Что относится к речевому общению

Речевое общение

Полезное

Смотреть что такое «Речевое общение» в других словарях:

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ — РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации; форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно оценочного (см. аффект) характера. В Р … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

речевое общение — общение при помощи естественного языка … Толковый переводоведческий словарь

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ — мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [92] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Речевое общение — Имена существительные разг. БОЛТУ/Н, разг. говору/н. Тот, кто любит много разговаривать. ВОЗРАЖЕ/НИЕ, проте/ст. Опровергающий довод, мотивированное несогласие. ДОГОВО/Р, договорённость, сго/вор, согла/сие и согла/сье,… … Словарь синонимов русского языка

Речевое общение — Речевое общение см. Речь … Лингвистический энциклопедический словарь

ОБЩЕНИЕ РЕЧЕВОЕ — ОБЩЕНИЕ РЕЧЕВОЕ. См. речевое общение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Речевое событие — основная единица речевого общения (речевой коммуникации). Еще Аристотель замечал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» (Риторика. Книга 1). Развитие этих … Педагогическое речеведение

Общение фатическое — (англ. phatic фатический, означает положительно оцениваемый на эмоционалном уровне безотносительно содержания) это О. с целью поддержать контакт. О.ф. объединяет разл. интимно дружеские и интимно семейные разговоры, а также застольные и салонные… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна — О. рассматривается как межличностное взаимодействие (субъект субъектные отношения, или взаимоотношения), к рые могут выступать либо как процесс О., либо как деятельность О. Это различение определяется местом О. в структуре жизнедеятельности… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение: интегративная методология изучения — В интегративную методологию включают совокупность приемов и операций, а также способ познания объектов, представляющих собой целостные (интегративные) системы. К интегративным, т. е. органично целым, относятся объекты, к рые приобретают нек рые… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник

Понятие речевой коммуникации

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает так­же как орудие познания, как инструмент мышления.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. – все это средства пе­редачи информации, дополняющие основное средство челове­ческого общения – язык.

Таким образом, выделяют вербальную и невербальную формы коммуникации. Вербальная коммуникация – это общение с по­мощью слов, невербальная – это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

Задачи речевой коммуникации:

· эффективное получение информации (зависит от уровня владения навы­ками чтения и слушания);

· эффективная передача информации (владение навыка­ми письма и говорения);

· достижение поставленной цели путем убеждения собесед­ника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);

· получение дополнительной информации о собеседнике (знание объективных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, умения интерпретиро­вать содержание его высказываний и понять возможный под­текст);

· позитивная самопрезентация (способность про­извести хорошее впечатление на собеседника, предполагает владение основами культуры речи).

Формы и типы речевой коммуникации

Формы коммуникации: устная и письменная.

Типы речевой коммуникацииопределяются по ряду признаков.

1. По условиям общения:

а)прямое, или непосредственное, общениес активной обратной связью (диалог) и с пассивной обратной связью (письменный приказ.);

б) опосредованное общение(выступление на телевидении, в СМИ).

2. По количеству участников:

а) монолог(речь одного человека);

б) диалог(речь двух людей);

в) полилог(речь нескольких человек).

3. По цели общения:

а)информирование;

б)убеждение;

в) развлечение.

4. По характеру ситуации:

а)деловое общение;

б) бытовое общение.

Язык и речь

Понятия «язык и «речь» в обыденном общении нередко смешиваются, но в научном рассмотрении этих понятий требуется не только их объединение, но и разграничение.

Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонетический – морфемный – морфологический – синтаксический – лексический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Язык– основное средство человеческого общения, сущест­вует только в обществе людей. Связь языка и общества двусто­ронняя: нет языка вне общества и нет общества без языка.

Язык – это социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры в конечном счете отражаются в языке. (Примеры изменения языка в 20-ом столетии).

Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по своему социальному положению, по уровню образования, по месту жительства, по возрасту, полу и т.д. В соответствии с этим язык неоднороден, выделяют разновидности языка.

Появление языка тесно связано с формированием че­ловека как мыслящего существа. Язык возник естествен­ным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате этого язык по своей природе полифункционален.

Выделяют следующие функции языка:

коммуникативная функция (язык служит средством общения, позво­ляет говорящему выражать свои мысли, а дру­гому индивиду их воспринимать и соответ­ственно реагировать);

познавательная, или когнитивная, гносеологическая (язык участвует в процессах предметного восприятия и формирования понятий, представлений);

аккумулятивная (язык участвует в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей);

регулятивная, или апеллятивная, воздействующая функция (функция регуляции поведения путем какого-либо побуждения, призыва, запрета и т.д.);

суггестивная функция (функция внушения, может рассматриваться как частный случай регулятивной функции);

эмотивная (язык участвует в непосредственном выражении чувств, эмоций);

эстетическая (человек способен получать удовольствие от самих слов, текстов, т.е. речь может восприниматься как эстетический объект);

магическая, или заклинательная функция (к проявлениям этой функции относятся заклинания, заговоры, молитвы, табу и т.д.).

Слово «речь», прежде чем стать научным терми­ном, на протяжении многих лет использовалось в бытовом об­щении. Научные термины, как правило, должны быть одно­значными. Но, как отмечает в своей работе «Основы теории ре­чи» М.Р. Львов, «так сложилось в русском языке, что слово речь имеет три различных значения: а) речь как деятельность, как процесс; б) речь как продукт речевой деятельности; в) речь как ораторский жанр».

Речь как деятельность –это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц (слов, синтаксических конструкций, текста и др). В этом значении «речь» имеет синонимы «речевая деятельность», «речевой акт».

Второе значение термина «речь» (как результат) имеет синоним «текст», т.е. продукт речетворческого процесса.

Третье значение термина «речь»– это речь как ораторский жанр. Ораторские речи бывают полемические, информационные, патетические, разоблачительные и т.д.

Язык един и абсолютен для народа, нации; речь зависит от конкретных собеседников и особенностей ситуации общения. Речь, воплощая языкприменительно к отдельному индивиду, является результатом психофизиологических действий. Речь подчинена языку: говорящий выбирает и сообразно коммуникативному намерению упорядочивает знаки языка. Сам язык предназначен для мышления, однако мыслительный процесс совершается и оформляется именно в речи.Л.В. Щерба различает язык и речькаксловарный материалиего коммуникативное воплощение.

Речь, в отличие от языка, характеризуется не только словесными, но и невербальными атрибутами. Сюда относятся экстралингвистика (мимика, жесты), паралингвистика (темп, сила голоса, интонация), кинесика (двигательная характеристика собеседников).

Речь, высказывание – продукт речевой деятельности. По речи можно определить психологическое состояние говоряще­го, ее целевое назначение, ее коммуникативную значимость, отношение говорящего к собеседнику.

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» – «деятельность».

Речевое общение

Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – речь. Именно поэтому его называют речевым (вер­бальным) общением (в отличие от невербаль­ных средств общения: жестов, мимики, знаков, символов идр.).

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаи­модействия между участниками коммуникации, который направ­лен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевое общение может осуществляться между многими, не­сколькими, двумя людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.

Источник

Речевое общение

Что относится к речевому общению

Сущность общения в человеческом обществе. Понятие «речевое общение». Виды общения. Коммуникативная ситуация. Понятие «манипуляция». Коммуникативные неудачи и барьеры в общении.

Сущность общения в человеческом обществе

Человек как существо общественное нуждается в постоянной связи с другими людьми: ему необходимо советоваться, делиться впечатлениями, эмоциями, знаниями. Способом такого взаимодействия является общение, без которого человеку трудно ощущать себя частью общества. Человечество всегда стремилось развивать общение, то есть обмениваться информацией различными способами. Поначалу это были наскальные рисунки, разнообразные символы и т. п. Затем человек научился издавать звуки, за которыми постепенно закреплялся определенный смысл. Когда человек научился говорить, он приобрел основной способ удовлетворения своих потребностей в общении — речь. Помимо речи человечество может общаться и при помощи других систем знаков: языка глухонемых, азбуки Морзе, системы дорожных знаков, математических и химических формул и т. д. Человеческое общение сильно отличается от общения животных. У последних оно подчинено инстинктам и служит, в основном, для передачи сигналов опасности, угрозы (агрессии) и т. п. Человеческое же общение призвано удовлетворить потребности человека в обмене информацией любого свойства: от короткого комментария до детального анализа того или иного явления (предмета, действия и т. п.), от выражения простого одобрения до неумеренного восхваления, от демонстрации симпатии до объяснения в любви и т. д. Благодаря общению человечество получило возможность обмениваться информацией по любому вопросу и как следствие, развиваться. Общение сыграло огромную роль в становлении цивилизации, то есть в научном, техническом, культурном прогрессе.

Речевое общение — это мотивированное взаимодействие между участниками коммуникации, которое направлено на достижение определенной цели. Речевое общение включено во все другие виды человеческой деятельности (трудовую, социальную, познавательную и т. п.), а потому играет огромную роль в жизни человека как члена общества. Для гармоничного речевого взаимодействия с другими членами общества человеку необходимо ориентироваться в ситуациях общения, учитывать социальные роли собеседников (учитель — ученик, начальник — подчиненный, продавец — покупатель, кондуктор — пассажир, отец — сын, муж — жена и т. д.) и их социальный статус, преследуемые в общении цели. Кроме этого, эффективность речевого общения немыслима без учета индивидуальных психологических особенностей участников общения: есть люди энергичные, агрессивные, спокойные, а иногда и меланхоличные и т. д. Очевидно, что речевое поведение этих людей будет существенно отличаться и не учитывать этот фактор нельзя.

Речевое общение связано с деятельностью, которую совершает человек, когда создает продукт речи (говорит или пишет) или воспринимает этот продукт (слушает или читает). Таким образом, речевая деятельность — это сознательная целенаправленная активность, которую проявляет человек в различных ситуациях речевого общения. Результатом речевой деятельности является текст и мысль, возникающая после знакомства с представленным текстом. Речевую деятельность следует отличать от речевого воздействия. Последнее можно определить как оказание влияния на собеседника при помощи речевых (но не физических или каких бы то ни было еще!) средств, побуждение собеседника к совершению того или иного поступка, необходимого говорящему (пишущему).

В речевом общении можно выделить три стороны: интерактивную (взаимодействие участников общения), коммуникативную (прием, передача, обмен информацией) и перцептивную (восприятие сообщения, понимание друг друга).

Взаимодействие участников общения может осуществляться не только при помощи слов. Оно может быть вообще бессловесным. Пассажир, зайдя в автобус и увидев кондуктора, как правило, молча протягивает ему необходимую для оплаты проезда сумму, а кондуктор в ответ протягивает пассажиру билет и, если требуется, сдачу. Общение состоялось. Каждый участник данной ситуации выполнил свою роль, но без слов.

В структуре межличностного взаимодействия можно выделить три компонента: 1) поведенческий (все действия участников общения, мимика, жесты и т. п.); 2) аффективный (выражение эмоционального состояния, удовлетворенность или неудовлетворенность общением); целеполагающий (осознание собеседниками целей и задач общения, выбор стратегии поведения в данной ситуации).

Второй стороной речевого общения является коммуникация как единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом ситуации общения и статуса собеседников. В структуре коммуникации тоже можно выделить три компонента: 1) процессуальный (выбор вида речевой деятельности: говорение — слушание, письмо — чтение); 2) знаковый (выбор знаковых систем (включая язык) и их форм для передачи информации); 3) текстовый (определенным образом оформленные содержание и смысл).

Третья сторона речевого общения — восприятие (перцепция). Общение может состояться только тогда, когда созданное сообщение воспринято адресатом. Восприятие складывается из трех неразрывно связанных компонентов — понимания, интерпретации и оценки. Действительно, чтобы стать участником общения необходимо сначала понять смысл сказанного собеседником, затем соотнести сказанное с имеющимися представлениями и дать оценку услышанному (или прочитанному). Причем может случиться так, что оценка не будет озвучена в условиях общения, но она сформирована. К примеру, руководитель, высказавший претензии в адрес подчиненного может и не услышать. По понятным причинам, ответа. Однако вряд ли подчиненный не сформулировал своего мнения по поводу сказанного руководителем. Просто в словесной форме это оказалось невыраженным.

На характер общения людей влияют различные факторы. К примеру, с развитием демократии в современном российском обществе можно наблюдать изменения в общении в сторону открытости. Раньше невозможно было представить открытое обсуждение важных для общества вопросов посредством телевидения, радио, газет, социологических опросов, референдумов. Теперь картина совсем иная. Любой вопрос, имеющий отношение к каждому члену коллектива выносится на всеобщее обсуждение, и только после этого принимается какое-то решение. Имеет общение и национальные особенности, поскольку общение является отражением и выражением культуры и традиций данного народа. Применительно к общению в России можно говорить о высокой степени искренности общения, открытости (незамкнутости), что можно объяснить чертами менталитета (интерес к любому человеку из-за огромной территории и относительной низкой плотности населения). Кроме этого, можно говорить и о повышенной эмоциональности русского общения, а также об интересе к представителям других национальностей, поскольку Россия издавна была многонациональным государством.

Общение — сложное явление, и классификация видов общения не может быть построена на основе только одного признака. Исходя из этого, можно выделить следующие виды общения.

Общение вербальное и невербальное. Информацию можно передавать собеседнику не только при помощи слов, но и при помощи определенных знаков, символов, жестов и т. д. Такое (бессловесное) общение называется невербальным. Вербальное (речевое) общение является, как уже было сказано выше, основным видом общения людей.

По положению собеседников относительно друг друга различают общение контактное и дистантное. При контактном общении собеседники находятся рядом, видят и слышат друг друга. Адресат в таком общении конкретен, поэтому говорящий может использовать для передачи информации мимику, жесты, особые знаки, интонацию и т. д. Дистантным общение является тогда, когда собеседники разделены временем и пространством. Это может общение по телефону, когда собеседники разделены пространством, но связаны временем. Это может быть общение посредством письма, когда собеседники разделены и временем и пространством.

По наличию/отсутствию опосредующего аппарата (средства, инструмента) различают общение непосредственное и опосредованное. Непосредственное общение, очевидно, связано с контактным. Это обычная беседа, разговор, лекция, доклад на конференции, мини-диалог в магазине или транспорте. К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, передача информации через телевидение, газеты, радио. Опосредованное общение можно считать общением в том смысле, что в данном случает осуществляется речевая деятельность как производителя речи, так и воспринимающего речь (интеллектуальная и эмоциональная реакция).

С точки зрения форм существования языка общение может быть устным и письменным. Устное общение, как правило, связано признаками контактности и непосредственности, а письменное — дистантности и опосредованности.

С точки зрения признака переменной роли говорящий/слушающий различают общение монологическое и диалогическое. Диалог характеризуется постоянной сменой ролей во время общения. Собеседники поочередно произносят свои реплики и выслушивают чужие. В монологическом общении каждый из его участников сохраняет коммуникативную роль довольно долго, хотя высказывание может быть обращено и конкретному человеку. Сравните, например, речь директора школы 1 сентября и обсуждение в классе (группе) актуального вопроса. В первом случае директор будет долго сохранять коммуникативную роль говорящего, поэтому такое общение можно назвать монологом. Во втором случае собеседники будут обмениваться высказываниями, постоянно меняясь коммуникативными ролями. Такое общение, безусловно, будет диалогическим.

С точки зрения количества и состава участников различают общение межличностное, групповое, массовое. Межличностное общение присутствует тогда, когда общаются два человека. Обычно это происходит в форме диалога. Для группового общения (несколько человек) характерны полилогичные формы: беседа, переговоры, обмен мнениями, совещание и многие другие. Массовое общение можно отобразить формулой 1 — много. Такое общение происходит в условиях, когда адресаты находятся в поле зрения говорящего (учебная аудитория, участники митинга и т. п.). Такое общение происходит в форме лекции, доклада, религиозной проповеди, митинговой речи, парламентской речи и т. д. Кроме этого, к массовому общению можно отнести взаимодействие через средства массовой информации. В таком случае адресаты не видны говорящему, но прогнозируется (любой телеканал или газета периодически проводят исследования насчет потенциальной и реальной своей аудитории).

По характеру отношений между участниками общения оно может быть официальным или неофициальным. Официальное общение ограничено строгими правилами поведения, поэтому такое общение включает в себя большое количество стереотипных, клишированных компонентов: Настоящая справка дана. Доводим до вашего сведения. Контроль за исполнением возложить. Официальное общение является во многом формальным, предписывающим соблюдение правил в соответствии с социальным статусам и коммуникативной ролью. Неофициальное (частное) общение характеризуется относительной свободой в выборе средств и способов выражения мыслей, оно не является строго регламентированным. Неофициальное общение может быть дружеским, непринужденным, фамильярным, интимным. В таком общении господствуют разговорные элементы.

С точки зрения личностных отношений и оценок различают общение кооперативное и конфликтное. При кооперативном общении оценки и установки собеседников в общем и целом совпадают. При конфликтном общении ситуация прямо противоположная: оценки и установки противоречивы.

В классификации видов общения особое место занимают прямые и косвенные сообщения. Если информация передается в форме прямо соответствующей речевому намерению говорящего, то такое сообщение можно назвать прямым. Примером такого сообщения может быть реплика матери по отношению к своему ребенку с просьбой: Убери, пожалуйста, свою обувь! В данном случае для выражения просьбы использована характерная для подобных ситуаций форма повелительного наклонения глагола (убери). Однако аналогичную просьбу можно выразить и другим способом: Кто это свою обувь разбросал? В данном случае для выражения просьбы использована вопросительная конструкция. Но при этом невозможно заподозрить мать в том, что она не знает хозяина этой обуви. Для того чтобы смягчить категоричность требования и сделать это в корректной форме, и используются подобные высказывания. Их и называют косвенными. Если воспринять данное высказывание не как выражение просьбы, а как вопрос (что будет вполне соответствовать грамматическому оформлению), то общение может зайти в тупик, так как не будет достигнута ожидаемая цель.

Современное общение можно охарактеризовать как синкретичное, поскольку разные виды общения в каждой конкретной ситуации тесно переплетаются, трансформируются, перетекают друг в друга. Таким образом, можно говорить о смешанных видах общения. К примеру, на современном телевидении появляются программы, совмещающие в себе и монологическое, и диалогическое общение (ведущий говорит сам, обращаясь к зрителям, а также беседует с «гостем в студии»), к этому добавляются «прямые включения» или телемосты (дистантное опосредованное общение) и т. д.

Речевое событие и речевая ситуация. Структура речевой ситуации: участники (адресант и адресат), отношения между ними, цели (намерения) общающихся, обстоятельства общения.

Социальные и речевые роли.

Дискурс как процесс развертывания речевого события (устного высказывания или письменного текста).

Речевой акт – основная единица речевого поведения, речевое действие, направленное на адресата, определяемое целью (намерением) говорящего (адресанта) и служащая достижению определенного результата. Речевой жанр – понятие, предложенное в 1920-е гг., ставшее известным в конце 1970-х и популярным в 1990-х. Речевой жанр – это первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения; жанр обязательно адресован, имеет собственную нормативную экспрессию; каждая речевая сфера вырабатывает собственный репертуар речевых жанров. Первичными являются жанры повседневного общения.

Типы речевых актов и речевых жанров в соответствии с речевыми целями говорящего: информативные, убеждающие, побуждающие, эвристические, оценочные, этикетные, игровые и т. д.

Соотношение понятий «речевой акт» и «речевой жанр».

Коммуникативное (речевое) поведение личности проявляется в характере речевых и невербальных действий, в манере общения, в эмоциональном настрое, в использовании тех или иных речевых стереотипов и т. д.

Понятие коммуникативной позиции. Коммуникативная позиция говорящего и слушающего. Адекватное и неадекватное коммуникативное поведение человека.

Манипулятивное речевое поведение. Слово «манипуляция» в обывательском представлении имеет неодобрительную окраску. Следовательно, манипулятивным является такое воздействие на наше поведение, которое вызывает отрицательные эмоции.

Таким образом, главными признаками манипуляции являются:

1. Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие. Это означает, что мишенью воздействия являются психические структуры человеческой личности.

2. Манипуляция – это скрытое воздействие. Конечная цель манипулятора и факт самого воздействия должны быть не замечены объектом манипуляции, у которого при этом обязательно сохраняется иллюзия самостоятельности принятия решений и осуществления действий.

Манипуляция имеет место там, где другому человеку (объекту манипуляции) навязываются новые цели, которые им предположительно не преследовались. объясняет это следующим образом: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем на Пинск – это лишь обман. Если он может заподозрить обман, мы показываем ему верную дорогу в расчете, что он отвергнет нашу подсказку как обманную – этот рефлексивный ход тоже не манипуляция, так как первоначальное намерение другого остается без изменений. …Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск. Или он вообще никуда не собирался, но решил сделать что-то благодаря нашему влиянию».

3. Манипуляция – это воздействие, требующее определённых знаний и значительного мастерства.

4. К объектам манипуляции относятся не как к личностям, а как к объектам, можно сказать, вещам. Однако применительно к той или иной конкретной ситуации не всегда можно однозначно этот факт констатировать. Нередко к манипулятивным относят любые техники косвенного воздействия, в том числе управленческие.

Манипуляция возникает на том этапе, когда открыто переиграть соперника уже не удаётся, а подавить его полностью ещё нет возможности.

Вопрос о нравственной стороне манипуляции остается открытым. И, тем не менее, можно однозначно утверждать, что использование её в ситуациях, когда возможно прямое (открытое) воздействие на собеседника, является нарушением риторической этики.

Коммуникативные неудачи и барьеры в общении

Коммуникативная неудача – полное или частичное непонимание высказывания партнером по коммуникации, неосуществление или неполное осуществление коммуникативных намерений (целей) говорящего и ожиданий слушающего. Барьеры общения понимаются как потенциальные причины коммуникативных неудач.

Существующие в научной литературе представления о коммуникативных неудачах и их причинах можно представить следующим образом. Все причины неудач в общении можно разделить на две группы – экстралингвистические (т. е. находящиеся за пределами системы и структуры языка, вне непосредственной связи с его единицами) и лингвистические (т. е. имеющие языковую природу).

Экстралингвистические причины коммуникативных неудач: различия в картинах мира или их фрагментах; несовпадение оценок явлений действительности; нарушение условий места, времени и обстановки общения; нарушение или неверный выбор стереотипов поведения (в том числе этикетных); эмоциональная несдержанность говорящего или неучет им эмоционального состояния партнера; неверно выбранная коммуникативная роль; неправильное прочтение (определение) или игнорирование речевой интенции (речевого намерения) партнера; недостаточность аргументации; неадекватность психического состояния коммуниканта ситуации общения; акустические недостатки в произнесении речи и др.

Лингвистические причины коммуникативных неудач: неустраненная многозначность языковых единиц; неразличение паронимов; неверное или неточное словоупотребление (неверный выбор слова); использование непонятной (в том числе – иноязычной) терминологии; неуместные окказионализмы; неверный порядок слов; неоправданное многословие или, наоборот, неоправданный эллипсис; ошибки в интонировании (логическом ударении, расстановке пауз и др.); неправильное произношение; стилистический разнобой в построении текста; неправильный выбор речевого жанра; использование инвектив и др.

Конфликты в речевом общении

Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов общения, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Соотношение понятий «противоречие» и «конфликт». Социальная роль конфликтов (конфликты с функциональными последствиями и конфликты с дисфункциональными последствиями). Причины возникновения конфликтов. Виды конфликтов по объему (внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые), по длительности протекания (кратковременные и затяжные), по степени влияния («лихорадящие» и разрушительные), по источнику возникновения (объективно обусловленные и субъективно обусловленные). Типы конфликтных личностей. Этапы и способы разрешения межличностных конфликтов (признание наличия конфликта; договоренность о процедуре его обсуждения; создание атмосферы сотрудничества и лояльности; определение сути конфликта; оценка возможных вариантов решения проблемы; сосредоточенность на интересах, а не на позициях сторон и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *