Что относится к ресурсам логистики
логистические ресурсы
3.1.17 логистические ресурсы (logistic resources): Материальные, трудовые, финансовые и иные ресурсы, необходимые для реализации процессов логистической поддержки.
Смотреть что такое «логистические ресурсы» в других словарях:
ГОСТ Р 53394-2009: Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53394 2009: Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения оригинал документа: Interactive Electronic Technical Publication 3.3.12 Определения термина из разных документов: Interactive Electronic… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Оптовые запасы — (Wholesale Inventories) Определение оптовых запасов, торговые и складские запасы Информация об определении оптовых запасов, торговые и складские запасы Содержание Содержание Виды запасов и их характеристики Торговые и складские запасы Принципы… … Энциклопедия инвестора
ГОСТ Р 27.002-2009: Надежность в технике. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 27.002 2009: Надежность в технике. Термины и определения оригинал документа: A(t): Вероятность того, что изделие в данный момент времени находится в работоспособном состоянии. Определения термина из разных документов: A(t) l… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53480-2009: Надежность в технике. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53480 2009: Надежность в технике. Термины и определения оригинал документа: 120 автоматическое техническое обслуживание : Техническое обслуживание, выполняемое без вмешательства человека. Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
50.1.031-2001: Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции — Терминология 50.1.031 2001: Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции: 3.7.12. (всеобщее) управление качеством : Совокупность программных средств и данных … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Р 50.1.031-2001: Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции — Терминология Р 50.1.031 2001: Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции: 3.7.12. (всеобщее) управление качеством : Совокупность программных средств и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Вселенная X — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Минэкономразвития России — – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию Минэкономразвития России – это Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭРТ),… … Энциклопедия инвестора
ЛОГИСТИКА — [от греч. «logistike» искусство вычислять, рассуждать] интегральный инструмент менеджмента и маркетинга, позволяющий эффективно управлять материальными и/или сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств … Маркетинг. Большой толковый словарь
Финляндия — (Finland) История и география Финляндии, население и административно территориальное деление Финляндии Географическое положение и климат Финляндии, Языки и религии Финляндии, экономика и внешняя политика Финляндии, Хельсинки Содержание Содержание … Энциклопедия инвестора
Тема 1.2. Ресурсы логистики и основы их рационального использования
Известно, что признаком производственной деятельности служат действия, направленные на удовлетворение человеческих потребностей, часто сопровождаемые внесением материальных изменений в используемые ресурсы или их состояние в пространстве и во времени.
Особенностью современной логистики является деятельность, основанная на экономических компромиссах и ориентированная на клиентов. На рис. 1.3 представлены особенности формирования ресурсов логистики.
К ресурсам логистики могут быть отнесены материальные средства производства, в том числе средства транспортировки, складирования, упаковки, грузопереработки, информационные средства, нематериальные и человеческие (кадровые) ресурсы.
Материальные ресурсы – активы, которые отражаются в балансе компании (основные и оборотные средства, инвестиции).В цепях поставок (ЛС) в общем процессе создания ценности для потребителя задействованы многие организации. Поэтому ресурсы каждой из них вносят свой вклад в конечный результат, имея при этом свои особенности.
При интеграции ключевых бизнес-процессов этих организаций (концепция SCM) использование различных видов ресурсов приходится, как правило, рассматривать через призму партнерских отношений с учетом особенностей контрактных соглашений.
Пространственные особенности экономики отражаются прежде всего в трансакционных издержках. Известно, что материальные и финансовые активы, а также способность рационально их использовать определяют
стоимость компании. Применительно к стоимости ЛС их необходимо рассматривать в совокупности с трансакционными издержками.
Нематериальные активы в ЛС подразделяются на три категории: «гудвилл» (репутационные), собственные технологии, стратегические активы. «Гудвилл» (репутационные
активы) – марки, имидж и т.д., наличие которых способствует укреплению доверия партнеров и потребителей логистических услуг к их производителю, что выражается в повышении объема продаж, а нередко и ценовых премиях.
Собственные технологии включают патенты, авторские права и производственные секреты, позволяющие с выгодой использовать уникальные знания (в том числе организационные и управленческие).
Стратегические активы – имеющиеся у системы (организации) преимущества, благодаря которым она занимает наиболее выгодную конкурентную позицию, в том числе монополистическую, или обслуживает уникальный сегмент рынка.
Особую роль в нематериальных активах в ЛС играет информация (как трансформированные знания) и методы обоснования решений, используемые при функционировании систем логистики (в управлении запасами, организации и управлении транспортировкой, складским хозяйством, грузопереработкой, упаковкой, в организации информационного и финансового сопровождения материальных логистических потоков).
Человеческие ресурсы в ЛС – квалификация и навыки, которыми обладают работники, задействованные в системе, а также их способность и готовность к совместной деятельности. Кроме того, при оценке стоимости звеньев, относящихся к ЛС, следует учитывать логистическую и маркетинговую активность и опыт формирования отношений, сложившихся с потребителями.
С позиций микроэкономики, каждая ЛС характеризуется определенным составом факторов производства логистических услуг. Трансформация факторов производства в конечный продукт (комплекс услуг) составляет сущность процессов, происходящих в ЛС. Среди этих факторов можно выделить такие, как пространство, земля (природно-естественные ресурсы), труд (использование физических и умственных способностей людей в процессе
производства), капитал (инвестиционный ресурс, т.е. деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, оборудование, инструменты, сырье, материалы и т.д.), предпринимательские способности (умение людей соединять все факторы производства с наибольшей эффективностью).
С развитием производства, с вовлечением в оборот новых ресурсов и появлением новых продуктов и отраслей углубилась дифференциация между ними (с точки зрения ресурсов). Одинаковость ресурсов, но не одинаковая их доступность приводит к необходимости обмена, поэтому различия в доступности факторов производства – основа и условия обмена. Развитие средств транспорта и логистических технологий доставки грузов и пассажиров превратило мир в единое пространство, но условием развития мирового рынка послужил прогресс не только в области транспорта, но и связи. Доступность мирового рынка для каждого производителя
способствовала дальнейшему разделению труда и дифференциации ресурсов.
В соответствии с принципами микроэкономики отношение между любым набором производственных факторов и максимально возможным итоговым выходом продукции или услуг описывается соответствующей производственной функцией, которая отражает особенности технологии производства этих товаров или услуг. Если весь выбор факторов укрупненно представить как затраты труда L и капитала К, то производственную функцию
можно выразить следующим образом:
При разных технологиях, разной организации производства, снабжения и сбыта количество конечного продукта при одних и тех ресурсах может быть получено разное. Производственная функция учитывает только технически эффективные варианты, т.е. те, которые обеспечивают наибольшее количество продукта(или услуг), которое может произвести фирма при данных объемах потребления ресурсов.
Технически эффективными считаются те варианты производства товаров и услуг в системе, которые нельзя улучшить ни увеличением производства продукта, ни сокращением затрат какого-либо ресурса без снижения выпуска и без увеличения затрат других ресурсов. Двухфакторная производственная функция дает возможность графического анализа производства с применением так называемых изоквант.
Изокванта – кривая, отражающая альтернативные варианты комбинаций факторов производства товара или услуг, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукции (Q). Графически изокванта имеет вид, изображенный на рис. 1.4 (х1 и х2 – виды ресурсов). Точки на изокванте отражают возможные комбинации труда L и капитала К, при котором за определенный период времени может быть произведено, например,100 единиц условной продукции при данной технологии и других неизменных факторах.
По отношению к ресурсам фирма ведет себя как потребитель. Значениям производственной функции соответствует полезность соответствующего набора ресурсов для производства (т.е. объем выпуска). Каждая изокванта характеризует определенный состав ресурсов и уровень их использования и обладает следующими свойствами:
1) возрастающая функция, так как увеличение одного ресурса при неизменном другом приводит к росту объема выпуска;
2) через каждую точку на плоскости ресурсов с координатами х1 и х2 проходит одна изокванта;
3) все изокванты имеют положительный наклон;
4) изокванта, отражающая больший выход продукта, располагается правее и выше;
5) все изокванты выпуклы к началу координат.
Путем горизонтальных разрезов, соответствующих разным уровням производства, можно осуществить переход к карте изоквант производственной функции, где каждая изокванта отражает комбинации затрат ресурсов, позволяющие получить одинаковый объем продукта (q1, q2, q3) (рис. 1.4).
Чаще всего производственная функция используется с добавлением третьего аргумента – затрат природных ресурсов (N) (если они переменны при вовлечении в производство). Тогда:
Относительно легко могут быть изменены затраты на сырье, топливо, энергию и труд производственных рабочих. Значительно сложнее с позиций затрат средств и времени поддаются изменениям производственные площади, количество единиц производ-
ственного оборудования и т.д. (что часто является «узким местом» в системах складирования).
В производственной деятельности ЛС можно выделить два периода с точки зрения возможности изменения производственных факторов: краткосрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде отдельные факторы не изменяются, они фиксированы, а в долгосрочном изменениям могут быть подвержены все факторы производства (при данной технологии).
Как известно, объем выпускаемой продукции или услуг за определенный период характеризуется в рыночной экономике тремя показателями: совокупный (общий) продукт (ТР), средний(АР) и предельный (МР).
Совокупный продукт – общее количество продукции, услуг, произведенное за данное время. С увеличением переменного фактора (в данном случае L) и при прочих неизменных факторах(в нашем случае К) его величина будет расти. И наоборот, с уменьшением фактора L при неизменном факторе К его величина будет сокращаться (если при этом не повышается уровень автоматизации процессов).
Средний продукт – количество продукции в расчете на одну единицу переменного фактора:
Средний продукт представляет собой производительность труда, достигнутую в системе. Производительность (продуктивность) ресурсов – объем производимого продукта, который приходится на единицу ресурса каждого вида.
Предельный продукт показывает изменение величины совокупного продукта ТР за счет одной дополнительной единицы переменного фактора, например L.
Частная производная производственной функции по объему затрат соответствующего ресурса (т.е. угловой коэффициент касательной в точке изокванты) может быть представлена в виде:
И средний, и предельный продукты – величины не постоянные, они меняются с изменением затрат всех ресурсов (о чем свидетельствуют данные о развитии ЛС в различных странах).
В соответствии с положениями микроэкономики в ЛС действует закон убывающего предельного продукта, который гласит о том, что с ростом объема затрат любого ресурса при постоянном уровне затрат остальных ресурсов предельный продукт данного ресурса снижается.
Иначе: если объем потребления ресурсов превышает некоторый уровень, то при дальнейшем увеличении потребления этого ресурса, его предельный продукт уменьшается (рис. 1.5).
Технически неэффективными вариантами производства признаются те, которые попадают в неэкономичную область значений затрат ресурса. Под экономичной областью понимается та, где с ростом затрат ресурса растет выпуск продукта (или услуги). Взаимосвязь совокупного, среднего и предельного продуктов показана на двух графиках, расположенных один под другим (рис. 1.6а, б).
Форма кривой совокупного продукта ТР при изменении затрат труда L и постоянных затратах других факторов (в нашем случае К) отражает закон убывающей предельной производительности. При этом, кривая ТР на начальном участке до точки «а» имеет вогнутый
(относительно точки начала координат) характер. Это означает, что одинаковые приращения труда дают всевозрастающее приращение общего продукта. Такой интенсивный рост ТР объясняется действием эффекта разделения труда и возможностью улучшения организации производства и труда. Поскольку все остальные факторы остаются постоянными, наступит обязательно момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора начнет приносить все меньшую добавку, что будет иметь место до точки «с», а после нее кривая начинает снижаться. Это означает, что резервы, заложенные в данной технологии, исчерпаны; дальнейшее наращивание производства товаров и услуг становится трудным и дорогостоящим.
На рис. 1.6 б в точке а`, предельный продукт достигает максимума; в точке в` кривая среднего продукта достигает максимальной величины и равна его предельному продукту; в точке «с`» общий продукт достигает максимума, а предельный продукт равен нулю.
В рамках рассмотренного краткосрочного периода времени производство можно подразделить на три стадии.
Стадия 1 связана с началом производства, когда L = 0, и продолжается до момента, когда величина предельного продукта наибольшая. На этой стадии MP > AP >0.
Стадия 2 начинается с момента, когда средний продукт имеет максимум, и кончается, когда предельный продукт равен нулю. На этой стадии AP > MP > 0.
Стадия 3. На этой стадии предельный продукт имеет отрицательное значение – МР
Исследование и анализ основных аспектов управления ресурсами и запасами, используемых в логистических системах
Экономические науки
Похожие материалы
Логистика является достаточно молодой наукой. Однако, термин «логистика» имеет древнее происхождение. В Древней Греции под логистикой понималось «искусство рассуждения, вычисления» или по-другому «счётное искусство». Во времена византийского императора Льва VI с 866 по 912 года термин «логистика» обозначал искусство снабжения армии и управление ее перемещениями. В Древнем Риме логистика определялась как «правила распределения продовольствия». В настоящее время логистика выступает как наука и область практической деятельности о планировании, организации и контроле движения материальных, финансовых, сервисных и информационных потоков как процессов преобразования в пространстве и во времени от первичного источника к конечному потребителю 1.
Логистика постепенно развивается и проходит определенные стадии и этапы эволюции элементов цепей поставок в международной, национальной и региональной логистике [4], в логистике пространств и границ уточняются основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов, стратегии и тактики [5].
Цель логистики — обеспечение доставки необходимой товарной продукции надлежащего качества потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Поставка различных видов ресурсов вовремя оказывает огромное влияние на деятельность всей экономический системы в целом, позволяет сократить общие, совокупные издержки на производство, материальные запасы и затраты по их содержанию и формированию. Именно поэтому важно понимать, что необходимым аспектом деятельности любой компании является управление ее ресурсами.
На рис. 1. приведены специфические структурные особенности формирования ресурсов в логистических системах [6].
Рисунок 1. Особенности формирования ресурсов в логистических системах
Для того, чтобы понимать каким образом нужно управлять ресурсами в организациях, нужно выделить виды ресурсов, которые используются в логистических системах. Такими ресурсами являются: материальные активы, в том числе средства транспортировки, складирования, упаковки, информационные средства, нематериальные и человеческие (профессиональные, кадровые) ресурсы, штатный персонал.
Материальные ресурсы — активы, отражающиеся в балансе компании, например инвестиции, основные, внеоборотные и оборотные средства. Материальные ресурсы, которые находятся на разных стадиях движения от поставщиков к производителям, предназначаются для обеспечения производственного процесса.
Следующий вид ресурсов, используемых в логистических системах — нематериальные активы. Данный вид подразделяется на три категории. Первая категория называется «гудвилл», что дословно переводится как «деловая репутация». Это общая оценка деятельности бизнеса, которая в результате — за счет своей репутации — позволяет увеличить объем собственных оборотных средств, поскольку люди хотят потреблять именно этот товарный продукт и никакой другой [7]. Данная категория включает в себя имидж, бренд, марки и т. д.
Другая категория — собственные технологии, методы — включает в себя авторские права, патентное право, товарный знак, лицензии, которые помогают с выгодой использовать уникальные знания.
Стратегические активы — это последняя категория, которая относится к нематериальным активам в логистике. Стратегические активы это такие активы и способности фирмы, которые обеспечивают компанию устойчивым конкурентным преимуществом [8].
Трудовые ресурсы в логистике состоят из таких критериев как профессионализм, навыки, квалификацию и опыт работников, задействованных в системе. Кроме того, эта категория включает в себя готовность их заниматься совместной деятельностью для повышения эффективности всей системы. Следует отметить, что количество рабочих мест и занятость в логистической сфере постоянно растет в связи со структуризацией экономики и повышением роли логистики [9].
Ключевой элемент логистической системы — информационные ресурсы, которые включают в себя управление запасами, упаковку, организацию и управление транспортировкой, складским хозяйством, грузовой обработкой и переработкой и т. д. В процессе взаимодействия работники активно используют такие преимущества логистических информационных систем, как электронные средства управления транспортно-складскими технологиями, электронный обмен данными [10]. Для управления информационными ресурсами используются современные информационные технологии, средства и методы, операции и инструментарий [11,12].
Все виды ресурсов в логистических системах требуют соответствующих затрат и издержек, которые необходимо постоянно контролировать и анализировать, составляя калькуляции издержек для повышения уровня конкурентоспособности на логистических рынках [13].
Проблемы управления ресурсами и запасами в международной и национальной логистике формируются в ходе повсеместной производственно-хозяйственной и экономической деятельности, повсеместно и постоянно требуют использования инновационных процессов [14,15]. Стремясь оптимизировать ресурсы и запасы в логистической системе(ЛС), менеджеры компаний сталкиваются с многочисленными проблемами. Эти проблемы связаны с множеством факторов, некоторыми из которых являются:
Исходя из этого мы можем сделать вывод, что задачи по управлению ресурсами в организациях должны решаться с помощью информационно-компьютерной поддержки при наличии необходимой техники. [25]
В настоящее время одной из самых распространенных в мире логистической системой управления ресурсами является система Just-in-time («Точно в срок»). Так как известно, что одним из главных правил логистики является доставка товара в необходимый срок, то эта концепция способствует повышению эффективности в организации, в которой данная система введена. Информационное обеспечение этой системы реализуется системой KANBAN, которая впервые была внедрена японскими автомобилестроительными компаниями. Средством передачи информации в данной системе являются специальные карточки- отбора и производственного заказа. В карточке отбора отмечается количество элементов (например, деталей), которое берется с предыдущего участка обработки. В карточке производственного заказа указывается количество элементов (например, деталей) должно быть произведено на предыдущем производственном участке. Эти карточки используются как внутренней среде предприятия, так и во внешней. Анализ мирового опыта применения микрологистической системы KANBAN показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные — на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции [17].
Следующей системой управления ресурсами является является Effective Consumer Responsе — ECR («эффективный отклик на запросы потребителя»). Данная система включает в себя технологии и ноу-хау для оптимизации взаимодействия производителей товаров и торговых сетей с целью сокращения различных видов издержек и ускорения реакции на изменение спроса. В данный момент существует 5 организаций, занимающихся внедрением данных систем в мире- в США, Европе, Азии, Африке и Австралии [18].
Система EDI (Electronic data interchange — электронный обмен данными) используется для эффективного обмена информацией между организациями. Данная система позволяет поставщикам в режиме реального времени отслеживать объемы продаж, остатки на складе, поставки товара, а также прогнозировать спрос и оперативно реагировать на его изменение [19].
CRP (Capacity Requirements Planning) — Планирование производственных ресурсов. В процессе работы данной системы разрабатывается план распределения мощностей для обработки каждого конкретного этапа производства в течение определенного периода. Кроме того, с помощью этой программы устанавливается план последовательности производственных этапов и определяется степень загрузки каждой производственной единицы в течение определенного срока.
Следующая система Supply Chain Management — «управление цепью/цепями поставок» была разработана американскими специалистами, система совместила в себе все вышеперечисленные системы и поэтому требует отдельного рассмотрения. В основе данной системы лежит принцип единого хранилища всех данных, содержащего всю информацию об организации, включая финансовые сведения, производственные данные и другую информацию. Благодаря этой концепции любая информация в организации становится доступной для всех сотрудников. Внедрение ERP-системы позволяет создать единую информационную базу организации, с помощью которой можно автоматизировать все подразделения организации и в дальнейшем контролировать их работу и анализировать полученные результаты.
Основная цель Enterprise Resource Planning — повысить конкурентоспособность предприятия с помощью сокращения издержек и оптимизации бизнес-процессов. ERP-система имеет свои преимущества и недостатки. Основными преимущества данной системы следующие:
Недостатками данной системы являются:
По данным Panorama Consulting на июль 2014 года, наиболее распространенным результатом внедрения ERP-системы является то, что в компании информация становится более доступной: это отмечают 42% респондентов. 3% компанией отметили, что использование ERP-системы позволило им улучшить взаимодействие всех подразделений и частей бизнеса, 8% смогли с помощью таких решений оптимизировать взаимодействие с клиентами, 4% — увеличить производительность [21].
Российский рынок ERP с 2007 г. на порядок опережает остальные рынки по темпу развития. То есть, если темп роста мирового рынка ERP оцениваются примерно в 6-8% в год, то в России ежегодный прирост составляет порядка 50-60% (Данные аналитиков круглого стола по теме «Будущее ERP-систем») [22]. Что касается ERP-проектов в целом, то по итогам 2013 года 66% компаний смогли добиться хотя бы 50% намеченных целей в рамках внедрении.
Рисунок 2. Средние показатели ERP проектов [23]
В настоящее время ERP-системы широко применяются в производстве и практические во всех сферах логистической и коммерческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что Enterprise Resource Planning система планирования позволяет предприятию сократить время, прямые и косвенные затраты на выпуск продукции и услуг, а также, как минимум на уровень улучшить связь с клиентами и потребителями [24].
Исследовательская работа выполнена в соответствии с учебным планом дисциплин Основы научных исследований и Системный анализ на кафедре логистики ГУУ [23,25,26] и в продолжении выбранной в научной школе тематики [27,28].
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.