Что написано на плащанице богородицы

Что такое Плащаница?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Если зайти в любой православных храм с двух часов дня Великой пятницы до полуночи Пасхи, то обязательно можно увидеть стоящий посреди церкви стол, на котором лежит больших размеров, расшитое золотыми нитками, украшенное бисером и ценными камнями полотнище дорогой ткани. Приглядевшись, можно увидеть изображенного на нем человека, полуобнаженного, как бы лежащего в гробе. Это — плащаница, а человек этот — не кто иной, как Иисус Христос.

Традиция выносить на середину храма «гроб Господень» — относительно недавняя. Примерно в XIV веке на утрени Великой субботы (то есть во второй половине дня пятницы) во время выноса Евангелия использовали небольшой платок с изображением умершего Спасителя. Этим платком покрывали книгу во время шествия, как бы наглядно показывая, что Господь уже лежит в гробе телом, а душою сходит в ад. Примерно в XVI веке платок превратилось в большое полотнище, известное нам сейчас как Плащаница.

Сначала Плащаница лежала на престоле в алтаре всю Светлую седмицу, чуть позже ее стали оставлять вплоть до Вознесения. Это была уже не просто материя с изображенным на ней Христом, а целый шедевр ткацкого искусства, украшенный по строгим правилам. Традиция выносить «гроб Господень» для поклонения верующих окончательно утвердилась не ранее XVII века, а современный порядок приобрела уже веку к XIX.

В наши дни изображение умершего Спасителя выносится в конце вечерни Великой пятницы, которая служится в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте. Под пение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи („Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе“)» священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, и переносят на заранее приготовленный стол — «гробницу», и все присутствующие в храме поклоняются почившему Господу. Вечером, на службе утрени Великой субботы (вечером в пятницу) перед Плащаницей совершается чин «оплакивания Христа». В конце этого удивительного обряда совершается крестный ход вокруг храма, с пением погребальной молитвы «Святый Боже. ». Впереди шествия священники несут Плащаницу. Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его. До пасхальной заутрени (полночь на воскресенье) изображение покоящегося Христа пребывает в храме, потом его заносят в алтарь и кладут на престол. Здесь оно покоится до праздника отдания Пасхи (канун Вознесения).

Иконография Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы — пелены, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.

На храмовых плащаницах Спаситель изображен лежащим в гробе, нагим, в набедренной повязке. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции встречаются редко. По краю Плащаницы идет вышитый золотыми нитками текст стихиры: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». По углам полотнища (иногда на отдельно пристегиваемых ромбовидных скрижалях) изображаются четыре евангелиста.

Источник

Не просто икона. О чем говорит Плащаница

Созерцая Распятого

Что написано на плащанице богородицы

Протоиерей Николай Чернышев

Все происходит при созерцании, непосредственном созерцании Распятого, Умершего за каждого из нас Спасителя. Мы видим и кровь, вытекающую из Его ребер, и Его самого, обнимающим Собою весь мир.

Пелены

И вот наступает великий итог – день Его погребения, мы готовимся к Великой Субботе. Как здесь иконография освещает нам эти события?

Есть устойчивая традиция делать священные изображения на досках в иконной, темперной технике, которые поставляются посреди Церкви в течение всего года, а перед чином Погребения Спасителя выносится из алтаря Святая Плащаница.

Что написано на плащанице богородицы

Плащаница из Бачковского мон. 15 в. Болгария.

Христос во гробе, Христос покрыт пеленами, такими же, какими был покрыт и праведный Лазарь, пропитанными такими же смолами, которые не дают возможности никакого движения.

Поэтому чаще всего вместо иконы, написанной на доске, и видим мы Плащаницу, образ, выполненный, вышитый на материи, на ткани. Этот образ призван напоминать нам о той Плащанице, которой было покрыто Тело Христа во гробе.

Целомудрие в обобщении

Формы рисунка, которые мы видим на Святой Плащанице, гораздо более обобщенные, чем на большинстве икон, еще более обобщенные, чем на Распятии, написанном в православной традиции.

Вся она далека от натуралистичности, но здесь, в Плащанице, употреблено большее обобщение для еще большего целомудрия для того, чтобы меньше было напоминания о какой-либо чувственности, эмоциональности, плотяности в созерцании Тела Христа во гробе.

Вот почему Плащаница создается в иных формах, на ином материале и представляет собой даже по своей осязательности нечто иное, чем просто икона.

Образ Святой Плащаницы являет нам образ Бога, ставшего Человеком, жившего и умершего, как человек. И эта плоть Богочеловека Христа лежит во гробе… Это непостижимо, это прикровенно для нас, до конца понять это невозможно и ангелам.

Что написано на плащанице богородицы

Вот эта прикровенность проявлена в самих формах образа и даже в самой материи Святой Плащаницы. Когда к Ней прикасаешься, Ее осязаешь иначе, воспринимаешь как образ погребальных пелен, которыми был покрыт Первообраз при положении во Гроб.

Источник

Страстная Пятница на иконах

Что написано на плащанице богородицы

Что написано на плащанице богородицы

Во время вечернего богослужения плащаница – ткань с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Христа – выносится и полагается посреди храма, поется Канон о распятии Господа и Плач Пресвятой Богородицы.

Изображения Распятия появились не ранее V века, но законченную иконографическую форму этот образ получил в Византийском искусстве, и в нем нашли отражения и евангельские свидетельства, и поэтические образы богослужебных песнопений, и различные богословские толкования святых отцов.

Из песнопений Великой пятницы видно, что Распятие переживается Церковью как событие вселенского масштаба: умирает не просто человек, но Бог, который сотворил небо и землю, Тот, Кто всесилен освободить нас от греха Адама.

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

(Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение.)

При этом, последние слова песнопения показывают, что в Распятии уже предугадывается Воскресенье, что также отражается в иконографии.

Распятие в традиционной православной иконографии изображается особым образом: Христос на иконах обычно представлен не в агонии смерти, а торжествующим – Он раскинул руки по сторонам креста, словно распахивая объятия любви.

Что написано на плащанице богородицы

Распятие. икона 15 в.

Его обнаженное тело, прикрыто только набедренной повязкой – это образ человеческой уязвимости и полной отданности в руки людей. Но в ранней традиции бывали изображения Христа на кресте в хитоне. Такой образ мы видим на синайской иконе VIII в.

Что написано на плащанице богородицы

Распятие. 8 в. Синай.

Это очень непривычный для нас образ, но, несомненно, очень выразительный. Такой образ повторил наш современник – архимандрит Зинон в нижнем храме Феодоровского собора в Санкт-Петербурге.

Что написано на плащанице богородицы

Архим. Зинон. Распятие

И в древних, и в современных изображения Распятия можно встретить образ Христа как с закрытыми, так и с открытыми глазами. И тот, и другой вариант вполне каноничны, просто, когда Христос изображается с открытыми глазами, подчеркивается Божественная природа Спасителя, а с закрытыми – акцент делается на Его человечестве.

Что написано на плащанице богородицы

Довольно рано, с V–VI вв., в иконографию Распятия вошли изображения воинов: один из них подает Спасителю губку с уксусом, а другой прободает Его копьем. Нередко изображается один воин – сотник Лонгин, который с изумлением смотрит (или указывает рукой) на Христа: «истинно, этот человек был праведник» (Мф.23,47).

Иногда на древних иконах можно видеть плачущих ангелов, причем, иногда они сопровождаются также крылатой персонификацией Синагоги (Ветхозаветной церкви), которая улетает прочь, и Церкви, которая, напротив, подлетает к кресту. Встречается также изображение ангела, собирающего в чашу кровь и воду, изливающиеся из раны Спасителя.

С VI века на иконах Распятия стали изображать предстоящих: Богоматерь и Иоанна, любимого ученика Иисуса, затем жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Иаковлеву, Марию Клеопову и Саломию и др. Нередко рядом с крестом Спасителя изображают и распятых разбойников.

Что написано на плащанице богородицы

Снятие с креста. Крит 16 в.

Тема стояния у креста Божьей Матери – особая, в ней раскрывается вся глубина боли пронзенного материнского сердца. Присутствие у Креста Иоанна Богослова – это тема верности ученика, который, как прочие, не покинул Учителя в самый трудный час.

Что написано на плащанице богородицы

И здесь же зарождается будущая Церковь. Эту тему ярко раскрывает Евангелие от Иоанна, в котором глазами очевидца описаны голгофские события с подробностями: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19,26-27).

Страстные сцены в иконографии разработаны весьма подробно. Появление в XV веке страстного ряда в иконостасе свидетельствует о большом интересе к этой теме. В это время иконография Страстей начинает раскладываться на отдельные эпизоды: «Воздвижение на крест», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Оплакивание».

Что написано на плащанице богородицы

Положение во гроб Рус. Север. 15 в.

Особенно яркую эмоциональную окраску в иконографии получают композиции «Положение во гроб» и «Оплакивание». Обычно православная икона довольно сдержанно показывает эмоции, считается, что иконный образ должен быть бесстрастным.

Что написано на плащанице богородицы

церковь в Нерези, Македония, 1164 г.

Московская мастерская «Русская икона» также повторила это композицию в иконе 2007 г., причем буквально.

Что написано на плащанице богородицы

С. Антонов. Снятие с креста

Но, будучи перенесенной на доску эта композиция несколько потеряла в своей монументальности, стала более камерной, при этом основной пафос сохранился. Смысловым и композиционным центром иконы являются два лика – Христа и Богоматери, и хотя они написаны в левой части композиции, все в иконе: жесты персонажей, движение ангелов, линии горок – все возвращает наше внимание к главному: образу той любви, которая проявляется в лике умершего Христа и оплакивающей Его Богоматери.

Тема Оплакивания получила неожиданное решение в эскизе 1887 г. Михаила Врубеля, эмоционально-яркая и остро-драматическая авторская интонация дала возможность по-новому зазвучать этой теме. Данный эскиз в числе других не менее интересных Врубель сделал для Владимирского собора в Киеве, который в 80-х гг. XIX в. расписывали В. Васнецов, М. Нестеров и другие художники под руководством профессора А. Прахова.

Что написано на плащанице богородицы

Врубель. Надгробный плач. 1887 г.

Но комиссия не приняла эскизы Врубеля, сочтя их слишком аффектированными, не приемлемыми для церковной росписи. Тем не менее, эти эскизы вошли в историю русского искусства, в них хорошо виден тот мучительный поиск образа, который в конце XIX – начале XX вв. шел в церковном искусстве.

Что написано на плащанице богородицы

В.Васнецов. Картон для плащаницы

Напомним, что другое название этой картины: «Труп Христа в могиле», и герои Достоевского как раз и не соглашаются с изображением трупа, такой образ смерти им кажется не соответствующим православному пониманию искупительного подвига Христа.

Действительно, в православной традиции очень редко можно встретить изображение мертвого Христа, но все же такие изображения есть – например, образ мы видим на иконе XII в. из Кастории.

Что написано на плащанице богородицы

Кастория. Греция 12 в.

Или «Царь славы» – сербская икона XIV в. из собрания Третьяковской галереи. Само наименование «Царь славы» нередко сопрождающее изображение Голгофы, говорит о том, что Крест переживается в православии как наивысший знак славы спасителя.

Что написано на плащанице богородицы

Христос Царь славы. Сербия 14 в.

Конечно, язык иконы более условен, чем язык живописи, и православная иконография всегда избегала натурализма и стремилась к предельному символизму. И потому, когда икона изображает умершего Христа, в Нем всегда сохраняются живые черты, как знак надежды на скорое Его Воскресенье.

Но чаще всего образ смерти Спасителя показан через отношения Его с другими – с предстоящими у креста или с разбойниками, распятыми по обеим сторонам от Христа.

Наиболее глубокую интерпретацию тема смерти получила в восточнохристианской иконографии в образе «Не рыдай Мене, Мати», в которой раскрываются отношения Божьей Матери и Ее Божественного Сына. Этот образ мы находим и в древней иконографии, и в новой.

Что написано на плащанице богородицы

Не рыдай Мене, Мати. 2 пол. 17 в.

В основе иконографии песнопение Страстной пятницы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающыя».

Иконография этого образа сложилась в византийском искусстве XIII в., а затем пришла в древнерусскую традицию. На иконе «Не рыдай Мене, Мати» изображается Богородица, обнимающая Христа, стоящего во гробе на фоне креста. Нередко этот образ называют православной «Пьетой» (итал. пьета – плач), поскольку он раскрывает тему оплакивания Христа перед положением Его во гроб.

Что написано на плащанице богородицы

Не рыдай Мене Мати. Холуй. 19 в.

Можно вспомнить самое известное западное произведение на эту тему – «Пьету» Микеланджело. Однако есть существенные отличия православного образа от западных произведений. На Западе этот образ дает нам возможность почувствовать глубину трагедии Матери, оплакивающей своего Сына, а в православном образе нет чувства тотальности смерти.

В XVIII-XIX вв. иногда изображали Богородицу, молящуюся над телом лежащего Спасителя. Но в современной иконографии чаще всего следуют более древним образцам. Из современных иконописцев этот образ с какой-то особой трогательносью и глубиной чувств изобразил известный московский иконописец Александр Соколов.

Иногда образ оплакивания соединяется с изображением Спаса Нерукотворного. В этой иконографии особо подчеркивается тема Боговоплощения. Бог – Невидимый, непостижимый – становится Человеком, приходит в этот мир, по слову преп. Иоанна Дамаскина: «нематериальный воспринимает материю, невещественный становится веществом ради спасения нашего».

Что написано на плащанице богородицы

Спас Неруквоторный и Не рыдай Мене Мати. 15 в.

И наконец – тема погребения, положения во гроб – что выражается в прекрасном обряде выноса Плащаницы, эта тема также находит богатое воплощение в изображениях: шитых и писанных плащаницах, иконах, фресках, мозаиках.

И здесь иконография следует за гимнографией и богословием Церкви. Вспомним одно из песнопений:

«Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Твое Тело, Плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове закрыв, положи. Но тридневен воскресл еси, Господи, подаяй мирови велию милость».

В древней иконографии специально подчеркивались белые (чистые) погребальные пелены Христа, как образ одновременно и рождения, и смерти, не случайно, погребальные пелены так напоминают пелены младенческие: здесь идет явная перекличка с иконографией Рождества Христова, где младенец Иисус лежит в пеленах в Вифлеемской пещере.

Что написано на плащанице богородицы

Оплакивание. Рус. Север. 18 в.

Помимо икон следует обратить внимание на иконографию шитых плащаниц, здесь мы находим богатое разнообразие изводов и интерпретаций. Особенно хочу обратить внимание на те, где Христос лежит в окружении ангелов на звездном фоне, словно это Царство Небесное, в котором искупительная жертва Христа получает какое-то космическое звучание.

Что написано на плащанице богородицы

Плащаница. Метеоры. Греция. 15 в.

На вечерне звучит 103-й псалом и поются стихиры на «Господи воззвах»:

«Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основание сотрясахуся. Вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради потерпевый, Господи, слава Тебе».

В Великую пятницу вместо аналойной иконы посреди храма полагается Плащаница, и наступает Великая Суббота, день покоя, когда «да молчит всякая плоть человечья».

Источник

Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Что написано на плащанице богородицыПлащаница Пресвятой Богородицы

Как ни странно, до IV в. ни один христианский автор не пишет о том, как складывалась жизнь Богоматери после Вознесения на небо Иисуса Христа. В те давние времена, когда происходила настоящая борьба между христианством и язычеством, гораздо больший интерес вызывала судьба мучеников, погибших за веру Христову. Вероятно, потому что, читая или слушая об их подвигах, люди могли найти для себя пример достойного поведения христианина и опору, ведь на месте погибших за Христа тогда мог оказаться любой из них.

Другая причина, возможно, связана с тем, что для понимания места и роли Богоматери в судьбе человечества необходимо было развитие богословия. Как ни парадоксально, но развитие теологии во многом стимулировалось появлением разнообразных ересей. Столкнувшись с необходимостью доказывать образованным язычникам и еретикам свою правоту, христианские авторы стали углубленно изучать догматы своей религии, более зрело осмыслять их и искать исторические свидетельства. Так около IV в. были найдены необходимые сведения о жизни Девы Марии.

Когда Мария молилась, деревья, которые росли на склонах Елеонской горы, склоняли свои вершины к земле и выпрямлялись, когда Богородица совершала поклоны.

Беспрестанно помогая людям, утешая и поддерживая учеников Христа, Мария всем сердцем желала поскорее предать Свою душу Господу, чтобы вновь увидеть любимого Ею Сына.

В один из дней Она, как обычно, молилась на Елеонской горе. Вдруг перед Ней предстал архангел Гавриил, который служил Марии с самого детства и возвестил, что Она станет Матерью Иисуса Христа. Архангел передал Ей слова Господа о том, что через три дня настанет Ее смертный час.

«Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми архангелами и ангелами, с херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных в Свое горнее царство, чтоб Ты, Матерь Его, жила и царствовала с Ним веки бесконечные».

В знак победы на телесной смертью Гавриил дал Марии финиковую ветвь из райского сада, которая светилась светом небесной благодати. Эту ветвь должны были нести перед гробом Пречистой Девы.

Пресвятая Дева от всего сердца благодарила Господа за добрые вести, за то, что Он внял ее молитвам, и Она сможет вновь увидеть Своего Сына.

Надо думать, что Она вернулась домой исполненная великой радости. Зная, что Ей предстоит оставить земной мир, Мария стала молиться Богу, чтобы Он устроил так, чтобы Она смогла вновь увидеть всех апостолов, которые благовествовали и потому были рассеяны по многим странам. И еще Богородица молила Творца о том, чтобы Он не попустил Ей видеть в день кончины князя тьмы и его приспешников, но сам бы спустился к Ней с небес и взял Ее душу.

После этого Мария стала готовиться к смерти. Она рассказала все Иоанну Богослову, у которого жила, и завещала нести перед Ее гробом райскую ветвь. Велела Своим домашним украсить Ее покой и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить все, что полагалось иметь к погребению. Похоронить Себя Она просила в Гефсимании, где покоились тела Ее родителей и обручника и где до кровавого пота молился Отцу Ее Сын. Кстати сказать, Гефсимания в определенное время была местом, где погребали убогих, бедных людей. А еще сохранилось предание, согласно которому Гефсимания принадлежала священникам, поэтому здесь паслись стада жертвенных животных.

Мария беседовала со многими людьми, когда услышала шум, который напоминал гром, и увидела, как облака окружили Ее дом. На этих облаках в Иерусалим по велению Божию были принесены апостолы, причем не только ближайшие 12 учеников Христа, но и те, кто принадлежал к числу 70 апостолов.

Тогда же к Марии подошел апостол Павел.

В день кончины Божией Матери внезапно в комнате, где Она находилась, воссиял такой не по-земному яркий свет, что рядом с ним померкли многочисленные свечи, зажженные в доме, где была Мария. Потолок дома открылся, и все, кто был рядом с Богородицей, увидели, как с неба сходит Иисус Христос со множеством небесных Ангелов, Архангелов, Небесных Сил, в сопровождении душ праотцев и пророков.

Мария поклонилась Господу, приветствовала Его и со словами «буди Мне по глаголу Твоему» легла на ложе и без малейшего телесного страдания и болезни передала Свою душу в руки Сына. Ее окружающим показалось, что Пречистая Дева уснула сладким сном.

Тотчас раздалось радостное пение ангелов, которые сопровождали душу Марии.

Со слезами на глазах окружив ложе, на котором покоилось тело Богоматери, апостолы поцеловали его со страхом и благоговением и почувствовали, что он него исходит чудное благоухание, а сами они, находясь рядом с ним, наполнялись духовной благодатью.

После этого пришло время погребения тела Марии. Множество людей собралось возле дома, где преставилась Богородица. Всем им хотелось прикоснуться к Ее телу, и все болящие получили исцеление.

Когда тело несли к Гефсиманскому саду, за ним шли сотни верующих, воспевая псалмы. Впереди апостол Иоанн Богослов нес райскую ветвь, принесенную архангелом Гавриилом, а над процессией появился как бы венец из света, и в воздухе было слышно удивительное по красоте ангельское пение.

Но процессия привлекла внимание не только христиан. Кто-то из иудеев из любопытства решил присоединиться к шествию, но многие иерусалимские иудеи были возмущены тем, что такие почести воздавались Матери Того, из-за Кого в глазах многих людей они потеряли авторитет.

Иудейские архиереи послали воинов и слуг, чтобы те разогнали христиан, но светозарный венец закрыл собой тех, кто шел за телом Богородицы, а иудеев ослепил. Один из иудейский священников, Афоний, был очень сильным человеком. Он бросился ко гробу Марии и схватился за его край, чтобы перевернуть, но ангел невидимо отсек обе его руки, так что они повисли на гробе.

Петр объяснил ему, что это не в их силах, но возможно только в том случае, если Афоний чистосердечно раскается и Господь дарует ему исцеление.

— Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель Мира, Христос. Мы и прежде видели, что Он есть Сын Божий, но, омраченные завистью и злобою, не захотели признать в Нем величие Бога и довели Его неправедно до позорной смерти.

После этого Петр велел Афонию приложить оставшиеся при теле суставы рук к отсеченным рукам. Афоний с верой призвал Имя Пречистой Девы Богородицы и был исцелен. Только в том месте, где срослись руки, у него осталась отметина наподобие красной нити около локтей.

Исцеление получили и ослепленные светом иудеи, которые тоже искренне уверовали во Христа.

Поле погребения тела Богородицы в Гефсиманском саду апостолы три дня пробыли около гробницы, беспрестанно совершая моления и псалмопение.

Случилось так, что апостол Фома, тот самый, который получил прозвание неверующего, прибыл позже всех остальных и не видел тела Богородицы. Он очень сокрушался по этому поводу, но и в этом был промысел Божий.

Посовещавшись, апостолы решили открыть гробницу Марии, чтобы Фома мог лицезреть Ее тело, однако его внутри не было. Осталась только благоухающая погребальная пелена.

В тот же вечер апостолы за общей трапезой только и говорили что об исчезновении тела Богородицы и Воскресении Пречистой. После еды они обыкновенно славили великое имя Пресвятой Троицы и заключали молитвой: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!»

Но как только они стали славить Троицу, как услышали ангельское пение и увидели в воздухе живую Богородицу.

Тогда апостолы вместо обычного воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Так в день Успения Богородицы мы обрели заступницу, по молитвам Которой каждый день многие люди получают помощь от Господа.

Вот что говорит по этому поводу Георгий Никомидийский:

Сказание об Успении Пресвятой Богородицы, которое мы можем найти в Четьих Минеях, было не единственной версией событий.

М. Н. Скабалланович, изучавший историю возникновения праздника, отмечает, что он «появляется. у церковных писателей не с первых веков и не сразу во всех подробностях».

Например, в армянском сказании, написанном Моисеем Хоренским (V в.), не упоминается об облачном путешествии апостолов, об осенении облаком гроба и о пении ангелов при погребении. В «Сказании апостола Иоанна», которое стало известно в VII в., гробницу открывают не для Фомы, а для апостола Варфоломея. Кроме того, в нем можно прочитать, что ко времени успения Богоматери апостолы Андрей, Филипп, Лука, Симон и Фаддей были возбуждены Святым Духом из Гробов.

В IV-V вв. некоторые писатели высказывали мысль о том, что Богоматерь погибла мученической смертью. Возможно, эта идея была внушена предсказанием Симона Богоприимца, который сказал Марии: «Тебе Самой душу пройдет оружие».

Григорий Турский (VI в.) писал, что сперва Господь взял душу Марии и передал ее архангелу Михаилу. После же погребения тела Богоматери Он появился снова, взял его и перенес в рай, где душа опять с ним соединилась. Св. Андрей Критский уподобляет Tе успение сну Адама во время сотворения Евы. Он говорит, что Богоматерь исполнила закон природы, хотя не так, как мы, и сравнивает Ее отшествие с «преложением» Еноха и Илии, которые были взяты на небо во плоти.

До этого времени Успение отмечали в самые разные дни в период с января по август. Одно время был даже один Богородичный праздник, который совмещал все нынешние праздники в честь Пресвятой Девы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *