Что относится к римскому военному искусству

Армия древнего Рима:у истоков военного искусства

СЕГОДНЯ ДЕНЬ НАШЕЙ АРМИИ! С ПРАЗДНИЧКОМ ВАС,МУЖИКИ.И, КОНЕЧНО,ДАМЫ-КТО ПРИЧАСТЕН!

Потому обсуждая данную тему совсем не обязательно говорить только о древних римлянах

Можно просто об истории военного искусства.Потому что быть солдатом и побеждать-это искуссво

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВСЕХ СОЛДАТ И ПРОСТО ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ!

Краткая историческая справка

Древний Рим – государство, покорившее народы Европы, Африки, Азии, Британии. На весь мир славились римские солдаты своей железной дисциплиной (но не всегда она была железной), блестящими победами. Римские полководцы шли от победы к победе (были и жестокие поражения), пока под тяжестью солдатского сапога не оказались все народы Средиземноморья.

Римская армия в разное время имела разную численность, количество легионов, различное построение. С совершенствованием военного искусства изменялись вооружение, тактика и стратегия.

В Риме существовала всеобщая воинская повинность. В армии начинали служить юношами с 17 лет и до 45 в полевых частях, после 45 до 60 – служили в крепостях. От службы освобождались лица, участвовавшие в 20 кампаниях в пехоте и в 10 в кавалерии. Сроки службы со временем тоже менялись.

В свое время, в связи с тем, что все хотели служить в легкой пехоте (вооружение стоило дешево, оно приобреталось за свой счет), граждане Рима были разделены на разряды.

Со временем государство взяло на себя не только содержание воина, но и удерживало с него из жалования за питание, вооружение и снаряжение.

После тяжелейшего поражения под Каннами и в ряде других мест, после Пунических войн армия была реорганизована. Было резко увеличено жалование, разрешили служить в армии пролетариям.

Непрерывные войны требовали много солдат, изменения вооружения, построения, обучения. Армия становилась наемной. Такую армию можно было вести куда угодно и против кого угодно. Так и произошло, когда к власти пришел Люций Корнеллий Сулла (1 в. до н.э.).

Организация римского войска

После победоносных войн IV-III в.в. до н.э. под власть Рима попали все народы Италии. Чтобы держать их в повиновении, римляне предоставляли одним народам больше прав, другим меньше, сея между ними взаимное недоверие и ненависть. Именно римляне сформулировали закон “разделяй и властвуй”.

А для этого нужны были многочисленные войска. Таким образом, римское войско состояло из:

а) легионов, в которых служили сами римляне, состоявших из тяжелой и легкой пехоты и приданной им кавалерии;

б) италийских союзников и союзной конницы (после предоставления италикам прав гражданства, влившихся в легион);

в) вспомогательных войск, набранных из жителей провинций.

Основной тактической единицей был легион. Во времена Сервия Туллия легион насчитывал 4200 человек и 900 всадников, не считая 1200 легковооруженных солдат, не входивших в строевой состав легиона.

Консул Марк Клавдий изменил строй легиона и вооружение. Это произошло в IV веке до н.э.

Легион был разделен на манипулы (по-латински – горсть), центурии (сотни) и декурии (десятки), которые напоминали современные роты, взводы, отделения.

Рис.1 – Структура легиона.

Что относится к римскому военному искусству

Рис.2 – Манипулярное построение.

Легкая пехота – велиты (буквально – быстрые, подвижные) шла впереди легиона в рассыпном сторю и завязывала бой. При неудаче отходила в тыл и на фланги легиона. Всего их было 1200 человек.

Гастаты (от латинского “гаста” – копье) – копьеносцы, 120 человек в манипуле. Составляли первую линию легиона. Принципы (первые) – 120 человек в манипуле. Вторая линия. Триарии (третьи) – 60 человек в манипуле. Третья линия. Триарии были самые опытные и испытанные бойцы. Когда древние хотели сказать, что настал решающий момент, говорили: “Дело дошло до триариев”.

В каждой манипуле было по две центурии. В центурии гастатов или принципов было по 60 человек, а триариев в центурии было 30 человек.

Легиону придавалось 300 всадников, составлявшие 10 турм. Кавалерия прикрывала фланги легиона.

Со временем третью линию легиона стали использовать как резерв, решавший судьбу сражения. Но если полководец неправильно определял решающий момент боя, легион ждала гибель. Поэтому со временем римляне перешли к когортному строю легиона. Каждая когорта насчитывала 500-600 человек и с приданным конным отрядом, действуя отдельно, представляла собой легион в миниатюре.

Командный состав римской армии

В царское время командующим был царь. Во времена республики командовали консулы, разделив войска пополам, но когда нужно было объединиться, командовали поочередно. Если была серьезная угроза, то выбирался диктатор, которому подчинялся начальник кавалерии, в отличие от консулов. Диктатор имел неограниченные права. У каждого командующего были помощники, которым поручались отдельные части армии.

Отдельными легионами командовали трибуны. Их было шестеро на легион. Каждая пара командовала в течении двух месяцев, сменяя друг друга каждый день, затем уступая второй паре свое место, и т.д. Трибунам были подчинены центурионы. Каждой центурией командовал центурион. Командир первой сотни был командиром манипула. Центурионы имели право солдата за проступки. Они носили с собой виноградную лозу – римскую розгу, это орудие редко оставалось без дела. Римский писатель Тацит рассказывал об одном центурионе, которого вся армия знала под кличкой: “Передай другую!” После реформы Мария, сподвижника Суллы, центурионы триариев получили большое влияние. Их приглашали на военный совет.

Как и в наше время, в римской армии были знамена, барабаны, литавры, трубы, рожки. Знамена представляли собой копье с перекладиной, на которой висело полотнище из одноцветного материала. Манипулы, а после реформы Мария когорты, имели знамена. Над перекладиной было изображение зверя (волка, слона, коня, кабана…). Если подразделение совершало подвиг, то оно награждалось – награда крепилась к древку знамени; этот обычай сохранился и в наши дни.

Значком легиона при Марии был серебряный орел или бронзовый. При императорах он делался из золота. Потеря знамени считалась величайшим позором. Каждый легионер должен был защищать знамя до последней капли крови. В трудную минуту полководец кидал знамя в гущу врагов, чтобы побудить воинов вернуть его обратно и рассеять врагов.

Первое, чему учили солдат – неотступно следовать за значком, за знаменем. Знаменосцы выбирались из сильных и опытных солдат и пользовались большим почетом и уважением.

По описанию Тита Ливия, знамена представляли собой квадратное полотнище, пришнурованное к горизонтальной перекладине, укрепленной на шесте. Окраска полотнища была различной. Все они были однотонными – пурпурными, красными, белыми, синими.

Пока пехота союзников не слилась с римлянами, ей командовали три префекта, выбираемые из числа римских граждан.

Большое значение придавалось интендантской службе. Глава интендантской службы – квестор, ведавший фуражом и продовольствием для армии. Он следил за доставкой всего необходимого. Кроме того, каждая центурия имела своих фуражиров. Особый чиновник, как каптенармус в современной армии, раздавал продукты солдатам. При штабе имелся штат писцов, счетоводов, кассиров, выдававших солдатам жалование, жрецов-гадателей, военных полицейских чиновников, шпионов, трубачей-сигналистов.

Все сигналы подавались трубой. Звук трубы репетировался изогнутыми рожками. При смене караула трубили в трубу-фуцину. В кавалерии употреблялась особая длинная труба, изогнутая на конце. Сигнал к сбору войска на общее собрание давали все трубачи, собранные перед палаткой полководца.

Обучение в римской армии

Обучение заключалось еще и в том, что римский солдат был уверен – его не бросят одного на поле боя, что товарищи поспешат к нему на помощь.

Появление легионов, разделенных на когорты, усложнение маневра потребовало более сложного обучения. Не случайно после реформы Мария один из его сподвижников, Рутилий Руф, ввел в римской армии новую систему обучения, напоминавшую систему обучения гладиаторов в гладиаторских школах. Только хорошо обученные солдаты (тренированные) могли преодолеть страх и сблизиться с противником, нападать с тыла на огромную массу врага, чувствуя рядом только когорту. Так мог сражаться только дисциплинированный солдат. При Марии была введена когорта, в которую входили три манипула. В легионе было десять когорт, не считая легкой пехоты, и от 300 до 900 всадников.

Что относится к римскому военному искусству

Дисциплина

Римская армия, славившаяся своей дисциплиной, в отличие от других армий того времени, целиком была во власти полководца.

Малейшее нарушение дисциплины каралось смертной казнью, также и невыполнение приказа. Так, в 340 году до н.э. сын римского консула Тита Манлия Торквата во время разведки без приказа главнокомандующего вступил в бой с начальником вражеского отряда и победил его. Об этом он рассказывал в лагере с восторгом. Однако консул осудил его на смертную казнь. Приговор был приведен в исполнение тут же, несмотря на мольбы всего войска о пощаде.

Перед консулом всегда шли десять ликторов, несших пучки розог (фасциев, фашин). В военное время в них вставлялся топор. Символ власти консула над своими починенными. Сначала провинившегося секли розгами, затем отрубали голову топором. Если часть или все войско обнаруживало трусость в бою, то проводилась децимация. Децем в переводе на русский означает десять. Так поступил Красс после разгрома нескольких легионов Спартаком. Было выпорото, а затем казнено несколько сот солдат.

Если солдат засыпал на посту, его отдавали под суд, а затем забивали насмерть камнями и палками. За легкие провинности могли выпороть, понизить в чине, перевести на тяжелые работы, уменьшить жалование, лишить гражданства, продать в рабство.

Но были и награды. Могли повысить в чине, увеличить жалование, наградить землей или деньгами, освобождали от лагерных работ, награждали знаками отличия: серебряными и золотыми цепочками, брастетами. Награждение проводил сам полководец.

Обычными наградами были медали (фалеры) с изображением лика бога или полководца. Высшими знаками отличия были венки (короны). Дубовый давался солдату, спасшего товарища – римского гражданина в бою. Венец с зубчатой стеной – тому, кто первый взобрался на стену или вал вражеской крепости. Корона с двуми золотыми носами кораблей, – солдату, первым вступившему на палубу вражеского корабля. Осадный венок давался полководцу, снявшему осаду с города или крепости или освободившему их. Но самая высокая награда – триумф, – давалась полководцу за выдающуюся победу, при этом должно было быть убито не менее 5000 врагов.

Триумфатор ехал на позолоченной колеснице в пурпурной мантии, расшитой пальмовыми листьями. Колесница была запряжена четверкой белоснежных лошадей. Перед колесницей несли военную добычу и вели пленных. За триумфатором шли родственники и друзья, песенники, солдаты. Звучали триумфальные песни. То и дело заздавались крики “Ио!” и “Триумф!” (“Ио!” соответствует нашему “Ура!”). Раб, стоявший позади триумфатора на колеснице, напоминал ему о том, что тот простой смертный и чтобы он не зазнавался.

Например, солдаты Юлия Цезаря, влюбленные в него, идя за ним, подшучивали и смеялись над его плешью.

Римский лагерь

Место для лагеря выбирали на южном сухом склоне холма. Поблизости должны были находиться вода и пастбище для обозного скота, топливо.

Лагерь представлял собой квадрат, позже прямоугольник, длина которого была на одну треть протяженнее ширины. Прежде всего намечалось место претория. Это квадратная площадь, сторона которой равнялась 50 метрам. Здесь ставились палатки командующего, жертвенники, трибуна для обращения к солдатам полководца; здесь же происходил суд и сбор войска. Направо была палатка квестора, налево – легатов. По обеим сторонам помещались палатки трибунов. Перед палатками через весь лагерь проходила улица шириной 25 метров, главную улицу пересекала другая, шириной 12 метров. На концах улиц были ворота и башни. На них стояли баллисты и катапульты (одно и то же метательное орудие, получило название от метаемого снаряда, баллиста метала ядра, катапульта – стрелы). По сторонам правильными рядами стояли палатки легионеров. Из лагеря войска могли без сутолки и беспорядка выступить в поход. Каждая центурия занимала десять палаток, манипул – двадцать. Палатки имели досчатый остов, двускатную досчатую крышу и обтягивались кожей или грубым полотном. Площадь палатки от 2,5 до 7 кв. м. В ней жила декурия – 6-10 человек, двое из которых постоянно находились в карауле. Палатки преторианской гвардии и кавалерии были больших размеров. Лагерь обносили частоколом, широким и глубоким рвом и валом высотой 6 метров. Между валами и палатками легионеров было расстояние в 50 метров. Это делалось для того, чтобы неприятель не мог зажечь палатки. Перед лагерем устраивали полосу препятствий из нескольких контрвалационных линий и заграждений из заостренных кольев, волчьих ям, деревьев с заостренными сучьями и сплетенными между собой, образовывавших почти непроходимое препятствие.

Что относится к римскому военному искусству
Что относится к римскому военному искусству

Рис. 5 – Обувь и поножи.

На сандалиях и сапогах (калигах) носка не было. Кожа была красная.

Поножи носили римские легионеры с древнейших времен. При императорах были упразднены. Но центурионы продолжали их носить. Поножи имели цвет металла, из которого изготавливались, иногда раскрашивались.

Что относится к римскому военному искусству

4. Знамена манипулов

5. Знаменосец. На голове знаменосцы носили голову пумы, пантеры.

Во времена Мария знамена были серебряными, во времена империи золотыми. Полотнища были разноцветными: белыми, синими, красными, пурпурными.

Что относится к римскому военному искусству

Кавалерийский меч в полтора раза длиннее пехотного. Мечи одоюдоострые, рукоятки делались из кости, дерева, металла.

Пилум – тяжелое копье с металлическим наконечником и стержнем. Наконечник с зазубринами. Древко деревянное. Средняя часть копья обмотана плотно виток к витку шнуром. На конце шнура делали одну-две кисточки. Наконечник копья и стержень были из мягкого прокованного железа, до железа – из бронзы. Пилум метали по щитам противника. Впившееся в щит копье тянуло его к низу, и воин был вынужден бросить щит, так как копье весило 4-5 кг и тащилось по земле, так как наконечник и стержень сгибались.

Что относится к римскому военному искусству

Рис. 8 – Скутумы (щиты).

Щиты (скутумы) приобрели полуцилиндрическую форму после войны с галлами в IV в. до н. э. Скутумы делались из легких, хорошо просушенных, плотно пригнанных друг к другу досок осины или тополя, обтянуты полотном, а сверху бычьей кожей. По краю щиты окаймлялись полосой металла (бронзы или железа) и крестом клались полосы через центр щита. В центре помещалась остроконечная бляха (умбон) – навершие щита. Легионеры хранили в нем (он был съемный) бритву, деньги и другие мелкие вещи. С внутренней стороны были ременная петля и металлическая скоба, были написаны имя владельца и номер центурии или когорты. Кожа могла быть крашеная: красная или черная. Руку просовывали в ременную петлю и брались за скобу, благодаря этому щит плотно висел на руке.

Что относится к римскому военному искусству

Шлем в центре более ранний, слева более поздний. На шлеме было три пера длиной 400 мм, в древние времена шлемы были бронзовые, позднее железные. Шлем иногда украшался в виде змей по бокам, которые наверху образовывали место, куда вставляли перья. В более поздние времена единственным украшением шлема был гребень. На макушке римский шлем имел кольцо, в которое продевался реммешок. Шлем носили на спине или на пояснице, как носят современную каску.

Что относится к римскому военному искусству

1. Панцирь из металлических пластин, в ранние времена бронзовый, позднее железный, наиболее распространенный в римской армии.

2. Кожаный панцирь (кожа была крашеная) с нашитыми на него металлическими пластинами.

3. Чешуйчатый панцирь (из металла). Состоял из двух половин, скреплявшихся ремнями.

4. Панцирь из стеганого грубого полотна в несколько слоев, пропитанный солью. По крепости не уступал камню. Стоил дешевле, чем все остальные.

Что относится к римскому военному искусству
Что относится к римскому военному искусству

Римские велиты были вооружены дротиками и щитами. Щиты были круглые, из дерева или металла. Одеты велиты были в туники, позднее (после войны с галлами) все легионеры стали носить еще и штаны. Часть велитов была вооружена пращами. У пращников на правом боку, через левое плечо, висели сумки для камней. У некоторых велитов могли быть мечи. Щиты (деревянные) обтягивались кожей. Цвет одежды мог быть любой, кроме пурпурного и его оттенков. Велиты могли носить сандалии или ходить босиком. Лучники в римской армии появились после поражения римлян в войне с Парфией, где погиб консул Красс и его сын. Тот самый Красс, который разбил войска Спартака под Брундизием.

Что относится к римскому военному искусству

Центурионы имели посеребренные шлемы, не имели щитов и меч носили с правой стороны. Они имели поножи и как отличительный знак на доспехах на груди имели изображение виноградной лозы, свернутой в кольцо. Во времена манипулярного и когортного построения легионов, центурионы находились на правом фланге центурий, манипулов, когорт. Плащ красного цвета, причем все легионеры носили красные плащи. Лишь диктатор и высшие командиры имели право носить пурпурные плащи.

Что относится к римскому военному искусству

Гастаты имели кожаный панцирь (мог быть полотняный), щит, меч и пилум. Панцирь обшивался (кожаный) металлическими пластинами. Туника, как правило, красного цвета, как и плащ. Штаны могли быть зеленого, синего, серого цветов.

Что относится к римскому военному искусству

Принципы имели точно такое же вооружение, как и гастаты, только вместо пилума у них были обыкновенные копья.

Что относится к римскому военному искусству

Триарии были вооружены так же, как и гастаты и принципы, но не имели пилума, имели обычное копье. Панцирь был металлический.

Что относится к римскому военному искусству

Рис. 16 – Римская одежда.

Что относится к римскому военному искусству

Рис. 17 – Римский всадник.

Шкуры животных выполняли роль седел. Стремян римляне не знали. Первые стремена были веревочными петлями. Лошади были не кованы. Поэтому лошадей очень берегли.

Использованная литература

1. Военная история. Разин, 1-2 т. т., Москва, 1987

2. На семи холмах (Очерки о культуре древнего Рима). М.Ю. Герман, Б.П. Селецкий, Ю.П. Суздальский; Ленинград, 1960.

3. Ганнибал. Тит Ливий; Москва, 1947.

4. Спартак. Рафаэлло Джованьоли; Москва, 1985.

5. Флаги государств мира. К.И. Иванов; Москва, 1985.

6. История древнего Рима, под общей редакцией В.И. Кузищино

автор материала: В.А. Богомолов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

24. Военное искусство римлян.

24. Военное искусство римлян.

Римляне, ведя непрерывно в продолжение нескольких столетий войны, совершенствовались в военном искусстве, к которому имели прирожденные наклонности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что оно достигло у них очень высокого развития.

В то время в открытых сражениях первенствующую роль играла личная храбрость. Тогдашние битвы были очень кровопролитными не столько из-за того, что дрались врукопашную, сколько из-за отсутствия или плохой организации врачебной помощи и дурных санитарных условий, так как большая часть воинов умирала от ран.

Оружие и одежда римлян были приспособлены к рукопашному бою. Голову обыкновенного легионера прикрывал шлем или весь железный, или кожаный, окованный железом; грудь была защищена панцирем из металла или кожи. Для отражения неприятельских копий и мечей в левой руке воины носили на ремне щит, склеенный из двух досок, обтянутый кожей и окованный по краям железом или медью. У всадников щит был не четырехугольный, а круглый. Голова и грудь лошади также были защищены металлом. Седла и стремена вошли в употребление позже; в более древние времена всадник вскакивал на лошадь при помощи меча; седлом же служила простая шерстяная попона.

Что относится к римскому военному искусству

С этой огромной тяжестью, взваленной на плечи, солдаты должны были идти в определенном порядке.

Что относится к римскому военному искусству

Римский трубач. Римский всадник

Что относится к римскому военному искусству

Римский военный значок

Роль знамени в древнейшие времена играло изображение какого-нибудь животного: орла, вепря, коня и т.д., или же изображение руки, венок. Со времен Мария исключительным военным значком стал орел. Он был из серебра, с распростертыми крыльями, носили его на длинном древке. В походе, в лагере и в бою военные сигналы подавались духовыми инструментами: трубами, рожками, валторнами. Был в употреблении и своеобразный телеграф: днем переговаривались с помощью шеста, утвержденного на высоких башнях, поднимая или опуская его, а ночью — с помощью огней.

Что относится к римскому военному искусству

Что относится к римскому военному искусству

В осадном и оборонительном искусстве римляне являются учениками греков. У них римляне научились употреблению тяжелых осадных машин, которые назывались торментами. Были у римлян и катапульты и баллисты, из них пускались стрелы и камни; одни из них метали в прямом направлении, другие описывали дугу. Эти машины приводились в действие особого рода приспособлениями, и для этого требовалось не менее двух человек. Машины больших размеров приводились в действие посредством особых механизмов. С помощью этих приспособлений остроконечные бревна метались с такой силой, что, пролетев 300 шагов, пробивали самые прочные палисады. Баллисты употребляли иногда для бросания горючих материалов в города неприятеля.

Когда хотели подкопать стену города или вблизи нее насыпать валы, то строились деревянные подвижные брустверы, покрытые сырыми кожами и плетнем, за которыми целые отряды солдат могли безопасно работать: ведь осажденные бросали со стен горшки с огнем, камни и метали стрелы. Когда нападение на город производилось под самой стеной, солдаты вплотную держали над головами большие щиты и наступали прикрытые ими как кровлей. Такое боевое построение называлось «черепахой». Римляне переняли у греков употребление подвижных башен. Трудно представить себе, какая нужна была сила, чтобы придвинуть к стенам эти огромные машины, стоявшие на четырех или восьми колесах. В нижних ярусах этих башен помещались баллисты, катапульты и тараны, а верхние были наполнены пращниками и стрелками.

Что относится к римскому военному искусству

Боевое построение «черепаха»

Стенобитные машины были разного вида и носили различные названия. Чаще всего они состояли из длинного горизонтального бревна, висевшего на цепях или двигавшегося взад и вперед на катках. Передний конец бревна был окован медью, часто этот конец имел вид бараньей головы. Если удавалось беспрепятственно подвезти к стенам это страшное разрушительное орудие, то падение города становилось неизбежным, ибо ударов тяжелого бревна, которое раскачивали от восьми до двенадцати сильных солдат, не выдерживали даже крепчайшие каменные стены. Осажденные оборонялись против этой машины, наваливая перед стеной мешки с землей, которые ослабляли силу повторяемых ударов тарана. Они старались также опрокидывать всю машину, захватывать таран длинными клещами или, наконец, убивать тех, которые приводили таран в движение. Когда наконец укрепления бывали взяты приступом, то жителей постигала страшная участь. Воинов в большинстве случаев почти поголовно убивали, жителей продавали в рабство, а дома предавали грабежу и огню.

Когда римское войско было в походе, оно не проводило ни одной ночи, не приняв необходимых предосторожностей. По меньшей мере оно окружало себя валом и рвом. Но в большинстве случаев разбивался целый лагерь.

Что относится к римскому военному искусству

Римский военный лагерь

1 Преторские ворота. 2. Задние ворота. 3. Правые ворота. 4. Левые ворота. 5. Палатка претора. 6. Площадь. 7. Казнохранилище. 8. Палатки трибунов. 9. Начальники союзников. 10. Палатки легатов. 11. Палатки отборных пехотинцев. 12. Палатки отборных всадников. 13. Палатки особых всадников. 14. Палатки особой пехоты. 15. Палатки вспомогательных войск. 16. Пехота союзников. 17. Всадники союзников. 18. Гастаты. 19. Принципы. 20. Триарии. 21. Римские всадники. 22. Алтарь. 23. Главная дорога. 24. Квинтана.

Из него войско выступало в битву и в него же возвращалось в случае поражения. Поэтому было очень важным выбрать подходящее место для лагеря. При этом обращалось внимание на то, чтобы поблизости была вода, топливо и подножный корм, а самая местность была здоровая. До прибытия войска посланные вперед землемеры разделяли и с точностью вымеривали все поле; прибывшие же войска немедленно приступали к возведению укреплений. Палатки делались из сшитых кож, натягивавшихся веревками. Для зимних долгосрочных стоянок строились настоящие хижины, покрытые шкурами или соломой. В лагере царил образцовый порядок. Расположение его было очень правильным: взору представлялись прямые улицы, ворота, площадки, валы и ров; каждая когорта имела особо предназначенное ей место. В середине лагеря находился преторий — палатка главного военачальника. По обеим сторонам были палатки свиты и телохранителей. Перед преторием находилась принципия — место, где проводились собрания солдат. Недалеко располагался квесториум, предназначенный для содержания заложников и хранения добычи под надзором легатов. Впоследствии на местах римских военных лагерей очень часто возникали города, например, таким образом возникли Кельн, Майнц, Трир и многие другие.

Что относится к римскому военному искусству

В войске существовали разнообразные награды. Солдаты, которые отличались в сражении особой храбростью, получали серебряные или золотые цепочки для ношения на шее. Кто первым всходил на стену города или на вал, тот получал в награду золотой венок и имел право носить его на публичных торжествах. Победоносные полководцы награждались титулом императора, т.е. полководца. В Риме их ожидал великолепный триумф, зрелище, которым этот город любовался почти ежегодно, так как Рим вел бесконечные войны, прерывавшиеся весьма редко.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

РОССИЙСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО В «ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ВЕК»

РОССИЙСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО В «ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ВЕК» Кордонная стратегия. В европейских странах во второй половине XVIII в. продолжала господствовать так называемая кордонная стратегия при линейной тактике войск. Это означало, что полководцы распределяли войска

Военное искусство Петра Великого

ГЛАВА VII ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

ГЛАВА VII ВОЕННОЕ ИСКУССТВО Долгое время размышления о военном искусстве были уделом историков, которые пытались сравнить Средневековье с античностью и Новым временем. Почти неизбежно они приходили к выводу о посредственности, примитивности, бездарности (и даже

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО МОНГОЛОВ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО МОНГОЛОВ «И следует вам знать, что очень опасно преследовать татар, отступающих в битве… — писал сэр Джон Мендвиль, — ибо при бегстве они стреляют назад, убивая людей и коней. А когда решат напасть, то наваливаются всей массой».В действительности

Глава 3 Военное искусство ацтеков

Глава 3 Военное искусство ацтеков Понятно, что если государство расширялось, и его власть признавали соседние народы, то у этого государства была могучая армия. Теночтитлан постоянно содержал небольшие отряды воинов. Но грозная и большая армия создавалась у них только в

Глава 3 Военное искусство ацтеков

Глава 3 Военное искусство ацтеков Понятно, что если государство расширялось, и его власть признавали соседние народы, то у этого государства была могучая армия. Теночтитлан постоянно содержал небольшие отряды воинов. Но грозная и большая армия создавалась у них только в

5. Военное искусство на Востоке

5. Военное искусство на Востоке Тот, кто является на поле сражения первым и ждет противника, тот исполнен сил; кто потом является на поле сражения с запозданием и бросается в бой, тот уже утомлен. Поэтому тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает ему

Военное искусство Древнего Китая

Военное искусство Древнего Китая * * *История Древнего Китая помимо длительных внутренних распрей небогата крупными военными событиями. Защищаясь от внешних врагов, Древний Китай воздвиг Великую Китайскую стену — уникальное инженерное оборонительное сооружение. В

Глава 10 Военное искусство Александра

Глава 10 Военное искусство Александра Гений Хотя на войне не бывает двух одинаковых сражений или кампаний и таланты полководцев тоже разные, одно объединяет великих полководцев: это их гений; и, поскольку гений неопределим, сравнение – единственный способ, которым можно

2.2. Военное искусство «людоедов»

2.2. Военное искусство «людоедов» Еще одно расхожее представление о монголах связано с их методами ведения войны. Якобы они кардинально отличались от европейских. Вот что пишет по этому поводу уже известный нам автор: «События 1223 года отражают основные стороны политики и

Военное искусство и военное дело

Военное искусство и военное дело Сам Скобелев принадлежал к новому поколению, но как военный практик он хорошо знал старую армию и поэтому имел право судить о ней.«Старые порядки в армии были ужасны, ибо сверху донизу царствовал произвол вместо закона, слишком тяжело

ГЛАВА 14. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ГУННОВ

ГЛАВА 14. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ГУННОВ А. Стратегия Войны и набеги являлись для всех без исключения древних кочевых племен Евразии одним из важнейших способов добывания средств к существованию. Главная отрасль их экономики — кочевое скотоводство не могло полностью

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что относится к римскому военному искусству