Что относится к социальной политике

Социальная политика

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги) [1]

Содержание

Субъекты проведения социальной политики

Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Государственная социальная политика

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Что относится к социальной политике

Формы реализации социальной политики

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

К задачам социальной политики относятся:

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Что относится к социальной политике

Правовое обеспечение социальной политики России

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

Источник

Социальная политика

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Источник

Социальная политика государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность, содержание и принципы социальной политики

Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.

Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.

В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.

Что относится к социальной политике

Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.

Готовые работы на аналогичную тему

В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты – важный элемент гражданского общества, их поддержка – характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.

Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:

Итак, субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.

Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:

Приоритетные направления социальной политики государства

Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демог-рафическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения. Проблемы государственного регулирования занятости населения будут рассмотрены в следующей главе.

В решении социально-экономических проблем социальная сфера занимает определяющее положение. Без разветвленной системы социальной сферы и ее нормального развития успешного осуществления социальной политики добиться невозможно. Напомним, что экономика — это система жизнеобеспечения человека и общества в целом. Существует также более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями, называемая социальной сферой экономики.

Каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже установленного законодательством уровня — минимальная пенсия, а выше пенсии выплачиваются в зависимости от стажа работы и уровня заработной платы. Кроме пенсий из средств государственного и местных бюджетов выдаются разнообразные пособия и выплаты. Они могут быть постоянными, длительными и временными, возможно предоставление разовой, социальной помощи.

Социальные гарантии

Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

Источник

Социальная политика социального государства: основные цели, направления и механизмы

Оглавление

1. Социальная политика социального государства

Социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Основные направления социальной политики, отражающие ее специфику, следующие:

I. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).

П. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения. ).

III. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии. ).

IV. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).

V. Социоэкологическая политика.

VI. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).

VII. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов. ).

Главная цель социальной политики — повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства.

Понятие социальной политики относится, с одной стороны, к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Термин «социальная политика» имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была скорее следствием, чем целью деятельности правителей и правительств.

Мыслители Нового времени, среди них Т. Гоббс, И. Кант, Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью. Так, В. фон Гумбольдт в работе «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства» анализирует как юридические функции государства (мир и безопасность в обществе, защита прав и свобод индивида), так и социальные (забота о благе и счастье каждого). Концепция максимального участия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан получила наиболее развернутое изложение в работе И. Фихте «Замкнутое торговое государство».

Большинство исследователей разделяло точку зрения, которая в обобщенном виде была выражена О. Хеффе: «Если человеческое общежитие хочет иметь легитимный характер, то оно должно: во-первых, иметь правовой характер; во-вторых, право должно обрести качество справедливости и, в-третьих, справедливое право должно быть защищено общественным правопорядком — а значит, принять облик государства — справедливого государства».

Последовательная деятельность по изучению и истолкованию социальной политики как специфической функции государства и общества относится к тому времени, когда закладываются основы социального государства. В конце XIX в. группа немецких ученых объединяется в «Кружок социальной политики», ставящий своей задачей изучение развития политики и экономики с позиций социологии. Неудивительно, что это произошло именно в Германии — стране, где ранее всего была начата осознанная и целенаправленная деятельность, ориентированная на построение именно такого типа государства. Закономерно также, что научный интерес к подобному социальному институту формируется на рубеже XIX и XX вв., отмеченном значительным ростом интереса к социальному знанию. В. Зомбарт отмечал, что наблюдательный теоретик-социолог «стремится внести в путаницу отдельных политических мероприятий смысл, единство и систему, различает группы однородных и разнородных начинаний и приходит к необходимости установить понятие социальной политики».

2. Особенности социальной политики, качество социальности

В последующие десятилетия понятие социальной политики исследуется в контексте представлений о социальном государстве. Поскольку типы этих государств, равно как и идейные комплексы, лежащие в их основе, отличаются друг от друга, естественно, что понимание социальной политики в значительной степени разнится у представителей различных школ общественной мысли. При этом следует отметить, что все авторы априори сходятся во мнении, что социальная политика у современного государства обязательно наличествует. Более того, хотя термин «социальное государство» чаще всего употребляется по отношению к таким европейским странам, как Швеция, Германия, Дания и др., можно без преувеличения сказать, что любое современное (модернизированное) государство несет в себе те или иные признаки социального. Даже там, где социально-экономический либерализм имеет глубокие корни, как, например, в США, проводится целенаправленная государственная социальная политика1. Укореняются представления о необходимости сознательного управления социальными процессами, зарождаются социальные технологии.

Качество социальности присуще любому государству, население которого разделяет современные гуманистические ценности. Для таких стран характерно признание собственной «зоны ответственности» как индивидов, семей, общин, так и государства. «Что может с собственной ответственностью и в действительности выполняться человеком, не должны брать на себя вышестоящие инстанции», — таким образом сформулирован этот принцип в программе одной из партий Австрии2. Другими его особенностями является признание обязательств государства перед гражданами, необходимости стартового равенства, перераспределение доходов через налоги и социальные программы. Механизм же реализации целей социального государства различается в зависимости от господствующей идеологии и воплощается в социальной политике.

Простая констатация того, что государство является субъектом социальной политики, недостаточна. Государство выступает как совокупность или система разноуровневых элементов или органов, причем их цели в социальной политике могут не совпадать, а деятельность одного органа противоречит деятельности другого. Так, государственные ведомства социальной защиты должны по определению вести деятельность направленную на обеспечение социального функционирования индивидов, семей и групп. Однако ведающие вопросами экономики элементы государственной структуры могут предпринимать действия, в теории направленные на повышение экономической активности и трудовой мотивации: инициация банкротств неэффективных производств, перевод скрытой безработицы в явную, структурные перестройки в целых отраслях и обширных территориях, ведущие к закрытию, в том числе, градообразующих предприятий. Позитивные экономические результаты такой деятельности возможны, но не обязательны. В то же время негативные социальные последствия очевидны. При этом положительные социальные последствия вовсе не предопределены: они могут наступить, если будут удачны ми экономические преобразования и если, кроме того, буду разработаны социальные программы, направленные на пре одоление социальных издержек экономического реформирования. Опыт ФРГ, где были разработаны масштабные и дорогостоящие проекты социального компенсирования населению трудностей при реформировании экономики бывшей ГДР, как показывает, что это достаточно трудный и противоречивый процесс, далеко не всегда приходящий к намеченной цели.

Там же, где наблюдается противоречивость в проведении единой общегосударственной социальной политики, не проводятся или недостаточно последовательно проводятся мероприятия по компенсации социальных издержек экономических трансформаций, результаты могут быть совершенно негативными. Так, например, длительная работа по «оздоровлению экономической ситуации» в угольных регионах России приводит к тотальной ликвидации источников занятости, росту безработицы, превращению целых регионов в зону экономического бедствия. Как представляется, экономическая эффективность такой деятельности также не достигнута.

Таким образом, можно констатировать, что государство — «сложносоставный» и противоречивый субъект социальной политики, отдельные элементы или органы которого могут проводить различные виды социальной политики, не всегда согласованные друг с другом.

На основе вышеизложенного сформулируем определение: социальная политика — это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям.

Направления социальной политики

В. М. Капицын к числу направлений социальной политики относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку семьи, детства, материнства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природной среды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев1.

По мнению И. А. Григорьевой2, социальная политика направлена на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей.

Итак, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества — инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т.д., — до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Это неудивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного развития, находят выражение в этих разнообразных областях. Целью же общественного развития является, как уже было сказано, само общество, т. е. увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей.

Основными целями социальной политики на современном этапе являются:

— максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

— формирование прочного пласта трудовой мотивации отвечающего требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, ибо без этого не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;

— создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различным общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии1.

Общеизвестно, что социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое из направлений социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Однако, в конечном счете, инвестиции в социальную политику являются наиболее продуктивным вложением общественного богатства.

3. Принципы политики современных государств

Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций.

Содержание и направленность социальной политики раскрываются через систему определенных принципов. Отметим среди этих принципов социальной политики государства наиболее важные:

Социальная справедливость, которая означает меру равенства (или неравенства) в жизненном положении людей, обусловленная уровнем материального и духовного развития общества. Социальная справедливость — это также и реальное народовластие и равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие наций, уважение личности и создание условий для ее развития.

Социальные гарантии, которые означают гарантированное обществом право на обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботы о престарелых, материнстве и детстве.

Повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, охрана окружающей среды.

Социальная реабилитация, которая означает восстановление нарушенной социальной справедливости. Особенно остро в наше время обозначилась проблема социальной реабилитации невинно пострадавших (жертвы войны, репрессий, катастроф, стихийных бедствий, аварий и т.д.). Сюда же к социальной реабилитации тесно примыкает социальная благотворительность.

Развитие социальной активности всех членов общества, раскрытие, обогащение и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с духовной жизнью.

Более полный учет специфики жизни и деятельности таких групп населения, как молодежь, женщины, престарелые люди с целью максимально возможного удовлетворения их нужд и интересов.

Сплоченность всех составляющих общество классов и социальных групп: совершенствование национальных отношений, расцвет наций и народностей, укрепление их всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, искусства.

Социальная политика социального государства призвана не допускать резкой дифференциации доходов в обществе и таким образом содействовать определенному выравниванию жизненных шансов представителей различных социальных групп. Именно с этой целью в развитых странах широко используются прогрессивное налогообложение и социальные трансферты — тем самым обеспечивается неизменность вектора социальной политики, направленного в одну сторону: «сверху — вниз». А это означает, что средства налогоплательщиков, выделяемые на социальные нужды, социальное государство расходует в основном на поддержку малообеспеченных слоев населения.

При проведении социальной политики социальные государства руководствуются рядом установок, в их числе:

— принцип достойной оплаты труда (заявленная позиция Международной организации труда2), применение которого позволяет обеспечивать широкий круг потребностей работника и его семьи с позиции расширенного (качественного) воспроизводства рабочей силы и организации достойной жизни;

— принцип комплексного подхода при определении цены труда с помощью договорных (рыночных) и государственных (нормативных и налогово-бюджетных) методов регулирования оплаты труда, позволяющих формировать мотивацию к высокоэффективному труду, обеспечивать платежеспособный спрос населения и создавать основу для социальной стабильности в обществе;

— принцип социальной сплоченности (важнейшее направление социальной политики Совета Европы3) как базовое условие повышения ответственности государства, работодателей и работников за реализацию прав человека в социально-трудовой сфере, обеспечение благосостояния всем членам общества, стремления к уменьшению неравенства в доступе к материальным и интеллектуальным благам, сведения к минимуму поляризации общества.

Следует отметить, что термины «достойный труд» и «достойный уровень жизни» нашли широкое применение в международных документах. Например, в ст. 23 (3) Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.) говорится:

«Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году в статье 7 декларирует «право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся:

— справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия;

— удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта.

4. Субъект и объект социальной политики

Объект и предмет социальной политики — понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС). СТС — это система взаимосвязанных компонентов и частей: отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); рынок труда, занятость, безработица; социальное партнерство; социальная за­щита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенсионная система и др. Проводя социальную политику, важно держать в поле зрения все ее направления, не оставляя без внимания ни одного из них. Например, вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдается предпочтение развитию образования, культуры и т.п. в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и т.д.

Реальная, конкретная социальная политика осуществляется, как говорится, лицом к лицу с конкретным человеком, как правило, на районном, муниципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.

Социальные группы, структурные части народа (общества) — несомненная реальность. Они могут действовать или бездействовать, осознавать и не осознавать свои интересы, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).

Субъекты социальной политики — это реально самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп, к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки — разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации, Союз писателей, Академию наук, Профсоюз горняков. Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И все это действующие лица социальной политики, ее субъекты.

5. Уровни социальной политики государства

Глобальные проблемы социальной политики могут быть разрешены только на глобальном уровне, на национальном и региональном уровнях решаются национальные и региональные проблемы.

Глобальными проблемами являются:

— Демографическая проблема, заключающаяся в опережающем приросте населения в странах Африки и Азии, в которых расширение производства материальных благ значительно отстает от увеличения количества населения. В этих странах в постиндустриальный период развития глобальной экономики государственная социальная политика вынуждена решать проблемы голода, бедности, невозможности дать образование большинству населения (ежегодно количество неграмотных увеличивается на 7 млн. чел.) и обеспечить их услугами здравоохранения, низкой стоимости рабочей силы, высокого уровня детской смертности (ежегодно умирает 15 млн. детей в возрасте до 5 лет).

— Развитие постиндустриального общества ведет к упадку национальных культур, утрате многообразия этнических особенностей, традиций и нравственных устоев.

— Антагонизм между духовными ценностями постиндустриального общества и стремлением к сепаратизму, религиозному фанатизму и национальному эгоизму.

— Неприятие значительной частью населения стратегической цели глобалистов переустроить весь мир по одной модели.

— Технократический уровень цивилизации доведен до возможности нанести катастрофические угрозы экологии планеты.

Естественно, что государственная политика любой отдельно взятой страны не может решить проблемы глобального характера. Этот уровень проблем может решаться только международными структурами.

В России защита социально ущемленных слоев общества и реализация эффективной государственной социальной политики в период перехода к рыночной экономике является наиболее актуальной задачей. Федеральное устройство России с широкими полномочиями государственных органов субъектов федерации и муниципальных образований диктует необходимость проводить социальную политику в различных уровнях государственной власти.

Специфические условия (природные, демографические, ресурсные, культурные и др.) определяют особенности функционирования экономики регионов, неоднородность и многослойность реализации социальной политики.

Федеральная социальная политика является частью внутренней политики государства. Социальные программы государственной власти направлены на развитие духовности общества, гармонизацию отношений социальных слоев, поддержание баланса доходов населения и предложения товаров, решение проблем обеспечения жильем, образования, здравоохранения, развитие культуры.

Реализация целей государства базируется на эффективном развитии экономики и законодательном обеспечении правительственных программ, направленных на обеспечение оптимального соотношения доходов экономически активного населения и нетрудоспособных граждан, адресную социальную помощь, обеспечение социальных гарантий материального и нематериального обеспечения, сокращение уровня безработицы.

Государственная социальная политика решает задачи повышения реальных доходов населения; балансирования интересов работников, собственников предприятий и нетрудоспособного населения, реформирования коммунального хозяйства, здравоохранения, соцобеспечения и образования, компенсации потерь населения в связи с инфляцией.

Федеральные законодательные органы РФ обеспечивают правовое обеспечение социальной политики, устанавливают систему социальных гарантий во всех сферах общественной жизни. Исполнительные органы государственной власти разрабатывают социальные программы и обеспечивают финансирование их выполнение. Для реализации задач социального обеспечения созданы внебюджетные фонды – пенсионный, социального страхования, занятости, медицинского страхования, социальной поддержки.

Органы власти субъектов федерации разрабатывают и реализуют социальные программы своих административных образований, учитывающие местные условия и финансовые возможности регионов. Эти программы направлены на повышения минимальных федеральных гарантий, эффективное функционирование социальной инфраструктуры, адресную социальную помощь из доходов региональных бюджетов, формирование благотворительных и общественных фондов.

Взаимодействие федерального и регионального уровней государственной социальной политики позволяет создать единый рынок труда, снизить уровень безработицы, упорядочить миграцию рабочей силы между регионами, улучшить демографическую ситуацию.

6. Социальные стандарты социального государства

Эксперты Евросоюза выделяют два важнейших направления модернизации действующих в странах ЕС систем социальной защиты. Во-первых, это совершенствование политики доходов путем регулирования налогообложения и рынка труда в целях увеличения количества рабочих мест. И, во-вторых, это обеспечение трудовой мобильности на протяжении всего жизненного цикла путем создания условий, облегчающих переход от работы к обучению и самозанятости.

С учетом изложенного эксперты приходят к следующему выводу: проводимая социальным государством эффективная социальная политика обеспечивает максимально возможную занятость и достойную заработную плату, безопасные условия труда и непрерывное повышение квалификации работников. А также развитие доступного для всех качественного образования и здравоохранения, реализацию системы эффективного социального страхования и пенсионного обеспечения. Кроме того — проведение адекватной потребностям и возможностям широких масс жилищной политики, государственную поддержку семьи, материнства и детства. И еще заботу о престарелых и молодежи, гарантии экологической безопасности населения, неограниченный допуск к ценностям культуры и другие функции социального характера.

Необходимыми условиями для реализации государством эффективной социальной политики являются:

— высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке;

— законодательная база, гарантирующая экономическую свободу человека, правовое и политическое равноправие всех граждан;

— развитое гражданское общество, способное отстаивать свои интересы и обеспечивать общественный контроль за действиями государственной власти.

Согласно Европейской социальной хартии, ЕС разработана система социальных стандартов, представляющих собой нормативы экономического, правового, кадрового, информационного и другого обеспечения.

Система социальных стандартов охватывает основные сферы социальной жизни общества, в том числе: оплату труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; образование и профессиональную подготовку кадров; научные исследования; область культуры; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальную помощь и социальное обслуживание населения; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами; экологическую безопасность населения и др.

Система социальных стандартов включает в себя:

— государственные социальные стандарты, определяющие степень участия государства в реализации социальных прав граждан ЕС;

— социальные стандарты, обеспечиваемые финансовыми, организационными, информационными и другими ресурсами бизнес-структур;

— социальные стандарты, осуществляемые за счет собственных средств и возможностей самого гражданина.

Предусмотренные системой социальных стандартов нормативы обеспечивают уровень общепризнанных в развитых странах показателей «достойной жизни» каждого гражданина.

Система социальных стандартов разработана применительно к трем основным этапам жизненного пути человека: период от его рождения до окончания школы, период трудовой или предпринимательской деятельности человека, период жизни человека после достижения им пенсионного возраста.

Социальные стандарты рассчитаны на среднесрочный период (3—5 лет) и долгосрочную перспективу (10—15 лет), причем динамика роста основных показателей качества жизни общества соответствует наивысшим достижениям развитых стран.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *