочих завода. □ Рев двадцати восьми моторов, общей мощностью более двадцати тысяч лошадиных сил, огласил окрестности. Г. Линьков, Война в тылу врага.
6. Касающийся основ чего-л. Общие вопросы науки.
7. (кратк. ф. общо́, о́бщи и общи́). Касающийся самого главного, основного, представляющий что-л. в целом, обобщенно, без подробностей. Общее впечатление. □ [Серебряков:] Я придумал одну такую меру и имею честь предложить ее на ваше обсуждение. Минуя детали, изложу ее в общих чертах. Чехов, Дядя Ваня. Общий план экспедиции был давно уже предрешен, оставалось только разработать детали. Арсеньев, Дерсу Узала. Когда обходили территорию строительства, глаз схватил общую картину: горы развороченной бульдозером 578 земли, склады кирпича, склады труб, склады рельсов. Солоухин, Открытки из Вьетнама. ◊
Урок на тему «Конкретные и общие значения слов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Составила: Учитель МОУ «СОШ № 100»
Киндер Валерия Владиславовна
Тема : Конкретные и общие значения слов.
Цель: учить выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа таблицы, работать с толковыми словарями, подбирать родственные слова.
— Личностные : Применяют приобретённые навыки в практической деятельности.
— Регулятивные : научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
— Познавательные : научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
— Коммуникативные: научаться выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
— Предметные: научатся применять правила правописания слов; получат возможность научиться осознавать свойства значения слов.
—Оборудование : учебник «Русский язык» 2 класс. Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина, тетради, презентация, проектор, экран, компьютер, макет ореха, карточки для групповой работы, листы оценивания.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты!
Слушаем! Запоминаем!
Ни минуты не теряем!
Постановка цели, задач урока.
— Ребята, для того, чтобы узнать, какое слово нам поможет раскрыть тему урока, его задачу, вам нужно будет отгадать загадку.
И к нам в гости на урок пришла белочка, она – то и задаст эту загадку.
Чок-чок-чок-чок,
Рос на ветке сундучок
Сундучок не простой
Сундучок костяной.
— Отгадали?( да, это орех)
— А какое умение вам помогло отгадать загадку? (Мышление).
-Оцените себя в кружочке №1, одним из цветов светофорчика. (красный, жёлтый, зелёный)
-Случайно ли белка выбрала вам эту загадку?
-А почему же?(Она любит орехи).
— Верно, это одно из лакомств белки, и она принесла орех к нам на урок.
(На столе макет ореха)
-Посмотрите, ребята. Взглянув на строение ореха, вы сможете определить о чём будем говорить на уроке.
-Из чего состоит орех?(Ядро, скорлупа).
-С помощью ореха можно образно представить значение любого слова, в котором скорлупа- это оболочка, а ядро – это главная часть, его значение.
— Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?(о слове, его строении).
-Образно назовём понятия «оболочка» и «ядро» слова, а как же точнее звучит тема нашего урока, прочтём в учебнике на с.64.
ТЕМА «Конкретные и общие значения слов»
-Какое умение помогло вам определить тему и задачу урока?(сравнение, обобщение).
-Оцените себя в кружочке №2.
-А теперь проскандируйте хором первую строку загадки:
-Какой шипящий звук повторяется?(Ч)
-Что вы можете рассказать об этом звуке?(согласный, непарный глухой, всегда мягкий).
-Значит какая буква нас посетила на минутке чистописания?(Буква Чч)
— Пропишите до конца строки буквы Чч.
-Подчеркните самую удачную букву.
-Устно назовите слова, начинающиеся на эту букву.
-Запишите одно слово, составьте с ним предложение. Запишите в тетради.
Работа над новым материалом.
-Ребята, оказывается, слово-отгадка «орех» нам сегодня поможет на уроке усвоить новую тему. И сейчас вы в этом убедитесь.
-А вы слышали что-нибудь о молочных лесах?
-Авторы учебника предлагают вам об этом узнать, прочитав текст в упр.1 на с.64.
-Внимательно прочитайте про себя и ответьте на вопрос: существуют ли молочные леса?
(да, ядра орехов в 8 раз питательнее молока).
-А давайте сейчас, чтобы узнать о строении слова, проведём звуко-буквенный анализ слова «орех».
о – [а]-гласный, безударный.
-Что помогло выполнить анализ?(память, мышление).
Оцените себя в кружочке №3
-Белочка советует нам отдохнуть вместе с ней и её друзьями(интерактивная физкультминутка).
-Продолжим работу и обратим внимание на таблицу в учебник е. Что можно узнать о слове «орех» из таблицы?
(Оно имеет форму слова(оболочку) : звуковую и буквенную.
-Сколько в этом слове гласных? Согласных?
-Каким цветом обозначен гласный звук? Согласный?
— Почему зелёный? Докажите.(буква «е» смягчает предыдущую согласную «р»)
-Молодцы! Вы внимательны!
-Что ещё видим в таблице?
-Объясните значение слова «орех» (Можно говорить о плоде, а можно о кусте).
-Давайте приведём примеры, составим предложения.
-Прочитайте в учебнике прямое(лексическое) значение слова.(Плод некоторых растений со съедобным ядром в твёрдой оболочке).
— Прочитайте на экране слова, близкие по значению:
Орех, орешник, лещина.
-Такие слова близкие по смыслу называют синонимами, но мы поговорим о них завтра.
-Прочитайте общее значение слова.(что? Орех – название предмета).
— Итак, что мы рассказали с помощью таблицы об особенностях слов русского языка?
-Почему в таблице использован образ ореха?
-Какое умение помогло сделать вывод?(анализ, обобщение)
Оцените себя в кружочке №4.
-На страницу учебника выбежал помощник, чтобы сделать заметку. Прочтём её на стр.65.
-Наш могучий русский язык содержит в себе огромное количество слов, оттого он и богат. И порой возникают вопросы о конкретном(лексическом ) значении непонятных нам слов. И в этом у нас есть бесценные помощники – толковые словари. –
-И белочка принесла их из библиотеки на наш урок.
Существуют большие толковые словари, а также школьные толковые словари, которые лежат у вас на партах. В них вы найдёте лексическое значение любого слова русского языка. Также в конце ваших учебников имеется толковый словарик.
— И именно с ним вам необходимо поработать при выполнении упр.№4. Внимательно прочтите двустишие и найдите новое слово, спишите двустишие в тетрадь.
Спинку ровно я держу,
Глазки вниз я опущу
-Какое слово искали?(кузовок).
-Каково его лексическое значение? (плетёный короб из коры деревьев).
-Каково его общее значение?(что? – кузовок, название предмета).
-Какое умение применяли?(Умение работать со словарями)
Оцените себя в кружочке №5.
-Молодцы! Поработали на уроке хорошо, а теперь пора подвести итоги.
Взгляните на свои листы самооценки. Какой цвет преобладает на них? Закрасьте преобладающим цветом в кружочке №6. Отложите листы.
Найдите на партах кармашек №2. Каждому из вас досталась возможность определить конкретное и общее значение слова с помощью толкового словаря. Выпишите его дома в тетрадь и составьте с ним предложение.
Какую задачу ставили на уроке?
Кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Почему?