Что относится к сенсорным эталонам

Консультация «Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте»

Понятие, развитие, значение и виды сенсорных эталонов. Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается до предметов, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах.

В дошкольном возрасте у ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение как дома, так и в детских садах должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов.

Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов. Это легко понять на примере лимона. Если вы ни разу не пробовали вкус этого фрукта, то у вас и не возникнет никаких ассоциаций. Но если вы ощущали хоть раз его кислый вкус во рту, то при слове «лимон» или при увиденном изображении этого фрукта вкусовая память вам напомнит его, и во рту опять станет кисло.

Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате изучения объектов. Ребенок понимает свойства предмета только в результате исследования его со всех сторон.

Что такое сенсорный эталон?

Развитие у детей восприятия и выработка представлений про свойства окружающих предметов носит название сенсорного развития, так как весь процесс познания происходит через органы чувств человека.

Выделяют 5 основных видов восприятия окружающего мира:

Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Значение сенсорного развития очень важно именно в этом возрасте, когда происходит процесс совершенствования органов чувств, накапливаются знания об окружающей действительности.

Перед воспитателем и родителями ребенка дошкольного возраста стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах. Это происходит во время дидактических игр, в процессе учебной и трудовой деятельности, на рисовании и во время лепки, на экскурсиях и прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов.

Игры для формирования понятия «величина»

Педагогами придумано огромное количество дидактических игр, которые используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром. Перечислим самые популярные среди дошкольных работников: «Назови правильно». «Расставь по порядку». » Зоопарк». «Подбери рыбкам аквариум». «Найти коробки для обуви». «Три медведя» и т. д. Изучение величин происходит как на занятиях, так и во время игровой деятельности, используются настольно-печатные игры или игрушки, сделанные по методике Монтессори.

Развитие сенсорных эталонов звука

Первое восприятие звука происходит еще в раннем младенчестве, когда малыш поворачивает голову в сторону звучащего голоса матери. Большое значение для умственного развития играет речь сначала взрослого, а затем и самого ребенка. Благодаря звукам окружающего мира ребенок познает действительность.

Изучение цветовых эталонов

С раннего возраста сенсорные эталоны цветов и оттенков усваиваются в ходе зрительного восприятия предметов, а также практического их использования. Дети легче запоминают цвета в процессе игры, поэтому все игрушки делают такими яркими и красочными. Закрепляют знания на занятиях рисованием и лепкой, аппликации и ручном труде.Используют следующие игры: «Найди пару». «Найди вторую рукавичку». «Собери сервиз». «Найди для бабочки цветок». «Поставь цветок в вазу». «Собери бусы». «Чего не хватает?» и т. д. Эталоны формы

Сенсорные эталоны дошкольника содержат понятие формы объектов. Данный аспект предметов воспринимается и зрительно, и тактильно. Ребенок видит геометрическую форму объекта, понимает его строение благодаря ощупыванию, обследованию в руках, помогает быстрее сориентироваться речь взрослого, которая дает название каждой фигуре. С самого раннего возраста дети играют с игрушками-вкладышами, кубиками и деталями конструктора. Потом учатся узнавать выученную форму в окружающих предметах. Например, во время игры «Найди в комнате предметы. (например, прямоугольной формы)» ребенок осматривается вокруг и видит, что соответствует сенсорному эталону дверь, окно, потолок, поверхность стола, тетрадка и пенал, лист бумаги или ковер на полу. Отлично способствуют закреплению данных эталонов следующие игры: «Что изменилось?» «Составь картинку». «Пазлы». Лото «Найди предметы такой же формы». «Подбери ключ к двери». «Чем отличаются домики?» и т. д. Как видите, сенсорные эталоны в дошкольном возрасте способствуют умственному развитию детей, развивают логическое мышление и формируют навыки будущей учебной деятельности в школе. Это важный этап в развитии ребенка, который поможет ему стать успешным в выбранной профессии. Сенсорное развитие должно начинаться с раннего возраста, и обязательно нужно уделять ему большое внимание.

Что относится к сенсорным эталонамИз опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Что относится к сенсорным эталонамФотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Что относится к сенсорным эталонамКонсультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Что относится к сенсорным эталонамКонсультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте», которую я подготовила для.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Что относится к сенсорным эталонамКонсультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Источник

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС

Что относится к сенсорным эталонам Вероника Гонччарова
Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения, как, например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др., при восприятии цвета — представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах. В природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело, их упорядочить, свести к немногим типичным разновидностям, что дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.

Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил те основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Все это составляет сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формированиепредставлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Задачи сенсорного развития

формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий,

формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности,

• создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире

Для детей 5-7лет разрабатываются игры-занятия, дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Три периода освоения сенсорных эталонов:

2 период длится в среднем до 5 лет.

Происходит ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

В качестве сенсорных эталонов выступают:

Свои виды эталонов имеются

-в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения,

-во вкусовом, обонятельном восприятии.

В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Значение сенсорного воспитания

• является основой для интеллектуального развития;

• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

• готовит к реальной жизни;

• позитивно влияет на эстетическое чувство;

• является основой для развития воображения;

• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

• влияет на расширение словарного запаса ребенка;

• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях.

На занятиях задачи сенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему и осуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности

Ранний возраст

– освоение самостоятельной предметной деятельности

• непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

• манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия,

• восприятие музыки, детских песен и стихов,

• двигательная активность и тактильно-двигательные игры

• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

• восприятие смысла музыки, сказок, стихов,

Для детей дошкольного возрастас 3 до 8 лет характерны ведущие виды деятельности:

• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

• изобразительная (рисования, лепка, аппликация,

• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

• двигательная (овладение основными движениями)

Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно с содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности.

Формы работы по сенсорному воспитанию детей

сенсорные занятия,

• совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми,

• индивидуальная работа с детьми,

Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает)способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

Когда детям предоставляется возможность самостоятельно действовать,активность воспитателя не должна снижаться: не подавляя инициативы детей, нужно тактично управлять ею.

Надо видеть затруднения детей и понимать, чем они вызваны, как можно их устранить, сохранить вместе с тем самостоятельность действий, не снизив активности детей. Предоставление детям большей самостоятельности требует упрощения содержания занятий, особенно на первых порах.

Сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

Организация предметно-развивающего пространства

Игры и оборудование

• для развития мелкой моторики и речи

• восприятия формы и величины

• для формирования цветового восприятия

• для слухового развития

• для развития тактильных ощущений и обоняния

• для художественно – творческого развития

• для элементарного экспериментирования

• для развития интеллектуальных и конструктивных способностей

В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель подбирает и организует уголки по сенсорному развитию.

Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера, формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т. д., цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различить величину, но и подсказывает нужный способ решения.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок.Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т. д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками.Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т. д. ; имеют такое же автодидактическое начало.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.

Таким образом, в общей системе сенсорноговоспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Формирование культуры безопасности у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС через разные виды деятельности На протяжении всего пути развития человечества по вопросам безопасности личности уделялось большое внимание в связи с тем, что человека.

«Формирование культуры поведения за столом в раннем возрасте.» «Формирование культуры поведения за столом в раннем возрасте.» воспитатель: Ошестова М. В. воспитатель: Агеева Т. Ф..

Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО» СРЕДНЯЯ ГРУППА Март 1 неделя Дидактическая.

Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС до «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО» СРЕДНЯЯ ГРУППА Апрель 1 неделя.

Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС до «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО» СТАРШАЯ ГРУППА Октябрь 1 неделя.

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Формирование основ безопасного поведения у детей.

Формирование у дошкольников опыта безопасного поведения в различных ситуациях в соответствии с ФГОС до В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения,.

Проект Тема: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру» Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» Б. Г. Ананьев. Введение Сенсорное.

Что относится к сенсорным эталонамРазвитие сенсорных эталонов в раннем возрасте — основа для формирования логико-математических представлений дошкольников b]Приоритетной задачей детского сада является разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дети.

Источник

Сенсорные эталоны

Сенсорные эталоны – это понятие, которое было предложено А.В. Запорожцем, когда ученый создавал теорию формирования восприятия с помощью развития перцептивных действий.

Сенсорные эталоны – это представления, которые были выработаны обществом на протяжении тысячелетий своего развития о разных свойствах и их отношений.

Появились они в процессе развития человечества и до сих пор используются в обществе в виде мерок, образцов, с помощью которых можно обозначить и установить определенные отношения и свойства.

Сенсорные эталоны – это принятые в обществе образцы свойств, которые заметны внешне. Эти эталоны были сформированы в течение истории. С ними сопоставляют результаты текущего восприятия предметов.

Цвета спектра – один из примеров сенсорных эталонов. К ним же относятся и разные оттенки, образующиеся при изменении насыщенности и светлоте цветов. Геометрические фигуры выступают в качестве эталонов формы. А метрическая система мер – это эталоны величины.
Обычно люди определяют величину на глаз, сравнивая однородные объекты, что говорит об относительности этой характеристики.

Звуковысотные соотношения, как и музыкальные тоны и языковые фонемы, являются эталонами слухового восприятия. Во вкусовом восприятии мы можем выделить основные вкусы: сладкий, горький, соленый, кислый. Существуют даже обонятельные эталоны, которые делят запахи на горькие и сладкие, тяжелые и легкие, свежие и прочие запахи.

Развитие у детей эталонов сенсорики обладает большим значением в сенсорном воспитании. Изучение сенсорных эталонов – это сложный и длительный процесс, который не ограничивается рамками дошкольного периода.

Сенсорные эталоны и разновидности представлений о свойствах

Владение сенсорными эталонами позволяет использовать разновидности и представления о каждом свойстве для анализа и определения свойств разных предметов в тех или иных ситуациях. Это значит, что их можно использовать в виде единиц измерения. И мы начинаем знакомить малышей с сенсорными эталонами уже в ранний период.

Слово обладает огромным значением при изучении сенсорных эталонов. В процессе восприятия дети накапливают слуховые, зрительные, вкусовые, осязательные и обонятельные образы.

Но при этом важно, чтобы отношения и свойства предметов, которые воспринимаются ребенком, были обозначены словами, которые бы позволяли закреплять в представлении образы предметов, делать их более четкими и стойкими. Если эти образы закрепляются в словах, их можно вызывать в детском представлении и в те моменты, когда уже прошло некоторое время после непосредственного восприятия.

Для этого нужно произносить соответствующие названия слов. Таким образом, именно с помощью слов можно закреплять полученные образы, которые формируются на основании представлений.

Особенности сенсорного развития у детей

Важная особенность сенсорного развития в том, что оно необходимо для младших дошкольников. Ведь это одна из приоритетных задач формирования малышей – исследование сенсорных свойств предметов.

В 2-3 года у детей начинают формироваться представления о величине, форме и цвете, а также о других предметных свойствах. Важно понимать, что представления эти были очень разнообразными.

Поэтому уже в ранний период был смысл организовывать специальные занятия по развитию сенсорики. Главная задача этих занятий – накапливать сенсорный опыт.

И это фундамент, который бы позволил на следующих этапах обучения постепенно накапливать опыт и знания, расширять его и использовать в разных ситуациях.

Малыш должен познакомиться со всеми базовыми разновидностями свойств:

Согласно исследованиям психологов, сенсорное развитие – это фундамент умственного формирования. Он обладает самостоятельным значением, ведь для полноценного восприятия нужно обучать детей в школе, детском саду и т.п.

В любом возрасте сенсорное воспитание обладает задачами, позволяющими формировать определенные звенья сенсорной культуры.

В 2-3 года дети учатся определять форму, цвет и величину, как важные признаки предметов, накапливаются их представления о том, какими разновидностями обладают форма и цвет и о том, как два предмета могут относиться по величине.

Музыкальный слух – это способность различать высоту, тембр звуков, мелодию и ритмический рисунок. Сенсорное воспитание подразумевает обучение дошкольников навыкам обследования предметов, развитие представлений о эталонах сенсорики.

Обследовать предметы дети учатся в качестве специально организованного процесса восприятия. Необходимо определять те свойства предмета, о которых нужно знать, чтобы эффективно справляться с планируемой деятельностью. Разные предметы подразумевают использование разных методов обследования. Да и исследуемые качества в них разные.

Можно выделить несколько правил, которые нужно соблюдать в процессе обследования:

Этот подход помогает дошкольникам приобрести обобщенные способы познания с помощью чувств, которые могут быть использованы в ими затем в самостоятельной активности.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

В процессе дошкольного периода сенсорное познание может быть изменено: ребенок может манипулировать с предметом, что постепенно приведет его к знакомству с ним посредством осязания или зрения, а также в результате так называемого зрительного ощупывания.

К примеру, чтобы убедиться, что в ведре находится сырой песок, дети должны его трогать. А дети в 5 или 6 лет могут понять это, лишь посмотрев на него.

Педагогу нужно следить за тем, чтобы у дошкольников были условия, в которых те могли бы применять навыки анализа природной среды. К примеру, старшие дети могут помогать чинить книги или коробки от настольных игр. Для этого им нужно определять, какая бумага больше подойдет – прозрачная или непрозрачная, плотная или тонкая. Также они должны определить ширину и длину полосок для вырезания.

В младшем или раннем возрасте дети могут играть в игрушки, которые формируют их восприятие и ощущения. Это игрушки сборно-разборного типа и игрушки, которые изготавливаются из разных материалов, которые отличаются друг от друга звучанием и размером.

Чтобы обогатить сенсорный опыт ребенка, нужно использовать дидактические игры. Многие из них подразумевают обследование предмета, позволяют различать признаки, обозначать эти признаки словами.

В определенных играх дети группируют предметы по разным качествам.

Они могут сравнивать эти предметы, замечая в них разные или схожие признаки, выделяя наиболее важные из них.

В результате дети могут обобщать их, опираясь на существенные признаки, закрепляющиеся в речи. Таким образом, дети могут приобрести сенсорные эталоны.

Работая с дошкольниками, мы стараемся формировать у них сенсорную культуру, что становится одной из важных задач. Сенсорное воспитание закладывает основу для других аспектов воспитания дошкольников.

Степень сенсорного развития и восприятия у детей

Степень сенсорного развития и восприятия у детей сегодня может отличаться от уровня, который был у них лет 10 – 20 назад. Реальность такова, что у детей может появиться все больше средств, позволяющих знакомится им с предметами и явлениями, не взаимодействуя с ними в реальной жизни.

Сегодня доступно многое: не только рисунки и фотографии, но и мультфильмы, приложения и игры. Все это не затрагивает область чувственного познания предметов. В раннем возрасте нужно дать детям возможность приобретать как можно более полезный и многообразный опыт.

Современная педагогика сегодня достаточно хорошо изучила проблему сенсорного воспитания. Многие именитые исследователи занимались этим вопросам. В их числе Я. Коменский и М. Монтессори.

Ученые советской эпохи в области психологии и педагогики также внесли свой вклад, разработав систему сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие – это формирование у ребенка представлений и восприятия. Сенсорное развитие – это основа познания мира, главная ступень которого – опыт чувств.

Следовательно, в период младшего дошкольного детства нужно обогащать чувственный опыт, что поможет полноценно воспринимать окружающий мир. Например, нужно пополнять свойства и представления о предметах. Дети должны знакомится с тем, какова величина предметов, как они расположены в пространстве, какой формой и цветом обладают.

Окружающую действительность можно познавать в процессе восприятия и ощущения. От уровня развития этих психических процессов зависит то, как в дальнейшем будут формироваться мыслительные способности, воображение и память.

В дошкольный этап формируются восприятия и ощущения в интенсивном темпе. Представления о предметах намного проще формировать во время их восприятия.

Сенсорное формирование способствует эффективному осуществлению разных типов воспитания личности: физического, умственного, эстетического и морального.

От того, насколько дети будут развиваться, во многом будет зависеть база для формирования их психики. Это повлияет и на успешность обучения в школе. Это база для формирования любого типа практической деятельности.

Сенсорное развитие при подготовке к школе

Чтобы подготовка к школьному обучению протекало полноценно, нужно целенаправленно заниматься сенсорным воспитанием.

Взрослые не должны требовать от дошкольников запоминать и самостоятельно использовать названия форм и цветов. Нужно, чтобы дети могли активно выполнять задания, учитывать их свойства, ведь именно в игровом процессе активно накапливаются представления о предметных свойствах.

Когда в повседневной жизни пытаются обозначить оттенки цвета, указывают на их темноту или светлоту. При этом подразумевают яркость оттенка. Поэтому детям достаточно лишь усвоить то, как цветовые тона меняются по светлоте и как называются полученные оттенки. Нужно помнить о том, что многие оттенки имеют общепринятые называния. К примеру, светло-красный обычно называют розовым.

Использование детьми этих названий вполне возможно. Только нельзя называть голубой светло-синим, ведь это разные оттенки. Этот же принцип справедлив и по отношению к названиям оттенков по их тону цвета, то есть по тому, какое положение они занимают между цветами, расположенными в цветовом спектре по соседству.

Почти каждый из них может обладать метафорическим названием, используемым в быту: сиреневый, лимонный – это названия, которые связывают цвет с определенными предметами.

Важно, чтобы дошкольники знакомились с системами эталонов сенсорики. Знакомя детей с базовыми образцами, можно подготовить их к тому, чтобы изучить разновидности. Воспитатель, демонстрируя и называя их, дает дошкольникам задания, которые направлены на сравнение разных эталонов между собой. Это позволяет подобрать одинаковые эталоны и закрепить их в своей памяти.

Ознакомление с сенсорными эталонами

В момент осуществления действий с теми или иными эталонами дошкольники должны запоминать и использовать их названия. Это помогает им закрепить представления о любом эталоне и позволяет выполнять действия соответственно их словесным инструкциям.

Знакомство с любым типом эталонов обладает своими особенностями: с разными предметными свойствами организуют разные действия. Дошкольникам проще запоминать спектральные цвета и их оттенки.

В процессе знакомства с формами и разными видами, воспитатель должен обучать детей обводить контуры и зрительно контролировать движения руки, сравнивать фигуры, которые воспринимаются зрительно или с помощью осязания. Чтобы развивать представления о величине, нужно выстраивать предметы в ряды по нарастанию и убыванию. При этом дети сначала ориентируются на общие формы образца, а затем начинают осознавать, какие отношения существуют между элементами: каждый следующий меньше или больше.

Представления о том, какие бывают разновидности формы или цвета, как соотносятся между собой величины, которые усваиваются детьми – это сенсорные эталоны, используемые в виде образцов при рассматривании разных предметов.

Нужно обучить детей правильно воспринимать цвет определенных предметов, используя имеющиеся представления об ахроматических и хроматических цветах и их оттенках.

Это несложно, когда у предметов чистый свет. Но это становится сложнее, когда цвет включает в себя элементы разных тонов цвета, которые выражены в разной степени. Например, речь может идти о бордовом, кофейном и пр.

Последовательность обучения сенсорным эталонам

Также важно придерживаться правильной последовательности обучения: сначала дошкольники учатся группировать предметы, которые различаются по форме и назначению, но обладают одинаковым цветом. Затем они должны группировать одноцветные предметы с разными оттенками. И на следующем этапе дети уже учатся выделять и определять оттенки.

Сложнее учить детей обследовать форму предметов. На первом этапе нужно отделять геометрические фигуры от иных предметов, придавать им образцы. Для этого каждая фигура сравнивается с рядом объектов схожей формы. Изображения и предметы должны группироваться вокруг определенных фигур. Затем нужно перейти к словесному обозначению предметных форм: овал, квадрат, круг и т.п.

Отметим, что далеко не все предметы обладают простой формой, которая максимально приближена к геометрическим фигурам. Во многих случаях форма предметов сложнее: в ней можно выделять общие черты, форму основного элемента, форму второстепенных элементов и мелких деталей.

Исследуя предмет, дети учатся соблюдать последовательность осмотра согласно схемы, определяющей порядок дальнейшего словесного описания формы предмета.

На каждом этапе обучения обследованию форм нужно побуждать детей обводить контур элемента или предмета в целом. С помощью этого приема дети могут соотносить форму элемента с изученными эталонами.

Мы считаем, что важная составляющая культуры сенсорики – это аналитическое восприятие того, как сочетаются оттенки и цвета. Также нужно выделять элементы, из которого предметы состоят, как эти элементы связаны между собой. И совсем недостаточно быть способным воспринимать отдельные оттенки и цвета.

В природе обычно цвета образуют сложные и разнообразные сочетания. Детей нужно учить исследовать эти сочетания, улавливать в них определенные ритмы, выделять сочетания холодных и теплых цветов.

Сенсорные восприятия

Восприятие формы позволяет зрительно дробить предметы на отдельные части, которые соответствуют разным геометрическим образцам, и определять то, как эти элементы соотносятся между собой.

Восприятие величин связано не только с вычленением отдельных частей, но и с их объединением в целое. Также нужно научить детей измерять величины предметов: их высоту, длину и ширину.

Невозможно отделить от предмета ширину или длину. Значит, можно сопоставлять разные предметы по этим характеристикам. Также нужно отметить, что сам процесс измерения очень относительный.

Сенсорное воспитание очень актуально, ведь оно позволяет ребенку приобрести опыт чувственного познания окружающего мира, формирует его наглядно-образное мышление.

Правильное восприятие цветов, величин и форм нужно для того, чтобы ребенок мог успешно усвоить многие учебные предметы в школе. От этого зависит развитие способностей к разным видам творческой активности.

В дошкольном возрасте главное наполнение сенсорного воспитания состоит из изучения величины, формы и цвета.

Сенсорные эталоны цвета

Сенсорные эталоны в виде цвета обычно это хроматические и ахроматические цвета, которые находятся в спектре в определенной последовательности от красного к фиолетовому по тому, как меняется длина световой волны.

Если смешать два цвета, которые лежат в спектре не рядом друг с другом, то можно получить промежуточный цвет. Если же смешать два соседних цвета, то получится дополнительный оттенок. Можно выделить холодные и теплые хроматические цвета. Сначала дети учатся воспринимать белые и черный цвет и хроматические цвета. Все это создает предпосылки для успешного усвоения названий цветов.

Обычно на первых порах вводят шесть цветовых тонов. Голубой при этом исключается, ведь детям его сложно усвоить. Этот цвет лучше изучать в более поздний этап, когда дошкольники имеют представление о том, что такое оттенки, где цветовые тона располагаются в спектре и как их можно разделить на холодные и теплые.

Сенсорные эталоны формы

Эталоны формы – это фигуры геометрии. Дети начинают знакомство с ними с простейших фигур: квадрат, круг, овал, прямоугольник и треугольник. Затем можно внедрить усвоение трапеции. Но во всех случаях дети должны уметь узнавать соответствующие формы, называть их и действовать в согласии с их свойствами, а также анализировать их.

Детей можно знакомить с такими разновидностями форм, как овалы, у которых разное соотношение осей. Также это могут быть прямоугольники, у которых разные соотношения сторон. Это могут быть остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники. Важно, чтобы дети на глаз были способны отличать эти виды треугольников, но они не обязаны запоминать их названия [Мальцева, 2008].

Также целесообразно использовать объемные и плоскостные фигуры. Объемные фигуры менее обобщены. Плоскостные дают возможность отразить самые главные для восприятия свойства – это контур. Их можно использовать, как образцы, с помощью которых дети могли бы воспринимать формы для плоских и объемных предметов. К примеру, мяч можно выразить с помощью круга. Он же изображает и тарелку.

Это позволяет во время сенсорного восприятия применять как правило плоскостные фигуры. Ведь объемные предметы на первых порах будут вызывать дополнительные трудности.

Сенсорные эталоны величины и меры

Особым характером наделены эталоны величины. Так как величина – это свойство относительное, ее точное определение можно произвести с помощью условных мер.

Система мер была сознательно создана людьми. При этом за ее основу всегда бралась какая-либо произвольная единица. А вот геометрические фигуры на самом деле – это отвлечения от формы настоящих объектов.

Изучение системы мер и методов их применения – важная задача, которая требует математической подготовки и не входит в программу обучения дошкольников. Но мы можем пользоваться метрической системой не всегда при восприятии предметов.

Величину предмета можно установить в зависимости от того, какое место он занимает в ряду однородных предметов. Для ребенка большая кошка – это кошка, которая больше по размеру обычных кошек. Но при этом она все равно остается меньше, чем маленький слон. Поэтому эталоном величины обычно выступают представления о том, какая должна быть величина у рассматриваемого предмета.

Сенсорные эталоны как целая система

Сенсорные эталоны – это не просто отдельные образцы, а целая система, в которой разновидности определенного свойства располагаются в нужной последовательности и различаются по конкретным признакам. Развитие сенсорных эталонов осуществляется благодаря сенсорному воспитанию. Без целенаправленного воспитательного процесса дети способны усвоить лишь некоторые эталоны.

Сенсорные эталоны – это термин, который впервые использовал А.В. Запорожец, когда разрабатывал теорию формирования восприятия путем развития перцептивных действий.

Сенсорные эталоны – это представления о тех или иных свойствах и их отношений: о цвете, о величине, о форме, о пространственном расположении, о высоты звучания, о длительности времени и т.п. появились эти эталоны в процессе исторического развития людей. Человечество использует их как мерки и образцы, с помощью которых можно установить и обозначить определенные отношения и свойства.

В детском саду главное содержание сенсорного воспитания состоит из знакомства с формой, цветом и величиной. В виде сенсорных эталонов выступают хроматические и ахроматические цвета, которые размещены в спектре в строгой последовательности, связанной с длиной световых волн.

Если смешать два цвета, которые лежат в спектре не рядом друг с другом, то можно получить промежуточный цвет. Если же смешать два соседних цвета, то получится дополнительный оттенок. Можно выделить холодные и теплые хроматические цвета. Сначала дети учатся воспринимать белые и черный цвет и хроматические цвета. Все это создает предпосылки для успешного усвоения названий цветов.

Обычно на первых порах вводят шесть цветовых тонов. Голубой при этом исключается, ведь детям его сложно усвоить. Этот цвет лучше изучать в более поздний этап, когда дошкольники имеют представление о том, что такое оттенки, где цветовые тона располагаются в спектре и как их можно разделить на холодные и теплые.

Процесс овладения сенсорными эталонами длится долго и протекает сложно. Усвоить один из эталонов – не значит просто научиться его называть. Нужно иметь ясное представление о том, какие разновидности могут быть у каждого свойства и научиться пользоваться этими представлениями для выделения и анализа свойств разных предметов. Иначе говоря, изучение сенсорных эталонов – это адекватное их применение в качестве единиц измерения во время оценки свойства.

Если с дошкольниками проводить последовательную работу по обследованию, они учатся легко выделять и называть множество разных признаков для каждого предмета. Это аналитическая мыслительная деятельность дошкольника, которая в будущем даст ему возможность более глубоко анализировать явления и предметы, обнаруживать в них существенное и несущественное, правильно видоизменять их в соответствии с поставленной задачей.

Сенсорные эталоны как образцы

Сенсорные эталоны – это образцы, которые вырабатываются людьми, которые дети должны усвоить, чтобы успешно обучаться в будущем в школе. Освоение этих навыков протекает постепенно с самого раннего возраста. Формирование сенсорных способностей должно осуществляться в этот период, пока накапливаются знания об окружающем мире.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что основные сенсорные эталоны у детей — это цвета и оттенки, геометрические фигуры, размер вещей, характеристики музыкальных звуков, высота голоса.

Человечество разрабатывало эти эталоны на протяжении тысячелетий. А малыши должны освоить их в первые годы своей жизни. Воспитатель и родители должны стремиться к тому, чтобы помогать детям осваивать эти сенсорные эталоны. Нужно создать все условия для развития представлений об окружающих предметах. Это происходит, когда дети играют в дидактические игры, когда они трудятся или учатся, когда лепят или рисуют, когда гуляют или посещают экскурсии.

У каждого возраста есть свои особенности, которые нужно учитывать при овладении сенсорными эталонами. Обсудим их более подробно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *