Что относится к роскоши
Предметы роскоши по 44-ФЗ: как их опознать
Поскольку все госзакупки финансируются за счет госбюджета, государство строго следит, чтобы они не были избыточными. Так, не допускаются заказы с завышенными потребительскими свойствами или предметов роскоши. Разберемся, что относится к последним и какова ответственность за приобретение таких товаров.
Принципы нормирования
Ст. 19 44-ФЗ устанавливает нормирование в сфере госзакупок — процесса установления предельно допустимых и оптимальных нормативных значений приобретаемых товаров, работ, услуг при реализации отношений контрактной системы. Это должно исключить в закупках предметы роскоши по законодательству РФ.
Нормирование подразумевает следующие требования к закупаемым товарам, работам, услугам:
На федеральном уровне установлены основные требования, которые должны на практике реализовать органы субъектов РФ и местные администрации. Правительством изданы следующие Постановления:
На сегодняшний день на федеральном уровне ограничена стоимость приобретения автомобилей до 2,5 млн руб., стоимость годового владения мобильным телефоном — не более 15 000 руб. Установлены предельные качественные характеристики обивочного материала при приобретении мебели — натуральная кожа только для группы должностей «руководители» и др.
Что относится к предметам роскоши
Хотя требования к нормированию законом о контрактной системе установлены, однако понятие «роскошь» в законе не содержится. Разобраться, что же считается предметом роскоши, помогут примеры.
К данной категории может относиться как количественная, так и качественная характеристика:
Для большей наглядности приведем несколько заказов, где фигурируют предметы роскоши, примеры: покупка 100 часов стоимостью по 11 000 руб. расценили как расточительность, приобретение 690 карт в магазин косметики по 6000 руб. каждая — покупка ненужных товаров.
Пример закупки предметов роскоши
17.04.2018 ОНФ «За честные закупки» заинтересовалось торгами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». С 2015 года ведомство четырежды арендовало у единственного поставщика квартиры в Москве и Московской области по цене более 250 000 руб., а также автомобиль Merсedes-Benz S 350 Bluetec 4Matic по цене более 400 000 руб. в месяц. В общей сложности на жилплощадь от 100 до 150 кв. м и машину представительского класса предприятие до ноября 2020 г. планирует потратить более 29 млн руб.
Такая стоимость найма квартиры оправдана предъявляемыми к квартире характеристиками:
В настоящее время активисты ОНФ отправили в Министерство запрос с просьбой дать разъяснения о целесообразности подобных расходов.
Ответственность за закупку роскоши
Отдельной нормы, указывающей на ответственность за приобретение предметов роскоши, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) не имеется. Однако ст. 7.29.3 КоАП указывает на ответственность при закупках предметов, не соответствующих целям осуществления закупок и установленным нормативным затратам, а также цены, в отношении которой обоснование не соответствует требованиям законодательства, — штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб.
Одновременно с этим в Уголовном кодексе закреплены санкции за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1).
Закончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. С 2016 года пишет про бухгалтерский и кадровый учет, госзакупки.
Что такое предмет роскоши?
Опубликовано 16.06.2021 · Обновлено 29.11.2021
Что такое предмет роскоши?
Предмет роскоши не является необходимым для жизни, но считается очень желанным в культуре или обществе. Спрос на предметы роскоши растет, когда увеличивается богатство или доход человека. Предметами роскоши могут быть такие товары, как дизайнерские сумочки или часы, или такие услуги, как шофер или членство в гольф-клубе. Потребители склонны приобретать больше предметов роскоши по мере роста их благосостояния.
Ключевые моменты
Понимание предметов роскоши
Предметы роскоши – это противоположность товарам первой необходимости или потребностям, которые являются товарами, которые люди покупают независимо от их уровня дохода или благосостояния. Еда, вода и коммунальные услуги, используемые для проживания в доме или квартире, скорее всего, будут считаться товарами первой необходимости для большинства людей.
Предметы роскоши также могут относиться к услугам, например, к поварам и горничным, работающим полный рабочий день или с проживанием в доме. Некоторые финансовые услуги также могут считаться услугами класса «люкс» по умолчанию, потому что лица с более низким доходом, как правило, ими не пользуются. Предметы роскоши также имеют специальную роскошную упаковку, чтобы отличать товары от обычных товаров той же категории. Конечно, определение предмета роскоши несколько субъективно и зависит от финансового положения человека. Например, один может считать автомобиль предметом роскоши, а другой – необходимостью.
Предмет роскоши по сравнению с некачественным товаром
Некачественный товар – это товар, спрос на который снижается по мере роста дохода человека. В результате он имеет отрицательную эластичность спроса. Например, дешевый магазинный кофе, скорее всего, будет пользоваться повышенным спросом, когда доходы людей низки. Однако, когда их доход увеличивается, спрос на магазинный кофе снижается, поскольку люди предпочитают более дорогой и качественный кофе. В результате магазинный кофе окажется некачественным товаром.
Предметы роскоши не являются некачественными товарами; напротив, это товары, которые люди предпочитают покупать, когда их доход увеличивается, чтобы заменить некачественные товары.
Предмет роскоши может стать неполноценным товаром при разных уровнях дохода. Например, если богатый человек становится достаточно состоятельным, он может перестать покупать все большее количество роскошных автомобилей, чтобы начать коллекционировать самолеты или яхты – потому что при более высоком уровне дохода роскошный автомобиль становится неполноценным товаром.
Хотя отнесение предмета к предметам роскоши не обязательно означает высокое качество, такие товары часто считаются самыми дорогими на рынке с точки зрения качества и цены.
Особые соображения
Некоторые предметы роскоши якобы являются примерами товаров Веблена – товаров, спрос на которые растет, потому что они считаются символами статуса. Другими словами, по мере роста цены на товар растет и спрос, поскольку люди воспринимают его как более высокую ценность. В результате товары Веблена имеют положительную эластичность спроса по цене, которая измеряет изменение спроса в результате изменения цены. Например, повышение цены на флакон духов может увеличить его воспринимаемую ценность, что может привести к увеличению продаж, а не к снижению.
Некоторые предметы роскоши могут облагаться специальным налогом или налогом на роскошь. Большие или дорогие прогулочные лодки или автомобили могут подлежать федеральному налогу. Например, США взимали налог на роскошь с некоторых автомобилей в 1990-х годах, но отменили этот налог в 2003 году. Налоги на роскошь считаются прогрессивными, поскольку они обычно затрагивают только людей с высоким чистым богатством или доходом.
Примеры предметов роскоши
Хотя предметы роскоши могут отличаться от одного человека к другому, следующие предметы считаются предметами роскоши в экономике:
Стоит ли инвестировать в предметы роскоши
И что дает добавление лакшери в портфель
За 10 лет цена коллекционного виски выросла на 478% — это в два раза лучше доходности S&P 500.
Но покупать напрямую бутылки с виски или дизайнерские сумки с целью инвестиций — довольно спорное решение: не факт, что подорожает именно тот экземпляр, что вы купили, а еще и продать предметы роскоши может быть проблематично.
Но заработать на инвестициях в лакшери все-таки можно. Расскажу подробнее, почему роскошь привлекательна с точки зрения инвестиций.
Что вообще считается предметами роскоши
Предметы роскоши — это потребительские товары высокой стоимости. Например, объекты искусства, антиквариат, ретроавто, драгоценные камни и элитные вина. Они востребованы в обществе, так как по ним можно судить о богатстве и достижениях владельца. Таким образом, сегмент лакшери изначально нацелен на людей с высоким доходом, но в современном мире он становится все более массовым.
В отличие от товаров повседневного пользования предметы роскоши — это излишества, не необходимые для жизни. Также восприятие предметов роскоши со временем может меняться. Например, раньше ванна в доме считалась роскошью, а сейчас никого ею не удивишь. Тот же путь прошли пианино, радио, телевизоры, автомобили, джинсы и видеомагнитофоны.
Вот шесть основных характеристик предметов роскоши.
Цена — довольно показательный критерий, отражающий доступность той или иной вещи. Для многих людей этот критерий ключевой, поскольку сигнализирует о статусе.
Качество. От люксового продукта ожидают превосходного качества. Оно зависит от множества факторов, таких как время на изготовление, ценность сырья, технологический процесс и компетенция производителя. Например, на качество вина влияет ручная технология сбора винограда и система воспитания: элитное вино выдерживается в дубовых бочках, которые меняют каждые 4 года.
Эстетика. Считается, что цена сама по себе недостаточна для определения предмета роскоши, поскольку она не отражает художественный вкус. Предмет роскоши должен быть эстетичен: красиво выглядеть, быть изысканным на вкус, приятным на осязание, звучание или запах.
Редкость. Предметы роскоши, как правило, уникальны. Производители повышают эксклюзивность своей продукции путем выпуска лимитированных и специальных линеек. Например, из каждой бочки виски Port Ellen культовой винокурни Malts of Scotland разливают всего 225—250 бутылок. Винокурня закрылась в 1983 году, ее оборудование полностью утеряно, а оставшиеся запасы спиртов иссякают — в скором времени будет разлита последняя бочка. Одна из 249 бутылок этого виски, разлитая в 2016 году, обойдется минимум в 1300 €.
Необычность. Эта характеристика может появиться из-за мелких деталей, которые выделяют продукт среди остальных, а также от производственного процесса, истории и имиджа бренда. Эту характеристику также можно придать с помощью инновационных решений. Так, электромобили сначала были доступны только узкому кругу лиц, но с технологическим прогрессом постепенно приобретают массовый характер.
Символизм. Роскошь создает ассоциации, которые зачастую перевешивают функциональные свойства продукта. Символизм относится к образу жизни и ценностям потребителя. Его можно передать через узнаваемый дизайн и знаменитость бренда. Например, продукция Apple ценится больше, чем аналогичные по функциональности гаджеты других производителей.
Состояние рынка роскоши в 2020 году
Индекс Knight Frank Luxury Investment Index (KFLII) включает в себя ряд сегментов роскоши: часы, вино, виски, ретроавто, украшения, цветные бриллианты, марки, монеты и так далее.
При расчете индекса KFLII используются данные агентства AMR, которое отслеживает изменения цен на предметы роскоши во всем мире. Для этого оно составляет корзину брендовых предметов для каждой категории лакшери-товаров.
Например, динамика рынка люксовых часов определяется на основе корзины из 40 моделей: по 10 — от Cartier, Patek Philippe, Rolex и еще 10 — от других элитных брендов. Для исключения фактора сезонности цены рассчитывают на основе скользящей средней за 14 месяцев.
В 2020 году, несмотря на проблемы с коронавирусом, Knight Frank зафиксировала устойчивый спрос на предметы роскоши. Количество людей со сверхкрупным капиталом выросло на 2,4% — хотя это только треть от показателя 2019 года.
Отчет о мировом богатстве за 2020PDF, 9,5 МБ
Пандемия оказала влияние на логистику, поэтому продажа предметов роскоши на аукционах замедлилась: поставки товаров прекратились, запретили физические собрания. В такой конъюнктуре на передний план вышли онлайн-аукционы, которые поддержали ликвидность на рынке лакшери.
Первое место в индексе KFLII в очередной раз заняли сумки Hermès. Цены на них в 2020 году выросли на 17%. Эта марка сумок устойчиво держится в топе сегментов роскоши, и, согласно исследованиям, это одно из самых безопасных вложений: с 1980 по 2015 год сумки Hermès дали доходность 14,2% годовых, и ни один год не был убыточным — в худший год был зафиксирован рост 2,1%. В то же время S&P 500 показал доходность 11,66% годовых, а в 2008 году показал просадку на 36,55%.
Второе и третье место в индексе роскоши по результатам 2020 года заняли элитное вино и ретроавтомобили — рост на 13 и 6% соответственно. Худший показатель зафиксирован у объектов искусства — падение на 11%: в основном из-за сокращения продаж через традиционные аукционные дома.
Что относится к предметам роскоши по 44-ФЗ
Предметы роскоши — это дорогие товары с избыточными потребительскими свойствами, не нужными для обеспечения госнужд в каждом конкретном случае. Прямого запрета на их закупку в 44-ФЗ нет. Но органы власти, учитывая отраслевую и территориальную специфику, вправе устанавливать критерии, по которым госзаказчики определяют избыточность характеристик и возможность покупки.
Что относят к предметам роскоши
Несмотря на то, что требования к нормированию в 44-ФЗ есть, сами предметы роскоши по законодательству РФ не определены, четкого перечня нет. К этой категории относят как количественные, так и качественные характеристики:
Вот еще несколько заказов, в которых присутствуют предметы роскоши: закупается 100 часов по цене 11 000 руб. каждые — это расточительность; приобретены 690 подарочных карт по 6000 руб. каждая — это закупка ненужных благ.
На сайте ОНФ «За честные закупки» есть пример закупки предметов роскоши Министерством строительства и архитектуры Амурской области. Оно планировало приобрести в форме малой закупки iPad Pro и комплектующие для него за 154 000 рублей. В комплект новой техники Apple входили: планшет за 121 000 рублей, чехол за 18 900 рублей и стилус за 14 000 рублей. Техзадание содержало характеристики, которые указывают на конкретную марку, а документ с техзаданием назвали «Техзадание Айпад3».
Принципы нормирования в госзакупках
Как нормировать закупки, устанавливает правительство РФ, правительства субъектов и администрации на местах для применения структурами власти на каждом уровне. Все эти нормы установлены, учитывая общие требования, зафиксированные правительством.
Федеральные органы, госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом», некоторые учреждения науки, культуры, образования и здравоохранения, указанные в ч. 4.1 ст. 19 44-ФЗ, подчиняются основным правилам нормирования:
Правительство каждого субъекта определяет, что относится к предметам роскоши в конкретном регионе. Например, для Московской области нормы закреплены в ПП МО № 1411/49 от 29.12.2015.
Муниципальные закупщики подчиняются правилам, утвержденным местными администрациями (например, постановлением администрации городского округа Электросталь МО № 632/9 от 08.09.2017).
Структура системы нормирования
Система нормирования условно состоит из трех уровней.
Уровень № 1. Правительство установило общие правила нормирования госзакупок. Они обязательны для всех субъектов нормирования. Эти положения зафиксированы в 3 документах:
На базе этих документов формируются остальные правила, в том числе и о предметах роскоши (ч. 3 ст. 19 44-ФЗ).
Уровень № 2 включает:
Эти правила созданы для федеральных, региональных и местных органов власти (ч. 4 ст. 19 44-ФЗ).
Уровень № 3. По отраслям фиксируют нормы и требования к ТРУ, нормативные затраты, которые закупщики должны учитывать. Правила утверждают государственные, муниципальные структуры и ГРБС из сферы науки, образования, здравоохранения, культуры (ч. 5 ст. 19 44-ФЗ) для подведомственных заказчиков. Главное — учесть акты, которые приняты на первых двух уровнях.
Ответственность за приобретение предметов роскоши
Исключение из закупок товаров, работ, услуг, имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши, обеспечивается законом о контрактной системе 44-ФЗ.
В КоАП отдельной нормы, в которой прописывается ответственность за закупку предметов роскоши, нет. Но в ст. 7.29.3 КоАП предусмотрен штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей при госзакупках благ, не соответствующих целям осуществления покупки и применяемым нормативным затратам, и цен, в отношении которых обоснование противоречит требованиям закона.
В ст. 285.1 Уголовного кодекса прописаны санкции, применяемые при нецелевом расходовании средств бюджета (заказ предметов роскоши — тот самый случай), — тюремный срок 5 лет.
Раздел драгоценностей и предметов роскоши при разводе
Время чтения: 6 минут
На основании Семейного кодекса Российской Федерации всё имущество, которое нажили супруги, находясь в зарегистрированном браке, при разводе может быть поделено между ними. Даже если им удастся договориться без суда, данные договорённости необходимо зафиксировать документально. В статье 36 Семейного кодекса РФ конкретизировано, что личные вещи не делятся. Однако далее указано, что к таковым не относятся драгоценности и предметы роскоши. В связи с этим возникает вопрос, что следует относить к роскоши, а что нет?
Грань между «роскошью» и «бытом» в судебной практике весьма тонкая и определяется конкретными обстоятельствами дела.
Например, соболиное манто, сшитое на заказ для жены, муж носить не будет. Однако в совместно нажитое имущество оно может быть включено, и мужчина может претендовать на получение денежной компенсации за половину стоимости изделия.
Что относится к категории драгоценностей и предметов роскоши?
Российское законодательство не даёт чёткого определения вещей, которые однозначно относятся к категории роскоши. Согласно словарю экономических терминов предметом роскоши является то, без чего в своей повседневной жизни люди свободно могут обойтись, а также то, что можно отнести к проявлению изысканного вкуса своих обладателей.
В судебной практике к категории предметов роскоши относятся:
Стоит учитывать, что при принятии решения суд не действует шаблонно. Одна и та же норковая шуба в одной ситуации может являться предметом роскоши, если на неё пришлось копить несколько месяцев или даже лет, а в другой – нет, если её стоимость существенно ниже суммарного месячного дохода семьи.
Судья может не отнести к предметам роскоши дорогие вещи, приобретённые с существенной скидкой, если реально уплаченная за них сумма не являлась значительной для семьи.
Немые бриллианты часто действуют на женский ум сильнее всякого красноречия
Что не делится при разводе, даже если оно является ценностью?
Существует ещё целый ряд обстоятельств, в связи с которыми ценные вещи одного из супругов не будут признаваться общей собственностью:
Не подлежат разделу вещи, приобретённые несовершеннолетним детям супругов. Например, дочери купили дорогостоящие серьги. Они будут являться её личной вещью, а не совместно нажитым родителями имуществом.
В ситуации с дорогими подарками супругов друг другу не всегда всё однозначно.
Например, колье с драгоценными камнями или эксклюзивные часы могут быть преподнесены по случаю праздника. При этом договор дарения явно никто не будет заключать. Если нет доказательств, подтверждающих, что это был именно подарок, такая вещь может быть признана предметом роскоши, подлежащим разделу.
Как поделить ценные вещи при разводе?
Как и в ситуации с другим совместно нажитым имуществом, разделить предметы роскоши можно несколькими способами. Если существует брачный договор, регламентирующий имущественные отношения супругов, стоит руководствоваться его положениями. Второй вариант – подписать нотариальное соглашение о разделе совместно нажитого имущества, в том числе и предметов, относящихся к категории роскоши. И наконец последний способ – разделить имущество в суде.
В исковом заявлении следует перечислить все драгоценности и предметы роскоши, которые по мнению истца не являются личной собственностью одного из супругов и должны быть разделены судом. Для расчёта суммы исковых требований и госпошлины следует приложить документы о приобретении названного имущества или об оценке их рыночной стоимости.
Если цена иска (половина стоимости имущества) менее 50 тысяч рублей, заявление подаётся в мировой суд, в остальных случаях – в районный суд.
В просительной части искового заявления следует указать, какие предметы истец хотел бы оставить себе (как правило те, которыми он непосредственно пользуется), а какие оставить в собственности ответчика, и кому какую компенсацию присудить. Все расчёты производятся точно так же, как при разделе квартир и машин.
Для исковых требований о разделе предметов роскоши и драгоценностей применяется общий срок исковой давности – три года, который начинает исчисляться с момента нарушения права. Истцу необходимо доказать, что его права на имущество были нарушены и с этого момента не прошло трёх лет
В связи с тем, что критерии отнесения вещей к предметам роскоши законодательно не определены, судебные споры такого характера весьма неоднозначны. Без участия квалифицированного юриста, специализирующегося на семейных спорах, добиться желаемого результата вряд ли удастся.
Раздел меховых изделий при разводе – судебная практика
В данном гражданском деле супруга решила при разводе разделить не только совместно нажитые три автомобиля, два мотоцикла, дом, участок площадью почти 1000 квадратных метров и банковские вклады, но и последние приобретения мужа:
На фоне всего купленного в браке имущества меховое пальто и шапка-ушанка мужа за 25 тысяч рублей, спортивный инвентарь за 45 тысяч рублей и телефон за 20 тысяч рублей выглядели весьма скромно.
В решении суд указал, что вещи индивидуального пользования, хотя и приобретённые на совместно нажитые денежные средства, признаются собственностью того супруга, который ими фактически пользовался. Суд посчитал, что вышеперечисленное не относится к предметам роскоши, а являются личным имуществом ответчика. А стоимость автомобильных шин должна быть учтена в стоимости автомобиля, на котором они установлены.
В данном гражданском деле суд не посчитал изделия из меха и дорогостоящий спортивный инвентарь предметом роскоши и не разделил их при разводе. Однако это вовсе не означает, что такие предметы разделить нельзя. Суд в таких спорах в первую очередь исходит из того, являются ли такие вещи роскошью для данной конкретной семьи.
Наши юристы обеспечат юридическое сопровождение раздела имущества, включающего драгоценности и предметы роскоши, на всех этапах, начиная от вводной консультации и заканчивая ведением судебного дела «под ключ» без вашего участия и присутствия в суде. Звоните + 7 (495) 722-99-33.
Своевременная юридическая помощь, даже на этапе семейной жизни, поможет сохранить нажитое вами имущество и минимизировать риски его утраты.