Что относится к развлечениям человека
Развлечение
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Развлечение» в других словарях:
развлечение — См. забава. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. развлечение веселье, забава; потеха; хиханьки хаханьки, игрушка, удовольствие, утеха, отвяз, отвязка, рассеяние, увеселение,… … Словарь синонимов
Развлечение — Развлечение ♦ Divertissement Способ занять свой ум чем либо малозначительным, чтобы не думать о главном: о том, как мало мы значим, о том, что нас ждет небытие. Это своего рода добровольное переключение внимания, метафизическое отвлечение.… … Философский словарь Спонвиля
РАЗВЛЕЧЕНИЕ — РАЗВЛЕЧЕНИЕ, развлеченияя, ср. 1. только ед. Действие по гл. развлечь развлекать (книжн.). Придумать игру для развлечения детей. 2. То, что развлекает, служит потехой. «Единственное мое развлечение состояло в наездничестве.» Пушкин. Искать… … Толковый словарь Ушакова
Развлечение — «РАЗВЛЕЧЕНИЕ» еженедельный московский «литературный и юмористический журнал с политипажами». Выходил с 1859 по 1905. Организован Ф. Б. Миллером, который и был его редактором и издателем до своей смерти (1881). После Ф. Миллера журнал издавался… … Литературная энциклопедия
РАЗВЛЕЧЕНИЕ — РАЗВЛЕЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. развлечь, ся. 2. Занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее. Массовые развлечения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
развлечение — Банальное, бездумное, беззаботное, беспечное, бесхитростное, ветреное, детское, единственное, заезженное, избитое, истасканное, легковесное, легкое, легкомысленное, любимое, маленькое, мальчишеское, мелочное, мирное, невинное, несерьезное,… … Словарь эпитетов
развлечение — РАЗВЛЕЧЕНИЕ1, веселье, увеселение РАЗВЛЕКАТЬ/РАЗВЛЕЧЬ, веселить/повеселить, забавлять/позабавить, зани мать/занять, потешать/разг. потешить, увеселять, устар. забавить, устар., сов. распотешить, разг. тешить РАЗВЛЕКАТЬСЯ/РАЗВЛЕЧЬСЯ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
развлечение — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? развлечения, чему? развлечению, (вижу) что? развлечение, чем? развлечёнием, о чём? о развлечении; мн. что? развлечения, (нет) чего? развлечений, чему? развлечениям, (вижу) что? развлечения,… … Толковый словарь Дмитриева
развлечение — ▲ занятие ↑ вызывающий (что), удовольствие развлечение занятие, доставляющее удовольствие. развлекать, ся. развлекательный. забава. забавник. забавлять, ся. забавный. затейник. | позабавить. | занятный. занимательный. тешить, ся. натешиться.… … Идеографический словарь русского языка
Развлечение — еженедельный литературно юмористический журнал с карикатурами, старейшее из наших юмористических изданий. Издается в Москве с 1859 г. Основан поэтом переводчиком Федором Богдановичем Миллером (см.). После его смерти (1881) издательские права… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
Развлечение есть «занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее» (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).
Априорно принятым условием, аксиомой, не требующей доказательств, является при этом свобода выбора, поскольку удовольствие, полученное таким образом, не может совмещаться с принуждением, обязанностью или обязательством, то есть тем или иным типом долженствования.
Развлечения призваны доставлять удовольствие, они по своей сущности гедонистичны: из современных авторов эту точку зрения высказывает, например, Р.Дж. Коллингвуд (в работе «Принципы искусства»). Вопросом является утилитарность этих явлений: гедонизм утилитарен, например, в трактовке Лоренцо Валлы. В известной степени утилитарным характером должны обладать и развлечения, поскольку они имеют своим результатом релакс, отдых, наслаждение, особого рода эмоциональную разрядку. Эффект сходства и тесного взаимодействия двух понятий – гедонизма и утилитаризма отмечает также И. Бентам. Определение добра и зла дается им с точки зрения гедонизма: удовольствие само по себе добро, страдание – зло.
Сфера развлечений включена в культурный контекст, она при этом обусловлена социально, темпорально, национально, религиозно и экономически. Спектр развлечений в исторической ретроспективе чрезвычайно разнообразен. Типологизация данных практик возможна по их видам: доставляющие удовольствие, развлекающие занятия могут быть сгруппированы в такие блоки, как туризм, занятия спортом, общение, самодеятельное творчество (хобби, современное DIY), игры, в том числе азартные, занятия, связанные с искусством, и др. Типологизация развлечений может быть построена на степени личной вовлеченности актора, его индивидуальной активности, степени включенности в культурно-творческие процессы. Также подобные мероприятия могут классифицироваться по контингенту, количеству участников (массовые, групповые, индивидуальные).
Большое значение для развлечений приобретает досуг как необходимое условие, как временной фактор, маркирующий особо выделенную, самоценную сферу жизни. Здесь само по себе развлечение, удовольствие, отдых неизменно имеют приоритет. Таким являлся высокий Досуг в Античной Греции – времяпрепровождение, к которому относились с пиететом, что запечатлено в философской рефлексии Аристотеля: досуг как конечная цель существования «свободнорожденных и культурных» греков.
В различные эпохи развлечение и досуг будут в большей степени ассоциироваться с образом жизни господствующего, в известной степени «праздного» класса. Для низов развлечения связаны главным образом с праздниками, со временем праздничной вседозволенности, когда народ, свободный от тяжелого труда, вступал «в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия» (М. Бахтин). Праздники традиционно включают значительную долю развлекательного компонента, который возрастает по мере уменьшения сакральности содержания и их официозной регламентации.
К особой разновидности развлекательной культуры относятся зрелища, представляющие пассивный тип развлечений. В Риме впервые в европейской истории формируются основы зрелищной индустрии, призванной обслуживать потребности огромной массы праздного населения, сконцентрированного в городах. «Хлеба и зрелищ» требовал римский плебс, и власти выполняли социальный заказ. Разнообразные игры, конные состязания, бои гладиаторов, звериные травли, выступления актеров, борцов, канатоходцев давали «духовную» пищу низам, предотвращая социальные выступления.
С наступлением Средневековья зрелище онтологизируется в христианской традиции, демонстрируя впечатляющие образцы культовой практики – церковные службы и ритуалы, мистерии и миракли, культовую музыку. Остается, однако, иная, проходящая сквозь века традиция площадных праздников и смеховых обрядов, разнообразных карнавализованных, балаганных, фольклорных форм развлечения народа, – тех форм, которые в Новое время приобретут статус массового искусство, станут одним из факторов, формирующих так называемое общество досуга.
Традиционные развлечения господствующего класса в Средние века – охота, турниры, пиры, поэтическое и музыкальное творчество, посвященное Прекрасной Даме. В дальнейшем турниры уступят место менее милитаризированным забавам – танцам, сформировавшим бальную культуру, маскарадам, концертам, театральным спектаклям. В эпоху Ренессанса гуманисты оказали большое влияние на светскую придворную культуру: развлечением становится досуг, заполненный учеными занятиями, интеллектуальным трудом, и потому высокий и «сладостный», противостоящий профанному и «ленивому» досугу черни. Он проходил в общении с единомышленниками в придворных кружках и академиях: занятия гуманистов положили начало интеллектуальному типу развлечений, в том числе чтению, беседе, обмену информацией.
К развлечениям знати добавляется практика коллекционирования, формируется заказ на искусство, оформляющее бесконечный «праздник бытия». Увлекаются изобразительными искусствами, литературой, философией, историей, музыкой. В Новое время получает развитие «пиршественная культура» знати. Придворная, позднее салонная жизнь верхов с ее визитами и приемами, танцевальными вечерами и балами, прогулками и пикниками служит образцом для среднего класса. Галантные празднества аристократии сменяются викторианской респектабельностью – соблюдение приличий, «хороший тон» превращаются в важнейший закон частной и общественной жизни, что накладывает отпечаток на популярные развлечения.
В эпоху постмодерна развлечение становится продукцией массового производства, а общество номинируется как потребительское и досуговое. Роль современных героев массовая аудитория неизменно отдает лицам, развлекающим и занимающим публику – телеведущим, популярным артистам кино и эстрады, певцам, ярким политикам и спортсменам. Массовое сознание требует соответствующего оформления развлекательной продукции, которая по преимуществу представляет собой культуру фольклористскую (Н. Зоркая). Ее качественные характеристики будут неизменно сводиться к занимательности интриги, зрелищности и яркости; также должен соблюдаться определенный канон типологической узнаваемости, стереотипности образов и сюжетов.
Индустрия развлечений: понятие и основные категории
Развлечения — одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Нужда в них появляется сразу после удовлетворения первичных потребностей. Удовлетворенность их качеством и доступностью является для человека индикатором его социального положения, а для общества — показателем развития экономики страны в целом и ее социальной сферы в частности, т. к. формирование индустрии развлечений есть прямое следствие достижения определенного уровня доходов населения, когда у него появляются свободные средства. Практика создания специальных условий для организации процессов развлечений привела к появлению достаточно мощной индустрии развлечений, которая в ее современном виде сложилась к концу XX века.
Мировая индустрия развлечений аккумулирует миллиарды долларов и является значимой частью экономики большинства стран. Несмотря на масштабность индустрии развлечений, система экономических знаний в отношении данной сферы исследований имеет неопределенный и неоднозначный характер. Открытыми остаются вопросы не только менеджмента и маркетинга — не полностью сформирован понятийный аппарат и базовые теоретические положения исследуемой области.
Целью данной статьи является формирование основных категорий понятийного аппарата современной индустрии развлечений.
В индустрию развлечений, кроме концертных залов, казино, кинотеатров, входят парки, аттракционы, ночные клубы, интернет-кафе, аквапарки, картодромы и пр. Сюда могут быть отнесены и предприятия, организующие спортивно-зрелищные мероприятия, а также занятия физической культурой (например, бассейны, спортивные залы и пр.). С развлечениями могут быть связаны и некоторые предприятия культуры (библиотеки, музеи, выставки).
Разнообразие в индустрии развлечений признается всеми как достоинство, но в то же время является существенным фактором, затрудняющим менеджмент и маркетинг данных объектов. Наиболее точно действительность в отношении сформированности теоретической базы индустрии развлечений отражают высказывания специалистов и предпринимателей, оперирующих в данном секторе экономики, прозвучавшие на конференции «Индустрия развлечений и игорный бизнес» (март, 2004, Москва): «. Само понятие «индустрия развлечений» достаточно широко, и до настоящего времени, как у власти, так и у бизнеса нет его единого четкого определения. В индустрию развлечений входят кинотеатры, театры, гольф-клубы, парки, аквапарки, ночные клубы, спортивные и оздоровительные центры, роллердромы, катки и пр. С индустрией развлечений связаны многие направления предпринимательской деятельности: туристический, строительный бизнес, компании пищевой промышленности и т. д. Существует мнение, что игорный бизнес (казино, игровые автоматы, тотализаторы и др.) также являются частью индустрии развлечений. » 1
Компания Pricewaterhouse Coopers следующим образом определяет понятие «индустрия развлечений»: «. В понятие индустрии развлечений включена любая деятельность, защищенная авторскими правами и имеющая отношение к кинобизнесу, музыке, телевидению, литературе, производству компьютерных программ, видео- и аудиоматериалов, а также компаний, связанных с их доставкой и сбытом».
Как и приведенные выше, большинство существующих определений индустрии развлечений сводятся к перечислению видов деятельности или предприятий, отнесенных к развлечениям. Однако данный подход не выявляет специфику деятельности предприятий,занятых в развлечении людей и не отражает вид потребности, на который они ориентированы.
Определим содержание мотивов и потребностей, удовлетворяемых продуктами индустрии развлечений.
Общеизвестно, что развлечения непосредственно влияют на духовное состояние. Посредством развлечения человек удовлетворяет свои духовные, интеллектуальные или физиологические потребности, оценивает себя как личность, анализирует свою роль в различных ситуациях и социальных системах, получает заряд эмоций и острых ощущений. Рассмотрим ряд определений и попытаемся определить ключевые характеристики развлечения как такового.
Ключевым моментом и основным побуждающим мотивом развлечения являются впечатление и удовольствие. Согласно Энциклопедическому Словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: «. впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, события)». Удовольствие является следствием полученных впечатлений. Толковый словарь русского языка дает такое определение термину «удовольствие»: «Под удовольствием подразумевают контролируемое чувство радости от приятных впечатлений, переживаний, создающее положительный эмоциональный фон».
Анализируя вышеприведенные определения, можно выделить общие характеристики развлечений — это удовольствие, комплекс положительных эмоций, впечатлений, которые сопровождают процесс развлечения или являются его результатом, не зависимо от того, в какой форме оно представлено. Форма или источник развлечения могут быть различными — будь то катание на роликах, игра в карты, домино, посещение ночного клуба или просмотр игры футбольной команды.
Рис. 1. Схема связей элементов потребления развлекательных услуг
В качестве факторов внешней среды, указанных в схеме, выступают факторы, влияющие на выбор средств удовлетворения указанной потребности:
Принимая во внимание отмеченное выше, а также существование в мировой теории и практике аналогичных и смежных понятий, возможно понимание термина «индустрия развлечений» как взаимоувязанной системы предприятий и предпринимателей, предоставляющих все необходимые для потребления в процессе развлечения и достаточные для осуществления собственно процесса развлечения людей услуги и товары.
Совокупность предприятий, предоставляющих развлекательные услуги и организующих досуг людей, образует инфраструктуру развлечений. Под инфраструктурным объектом, относящимся к сфере развлечений, следует понимать целостный функционирующий объект, представляющий собой здание, его часть или совокупность зданий нежилого назначения, сооружения и соответствующие объекты, предлагающие услугу или комплекс услуг развлекательного характера.
Современные развлекательные центры редко останавливаются на одном направлении, и, как правило, в основе их предложения лежит продукт, имеющий в своей основе комплекс развлечений и ряд сопутствующих услуг: питание, размещение, розничная торговля и прочее. Данное обстоятельство обусловливает сложную и многоуровневую структуру продукта индустрии развлечений (рис. 2). Сложная структура продукта объектов развлекательной инфраструктуры является особенностью индустрии развлечений, определяющей специфику маркетингового инструментария.
Рис. 2. Структура продукта предприятий развлечений
Ядро (Core product — базовый продукт) якорный вид деятельности, основное направление деятельности объекта развлекательной инфраструктуры, генерирующий поток целевой аудитории. Смысл существования объекта развлекательной инфраструктуры заключается в предоставлении базового набора услуг. В качестве якоря, как правило, выступают кинотеатры мультиплексы, детские развлекательные центры, боулинг, а также фитнес-центр, океанариумы и аквапарки.
Как было рассмотрено выше, развлечения могут играть дополнительную функцию в объектах смешанного формата. В таких случаях, развлекательной компоненте отводится место на периферии. А в качестве якоря задействованы крупные (от 1 000 кв. м) продуктовые магазины, супермаркеты бытовой техники, спорттоваров, детских товаров, монобрэндовые магазины модной одежды (в большей степени женской).
Периферия (Augement product — дополнительный продукт) — составляет комплекс сопутствующих услуг центра развлечений. Это могут быть многочисленные фуд-корты, магазины, салоны и проч. Перечень дополнительных услуг, их разновидность и сочетание являются индивидуальными для каждого развлекательного объекта, и определяется линией позиционирования, тематизацией объекта, объемом капиталовложений, наличием свободных площадей, сложностью объектов и техническими требованиями, наличием объектов, расположенных вблизи развлекательного комплекса. Создание особого комплекса дополнительных услуг вокруг якорного вида деятельности часто бывает единственным направлением дифференциации, позволяющим клиенту сделать выбор в пользу того или иного центра развлечений.
Завершенность понимания ключевых терминов индустрии развлечений, сущности, продуктовой направленности и специфики ее продукта позволяет рассуждать об инструментальных подходах менеджмента и маркетинга в управлении этими предприятиями.
2 Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
Виды культурно-досуговой деятельности
Аделя Шагиахметова
Виды культурно-досуговой деятельности
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно
классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.
Отдых — это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий — отдыхать.
Отдых можно подразделить на пассивный и активный.
При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т. д., размышлениями, непринужденной беседой на тему волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения с людьми). В случае необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам.
Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т. д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания, а иногда и возникшие в данный момент потребности.
Виды отдыха.
• Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
•Работа на территории детского сада: рыхление земли, полив
и прополка растений, уборка группового помещения; работа
в уголке живой природы.
•Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде;
скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.
• Игры со снегом, песком и водой.
• Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).
• Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом,
бумагой, карандашами и красками и другими материалами.
• Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.
• Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.
• Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео, детских телевизионных передач и художественных фильмов.
Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки.
Развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию,знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. ; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности;развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т. д.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль они играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного и теневого театров, дети получают стимул к собственному творчеству.
Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т. п.). В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы. При определении времени проведения развлечений воспитателю следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети обязательно должны гулять во второй половине дня (световой день в зим-
нее время короче, и если развлечения проводить после полдника, как
это принято, то дети пойдут на прогулку, когда на улице уже темно, что
снижает ценность прогулки).
Желательно в осенне-зимний период проводить такие мероприятия
перед ужином, а в весенне-летний период после полдника, при этом
они могут быть более эмоциональными. Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение, более длительное по времени (30—35 минут, с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни — короткие (5—10 минут) веселые забавы (маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизированных моментов из жизни ребят в детском саду или по литературным произведениям). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-до-
суговой деятельности на другой. Их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительной атмосферы.
Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Воспитатель должен научиться видеть и чувствовать детей, которым необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать для себя занятие.
В практике работы дошкольных учреждений используются три вида
развлечений (они различаются по степени активности участия детей):
— дети являются только слушателями или зрителями;
— дети — непосредственные участники;
— участниками являются и взрослые, и дети.
Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности.
• Театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр и др., то есть все виды театров и театральной деятельности).
•Познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаев и традиций родной страны, народа; экологические.
•Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры,
Любимым видом развлечения является театрализованное представление.
Не менее интересными для детей развлечениями являются театр игрушки и театр картинок. Их легко организовывать, так как они не требуют сложного технического устройства. Для театра игрушек в качестве сцены используют несколько сдвинутых вместе столов, на стульях игрушки должны лежать так, чтобы дети их не видели. Воспитатель берет куклу и начинает разыгрывать перед детьми сюжет сказки (пьесы) или импровизировать ситуации из жизни группы. Этот вид развлечений можно организовать в любой момент.
Значительное место в организации развлечений занимают концерты — исполнение музыкальных и литературных произведений в чередовании сольных и коллективных выступлений детей и взрослых. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях и могут включать вокальную или инструментальную музыку.
К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Фокусы.Они вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение.Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальными, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, не требующие ни сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, графином, щеткой,
шнурком и др., ни особого умения. Успех во многом зависит от умения
педагога интересно объяснить и преподнести их детям.
Шутки. Им дети рады всегда. Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях.Необходимо помнить одно: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим. Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.
Шарады. Это — отгадывание слов по частям (обычно по слогам).
Прежде чем загадывать шарады, надо объяснить детям технику их отгадывания.Например: первый слог — нота (фа, второй — тоже нота (соль, а целое — на горох похоже (фасоль).
Загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От количества этих признаков и того, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или
сложность загадки. Педагог должен в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку — тогда процесс отгадывания будет более осмысленным. Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь решения.
Загадки могут быть направлены на закрепление и обобщение представлений и знаний детей о том или ином предмете или обращать их внимание на ту или иную особенность, характерную черту или на ряд свойств.
Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а также от возраста детей. Такой вид развлечений может проводиться как со всеми детьми группы, так и с подгруппой. Но, как правило, в таких мероприятиях любят принимать участие все дети. Загадки следует подбирать с учетом возраста.
Аттракционы. Они дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Воспитатель должен подумать о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды детей) были равными. Аттракционы подбираются с учетом возраста детей (или усложняются при их проведении со старшими детьми). Так, например, в аттракционе «Собери листья» малышам предлагается простое задание (кто скорее соберет разбросанные по полу листья, а детям старшего возраста — более сложное (не только собрать листья, но и составить из них красивый букет).Воспитателю необходимо помнить: когда игра закончится, победителей следует поощрить морально (педагог дает положительную оценку, а дети хлопают) или материально (дается «медаль» или флажок за умение побеждать).
Сюрпризы. Это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь детей в детском саду.
Виды развлечений.
•Концерты: тематические, исполнения музыкальных произведений, литературных произведений; народного творчества; детской художественной самодеятельности, музыкально-литературные.
•Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности.
•Познавательные вечера: КВН и викторины, посвященные жизни
и творчеству композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаям и традициям народа, региона, страны; экологические и посвященные природным явлениям, математические и др.
•Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами, веселые старты, аттракционы (спортивного содержания).
•Театрализованные представления: кукольный театр, народный театр Петрушки, фланелеграф, пальчиковый, теневой, театр игрушки, плоскостной театр; инсценирование сказок, рассказов, песен; детская музыкальная опера, мюзиклы, музыкальные ритмопластические спектакли.
•Забавы: развлечения с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, аттракционы с механическими и электрическими игрушками, сюрпризные моменты.
• Просмотр видео- и телефильмов, детских телевизионных передач, слушание аудиозаписей, компьютерные игры.
Праздник — это день, объединяющий всех, наполненный радостью
и весельем. Особое значение праздник имеет для детей. Праздники в
детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых — создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. деятельность в предпраздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Ребенок не может быть пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, груп-
пы и других помещений детского сада.
Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью.
Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка,
раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, то есть является одним из видов культурно-досуговой деятельности.
Мы считаем, что самостоятельная деятельность ребенка носит элементы самообразования, имеющего свою специфику и связанного с его
Самообразование осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя в некоторых случаях к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т. д.). Потребность ребенка в самообразовании в полной мере зависит от взрослых, их кругозора и стремления к новым знаниям, умения «зажигать» этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении.
Для того чтобы самообразование стало средством самовоспитания детей, взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать»; воспитывать такие нравственно-волевые качества, как умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей и т. п.
Виды самообразования.
•Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.
• Коллекционирование различных предметов, хобби.
• Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная
деятельность.
• Посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок,
театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.
Творчество также рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый человек использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения. Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желаемому результату, но участие в ней не проходит для него бесследно.
Сценарий досуговой деятельности «Мама — первое слово» «Мама – первое слово» Задачи: 1. Обучающая Способствовать созданию положительных эмоциональных впечатлений детей и родителей от совместного.
«Приобщение детей к национальным истокам посредством культурно-досуговой деятельности» Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО отведена национально-региональному компоненту. Я предлагаю.
Доклад «Сценарий как средство организации досуговой деятельности» Доклад На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности». Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества,.
Формирование семейных ценностей через организацию досуговой деятельности в ДОУ Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью.
Фото-коллекция образовательной и досуговой деятельности «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об.
Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.
Музыкально-литературная гостиная-одна из форм культурно-досуговой деятельности «О Музыке» Тихо, тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде Разноцветном, расписном И раздвинулся вдруг стены Вся.
Перспективный план культурно — досуговой деятельности во всех возрастных группах на 2017–2018 учебный год Пояснительная записка. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников.
Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Передерей Е. П. Модернизация.
Выступление «Виды культурно-досуговой деятельности детей и подростков» Введение. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни российского общества.