Что относится к спецтехнике для налоговой

Раздел VII. Коды видов транспортных средств (ТС)

Раздел VII. Коды видов транспортных средств (ТС)

Код вида ТС для целей налогообложения

Наименование транспортных средств

Соответствие классификатору основных фондов ОКОФ ОК 013-94

Краткое описание группировок по ОКОФ

Воздушные транспортные средства

Самолеты пассажирские и грузовые

— самолеты пассажирские и грузовые

Самолеты специализированные гражданские

— самолеты аварийно-технической службы

Самолеты специализированные гражданские

— самолеты санитарной авиации и медицинской службы

Самолеты специализированные гражданские

Самолеты учебно-тренировочные первоначального обучения, самолеты спортивные

Вертолеты пассажирские и грузовые

— вертолеты пассажирские и грузовые

Вертолеты транспортно-грузовые гражданские

Вертолеты специализированные гражданские

— вертолеты аварийно-технической службы

Вертолеты специализированные гражданские

— вертолеты санитарной авиации и медицинской службы

Вертолеты специализированные гражданские

Вертолеты учебно-тренировочные первоначального обучения и др.

Воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей

Аппараты летательные воздушные без механической тяги (аэростаты, дирижабли, шары воздушные, планеры, дельтапланы и прочие)

Другие воздушные транспортные средства

— иные воздушные суда, имеющие двигатели

Прочие воздушные суда, имеющие двигатели

Водные транспортные средства

Суда морские и внутреннего плавания

Суда пассажирские и грузовые морские и речные самоходные

— суда пассажирские и грузовые морские и речные самоходные (кроме включенных по коду 42100)

суда сухогрузные самоходные морские,

суда наливные и комбинированные самоходные морские,

суда пассажирские и грузопассажирские морские,

суда сухогрузные и наливные самоходные речные и озерные,

суда пассажирские и грузопассажирские речные и озерные

Суда промысловые морские и речные

— суда промысловые морские и речные самоходные

суда морские добывающие самоходные,

суда морские обрабатывающие самоходные,

суда морские приемно-транспортные самоходные,

суда промысловые прибрежного плавания самоходные,

суда технические и вспомогательные самоходные промысловые

— суда промысловые морские и речные несамоходные

суда добывающие, обрабатывающие и приемно-транспортные несамоходные,

суда обрабатывающие несамоходные,

плашкоуты, баржи приемно-транспортные промысловые несамоходные

Суда спортивные, туристские и прогулочные

— весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил

суда моторные спортивные, туристские и прогулочные (в части моторных лодок с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил),

суда гребные спортивные, туристские и прогулочные (в части весельных лодок),

шлюпки, плоты и лодки спасательные и рабочие, надувные лодки

Плавсредства прогулочные и спортивные прочие

— спортивные, туристские и прогулочные суда несамоходные

суда гребные спортивные, туристские и прогулочные, плавсредства прогулочные и спортивные прочие (в части несамоходных)

суда парусные спортивные, туристские и прогулочные

суда моторные спортивные, туристские и прогулочные

суда парусные спортивные, туристские и прогулочные

Несамоходные (буксируемые) суда

— суда пассажирские и грузовые морские и речные несамоходные

суда сухогрузные и наливные несамоходные морские,

суда сухогрузные несамоходные речные,

суда наливные несамоходные речные и озерные

Водные транспортные средства, не имеющие двигателей (кроме весельных лодок)

Другие водные транспортные средства

Другие водные транспортные средства самоходные

— суда аварийно-технической службы

— суда медицинской службы

— прочие водные транспортные средства

суда буксирные, технические, вспомогательные самоходные морские,

суда буксирные, технические и вспомогательные самоходные речные и озерные

Другие водные транспортные средства несамоходные

— другие водные транспортные средства несамоходные, для которых определяется валовая вместимость

суда технические и вспомогательные несамоходные морские,

суда технические и вспомогательные несамоходные речные и озерные

— прочие водные транспортные средства несамоходные

суда технические и вспомогательные несамоходные морские,

суда технические и вспомогательные несамоходные речные и озерные

Наземные транспортные средства

— автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами

Автомобили легковые особого малого класса для инвалидов,

Автомобили легковые малого класса для инвалидов

— автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке

Автомобили легковые малого класса

— автомобили легковые медицинской службы

Автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные)

— прочие автомобили легковые (кроме включенных по кодам 56600, 56700)

Автомобили легковые особого малого класса,

Автомобили легковые малого класса,

Автомобили легковые среднего класса,

Автомобили легковые большого класса,

Автомобили легковые высшего класса,

Автомобили легковые специальные

Автомобили легковые прочие, не включенные в другие группировки

— автомобили грузовые (кроме включенных по коду 56700)

Автомобили грузовые общего назначения (бортовые, фургоны),

Автомобили грузовые прочие (электромобили),

Трактор, комбайны и специальные автомашины

Тракторы сельскохозяйственные общего назначения,

Тракторы сельскохозяйственные универсально-пропашные,

Тракторы сельскохозяйственные специальные

Комбайны и другие комбинированные и универсальные машины,

Комбайны коноплеуборочные и кенафоуборочные,

— специальные автомашины (кроме включенных по коду 590 15)

Машины для внесения удобрений и мульчирования почвы,

Машины и оборудование для защищенного грунта (в части машин для внесения удобрений)

— прочие тракторы, комбайны и специальные машины

Тракторы специальные, комбайны проходческие, пневматические, специальные

— автобусы медицинской службы

— автобусы городского и междугороднего транспорта

Автобусы малые средние, большие, особо большие, городские, междугородние и туристические

Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу

— самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (кроме включенных по кодам 53001-53005)

Оборудование подъемно-транспортное подвижное (в частности, краны общего назначения на пневмоколесном, автомобильном и гусеничном ходу),

Самоходные машины и оборудование прочие (в частности, экскаваторы, бульдозеры, самоходные скреперы и грейдеры, каналокопатели и каналоочистители, машины мелиоративные, машины для строительства дорог, снегоочистители, катки дорожные),

Машины для транспортировки бурового оборудования (оборудование для перевозки бурильных труб; комплексы для транспортировки бурового оборудования),

Другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, включенные в другие группировки

Источник

Электропогрузчики и штабелеры в составе основных средств предприятия. Нюансы учета и налоговые последствия

Особенности учета и налогообложения самоходной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации самоходной техники?

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее – Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники.

К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть? Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию самоходной техники, мощность которой превышает 4 кВт?

В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее – органы гостехнадзора).

На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).

Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

3. Транспортный налог

Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом».

Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт).

Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

4. Налоговые и административные последствия

Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски. Их мы рассмотрим подробно.

Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.

Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод – да, такие основания есть.

Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности самоходную технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

При этом, проверяющие руководствовались следующим:

«…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации, и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01», признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, наличие регистрации является в данном случае необходимымусловием для эксплуатации обществом транспортного средства».

Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

«….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

5. Выводы и рекомендации

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.

Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики. При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ».

Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Выражаю надежду, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Источник

Транспортный налог для сельхозтранспорта: когда и при каких условиях платить

Что относится к спецтехнике для налоговой

НК РФ содержит льготы для транспорта, который используется в сельском хозяйстве. Существуют определенные условия для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие могло применять эту льготу.

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности:

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.

Надо проверить документы на технику

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС — в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 — легковой автомобиль, 7 — фургоны, 9 — специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009 [2] ).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЦО [3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован.

При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

О применении унифицированных форм

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивает сейчас и налоговая.

О заполнении декларации

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложенияпо ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу [9] (далее — Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 — 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 — данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
к Порядку. В данном случае это коды 530-01 (тракторы сельскохозяйственные), 530-03 (самоходные комбайны), 590-15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *