Что охраняет копирайт ответ
Как защитить авторские права на цифровой контент
Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.
О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.
Юрист по защите цифровых прав, автор
В материале
Законодательная база и терминология по авторскому праву
Ключевые документы по защите авторских прав в России
Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.
Основные правовые термины
Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.
Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.
Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.
Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.
Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.
Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде
Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.
Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.
Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.
Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.
Какой цифровой контент считается общедоступным
Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.
Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.
В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.
Так, в случае из практики организация обратилась в Роспатент о регистрации товарного знака на словесное обозначение «О БЕНДЕР» и получила отказ — в связи с тем, что это имя главного героя романов Ильфа и Петрова, которое находится под охраной объектов авторских прав. Заявитель с этим не согласился, и решение было успешно обжаловано. В заключении Коллегии палаты по патентным спорам от 24.01.2018 года можно увидеть, в какой момент сменился статус произведения и оно стало общественным:
Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.
В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.
В каких случаях допускается свободное использование чужого контента
Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:
Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.
Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:
Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.
В творческой среде часто используется принцип художественного заимствования — известный манифест дизайнера и писателя Остина Клеона «Кради как художник». Не всегда получается придумать что-то уникальное, но иногда чужая мысль вдохновляет на творчество — в результате получается новое произведение.
Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента
Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.
При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Нап ример:
© Бахарева О.В., 2020 год
Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.
Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.
Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства
В 2018 году Российское Авторское Общество передало полномочия по депонированию любого объекта интеллектуальной собственности двум официальным партнёрам: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS) и ООО «Айрег» (национальный регистратор авторских прав IREG).
Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:
Копирайт – что это такое, для чего он нужен и правила применения
Приветствую, уважаемые гости и постоянные читатели блога! Спешу порадовать вас свеженьким материалом, имеющим прямое отношение к онлайн-заработку. На повестке дня – очередной термин, который начинающие фрилансеры зачастую трактуют неправильно и в результате сразу демонстрируют собственную некомпетентность.
Сегодня мы разберемся, что такое копирайт и какое отношение он имеет к созданию контента в принципе. Те, кто уже решил, что речь пойдет о создании текстового контента под заказ (то есть, копирайтинге), сильно ошибаются. Вот им-то, в первую очередь, я и посвящаю эту публикацию. Впрочем, изложенная здесь информация может пригодиться всем, кто создает контент любого типа и заинтересован в сохранении прав на него.
Копирайт и копирайтинг: в чем разница?
Представители сообщества копирайтеров давно ломают копья о терминологию: что есть копирайтинг в принципе? То ли это способ создания любого авторского текста на заказ, то ли только контент для коммерческого использования – мнения расходятся.
А многие начинающие веб-райтеры, ничтоже сумняшеся, и вовсе называют сей процесс и его результат «копирайтом». Ну еще бы: почему рерайтинг можно именовать рерайтом, а копирайтинг копирайтом – нет? И очень ошибаются, потому что слово «копирайт» уже занято принципиально иным термином. А вот что же он значит?
Копирайт – это всего лишь символ, но имеющий огромное значение. Это буква «C» в кружочке, обозначающая защиту интеллектуальной собственности. Если вы видите такой значок, это значит, что все права защищены, и использовать эту собственность (фото, видео, текст) можно только с разрешения ее правообладателя. Просто копирование с оригинала является, по сути, пиратством. И преследуется по закону!
Знак © происходит от английского Copyright с корнем right, то есть, «право». И его следует отличать от английского же Copywriting, с корнем write – «писать». При переводе становится понятным, что слово «копирайт» имеет отношение к праву, а «копирайтинг» – к написанию текстов.
Разъясняю простыми словами: всем, кто занимается созданием текстового контента, рекомендую правильно писать и говорить «копирайтинг», если речь идет о самом процессе создания текста либо его результате. А вот если хочется защитить свое творение, то речь пойдет о копирайте, то есть, значке авторского права.
Зачем нужен знак копирайта?
Понятие авторского права возникло уже достаточно давно: американские юристы успешно оперируют им уже пару столетий минимум, выигрывая (или проигрывая) порой многомиллионные иски.
Собственно значок © был утвержден еще в далеком 1886 году. В то время он применялся преимущественно к литературным и иным художественным произведениям. Тогда подобные дела были достаточно простыми, если автор или его представитель хоть как-то заботился о подтверждении права собственности. Доказать авторство было несложно, а вот заниматься интеллектуальным пиратством – затруднительно.
С появлением интернета информация стала общедоступной. Практически весь контент, размещенный в сети, никак не защищен от копирования. По сути, можно вырезать цитату из чужого текста и выдать ее за свою. Технически это сложностей не представляет, но налицо становится нарушение прав автора либо иного правообладателя. Теоретически, если он захочет, то может подать на вас в суд и выиграть дело!
Закон не обязывает авторов использовать © в приложении к веб-текстам – это их право. И отсутствие сего символа отнюдь не значит, что права на контент никому не принадлежат. Даже если знака копирайта нет, копировать и использовать контент запрещено!
С воровством контента по мере сил борются и поисковые системы. Они нещадно банят сайты, замеченные в копипасте (попросту говоря, воровстве) чужого контента. Это делает использование чужого текста, фото или графики не просто бесполезным, но даже опасным – внутренние сервисы проверки уникальности моментально определяют плагиат. Именно поэтому столь востребован уникальный авторский текст и хороший копирайтер никогда не останется без работы.
Права автора интеллектуальной собственности
А сейчас придется немного напрячь извилины и поговорить о скучных юридических аспектах. Следует дифференцировать неимущественные и имущественные права в отношении интеллектуальной собственности.
Неимущественные права – это то самое авторское право как о нем принято говорить. Они неотчуждаемы: автор книги (фото, веб-статьи, песни) всегда остается ее автором. Он может всем говорить – это создал я! Контент может быть подписанным именем автора, а может и нет, но неимущественные права за ним сохраняются.
Имущественные – это права на использование контента в определенных (или любых) целях. Вот их можно подарить, продать и так далее. После этого покупатель получает имущественные права и может фиксировать их знаком копирайта. Но подписать своим именем чужую статью такой правообладатель по закону не может: как мы уже говорили, неимущественные права (в том числе, и авторство, неотчуждаемы).
Представьте себе, что вы написали текст. Это ваша интеллектуальная собственность, на которую вы имеете все права, как неимущественные, так и имущественные. Но если вы писали статью на бирже контента на заказ, имущественные права переходят заказчику сразу же после оплаты. Он получает все права на использование вашего текста, кроме одного: он не может назвать себя его автором.
Как вы уже поняли, автором статьи остается ее создатель, то есть вы. Но использовать ее каким-либо образом вы уже не можете. Вы не имеете права продать статью еще раз, разместить на своем сайте, «подарить» другу для блога.
Использование чужого контента
Давайте разбираться в конкретных ситуациях:
Использование интеллектуальной собственности без наличия прав на нее наказывается в соответствии со статьей 7.12 КоАП РФ, а иногда – и по статье 146 УК РФ. А это не только внушительные штрафы, но и вполне реальные сроки принудительных работ и лишения свободы.
Как защитить свои права?
Защита прав на интеллектуальную собственность – это очень сложный вопрос. Именно поэтому начинающим авторам рекомендуется начинать деятельность с бирж контента – там можно обрести хоть какую-то уверенность, что за передачу имущественных прав заплатят заявленную сумму.
Да, и там случается всякое: автора могут снять с заказа, денег не заплатить, а написанный им текст впоследствии использовать. Помешать этому никто не может, но такие случаи сравнительно редки и на страже интересов обеих сторон стоит администрация. За каждым текстом она, конечно, следить не будет, но если с вами произошла подобная неприятная ситуация, смело обращайтесь в ОС (обратную связь), там разберутся.
Однако большинство хороших копирайтеров рано или поздно уходит с бирж в поисках более высоких заработков. Это объяснимо: на биржах заказы стоимостью свыше 100 р за килознак становятся объектами ожесточенной конкурентной борьбы.
Авторы, как могут, страхуются от недобросовестности заказчиков: к сожалению, мошенники, желающие получить дармовой контент, не переводятся. Это вынуждает вольных копирайтеров (фрилансеров) работать по предоплате.
Но и заказчики хотят быть уверенными, что после получения денег автор не испарится в неизвестном направлении или не сдаст откровенно бредовый текст. Так что порой приходится отказываться от выгодных заказов только потому, что потенциальный клиент не согласен платить «за воздух».
В идеале следует работать с заказчиком исключительно по договору – так будет проще отстоять в суде собственные права. Если речь идет о серии статей или фото, следует сделать скриншоты в процессе работы, причем таким образом, чтобы были видны дата и время. Можно отправить себе файлы по электронной почте.
А если вы взялись, например, за написание книги на заказ, самым разумным будет вариант с обычной почтой. Распечатываете труд в бумажном варианте, идете на почту, отправляете рукопись себе заказным письмом, полученный конверт не вскрываете до суда. Делать все это нужно перед сдачей работы заказчику.
Но такой вариант актуален только для копирайтеров, оформивших самозанятость или ИП – иначе у суда возникнет закономерный вопрос, на каком основании вы осуществляете оплачиваемую деятельность и где налоги, коим полагается быть в казне государства? Да и согласитесь, если речь идет о небольшой сумме, связываться с судебными тяжбами – себе дороже!
Поэтому простому копирайтеру приходится уповать на честность заказчика и мириться с неизбежными потерями. Что поделать: это фриланс, со всеми его прелестями и недостатками!
Размещение значка «копирайт» на сайте
Существует специальный ГОСТ Р 7.0.1-2003, регламентирующий оформление защиты авторского права.
Соответствующая строка в печатном издании, на сайте, в официальном документе формируется из собственно символа ©, данных правообладателя (если это физлицо – инициалов и фамилии, если юрлицо – наименование компании с формой собственности), года наступления права (только цифры, без букв, допускается использование диапазона лет с тире). Может быть вписано то, на что именно устанавливаются права.
© Соколов И. Е., 2012-2020
© Латынина Ю. И., иллюстрации, 2010
© ОАО «Белавтосервис», 2001
Возникает вопрос, где ставится сия информация на сайте? На сайтах и в блогах она обычно прописывается в футере («подвале» сайта, то есть, в нижней части его главной страницы). Если на ресурсе имеются материалы разных авторов, допустимо размещать подобную информацию на каждой странице.
На веб-ресурсах, где информация об авторских правах указывается в футере, зачастую используют диапазон дат между первой и последней публикацией.
Набор знака копирайта с разных устройств
Возникает вопрос, как набрать значок © на клавиатуре, ибо соответствующая клавиша в раскладке отсутствует.
Все зависит от использования операционной системы:
Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!
О копирайте
В последнее время на Хабре участились споры о копирайте — на много сотен комментариев, порой, весьма эмоциональных. Сторонники и противники копирайта приводят друг другу, в общем-то, один и тот же набор аргументов — о том, что за труд надо платить; что копирайт нужен не авторам, а правообладателям; и т.п.
К сожалению, и противники, и сторонники копирайта демонстрируют полное непонимание того, что вообще такое копирайт и зачем он нужен. Вашему вниманию предлагается обширный текст, в котором будут подробно разобраны смысл и функции авторского права в эволюции человека как вида.
Введение
Последнее десятилетие века двадцатого и первые года века двадцать первого ознаменовались огромным прорывом в области распространения информации. На текущий момент аудитория интернета оценивается примерно в 1.7 млрд человек; хотя в мировых масштаба проникновение интернета относительно невелико (около 26%), в развитых странах этот показатель достигает 80% и более.
Цифровые технологии позволяют снизить стоимость создания новых экземпляров произведений фактически до нуля. Файлообменные сети позволяют обмениваться иноформацией практически бесплатно. Однако сложившаяся в настоящий момент система оплаты труда авторов подразумевает оплату каждого вновь созданного экземпляра произведения. И это является причиной затяжного конфликта, по одну сторону которого находятся обладатели авторских прав, желающие получать свою прибыль от каждого потребителя интеллектуального товара, а по другую — многомиллионная армия тех, кто считает авторское право устаревшим и не соответствующим реалиям 21-го века.
В этой статье мы попытаемся рассмотреть эту проблему со всех сторон; мы считаем выдвигаемые обеими сторонами аргументы по сути неверными (или, по крайней мере, неполными); и те, и другие действуют в основном с точки зрения своих денежных интересов, которые, с нашей точки зрения, не являются в данном вопросе основополагающими.
1. О терминологии
1.1. О понятии «Интеллектуальная собственность»
Удивительно, но нам не удалось найти сколько-нибудь удовлетворительного определения базового понятия. Всемирная организация интеллектуальной собственности определяет то, что она защищает, так: «Intellectual property refers to creations of the mind: inventions, literary and artistic works, and symbols, names, images, and designs used in commerce» («Интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле»). Определения в других источниках (Оксфордский словарь, Википедия) ничем не лучше. Ни одно из этих определений не отражает тех свойств интеллектуальной собственности, которые отличают ее объект от объекта собственности неинтеллектуальной. Попытаемся выделить эти отличия.
Прежде всего, необходимо отметить, что наименование «интеллектуальная собственность» является сознательным введением в заблуждение: интеллектуальная и неинтеллектуальная собственность отражают принципиально разные явления материального мира. Объектом собственности неинтеллектуальной является вещь — нечто, существующее в реальной действительности независимо от нашего сознания. Вещь является реальным объектом. С другой стороны, объект интеллектуальной собственности не является реальным объектом и не существует вне нашего сознания. Объект интеллектуальной собственности есть некий принцип, некая идея, которая может быть понята и интерпретирована человеком.
Возникает вопрос, почему же столь разные понятия объединены в единое «собственность», хотя описывают совершенно разные объекты? Ответ достаточно тривиален: из обоих собственностей человек может извлекать выгоду. Нам кажется совершенно очевидным, что различия между объектами двух собственностей настолько принципиальны, что использование единого термина нецелесообразно. В дальнейшем мы будем говорить об объектах интеллектуальной собственности как идеях (в марксистском смысле — «форма постижения в мысли явлений объективной реальности, объективное, конкретное и всестороннее знание действительности, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира») и их реализациях в виде авторских произведений.
1.2. Авторское право
Под авторским правом мы будем понимать совокупность имущественных и неимущественных прав автора в отношении созданных им объектов интеллектуальной собственности — т.е. идей и их конкретных реализаций в виде произведений искусства, научных работ, программ для ЭВМ и прочая. При этом мы вынуждены отметить, что в современных определениях (Википедия, ГК РФ, ст. 1226) авторским правом называется исключительное право автора на его произведения; данное обстоятельство мы вынуждены расценивать как логическую уловку, поскольку не видим никаких оснований для того, чтобы не называть авторскими и неисключительные права.
Напомним, что исключительным правом (exclusive right) называется право лица на получение выгоды (в любой форме) от чего-либо вместе с правом запрещать либо разрешать, по своему усмотрению, всем остальным получать выгоду от того же объекта (как видим, вновь интеллектуальная и неинтеллектуальная собственности объединены по формальному признаку возможности извлечения выгоды).
В дальнейшем мы будем придерживаться расширительного определения авторского права, подразумевая под авторским правом просто совокупность прав автора на его творение, без оговорки об исключительности этих прав.
Современная юриспруденция помимо авторского выделяет еще ряд прав, связанных с интеллектуальной собственностью: патентное право, права, связаные с торговыи марками и пр. В целом данные отрасли нас мало интересуют, хотя большинство изложенного ниже применимо и к ним.
Авторские права принято разделять на имущественные и неимущественные (моральные). Сразу оговоримся, что наши рассуждения не будут касаться моральных прав вообще: мы не видим никаких оснований для пересмотра этих прав.
Понятие «копирайт» (которое есть калька английского copyright) мы будем использовать как синоним понятия «авторское право», не вдаваясь в подробности, которые в контексте нашего исследования не важны.
1.3. О применимости концепции естественного права к интеллектуальной собственности
Как было упомянуто выше, общепризнанная терминология не дает каких-либо комментариев по поводу оснований исключительности авторских прав. Многими защитниками концепции копирайта исключительность авторского права подается как нечто само собой разумееющееся. «Piracy is theft, and pirates are thieves, plain and simple», — заявляет MPAA. Между тем, авторское право не является естественным, ни в локковском, ни в современном понимании этого слова. Напомним, что концепция естественного права подразумевает, что некоторые права являются общезначимыми для всякого общества и всякой эпохи. Локк, в частности, понимает под естественными правами право на жизнь, на свободу и на собственность.
Считая, что Земля и все что есть на ней отданы человеку Богом, Локк так выводит право на собственность: любому человеку принадлежит его собственное тело и плоды его труда. Изымая нечто из природного состояния и прикладывая свой труд, человек тем самым обретает собственность (John Locke: Second Treatise of Civil Government: Chapter 5, Sec. 25-27). Как нетрудно заметить, исключительное авторское право в концепции Локка не является естественным: автор не может претендовать на какие-либо права в отношении того, для создания чего он не приложил труда; если некто собственноручно скопировал некое произведение искусства, использовав доступные ему ресурсы, то, по Локку, этот некто является полноправным владельцем копии, поскольку создал ее только своим трудом.
Точно так же авторское право не является естественным и с точки зрения современных теорий естественного права. Более подробный разбор можно почитать, например, здесь. Так же следует заметить, что авторское право фактически не является исторически общезначимым; в частности, древнеримское право, по-видимому, не содежит никаких положений, касающихся авторских прав, несмотря на высочайший уровень развития как права, так и науки и искусства в Древнем Риме (см. здесь).
Таким образом, сформулируем общий вывод данного раздела:
Права автора — не естественные, а положительные (объективные), и устанавливаются обществом в том объеме, который полагается его членами справедливым и целесообразным.
2. О функциях авторского права в человеческом обществе
2.1. Вводные замечания
Прежде всего хочется заметить следующее: ни одна из организаций, защищающих авторское право, до сих пор не потрудилась сосчитать убытки, приносимые авторским правом. Например, исключительное авторское право ведет к повышению стоимости обучения, что в свою очередь означает снижение доступности качественного образования. Является ли это убытком в современном мире? Несомненно. Было бы интересно оценить конкретный объем упущенной выгоды среднестатистического гражданина какой-нибудь из развитых стран вследствие меньшей доступности образования. Разумеется, приведенный пример убытка является не единственным.
Однако это не более чем частное соображение, касающееся методологии подсчета экономического эффекта. Существует более общее соображение, формулируемое следующим образом: приведенные аргументы относятся только к экономике; меж тем никем не показано, что авторское право влияет только лишь на эту сферу жизни общества. Мы считаем это умолчание прямым обманом; с нашей точки зрения причины и цели существования авторского права являются надэкономическими, а сам институт авторства — важнейшим в контексте развития человека как вида. Причины, заставляющие нас так думать, будут подробно рассмотрены в следующих разделах.
Нам придется начать весьма издалека и рассмотреть, прежде всего, смысл движения информации в природе вообще и в человеческом обществе в частности, установить роль распространения идей в развитии человека как вида и очертить причины, приведшие к возникновению авторского права, чтобы затем дать толкование смысла и целей существования авторского права и оценить, насколько им соответствует современное законодательство.
2.2. Жизнь как система избирательного накопления информации
Вслед за, пожалуй, наиболее авторитетным и последовательным исследователем жизни как космического феномена И.С.Шкловским, мы считаем, что опредление жизни следует давать исходя прежде всего из ее функциональных свойств, а не особенностей конкретной биологической реализации (см.: И.С.Шкловский. Вселенная. Жизнь. Разум.). Для нашего исследования наибольший интерес представляет рассмотрение жизни с точки зрения кибернетики (см.: А.Н.Колмогоров. Жизнь и мышление с точки зрения кибернетики; А.А.Ляпунов. Об управляющих системах живой природы и общем понимании жизненных процессов.) как управляющей системы.
Жизнедеятельность живого организма есть управляющий процесс, т.е. такой процесс, при котором «передача по определенным каналам небольших количеств энергии или вещества влечет за собой действия, заключающиеся в преобразовании значительно больших количеств энергии или вещества» (Шкловский). Живой организм обрабатывает поступающую извне информацию, сопоставляет её с имеющейся и вырабатывает ответную реакцию. Ляпунов определяет жизнь как «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул»
Итак, наличие некоторой кодированной информации является одним из определяющих свойств жизни. Чем больше информации хранит система, тем более гибкой будет ее реакция на внешние воздействия. Откуда же берется эта информация и в каком виде существует?
Если мы говорим о жизни в том виде, в котором она существует на Земле, то носителем кодированной информации во всех без исключения живых организмах являются молекулы ДНК и РНК, которые строго определенным образом кодируют синтез белков. Ричард Докинз сравнивает макромолекулы ДНК со своего рода программой, которая определяет развитие и поведение организма (см. Р.Докинз. Эгоистичный ген.). Живой организм обладает способностью саморепликации: несмотря на то, что каждый отдельный организм относительно недолговечен, отдельные гены (цепочки молекул ДНК) могут существовать в виде копий самих себя на протяжении миллионов лет. Разумеется, размножение (репликация), как и любой другой информационный процесс происходит на фоне помех, что приводит к разного рода «ошибкам» копирования (мутациям), т.е. появлению новых генов.
Помимо факторов накопления информации (размножение + мутации) в природе действуют и факторы выбраковки накопленной информации. Прежде всего это, разумеется, качество сохраняющих реакций. Ген, детерминирующий явно неадекватную реакцию на определенное воздействие, быстро погибнет. Кроме того, из определения жизни явно следует, что жизнедеятельность организма требует непрерывного расхода энергии для выработки сохраняющих реакций. Следовательно, размножение живых организмов не может происходить бесконечно, и в определенный момент организмы вступят в конкурентную борьбу за источники энергии.
Над полем накопленной информации (генофондом) происходит постоянный отбор (который принято называть естественным). С одной стороны, в генофонд постоянно поступают новые порции информации, образованные в результате мутаций. С другой стороны, функционально неудачные гены постепенно удаляются из генофонда. Эволюционный процесс, таким образом, представляет собой непрерывное избирательное накопление информации.
Настоящим передаю вышеизложенный текст в общественное достояние.