Что относится к специфике философского знания
Специфика философского знания, его предмет, структура.
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Философия выступает как преодоление, снятие тех недостатков, которые присущи более ранним формам мировоззрения с одновременным удержанием их положительного содержания. Философии достаются в наследство уже известные нам мировоззренческие вопросы, исчерпывающего ответа на которые так и не дали ни миф, ни религия. Философия стремится найти ответы на эти вопросы своими собственными средствами, отличными от ранних форм мировоззрения. Что же это за иные средства?
Однако прежде обратим внимание на содержание самого термина «философия». В прямом переводе философия означает «любовь к мудрости» и, следовательно, она выступает как рациональное мироуяснение. Подчеркнем еще раз: философия – это не мудрость, а любовь, стремление к мудрости, поэтому философ – не мудрец, а ищущий путь к этой мудрости. Кстати, понятие пути является одним из древнейших архетипов человеческого сознания. Любовь к мудрости предполагает определенную дистанцию от мудрости и определенную рефлексию. Рефлексиейназывают способность сознания контролировать и познавать само себя. Сравните два высказывания: 1. «Я знаю» 2. «Я знаю, что я знаю». Последнее носит явно рефлексивный характер. Таким образом, рефлексия и является одним из самых важных, собственно философских средств познания.
Итак, философия – это переход от мудрости к рефлексивному знанию и наиболее подходящим определением философии на данном этапе нашего рассуждения может быть определение ее как ума, который начинает думать о самом уме или «сознание вслух». Специфику философского мировоззрения как рационального мироуяснения передает символ змеи, которая кусает себя за хвост.
Философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания. Переходя от собственной сущности к первоначалам бытия, философия трансцендирует, преодолевает границы отдельных предметов, связывая единичное и всеобщее, случайное и необходимое. Противопоставляя вере сомнение, философия стремится к истине, т.е. к соответствию мысли действительному положению дел. Но Истину, Добро и Красоту философ соотносит с жизнью, оценивая ее в метрике человеческих смыслов.
Однако философия включена не только во множество форм мировоззрения, но и еще в одно множество, родоначальником которого она является. Это система множества наук. Философия выступает как мировоззрение, которое стремится построить себя по типу науки. Это множество богато и постоянно увеличивается, есть науки, носящие явно частный характер, есть науки, претендующие на то же место что и философия: общая теория систем, кибернетика, теория игр и т.д.
Включив философию во множество наук, указав на то, что это рациональное мироуяснение, мы вправе задать себе вопрос об отличии философии от других наук. Особое место философского знания состоит в специфике предмета философии, а предметом ее является мир как целое. Но это целое состоит из природы, общества и мыслящего человека, ничего другого в нем нет. Однако надо еще понять, что делает эти части целым. Поэтому философию интересуют такие законы, которые являются общими и для природы, и для общества, и для человеческого мышления.
Следовательно, гармоничное и целостное рассмотрение мира с позиций выявления в нем универсальных законов – это и есть специфика предмета философии. Все другие науки подходят к миру расчленяющее, аналитически. В отличие от них философский подход является синтезирующим, целостным и поэтому знание, которое добывается философией, является всеобщим, универсальным. Это та же рефлексия, умение ума наблюдать собственные основания, контролировать свою собственную деятельность.
Отсюда видно, что философия не рядовое, а особое место, что позволяет дать еще одно ее определение. Философия – это теория всеобщего. Это знание, близкое к сакральному, знание, которое дает человеку колоссальные возможности для постижения окружающего мира. Знание закономерностей окружающего мира, как правило, выражается в категориях. Так вот, известно толкование термина «категория» как обвинение, приговор. Это не просто обозначение, поименование предмета, это вопрошание смысла предмета, «обвинение» этого предмета, тайна предмета.
Следует отметить, что предмет философии не исчерпывает всей ее специфики, которая есть не просто знание о всеобщих законах окружающего мира, хотя и это невероятно сложно. Философия – это еще и мировоззрение. Этот исток философии сращен с эмоционально-чувственной стороной человеческого Я, со смысложизненным отношением к миру, включающим в себя всю палитру человеческих переживаний: страх, страдание, заботу, надежду, стремление все изменить, поиск счастья. Другой исток философии претендует на постижение безличных первоначал и первопричин, выявление истины мира. Такая изначальная раздвоенность философии, попытка органично соединить личное с безличным есть ее внутренняя мета.
Особое положение философии не позволяет, да и не требует отделять ее какими-то четкими границами от других форм духовной деятельности. Поэтому любое значимое событие, происходящее в той или иной сфере общественной деятельности, несомненно, отзывается в философии, заставляет ее заново решать свои проблемы и менять свою форму. Таким образом, можно определить философию как форму общественного сознания, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и человеческого мышления, осмысливает их как всеобщие условия человеческой деятельности, вырабатывает на этой основе методы, цели и идеалы.
Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизни общества и личности. К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, практически-деятельная, идеологическая, интеллектуальная.
Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знания, обретала свою внутреннюю композицию. У стоиков (IVв. до н.э.) эта структура приняла следующий вид: 1) философия начиналась с логики; 2) после логики следовала физика или учение о природе; 3) после физики – этика как учение о человеке, о пути его к мудрой, осмысленной жизни. Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика лишь подготавливали положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. Хотя время внесло в нее и свои коррективы.
В XVIIв. развитие получилатеория познания (гносеология). В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название –онтология.
Значительно позже Гегель построит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук», где называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности: 1) логика, 2) философия природы и 3) философия духа. (К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).
Логика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится. Социальная философия (или философия истории), философские вопросы естествознания (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, аксиология, история философии – круг философских дисциплин может быть и расширен.
Не отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостности? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины – не механические части целого. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.
Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знаниязаключается в егодвойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, чтофилософияявляется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
•имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
•носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии— онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая(бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной)стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
гносеологической (познавательной) стороны:
2.Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
Материализм(так называемая «линия Демокрита»)— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные
французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм.Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции ( XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм («линия Платона»)— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализмасчитается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
• «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты(Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии —материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения —дуализм, деизм.
Дуализмкак философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции —материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм— направление в философии, сторонники которого
(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
3.Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
Основателем эмпиризмаявляется Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения(«Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположником рационализма(от лат. ratio —разум) считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разумаи не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм(Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители гностицизма(как правило, материалисты) считают, что:
• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики
(как правило, идеалисты):
• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
Бог существуетБога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»).
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».
4.В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов,основной вопрос философиидостоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
2.Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности. Чтобы определиться с сущностью познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.
Чувственное познание и его формы
Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение.
Ощущения возникают в мозгу человека в результате непосредственного воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.
Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных границах. Например, зрительные ощущения отображают сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. Всё, что находится за границами этого интервала, не воспринимается человеческим глазом.
Существуют многочисленные факты, свидетельствующие об ограниченности возможностей других органов чувств человека. Однако человек способен выйти за пределы непосредственного данного в чувствах с помощью использования различных технических средств (микроскопа, телескопа и т. п.).
Представление, несмотря на более сложный механизм его возникновения по сравнению с ощущением и восприятием, является еще формой чувственного познания, так как имеет чувственно-наглядный характер.
Вместе с тем, представление является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.
3. Рациональное познание и его формы
Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними. Примером понятий, выражающих свойства предметов, являются понятия «большой», «маленький», «красивый», «безобразный», «сильный», «слабый» и т. п.
Научные понятия имеют различные сферы своего использования. Одни понятия применяются лишь в рамках одной науки, другие же успешно используются в различных науках. Например, понятия «пространство» и «время» используются не только в философии, но также в физике, астрономии и др.
Для современной науки характерно наличие интеграционных процессов, что обусловливает существование так называемых общенаучных понятий «на стыке» различных наук (примером такого рода понятий является понятие «информация»). Появление общенаучных понятий также объясняется широким взаимодействием между естественными, техническими и социальными науками. Это привело к появлению понятий, имеющих общенаучный характер к которым, в частности, можно отнести понятия «система», «организация», «управление».
Более сложной формой мышления (в сравнении с понятием) является суждение. Суждение- это такая форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Объективной основой суждения являются связи и отношения, которые существуют между предметами. Эти связи могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов и т. п. Посредством суждения раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Например, наукой установлено, что медь обладает теплопроводностью. Наличие этой связи между медью и её свойством позволяет сделать суждение: «медь теплопроводна». Наряду с суждениями, в которых утверждается наличие того или иного свойства предмета, возможны суждения, отрицающие наличие определённого свойства у предмета мысли. Примером такого рода суждений является следующее суждение: «медь не пропускает солнечный свет».
Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключение. Оно содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия). Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо явления. Умозаключение широко используется в повседневном и научном познании.
Чтобы уяснить сущность умозаключения как формы мысли, сравним две разновидности знаний, которыми человек пользуется в своей жизнедеятельности. Это знания непосредственные и опосредованные. Знания, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т. д., называют непосредственными. Они могут быть выражены следующими суждениями: «студенты записывают лекцию», «идёт дождь», и т. п.
Всякое умозаключение представляет собой логический вывод одних суждений из других. В зависимости от характера этого вывода выделяются следующие два типа умозаключений: индуктивные и дедуктивные.
Индуктивные умозаключения позволяют сделать общий вывод на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему. Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон, который трактовал индукцию как важнейший методом открытия новых истин в науке.
Индукция широко применяется в научном познании для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. Например, на основании многочисленных единичных опытов по электропроводности отдельных металлов в физике был сделан общий вывод об электропроводности всех металлов.
По мере развития естествознания становилось все более очевидным, что методы классической индукции далеко не всегда могут рассматриваться как универсальное средство в научном познании, которую им приписывали Ф. Бэкон и его последователи вплоть до конца XIX в.
В науке Нового времени начинает осознаваться роль дедуктивного метода в познании. Его основоположником является математик и философ Р. Декарт. Дедуктивная методология Декарта была прямой противоположностью эмпирическому индуктивизму методу Бэкона. Декарт преувеличивал роль интеллектуальной стороны познания за счёт опытной.
Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной наукой.
Но, несмотря на имевшие место в истории науки и философии попытки оторвать индукцию от дедукции, противопоставить их в реальном процессе научного познания, эти два метода не применяются как изолированные, обособленные друг от друга. Каждый из них используется на соответствующем этапе познавательного процесса.
Это обусловило тот факт, что разграничение дедуктивной и индуктивной логики продержалось до XIX в. С этого периода времени дедуктивная и индуктивная логика рассматривались как две взаимосвязанные части.
Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания, как было уже отмечено, имеет свою специфику и существует в своих формах.
Иной взгляд на соотношение роли чувств и разума в познании представлен в сенсуализме и рационализме.