Что относится к социальному в человеке мировоззрение
Мировоззрение человека
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие мировоззрения
Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.
Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.
Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).
Факторы формирования мировоззрения:
Социальное окружение, в котором находится человек.
Условия социума, в которые помещена личность.
Структура мировоззрения
Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:
принципов (точки зрения);
убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);
Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:
стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);
осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).
Уровни мировоззрения
Различают два уровня мировоззрения:
Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.
Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.
Три функции мировоззрения
Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.
У мировоззрения человека есть три функции:
Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.
Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.
Практическая — влияние на действия человека.
Элементы мировоззрения
Мировоззрение человека можно разделить на элементы:
Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.
Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.
Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.
Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.
Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).
Способы мышления
В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:
Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.
Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.
Типы мировоззрений
В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.
Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.
Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.
Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.
Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.
Таблица характеристик мировоззрений
У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.
Какая черта отражает особенность развития марксизма в России?
1. преобладание космологической тематики
2. практическая направленность на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя
3. анализ смысла жизненных ценностей человека, его бытия и небытия
4. анализ соотношения философского и религиозного в сознании российского общества
Какая из черт, характеризующая русскую философию XX века, является лишней в представленном списке?
1. возникновение философских систем
2. религиозный характер философии
3. постановка в философии проблем значимых для русского самосознания и культуры
4. интерпретация текста
Кто из русских философов разрабатывал проблемы освоения космоса и роли разума человека (ноосферы во вселенной)?
1. Н.Г. Чернышевский и П.Л. Лавров
2. К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский
3. П.Я. Чаадаев и А.С. Хомяков
4. К.Н. Леонтьев и Н.Ф. Федоров
Кто был создателем учения о ноосфере?
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Что относится к социальному в человеке?
2. тип нервной системы
3. анатомо-физиологические задатки
В чем проявляется универсальность человека?
1. в способности ко всем видам интеллектуальной деятельности
2. в бесконечном многообразии внешности человека
3. в бесконечности духовного самосовершенствования
4. в морфологической способности к любым видам деятельности
Кто из философов раскрыл проблему бессознательного в психических процессах, состояниях и свойствах человека?
Какой из перечисленных элементов не характеризует человека как систему?
В чем проявляется уникальность человека?
1. в способности ко всем видам интеллектуальной деятельности
2. в бесконечном многообразии внешности человека
3. в бесконечности духовного самосовершенствования
4. в морфологической способности к любым видам деятельности
При помощи какого процесса происходит становление личности?
1. процесс идентификации
2. процесс индивидуализации
3. процесс персонализации
Каково содержание бытия человека?
1. это мир чувств, идей, эмоций
2. это мир духовно-практической деятельности людей
3. это мир вещей, состояний процессов
4. это мир человека как уникального, живого существа
Что относится к биологическому в человеке?
3. анатомо-физиологические задатки
Как в философии называется процесс вхождения индивида в общество?
Как З. Фрейд назвал глубинную сущность человека – сексуальное влечение?
Что относится к психическому в человеке?
2. тип нервной системы
3. анатомо-физиологические задатки
12. Отметьте неверное высказывание о важнейших элементах религии:
1. религиозное сознание
2. религиозная идеология
3. религиозная деятельность
4. религиозные организации
13. Религиозные представления основаны в первую очередь на:
14. Религия – это:
1. привязанность человека, личности к чему-либо священному, постоянному, неизменному
2. взаимоотношения между Богом и человеком
3. вера в сверхъестественное
4. все перечисленное выше
15. Отметьте не относящееся к мировым религиям:
Как называется раздел в философии, изучающий проблемы человека?
3. философская антропология
Какое из перечисленных понятий не используется философской антропологией?
5 основных черт людей с высоким социальным интеллектом, по мнению эксперта
Социальный человек – определение и типы характеров
В основе социального поведения лежит обращённость к жизни других людей. Это уникальный комплекс действий, так называемая форма жизни, которая возникает при самопожертвовании ради общего блага или ради себя. Если рассматривать высший аспект социальной направленности, то это любовь. Это фундаментальное чувство, которое составляет основу жизни социального человека. Любовь может быть направлена на конкретный предмет или группу людей без потери основной цели развития, определяющей основы жизни индивидуума. Также люди склонны быть привязанными к другим людям и любовь к другому человеку активирует высшие ценности.
Социальный человек – это индивидуум, который выбрал для себя уникальную линию поведения, названную социальной. Эта форма поведения возникает тогда, когда потребность служить другим становится выше других потребностей. Высшее проявление социального человека – это любовь. Если отдельный человек является предметом любви, то это называется средоточием ценностей. Суть любви не исследована полноценно, но мы понимаем, что она открывает смысл существования, который заставляет нас быть лучше и развиваться в правильном направлении.
Среди других людей у социального человека вырабатывается определённый набор качеств характера. Психологи определили метод приспособления человека к социуму – он выражен в его характере. Если разбить поведенческие модели на несколько видов, то их можно классифицировать. Это позволяет определить общую картину действий человека в разных ситуациях.
Технические детали
Разработка программы «Социальный мониторинг» проводилась при участии большого числа специалистов по компьютерным технологиям. Данные горожан, использовавшиеся ими при регистрации, полностью конфиденциальны и не будут использованы нигде и никогда, помимо этой программы. Более того, после того, как человек выздоровеет, информация о нем будет удалена.
До этого момента, как подчеркнул министр правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий Эдуард Лысенко, все данные хранятся на территории России. Если у человека остались какие-то вопросы по поводу использования программы или ему требуется помощь, то столичные власти всегда готовы оказать свою помощь. Для этого необходимо обратиться на специальную горячую линию по телефону.
Выделим основные типы характеров социального человека:
Вышеописанные типы характеров людей описаны философом и психологом Э. Шпрангером.
«С» = «Ясность» (Clarity)
Когда речь заходит об общении, ключевым моментом является ясность. Социально интеллигентные люди постоянно работают над тем, чтобы выразить свои мысли и чувства легко усваиваемой манерой.
Одно из упражнений, которое рекомендует Альбрехт, — это «тренировка в лифте». Начните с того, что вообразите, что у вас есть одна минута, чтобы представить свою компанию или себя кому-то, кто способен изменить вашу жизнь.
Как тот, кто вырос с серьезным дефектом речи, по моему опыту, несколько упражнений улучшат ваши коммуникативные навыки. Можете попробовать записать себя, послушать, сделать выводы, повторить. Пока не добьетесь удовлетворительного результата.
Однако, как и в случае с другими аспектами социального интеллекта, существует множество способов практиковаться в общении с большей ясностью.
Пишите, пишите, а затем пишите ещё (в конце концов, письмо — это мышление).
Изучайте сильных коммуникаторов вокруг себя (Как они представляются? Как они ориентируются в сложных ситуациях?).
Смотрите великолепные речи и обращайте особое внимание не только на то, что они говорят, но и на то, как они это говорят.
Запишите себя, отвечая на обычные вопросы интервью или просто потренируйтесь рассказывать свои любимые истории.
Способность упрощать сложные идеи вплоть до легкого, но в то же время убедительного языка — это навык, который приобретает все большее значение в нашем быстро меняющемся мире.
Социальная жизнь человека – механизмы влияния
Социальная жизнь – это процессы жизнедеятельности людей, которые живут среди себе подобных. Также такой процесс можно описать как функционирование всего общества и взаимодействие его между собой. Если рассматривать это определение с социологической точки зрения, то социальная жизнь представляет собой чётко отработанную систему сотрудничества людей и социальных групп. Взаимодействие членов сообщества и индивидуумов производится как случайно, так и через компании, учреждения, организации и так далее.
Социальная жизнь имеет разнообразные формы, которые определяются средой. Самое большое влияние на жизнедеятельность групп и индивидуумов оказывает природа. Человек не может игнорировать природные процессы, и вынужден жить в соответствии с «графиком» планеты. Мы предлагаем рассмотреть основные механизмы влияния окружающей среды на человека:
Все вышеописанные факторы сильно влияют на особенности социальной жизни человека. Природа окружает нас, и часто мы не можем противостоять её воздействию. Чем лучше человек приспосабливается к условиям жизни, тем быстрее он развивается.
Исследователи данной области знаний отмечают, что особенности формирования ландшафта влияют на этнические группы по-разному. Не все переносят климат одинаково. Каждая группа имеет свою социокультурную систему, которая состоит из ценностей, поведенческих моделей, особенностей хозяйственной деятельности и политической сферы. Чем лучше члены группы организовывают социальную жизнь, тем меньшее влияние оказывает географическое положение на социальную жизнь населения.
Нельзя рассматривать связь географического положения и социума однобоко. Здесь играет роль восприятие людьми их ситуации. Так называемое социальное мировоззрение может быть сформировано под воздействие разных взглядов. В обществе важен баланс отношений, соблюдение равенства, иерархии и отношения между суб группами. Социальные отношения состоят из социальных связей, которые могут одинаково разделять и объединять людей. Если вести социальную жизнь правильно, то общество составляет единое целое.
Глава или лидеры общества должны следить за соотношением равенства и неравенства, так как этот аспект влияет на социальную структуру общества и развития отношений между каждым членом группы. Абсолютное равенство невозможно и поэтому этот аспект нужно исследовать и правильно подавать.
Зарубежный опыт
Программы, аналогичные «Социальному мониторингу», широко применяются и в других странах. Например, в Китае существует специальное приложение, с помощью которого пользователь может проверить, не контактировал ли он с зараженным человеком, а также увидеть на карте каждый дом, в котором живет пациент с подтвержденным диагнозом.
Похожая система действует и в Израиле, где маршрут больных коронавирусом и попавших в группу риска людей отслеживали буквально пошагово, с вычислением всех, с кем они контактировали. Программисты из Южной Кореи могли еще дальше и сделали данные из аналогичной программы открытыми – каждый гражданин может проследить, соблюдает ли его сосед режим самоизоляции или на его поведение следует обратить внимание врачам и правоохранительным органам.
В Польше людям из группы риска предлагается выбор – они могут или установить программу для дистанционного контроля за соблюдением режима самоизоляции, либо быть готовыми к внезапным визитам полиции. Все это показывает, что в России действует куда более гуманный и удобный для каждого конкретного человека подход.
Важность развития человека как социальной единицы
Без развития и целостности человек не может стать полноценным членом общества. Если его направленность не совпадает с общей направленностью общество, то он будет находиться в постоянном конфликте с собой и другими членами группы. Чтобы добиться баланса, важно уделять внимание развитию духовного аспекта общества. Каждый из нас стремиться сформировать целостную личность, так как данный тип характера позволяет лучше справляться с трудностями и расти.
Если общество будет сбалансированно развиваться, что никакие географические особенности территории не смогут повлиять на развитие общества в худшую сторону. Жизнь будет возможна даже в условиях крайнего севера или пустыни. Правильная направленность социума приводит к правильному технологическому прогрессу.
Причины негативного сценария
Даже такая небольшая доля безответственных людей станет причиной настоящего снежного кома заражений. Если их оставить безо всякого контроля и позволить разгуливать по улицам, то в первую же неделю они успеют заразить около полумиллиона человек. Среди новых больных обязательно найдутся столь же безответственные любители прогулок, и тогда счет новых случаев коронавируса в Москве пойдет на миллионы.
Вывод
Вначале статьи мы говорили о любви, как основе поведения социального человека. Сострадание, милосердие и взаимовыручка будут способствовать развитию каждого индивидуума. Баланс духовного и материального может привести социум к процветанию. Важно продолжать развиваться, чтобы от потребителя вырасти в социального человека, который ведёт разумную социальную жизнь. Сущность члена сообщества должна совпадать с целью всей группы, если эта цель благородная. Важно продолжать повышать уровень образованности общества и добиваться целостности как личности, так и всего социума.
Виды асоциального поведения
Психологи выделяют четыре вида поведения асоциального человека:
Аддиктивное поведение. К зависимостям причисляют:
Аморальное поведение не опасно для общества, но чаще всего осуждается окружающими. Примерами такого поведения являются нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество, проституция и беспорядочные половые связи.
Противоправные действия: оскорбления людей, мелкие кражи, драки, хулиганство, угон транспорта (не с целью воровства) и прочее.
Асоциальные личности также совершают деяния, за которые положена уголовная ответственность: изнасилование, бандитизм, мошенничество, разбойное нападение, вымогательство, массовые беспорядки.
Профилактика асоциальности
Стабильный процент людей — асоциалы, поэтому актуальна необходимость борьбы и профилактики этого явления. Лечение возможно, только если поведенческие отклонения вызваны физическими или ментальными болезнями. Главный метод коррекции — профилактика в семье и школах, которой необходимо уделять внимание с раннего детства. Для этого важно правильное воспитание ребенка, забота о его потребностях.
В воспитании здорового ребенка помогут знания о том, что такое асоциальный человек, и соответствующих признаков в поведении. Психологи советуют придерживаться пяти правил в воспитании здоровой личности:
Признаки у взрослых
Антиобщественное поведение у взрослых людей может быть продолжением детских привычек или порождаться ментальной болезнью, алкоголем или наркотиками. Такие люди раскрепощены, они не знают, что такое стыд, и не понимают, зачем соответствовать общественным нормам, а именно: подчиняться законам, хранить верность жене или мужу, придерживаться правил этики, работать, заботиться о детях. Частое развитие событий — они оказываются на улице.
Существует и положительная направленность девиации. Речь идет о гениях, чьи поступки и образ жизни значимо отличаются от поведения других людей. Как правило, окружающие озадачены происходящим: отказ от комфорта, придирчивость, времяпрепровождение в одиночестве, эпатаж и капризность. Например, Альберт Эйнштейн, Клод Моне, Иосиф Бродский.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЫЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
И.о. зам. директора по УР
Директор СПб ГБПОУ «СПАСК»
«____» ________ 2018 года
Протокол № от «___» 2018 г.
на заседании ЦК общественных и социально-экономических дисциплин
Протокол № от « » 2018 г.
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины « ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» разработан на основе рабочей программы и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 28.07.14 №850) для специальности «Архитектура» (базовый уровень).
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж».
Касьянова З.К., преподаватель
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений по УД…………..31
Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для аттестации…………………………………………………………………………………….34
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 07.02.01. «Архитектура » (базовый уровень) следующими умениями, знаниями и общими компетенциями:
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Основные категории и понятия философии.
Роль философии в жизни человека и общества.
Основы философского учения о бытии.
Сущность процесса познания.
Основы научной, философской и религиозной картин мира.
Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции (желательно сгруппировать и проверять комплексно, сгруппировать умения и общие компетенции )
Показатели оценки результата
Следует сформулировать показатели
Раскрывается содержание работы
Форма контроля и оценивания
Заполняется в соответствии с разделом 4 УД
У 1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
З1. Основные категории и понятия философии.
Знает основные категории и понятия философии.
З2. Роль философии в жизни человека и общества.
Имеет представление о роли философии в жизни человека и общества.
З3. Основы философского учения о бытии.
Знает основы философского учения о бытии.
З4. Сущность процесса познания.
Знает сущность процесса познания.
З5. Основы научной, философской и религиозной картин мира.
Знает основы научной, философской и религиозной картин мира
З6. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
Имеет представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
З7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Знает о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Основы философии», направленные на формирование общих компетенций.
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии. Проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Систематическое планирование собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом.
Структурирование объема работы и выделение приоритетов.
Грамотное определение методов и способов выполнения учебных задач.
Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов.
Анализ результативности использованных методов и способов выполнения учебных задач.
Адекватная реакция на внешнюю оценку выполненной работы.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины и выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Признание наличия проблемы и адекватная реакция на нее.
Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций.
Грамотная оценка ресурсов, необходимых для выполнения заданий.
Расчет возможных рисков и определение методов и способов их снижения при выполнении профессиональных задач.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе выполнения практических заданий.
ОК. 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Нахождение и использование разнообразных источников информации.
Грамотное определение типа и формы необходимой информации.
Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате.
Определение степени достоверности и актуальности информации.
Извлечение ключевых фрагментов и основного содержание из всего массива информации.
Упрощение подачи информации для ясности понимания и представления.
Оценка деятельности обучающегося в процессе самостоятельной работы. Экспертная оценка выполненной домашней работы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Грамотное применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки информации, подготовки самостоятельных работ.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины и выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Положительная оценка вклада членов команды в общекомандную работу.
Передача информации, идей и опыта членам команды.
Использование знания сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе.
Формирование понимания членами команды личной и коллективной ответственности.
Регулярное представление обратной связь членам команды.
Демонстрация навыков эффективного общения.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе творческих, групповых работ.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Грамотная постановка целей.
Точное установление критериев успеха и оценки деятельности.
Гибкая адаптация целей к изменяющимся условиям.
Обеспечение выполнения поставленных задач.
Демонстрация способности контролировать и корректировать работу коллектива.
Демонстрация самостоятельности в принятии ответственных решений.
Демонстрация ответственности за принятие решений на себя, если необходимо продвинуть дело вперед.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины и групповой работой
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Способность к организации и планированию самостоятельных занятий и домашней работы при изучении учебной дисциплины.
Эффективный поиск возможностей развития профессиональных навыков.
Разработка, регулярный анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе самостоятельной работы. Экспертная оценка выполненной домашней работы.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Проявление готовности к освоению новых технологий в профессиональной деятельности.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе самостоятельной работы. Экспертная оценка выполненной домашней работы.
3.2. Контрольно-оценочные материалы для текущего контроля по учебной дисциплине
Типовые задания для оценки знаний З1-З6 и умений У1
а) Задания в тестовой форме
Основные идеи истории мировой философии (Т.1.1 – 1.3)
Философия может быть определена как:
А) Система общих теоретических воззрений на мир, на место человека в мире;
В) совокупность нравственных учений и норм;
Г) система религиозных учений о мире и человеке.
Онтология – это философское учение:
Б) о ценностях мира;
В) о происхождении вселенной;
Г) о доказательствах.
Гносеология – это философское учение:
А) о познании и сознании;
Б) о непознаваемости бытия;
Г) об основах раннего христианства.
Индукция – это понятие, означающее в философии:
А) метод психологического воздействия;
Б) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;
В) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему;
Г) метод всеобщего познания.
А) метод психологического воздействия;
Б) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;
В) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему;
Г) метод всеобщего познания.
Классический период в античной философии связан с такими мыслителями, как:
А) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;
Б) Парменид, Зенон, Ксенофон;
В) Сократ, Платон, Аристотель;
Г) Сенека, Эпиктет, Лукреций.
Атомистическое учение о мире основали античные философы:
А) Платон, Аристотель;
В) Фалес, Анаксимандр;
Г) Демокрит, Левкипп.
Высказывание «Все течет, все изменяется» принадлежит античному философу:
Главной чертой философии Средневековья является:
Ярчайшим представителем схоластики называют средневекового мыслителя:
Б) Августина Блаженного;
Основные идеи истории мировой философии (Т.1.4 – 1.6)
1) Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:
2) Афоризм «Знание-сила» принадлежит такому ученому, как:
3) Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого означает:
Б) сотворение добра;
В) непричинение зла другому;
Г) середина между добром и злом.
4) Основоположником экзистенциализма был:
В) Артур Шопенгауэр;
5 ) Социальная стратификация – это:
А) разделение общества на классы;
Б) сложная неустойчивая структура в обществе;
В) деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии;
Г) процесс разделения людей на социальные слои.
6) Кантовский категорический императив – это:
А) религиозная заповедь;
Б) экономический закон;
В) безусловное нравственное повеление;
Г) социально – нравственное требование.
7) Родоначальниками философии Нового времени были:
А) Ф. Бэкон, Р. Декарт;
Б) Ф. Аквинский, А. Блаженный;
В) Ф. Достоевский, Л. Толстой;
Г) все вышеперечисленные.
8) Автор формулы: « Я мыслю, следовательно, существую» :
9) Философ, впервые обосновавший «философию пессимизма»:
10) Русский философ Н. Бердяев считал, что причина русского коммунизма:
В) в русском национальном характере;
Г) в продолжении западнической политики Петра Великого.
Основные идеи истории мировой философии (Т.1.1 – 1.3)
1. Как называется любовь к мудрости, которая заставляет человека вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия?
2. Что является предметом изучения философии?
А) художественная реальность;
Б) божественное откровение;
В) физическая реальность;
3. Как называются основные направления применения философии, через которые реализуется ее цели, задачи, назначение?
А) эстетичность философии;
Б) научность философии;
В) функции философии;
Г) практичность философии.
4. Как называется раздел философии, в котором изучаются законы общественного развития?
А) философская антропология;
Г) социальная философия.
5. Как называется функция философии, которая формирует у человека системы общих взглядов о мире?
6. Как называется направление в философии, считающее первоосновой мира (первичной) материю?
7. Что, с точки зрения Сократа, является сущностью человека?
8. Кто из философов совершил коренной переворот в античной философии?
Как Левкипп и Демокрит называли неделимые фрагменты вещества?
Г) материальная субстанция.
В какую историческую эпоху получила развитие идея гуманизма?
А) античная философия;
Б) философия средних веков;
В) философия нового времени;
Г) философия эпохи Возрождения.
Основные идеи истории мировой философии (Т.1.4 – 1.6)
Кто из философов не относится к философам-богословам средневековой эпохи?
А) Блаженный Августин;
Как назывались основные этапы средневековой философии?
А) патристика и схоластика;
Б) натурфилософия и интеллектуализм;
В) эллинистическая философия и неоплатонизм;
Г) номинализм и реализм.
Как объяснял Р.Декарт, что такое дедукция?
А) выведение частного знания из общего;
Б) физическое свойство тока;
Г) выведение общего знания из частного.
Кто из философов Нового времени представил процесс мышления в виде трех этапов?
Что такое «императив» в философии И.Канта?
А) неизменная сущность вещей;
Б) признание господина;
В) безусловное нравственное повеление;
Г) стремление к насильственному завоеванию.
Чьи идеалы Ницше называл малокровными?
А) идеалы христианства;
Б) идеалы «сильного человека»;
В) идеалы эпохи Возрождения;
Г) идеалы античности.
В чем заключается сущность постмодернизма как направления западной философской мысли XX века?
А) способ философствования, центром которого является понимание текстов;
Б) философия, направленная против «ценностей» Нового времени;
В) учение о сознании, феноменах и их смыслах;
Г) способ понимания логики языка.
Какие два идеологических направления повлияли на развитие русской философии в XIX веке?
А) народничество и неонародничество;
Б) позитивизм и антипозитивизм;
В) славянофильство и западничество;
Г) реформизм и радикализм.
Какая философская проблема стала центральной в творчестве К. Маркса?
А) проблема природы общественного труда;
Б) проблема соотношения многого и единого;
В) проблема нахождения первоосновы материальной субстанции;
Г) проблема соотношения культуры и религии.
Кто из русских философов разрабатывал проблемы освоения космоса и роли разума человека (ноосферы во вселенной)?