Что относится к рискам логистической системы
Тема 5. Виды логистики и области ее использования
Целью изучения темы является рассмотрение функциональных областей логистики как метода управления современной экономикой.
5.1. Классификация видов логистики
Управление материальными потоками на отдельных этапах их прохождения имеет специфику, в соответствии с которой выделяют отдельные функциональные области (виды) логистики, охватывающие сферы заготовок (закупок), производства и распределения. Эти сферы далее по ресурсному и отраслевому признакам (табл. 5.1).
Классификация видов логистики
Ниже подробнее рассмотрим основные виды логистики.
5.2. Информационная логистика
По мере развития индустриального общества информация все более становится рабочим агентом экономической деятельности, приводя в действие и регулируя механизмы этой деятельности. Она становится активным элементом конкурентной борьбы.
Примерно с начала 1960-х гг., с экстенсивной компьютеризацией общества, становится общепринятым представление об информации, как экономическом ресурсе, то есть информационном ресурсе.
По мере увеличения производства и эксплуатации информационных ресурсов, они становятся ведущим фактором крупномасштабных перемен в жизни общества.
В конце ХХ в. экономически развитые страны уже находятся в активной стадии трансформации своего уклада к постиндустриальному информационному (сервисному) обществу. Этот процесс, формирование информационной парадигмы, в значительной мере базируется на интенсивной информатизации общества в рамках концепции клиент-сеть.
Информация начинает действовать, функционировать как всеобщая универсальная производительная сила общества, определяющая его экономический рост. Существенно отметить, что информация становится всеобщим предметом труда, всеобщим средством труда и всеобщим продуктом труда. Степень потребления и качество информации, овеществленной в информационных продуктах и ресурсах, определяют степень развития и экономический рост государства. Количество вещества и энергии, вовлеченное в материальное производство уходящей индустриальной цивилизации, играют уже второстепенную роль для такого развития. Ведущие мировые корпорации более 50% своих капитальных затрат направляют на информационные технологии.
Становление информационного уклада означает, что человечество вступает в эру информационных отношений. Коренным образом меняется структура общественного производства, а информация выступает как основа технологического прогресса. Иными словами, экономика становится информационной экономикой, которая должна обеспечивать отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления информации.
Страны, запаздывающие со вступлением в информационную эру, неспособные создать информационную экономику, практически утратят возможность конкурировать на рынке высокотехнологичной продукции.
Необходимо учитывать, что даже в товарном производстве информация может иметь нетоварную форму. В товарной форме информация создает новую область стоимостных отношений. В нетоварной форме она выступает как деятельность фундаментальных наук, различных фондов, общественных программ, негосударственных объединений различных групп общества (в том числе экологических), как естественно (и с помощью манипуляций) складывающихся ожиданий и т. д. Нетоварная форма особенно важна для формирования менталитета общества, его идеологии. Косвенным образом нетоварная форма существенно влияет на товарную.
Особо важное, принципиальное значение информационная логистика приобрела в экономике корпораций (экономика среднего звена или мезоэкономика), и прежде всего ТНК, предприятия которых разбросаны по всему миру и логистическое управление осуществляется, в основном, на информационном уровне.
Аппаратом функционирования информационной логистики выступает инструментарий глобальных вычислительных сетей, позволяющий “почтовую” передачу информационных пакетов, т.е. пакет на время передачи не занимает линию связи и направляется точно по предписанному адресу.
Услуги Интернет предоставляют специальные фирмы-провайдеры, содержащие серверы, которые выполняют роль местных “почтовых отделений”. При необходимости, например банковские операции и другие платежи, сетевая информация может быть закодирована с высокой степенью надежности.
Интранет с помощью программно-аппаратных средств защищена от несанкционированного доступа, как из вне, так и изнутри. Последнее достигается жесткой иерархизацией пользователей по доступу к информации различного ранга. Вопросам защиты информации, в связи с развитием электронного бандитизма и хулиганства, уделяется большое внимание.
Логистическое управление, например, корпорацией, осуществляется из ее логистического центра, который связан сетью с объектами управления и с внешней средой.
Логистические решения, принимаемые этим центром делятся на:
5.3. Механизмы закупочной логистики
Изготовление продукции связано с производственным потреблением. После принятия решения о производстве определенной продукции следует обеспечить производство всеми необходимыми материалами, сырьем, полуфабрикатами, комплектующими.
Используемые понятия “заготовка” и “закупка” не идентичны, хотя иногда рассматриваются как синонимы. Понятие “заготовка” несколько шире, чем “закупка”. Первое может включать некоторые элементы производства раннего передела. Чаще всего заготовительная логистика фигурирует в холдингах, связанных с металлургией, строительством и пищевой промышленностью. Хотя в постиндустриальной экономике, ужесточившей разделение труда, рассматриваемое отличие фактически нивелировано.
Современные условия, обеспечивающие максимальную экономическую эффективность совершения закупок, сводятся к следующему:
Основной целью закупочной логистики является приобретение требуемого количества материальных ресурсов установленного качества с наименьшими издержками.
Задачи заготовительной логистики с точки зрения производственного предприятия могут быть сформулированы следующим образом:
Укрупненно комплекс задач можно представить как:
Созвучны задачам логистические функции закупочной деятельности, к которым относят:
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров подразделяется на следующие этапы:
Определение потребности в товарах представляет собой систему планирования закупки товаров определенного ассортимента и качества, в количестве, необходимом для бесперебойного обеспечения производственного или торгового процессов. Эта система планирования позволяет:
Поступление товаров возможно из различных источников, основным из которых являются заказы (в том числе на производство) у поставщиков.
При поиске и выборе поставщика и партнера по хозяйственным связям оценивается, прежде всего, стоимость приобретения продукции или услуг и качество обслуживания, включающее в себя качество продукции (услуги) и надежность обслуживания.
Кроме этих основных требований учитываются и следующие:
Все факторы выбора источника поставок можно сгруппировать следующим образом:
Организация и технология закупок непосредственно у производителей или посредников определяется избранными методами закупок товаров, количеством участников процесса товародвижения, их размещением, условиями поставок и транспортировки и др. факторами.
Заказ на поставку рассматривается как документ, на основании которого закупается необходимый товар. В нем четко и ясно излагается соглашение между покупателем и поставщиком. В случае принятия заказ приобретает законную силу контракта, обязательного для исполнения. Заказ на поставку составляется на основании заявки, которая включает: предмет закупки (номенклатуру товара); код статьи, на которую относятся затраты; особые условия, регулирующие закупку конкретного товара (технические условия, требования по доставке и складированию).
По большинству ассортиментных позиций процесс формирования заказа начинается с момента достижения товарными запасами так называемой точки заказа, которая представляет собой параметр, используемый в системах контроля над запасами, обозначающий нижний уровень запаса, при достижении которого необходимо осуществить очередной заказ на поставку. Уровень запаса на момент подачи заказа должен быть достаточным для бесперебойного функционирования предприятия в период цикла поставки, при этом страховой запас товара должен оставаться неприкосновенным.
В теории управления запасами различают два вида заказов :
Основными целями планирования поставок являются:
При разработке предприятием плана поставок товаров, учитываются следующие параметры и факторы :
Разрабатываемые в процессе организации закупок схемы завоза продукции на предприятия должны обеспечивать прохождение товаров через минимально необходимое число звеньев.
5.4. Логистика производственных процессов. Организация материальных потоков в производстве. Организация производcтвенного процесса во времени
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком и сопутствующих ему потоков на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.
Производственная логистика рассматривает потоки, циркулирующие в сфере материального производства. Ее целью является оптимизация потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или услуги. Ранее производственная логистика имела дело с объектами, характеризовавшимися территориальной компактностью. С конца прошлого века глобализация стала уже очевидным фактом, в результате добавленная стоимость одного изделия может создаваться по всему миру и прежняя компактность теряет смысл. Тем не менее управляющие системы на основе Интернета просто переводят эту компактность в виртуальное измерение.
Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения. К подобным системам можно отнести: промышленные предприятия, строительные фирмы, узловые грузовые станции, порты и др. Производственные логистические системы надо рассматривать диалектически на макро-, мезо- (даже мега-) и микроуровнях. В первом случае они являются источником национальных (транснациональных, глобальных) материальных потоков. На микроуровне они выступают как подсистемы иерархически более высоких логистических систем, но в то же время и обеспечивают их функционирование.
Построение внутрипроизводственных подсистем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри систем разного уровня.
Варианты управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем могут быть двух основных типов: толкающие и тянущие.
Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток “выталкивается” получателю по команде, поступающей на передающее звено из систем управления производством (рис.1).
— информационный поток
— материальный поток
Толкающая система характерна для традиционных методов организации производства. Она соответствует бизнес-эпохам массового производства и качества, рассчитана на технологию массового потребления и допускает автоматизацию управления на основе стандартных информационных систем.
При тянущей системе подача деталей и комплектующих изделий с предшествующей технологической операции на последующую осуществляется по мере необходимости. При работе по тянущей системе на каждом производственном участке создается строго определенный запас готовых деталей и узлов. Последующий участок заказывает и вытягивает с предыдущего участка изделия строго в соответствии с нормой и временем производственного потребления.
В тянущей системе центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия и не устанавливает для них текущих производственных заданий. Все определяется заказом последующего звена. Центральная система ставит задачу лишь перед конечным (сборочным) звеном технологической цепи, что расширяет возможности и инициативу для горизонтального менеджмента.
— информационный поток
— материальный поток
Тянущая система уже соответствует бизнес-эпохе потребителя, когда технология потребления приобретает элитарный характер. В случае транснациональных корпораций (ФПГ, холдингов) место цехов занимают соответствующие предприятия, разбросанные по всему миру.
Концепция “Just-in-time” (“точно в срок”) представляет собой организацию материально-технического обеспечения производства, при которой материалы, детали, комплектующие изделия поставляются на рабочие места непосредственно к моменту их использования или обработки.
Ее появление относят к 1972 году, когда японская компания Тоёта Моторз, а затем и другие автомобильные фирмы Японии начали активно внедрять микрологистическую систему KANBAN.
Логистическая концепция JIT характеризуется следующими чертами:
В эпоху массового производства и качества проблема гибкого реагирования на спрос решалась за счет наличия на складах запасов готовой продукции. В эпоху потребителя логистика подсказывает путь адаптации к спросу через запасы производственных мощностей, который реализуется за счет количественной и качественной гибкости производственных систем.
Пути внедрения логистических концепций и их последующая эффективность зависит от модели контрактных отношений. Известны две основные модели их развития:
5.5. Логистика распределения и сбыта
Распределительная (сбытовая) логистика обеспечивает наиболее эффективную организацию сбыта производимой продукции. Она охватывает всю систему, обеспечивающую распределение: маркетинг, транспортировку, складирование и т. д.
Критериями ее эффективности выступают:
Перефразируя Питера Драккера:
К задачам распределительной логистики можно отнести:
Тесно связаны распределительная логистика и маркетинг. Последний был востребован коммерческой практикой раньше логистики в связи с трудностями сбыта товаров. Маркетинговые методы подхлестнули в конце ХХ века процесс перехода к эре потребителя и стали важным фактором повышения конкурентоспособности.
Исторически широко выйдя на арену экономики лишь в конце ХХ века, логистика увязывает потребителя, транспорт и поставщика в единую систему, тем самым тесно увязываясь с маркетингом, который определяет, а иногда и навязывает спрос, то есть отвечает на вопросы: какой товар, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованного товара к потребителю.
Каждый участник канала выступает в виде отдельного предприятия, которое стремится извлечь максимальную прибыль. При этом все такие предприятия действуют разрозненно и не организованы в систему. Такие каналы обычно называют горизонтальными. В постиндустриальной экономике начинают доминировать вертикальные каналы, когда представлены системой, во главе которой стоит производитель.
Структура самого канала определяется типом посредников, которых можно классифицировать по сочетанию двух признаков:
Исходя из этого, обычно выделяют четыре основных типа посредников:
5.6. Логистика запасов
Создание запасов позволяет ослабить зависимость между производством и поставками продукции.
Об экономической сущности и видах запасов подробнее см. параграф 2.2.
Стремление потребителей к снижению издержек на хранение материальных запасов до минимального уровня оправдано при условии быстрого и своевременного их пополнения, что обеспечивается взаимодействием с надежными поставщиками и перевозчиками.
Определение уровня материальных запасов необходимо для минимизации общих издержек фирмы на их создание и поддержание. Издержки хранения запасов можно подразделить на затраты на поддержание уровня материальных запасов и потери, связанные с отсутствием запасов.
Определение оптимального размера заказа (партии поставки) основано на минимизации совокупных расходов, связанных с хранением и пополнением заказов.
Создание излишних товарных запасов увеличивает издержки по их хранению, а нерациональное их снижение влечет за собой увеличение частоты меньших по объему партий поставок, что значительно увеличивает расходы по доставке товаров.
Оптимальный размер заказа (партии поставки) и соответственно оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
Предположим, что за определенный период времени Т величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии S. Допустим, что новая партия завозится сразу после того, как предыдущая полностью закончилась, тогда средняя величина запаса составит S/2. Расходы по хранению товаров за период времени Т составят:
Затраты на транспортировку за период Т определяется умножением количества поставок (заказов) за этот период на стоимость поставки одной партии товара.
5.7. Логистика сервисного обслуживания
Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком товара, либо специальной экспедиторской фирмой, специализирующейся в сфере доставки товаров, либо аутсорсинговой организацией другого типа. Потоки услуг распространяются в среде доставки (распределения). Поэтому логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения, а распределительные сети должны соответствовать предлагаемому уровню обслуживания.
Задачи логистического обслуживания делятся на три основные группы (рис. 4).
Уровень логистического сервиса фирмы обычно оценивается в соответствии с выражением:
Последнее понятие достаточно условно и в качестве L обычно принимается объем логистического сервиса, оказываемый образцовым предприятиями соответствующей отрасли. Величины I и L могут рассматриваться и как время, затрачиваемое на соответствующие услуги. По экспертным оценкам оптимальный уровень сервиса составляет 93%, то есть реализуя 93% услуг из всего набора услуг в данной области бизнеса и по определенному виду продукции, компания получает максимальную прибыль по сравнению с меньшим или большим объемом услуг.
Оценка уровня логистического сервиса поставщика товаров определяется по следующим критериям (рис. 5).
Набор критериев для каждого сервисного предприятия индивидуален. Например, уровень логистического сервиса магазинов самообслуживания можно оценить всего по двум критериям:
Для транспортного предприятия критериями уровня логистического сервиса могут быть надежность и скорость поставки груза, а также количество различных сопутствующих услуг, например, маркировка контейнеров.
С повышением уровня логистического сервиса растет объем продаж компании, а, следовательно, и доходы. Но повышение этого уровня влечет за собой повышение затрат компании. Поэтому для логистики всегда важен вопрос поиска оптимального (по затратам) уровня сервиса.
Разработка стратегии логистического обслуживания строится на использовании следующих методов:
Наряду с качеством товара, его ценой и затратами в сфере потребления, конкурентоспособность товара также определяется качеством его сервиса.
5.8. Транспортная логистика
Транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Затраты на выполнение транспортных операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.
Задачи транспортной логистики :
Транспортная составляющая как заложенный в контрактную цену товара процент издержек по его доставке является в российской экономике ключевым фактором конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Следует отметить, что доля транспортных расходов в цене товара имеет тенденцию к росту в связи с реализацией требований к качеству транспортного обслуживания, безопасности движения транспортных единиц, увеличению их стоимости, а следовательно, и росту амортизационных расходов, увеличению затрат на топливо, защиту окружающей среды, использование природных и трудовых ресурсов.
На величину транспортного фактора влияют:
Транспортировка как одна из основных логистических активностей включает в себя процессы экспедирования, грузопереработки, упаковки, передачи прав собственности на груз и рисков, страхование, таможенные процедуры и т. п.
Транспортно-экспедиторские операции (обслуживание) включают ряд дополнительных и вспомогательных операций по отношению к перевозке товара: расчет тарифов по доставке, определение целесообразного базиса поставки, упаковочные и маркировочные работы, таможенное оформление прохождения продукции через границы, погрузочно-разгрузочные работы, развоз груза по разным получателям или на различные точки сбыта.
Перевозчики классифицируют грузы в зависимости от технологии погрузки и разгрузки, способа перевозки, вида тары и др.
Основными видами грузов являются:
Маршрутизация перевозок осуществляется с целями минимизации затрат и сроков доставки грузов, обеспечения безопасности движения, эффективного использования транспортных средств, гибкого реагирования на изменения дорожных условий и др.
Маршруты доставки грузов классифицируются:
К основным видам транспортировки грузов относятся:
5.9. Логистика складирования
Объектом логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, грузопереработки, комиссионирования и упаковки.
К задачам логистики складирования относятся:
Технологический процесс на складе включает несколько стадий:
Для организации отпуска товаров со склада последовательно осуществляются следующие операции:
В современной зарубежной и российской практике и специальной литературе используется термин “ комиссионирование”.
Комиссионирование — совокупность процессов комплектации заказов на складе и их отгрузки. Комплектация является одной из наиболее трудоемких и дорогостоящих складских операций.
Применяются два основных способа комплектации:
Классификация рисков логистической системы
В любой практической реализации логистическая система, от процесса движения грузов до процессов перемещения заказов в рыночном пространстве, охватывает большое количество разнородных аспектов, работа которых находится под воздействием различных факторов и сопряжена с определенным риском.
Надежность является одним из принципов логистики. Должен быть сведен к минимуму, или вообще нейтрализован, риск функционирования логистической системы.
Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть уменьшены работой персонала, занятого в логистическом процессе.
Риск логистической системы как составляющей части предпринимательства имеет различные виды.
1. Риски, подразумевающие возмещение убытков, связанных с потерей или повреждением имущества вследствие захвата, ареста, любых военных действий, подрыва бомбы, народных волнений, вооруженных действий злоумышленников.
2. Риски, связанные с противоправными действиями с точки зрения норм международного права.
3. Риски гражданской ответственности. К данной группе относятся риски, связанные с законными претензиями физических и юридических лиц в связи с причинением вреда, вызванным источником повышенной опасности (на автомобильном, железнодорожном, воздушном и морском транспорте, ряде химических производств и др.).
4. Объективные риски, т.е. не зависящие от воли предпринимателя (как то: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и т.п.).
5. Риски универсальные, например несчастные случаи и болезни, кражи имущества и т.п.
6. Риски технические, связанные с множеством причин ущерба. Технические риски могут нанести ущерб имуществу, жизни и здоровью людей и финансовым интересам предприятия вследствие перерыва в производстве и сверхнормативных затрат. Подразделяются по видовому составу основных и оборотных фондов, в которых они проявляются:
– строительные (строительно-монтажные) риски;
– электротехнические риски и т.д.
7. Транспортные риски возникают в процессе использования средств воздушного, наземного, железнодорожного и водного транспорта с целью перемещения грузов.
8. Экологические риски, связанные с загрязнением окружающей среды.
9. Аномальные риски. К данной группе рисков относятся те, которые не позволяют отнести соответствующие объекты к тем или иным видам риска.
10. Катастрофические риски – те, которые могут при их наступлении принести значительный ущерб предпринимателю, и в особо крупных размерах. Немецким ученым Р. Майером было разработано следующее разделение катастрофических рисков:
– эндемические риски. Они происходят под воздействием метеорологических факторов и условий;
– риски, которые происходят под воздействием качества земли;
– риски, которые связаны с преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ. Последняя группа рисков может быть поделена на риски в результате:
а) войны, гражданских волнения, революции;
в) падения воздушного судна;
г) отравления чем-либо.
11. Финансовые риски могут быть вызваны следующими событиями:
– остановкой производства или сокращением объема производства в результате определенных событий;
– потерей работы (для физических лиц);
– неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств контрагентом предпринимателя, являющегося кредитором по сделке;
– судебными расходами (издержками), понесенными предпринимателем;
Существует множество других подходов к классификации и систематизации рисков. Рассмотрим некоторые из них.
I. Поскольку основная задача предпринимателя – рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы, следует выделять допустимый, критический и катастрофический риски.
Допустимый риск – это угроза полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. В данном случае потери возможны, но их размер меньше ожидаемой предпринимательской прибыли; таким образом, данный вид предпринимательской деятельности или конкретная сделка, несмотря на вероятность риска, сохраняют свою экономическую целесообразность.
Следующая степень риска, более опасная в сравнении с допустимым, – это критический риск. Этот риск связан с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки. При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат. Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности, т. е., вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет.
Под катастрофическим понимается риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предприятия. Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, так как в данном случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный вид деятельности или в конкретную сделку средств, но и его имущества. Это характерно для ситуации, когда предпринимательская фирма получала внешние займы под ожидаемую прибыль; при возникновении катастрофического риска предпринимателю приходится возвращать кредиты из личных средств.
II. По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски.
Возможно, это наиболее важный для предпринимательского риска элемент классификации, имеющий наибольшее практическое значение. Для разграничения оправданного и неоправданного предпринимательского риска необходимо учесть в первую очередь то обстоятельство, что граница между ними в разных видах предпринимательской деятельности, в разных секторах экономики различна. Так, в области научно-технического прогресса допустимая вероятность получения отрицательного результата на стадии фундаментальных исследований составляет 5-10%, прикладных научных разработок – 80-90%, проектно-конструкторских разработок – 90-95%. Очевидно, что данная область деятельности характеризуется высоким уровнем риска. Вместе с тем существуют отдельные отрасли, например атомная энергетика, где возможность риска вообще не допускается.
III. Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие как риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и т. п., предприниматель может застраховать.
Страховой риск – это вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование.
В зависимости от источника опасности страховые риски подразделяются на две группы:
— риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.);
— риски, связанные с целенаправленными действиями человека.
К рискам, которые целесообразно страховать, относятся:
— вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий;
— вероятные потери в результате автомобильных аварий;
— вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при транспортировке;
— вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы;
— вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой информации конкурентам;
— вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками;
— вероятные потери в результате приостановки деловой активности фирмы;
— вероятные потери в результате возможной смерти или заболевания руководителя или ведущего сотрудника фирмы.
Однако существует еще одна группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Но если потери в результате страхового риска покрываются за счет выплат страховых компаний, то потери в результате нестрахуемого риска возмещаются из собственных средств организации. Основными внутренними источниками покрытия риска являются собственный капитал фирмы, а также специально созданные резервные фонды. Кроме внутренних, есть еще и внешние источники покрытия вероятных потерь: например, за дочерние банки отвечает материнский банк.
IV. Следует выделить еще две большие группы рисков: статические (чистые) и динамические (спекулятивные). Особенность статических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для предпринимательской фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом.
В соответствии с причиной потерь статические риски могут далее подразделяться на следующие группы:
— вероятные потери в результате негативного действия на активы фирмы стихийных бедствий (огня, воды, землетрясений, ураганов и т. п.);
— вероятные потери в результате преступных действий;
— вероятные потери вследствие принятия неблагоприятного законодательства для предпринимательской фирмы (потери связаны с прямым изъятием собственности либо с не возможностью взыскать возмещение с виновника из-за несовершенства законодательства);
— вероятные потери в результате угрозы собственности третьих лиц, что приводит к вынужденному прекращению деятельности основного поставщика или потребителя;
— потери вследствие смерти или недееспособности ключевых работников фирмы либо основного собственника предпринимательской фирмы (что связано с трудностью подбора квалифицированных кадров, а также с проблемами передачи прав собственности).
В отличие от статического риска динамический риск несет в себе либо потери, либо прибыль для предпринимательской фирмы. Поэтому их можно назвать «спекулятивными». Кроме того, динамические риски, ведущие к убыткам для отдельной фирмы, могут одновременно принести выигрыш для общества в целом. Поэтому динамические риски являются трудными для управления.
V. Классификация рисков профессора М. М. Максимцова по следующим отличительным признакам:
— возможный экономический результат;
— зависимость от покупательной способности денег;
— влияние инвестиционного климата.
В зависимости от возможного экономического результата выделяют чистые и спекулятивные риски. Чистые риски отражают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Спекулятивные риски означают возможность получения как положительного, так и отрицательного эффекта.
В зависимости от причины возникновения риски делятся на природные, экологические, политические, транспортные, производственные и торговые.
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся инфляционный и валютный риски. Наличие инфляционного риска свидетельствует о том, что полученные доходы в результате инфляции обесцениваются быстрее, чем растут. Валютный риск связан с возможными потерями в результате изменения валютных курсов. Этот вид риска чаще всего сопровождает внешнеторговые операции.
Группа инвестиционных рисков наиболее обширна и включает в себя:
— структурный риск – риск ухудшения конъюнктуры рынка в целом, не связанный с конкретными видами предпринимательской деятельности;
— системный риск – риск потерь из-за неправильного выбора объекта инвестирования;
— кредитный риск – риск того, что заемщик окажется не в состоянии выполнить свои обязательства;
— региональный риск – связан с экономическим, политическим и социальным положением отдельных административных или географических регионов;
— отраслевой риск – связан со спецификой функционирования отдельных отраслей народного хозяйства;
— инновационный риск – риск потерь, связанных с неудачной реализацией новых проектов.
VI. Классификация рисков профессора Б. Мильнера и профессора Ф. Лиса:
— внешние риски, т. е. риски, возникающие во внешней среде организации;
— внутренние риски, соответственно возникающие во внутриорганизационной среде.
Среди внешних рисков выделяют:
— политические – связаны с политической обстановкой в стране и деятельностью органов государственной власти (революция, военные действия, национализация частной собственности, конфискация имущества и др.);
— законодательные – изменение действующих норм с выходом новых законодательных и нормативных актов, например, ухудшающих положение компании (введение новых налогов, отмена налоговых льгот, повышение налоговых ставок и др.);
— природные – связаны с возможными стихийными бедствиями и загрязнением окружающей среды (наводнения, пожары, землетрясения и т. п.);
— региональные – обусловлены состоянием отдельных регионов, их законодательством и т. д.;
— отраслевые – зависят от тенденций развития отрасли;
— макроэкономические – обусловлены развитием экономических процессов в стране и в мире в целом. В свою очередь, макроэкономические риски включают инфляционные (дефляционные), валютные, процентные и структурные риски.
Внутренние риски подразделяются на три вида:
— производственные, связанные с особенностями технологического процесса на конкретном предприятии, уровнем квалификации работников, организацией поставок сырья и материалов и осуществлением транспортных перевозок;
— инвестиционные, несущие потенциальную угрозу неполучения запланированного результата;
— коммерческие, обусловленные обычно неправильно проведенными маркетинговыми исследованиями, в результате которых компания не может реализовать весь объем произведенной продукции, недооценкой конкурентов на товарном рынке, ошибочной ценовой политикой и др.
Внешнюю среду организации можно разделить на среды прямого и косвенного воздействия.
В среде прямого воздействия главное – это рынок и законы, его регулирующие.
К среде прямого воздействия относятся:
— законы и государственные органы.
К среде косвенного воздействия относятся:
— состояние экономики страны;
Внутреннюю среду организации составляют все ее элементы, а также связи и отношения между этими элементами в процессе управления организацией.
Важно помнить, что предприятие и рынок представляют собой две различные формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные, отношения. Их можно лишь имитировать для повышения эффективности функционирования.
Применение в системе риск-менеджмента этой классификации представляется наиболее целесообразным.