Что относится к сферам материальной и духовной культуры
3.3. Материальная и духовная культура
3.3. Материальная и духовная культура
Деление культуры на материальную и духовную связано с двумя основными видами производства – материальным и духовным.
Духовная культура охватывает сферу сознания. Это продукт духовного производства – создания, распределения, потребления духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др. Духовная культура – это научная идея, художественное произведение и его исполнение, теоретические и эмпирические знания, взгляды, складывающиеся стихийно, и научные воззрения.
Проявления материальной и духовной культуры, создание и использование относящихся к каждой из них предметов различны.
Долгое время (а иногда и сейчас) культурой считали только духовную деятельность и духовные ценности. Материальное производство остается за гранью культуры. Но человеческая деятельность – это прежде всего деятельность материальная. Начиная с первобытного общества, вся культура человека – способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. И то, каков ее уровень, в конечном счете определяет развитие духовной культуры. На заре человечества связь первобытного искусства с характером трудовой деятельности была непосредственна и очевидна. На более высоких стадиях развития человеческого общества принадлежность материальной деятельности к сфере культуры стала не менее очевидной: некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь непосредственным проявлением культуры, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.
Кроме того, само развитие духовной культуры в значительной степени зависит и определяется уровнем развития культуры материальной.
Материальная культура и духовная культура связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реализуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыслом автора.
Некоторые виды творческой деятельности вообще находятся на грани культуры материальной и духовной и в равной мере принадлежат к обеим. Архитектура – это и искусство, и строительство. Дизайн, техническое творчество – искусство и техника. Искусство фотографии стало возможно только на основе техники. Так же, как и искусство кино. Некоторые теоретики и практики кино утверждают, что кино все более перестает быть искусством и становится техникой, ибо от уровня и качества технической оснащенности зависит и художественное качество фильма. С этим нельзя соглашаться, но и нельзя не видеть зависимости качества кинофильма от качества съемочной аппаратуры, пленки и других материально-технических средств кино.
Телевидение, конечно, достижение и воплощение техники. Но идея телевидения, изобретение его принадлежит науке. Реализовавшись в технике (материальная культура) телевидение стало и элементом духовной культуры.
Очевидно, что границы между различными сферами культуры и отдельными ее формами весьма условны. Практически все формы культуры взаимосвязаны. Так, например, художественная культура взаимодействует, хотя бы косвенно, и с наукой, и с религией, и с бытовой культурой и т. д. Развитие науки и формирование определенной картины мира сказывалось на развитии искусства – становление естественно-научного знания способствовало становлению жанров пейзажа и натюрморта, а появление новых технических изобретений привело к появлению новых видов искусства – фотографии, кино, дизайна. Бытовая культура связана и с религиозной традицией, и с господствующими в обществе моральными нормами, и с такими видами искусства, как архитектура и декоративно-прикладное искусство.
Но ценности материальной культуры отличаются по своим характеристикам от ценностей духовной культуры. Ценности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценностям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Действительно, такие нравственные ценности, как жизнь, любовь, дружба, достоинство, существуют столько же, сколько вся человеческая культура. Шедевры художественной культуры не меняют своей значимости – «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного человечества. Вероятно, и в будущем отношение к этому шедевру не изменится. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производственное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.
Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения. Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пушкин).
Назначение ценностей материальной культуры носит ярко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не носят практической направленности, но иногда могут иметь и утилитарное назначение (например, такие виды искусства, как архитектура или дизайн).
Материальная культура включает несколько форм.
Производство. Сюда относятся все средства производства, а также технология и инфраструктура (источники энергии, транспорт и связь).
Быт. Эта форма включает и вещественную сторону повседневной жизни – одежду, пищу, жилище, а также традиции и обычаи семейной жизни, воспитание детей и т. д.
Телесная культура. Отношение человека к своему телу – особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художественные, религиозные и социальные нормы.
Экологическая культура – отношение человека к природной среде.
Духовная культура включает как научное, так и ненаучное знание, как теоретическое, так и эмпирическое, взгляды, возникшие под непосредственным воздействием идеологии (например, политические воззрения, правосознание), и такие, которые складываются стихийно (например, общественная психология).
Духовная культура, ее особенности и формы будут рассмотрены во втором разделе учебника.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Духовная культура восточного славянства
Духовная культура восточного славянства Многообразной и красочной материальной культуре древней Руси соответствовала яркая, многогранная, сложная духовная культура восточного славянства. С незапамятных времен развилась на Руси народная устная поэзия, замечательный
3.2. Материальная культура Древнего Китая
3.2. Материальная культура Древнего Китая На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное
3.3. Духовная культура Древнего Китая
3.3. Духовная культура Древнего Китая Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая («отдельные государства») и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго («борющиеся царства», 403–221 до н. э.). В те времена существовали шесть основных
Материальная и духовная культура
Всего получено оценок: 51.
Всего получено оценок: 51.
Человек постоянно занимается деятельностью, преобразовывая окружающую действительность для удовлетворения своих потребностей. Он получает продукты питания, создаёт необходимые для комфортной жизни предметы, занимается творчеством. Люди смогли накопить большой объём знаний и опыта. Всё это можно отнести к культуре. Узнаем, какие определения этого понятия существует, как связаны материальная и духовная культура.
Что такое культура
В основе многозначности понятия лежат разные толкования термина.
Культура материальная и духовная
В зависимости от того, о каких достижениях человечества идет речь, выделяются два вида культуры — материальная и духовная. Кратко познакомимся с их характеристикой.
Рис. 1. Схема «Виды культуры».
Материальная культура включает в себя все предметы и вещи, созданные людьми, то есть результаты материальной деятельности. Примерами являются:
Долгое время под культурой понимались только результаты творческой деятельности. Однако материальная культура не менее важна: она необходима для выживания человеческого рода. Предметы, созданные человеком, недолговечны, постоянно видоизменяются, а иногда становятся частью духовной культуры. Например, такие сооружения прошлого, как собор Василия Блаженного, Эйфелева башня, Великая китайская стена сочетают в себе черты обоих типов культуры.
Духовная культура включает в себя сферы жизни, связанные с накоплением и распространением духовных ценностей. Великие произведения искусства пробуждают лучшие стороны человеческой души, мораль регулирует поведение людей, благодаря науке люди получают новые знания, совершенствуют технологии.
В обществознании выделяется три формы культуры, изучаемые в 10 классе. Народная, элитарная, массовая культура имеет характерные черты:
Что мы узнали?
Культура в широком смысле — это всё, что создано руками человека. Она делится на материальную (предметы и вещи, созданные людьми) и духовную (воплощает духовные ценности). Существует три формы духовной культуры — народная, массовая, элитарная.
Материальная и духовная культура
Культура как форма передачи социального опыта.
Существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.
Язык – это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности. При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения. У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.
Традиция – это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.
Социальная норма – это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами.
Ценность – это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей. Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.
Материальная и духовная культура.
Рассматривая культуру по ее носителю, выделяют материальную и духовную культуру.
Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др. То есть, те элементы, которые обслуживают естественно-органические потребности человека относятся к материальной культуре, которая в прямом смысле своим содержанием удовлетворяет эти потребности.
Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство. Духовная культура связана, прежде всего, не с удовлетворением потребности, а с развитием способностей человека, имеющих всеобщее значение.
Одни и те же предметы могут принадлежать и к материальной и к духовной культуре одновременно, а также в процессе существования менять свое предназначение.
Пример. Бытовые предметы, мебель, одежда в повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. По ним можно изучать быт и нравы определенной эпохи.
Культура как отражение духовных способностей личности.
По форме отражения духовных способностей, а также по происхождению и характеру культуры условно можно выделить три следующие формы: элитарную, народную и массовую.
Массовая культура начинает развиваться с середины ХIХ века. Её не отличает высокая духовность, наоборот, она носит в основном развлекательный характер и в настоящее время занимает основную часть культурного пространства. Это та сфера, без которой невозможно представить жизнь современных молодых людей. Произведениями массовой культуры являются, например, современная эстрадная музыка, кинематограф, мода, современная литература, бесконечные телевизионные сериалы, фильмы ужасов и кинобоевики и т.д.
Социологический подход к пониманию культуры.
В контексте социологического подхода культура – это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: доминирующая культура, субкультура, контркультура, этническая культура, национальная культура. Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура.
Субкультура – это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.
Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей. Российские социологи в настоящее время уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры.
Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
— уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ она заметно выше, чем у студентов вузов);
— от возраста (пик активности 16 – 17 лет, к 21 – 22 годам она существенно понижается);
— от места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).
Под контркультурой понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта. Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.
Специфика современной массовой культуры.
Еще в ХIХ веке философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого сознания. Ей противопоставляли высокую классическую культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т.е. «цвета человечества».
В 40-50-е годы ХХ века оформилась точка зрения на массовую информацию как на новый этап культуры. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Герберта Маршала Маклюэна (1911-1980). Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому, что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры.
Американские исследователи массовой культуры утверждают, что она сегодня выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующих не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей. Отстаивая такую позицию, часто исходили из того, что неравенство людей естественно, и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что именно она составляет интеллектуальное правящее меньшинство, обладающее высокой активностью и развитым интеллектом.
Еще А. Шопенгауер и Ф. Ницше говорили, что они пишут для людей с особой восприимчивостью, для людей гениальных, для «сверхчеловека», который обладает сильной волей к власти и огромным жизненным потенциалом. Примерно ту же позицию занимали теоретики авангардизма и модернизма, считая, что «серой массе» их труды и произведения принципиально недоступны. Однако практика развития любого художественного произведения опровергает этот тезис. В любом обществе наряду с эстетически развитыми людьми, существуют и люди с неразвитыми вкусами. Причем они не только имеют право на существование, но и в состоянии создать свои, новые художественные школы и направления (дадаизм, кич и др.).
В контексте этической проблематики сущность массовой культуры также рассматривается неоднозначно. Многие исследователи, особенно отечественные много говорят о невысоком нравственном содержании образцов современной массовой культуры. Примитивизация отношений, пропаганда насилия, секса в произведениях массовой культуры не способствует, якобы, формированию высоконравственной личности, а скорее наоборот ведет к моральной деградации современной молодежи. В этой связи важным представляется проблема ответственности за нравственное состояние современного общества, ответственности того, кто создает и кто несет культуру для масс.
Особенность современного культурно-исторического этапа состоит в расширении так называемой «субъект субъектной» взаимосвязи. Теперь она выглядит так: «субъект творящий — посредник – субъект воспринимающий», где влияние посредника все более возрастает в обоих направлениях. Посредник, которым являются средства массовой информации, представители шоу-бизнеса выбирает, какие произведения искусства он представит широкой зрительской аудитории, при этом он не только производит отбор, согласно своему вкусу и требованиям зрителей, но и активно воздействует на художника, формируя заказ. Конечно, только в случае принадлежности творческой личности (художника и посредника) к классу высокоинтеллектуальной элиты прежде всего по нравственным критериям многие явления массовой культуры перестанут быть образцами пошлости и безнравственности.
Этническое и национальное измерение культуры.
«Этнос» (с др. греч.) – племя, народ. Этническую принадлежность человека к своей группе определяет кровное родство. Осознание этнической принадлежности было основано на способности человека к самоидентификации. На ранних стадиях развития эта способность объединяла людей в кровнородственные коллективы: люди осознавали свое родство в лице общего предка. Со временем, в качестве объединяющей силы, кровное родство отступает, а на первый план выходит культура.
К этнической культуре относят бытовые привычки разных народов (так, издревле люди по разному носили воду, готовили пищу, обустраивали жилище), а также обычаи, традиции, обряды. Этническая культура включает национальную одежду, местный разговорный язык, народное творчество (фольклор). Этническая культура создается стихийно, ее автором является весь народ. Она сохраняется и передается в границах данной культуры посредством естественных способностей человека – его памяти, устной речи, природного музыкального слуха, органической пластики, и т. д., что не требует специальной подготовки и особых средств хранения и записи.
Нация – это тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием. Специфика национальной принадлежности связана с осознанием помимо кровного родства объединяющей силы государства. Первыми предпосылками национального объединения людей стали государственная власть и возникновение письменности. Необходимыми условиями и определяющими факторами существования нации являются: национальное государство, национальная экономика и национальная культура.
Выделим характерные черты национальной культуры:
— распространение грамотности во всех слоях населения;
— национальная психология и самосознание, наиболее ярко выраженные в национальном искусстве.
Ученые выделяют два уровня национальной культуры:
— выражающийся в национальном характере и национальной психологии;
— представленный литературным языком, философией, высоким искусством.
Способы овладения национальной культурой:
— в отличие от этноса, каждая нация создает специализированные учреждения культуры: музеи, театры, концертные залы и др.
— становлению национального самосознания способствует национальная система образования: школы, высшие учебные заведения.
Культура и цивилизация.
имея ввиду под последней, высшую ступень общественного развития.
Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.
Современные ученые определяют цивилизацию по следующим критериям, как:
— историческое время (античная, средневековая и др.);
— географическое пространство (азиатское, европейское и др.);
— технология (индустриальное, постиндустриальное общество);
— политические отношения (рабовладельческая, феодальная цивилизации);
— специфика духовной жизни (христианская, мусульманская и др.).
Цивилизация означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры.
В научной литературе определение типов цивилизации осуществляется по следующим признакам:
— общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
— наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.
На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации:
— непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и северной Европы),
— циклического развития (страны Востока) и
— прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).
Вместе с тем в культурологии не сложилось единства взглядов на понимание сущности цивилизации как научной категории. Так с позиции А. Тойнби, цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. С позиций марксизма, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований. К.Ясперс под цивилизацией понимает «ценность всех культур», подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер.
Особое место занимает понятие цивилизации в концепции О. Шпенглера. Здесь цивилизация толкуется как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её «закат». Противопоставляя понятия «культура» и «цивилизация», в работе «Закат Европы» он пишет: «. цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение труднейших вопросов исторической морфологии.
При всем разнообразии существующих точек зрения они во многом совпадают. Большинство ученых под цивилизацией понимают достаточно высокий уровень развития материальной культуры и общественных отношений и наиболее важными признаками цивилизации считают: появление городов, возникновение письменности, расслоение общества на классы и образование государств.